Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Поэма Гоголя «Мертвые души» – одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. «Мертвые души» – итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России.
В названии произведения – «Мертвые души» – заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни. Но интересно, что первые, формально мертвые, души оказываются живее, чем дышащие и говорящие помещики.
Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность «во всей красе» увидеть «живых мертвецов».
Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице.
В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет «ловкий» приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов. И это несмотря на то, что Манилов кажется интеллигентным и культурным человеком.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Это также «мертвая душа». Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ помещица только боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Она говорит Чичикову, что не знает никакого Собакевича, а, следовательно, его и на свете–то нет.
В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. Гоголь пишет про этого «весельчака», что он был одарен всеми возможными «задорами». На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». Это тот тип людей, «что начнут гладью, а закончат гадью». Но Ноздрев, один из немногих помещиков, вызывает даже симпатию и жалость. Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в «пустое» русло.
Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич. Он показался Павлу Ивановичу «весьма похожим на средней величины медведя». Собакевич – этакий «кулак», которого природа «просто рубила со всего плеча». Все в облике героя и его дома основательно, обстоятельно и масштабно. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!»
Собакевич – рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов. Ради них Собакевич пойдет на любое мошенничество и другое преступление. Весь его талант ушел только в материальное, полностью забыв про душу.
Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Гоголь рассказывает нам предысторию этого героя. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени.
У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходит каждый день по своей деревне и собирает всякий мусор, который складывает у себя в комнате. Бессмысленное накопительство привело Плюшкина к тому, что сам он кормится объедками, а его крестьяне «мрут, как мухи» или сбегают.
Галерею «мертвых душ» в поэме продолжают образы чиновников города N. Гоголь рисует их как единую безликую массу, погрязшую во взятках и коррупции. Собакевич дает чиновникам злую, но очень точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными.
При известии о назначении нового генерал-губернатора инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался?
Гоголь показывает нам, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они – просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничества.
Рядом с «мертвыми душами» в поэме встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, таланта. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это и беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Именно народ, по мнению Гоголя, сохранил в себе «живую душу», национальную и человеческую самобытность. Поэтому именно с народом он связывает будущее России. Об этом писатель замыслил написать в продолжении своего произведения. но не смог, не успел. Нам остается лишь догадываться о его мыслях.
Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души
В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.
Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.
Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.
Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.
Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.
Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.
Вариант 2
В поэме Гоголя можно разглядеть Россию, как и с хорошей стороны, так и с плохой. К мертвым душам писатель относит ни покойников, а чиновников и обывателей, чье сердце затвердело и стало каменным от безразличия на судьбы простых граждан. Поэт пишет это произведение, прочувствовал всю боль и печаль народа.
Чиновники Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, совершено разные люди, но их соединяет никчемность, которая отражает весь устой властителей. Каждый чиновники покрывают другого в неправде, воровстве ради своей выгоды, лишь бы откусить чей-то кусочек и положить себе в карман. В их душах словно черви в яблоке ползают и уже прогрызли свои ходы, которые с каждым разом становятся все больше, и больше. И подгнивая выделяют отвратный запах самой личности чиновников. Они словно одно безликое существо, которое существует питаясь лишь живыми, цветущими, душами. Эти «живые» души подвергаются постоянным заключениям и подавлениям.
Настоящую душу России имеют русские мужики, которые сохранили человечность. В крепостном праве остаются благоразумный народ, на котором держится фундамент всей Руси. Именно в них заключается сама душа, сам тот центр, само то ядро, которое и держит всю суть страны. Гоголь пишет о крестьянах так, что выставляет их словно цветущие цветы, которые, не смотря на все трудности, прорастают через камни, разрушая их.
Гоголь яростно верит, что Россия пойдет по светлому будущему. Верит в скрытые таланты народа, которые могу подняться из глубин и показать, что не все потеряно. Он надеется на то, что даже и в мертвых душах чиновниках пронзится луч светлого и измениться их жизнь, их отношение к добрым душам, которые умеют жить, дышать полной грудью.
Разное отношение всегда можно получить. Но и в вера в добро не угаснет никогда. Потому что большое и верное, любящее покрывает все. Так как надежда Гоголя дает понять, что и в зачерствевшем сердце имеется отголоски добра, любви. На примере показан Чичиков, как он с теплотой в сердце отзывается о матери и вспоминает свое детство, окутанное лаской и заботой. Именно в такие моменты ты и веришь, что можно изменить худшие недостатки в лучшее. В рост, процветание, доверие и хорошее отношение. Послание писателя дает понять и раскрыть, как же несовершенен человек в своей жизни, как он имеет право отклонятся от пути добра, но все же ему всегда дается шанс вернуться к светлому пути.
Сочинение 3
Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» – портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.
У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.
Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».
Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.
Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.
Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.
Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя – яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.
Живые и мертвые души в поэме Мертвые души
Несколько интересных сочинений
Александр Сергеевич Пушкин писал свои гениальные произведения не только в поэтическом стиле, но и в прозе. Одной из таких работ стал роман «Капитанская дочка», в идею которого легло реальное историческое событие.
Благородство – одно из самых лучших качеств человека. Оно включает в себя честность, справедливость, доброту и самоотверженность. Благородные люди всегда были, есть и будут.
Здравствуйте дорогая Мария Сергеевна! В первых строчках своего письма, хочу поблагодарить Вас, за тот труд, веру в нас и терпение, заботу и внимание, которое было вложено за все эти годы.
А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.
Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.
Сочинение: Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя Мертвые души
Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на. страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из. кризиса.
Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо — это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.
Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Все это статичные характеры. Они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать». Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города. Возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».
Жизнь города внешне кипит и клокочет. Но эта жизнь на самом деле является лишь пустой суетой. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа — обычное явление. Для этого мира душа является только тем, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело». Но неужели у всех действующих лиц реального мира «Мертвых душ» душа мертва? Нет, не у всех.
Из «коренных жителей» реального мира поэмы, как это ни парадоксально и ни странно, только у Плюшкина не совсем еще мертвая душа. В литературоведении бытует мнение, что Чичиков посещает помещиков по мере их духовного оскудения. Однако я не могу согласиться с тем, что Плюшкин «мертвее» и страшнее Манилова, Ноздрева и других. Наоборот, образ Плюшкина намного отличается от образов остальных помещиков. Попробую доказать это, обращаясь прежде всего к строению главы, посвященной Плюшкину, и к средствам создания характера Плюшкина.
Глава о Плюшкине начинается с лирического отступления, чего не было при описании ни одного помещика. Лирическое отступление сразу настраивает читателей на то, что эта глава значительна и важна для повествователя. Повествователь не остается безучастным и равнодушным к своему герою: в лирических отступлениях, (в VI главе их два) он выражает свою, горечь от осознания того, до какой степени мог опуститься человек.
Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию. Поэтому возникает вопрос, является ли нынешнее состояние Плюшкина деградацией самой личности, или же это результат жестокой судьбы? При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши».
В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Все эти детали позволяют сделать вывод, что душа Плюшкина еще не совсем умерла. Наверное, объясняется это тем, что во втором или третьем томе «Мертвых душ», по мысли Гоголя, должны были встретиться два героя первого тома, Чичиков и Плюшкин.
Вторым героем реального мира поэмы, обладающим душой, является Чичиков. Именно в Чичикове наиболее сильно показана непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, пусть не бог весть какой богатой, пусть скудеющей, но живой. XI глава посвящена истории души Чичикова, в ней показано развитие его характера. Чичикова зовут Павел, это имя апостола, пережившего духовный переворот. По мысли Гоголя, Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы и стать апостолом, возрождающим души русских людей. Поэтому Гоголь доверяет Чичикову рассказать о мертвых крестьянах, вкладывая в его уста свои размышления. Именно Чичиков воскрешает в поэме былых богатырей земли русской.
Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь подчеркивает в них сказочные, богатырские черты. Все биографии мертвых крестьян определяются проходящим через каждую из них мотивом движения («Чай, все губернии исходил с топором за поясом… Где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги? …И ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму…»). Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.
Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателем в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет Маниловых, собакевичей, ноздревых, прокуроров, в нем нет и не может быть мертвых душ. Идеальный мир строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала в человеке. В идеальном мире живут бессмертные человеческие души. Прежде всего это душа самого повествователя. Именно потому, что повествователь живет по законам идеального мира и что у него есть идеал в сердце, он может заметить всю мерзость и пошлость реального мира. Повествователь болеет душой за Россию, он верит в ее возрождение. Патриотический пафос лирических отступлений доказывает нам это.
В конце первого тома образ чичиковской брички становится символом вечно живой души русского народа. Именно бессмертие этой души вселяет в автора веру в обязательное возрождение России и русского народа.
Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.
Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать просто деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.
Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее просчитывает и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расспросил слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна помощь при оформлении бумаг на купленные души.
Чичикова нисколько не волновала щекотливость вопроса, двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».
Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.
Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.
Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.
Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «. больше всего угождай учителям и начальникам. водись с теми, кто побогаче. не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды. Автор сообщает о некоторых свойствах этой личности: «Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете. Хотя он должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева, и всё было бы благородно». Гоголь с сарказмом подчеркнул «сохранность чистоты души» у героя, сказав, что на самом деле подразумевается любовь к некоторому комфорту.
Последующие планы Чичикова шли гораздо далее того, что он имел. Послужив в канцелярии обычным чиновником, он сумел кое-чего добиться. Мечтал при этом перебраться “в службу по таможне”, где больше возможностей для обогащения. А когда перешёл, то и провернул там несколько махинаций. Тогда и появились планы о приобретении мёртвых душ, чтобы потом купить (или взять в аренду) земельные участки, стать помещиком. Мечта Чичикова не далека от реальности, ведь земли, насколько ему было известно, “отдаются даром” при условии владения крепостными душами. Кто проверял бы, живые они или мёртвые? Ревизские списки велись не всегда образцово, да и друзей среди чиновников Чичиков приобрести успел.
К какой же группе отнести главного героя, к живым или мёртвым душам поэмы? Автор ответа не даёт, но есть в произведении замечательные размышления о народе, о «дивной красоте» русской души, о «несметном богатстве русского духа»: «И мёртвыми покажутся. все добродетельные люди других племён (видимо, помещичьего и чиновничьего роду-племени), как мертва книга пред живым словом».
Далее Н.В.Гоголь отмечает, что не было у него цели показать добродетельного человека, а захотел он «припрячь и подлеца», происхождение которого «темно и скромно». В результате получился такой многоплановый образ предпринимателя, купца, чиновника, будущего помещика Чичикова. А выводы о душе главного героя писатель-сатирик предоставил сделать читателям.
Н.В.Гоголь, пользуясь возможностью путешествовать со своим героем по Руси, делает интересные выводы. Он высказывает в конце первого тома надежду на процветание русского государства и сообщает свою мечту о благополучной жизни народа, особая духовность которого вызывала искреннее восхищение у писателя, так как именно душа русского крестьянина была, по мнению Гоголя, по-настоящему живой.
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение
3. «Живые души» народа.
Противопоставление «живых душ» народа «мёртвым душам» помещиков.
Идею поэмы «Мёртвые души» сам Николай Васильевич Гоголь определил так: «…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мёртвые» прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.
Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города – чиновники и простые жители – люди, не обременённые моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол – существа с мёртвой душой в человеческой оболочке.
Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин – такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», с восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов.
В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».
Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка – он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным. Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» – восклицает Гоголь.
Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, приводит читателя к «прорехе на человечестве» – Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, – которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь всё-таки видит «живую душу» народа. Крепостной плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнёт, то и сапоги». Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкин в любом доме печь поставит.
Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском просторе вместе с бурлаками.
Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение – желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.
Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, автор писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем». И действительно здесь нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас». (Гоголь).
Сюжет поэмы строится на купле-продаже так называемых «мертвых душ» — крестьян, уже умерших, но числящихся в ревизских списках как живые. Однако, читая поэму, мы понимаем, что понятие «мертвые души» относится не только к умершим людям, но и к тем живым, которые обладают «неподвижным холодом души и бесплодной пустыней сердца».
Главный герой поэмы, плут и авантюрист Чичиков, стремясь прикупить «мертвые души», побывал у пяти помещиков, каждый из которых хуже предыдущего.
Галерея образов помещичьих типов начинается с Манилова. В его облике сначала бросается в глаза именно «приятность», его желание всем нравиться. Любуясь собственными тонкими манерами, гордясь ими, Манилов преисполнен веры в то, что он является носителем подлинной культуры.
Впечатление, которое производит вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним изменяется. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; еси же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Неотразимым по уму и образованности представляется Манилову и сам Чичиков, с первой встречи завоевавший симпатии помещика. Несмотря на то, что Манилов знаком с Чичиковым совсем недавно, он называет его бесценным другом. Нельзя без смеха просмотреть его рассуждения о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их званием генералов.
Жизнь представляется Манилову чем-то похожим на идиллические пасторали. Никаких столкновений и конфликтов он не видит и видеть не хочет. Знание жизни он подменяет пустыми фантазиями и создает свой иллюзорный мир. В его голове постоянно возникают какие-то фантастические прожекты, но он не способен ни к какому действию. Манилов лишен мысли и всякого живого стремления, а та «возвышенность», которой он так гордится — это всего лишь бессознательный маскарад, скрывающий подлинную «мертвую» суть героя.
Если Манилов пытается рядиться в одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная нищета предстает в своем естественном состоянии. Помещицу отличает своеобразная, слишком уж незатейливая «простота», которая находит отражение и в ее внешнем облике, и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, обращается она к Чичикову, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?»
Не случайно мы встречаемся с Коробочкой сразу после Манилова. Ее житейская непосредственность контрастирует с внешней утонченностью предыдущего помещика. Образ Коробочки — это выражение прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания этой помещицы сосредоточены на постоянном накоплении и упрочении своего состояния. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель.
Однако хозяйственность Коробочки помогает обнаружить ее внутреннее убожество. Приобретательские стремления заполоняют все сознание помещицы, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу. Она и крепостными крестьянами торгует с такой же расчетливостью, как продает пеньку, сало или птичьи перья. С такой же мерой она подходит и к предложению Чичикова о продае мертвых душ. Старуху пугает необычность сделки, но и выгоду она упустить не хочет.
Чичиков метко называет Коробочку «дубинноголовой». Сочетание патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю степень бедности ее духовной жизни. Весь мир для нее замкнулся в поместье, вне которого она не видит ничего важного.
Точно так же, как при переходе повествования от Манилова к Коробочке ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, в главе, посвященной Ноздреву, выявляется контраст между этим новым действующим лицом и Коробочкой. В противоположность мелочной помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он очень активен и подвижен. Ни на минуту не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым деом — всем, что только приходит ему в голову. Однако энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. С одинаковой легкостью он начинает любое предприятие и бросает его, сразу же забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание. Все, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями».
Изображая быт этого помещика, Гоголь иронически оттеняет его чрезвычайную привязанность к животным, которые были предметом его особых забот. Очень выразительно дана, например, писателем картина ноздревской псарни. Лишь завидев его, собаки летят ему настречу, а он с ними «как отец среди семейства». Эта замечательная деталь показывает подлинную сущность героя, который никогда и ни в чем не считается с людьми.
Важную черту характера Ноздрева составляет наглость. Со всеми людьми он держится запанибрата, каждого тут же считает другом, но также легко забывает свои слова и свои отношения с людьми. Одного и того же человека Ноздрев называет то другом, то подлеом. Это отсутствие у помещика моральных критериев очень тонко раскрывается Гоголем.
Ноздрев предстает человеком «многосторонним»: он и шулер, и собачник, и хвастун, и кутила, и плут, Однако вся эта многосторонность, замечательно раскрытая Гоголем, лишена какого-либо положительного начала. Писатель показывает Ноздрева как мелкого человека без всяких моральных принципов и представлений о порядочности.
Следующий, с кем мы знакомимся, — Собакевич. Его никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках. Напротив, он обеими ногами стоит на земле, трезво оценивая жизнь и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет добиваться того, чего хочет.
Характеризуя быт этого помещика, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки». Физическая крепость и уродливая неуклюжесть видны в портрете Собакевича, похожего на медведя средней величины. Сравнение с медведем дано автором не только с внешней стороны: оно подводит к раскрытию психологических особенностей героя. Животное начало главенствует в натуре Соакевича. Не случайно ему досталась и такая фамилия. Он не помышляет ни о каких духовных запросах. По его мнению, единственным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он не склонен усложнять.
Насыщение желудка стоит у Собакевича на первом месте, потому-то и все радости жизни связаны у этого героя, прежде всего, с сытной едой. «У меня, когда свинина, всю свинью подавай на стол, баранина всего .барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».
Собакевич враждебно относится к культуре и просвещению. Он считает эти понятия глупой и ненужной людям выдумкой. Однако Собакевич не чужд трезвого и расчетливого практицизма. Он хорошо понимает свою выгоду, знает окружающую его обстановку и людей. Провести такого помещика вряд ли кто сможет. Он неуклонно стремится к обогащению и любого обведет вокруг пальца.
Интересно поведение Собакевича в разговоре с Чичиковым относительно мертвых душ. Чичикову и не пришлось издалека подходить к столь щекотливой теме. Собакевич ничуть не удивился и предложил Чичикову сделку так, как будто речь шла о самом обычном деле.
Практическая хватка, которая выделяет Собакевича среди других помещиков, неотделима от его психологического облика. Он обладает способностью активного действия, но это не только не уменьшает, а как раз усиливает его низменные стремления. Однако и то исчезновение подлинно человеческих качеств, которое дано в образе Собакевича, не исчерпывает меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею помещиков в романе. Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о наколении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но накопление стаовится единственной жизненной целью этого помеика. Ненасытная жадность ведет к тому, что Плюшкин теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. Именно на малосущественном и незначительном и сосредоточено внимание Плюшкина. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко и сургучик».
Плюшкин превращается в настоящего раба вещей. Жажда накопления толкает его на путь самоограничения. Он не позволяет себе нормально питаться и носить хорошие вещи. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять, ключник это или ключница.
Когда-то Плюшкин был нормальным человеком и имел семью. Он отличался опытностью и знанием жизни. В отличие от других персонажей, биографий которых Гоголь не дает, Плюшкин изображен в процессе своего развития. Не случайно именно в этой главе показана наибольшая мера угасания человеческого — наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Эта душа могла бы жить.
Мы понимаем, что, по мысли Гоголя, человек не является плохим от рождения, а становится чудовищем. Ненасытная скупость разрушает связи Плюшкина с людьми. Он не испытывает потребности в чеовеческом общении не только потому, что дружеские, как и все остальные человеческие чувства из него выетрились, но и потому, что общение с окружающими может нанести ему материальный ущерб. Всякое посещение друзей, как и приезд гостей, означает расходы, а их-то Плюшкин боится более всего, Даже о своих детях помещик рассуждает так же.
Но самое интересное, что накопление богатств превращается у Плюшкина в полную его противоположность. В его имении гниют сено и хлеб, материи, если к ним прикоснутся, становятся пылью.
Таким образом, один за другим следуют в поэме образы помещиков, и каждый из них ничтожнее предыдущего: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все гоголевские помещики — характеры яркие, запоминающиеся, Но при всем их внешнем разнообразии суть остается низменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
Такими же мертвыми душами предстают перед нами и чиновники губернского города. В сцене бала заметно, что их лица все сливаются в одно, ничем не примечательное, а различаются разве что наличием или отсутствием бородавки. Интерес их сосредоточен лишь на сплетнях, тщеславии и зависти, Они все бездельники и такие же «мертвые души», как и помещики.
Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей — все это сформировало в нем расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики, Однако Чичиков — «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.
Кто же в поэме воплощает живое начало? По выражению А. И. Герцена, Гоголь разглядел в поэме позади «мертвых душ — души живые». Это души крестьян, воплощение русского национального характера. Это и талантливый каретник Михей, и сапожник Телятников, и кирпичник Милушкин и, конечно, плотник Степан Пробка, Все эти люди умерли, но они оказываются живее своих хозяев. Именно для них Гоголь находит теплые слова. Именно о них он думает: «Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»
Но самым главным «живым» образом в поэме становится образ Руси. Живая душа русского человека живет в народе, в его языке и песнях, в плодах его труда. В лирических отступлениях Гоголь создает удивительно возвышенный образ Руси и народа, который в конце поэмы перетекает в образ Руси-тройки, несущейся в будущее. Каким будет это будущее, автор не знает, но для него важно, что образ Руси связан с движением, а, значит, он не мертвый, не застойный. Писатель мечтает о возрождении души, о развитии всего того лучшего, что есть в русском народе. И поскольку он пишет о духовном мире, о возвышенном, передачей которого призвана заниматься лирика, он называет свое произведение поэмой.
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя Мертвые души Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 10:36:13 15 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 2580 Комментариев: 10 Оценило: 10 человек Средний балл: 3.4 Оценка: 3 просмотреть |