Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков поэмы Гоголя “Мёртвые души”, к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.
По внешности, Собакевич – человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич – хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.
Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.
Собакевича можно назвать “рабом желудка”. Еда для него – чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: “хватило топором раз – вышел нос, хватило в другой – вышли губы. “. В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.
Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него – прокурор, “да и тот, если сказать правду, свинья”. Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него – просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.
Образ Собакевича 9 класс
Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.
Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.
Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье – Михаил.
Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.
Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.
Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет спросмотреть свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.
Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.
В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.
Характеристика помещика Собакевича
Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.
Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.
Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.
Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.
Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.
Его хобби – это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.
Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.
Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.
Вариант 4
В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.
Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.
Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.
О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.
Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.
Сочинение 5
«Мертвые души» – поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.
Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.
Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.
Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.
Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.
Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.
Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.
Образ и характеристика Собакевича
Несколько интересных сочинений
Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.
В своих известных произведениях Н.В. Гоголь часто поднимает социальную тематику и обращается к образам местного чиновничества. Как правильно, действия в комедиях писателя не привязаны к конкретным населенным пунктам
Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.
Этот финал – один из самых запоминающихся моментов в известнейшей комедии. Финал в любом произведении и так запоминается, но этот стал просто «маркой». Если такой приём ещё кто-то и использовал, то зрители сразу говорили, что это как в «Ревизоре».
Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования
Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.
Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.
С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.
Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.
Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.
Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.
Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.
Сочинение Характеристика Собакевича
Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.
Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.
Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.
Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.
Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.
Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.
Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.
Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.
Собакевич в произведении Мертвые души
Популярные сочинения
Величайший русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов известен прежде всего своими красочными пейзажами, олицетворявшими необъятные просторы России.
Известные во всем мире картины Шишкина Ивана Ивановича, который своим живописным мастерством покорил сердца миллионов зрителей, закрепили ряд особенностей.
Полотно «Ледяные горы в Антарктиде» известно на весь мир. Написал его знаменитый живописец И. Айвазовский в 1870 г. для Феодосийского археологического музея
Характеристика и образ Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души сочинение
В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.
Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович. Мужчина солидного возраста, своей фигурой и чертами лица напоминает медведя. Читатель может заметить, что его специфическая внешность и окружение говорит об ограниченности его духовных интересов. Его жилище напоминает берлогу: неуютное, но надежное. Постройки для крестьян в его деревне также отличаются добротностью и практичностью.
Многое можно узнать о Собакевиче в момент совершения сделки по продаже мертвых душ. Следует заметить, что герой сильно отличается от других персонажей. В отличии от остальных помещиков при продаже Собакевич мог детально описать каждого из них, это говорит о том, что ему не безразличны люди, которыми он владеет. При торговле с Чичиковым проявляется его хитрость – он получает за одну душу сто рублей. Героя смело можно назвать обманщиком, так как он понимает всю нечестность сделки, но не против за счет нее обогатиться. Собакевич умен, практичен и все делает с выгодой для себя, иногда его прямолинейность переходит в грубость и невежество.
Настораживает то, что ни о ком из своих друзей или знакомых герой не отзывается положительно: некоторых он называл мошенниками, некоторых разбойниками, а других и вовсе “христопродавцами”. Он осуждает соседей за их скупость , а сам все время старается угодить своему желудку.
Разобрав положительные и отрицательные черты героя в разных моментах его деятельности, можно сделать вывод о том, что Собакевич абсолютно бездушный человек. Как и окружающие его люди, он не допускает каких-либо изменений, ведь чтоб меняться человеку нужна душа. Стоит обратить внимание и на его фамилию. Она говорит о том, что человек груб, неуклюж и вечно всем недоволен. Иногда складывается впечатление, что персонаж, как и другие – появился из ниоткуда, наверное из-за того, что нельзя наблюдать каких-либо родственных связей в произведении. С помощью этого героя Н.В.Гоголь показал всю ограниченность и одержимость материальными вещами людей своего времени.
Вариант 2
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает незабываемые образы русских помещиков.
Встреча предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души, с Михаилом Семеновичем Собакевичем происходит после визитов к помещикам Манилову, Коробочке и Ноздреву.
Описание хозяйства помещика говорит об определенном достатке. У него большая деревня, в которой все добротно, надежно. Огромный деревянный дом Собакевича был с мезонином и красной крышей. Двор окружала толстая деревянная решетка. Видно, что хозяйство у Собакевича крепкое.
Собакевич большой и массивный, ощущается его физическая сила. Чичикову он кажется похожим на бурого медведя: фрак медвежьего цвета, ходит, наступая всем на ноги, как медведь, и цвет лица что медный пятак. Даже имя у него соответствующее – Михаил. Мебель, убранство в доме напоминают его самого: «всё было прочно, неуклюже» и имело сходство с хозяином дома. И вообще все походило на медвежью берлогу из-за массивной громоздкой мебели. У героя «говорящая» фамилия – Собакевич, что предполагает что-то грубое, нечеловеческое.
Собакевич не боится никого. Во время беседы с Чичиковым он без всякой видимой причины ругает всех своих знакомых: губернатор – «разбойник», полицмейстер – «мошенник», прокурор – «свинья». Он груб и невежественен. С отвращением относится ко всему новому, прогрессивному, считая это вредным для народа. Собакевич не скупится на угощения и щедро угощает Чичикова. Он чревоугодник, любит сытно и вкусно поесть. За обедом ест очень много.
Собакевич далеко не глуп: он не удивляется, когда узнает о намерениях Чичикова. При этом Чичиков осторожно назвал души несуществующими, а не умершими. Собакевич сразу понял, что сделка – незаконная, но даже и вида не подал. Он хорошо знает своих крестьян, ценит их трудовые качества, расхваливает, чтобы выгоднее продать мертвых. И сразу же заламывает крупную цену за мертвые души, объясняя это тем, что его крестьяне настоящие мастера. Увлекаясь, Собакевич говорит о своих крестьянах как о живых. Чичиков в сердцах про себя называет Собакевича «чертовым кулаком». В итоге мертвые души были проданы Собакевичем по самой высокой цене. В этой сцене купли-продажи раскрывается жадное корыстолюбие помещика. Вся его жизнь – накопительство ради накопительства.
Гоголь показывает, как крепостническая действительность воспитывала таких расчетливых, как Собакевич, помещиков, занятых исключительно накоплением. Автор отмечает, что подобные люди встречаются и в провинции, и в столице.
Сочинение про Собакевича
“Мертвые души” – знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя. В ней представлено большое разнообразие человеческих характеров, которое передается через образы героев, помещиков описываемых в произведении. Каждый из них является примером ярких черт характера, которые присущи большей части русского общества.
Собакевич – четвертый в очереди помещик, которого посещал Чичиков с целью покупки мертвых крестьянских душ в его имении. Чтобы описать внешний вид героя, Николай Васильевич использует сравнение с медведем. Этот образ очень хорошо подходит Собакевич, которые очень неуклюж и напоминает медведя своим лицом, к тому же, он был очень сильным мужчиной. Имя у героя также соответствует образу – Михаил.
Образ Собакевич напоминает всем известный образ большого, сильного, но доброго великана, который часто используется в отечественных сказках. В произведении, фамилии персонажей говорят о том, кто они, Собакевич – не исключение. Михаил Семенович – большой, сильный и добрый мужчина, который вечно всем недоволен и ругает всё, что только можно. Очень подходит сравнение с вечно лающей собакой.
Своего полицмейстера он считает мошенником, а губернатора упрекает за разбойничество. Он недоволен всеми – одни лжецы, другие разбойники. Но Собакевич тоже не такой уж и чистый, взять к примеру ситуацию, когда он сказал председателю палаты о том, что продал Михеева, своего каретника, хоть тот и был мертв.
У Собакевич и поместье точно соответствует его образу. Вся обстановка внутри усадьбы сочеталась с чертами его характера. Все предметы были очень крепкими, но расположены были неуклюже. Также, помещик получает удовольствие от своих денег, пересчет своих средств – одно из любимых занятий Собакевич. Он считает абсолютно всё, даже своих крепостных, над которыми осуществляет жесткий контроль. Ему нет никакого дела до этих людей, они приносят ему доход, вот что его интересует. Как только Чичиков явился в его поместье, Собакевич сразу разгадал его намерения и использовал их для получения наибольшей выгоды, он набил максимальную цену на души своих мертвых крепостных.
Наш герой – яркий пример дворянского сословья. Он любит плотно и вкусно поесть, яростно ругает каждого за любую оплошность. Собакевич недолюбливает почти все неизвестное ему, будь то немецкий доктора или французская кухня. Сам же он не имеет никаких интересов, кроме подсчета своих денег.
Этим образом Гоголь показывает ограниченность русских людей. В поэме он указывал на то, что таких людей в Петербурге очень много.
Вариант 4
В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.
Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла – говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.
Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.
После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.
Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.
Сочинение на тему Собакевич
Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.
Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам. Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.
О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.
По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.
Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.
Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду. Он стал
расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна.
В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.
В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода. Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Собакевича в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
В конце ноября появился на свет замечательный и талантливый человек Владимир Даль. Его прославила работа по собранию «Толкового словаря», но помимо этого труда в его жизни происходили разные интересные события.
Одним теплым вечером, мы с ребятами со двора договорились поиграть в футбол, разделившись на две команды. В каждой команде было участников поровну. Победа считалась той команды, которая забила пять голов в ворота.
Произведение «В исправительной колонии» было опубликовано в 1919 году, спустя пять лет после написания. Кафка писал о его создании в одном из своих дневников, написанных в годы войны
В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это
Василь Владимирович Быков – известный писатель 20 века. В своих произведениях исследует психологически состояние людей на войне. Так как все его творчество непосредственно тесно связанно с этими страшными событиями Великой Отечественной войны
«Исследование образа Собакевича»
В углу гостиной у Собакевича “стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” (90). Такое детальное описание мебели символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Он врастает в окружающую обстановку, как улитка в свою раковину. Внимательный Чичиков устанавливает “какое-то странное сходство”, связь убранства жилища с хозяином дома. Иначе говоря, характер персонажа раскрывается во всей полноте только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин пытается угостить Чичикова “сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна” (напомним учащимся, что дочь помещика “с двумя малютками” приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, “сверху, чай, поиспортился”). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
В символический образ вырастает знаменитая “куча”, груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит все, что ему попадалось: “бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок”, краденое у зазевавшейся бабы ведро. Венчают эту груду “отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога” (108 – 109). Такая яркая деталь – свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только “приятность” обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, “которая была почти до потолка” (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила “задобрить” (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет “казенных подрядов” (“Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками. и невесть чего не было”) (55), и в такой детали, как дребезжащий “весьма странный экипаж”, в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на “толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса” (161 – 162), переполненный разными подушками и напичканный всякой снедью.
Нелепость поведения Ноздрева, бессмысленность его действий, запросов нередко получают почти гротескное выражение. В свойственном Гоголю стиле дается комическое перечисление контрастных и тем не менее объединенных предметов (всего того, что без разбору “накупал” данный герой): “хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду”. Столь же комично описание ноздревского обеда: “. кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, – словом, катай-валяй”. .
Образ Собакевича
Собакевич – четвертый из помещиков, которых посещает Чичиков. Это представляет собой предпоследнюю стадию омертвения души перед апофеозом мертвенности – Плюшкиным. Знакомство с помещиком стоит начать с анализа его фамилии. Значение фамилии связывает его с предыдущим помещиком – собачником Ноздревым. Кроме того, автором уже открыто заявляется «животная» тема, взявшая свое начало еще при описании Коробочки и продолжающаяся в Ноздреве. Теперь «животная» тема появляется даже в фамилии и имени (Михаил Семенович).
Представление о помещике можно получить еще знакомясь с описанием деревни, в которую въезжает Чичиков. Автор отмечает, что деревня – очень большого размера. При описании владений Собакевича присутствует основной лейтмотив – прочность, основательность, практичность, отсутствие эстетики и декоративного. Например – описание дома: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно, маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана». То же самое можно сказать о крестьянских избах, заборах, колодце. Для них использованы те бревна, которые обычно идут на строительство кораблей. «Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке».
То же самое можно сказать и о внешности и характере самого Собакевича – он крепок, практичен, но лишен стремления к изящному и духовности. Автор отмечает, что внешне Собакевич похож на медведя и неуклюж – постоянно наступает гостю на ноги. Так животное начало проявляется во внешности персонажа. Интересно, что лица Собакевича и его жены сравниваются с тыквой и огурцом. Животное и растительное начало здесь объединяются подчеркивается полное отсутствие духовности у обоих. «Казалось, в этом теле совсем не было души» – говорит автор о Собакевиче. Жена Собакевича, Феодулия Ивановна, производит отталкивающее впечатление и похожа на хлопотливого гуся.
В описании интерьера присутствуют те же мотивы – неуклюжесть, громадность, приземленность. На огромных картинах изображены полководцы во весь рост, с толстыми ляжками, внушающие страх («Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые»). В клетке сидит дрозд, похожий на Собакевича. И все остальные предметы также словно копируют хозяина, словно подчеркивают, что они предназначены для медведя: «Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, — всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое- то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья — всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!»
Приземленность Собакевича видна и во время еды. Он ест большими порциями: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”. Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки». Собакевич – противник всего нового, прогресса, просвещения: «Толкуют – просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук». Плохо он отзывается и обо всем западном, а также о своих соседях и чиновниках. По его мнению, все они «надуватели», «мошенники», «негодяи» и «дураки».
Важным моментом в понимании характеров помещиков является разговор с Чичиковым о мертвых душах. Собакевич подходит к их продаже цинично, требует «по сту рублей за штуку», расхваливает умерших крестьян. В этом видна его коммерческая жилка, практичность.
По мнению Набокова, Собакевич – самый поэтический образ в «Мертвых душах». Почему? Возможно, имелись в виду целостность и самобытность этого образа. Собакевич – воплощение приземленного, твердо стоящего на ногах человека. Увлечение его античностью (картины) как будто бы говорит о том, что потенциал этого человека до конца не раскрыт и он мог бы стать чем-то большим, нежели бездуховным консервативным помещиком.
Исследование образа Собакевича
В углу гостиной у Собакевича “стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” (90). Такое детальное описание мебели символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Он врастает в окружающую обстановку, как улитка в свою раковину. Внимательный Чичиков устанавливает “какое-то странное сходство”, связь убранства жилища с хозяином дома. Иначе говоря, характер персонажа раскрывается во всей полноте только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин пытается угостить Чичикова “сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна” (напомним учащимся, что дочь помещика “с двумя малютками” приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, “сверху, чай, поиспортился”). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
В символический образ вырастает знаменитая “куча”, груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит все, что ему попадалось: “бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок”, краденое у зазевавшейся бабы ведро. Венчают эту груду “отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога” (108 – 109). Такая яркая деталь – свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только “приятность” обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, “которая была почти до потолка” (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила “задобрить” (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет “казенных подрядов” (“Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками. и невесть чего не было”) (55), и в такой детали, как дребезжащий “весьма странный экипаж”, в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на “толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса” (161 – 162), переполненный разными подушками и напичканный всякой снедью.
Нелепость поведения Ноздрева, бессмысленность его действий, запросов нередко получают почти гротескное выражение. В свойственном Гоголю стиле дается комическое перечисление контрастных и тем не менее объединенных предметов (всего того, что без разбору “накупал” данный герой): “хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду”. Столь же комично описание ноздревского обеда: “. кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, – словом, катай-валяй”. .
Исследование образа Собакевича: сочинение Ссылка на основную публикацию