Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Сопоставительная характеристика главных героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Сопоставительная характеристика главных героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»

В центре романа И.А. Гончарова «Обломов» находится фигура Ильи Ильича Обломова – помещика «лет тридцати двух-трех от роду». В произведении описывается его жизненная история, его судьба, раскрывающая не только индивидуальность героя, но и дающая портрет поколения Обломова, эпохи, в которую ему выпало жить.
Большую, в чем-то определяющую роль в судьбе Ильи Ильича сыграли две женщины, две его возлюбленные – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Смело можно сказать, что эти героини контрастны по отношению друг к другу, являются полными противоположностями. Тот факт, что Обломов по-разному, но любил каждую из них, говорит о сложности и противоречивости его натуры, о большом потенциале, скрытом под «халатом из персидской материи».
Итак, Ольга Ильинская стала первым сильным чувством Обломова. Героиня предстала перед Ильей Ильичом молодой прекрасной девушкой, образованной и воспитанной: «… если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Первое, что бросалось в глаза во внешнем облике Ольги, была гармоничность ее наружности, соразмерность всех черт и частей тела: «так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
Как во внешности героини не было ничего искусственного или наигранного, так и ее поведение отличалось максимальной естественностью и простотой: «…говорила она мало, и то свое, неважное…»
Однако в Ольге был один «изъян» – она привыкла все пропускать через собственный разум, отодвигая чувства, эмоции на второй план: «…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз». Все, что бы ни происходило с ней, героиня тщательно обдумывала, рассматривала со всех сторон, и только потом решала, допускать это или нет в свою жизнь.
И чувство Ольги к Обломову было не искренней любовью, шедшей от сердца, а рассудочным желанием помочь герою изменить его жизнь: «У ней, в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спать после обеда, да не только спать…»
От таких мыслей Ольга начинала больше уважать себя, она чувствовала, что нашла достойную роль в жизни – роль Пигмалиона: «Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного!»
Что же чувствовал Обломов по отношению к Ольге? Страсть, сопровождаемую мучительными сомнениями, раздумьями, сопровождаемую кардинальным изменение всего образа жизни героя.
Однако Обломов вовремя почувствовал всю фальшь любви Ольги, понял, что этой девушке нужен другой муж, которым вскоре стал деятельный Штольц. Именно он, а не Ольга стал ведущим в их паре, именно его Ольга могла в полной мере уважать и принимать как своего супруга.
Однако и в браке со Штольцем героиня не была вполне счастлива – ей мешала разрушающая привычка к постоянному самоанализу: «Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все. все. »
Под воздействием Ольги Обломов кардинально переменился, но лишь на какое-то время. Постоянно жить активно и деятельно он не мог – слишком сильно в нем было влияние «обломовщины». Свой идеал герой нашел в доме у другой женщины – вдовой мещанки Агафьи Пшеницыной. Эта женщина тридцати лет была полной противоположностью Ольги. В ее облике все было «бело и округло» – Обломов сразу обратил внимание на ее «чистые, белые руки», «круглые локти», «полную шею».
Пшеницына, в отличие от Ольги, была необразованна, даже не умела читать. Все мысли Агафьи вертелись только вокруг одного – хозяйства, думать еще о чем-то она не хотела и не умела. У этой женщины был один-единственный талант – домохозяйки, но использовала она его виртуозно: в доме у Пшеницыной всегда было уютно, вкусно, тепло.
Это-то и привлекло к героине Обломова – покой. С Агафьей не надо было мучиться, страдать, переживать, утопать в сомнениях, как с Ольгой. С Пшеницыной все было тихо и спокойно – как-то незаметно все перешло у героев на любовный лад, без мучительных признаний и слез.
Ольга Ильинская смотрела на Илью Ильича не только как на равного себе, но и немного «сверху вниз», чувствуя свое превосходство. Пшеницына же безоговорочно признавала в Обломове барина, человека неизмеримо выше себя, человека из другого мира. Такое отношение было привычно и комфортно Обломову, полностью его устраивало.
Но самое главное – в отличие от Ольги, Агафья искренне, всей силой своей души, любила Илью Ильича. Она не придавалась рассуждениям и размышлениям о последствиях своего чувства, а просто любила и делала все ради «барина». Как истинная женщина, Пшеницына была готова пожертвовать всем, чтобы Обломову было хорошо. Так, во времена «денежного» кризиса Ильи Ильича она отдала в ломбард все свои ценные вещи и даже ни разу не задумалась о том, какую «жертву» она приносит: «Из недели в неделю, изо дня в день тянулась она из сил, мучилась, перебивалась… Но она любила эту жизнь…»
Пшеницына умела полностью раствориться в любимом человеке, чего не дано было гордой и независимой Ольге. Поэтому жизнь Агафьи закончилась со смертью Обломова: «Она никогда никому не жаловалась и, кажется, чем более отодвигалась от минуты разлуки, тем больше уходила в себя, в свою печаль…» Однако героиня нашла какое-то подобие утешения в заботе о других (семье брата) – в вечном ее смысле.
И Ильинская, и Пшеницына сохранили добрую память об Обломове, можно сказать, что не только они, но и он сыграл важную роль в их жизни.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – совершенно разные типажи, однако только в любви к ним обеим раскрывается истинная натура Ильи Ильича Обломова. Его скрытый интеллектуальный потенциал, большие возможности развития были увидены Ольгой. Пшеницына же поняла, что Обломов стремится к покою, комфорту, неутомимой заботе и обожанию. Это Агафья смогла дать своему барину в полной мере.
Выбор Обломова в пользу Пшеницыной закономерен – и здесь в герое победила «обломовщина», вечное стремление героя к уходу от настоящей жизни, реального существования.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сопоставительная характеристика главных героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»

Смотрите также по произведению “Обломов”:

Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова “Обломов”

Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова “Обломов” В центре романа И. А. Гончарова “Обломов” находится фигура Ильи Ильича Обломова – помещика “лет тридцати двух-трех от роду”. В произведении описывается его жизненная история, его судьба, раскрывающая не только индивидуальность героя, но и дающая портрет поколения Обломова, эпохи, в которую ему выпало жить. Большую, в чем-то определяющую роль в судьбе Ильи Ильича сыграли две женщины, две его возлюбленные – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Тот факт, что Обломов по-разному, но любил каждую из них, говорит о сложности и противоречивости его натуры, о большом потенциале, скрытом под “халатом из персидской материи”. Итак, Ольга Ильинская стала первым сильным чувством Обломова. Героиня предстала перед Ильей Ильичом молодой прекрасной девушкой, образованной и воспитанной: “… если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”. Первое, что бросалось в глаза во внешнем облике Ольги, была гармоничность ее наружности, соразмерность

Как во внешности героини не было ничего искусственного или наигранного, так и ее поведение отличалось максимальной естественностью и простотой: “…говорила она мало, и то свое, неважное…” Однако в Ольге был один “изъян” – она привыкла все пропускать через собственный разум, отодвигая чувства, эмоции на второй план: “…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз”. Все, что бы ни происходило с ней, героиня тщательно обдумывала, рассматривала со всех сторон, и только потом решала, допускать это или нет в свою жизнь. И чувство Ольги к Обломову было не искренней любовью, шедшей от сердца, а рассудочным желанием помочь герою изменить его жизнь: “У ней, в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спать после обеда, да не только спать…” От таких мыслей Ольга начинала больше уважать себя, она чувствовала, что нашла достойную роль в жизни – роль Пигмалиона: “Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного!” Что же чувствовал Обломов по отношению к Ольге? Страсть, сопровождаемую мучительными сомнениями, раздумьями, сопровождаемую кардинальным изменение всего образа жизни героя. Однако Обломов вовремя почувствовал всю фальшь любви Ольги, понял, что этой девушке нужен другой муж, которым вскоре стал деятельный Штольц.

Читайте также:  Сочинение по роману Обломов Кто нужен России Обломов: сочинение

Именно он, а не Ольга стал ведущим в их паре, именно его Ольга могла в полной мере уважать и принимать как своего супруга. Однако и в браке со Штольцем героиня не была вполне счастлива – ей мешала разрушающая привычка к постоянному самоанализу: “Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…” Под воздействием Ольги Обломов кардинально переменился, но лишь на какое-то время. Постоянно жить активно и деятельно он не мог – слишком сильно в нем было влияние “обломовщины”.

Свой идеал герой нашел в доме у другой женщины – вдовой мещанки Агафьи Пшеницыной. Эта женщина тридцати лет была полной противоположностью Ольги. В ее облике все было “бело и округло” – Обломов сразу обратил внимание на ее “чистые, белые руки”, “круглые локти”, “полную шею”.

Пшеницына, в отличие от Ольги, была необразованна, даже не умела читать. Все мысли Агафьи вертелись только вокруг одного – хозяйства, думать еще о чем-то она не хотела и не умела. У этой женщины был один-единственный талант – домохозяйки, но использовала она его виртуозно: в доме у Пшеницыной всегда было уютно, вкусно, тепло.

Это-то и привлекло к героине Обломова – покой. С Агафьей не надо было мучиться, страдать, переживать, утопать в сомнениях, как с Ольгой. С Пшеницыной все было тихо и спокойно – как-то незаметно все перешло у героев на любовный лад, без мучительных признаний и слез. Ольга Ильинская смотрела на Илью Ильича не только как на равного себе, но и немного “сверху вниз”, чувствуя свое превосходство.

Пшеницына же безоговорочно признавала в Обломове барина, человека неизмеримо выше себя, человека из другого мира. Такое отношение было привычно и комфортно Обломову, полностью его устраивало. Но самое главное – в отличие от Ольги, Агафья искренне, всей силой своей души, любила Илью Ильича. Она не придавалась рассуждениям и размышлениям о последствиях своего чувства, а просто любила и делала все ради “барина”. Как истинная женщина, Пшеницына была готова пожертвовать всем, чтобы Обломову было хорошо.

Так, во времена “денежного” кризиса Ильи Ильича она отдала в ломбард все свои ценные вещи и даже ни разу не задумалась о том, какую “жертву” она приносит: “Из недели в неделю, изо дня в день тянулась она из сил, мучилась, перебивалась… Но она любила эту жизнь…” Пшеницына умела полностью раствориться в любимом человеке, чего не дано было гордой и независимой Ольге. Поэтому жизнь Агафьи закончилась со смертью Обломова: “Она никогда никому не жаловалась и, кажется, чем более отодвигалась от минуты разлуки, тем больше уходила в себя, в свою печаль…” Однако героиня нашла какое-то подобие утешения в заботе о других – в вечном ее смысле.

И Ильинская, и Пшеницына сохранили добрую память об Обломове, можно сказать, что не только они, но и он сыграл важную роль в их жизни. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – совершенно разные типажи, однако только в любви к ним обеим раскрывается истинная натура Ильи Ильича Обломова. Его скрытый интеллектуальный потенциал, большие возможности развития были увидены Ольгой.

Пшеницына же поняла, что Обломов стремится к покою, комфорту, неутомимой заботе и обожанию. Это Агафья смогла дать своему барину в полной мере. Выбор Обломова в пользу Пшеницыной закономерен – и здесь в герое победила “обломовщина”, вечное стремление героя к уходу от настоящей жизни, реального существования.

«Обломов» главные герои

В первой части масштабного романа Гончарова описывается сон Ильи Ильича, главного героя «Обломова». Этот эпизод произведения великого автора является описанием истинного образа личности героя, и служит отправной точкой для понимания смысла романа. Характеристика героя создает общий портрет обломовщины, явления, вобравшего в себя худшие пороки русского общества, и позволяющего расценивать жанр романа как социально-бытовое произведение. Противоборство героев подчеркивает разногласия между противоречивыми мировоззрениями, и раскрывает сущность каждого персонажа.

Характеристика героев «Обломов»

Главные герои

Илья Ильич Обломов

В «Обломове» герои противопоставлены друг другу, Илья Ильич является антиподом Штольца. Сибарит, живет за счет того, что заработано другими. В романе происходит глубокий анализ разлагающейся личности, ведущий к ее деградации. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Совершенно безвольный человек, обленившийся донельзя. Любил Ольгу, но разногласия во взглядах привели к конфликту. Отношения с Ильинской пришли к разрыву, и он женится на вдове Агафье Пшеницыной.

Андрей Иванович Штольц

Полная противоположность Обломова, уверенно смотрит вперед. Ему чужды эфемерные фантазии, с удовольствием достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильей Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает в нем доброту и мягкосердечность.

Ольга Сергеевна Ильинская

В список ее положительных качеств, в первую очередь входят эмоциональность, и твердые убеждения. Это прогрессивная решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образована. Полюбив Обломова, старается переделать его, отучить от лености и превратить его в сильную личность, отвечающую ее требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противоположность Ольге. Недалекая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым, еще больше расхолаживая его. Типичная представительница домостроя, не имеющая право голоса.

Второстепенные персонажи

Захар Трофимович

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Михаил Андреевич Тарантьев

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Анисья

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

Иван Матвеевич Мухояров

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Волков

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Судьбинский

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Пенкин

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Андрей

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Читайте также:  ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ: сочинение

Иван Алексеевич Алексеев

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

«Сопоставительная характеристика главных героинь романа «Обломов»»

Сопоставительная характеристика главных героинь романа «Обломов”

В центре романа «Обломов» находится фигура Ильи Ильича Обломова — помещика «лет тридцати двух-трех от роду». В произведении описывается его жизненная история, его судьба, раскрывающая не только индивидуальность героя, но и дающая портрет поколения Обломова, эпохи, в которую ему выпало жить.

Большую, в чем-то определяющую роль в судьбе Ильи Ильича сыграли две женщины, две его возлюбленные — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Смело можно сказать, что эти героини контрастны по отношению друг к другу, являются полными противоположностями. Тот факт, что Обломов по-разному, но любил каждую из них, говорит о сложности и противоречивости его натуры, о большом потенциале, скрытом под «халатом из персидской материи».

Итак, Ольга Ильинская стала первым сильным чувством Обломова. Героиня предстала перед Ильей Ильичом молодой прекрасной девушкой, образованной и воспитанной: «…если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Первое, что бросалось в глаза во внешнем облике Ольги, была гармоничность ее наружности, соразмерность всех черт и частей тела: «так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Как во внешности героини не было ничего искусственного или наигранного, так и ее поведение отличалось максимальной естественностью и простотой: «…говорила она мало, и то свое, неважное…»

Однако в Ольге был один «изъян» — она привыкла все пропускать через собственный разум, отодвигая чувства, эмоции на второй план: «…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз». Все, что бы ни происходило с ней, героиня тщательно обдумывала, рассматривала со всех сторон, и только потом решала, допускать это или нет в свою жизнь.

И чувство Ольги к Обломову было не искренней любовью, шедшей от сердца, а рассудочным желанием помочь герою изменить его жизнь: «У ней, в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спать после обеда, да не только спать…»

От таких мыслей Ольга начинала больше уважать себя, она чувствовала, что нашла достойную роль в жизни — роль Пигмалиона: «Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного!»

Что же чувствовал Обломов по отношению к Ольге? Страсть, сопровождаемую мучительными сомнениями, раздумьями, сопровождаемую кардинальным изменение всего образа жизни героя.

Однако Обломов вовремя почувствовал всю фальшь любви Ольги, понял, что этой девушке нужен другой муж, которым вскоре стал деятельный Штольц. Именно он, а не Ольга стал ведущим в их паре, именно его Ольга могла в полной мере уважать и принимать как своего супруга.

Однако и в браке со Штольцем героиня не была вполне счастлива — ей мешала разрушающая привычка к постоянному самоанализу: «Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…»

Под воздействием Ольги Обломов кардинально переменился, но лишь на какое-то время. Постоянно жить активно и деятельно он не мог — слишком сильно в нем было влияние «обломовщины». Свой идеал герой нашел в доме у другой женщины — вдовой мещанки Агафьи Пшеницыной. Эта женщина тридцати лет была полной противоположностью Ольги. В ее облике все было «бело и округло» — Обломов сразу обратил внимание на ее «чистые, белые руки», «круглые локти», «полную шею».

Пшеницына, в отличие от Ольги, была необразованна, даже не умела читать. Все мысли Агафьи вертелись только вокруг одного — хозяйства, думать еще о чем-то она не хотела и не умела. У этой женщины был один-единственный талант — домохозяйки, но использовала она его виртуозно: в доме у Пшеницыной всегда было уютно, вкусно, тепло.

Это-то и привлекло к героине Обломова — покой. С Агафьей не надо было мучиться, страдать, переживать, утопать в сомнениях, как с Ольгой. С Пшеницыной все было тихо и спокойно — как-то незаметно все перешло у героев на любовный лад, без мучительных признаний и слез.

Ольга Ильинская смотрела на Илью Ильича не только как на равного себе, но и немного «сверху вниз», чувствуя свое превосходство. Пшеницына же безоговорочно признавала в Обломове барина, человека неизмеримо выше себя, человека из другого мира. Такое отношение было привычно и комфортно Обломову, полностью его устраивало.

Но самое главное — в отличие от Ольги, Агафья искренне, всей силой своей души, любила Илью Ильича. Она не придавалась рассуждениям и размышлениям о последствиях своего чувства, а просто любила и делала все ради «барина». Как истинная женщина, Пшеницына была готова пожертвовать всем, чтобы Обломову было хорошо. Так, во времена «денежного» кризиса Ильи Ильича она отдала в ломбард все свои ценные вещи и даже ни разу не задумалась о том, какую «жертву» она приносит: «Из недели в неделю, изо дня в день тянулась она из сил, мучилась, перебивалась… Но она любила эту жизнь…»

Пшеницына умела полностью раствориться в любимом человеке, чего не дано было гордой и независимой Ольге. Поэтому жизнь Агафьи закончилась со смертью Обломова: «Она никогда никому не жаловалась и, кажется, чем более отодвигалась от минуты разлуки, тем больше уходила в себя, в свою печаль…» Однако героиня нашла какое-то подобие утешения в заботе о других (семье брата) — в вечном ее смысле.

И Ильинская, и Пшеницына сохранили добрую память об Обломове, можно сказать, что не только они, но и он сыграл важную роль в их жизни.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — совершенно разные типажи, однако только в любви к ним обеим раскрывается истинная натура Ильи Ильича Обломова. Его скрытый интеллектуальный потенциал, большие возможности развития были увидены Ольгой. Пшеницына же поняла, что Обломов стремится к покою, комфорту, неутомимой заботе и обожанию. Это Агафья смогла дать своему барину в полной мере.

Выбор Обломова в пользу Пшеницыной закономерен — и здесь в герое победила «обломовщина», вечное стремление героя к уходу от настоящей жизни, реального существования.

И. А. Гончаров.«Обломов» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей (ЕГЭ по литературе)

К новому роману Гончаров приступил осенью 1847 г. Работа шла медленно, с перерывами. В марте 1849 г. Отрывок из него – “Сон Обломова” – был опубликован в “Литературном сбонике с иллюстрациями”, который издавал журнал “Современник”. Роман был закончен в 1857 г. И вышел в “Отечкственных записках” в 1859 г. Вскоре после этого он был напечатан отдельными изданием.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В “Обломове” дейстие просходит в 1840-х – начале 1850-х гг. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, большую часть своей жизни проводит лежа на диване. Ни жаджа славы, ни желание принести пользу отечетсву, ни тщеславие не могут заставить его подняться с этого дивана и заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Все свои дни Обломов проводит в мечтаниях, представляя себя героем, выходящим на борьбу с мировым злом, и сочиняет блестящие прожекты по переустройству мира. Самая заветная мечта Ильи Ильича – благоустроить имение и поселиться в сельской глуши в уютном и теплом доме, где в любви и неге он сможет прожить до старости, не недая никаких забот. Однако даже на это у него не хватает жизненной энергии. Между тем хозяйство в родовом имении Обломова, пущенное на самотек, приходит в расстройство. Упрвляющий беззастенчиво ворует, скрывая от барина доходы с имения, приятели обирают Обломова, пользуясь его магкостью и непрактичностью.

В главе “Сон Обломова” Гончаров рассказывает о детстве своего героя, объясняя тем самым, откуда у Ильи Ильича такой несчастный характер. Обломовка, родовое имение героя, – это целый замкнутый мир, живущий по своим законам. Писатель рисуте картину послеобеденного сна в Обломовке, когда изнь замирает и все имение превращается в сонное царство. Здесь не ведабт забот, не думают о будущем и живут, как живется, счастливой растительной жизнью. Представления обломовцев о мире мифологичны: силы природы одушевлены и способны влиять на людей. Сказка – душа этого мира. Маленькому Илье Обломову с детства рассказывали сказки во множестве. Его воображение и ум, “проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”

Читайте также:  Все мы в душе Обломовы: сочинение

Илье Обломову, мальчику подвижному и любознательному, не давали ничего сделать самому – на это существовали крестные слуги. Ему позволяли учиться спустя рукава, потому что родители не считали образование чем-то важным. Но когда мальчик вырос и покинул родное имение, ему пришлось не раз пожелеть, “зачем сказка ге жизнь, а жизнь не сказка”.

Гончаров считает причиной “лености” и апатии своего героя крепостную действительность, которая развращает и гопод, и холопов. Об Обломове он пишет:”Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.

Университет и светская жизнь довершили формирование личности Обломова.

Рядом с “барином” автор изображает его слугу Захара, так же развращенного крепостной действительностью, как и хозяин. Гончаров настаивает на том, что Захар – лицо типическое, это пример того, как влияют отношения рабства на людей. “Захар и еще триста захаров” рождены лишь затем, чтобы обслуживать своего барина, ни для чего больше они как будто не нужны. Рабская плихология лишает Захара и чувства собственного достоинства: его преданность барину не мешает ему своего господина обворовывать.

В притивовес апатичному Обломову Гончаров создает “человека действия”. Практичный и умный герой появился еще в “Обкновенной истории”, но авторское отношение к нему неоднозначно. В “Обломове” же Гончаров хотелсоздать положительный образ предпринимателя, энергия и трудолюбие которого способны обеспечить России блестящее будущие.

Андрей Иванович Штольц – полная противоположность Облломову. Он – полукровка: у него отец-немец и мать-русская. Практичный отец научил его любить труд, а мать привила любовь к искусству и литературе. Как и Петр Адуев, он обладет трезвым взглядом и вещи и цепкой деловой хваткой. Но в отличие от Адуева-старшего, для которого труд – только способ получше устроиться в жизни, Штольц чтит труд превыше всего, считая, что трудящийся человек уже счастлив, потому что выполняет главное свое предназчанение.

Штольц с детства привязался к Обломову, ценя в нем доброе сердце. Он со школьных лет пытался растормошить товарища, заставить заняться делом. Но инертность Обомова оказалась Штольцу не по силам. И тогда он решил познакомить друга с молодой девушкой, обаятельной, умной и пытливой, надеясь, что она сможет лучше повлиять на лежебоку. Эта девушка, Ольга Ильинская, – ещё один положительный персонаж, противопоставленный Обломову.

Ольга стремится сделать жизнь как можно более насыщенной и полной. Штольц “развивает” ее, давая читать книги, а потом старается ответить на ее вопросы, многие из которых ставят его в тупик. Гончаров подчеркивает, что его героиня достойна самого блестящего будущего.

Обломов, человек добрый и образованный, симпатичен Ольге, и она решает сделать доброе дело – вернуть его к активной жизни. Постепенно Ольга сама влюбляется в Обломова, а он под ее влиянием действительно преображается, словно начав жизнь заново. Они вместе ходят по театрам, музеям и паркам. Мир для Обломова преображается, он, солидный человек, разменявший четвертый десяток, начинает жить заново, даже хлопочет о постройке нового дома в имении.

Кажется, Обломов близок к осуществлению своей самой заветной мечты – поселиться в райском уголке с любящей женой и вкушать покой и счастье. Но его планы не совпадают с планами Ольги. Она вовсе не хочет похоронить себя в Обломовке с нежныи, но бездеятельным мужем. Молодой женщине нужно идти “все дальше”. Убедившись, что даже любовь не может до конца переделать Обломова, она находит в себе силы оставить его. Ольга выходит замуж за Штольца, который, как ей кажется, больше всего подходит к ее идеалу деятельной жизни. Но в конце романа читатель понимает, что и Штольц для Ольги также не конец пути, что она быстро перерастет мужа и, возможно, покинет его, добиваясь новых высот.

Обломов же, оставленный без поддержки, быстро впадает в полную апатию, из котороый уже не выходит до конца жизни.Он находит женщину “по себе” – бедную вдову Агафью Матвеевну Пшеницыну, лишенную всяческих исканий. Она необыкновенно домовита, замечательно печет пироги и благоговеет перед Ильей Ильичом. Полностью отдавшись на ее попечение, Обломов отныне не заботится уже ни о чем. Он нашел свой земной рай, свою “Обломовку”, и отныне уже ничто не может потревожить его покой.

Выход романа в свет стал настоящим культурным событием. “Обломов” ставил больные для России вопросы, но необходимость их решения автор, по своему обыкновению, предоставлял читателям. Вокруг романа разгорелись нешуточные споры.

Через месяц после того, как “Обломов” был напечатан в “Отечественных записках”, в журнале “Современник” появились статья Н. А. Добролюбова “Что такое обломовщина?”.

Критик писал: “В типе Обломова. мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, “замение времени”. После статьи Добролюбова слово “обломовщина” вошло в обиход и стало нарицательным. Им стали обозначать всякое косное и застойное явление жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63369

Характеристика героев романа “Обломов”: описание главных и второстепенных персонажей (таблица, список)

Обломов и Захар.
Иллюстрация Т. В. Шишмаревой

Характеристика героев романа “Обломов” Гончарова: описание главных и второстепенных персонажей в таблице (список)

Это была краткая характеристика героев романа “Обломов” Гончарова: таблица с описанием главных и второстепенных персонажей (список).

27 Комментарии

Отличный сайт .Молодцы

Отобрана только качественная информация. Отлично. Просто отлично. Очень помогли. Молодцы!

Спасибо огромнейшее!
Ваш сайт действительно чудо из чудес. Именно то, что нужно.
Спасибо еще раз.

Классный сайт, прямо miracle, gj

коротко и ясно, спасибо

Иван Матвеевич Мухояров- Ошибка в третьем предложении “Она берет мелкие взятки, благодаря чему скопил большой капитал” ОнА должно быть Он!!

Хоть и небольшая ошибка я все равно говорю вам что это неправильно.)00)

Оооо то что нужно !! Спасибо большое !

Супер ! Спасибо ! Нет слов!

От души душевно в душу!

От души душевно в душу!

Замечательный сайт! Спасибо автор за такой сайт, где можно найти почти все для уроков литературы. Скажите, пожалуйста, планируется ли материл по “Обыкновенной истории” Гончарова? Очень его не хватает.

Дорогой друг, спасибо за ваш отзыв. Да, “Обыкновенная история” находится в списке будущих публикаций. Мы согласна с вами, что этого произведения очень не хватает на сайте. Еще раз спасибо! Будем рады и другим вашим рекомендациям.

Дорогой друг, хотели сообщить, что на нашем сайте появились материалы по роману “Обыкновенная история” Гончарова. Их можно найти здесь.

Забыли тётушку Ольги

Дорогой друг, спасибо за замечание. Мы действительно не составили характеристику тетушки Ольги, так как посчитали этот персонаж не особенно важным в сюжете. Однако, если будет возможность, мы постараемся составить ее характеристику.

Спасибо за правильную инфуу!)

написали бы еще из каких глав это взято

спасибо большое за ваш труд,очень выручает.Точно и кратко.

Ольге удалось отучить Илью Ильича от лени, но не взаимные чувства заставили Обломова вновь вернуться к своему прежнему образу жизни.

Дорогой друг, мы не совсем поняли вашу мысль. Попробуем ответить. Ольга не может отучить Обломова от лени, потому что это уже невозможно сделать, как нам кажется. Ольге удается на время выжать из Обломова какие-то признаки жизни, но он быстро устает быть вне зоны комфорта. На счёт взаимных или не взаимных чувств, мы не совсем поняли вас. Чувства вроде бы были взаимные у героев.

Ссылка на основную публикацию
×
×