Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

Cочинение «Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»»

По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «…Если образы типичны, — они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут».

Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала…» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглядывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «…как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — «обломовщина».

Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру…» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его.

Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня — многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

«Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»»

По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «…Если образы типичны, — они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут».

Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала…» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглядывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «…как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — «обломовщина».

Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру…» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его.

Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня — многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»

По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «…Если образы типичны, — они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут».

Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала…» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглядывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «…как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — «обломовщина».

Читайте также:  Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру…» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его.

Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня — многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

Анализ «Обломова» Гончарова

История создания

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Читайте также:  Сочинение по роману Обломов Кто нужен России Обломов: сочинение

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Сочинение Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова

Фамилия Обломов долгое время считалась эталоном умственной и физической лени, а сам Илья Ильич – исключительно отрицательным персонажем. Но так ли плох Обломов? А если плох, то чем?

Ведь Обломов – добрый во всех смыслах этого слова: незлой и нежадный. Тарантьев и Алексеев проводят много времени у него дома, едят его еду, пьют вино и курят его сигары. Он занимается с сыном вдовы Пшеницыной. Любит чужого ребенка, а это дано не каждому.

Он – натура чувствительная. Воспитанный в атмосфере огромной родительской любви, он и сам способен на сильные чувства.

Он доверчив: искренне верит, что братец Пшеницыной не обманет и все решит, как обещал. Что заемное письмо – чистая правда. Что в имении, действительно «засухи» и доход не слишком высок.

Обломов – не эгоист. Если он делает кому-то плохо, то, в первую очередь, только себе. Да, он отказывает Ольге в любви, но делает это не только из-за денег, а еще и потому, что ей будет с ним плохо – он думает об Ольге. И, действительно, из них троих двое оказываются счастливы: Ольга и умный Штольц. Несчастен только сам Обломов.

Да, он не любит перемен. Но многие люди не любят перемен. И в этом нет ничего плохого. И уже доказано, что консервативность – не очень плохое качество.

Обломов старается хотя бы найти оправдание своим поступкам: приболел и не смог прийти на свидание. А так поступают не все. Да, это – ложь. Но, ложь во спасение.

Он живет в мечтах. А разве это плохо? И мечты у него – не утопические, как, например, сейчас у многих.

Он живет так, как было заведено у папеньки с маменькой. Ведь все в человека закладывается с детства. И в него заложилось. Он мог пойти только в гости, на гуляние или поехать кататься – ведь тогда не было ни дискотек, ни клубов. А на балы и рауты тоже приглашали не каждый день. Но не хочет он идти в гости. Да, он – домосед. А почему надо весь день куда-нибудь ходить или ездить? У всякого – свой вкус, как говорил классик. И надо уважать чужое мнение.

Он не просто лежит на диване – он получает доходы с имения. А сколько людей сейчас лежит на диване просто так? Кто-то ждет хорошей высокооплачиваемой должности в течение последних пяти лет, кто-то болеет, кто-то длительно отдыхает после экзаменов. Ладно бы, дети. Но сейчас люди заняты делом: просмотром телевизора, разговором по телефону, кроссвордом и интернет. И многие имеют доходы, не работая: сдают квартиры и получают проценты в банке. И это – очень здорово, оказывается: обрести свободу и не горбатиться на нелюбимой работе, а делать то, что нравится. И об этом все говорят вслух и советуют поступать именно так. А мечтают об этом почти все.

Роман «Обломов» был написан в момент перехода к новому, просветительскому образу жизни и ломке старых устоев. В наше время понятия несколько изменились. И, может быть, в будущем Обломова станут изучать, как очень положительного персонажа, который смог по-умному организовать свою жизнь, делать то, что мило сердцу и не особо заморачиваться, как принято сейчас говорить.

Сочинение 2

Вот уже более 160 лет роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» является одним из самых популярных и читаемых произведений русской литературы. В этом романе мы видим переплетение очень значимых для человека тем, таких, как родственные отношения, любовь, дружба, размышление о ценности жизни.

Главный герой этого замечательного произведения – Илья Ильич Обломов. Его фамилия уже давно стала нарицательным именем существительным, обозначающим очень ленивого человека, который не живёт реальной жизнью, а только предаётся мечтаниям.

Героя мы видим человеком средних лет, ему тридцать с небольшим, то есть он уже вполне зрелый человек. Ему не чужды желания обычных людей такого же возраста, он хочет иметь большую семью, детей и домовитую красавицу-жену, желает достойно встретить старость. Но дальше мечтаний, к сожалению, дело не заходит. Он не совершает реальных действий и поступков для осуществления своих желаний. Каждый его прожитый день похож на предыдущий. Даже приход гостей не способен прервать его лени и безделья, он не желает вставать с кровати. Однажды он даже решился бросить свой любимый диван ради любви. Но, к сожалению, этому счастью не суждено было сбыться. Лень тогда уже приобрела слишком большие масштабы. Даже впоследствии, уже женившись, в душе герой остаётся прежним « Обломовым». Вся его работа заключалась в мечтаниях и грёзах, от которых он, в конце концов, уставал и засыпал. Он не хотел видеть окружающий мир. Кто же виноват в том, что герой стал таким, пришёл к такому результату? Мне кажется, виной этому являются родители. В детстве маленький Илья не отличался от других детей, он был подвижным и энергичным ребёнком. Родителям же это не нравилось. Всё должны были делать многочисленные слуги, и он, конечно, к этому быстро привык.

Автор не случайно даёт герою такую фамилию, будто само его существование – груда каких-то обломков. Он не стремится к нормальной жизни и не желает справляться с её сложностями. Также и деревня называлась по фамилии своего хозяина Обломовкой. Вся деревня и жители были окутаны скукой и ленью. К сожалению, такие Обломовки были не редкостью в то время. А их хозяева лежали на диване и ничего не хотели делать. Многие считают Обломова отрицательным героем, но я с этой точкой зрения не совсем согласен. Внутри него живёт мечтательный и добрый человек. Но обстоятельства были выше него. Он просто родился в такое время и получил такое воспитание.

Обломов в одноименном романе

Гончарова волновало будущее России на фоне трагедии дворянского сословия заключенной в бездеятельности и бессмысленности их существования. Обломов и является представителем той части помещиков, что воспитаны в крепостнических нравах с их паразитическим образом бытия.

По внешнему виду Обломова можно определить, что это человек добрый, с мягким характером. Ему чуть более 30 лет, среднего роста. В его молодые годы должна бы преобладать энергичность и деятельность. Но в случае с Обломовым преобладает лень и бездеятельность. Что же привело его к такой беспросветной жизни?

Детство Ильи прошло в родовом имении. Отец и мать сильно баловали его, не разрешали ничего делать, даже одевали его слуги, чтобы ребенок не переутомился. Главное в их воспитании было то, чтобы ребенок хорошо поел. Да и сами родители вели аскетический образ жизни, что не служило примером для подрастающего сына. Он с трудом получил образование, пытался работать, но ему это было в тягость, и он уволился.

Живя в Петербурге, он окончательно обленился и главным в его жизни стал диван, с которого ему лень было подняться, даже если кто-то приходил. Илья вел замкнутый образ жизни, основой чего была тишина и покой, а еще лень. Ему лень было пойти в гости, что-то сделать даже для себя. В доме было не убрано, кругом грязь и пыль. Жил он за счет имения, где трудились 300 крепостных. Все свое свободное ото сна время проводил в мечтаниях о том, чтобы улучшить положение дел в имении, но ничего не предпринимал для внедрения своих планов в жизнь.

Читайте также:  Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

Эгоизм Обломова привел к нравственному и духовному падению, к инертности и бездеятельности.

Но не все так плохо в этом образе. Илье свойственно быть добрым и отзывчивым, порой даже романтичным и способным любить. Встреча с Ольгой Ильинской внесла некоторые коррективы в его однообразную жизнь. Он начал много читать, даже сменил свои комнатные туфли на сапоги, чтобы понравиться избраннице. Но его лень и боязнь чего-то нового рушили все эти начинания.

Доброта Ильи показана и в случае женитьбе на вдове Агафье. В этом браке Обломова все устраивало, ведь от него ничего не требовалось. Он продолжает вести прежний образ жизни, а его доверчивость и лень есть причиной того, что его обворовывают брат жены с Тарантьевым, оставив ни с чем.

Все хорошие качества, заложенные в Илье, поглотила «обломовщина». Его жизнь – это пример превращения человека в морально опустошенную личность, чему способствовала крепостническая среда обитания.

Образ Обломова

Популярные сочинения

Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей

Это лето выдалось очень жарким, солнце парило нещадно, находится в такую погоду, в городе было тяжело, поэтому родители решили отвезти меня погостить к любимым бабушке и дедушке

Меня с детства восхищали истории о великих путешественниках, что покоряли новые земли и исследовали неизвестные места. Со временем я узнал, что все земли уже покорены, но это не отменило моего восхищения.

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Школьное сочинение

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”.

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — “Обыкновенная история” (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. “Обыкновенная история ” — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман “Обрыв”.

У главного героя “вершинного” романа — Обломова — ярко проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. “Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”. Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть “Захар и еще триста Захаров”, обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: “Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. ” Ответ на мучивший героя вопрос приходит в “Сне Обломова”, где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются “сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения”. Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его “коренным типом” русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как “черту национального психического склада”. Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает “элементарные свойства русского человека “. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. “Обломовская” жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа “Обломов” было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях “На родине” Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. “Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя”, — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних “обломовых”, чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать “положительные начала русской жизни”.

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как “образ, содержание, стихию и цель жизни”. Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой “нового века” по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему “наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна”, дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в “деле”, не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово “обломовщина”. Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать “отсветом обломовщины”. Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. “Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. ” Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его “живым человеком”, но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что “Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля”.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на “трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод” путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”. Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе “Обломов”, — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово “обломовщина” даже вошло в “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

Ссылка на основную публикацию
×
×