Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс
В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.
Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.
Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.
Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.
Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.
Сочинение 2
Тема “маленького” человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя “Шинель”. Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.
Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: ” Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.
Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли “маленького” человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.
Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, “маленького” для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.
Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях, которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.
Образ “маленького человека” в повести “Шинель” 8 класс
Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.
Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.
В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.
Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».
У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.
Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.
Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.
Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.
После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.
Вариант 4
Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».
В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.
В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.
Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Шинель
Популярные сегодня темы
Однажды я был в гавани города Одессы и встретился с одним человеком. Его присутствие здесь было не совсем логичным, и он сильно выделялся из толпы. Парень был восточного типа, на нем была светлая и красивая одежда
Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин – тихий, робкий, незаметной внешности титулярный советник, чиновник для письма. На службе ему не оказывают уважения, начальники с ним холодно-деспотичны, коллеги насмехаются, иногда даже зло
Джером Сэлинджер писатель, который около полувека провел в затворничестве, но при этом смог создать десяток романов, самый известный из них «Над пропастью во ржи». Несмотря на то, что произведение написано 70 лет назад
Поэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в одна тысяча восемьсот тридцать девятом году, стала одним из лучших произведений русской классической литературы
Мир музыки дорог каждому человеку, не важно, отдельная мелодия звучит или целая концертная программа. Но эти звуки способны порой изменить не только настроение, ход мыслей, но и внести что-то новое в нашу жизнь.
Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках сумасшедшего” и “Шинели”.
Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.
Гоголь был подготовлен к созданию “петербургских повестей” той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе “петербургских повестей”. Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “. кроме фонаря, все дышит обманом”. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным (“Записки сумасшедшего”) нет житья бедному Акакию Акакиевичу (“Шинель”). Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
“Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”. Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора “Записок” — Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин — человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. Какая важность в глазах. Не нашему брату чета!” — отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги — так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь —. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.
Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: “Отчего я титулярный советник?” и “Почему именно титулярный советник?” Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, “что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Высший взлет безумной мысли Поприщина — его убеждение в том, что он испанский король. Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.
“Записки сумасшедшего” — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.
Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. И*вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом и состоит ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. “Значительное лицо” — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. В финале повести привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”.
Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев — “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.
Как в “Записках сумасшедшего” нарушены границы разума и безумия, так и в “Шинели” размыты границы между жизнью и смертью. И в “Записках” и в “Шинели” в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким изображает его Гоголь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9814 – | 7501 – или просмотреть все.
Сочинение по повести шинель “проблемы маленького человека”
Ответ
Проверено экспертом
В повести «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.
Сочинение: Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург — город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где «. кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.
Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, — «Записки сумасшедшего». Герой произведения — Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. Какая важность в глазах. Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин.
По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, — так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Сознание Поприщина расстроено, и в его голове неожиданно возникают вопросы: «Отчего я титулярный советник?» и «Почему именно титулярный советник?»
Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?».
Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего», вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего сумасшедшего» — вопль протеста Против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».
Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «Он был то,, что называется вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», — так говорит о Башмачкине Гоголь.
Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки».
И вот таким человеком овладела всепоглощающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет не- . соизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».
Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».
Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» безжалостное издевательство над человеком», критик Аполлон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую», а Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идиотом». Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Записках», и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти.
В конечном итоге мы видим не просто «маленького человека» вообще. Перед нами одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии люди. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изобра
жает его Гоголь.[/sms]
Сочинение: тема маленького человека в произведениях Гоголя
Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обратился к теме маленького человека Гоголь. В его произведениях усилился социальный мотив противопоставления маленького человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек – это тоже по преимуществу мелкий чиновник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Акакиевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень скоро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божественного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Казалось бы, незначительное обстоятельство – кража новой шинели – становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собственную. В развитии сюжета повести большое значение приобретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отказывает – еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к человеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде – одна из важнейших в «Шинели». И в противовес этому равнодушию в повести громко звучит тема совести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю непритязательность и даже комичность какого-то отдельного человека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на молодого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на время свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, – грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего себя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой – трагический.
Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет – так называемая «Повесть о капитане Копейкине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, однако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чиновных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ничего нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократической машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюрократическая форма подавляет собой живую жизнь.
Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшественников, пытается показать пробуждение самосознания маленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, происходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в предсмертном бреду – у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного маленького человека можно довести до степени, когда в нем поднимается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения самосознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейшего развития этой темы в русской литературе.
Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель
Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».
А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.
Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».
Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.
Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.
Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.
Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель
В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.
Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», – является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.
День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.
Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.
Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.
Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель
«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.
В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.
Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).
Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.
Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.
Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).
Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.
Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».
Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».
Маленький человек в повести Гоголя Шинель
Несколько интересных сочинений
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.
Герои произведения «Хорь и Калиныч» простые люди из крестьянского сословия. Раскрывая образ каждого, автор погружает читателя в своеобразный мир, где мировоззрение отдельной личности отличается уникальностью.
Лиза, служанка Софьи, играет второстепенную роль, однако эта роль оказывается крайне важной в раскрытии любовной интриги комедии.
Когда я вырасту, я хочу стать профессиональным хоккеистом. Еще мечтаю познакомиться с Александром Овечкиным и Павлом Дацюком, они мои кумиры.
Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.
Проблема маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение Ссылка на основную публикацию