Собакевич и Чичиков: сочинение

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.

С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.

Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.

Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.

Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.

Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Собакевич в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Величайший русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов известен прежде всего своими красочными пейзажами, олицетворявшими необъятные просторы России.

Известные во всем мире картины Шишкина Ивана Ивановича, который своим живописным мастерством покорил сердца миллионов зрителей, закрепили ряд особенностей.

Полотно «Ледяные горы в Антарктиде» известно на весь мир. Написал его знаменитый живописец И. Айвазовский в 1870 г. для Феодосийского археологического музея

Сочинение Чичиков у Собакевича

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел. Однако, стоит сказать о том, что, когда Чичиков пришел к Собакевичу, он сумел понять его тип личности. Главный герой неохотно вел переговоры с неуклюжим помещиком, однако, когда второй понял тот факт, что и его интерес присутствует в данной сделке, он начал очень быстро и скоро принимать решения. Когда герои встретились друг с другом, стал понятным тот факт, что через данную сцену, писатель показал, что общество стало весьма циничным, и для него стало весьма привычным и обыденным проведение подобных сделок.

Описывая то, как Собакевич осуществлял прием гостя в своем доме, показывает его отношение к существованию и к проведению сделок. Герой обладал такими качествами, как циничность, чревоугодие и жадность. В моментах описания приема пищи персонажем, автор показал насколько для него важным был момент потребления, ведь когда Чичиков сел с ним за обеденный стол, он увидел множество блюд, которые для Собакевича были привычным видом трапезы. Тогда главный герой начал хвалить обед, однако, Собакевич в своем стиле обругал поваров за то, что они готовят еду из некачественных продуктов. Это говорило о том, что его никогда ничего не радовало по-настоящему, он не мог оставаться счастливым человеком даже в такие периоды времени.

Для Собакевича похвалить человека было сродни показу слабости. Данный человек был крайне циничным, черствым и недалеким. Можно сказать, что в отличие от Чичикова, который обладал острым умом и большой смекалкой, Собакевич был твердолобым и недалеким человеком с завышенной самооценкой. В моменте описания сделки, раскрылся истинный характер помещика. Во-первых, когда он услышал о подобной сделке, то ни на секунду не сомневался в том, что это противоречит его моральным принципам и нормам. Герой сразу же принялся торговаться в цене за одну душу. Также, он старался показать свой пылкий и твердый нрав, и в итоге ему удалось поднять цену за свой «товар». Для Чичикова крайне удивительным показался тот факт, что для Собакевича настолько интересной оказалась данная сделка. Автор хотел показать, что, несмотря на то, что герой казался неуклюжим и недалеким, жажда нажива заставила его проявить невероятную активность.

2 вариант

Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя является одним из ключевых произведений русской литературы, она проливает свет на сложившуюся систему, действующую в крепостническом обществе. Отношение помещиков к крестьянам, фактическое обесценивание человеческой личности, бесконечные поиски способов обмануть окружающих – вот реалии того времени.

Главный герой поэмы Павел Чичиков ради приобретения веса в обществе ездит по имениям и приобретает крестьян, которые фактически мертвы, но все еще юридически числятся в списках. Одним из таких помещиков оказывается Михаил Собакевич.

Имя Михаил выбрано неслучайно, помещик даже внешне напоминает медведя, и, как медведь является знаковым представителем русской фауны, так и Собакевич – живое олицетворение русского крепостничества. В доме помещика все сделано добротно, даже дома крестьян сделаны достаточно крепкими, при этом в каждом стуле чувствуется характер хозяина, его грубость и приземленность.

За разговором выясняется, что главной и, пожалуй, единственной любимой вещью Собакевича является еда. И сам автор отмечает, что у помещика, кажется, вовсе не было души. При этом, когда речь идет о возможности заработать, Собакевич проявляет исключительную изворотливость и расчетливость.

Особенно это видно во время обсуждения цены на мертвые души. Странное предложение нисколько не смущает помещика, он готов на все, даже на любые махинации, чтобы заработать лишний рубль. В этом его основное назначение и смысл жизни. Поэтому сначала он называет цену в 100 рублей, именно столько платят за полностью работоспособных крестьян. А после отказа Чичикова, чтобы повысить цену на уже усопших крестьян, он начинает придумывать всяческие уловки, рассказывая об их выдающихся качествах, которые, разумеется, уже никому не важны.

Собакевич – убежденный сторонник крепостничества, настроенный против всякого просвещения, это заметно даже в убранстве дома, ведь в нем нет ни одной книги. В ходе встречи перед читателем обнажаются основные характеристики подавляющего числа помещиков – закостенелость взглядов, губящее любые начинания стремление к наживе и следование вредным привычкам, здесь – чревоугодию.

Именно такие люди, как он, и удерживали государственный режим от таких необходимых реформ в те тяжелые годы, когда крестьяне находились под бесконечным гнетом, а политика в целом должна была быть полностью пересмотрена. Собакевич на деле и сам представляет собой мертвую душу, которую уже не спасти.

Читайте также:  Проблема маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Чичиков у Собакевича

Популярные сегодня темы

Я очень люблю нашу Землю. Мне нравится глобус, сам вид нашей зелёно-голубой планеты. Она просто чудесная. Чувствуется, что на ней столько всяких живых существ

Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами

Александр I – второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого Война и Мир. Пожалуй, он также является главным второстепенным персонажем.

На картине Кустодиева «Сирень» изображен небольшой весенний пейзаж, датированный 1906 годом. На дворе стояла теплая солнечная погода, и художник, вдохновленный радостной живописной обстановкой

Сочинение: Собакевич и Чичиков

Собакевич и Чичиков

Автор: Гоголь Н.В.

Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью. Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Основательность сопровождается тут замечательной безвкусицей и уродством. Дом Собакевича напоминает казарму, какие строят «для военных поселений и немецких колонистов». Видно, что при его постройке зодчий спорил с хозяином. Зодчий хотел симметрии, а хозяин порядка. Вышло чтото несуразное и неуклюжее: хозяин «заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое. Фронтон тоже никак не пришелся посереди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три».

О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

Мебель в комнатах прочна, неуклюжа и сходна с хозяином: пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах — совершенный медведь. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!»

Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а рубила со всего плеча: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства даже звали его Михайлом Семеновичем. «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного Кощея гдето за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». И «мера» его «души» на этот счет безмерна. На завтраке у полицмейстера Собакевич наметил для себя гигантского осетра и «в четверть час# с небольшим доехал его всего». Когда хозяин и гости вспомнили об этом «произведении природы», от него остался один хвост, «а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какуюто сушеную маленькую рыбку. Отделавши осетра, он сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурил и хлопал глазами». «Душа» его впала в блаженное оцепенение.

Противник «высоких материй», Собакевич обо всем, что не связано с его практическим интересом, судит е топорной прямолинейностью. Просвещение — вредная выдумка. Люди все — воры и разбойники: «Я знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

В своих пределах Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю. Тут-то и обнаруживается вдруг странный парадокс, неожиданный штрих в характере Собакевича. На него ведь был уже «тонкий» намек при описании картин в гостиной: «Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Вспомним тощенькую супругу у толстого Собакевича!

В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какойто намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич.— Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какойнибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час,— прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет. А Пробка Степан. Максим Телятников. А Еремей Скороплехин!» и т. д.

Поэтическая тирада Собакевича — целая поэма о силе, таланте и сметливости русского народа. И неспроста она приводит Чичикова в изумление: в этом медведе, закоренелом мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова». Выходит, что Собакевич — «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и по русскому «пересолу», на пределе которого обнаруживаются в искаженной и помраченной душе возможности ее выпрямления и возрождения. Ведь и Чичиков так же срывается, как Собакевич. Вспомним, например, «странное» распоряжение, которое «зарапортовавшийся» Чичиков отдает Селифану, забывая, какой «товар» он приобрел: «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку».

Точно так же «зарапортовался» в разговоре с председателем гражданской палаты и Собакевич, подтверждая правоту русской пословицы «На всякого мудреца довольно простоты». «Да что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу,— отозвался Собакевич,— что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева».— «Нет, будто и Михеева продали? — сказал председатель.— Я знаю каретника Михеева: славный мастер; он мне дрожки переделал. Только позвольте, как же. Ведь вы мне сказывали, что он умер. » — «Кто, Михеев умер? — сказал Собакевич, ничуть не смешавшись.— Это его брат умер, а он преживехонький и стал здоровее прежнего. На днях такую бричку наладил, что и в Москве не сделать. Ему, понастоящему, только на одного государя и работать».

Так неожиданно в Собакевиче проглядывают два бессмертных сочинителя — Хлестаков и Ноздрев, а заодно с ними и искусный актер Чичиков. «Да будто один Михеев! — продолжает вошедший в раж Собакевич.— А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник,— ведь все пошли, всех продал!» А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: «А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!» Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: «Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума».

Сочинение: Н.В.ГОГОЛЬ Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича”

Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповтори­мое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство”, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, кото­рые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто ока­зываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.

Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править пре­восходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века. Вид его деревни и дома говорит о том, что Собакевич не похож на других помещиков, с кото­рыми Чичиков встречался до этого, ведь даже “на конюш­ни, сараи и кухни были употреблены полновесные и тол­стые бревна, определенные на вековое стояние. Деревен­ские избы мужиков тоже срублены были на диво. все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”.
[sms]

Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понима­ем, что для него, как и для Чичикова, главное в живни — выгода, нажива, обогащение любыми средствами. Внешне он груб, неуклюж, , мрачен и немногословен, все в нем “было круп ко и прочно”, точно вырублено топором. Очень метко характеризует Собакевича сам Гоголь: “Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему. показался весь­ма похожим на средней величины медведя. Для заверше­ния сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями сту­пал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги”.

Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы,в для него главное — надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каж­дая вещь Говорит: “И я тоже Собакевич!”, “И я тоже очень похоже аа Собакевича!”

На свеве очень мало людей, о которых Собакевич мо­жет сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него “первый разбойник в мире”, полицеймейстер — “мошенник”, про­курор — “порядочный человек. да и тот, если сказать правду, свинья”.

“Наступать на чужие ноги” — привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами. Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым — мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужков — хоть живых, хоть мертвых. Его жадность не­померна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит та­ланты и достоинства каждого. Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленное красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленни­ков, но невозможно забыть, что они для него — товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь по­тому» что понял: это выгодная собственность. Человеко­любие отсутствует в перечне достоинств этого звероподоб­ного человека. Хитрый, осторожный, скрытный и прижи­мистый, Собакевич при случае готов на запугивание и пря­мой шантаж.

“Человек-кулак” называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич ив Петербурге остался бы ку­лаком, хотя бы и воспитали его по моде. Вышло бы еще хуже: “Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку”. Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В. Гоголь, Собакевич прекрасно чув­ствует наступление “нового времени”, когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее. Его не застигнешь врасплох.[/sms]

Урок по теме “Роль эпизода “Встреча Чичикова с Собакевичем” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души””. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Цель: отработать практику написания сочинения – анализа эпизода художественного произведения; обозначить последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.

Слово учителя: В 9 классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных жанров. Среди них – анализ эпизода художественного произведения.

– Вспомним, что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение слова?

(Эпизод – это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.)

Но, несмотря на свою самостоятельность и законченность, эпизод – это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно– художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.

– Можно ли в сочинении на подобную тему слово “ эпизод” заменить словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения?

(Да. Ожегов. Сцена – это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.)

– Вам дано было задание дома подумать над вопросом и сделать записи, что значит проанализировать эпизод?

(Проанализировать эпизод – это значит:

  • Определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
  • Уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
  • Показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрывается характер;
  • Сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
  • Определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
  • Понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.

– Из всего сказанного можно выстроить логику сочинения такого типа, т.е. общий план сочинения – анализа эпизода. В сочинении – анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров; определить, зачем введена та или иная сцена автором.

Чтобы определить тему, идею, значение эпизода в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.

– Рассмотрим роль эпизода “Встреча Чичикова с Собакевичем” в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Размышляя над страницами поэмы, оттолкнемся от общепринятой формулы “галерея помещичьих типов”. Вспомним слова самого Гоголя: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого” и его оценку 1 тома “Мертвых душ”: “Первая часть “поселила” во всех отвращение от моих героев и их ничтожности”.

В главах со 2 по 6 писатель изображает крупным планом представителей российского поместного дворянства. Принято спросмотреть, что они расположены по принципу нарастания отрицательных черт. Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.

– Какое положение в этой галерее занимает Собакевич, о котором пойдет речь?

(Некое промежуточное: он не первый и не последний. Встреча с Чичиковым изображена в 5 главе.)

– Что нам уже известно о Чичикове?

(“Приобретатель” мертвых душ уже совершил сделки с прекраснодушным Маниловым и дубинноголовой Коробочкой, едва не побитый, не солоно хлебавши убрался от Ноздрева, и вот он в усадьбе Собакевича, куда прибыл по приглашению хозяина.)

– Каков основной гоголевский принцип построения “ помещичьих” глав? Почему?

(Пейзаж, общий вид усадьбы, портрет героя, интерьер, сцены торга и угощения, отзывы о знакомых.) (Такое построение помогает понять характеры героев.)

– Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, обилием предметно – бытовых деталей. Деталь – это элемент художественного стиля Гоголя. Что же такое деталь?

Запись в тетрадь. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

– Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации.

Записываем в тетрадь:

Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

Деталь как средство индивидуализации (Собакевич: портрет, речь, дом, еда).

Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи.

– Слышится ли авторская характеристика Собакевича?

(Авторских характеристик две: мы слышим их во внутреннем монологе Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.)

– К прямому развернутому сравнению человека с животным Гоголь прибегает впервые, хотя косвенно при создании портретов персонажей параллели с животными уже проводились. Давайте вспомним.

(Манилов – “петух с обдерганными, как старые рогожки крыльями”, Коробочка – свинья с поросятами, Ноздрев – отец собачьего семейства.)

– Как подчеркнуто медвежье в Собакевиче?

(Максимально: фрак “ медвежьего цвета”, походка “ ступал вкривь и вкось”, странное сближение с именем Михайло Семенович.)

– Как трактует автор “ медвежье” начало?

(Неуклюжесть, физическая сила, грубость нравов.)

– Как показана “ неуклюжесть” Собакевича?

(Сказывается во всем, начиная с внешнего вида дома и его интерьера: асимметрический фронтон, “ хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три”, “пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, “совершенный медведь”.)

Физическая сила. Ощущается в самой фигуре: “ шеей не ворочал вовсе, спина широкая, как у вятских приземистых лошадей”, так и благодаря окружающим предметам, каждый из которых, казалось, говорил: “ И я тоже Собакевич!” и фигурах на картинах: “ Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу”.

Грубость. Сказывается в его речи: “ дурак”, “ разбойник”, “ мошенник”, “ свинья” – так характеризует он представителей губернской власти.

– Как еще речь характеризует Собакевича?

(Собакевич – противник просвещения. Просвещение – фук. Он в некотором роде русский патриот: “мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот”; широкая русская натура: “у меня, когда свинина – всю свинью давай на стол”.)

– Есть в русском языке выражение “медвежий угол”. Что оно означает?

(Медвежий угол – захолустье.)

– Присутствует ли этот смысловой оттенок в параллели Собакевич – медведь? (“Родился ли ты так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”.)

– Медведь, человек – кулак. Сближаются эти понятия Гоголем?

(Сделался то, что называют человек – кулак.)

– Что символизирует кулак?

(Кулак символизирует крепость, хозяйственность, прочность. Автор отмечает это во всем: крепкая и непомерно толстая решетка вокруг двора, “полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние”,– все было упористо, без пошатки. Это и “каленый”, “горячий цвет лица героя; топор, сверло, как инструменты, которые “натура”, не мудрствуя употребила для отделки его лица.)

– Только ли положительная сторона у этой хозяйственности?

(Есть и другая сторона: накопительский, собственнический инстинкт, помноженный на невежественность, что дает эффект страшный. “Кулак” становится символом грубой, невежественной силы. “А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже. Даст он знать потом!)

– Собакевич по обличью богатырь. Почему же не с богатырем русским, спасающим народ и родину, а с бессмертным кощеем из народных сказок сравнивает Гоголь своего героя?

(Душа его закрыта “толстой скорлупой”, богатства свои он охраняет и приумножает, телесное, материальное заслоняет в нем человеческое, духовное.)

– На фоне других помещиков Собакевич, возможно, наиболее страшное и опасное явление русской жизни. Мы это ощущаем, читая главу о встрече Чичикова с ним.

(Чтение сцены торга по ролям.)

– Как ведут себя в этой сцене герои?

(Собакевич без обиняков предлагает Чичикову купить интересующий его товар, назначая немыслимую цену. Чичиков говорит витиевато, осторожно называет “главный предмет” “несуществующими душами”. Собакевич – “штука”, “ревизская душа”; Чичиков – “предмет”, “неосязаемый чувствами звук”. В процессе торга, увлекшись, Собакевич, нахваливая товар, начинает говорить о крестьянах как о живых: “У меня, что ядреный орех, все на отбор, вот ведь какой народ!” Чичиков отвечает: “ведь это мечта”.)

– С этим связан отвлеченный план этого эпизода. С “мечтой” о таких русских мужиках как каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников – мастерах своего дела, “таком хорошем народе, который нечета нынешним людям, что числятся теперь живущими”.

– В диалоге героев проскальзывает мечта Н.В.Гоголя о такой России. Эта мысль присутствует и в других эпизодах и лирических отступлениях. Однако в этом эпизоде она звучит наиболее ярко. То есть, в сцене торга присутствуют, что традиционно для Гоголя, два плана: буквальный, связанный с чичиковской аферой, и отвлеченный, соотнесенный с темой России, русского народа, центральной в поэме.

– Какую же композиционную роль играет данный эпизод?

(От Собакевича Чичиков узнает о Плюшкине, у которого люди “как мухи мрут” и который завершает галерею помещичьих типов, явившись прорехой на человечестве.)

– Таким образом, анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.

Я думаю, что сегодня на уроке вы поняли, какова логика сочинения – анализа эпизода, обозначили последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.

Дома посмотрите записи, осмыслите и проанализируйте письменно эпизод “Чичиков у Собакевича”.

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, пропросмотреть ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели – богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно – всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы – единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: Собакевич и Чичиков
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 03:41:33 26 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 40 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.