«Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении 17 лет. За этот срок его задумка неоднократно менялась. В итоге в поэме перед нами предстает всеобъемлющая картина современной автору Руси.
Важно заметить, что Гоголь определил жанр своего произведения как поэму. Это неслучайно, ведь в своем творении автор огромнейшее место уделил человеческой душе. И само название произведения подтверждает это. Под выражением «мертвые души» Гоголь подразумевал не только ревизские души умерших крестьян, но и погребенные под мелочными интересами жизни многих людей.
Осуществляя свою идею, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков.
Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности: от менее плохого – к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.
Первым перед нами предстает Манилов. Его бездушие заключается в бесплодной мечтательности, бездеятельности. На всем в своей усадьбе Манилов оставляет след этих качеств. Неудачен выбор места для господского дома, смешна претензия на глубокомыслие (беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединенного размышления»). Та же самая праздность отражается и в обстановке комнат дома. В гостиной прекрасная мебель и тут же два кресла, обтянутые рогожей. В кабинете лежит книжка «с закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал постоянно уже два года». На словах он любит свою семью, крестьян, но на деле совершенно о них не заботится. Все управление поместьем Манилов доверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных интересов при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным небокоптителям», ничего не дающим обществу.
В поисках Собакевича Чичиков попадает к помещице Коробочке. Ее бездушие выражается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед Коробочку больше ничего не волнует. Она поразительно тупа («дубиноголовая», как назвал ее Чичиков), равнодушна и полностью оторвана от людей. Все, что выходит за границы ее скудных интересов, помещицу не интересует. На вопрос Чичикова, не знает ли она Собакевича, Коробочка отвечает, что не знает, а стало быть, его и нет. Все в доме у помещицы похоже на коробочки: и дом как коробочка, и двор как коробочка, набитая всякой живностью, и комод-коробочка с деньгами, и голова, как деревянный короб. Да и само имя героини – Коробочка – передает ее сущность: ограниченность и узость интересов.
Стремясь все же найти Собакевича, Чичиков попадает в лапы Ноздрева. Этот человек из тех, что «начнут гладью, а кончат гадью». Ноздрев одарен всеми возможными «задорами»: удивительной способностью врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать и спускать все дотла. Он наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло.
Далее Чичиков наконец-то попадает к Собакевичу. Он крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Он никому не доверяет: деньги и списки мертвых душ Чичиков и Собакевич одновременно передают друг другу из рук в руки. Городских чиновников он судит по себе: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Мелочность и ничтожность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» Вещи словно бы оживают, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а сам хозяин напоминает «средней величины медведя».
Бездушность Собакевича приняла совершенно бесчеловечные формы у Плюшкина, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он – «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Этот герой дан нам в процессе деградации. В прошлом он слыл помещиком опытным, предприимчивым, хозяйственным. Но со смертью его любимой жены в нем усилилась подозрительность и скупость до высшей степени. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты – он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик. Он скорее похож на нищего, чем на помещика, на человека без рода и без полу (то ли ключник, то ли ключница).
Галерею «мертвых душ» дополняют образы чиновников уездного города N. Они еще более обезличены, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей». Все они бездельники, «тюфяки», «байбаки». Мертвенность чиновников показана в сцене бала: людей не видно, повсюду фраки, мундиры, муслины, атласы, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен у них на сплетнях, мелком тщеславии, зависти.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бездушных хозяев, сами становятся такими же (например, черноногая девка Коробочки, Селефан, Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй). Да и сам Чичиков, по мнению Гоголя, бездушен, потому что заботится только о своей наживе, не брезгуя ничем.
Уделив огромное внимание «мертвым душам», Гоголь показывает нам и живых. Это образы умерших или беглых крестьян. Это крестьяне Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Мне кажется, что взгляд Гоголя на современную ему Россию весьма пессимистичен. Все «живые» души у него мертвы. Отводя огромное место описанию «мертвых душ», Гоголь все же верит в то, что в будущем Русь возродится с помощью душ «живых». Об этом говорит нам лирическое отступление про «Русь-тройку» в конце поэмы: «Чудным звоном заливается колокольчик. летит мимо все, что ни есть на земле, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).
Смотрите также по произведению “Мертвые души”:
«Мертвые души» Н. В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен) (вариант 2)
«Мертвые души» Н. В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен)
Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране в то или иное время. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю, – эпохи кризиса крепостничества. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» – произведение не только о настоящем и будущем России времен Гоголя, а о судьбе России вообще, о ее месте в мире. Писатель пытается проанализировать жизнь нашей страны в тридцатые годы ХIХ века и делает вывод, что люди, которые несут ответственность за судьбу России, – мертвые души. Это один из смыслов, который вкладывал автор в название поэмы. Также название помогает нам понять одну из характерных черт России – абсурдность. В религиозной традиции душа считается бессмертной, значит, она не может быть мертвой. Гоголь подчеркивает: как абсурдно название поэмы, так абсурдно и устройство жизни в России. Первоначальным замыслом автора было «показать хотя с одного боку всю Русь», но позже замысел поменялся и Гоголь написал про свое произведение: «Вся Русь явится в нем». Воплощению замысла помогает и жанр произведения: поэма раскрывает перед читателем более широкую панораму России того времени. Кроме того, жанр поэмы предполагает сочетание эпического и лирического начал в рамках одного произведения.
автора проявляется в лирических отступлениях. Гоголь рассуждает о России, о ее настоящем и будущем. И хотя во время чтения произведения создается ощущение, что состояние страны плачевное и ничего изменить нельзя, автор все-таки выражает надежду на будущее Руси. Большую роль в создании мотива надежды играет образ дороги. Гоголь размышляет о российских дорогах и их состоянии в лирических отступлениях. Дорога описывается как чудо и воспринимается как спасение, спасение не только для человека, который пытается забыться, но и для всего человечества, для всей России. По мнению автора, состояние дорог отражает положение в стране. Поэма «Мертвые души» начинается с образа дороги: главный герой приезжает в город, о котором Гоголь пишет, что «мостовая везде была плоховата». Когда Чичиков разговаривает с губернатором, он специально лжет, чтобы втереться в доверие, что «дороги везде бархатные». Дорога становится персонажем в поэме и приобретает особый смысл. Надежды писателя связаны именно с этим образом. Гоголь хочет сказать, что будущее России – в движении и развитии. Также автор сравнивает Русь с птицейтройкой; он не дает ответа, куда она несется, но последняя фраза поэмы заключает надежду на то, что в России есть внутренние силы, которые ведут ее в нужном направлении.
в поэме, не похожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают отдельные типичные черты русского барина: скупость, праздность и духовная пустота. Наиболее яркими представителями являются Собакевич и Плюшкин. Помещик Собакевич символизирует мрачный крепостной уклад жизни. Он человек циничный и грубый. Все вокруг похоже на него самого: богатая деревня, интерьер и даже дрозд, сидящий в клетке. Но такое состояние поместья говорит о том, что Собакевич заботится только о себе. Собакевич враждебно относится ко всему новому, ему ненавистна сама мысль о «просвещении». Автор постоянно сравнивает его с медведем, а Чичиков называет Собакевича «кулаком». Другой помещик, Плюшкин, является не столько комической фигурой, сколько трагической. В описании его деревни ключевым является слово «запущенность». Его поместье – это образ-символ всей запущенной России. Плюшкин утратил все человеческое, даже пол его Чичиков не сразу смог определить. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве», и становится ясно, что такой человек не может нести ответственность за судьбу России. Все помещики, представленные в поэме, являются мертвыми душами, об этом говорит описание их поместий, внешности, семьи.
населения, отношение к службе как к источнику чинов и богатства, невежество и безразличие к народу. Случайная и нелепая смерть прокурора становится ярким свидетельством бесцельности и пустоты жизни чиновников. Они так же, как и помещики, являются «мертвыми душами». В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Автор размышляет о трагической судьбе народа, используя сатиру. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью и невежеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Автор видит причину трагической судьбы народа в многовековом рабстве и произволе со стороны высших сословий. Отношение писателя к народу в поэме двойственно. Автор задумывается о живой душе русского народа, верит в его жизненную силу и прекрасное будущее, которое ждет русский народ. Гоголь считает, что крестьяне – это «живые души», в которых заключены природное и нравственное начала, способные возродить Россию. Писатель возлагает на народ надежды. Как кучер Селифан правит бричкой, в которой едет Чичиков, так и весь простой русский народ правит Россией, которую Гоголь сравнивает с птицейтройкой. Иногда голосом Селифана говорит сам автор. Также автор на примере лакея Чичикова Петрушки показывает, что простой мужик, символизирующий весь русский народ, никогда не пропадет. Живые помещики воспринимаются нами как мертвые души, а мертвые крестьяне, о которых идет речь в сцене покупки мертвых душ в доме Собакевича, – как живые люди.
««Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный»
Можно по-разному рассказать об одном и том же явлении. Можно поставить его в тень, можно выдвинуть на яркий свет, развернуть, рассмотреть со всех сторон. Можно показать все большое, что сразу бросается в глаза, а можно составить портрет из мелочей, из подробностей, высветить самую мельчайшую черточку. Если умело создать портрет из мелочей, то он намного лучше отразит характер, чем черты, бросающиеся в глаза, но не являющиеся главными, определяющими.
Гоголь не стал писать про всю страну, изобразил не шумную жизнь столицы, а открыл нам «глубинку» — настоящую Россию во всех ее подробностях. Почему-то представляешь себе старинный кукольный театр, где среди декораций — желтых каменных домов и серых от дождя деревянных изб — по грязной мостовой едут коляски, медленно проходят люди. Все почти как в жизни: свой высший свет с его интригами, свои стражи порядка, чиновники, свои встречи и беседы. Только люди настолько мелкие и пустые, что кажутся куклами. Герои Гоголя и обстановка, в которой они живут, подчеркивают, усиливают друг друга. Манилов — мечтательный никчема, с уймой планов, ни один из которых никогда не доводится до конца. В его комнате — случайная мебель, книжка уже несколько лет открыта на той же четырнадцатой странице. Собакевич — богатый скупердяй. Его крепкий, на века возводившийся дом уставлен мощными столами и стульями. Ободранный Плюшкин, живущий среди превратившихся в мусор драгоценностей. Помещица Коробочка с ее узелочками, ящичками, блинчиками и пирожками и такой мелочной недоверчивостью и придирчивостью, что диву даешься. Забияка и лгун Ноздрев с его нелепыми выдумками и предложениями. Все они какие-то двухмерные, нелепые, ненастоящие, живущие, словно заводные куклы — двигаются, разговаривают, что-то продают, выменивают, покупают, но только душ не имеют.
Правда, у них есть крепостные — «души», которыми, по законам государственным и человеческим, они не только имеют право распоряжаться, владеть, выплачивая налоги в государственную казну, но и должны отвечать — заботиться о их благоденствии. Да где там! Манилову дела нет до обнищавших обитателей крестьянских избенок; даже простой учет живых и мертвых он переложил на управляющего. Собакевич и с живыми, и с мертвыми обращается как с полезным товаром: ради выгоды хоть одну женскую душу да припишет к списку мужчин, прибавив к имени мужское окончание — «Елизаветъ Воробей».
Вот и разъезжает по их поместьям Чичиков, готовый продать за копейку и доверчивого дрессированного мышонка, и старого учителя, и школьных товарищей, и таможню с ее учреждениями, и саму родину. Даже последние капли совести он продаст за копейку, потому что только копейка, по его мнению, не изменит, только она поможет…
Именно мертвые души — оплот этого ужасного сумасшедшего мира, оправдывающего систему владения одного человека другими людьми, готового вознести на вершину власти никчемных чиновников, и забыть о заслугах и страданиях капитана Копейкина. Мира, где даже на высших ступеньках, в первых рядах господствует подлость. Мир, где труженики, содержащие Россию своим трудом, пугаются простой полицейской фуражки даже без самой персоны блюстителя порядка. Мир, где не встретишь ни одного ясного лица, не найдешь ни единого положительного героя. Недаром же Гоголь, создавая свой роман, решил «припрячь подлеца »…
Писатель бросает горький упрек современной ему стране, упрек горький и болезненный для него самого, но не безнадежный. Даже в этих замученных, забитых, несчастных крепостных душах, терпящих физические и моральные издевательства, становящихся предметом купли-продажи, чьи дети не знают, где право, где лево и в любую пору года ходят босиком, надевая сапоги лишь в панских покоях, тлеет уголек силы, способной разгореться в яркое пламя. Слава пережила крепостных мастеров плотника Степана Пробку и каретника Михеева. Стал легендой простой русский мужик, который никогда не теряется, и если надо, засучит рукава, возьмет топор и поставит новую избу. А потому правдивы пророческие слова Гоголя о птице-тройке, о народе и стране, которой «дадут дорогу другие народы и государства». Нужно лишь, чтобы эта сила проснулась, чтобы этот огонек не погас. О том и заботился великий писатель Николай Васильевич Гоголь, и несколько поколений разбуженных и воспитанных его книгами читателей.
Сочинение: Мертвые души Гоголя горький упрек современной России, но не безнадежный
Название: Мертвые души Гоголя горький упрек современной России, но не безнадежный Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 17:39:57 04 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 17 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать |