История написания романа Гончарова «Обрыв»: сочинение

История написания романа Гончарова «Обрыв»

В стране начинается подготовка реформ, в том числе и отмены крепостного строя. Гончаров и Тургенев радовались и приветствовали эти реформы. Тургенев всегда называл себя «поклонником» 19 февраля 1861 года (отмены крепостного права). Гончаров, хотя и мало и неохотно высказывался на эти темы, считал 19 февраля 1861 года началом новой эпохи в развитии России. Еще в 40-х годах Гончаров верил в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние, и всем своим творчеством он старался подтвердить эту мысль. Гончаров и Тургенев, как и другие русские либералы, страшились революционных бурь. Гончарову так же, как и Тургеневу, «претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского». Гончаров-цензор не за страх, а за совесть борется с «нигилизмом» как со «злом», которое «кроется в незначительном круге самой юной, незрелой и неразвитой молодежи, ослепленной и сбитой с толку некоторыми дерзкими и злонамеренными агитаторами, ныне удалившимися или удаленными мерами правительства с поприща деятельности». Отношение Тургенева к «нигилизму» было сложнее. С одной стороны, он с сочувствием относился к передовой молодежи, испытывал к Базарову, по собственному признанию, «влечение, род недуга». Но в то же время вполне закономерным был его уход из «Современника» – центра революционной демократии, журнала, возглавляемого Чернышевским, Некрасовым, Добролюбовым.

Во многом похожи тургеневские и гончаровские герои. И дело тут не только в общности жизненного материала, но и в близости идейных позиций писателей. Оба писателя симпатизируют «лишним людям».

Взаимная неприязнь, порожденная необоснованной подозрительностью Гончарова и внутренним различием творческой манеры двух замечательных русских романистов, эта, по выражению самого Гончарова, «жалкая история» на многие годы омрачила Жизнь писателя. Не могла не отразиться она и на работе над «Обрывом». В трех верстах от Симбирска, на опушке леса, раскинулась усадьба помещика Киндякова. К усадьбе примыкал большой фруктовый сад, спускавшийся к Волге, а за ним был обрыв. Киидяковская роща была любимым местом загородных прогулок симбирских жителей. Любил здесь бывать и Гончаров.

«С одной стороны Волга, с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города», – так писал Гончаров об этих местах.

Встречи с родными местами, красавицей Волгой всегда были радостными для писателя. Здесь он отдыхал от суеты петербургской жизни, запасался новыми впечатлениями.

Весной 1862 года Гончаров, вместо обычной поездки за границу для лечения, приехал в Симбирск и остановился у своей сестры Анны Александровны. По его просьбе сюда приехала из деревни и его няня – Аннушка.

В гостях у сестры было «хорошо, как при маменьке». Маленький домик Набит был, как улей, расположенными к Гончарову людьми. Все старались создать условия для работы писателя, и эти старания вносили в дом суету и шум.

уету и шум. А иногда набегут племянники, нашумят, накричат и кончается все дело тем, что он сам начинает шуметь и уходит с ними на Волгу и в поля.

«Дядя, – писала племянница Гончарова, – был удивительно изящен во всем: в манерах, в разговоре, даже в отдельных выражениях, что мне особенно нравилось». Но временами, по ее словам, он был раздражителен, страдал головными болями – перед дурной погодой или грозой. Гончаров избегал лишних встреч и работал над новым романом. В свободное время он отправлялся на прогулку, много ходил, любил гулять по высокому берегу, где чувствовалось дыхание Волги.

Но работа над романом шла туго, Гончаров понимал, что нельзя закончить произведение, пока он не разберется в быстро меняющейся русской жизни. Прошло три года. В апреле 1868 года Стасюлевнч – редактор журнала «Вестник Европы», прослушав три части нового романа Гончарова, договорился с автором о печатании романа в своем журнале. «Это прелесть высокого калибра. Что за глубокий талант! – писал Стасюлевич 28 марта своей жене. – Одна сцена лучше другой. Думаю, что этот роман не минует «Вестника Европы»; недаром же автор никого не допустил к слушанию романа, кроме меня».

Успех чтения окрылил Гончарова. С воодушевлением принялся он за окончание романа.

Стасюлевич поторапливал Гончарова, настойчиво советовал уехать за границу – писать роман. И в том же 1869 году Гончаров уехал в Киссинген. Там он старался не встречаться со знакомыми, искал уединения, тишины. И
как всегда – внезапные перемены настроения, возникающие под влиянием незначительных обстоятельств. То вдруг наступал подъем сил – и он писал сразу целую главу, а то из-за «чертовой куклы», поселившейся напротив и измучившей писателя игрой па фортепьяно, впадал в творческую депрессию. А потом опять наступал период душевного подъема. И если в июне роман был еще только «в голове кончен», то к сентябрю 1868 года он вчерне был закончен и на бумаге. «Этот роман – был моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места. Всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь…», – писал позднее Гончаров.

Встречавшийся с Гончаровым писатель П. Д. Боборыкин пишет: «Мне привелось услыхать от него одну весьма ценную подробность о том, как писался «Обрыв». Это было, кажется, еще во время прогулок наших по Берлину.

Последнюю часть «Обрыва», задуманного им так давно, он писал за границей, на водах и, если хорошо помню, – в Париже.

– Целыми днями писал я, – рассказывал он, – с утра до вечера без всяких даже маленьких остановок, точно меня что несло. Случалось целый печатный лист исписывать в день и больше, и так быстро, что у меня делалась боль в пальцах правой руки, и я из-за нее только останавливал работу.

Ведь это было во вторую половину 60-х годов, когда Гончарову было уже за 50 лет… В «Обрыве» общий замысел и отдельные лица подвергались критике; но язык почти везде так же хорош и колоритен, как и на лучших страницах «Обломова».

За год до опубликования «Обрыва» в умеренно-либеральном «Вестнике Европы» Н.

о-либеральном «Вестнике Европы» Н. А. Некрасов обратился к Гончарову с предложением напечатать роман в «Отечественных записках» – передовом журнале тех лет (Некрасов был редактором этого журнала), продолжавшем революционно-демократические традиции закрытого правительством «Современника».

История написания романа Гончарова “Обрыв”

В стране начинается подготовка реформ, в том числе и отмены крепостного строя. Гончаров и Тургенев радовались и приветствовали эти реформы. Тургенев всегда называл себя “поклонником” 19 февраля 1861 года (отмены крепостного права). Гончаров, хотя и мало и неохотно высказывался на эти темы, считал 19 февраля 1861 года началом новой эпохи в развитии России. Еще в 40-х годах Гончаров верил в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние, и всем своим творчеством он старался подтвердить эту мысль. Гончаров и

Мысль семейная Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви.

Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова) В статье “Лучше позже, чем ни­когда” Гончаров писал: “.если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны.

Характеристика образа Тушина в романе Гончарова “Обрыв” В “Обрыве” дворянину-дилетанту Райскому и нигилисту Волохову противопоставлен человек “дела” – Иван Иванович Тушин. Тушину присущи “мысли верные, сердце твердое”. Это далекий от мечтаний “хозяин земли и леса”, трезво смотрящий.

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” “Обломов” – вершина творчества И. А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и.

Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова “Обломов” Можно сказать, что роман Гончарова “Обломов” построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представ.

Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова “Обломов” Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так.

“У истинного таланта каждое лицо – тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.” (По роману Гончарова “Обломов”) “Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова!” – утверждает И. Ф. Анненский. И с этим трудно не согласиться, так как с момента опубликования первого фрагмента романа “Обломов” прошло больше ста пятидесяти.

Чацкий и Софья Главный герой комедии – Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам. Любовь Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее.

Обломов и обломовщина как явление русской жизни Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной.

Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов” Возвышенное сверкает подобно молнии среди ночного мрака, и поражает нашу душу Вольтер Кто красоту не может защитить, Ее златой медали не достоин Шиллер Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос.

Человеческие типы в романе И. А. Гончарова “Обломов” В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и.

Гоголевские традиции в романе И. А. Гончарова “Обломов” Как видно из вышесказанного, необходимо различать традиции самого Гоголя и “гоголевского направления”. Если с “гоголевским направлением” Гончаров склонен полемизировать, то традиции самого Гоголя сохраняли для него большую актуальность при создании.

“Человек сам создан устраивать себя и даже менять свою природу” (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Вынесенные в заголовок сочинения слова, поражающие точностью и глубиной, были произнесены А. Штольцем в романе И. А. Гончарова “Обломов”. Я считаю, что в них скрыт глубокий смысл, но они достаточно.

Роль сна Обломова Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя.

Надо ли “торопиться жить” Роман И. А. Гончарова – это роман-диалог, роман-спор, который не кончается со смертью Обломова, с последней страницей романа. Несмотря на поражение Обломова и убедительность Штольца, остается ощущение, что истина в.

Смысл названия романа И. Гончарова И. А. Гончаров (помимо того, что он великолепный писатель) – мудрый человек и тонкий психолог. Название его первого романа звучит как некий диагноз. Сложно сказать, диагноз ли это “болезни” определенной.

“Воспитание – великое дело им решается участь человека.” (По роману Гончарова “Обломов”) Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием “решается участь человека”, можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу – главным героям романа И. А. Гончарова “Обломов”. Казалось.

Читайте также:  Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать.

Захар – слуга Ильи Ильича Обломова Этому типу людей Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных ему представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.

Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына Любовь – сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он.

Сейчас вы читаете: История написания романа Гончарова “Обрыв”

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обрыв”: краткое содержание, история создания

Роман Ивана Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого приведено в этой статье, был завершен в 1869 году. Это заключительная часть своеобразной трилогии автора, в которую также входят произведения “Обломов” и “Обыкновенная история”. В общей сложности автор работал над романом два десятилетия. Дополнительные трудности возникли из-за конфликта с Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал некоторые сюжетные линии в своих романах “Накануне” и “Дворянское гнездо”. Впервые “Обрыв” был напечатан в журнале “Вестник Европы”.

История создания

Роман Ивана Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.

Если говорить кратко, история создания романа “Обрыв” такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.

Интересна творческая история романа “Обрыв”. Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были “Вера”, “Художник Райский”, “Художник”, “Райский”. Работал Гончаров медленно, параллельно написав “Обломова” и съездив в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”.

Краткое содержание

Роман Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями – Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.

Там же и две его сестры – Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.

Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.

Сам Райский в романе “Обрыв” – персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.

Образ Райского в романе “Обрыв”

В Петербург Райский приехал из родового имения. Пытался освоить много занятий, но ни в чем не нашел своего призвания. Понял только, что главным в его жизни будет искусство. Именно в таком состоянии духа он отправляется на свою малую родину.

После смерти его родителей имением управляет двоюродная бабушка, которую зовут Татьяна Марковна Бережкова. Она старая дева, которой в молодости не позволили выйти замуж за ее избранника – Тита Ватутина. Примечательно, что и он остался холостяком, до сих пор ездит к Татьяне Марковне с подарками для нее и ее сирот, находящихся на воспитании, Марфы и Веры.

Имение Райского

Имение, в котором прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Картину в нем портит только жуткий обрыв, который находится в конце сада. Он пугает практически всех обитателей дома. Существует предание, что давным-давно ревнивый супруг убил на дне этого оврага свою жену и ее любовника, а потом покончил собой. Прямо на месте преступления его тело и зарыли.

Татьяна Марковна с радостью встречает Райского, которого тут же пытается ввести в курс дела, чтобы он помогал ей в управлении хозяйством. Но Борис абсолютно равнодушен к делам, его волнуют только поэтические впечатления.

После каникул Райский возвращается в Петербург. В университете он сближается с сыном дьякона Леонтием Козловым, забитым и робким. Читатели романа “Обрыв” часто удивляются, что общего могло быть между ними. Один – скромный юноша, мечтающий о преподавании в российской глубинке, а второй – поэт, одержимый романтическими страстями.

После окончания университета Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, он так и не может найти себе дела. Важнейшей целью остается кузина Софья, которую он все пытается покорить. Все вечера он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, какой ему представляется истинная жизнь. Но ни к чему конкретному это не приводит.

А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова зазывает юношу в Малиновку. Оказывается, что поблизости от имения обосновался и Леонтий. Отчаявшись пробудить страсть в Софье, он решает ехать.

К тому же происходит досадная неприятность. Он показывает портрет Софьи Аянову, который дает весьма нелицеприятную оценку, заявив, что она тут будто пьяна. Не оценивает его и признанный художник Кирилов.

Райский находит красоту

Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова “Обрыв” (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.

Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.

Друг Леонтий

Иван Александрович Гончаров с упоением описывает жизнь Малиновки. Тут же обосновался и Леонтий Козлов, который, как выясняется, женат на дочери эконома Ульяне. В нее были влюблены многие студенты, но она в итоге выбрала Леонтия и уехала за ним в российскую глубинку.

Дома Райский застает множество гостей, приехавших его повидать. Деревенская жизнь катится по наезженной колее. Главный герой ездит по окрестностям, вникая в жизнь и быт окружающих людей. Однажды он становится свидетелем выяснения отношений с дворовым Савелием, который приревновал свою жену Марину. Райский убеждается, что именно здесь кипят истинные страсти.

Крутится вокруг него и кокетка Полина Крицкая, пытаясь любыми способами привлечь его внимание. Конечная же цель весьма обыденна: рассказать потом всему городу, что даже заезжий столичный кавалер не устоял перед ее чарами. Райский в ужасе от нее шарахается и пытается всячески избегать.

Вторая воспитанница Татьяны Марковны Вера уехала к попадье и уже долго не возвращается. Борис тем временем пытается образовать Марфу. Постепенно он узнает ее вкусы и пристрастия в литературе и живописи. Он надеется хотя бы в ней пробудить истинную жизнь. Регулярно Райский навещает Козлова, однажды встретив там Марка Волохова. Это чиновник 15-го класса, находящийся под надзором полиции.

Райского привлекает Марк, о котором он уже успел услышать много нелицеприятного от своей бабушки. Но когда он знакомится лично, тут же приглашает его на ужин. Трапеза в комнате Бориса сопровождается неизменной жженкой, которая приводит в ужас Татьяну Марковну, панически боящуюся пожаров. Еще большее возмущение вызывает присутствие в ее доме Марка.

Волохов, как и Райский, считает, что обязан пробудить людей. Но в отличие от Бориса, его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Их он побуждает думать, тревожиться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится она исключительно к личной выгоде. Райский даже увлекается его загадочностью и туманностью.

Возвращение Веры

В это время от попадьи возвращается Вера. Она совсем не похожа на ту девушку, которую ожидал увидеть Борис. Вера замкнута, таинственна. Райский понимает, что ему во что бы то ни стало нужно разгадать свою кузину, узнать, в чем ее тайна. А в том, что эта тайна есть, Райский не сомневается.

Со временем главный герой чувствует, что в нем пробуждается дикий Савелий. Как этот дворовый следил за своей неверной женой, так и Борис начинает неусыпно наблюдать за Верой.

Между тем его бабушка планирует женить Бориса на дочери откупщика, чтобы он уже осел в Малиновке и не мечтал о столичной жизни. Райский категорически против. Его поглощают загадки, которые таятся вокруг, поэтому он не намерен окунаться с головой в прозу жизни.

К тому же неожиданные события действительно начинают происходить. Появляется некий Викентьев, у которого возникает роман с Марфой. Вера же все так же угнетает главного героя своим равнодушием. При этом Волохов куда-то исчезает, Раевский бросается на его поиски.

Совершеннейшей неожиданностью становится требование Веры больше за ней не шпионить и оставить в покое. Их беседа, начавшаяся на повышенных тонах, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще видеться, обсуждать книги, известных персон.

Торжественный обед

Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.

Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе “Обрыв” раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.

Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.

Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.

В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.

Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре. Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев. Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.

Читайте также:  Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

Избранник Веры

Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.

Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.

При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.

Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа “Обрыв” Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.

На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.

Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.

После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.

Проблематика романа “Обрыв”

Это психологический роман, в котором пристальное внимание уделено внутреннему миру персонажей. Герои романа “Обрыв” сильно меняются под воздействием внешних обстоятельств. Перемены в них усиливаются, в зависимости от глубины трагедии, которую они переживают.

Смысл романа “Обрыв” заключается в конфликте старого и нового. Персонажи вынуждены считаться со старыми порядками и традициями, их по-прежнему заботит, что о них могут сказать люди. В тоже самое время истинное величие их замысла проявляется в нарушении общепринятых в обществе традиций, которое происходит ради здравого смысла. Проблематика романа “Обрыв” заключается в том, что для каждого персонажа внутренние правила диктуют разные модели поведения, в зависимости от окружающей их морали. Например, для Райского любовь к дворянке, прежде всего, связана с браком. А вот Марк ни за что не желает венчаться, считая это прямым ограничением своей свободы. Для Марфы страшный грех то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив разрешения у бабушки, а для Веры неприемлемы любовные отношения вне брака.

При этом самого автора глубоко возмущает двойная мораль, существующая в обществе. Давая характеристику роману “Обрыв”, нужно отметить, что по таким двойным принципам живут многие персонажи. Например, Тычков считается известным морализатором, но все в курсе, что он отобрал умение у родной племянницы, отправив ее в сумасшедший дом. При этом Татьяна Марковна находит в себе силы простить Веру, во многом потому, что сама в юности пережила подобную драму.

В этом смысле интересен образ вдовы Крицкой, которая только на словах кажется блудливой и развязной, а в действительности – сама целомудренность. Общественная мораль нисколько не порицает ее за пустую болтовню.

Проводя анализ романа “Обрыв”, нужно отметить, что его проблематика напрямую связана с серьезными переменами, происходившими в то время в общественной и частной жизни страны.

Большое значение имеет смысл названия романа “Обрыв”. Ключевую роль играет легенда про обрыв в именье Малиновка, в котором, по рассказам, погибло целое семейство, а убийца покончил собой. Все трагические события произведения происходят непосредственно у обрыва. Например, именно там обрывается благополучная жизнь Веры.

Основные события, связанные с обрывом, происходят в заключительных, четвертой и пятой частях. События начинают развиваться наиболее стремительно. Кульминацией произведения Гончарова становится падение Веры.

Пятая часть этого романа посвящена ее глубокому раскаянию и необычному и своеобразному духовному возрождению. Важную роль в этом играет бабушка Татьяна Марковна. Она прощает девушку и открывает ей собственную потаенную историю.

Интересно, что финал романа при этом открыт. Неопределенной остается судьба Веры. С одной стороны, ее готов взять в жены Тушин. С другой стороны, читатель остается в неведении, состоится ли эта свадьба, либо Вера, как и бабушка, останется на всю жизнь старой девой.

Под вопросом и будущее Райского. Он выражает желание заниматься скульптурой в Италии. Но опытный читатель подозревает, что это стремление закончится точно так же, как и желание сочинять роман или писать портреты.

«Обрыв», анализ романа Гончарова

История создания

Роман был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы» в 1869 г. Был задуман в 1849 г. под названием «Художник». Работа шла параллельно с работой над «Обломовым». Она была остановлена во время кругосветного путешествия Гончарова. В 1858 г. писатель вновь обратился к замыслу романа. Были опубликованы некоторые отрывки. Название романа менялось вместе с замыслом: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера» и «Обрыв».

Литературное направление

От антиромантического реализма 40-х годов в «Обыкновенной истории» Гончаров перешёл к психологическому реализму в «Обломове» и «Обрыве». Все конфликты раскрываются через изображение внутреннего мира личности. Внешние бытовые события – лишь рамка для изображения трагических или драматических переживаний. Так сам Райский описывает замысел своего романа: город – это рама для описания Марфиньки, и не хватает только страсти.

«Обрыв» – психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий и на фоне внешних обстоятельств. Райский меняется, но основные черты его личности: преклонение перед красотой, талант, непостоянство, лень – остаются прежними. Герои меняются тем больше, чем большую трагедию или драму они пережили (Вера, бабушка).

Проблематика и конфликт

Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила (нравственность) диктуют разное, в отличие от внешних правил (морали). Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы. Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех – любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.

Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков – известный морализатор, но всё общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упёк её в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже её родные внуки, считают её образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна. Общественная мораль не порицает её за болтовню.

Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве. Бабушка управляет по старинке.

Главные действующие лица

Гончаров признавался, что в романе три главных героя – Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.

Райский – человек, наделённый прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех её проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов – Адуева-младшего и Обломова.

Его антипод – Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодёжи запрещённую литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов. Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно (Райскому и читателю), за что Вера его полюбила.

Помещик Иван Иванович Тушин – гармоничный человек. Он – продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин – человек действия, при этом у него благородное сердце. Его брак с Верой – выход и путь для неё.

Женские образы – главное достижение Гончарова. У Веры был прототип – Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на неё. Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.

Бабушка Татьяна Марковна – хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту (сватовство, традиционный чепчик при гостях), с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.

Марфинька – счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.

Стиль, сюжет и композиция

Сюжет романа строится вокруг поиска Райским материала для своего романа. Это и роман, который он пишет, и романы с разными женщинами. Страсть Райского угасает сразу же, как только женщина его отвергает. Литературный роман Райского тоже посвящён женщинам, перед красотой которых преклоняется художник. Он бросает каждый сюжет в тот момент, когда переключается на новый объект страсти, поэтому цельного повествования так и не выходит. Все произведения Райского несовершенны или не окончены. Обрыв – самый важный символ романа.

Роман состоит из 5 частей. Первая часть рассказывает о личности Райского. Время в этой части течёт медленно, она выполняет роль растянутого эпилога с ретроспекцией (повествование об учёбе в гимназии и университете, первом приезде в Малиновку).

Читайте также:  Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Вторая часть описывает жизнь Райского в Малиновке, его увлечение поочерёдно обеими сёстрами. В романе множество переплетающихся между собой сюжетных линий, но все они объединены темой любви или семейных отношений. Повествование этой части неторопливо.

В третьей части намечаются конфликты: бабушка выгоняет Тычкова, с которым дружна была 40 лет, Райский ревнует Веру к автору письма, вступает в любовную связь с женой Козлова. Заканчивается часть тем, что читатель (но не Райский) узнаёт, что Вера любит Марка.

С этого момента события начинают развиваться стремительно. Четвёртая часть – рассказ о падении Веры, которое является кульминацией основной сюжетной линии, а пятая – о её раскаянии и своеобразном духовном возрождении. В этой части особую роль играет бабушка, всё простившая и готовая открыть свою тайну.

В романе открытый финал. Судьба Веры не определена. Тушин готов жениться на ней, но читатель не знает, состоится ли эта свадьба, или Вера, как бабушка, останется одинокой. Неясна и судьба Райского. Читатель догадывается, что его желание «лепить» в Италии закончится таким же обрывом, как и решение писать портреты или роман.

Создание заключительного романа Гончарова «Обрыв»

Биография И.А. Гончарова

Заключительный роман Гончарова “Обрыв” (1869) продолжил эту полемику с теорией и практическими действиями нигилистов-шестидесятников. Писателя не мог не встревожить «обрыв» вековых связей, понятий о любви, долге, добре и зле. Казалось, шестидесятники вместе со старым стремились порвать связи с вечным. Одна такая история произошла в милом сердцу семействе Майковых. Жена Леонида Майкова, Екатерина Павловна, под влиянием романа Чернышевского и пропаганды домашнего учителя Федора Любимова оставила семью, троих маленьких детей и ушла в коммуну. Но что значат личные переживания перед светлым будущим человечества! Накануне решительного шага Екатерина Павловна обратилась за советом к Ивану Александровичу, старому другу семьи. В ответном письме писатель, как мог, отговаривал ее, напоминая о долге матери. Не вышло. И таких «обыкновенных историй» происходило в шестидесятые годы великое множество.

«Любимое дитя моей фантазии» – так Иван Александрович называл свой “Обрыв”. Произведение было задумано в 1849 году. Гончаров, как мы уже говорили, постоянно ездил на Волгу, в родной Симбирск, не только повидать родных, но запастись новыми сюжетами и жизненными наблюдениями. В 1849 он опять приехал на Родину – «тут толпой нахлынули ко мне старые, знакомые лица Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства – все это залегло мне в голову». Появилась задумка нарисовать местом действия будущего произведения близкие сердцу волжские пейзажи.

В 1862 году поездка домой подарила писателю встречу с интересным человеком. Художник, с которым он познакомился на пароходе (и которого затем вывел в очерке под именем Хотькова), оказался полной противоположностью Гончарову. Личность стремительная, экспансивная, Хотьков легко менял жизненные планы: то рвался в Италию посмотреть великие картины, то вдруг задумывал ехать в глубинку писать для церкви образа. Но эта же пылкая непосредственность не позволила ему пройти мимо людского горя. Он первым вызвался помочь едущей на том же пароходе с внучкой нищей старухе-крестьянке, собирал для них у пассажиров деньги, хлопотал об ее устройстве. Тогда у Гончарова возник замысел романа о художнике, где он мог бы попытаться передать всю сложность артистической натуры. Так, на берегах Волги складывался сюжет «Обрыва».

Подобно «Обломову», «эпизоды из неоконченного романа» представлялись создателем на предварительный суд читателей. Так, в 1860 году в журнале «Современник» появилась глава «Софья Николаевна Беловодова», а в следующем, 1861, «Отечественные записки» напечатали главы «Бабушка» и «Портрет». Окончательная отделка романа происходила в 1868 году во Франции, где писатель, уединясь в маленьком приморском городке, с головой ушел в работу. Настолько отрешился от мира, что однажды, выглянув в окошко, увидал на улице… слона, и был счастлив узнать, что это не галлюцинация, порождение измученного трудами мозга… В 1869 роман был опубликован в «Вестнике Европы» и в том же году вышел отдельным изданием. Таким образом, самое любимое произведение потребовало самого долгого труда – в общей сложности, как нетрудно сосчитать, писалось оно двадцать лет.

Поначалу писатель планировал написать роман, в котором новая героиня, «увлеченная героем, следует после, на его призыв, за ним, бросив все свое гнездо, и пробирается через всю Сибирь». Очевидно, по первоначальному плану автор хотел воспеть жизненный подвиг «новых людей», шестидесятников, сосланных за свои убеждения. Но затем первоначальный замысел Гончаров не только переиначил, но кардинально переменил. Возможно, воочию наблюдая, как последовательница Чернышевского, «увлеченная героем, следует за ним, бросив все свое гнездо». Гончаров был по-своему прав, когда, подобно Достоевскому, он задумался о «слезинке ребенка» как цене будущего вселенского счастья. Теперь его роман кричит об обрыве шестидесятниками исконных связей, которые никогда забыты быть не должны.

Так были созданы три знаменитых романа, которыми писатель остался в памяти людской. И сама смерть его, и многолюдные похороны показались очевидцам скромными, но и удивительно символическими. «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет река, один из берегов которой круто поднимается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обломова на высоком краю обрыва».

Известный юрист и литератор А.Ф. Кони свидетельствовал: «Главных свойств Обломова – задумчивой лени и ленивого безделья – в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником». После окончания «Обрыва» Гончарову оставалось еще 10 лет жизни. В эти годы он писал очерки, воспоминания, статьи. Стремясь объясниться с молодежью, усмотревшей в его последнем романе клевету на свое поколение, он пишет статью «Лучше поздно, чем никогда». В ней Гончаров и подвел итоги своего творческого пути. Как писатель он отвергает в литературе путь «холодного анализа». Настоящее произведение живет «фантазиею, юмором и любовью». Обращаясь мысленно к своему современнику и другу, Гончаров вопрошает: «Огромный талант – Островский, без любви к каждому камню Москвы, к каждому горбатому переулку, к каждому москвичу , создал ли бы весь этот чудный мир, с его духом, обычаями, делами и страстями…?» «Под мрачной скорбью одного и горячей злобой другого кипят свои «невидимые слезы», прячется своя любовь, которая, вместе с другими силами творчества, лежит в основе талантов всех звезд первой величины». Это сказано о творческой «звезде» Достоевского и Салтыкова-Щедрина.

Читайте также другие статьи о жизни писателя И.А. Гончарова и анализ его произведений:

История создания произведений Гончарова «Обрыв» и «Обломов»

Гончаров вспоминал в «Необыкновенной истории», что план «Обломова» родился в 1848 году и даже раньше, сразу по завершении «Обыкновенной истории» (1847). Работа шла, видимо, непрерывно, но не интенсивно: «Я свои планы набрасывал беспорядочно на бумаге, отмечая одним словом целую фразу, или накидывал легкий очерк сцены, записывал какое-нибудь удачное сравнение, иногда на полустранице тянулся сжатый очерк события, намек на характер и т. п. У меня накопились кучи таких листков и клочков, а роман писался в голове. Изредка я присаживался и писал, в неделю, в две,— две-три главы, потом опять оставлял. ». Труду на этом этапе явно не хватало вдохновения и «общей идеи»: «. пишу сначала вяло, неловко, скучно (как начало в „Обломове” и „Райском”), и мне самому бывает скучно писать, пока вдруг не хлынет свет и не осветит дороги, куда мне идти». Знаменательно и признание романиста, что в 1849 году «еще неясно развился план всего романа в голове, да и меньше зрелости было».

Трудности, с которыми столкнулся Гончаров, начиная работу над вторым романом, справедливо связываются с внетворческими причинами. После европейских революций 1848 года наступает «мрачное семилетие», особенно мрачное в его первые годы. Гончаров, видимо, не надеялся увидеть свое произведение в печати, если бы оно и было закончено в этот момент: «Гончаров же, как он мне вчера говорил, увидя, как цензура намерена уродовать его роман „Обломовщина”, взял его назад (из журнала.— Е. К.) и даже переделывать не будет»,— читаем в одном из писем современника в 1852 году. Как пишет , «чистейшей утопией были бы надежды на публикацию в условиях жесточайших правительственных репрессий произведения столь резко выраженной антикрепостнической направленности». Цензура, как известно, потребовала многих вычеркиваний при публикации «эпизода из неоконченного романа» «Сон Обломова», что вышел в марте 1849 года). Тем не менее основная причина переживаемого «тупика» была все же творческая — неудовлетворенность направлением труда. В ситуации неясности плана и сомнения в своих силах писатель прибегал к популярным идеям и формам, гарантирующим успех у публики и критики, но в результате уводящим его от собственных предпочтений.1

История создания романа «Обрыв».

Роман «Обрыв» является заключительным в репертуаре Гончарова. «Любимое дитя моей фантазии» – так Иван Александрович называл свой “Обрыв”. Произведение было задумано в 1849 году. Гончаров, как мы уже говорили, постоянно ездил на Волгу, в родной Симбирск, не только повидать родных, но запастись новыми сюжетами и жизненными наблюдениями. В 1849 он опять приехал на Родину – «тут толпой нахлынули ко мне старые, знакомые лица Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства – все это залегло мне в голову». Появилась задумка нарисовать местом действия будущего произведения близкие сердцу волжские пейзажи.

В 1862 году поездка домой подарила писателю встречу с интересным человеком. Художник, с которым он познакомился на пароходе (и которого затем вывел в очерке под именем Хотькова), оказался полной противоположностью Гончарову. Личность стремительная, экспансивная, Хотьков легко менял жизненные планы: то рвался в Италию посмотреть великие картины, то вдруг задумывал ехать в глубинку писать для церкви образа. Но эта же пылкая непосредственность не позволила ему пройти мимо людского горя. Он первым вызвался помочь едущей на том же пароходе с внучкой нищей старухе-крестьянке, собирал для них у пассажиров деньги, хлопотал об ее устройстве. Тогда у Гончарова возник замысел романа о художнике, где он мог бы попытаться передать всю сложность артистической натуры. Так, на берегах Волги складывался сюжет «Обрыва».2

Роман появлялся на свет по главам, как некогда «Обломов». Так, в 1860 году в журнале «Современник» была опубликована глава «Софья Николаевна Беловодова», а в 1861 «Отечественные записки» напечатали главы «Бабушка» и «Портрет». Окончательный вариант романа создавался в 1868 году во Франции. Тогда Гончаров полностью погрузился в работу и практичекси ничего не замечал вокруг себя. В 1869 роман был опубликован в «Вестнике Европы» и в том же году вышел отдельным изданием.

Таким образом, роман потребовал от автора большой и кропотливой работы. Он не просто передавал образы родного места, но и менял их, трансформировал. За время написания романа не только характеры героев, но и сама фабула романа претерпевала кардинальные изменения. Изначально он хотел написать произведение, в котором героиня слепо следует за героем. Таким образом он хотел «воспеть хвату» шестидесятникам, но потом кардинально перевернул свое произведение.

1 «ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ. МИР ТВОРЧЕСТВА» Санкт-Петербург Издательство «Пушкинского фонда» 2012 Стр. 234-235

Ссылка на основную публикацию
×
×