Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»: сочинение

Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием – характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы. Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника – он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов, за прекраснодушными фантазиями скрывается убогое, духовно омертвевшее существо. Многочисленные детали свидетельствуют: помещик глуп и ленив. В его доме «вечно недоставало» чего-нибудь: на всем лежит печать незавершенности и бесхозяйственности. Книжка, которую Манилов «постоянно читал уже два года», всегда заложена па четырнадцатой странице; в гостиной не один год стоит пара кресел, обтянутых рогожей (на них не хватило обивочной ткани) и т. п.

Коробочку Гоголь относит к числу тех «матушек, небольших помещиц», которые «плачутся на неурожаи и убытки», а между тем набивают «деньжонками» мешочки, «размещенные по ящикам комодов». Отличительные черты Настасьи Петровны – тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: се комнату украшают картины «с какими-то птицами», часы с нарисованными на них цветами и маленькие зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок».

На «дубиноголовость» героини намекают и другие детали: на одно из чучел в ее огороде «надет был чепец самой хозяйки»; стенные часы в ее комнате издают такой звук, «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку», а в описании дома и двора Коробочки часто у поминается домашняя птица (связанная в фольклорной традиции с обозначением глупости, безмозглости).

В портрете Ноздрева обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щеки, белые «как снег» зубы, черные «как смоль» бакенбарды. Физическая привлекательность этого персонажа лишь оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрева, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются деталями его быта. В доме Ноздрева можно увидеть хаотичную смесь предметов, не связанных никакой логикой: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук, «кисет, вышитый какою-то графинею»; непредсказуемы и расстроенная шарманка Ноздрева, и трапеза в его доме – повар Ноздрева имел обыкновение класть в блюда ««первое, что догадалось под руку».

Вещи, окружающие Собакевича, особенно выразительны. Они, пишет автор, словно говорят: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже похож на Собакевича!» Неодушевленные предметы повествуют о персонажах поэмы столь красноречиво, что кажутся живыми, но сравнению с мертвыми душами своих хозяев. Не случайно автор сравнивает лица Собакевича и его супруги с тыквой и огурцом – явлениями мира вещного.

В описании Плюшкина, давно утратившего все мыслимые связи с миром, доминирующая деталь – «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большою прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин воистину превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо. »

Признаками омертвения, симптомами болезни, поразившей все общество, выступают и детали описания «губернского города NN». Эти детали поражают абсурдностью, алогизмом; «покойная комната с тараканами»; грязная и закопченная «общая зала» гостиницы (украшенная, однако, картиной с изображением пышнотелой нимфы); магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»; хилые деревца в городском саду с подпорками, «очень красиво выкрашенными» зеленой краской. Описание гостиницы и городского пейзажа дается в первой главе, задолго до того, как будет рассказано о правах и обычаях чиновников и дам города NN. однако посредством выразительных деталей автор уже здесь сообщает многое о пороках, процветающих в губернском захолустье: о лени, тупости и продажности чиновников, об их неспособности заниматься своими прямыми обязанностями, о равнодушии «отцов города» к нуждам горожан.

«Гений детализации», Гоголь передаст через деталь все многообразие мира, в котором диковинно переплетено возвышенное и смешное, трагическое и абсурдное.

Роль детали в поэме «Мёртвые души»

При чтении «Мёртвых душ» хочется порой воскликнуть, подобно многим гоголевским героям: “Чёрт знает что такое!” — и отложить книгу. Удивительные детали вьются, словно барочные узоры, и увлекают нас за собой. И только смутное недоумение и голос здравого смысла не позволяют читателю окончательно поддаться привлекательной абсурдности и принять её как нечто само собой разумеющееся. В самом деле, мы невольно погружаемся в мир деталей и лишь потом вдруг осознаём, что они странны до крайности; и непонятно уже, зачем они здесь и почему пересекают линию повествования.

Статья опубликована при поддержке компании “Пенко Техника”, являющейся официальным представителем на российском рынке удобных и полезных предметов мебели и устройств для дома SmartBird от китайских производителей Asia-Europe Union Success Trading Limited. SmartBird – это сочетание высоких потребительских свойств и функциональности с интересным дизайном и качеством исполнения. Например, полка для обуви SmartBird – это это не просто некая конструкция или подставка для хранения, это элегантный предмет меблировки, способный стать центром композиции прихожей, или же, наоборот, не выделяясь, тонко подчеркнуть интересное интерьерное решение помещения. С подробным ассортиментом предлагаемой продукции и ценами на нее Вы можете ознакомиться на сайте smartbird.ru. Удачных покупок!

«Мёртвые души» демонстрируют нам всё многообразие подобных “мелочей” — детали пейзажные, портретные, детали интерьера, развёрнутые сравнения, изобилующие деталями. Гоголь стремится создать как можно более полную картину повседневной жизни губернского города NN (а таких городов, вероятно, было тогда в России великое множество), целиком раскрыть образы помещиков, он прибегает к описанию мельчайших подробностей, которые порой, как уже было сказано, вызывают в читателе неподдельное удивление.

Чичиков приезжает в город; Гоголь сразу же обращает внимание читателя на каких-то мужиков, рассуждающих о колёсах брички героя, и некого молодого человека с тульской булавкой в виде пистолета (что интересно, эти персонажи никогда больше не появятся на страницах книги). Чичикову достаётся номер в местной гостинице; тут Гоголь говорит даже о тараканах и о двери в соседнее помещение, заставленной комодом. И даже о том, что сосед обычно любопытен и интересуется жизнью проезжающего. Только был ли у Чичикова такой сосед, приходил ли он, когда герой отсутствовал, или же не было соседа вовсе, этого мы не узнаем, но зато у нас отныне есть точное представление о гостиницах “известного рода”.

В описании наружного фасада гостиницы появляется абсурдная деталь — выглядывающий из окна краснолицый сбитенщик с самоваром из красной меди. Гоголь уподобляет предмет и человека двум предметам, двум самоварам, причём один из них — с бородой. Уже и не различишь, где человек, а где самовар. Аналогичный приём “овеществления” человека (или сравнение его с чем-то, лишённым человеческих черт) используется Гоголем и в других эпизодах поэмы (деревни с бабами в верхних окнах домов и свиньями — в нижних, два лица в окне дома Собакевича, похожие одно на огурец, другое — на молдаванскую тыкву, из которой делают балалайки; лицо губернаторской дочки, мертвенно-овальное, чистое, “как только что снесённое яичко”; “чёрные фраки” на балу — здесь же предельно детализированное сравнение с мухами; “фризовая шинель” без класса и чина, скитающаяся по уснувшему городу). С одной стороны, детали эти никуда не ведут и служат для изображения незначительных персонажей; но, если вдуматься, не говорят ли эти отдельные штрихи об изначальной бездуховности города? Мертвы вещи — значит, мертвы и души людей, живущих бессмысленной, будто застывшей жизнью; мелкие люди NN сменяют друг друга перед нашим взглядом, как гротескные сюрреалистические фигуры (примерно такие же, как та самая нимфа с огромными грудями на картине в гостинице или греческие полководцы с толстыми ляжками на портретах в доме Собакевича), вырезанные из картона. Что, например, видят все в прокуроре до его смерти? Брови и подмаргивающий глаз. Безжизненные детали. Порой они смешны, однако в сумме с другими образами, образами помещиков, которых навещает Чичиков, дают какую-то зловещую картину. Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич — все они зачахли, очерствели в своих поместьях, среди бездушных вещей.

Вот Манилов со своим сладким, приторным лицом, который привык к безделью, любит строить идиллические планы на будущее, но дальше слов никогда не идёт. Он только курит трубку (в комнате у него везде аккуратные горки табака и золы), а на столе у него лежит одна и та же книга, заложенная на одной и той же странице. Гостиная обставлена прекрасной мебелью (правда, на два кресла не хватило шёлковой материи). Вечером приносятся в гостиную подсвечники — один роскошный, другой — “просто медный инвалид”. Все детали интерьера являют собой отражение незавершённости, бессмысленности действий Манилова, который на словах стремится к прекрасному и построил даже беседку под названием «Храм уединённого размышления», а на деле ведёт совершенно бездуховную, скучную жизнь, “скучно-синеватую”, как лес в его поместье.

Вот Коробочка с её страстью к накопительству; в её доме — зеркала, картины с какими-то птицами, колоды карт, письма, комоды, набитые старой одеждой (вероятно, там помещица прячет деньги в пестрядевых мешочках); на дворе — изобилие. Куры, индейки, свиньи. Пространные огороды, ухоженная деревня, и у крестьян имеются телеги. Коробочка — рачительная хозяйка, однако жизнь её более ничем кроме заботы о хозяйстве не заполнена; пусть даже помещица эта молится ночью перед образами, она, на самом деле, всего лишь чучело, недаром в огороде её стоит чучело, на которое надет её же собственный чепец. Это жизнь старой, бездуховной старухи, чьё медленное время отсчитывается хрипящими и шипящими настенными часами.

В поместье Собакевича всё основательно: крепкий, непомерно толстый забор, сараи из толстых брёвен, избы “без затей”. В доме предметы похожи на хозяина: пузатые тяжёлые стулья, бюро, стол, дрозд в клетке. Сам Собакевич, неуклюжий, с грубым лицом, ходит во фраке медвежьего цвета, имеет привычку наступать всем на ноги и много ест (на вечере у полицмейстера съедает целого осетра; в день приезда Чичикова подаются ватрушки размером с тарелку и индюк величиной с телёнка). Душа его “закрыта толстою скорлупой”, и неизвестно, есть ли там какие-то чувства.

Читайте также:  Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме Мертвые души.: сочинение

У Плюшкина от всего веет запустением, упадком, даже смертью: плохие дороги, разрушающиеся, покосившиеся избы и церкви, неухоженный господский дом, застоявшиеся клади хлеба, зелёная плесень, гниющее сено, разросшийся сад (единственное, что красиво и живо в этом поместье), постепенно скрывающий труды человека. Интерьер дома беспорядочен, хаотичен: куча разнообразного ненужного хлама, который Плюшкин копит неизвестно зачем (это уже бессмысленное накопительство, а не стремление к благополучию, как у Коробочки), нагромождённая горой мебель, пыльная люстра. Чичикова Плюшкин хочет попотчевать куличом и ликёрчиком бог знает какой давности (при этом у других помещиков — обильные обеды). Наряд Плюшкина больше похож на нищенские отрепья; глаза помещика — как чёрные мыши, всё ещё быстрые; он старается всё подмечать и следит за своими крепостными, жалеет свечей и бумаги, но бережливость его ничтожна и гадка.

Описание деталей порой заслоняет самих людей. Помещики постепенно теряют всё живое, человеческое, сливаются с материальным миром. Они кажутся более “мёртвыми”, чем Ноздрёв с его пышущим жизнью лицом (румянец во всю щеку, “кровь с молоком”). Он бездуховен, как и они, жизнь его напоминает его же потрёпанную колясчонку с изодранными хомутами (сам он потрёпан, с бакенбардами разной длины), но, по крайней мере, в нём есть какие-то живые, естественные, человеческие пороки: необъяснимое, глупое, какое-то бескорыстное желание нагадить ближнему, любовь к кутежам (недаром он так налегает на вина и угощает гостей то шампанским, то мадерой, то рябиновкой, которая оказалась “сивушницей”) и страсть к вранью (он содержит собак и сам вечно лает, как собака; нельзя также не вспомнить пресловутые турецкие кинжалы с надписью “Мастер Савелий Сибиряков”).

Это самые заметные персонажи города NN и его окрестностей. Города, где губернатор большой добряк и вышивает по тюлю (тем не менее крестьяне тут некогда убили заседателя), где чиновники читают «Людмилу» и Юнга, где дамы содержат собачонок, одеваются по-столичному для балов и обсуждают фестончики. Калейдоскоп бессмысленных деталей обрисовывает пустоту — подлинное содержание города, — в которой абсурдные слухи произрастают, как грибы, исключительно потому, что горожане увязли в бездействии. У большинства из них на самом деле нет ни целей, ни стремлений, они топчутся на одном и том же месте. Чичиков, по крайней мере, движется вперёд по дороге жизни, хотя цели его, конечно, слишком мелочны, да и сам он — “никакой”, не толст, не тонок, разве что фрак на нём ухоженный, брусничного цвета с искрой. Шкатулка Чичикова — целый мир, вещественное повествование о жизни героя, о приобретениях, накопительстве, об упорной погоне за деньгами, о расчётливости и самолюбовании; здесь и мыло, и бритвы, и чернильница, и перья, и афиши, и билеты, и гербовая бумага, и ассигнации. Деньги составляют главную его страсть. Ведь ещё отец учил его: “Всё прошибёшь на свете копейкой”.

Картина довольно печальная (пожалуй, она вызвала бы только омерзение, если бы не ирония автора). История грустно глядит на неё с неизвестно зачем повешенных у Коробочки и Собакевича портретов Кутузова и Багратиона. Не так давно ещё герои эти отчаянно сражались (сражался и несчастный капитан Копейкин); герои истории размахивали саблями, а теперь сабля эта мирно покоится в бричке Чичикова “для внушения надлежащего страха кому следует”. И сам Чичиков в какой-то момент в глазах горожан предстаёт — апофеоз абсурда! — Наполеоном.

Гоголь и смеётся над этой бессмысленной, словно ворох старых бумаг, реальностью города NN, и задумывается о ней, приходя к выводам далеко не утешительным. Но гнетущая тяжесть абсурда растворяется, как только скрывается из виду губернский городок, остаётся лишь дорога, и воспоминание о странных событиях вскоре потускнеет в памяти Чичикова.

Так и мы иногда останавливаемся, оглядываемся вокруг, и внезапно охватывает нас мысль: “Чёрт знает что такое!” — и мы стоим так, ничего не понимая, некоторое время, потом чешем в затылке, усмехаемся и идём себе дальше по своей дороге.

Роль художественной детали в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

Файлы: 1 файл

Сокращение.doc

БОУ «Вашкинская средняя общеобразовательная школа»

IX школьная научно-практическая конференция учащихся

Исследовательская работа по литературе

Роль художественной детали

в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Выполнил работу Мишанов Кирилл,

Ученик 9 «А» класса

Учитель русского языка и

литературы Курбанова Ю.А

Приступая к «Мертвым душам», Гоголь писал Пушкину 7 октября 1835 года:

Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь.

О своем грандиозном замысле он сообщал и Жуковскому 12 ноября 1836 года:

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

В 1842 году 1-ый том поэмы «Мёртвые души» увидел свет.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России.

Смысл названия поэмы «Мёртвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мёртвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.

Необычная конкретность художественного видения писателя постоянно обостряла его интерес к художественной детали. В статье «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» Гоголь признавал, что только Пушкин точно и верно определил особенности его дарования:

Принципы отбора деталей и их функции.

1. Деталь как средство типизации (свидетельствует о реалистическом методе).

Типичность города NN:

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застыв шего духа помещичьего быта: постоянные былы, обеды, завтраки и др. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно.

Типичность в одежде:

По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в манере одеваться. Если обратить внимание, то все помещики, к которым приходит Чичиков, ходят по- домашнему.

Среди различных приемов художественной выразительности в поэме ведущая роль отводится бытовой детализации.

Приезжая в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в собственном мирке. Чичикову важно понять, какой человек встретился ему, он обращает внимание на его внешность. Исходя из толкования быта бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономию, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица .

2. Деталь как средство индивидуализации:

Портрет Манилова построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства)

Гоголь находит такие слова, через посредство которых сами по себе раскрываются неуловимые и невидимые черты характера.

В речи Манилова выражается стремление прикрыть смягчающими, отвлечёнными, туманными, высокопарными фразами.

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковою материей. но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. В иной комнате и вовсе не было мебели.

Обед у Манилова по русскому обычаю щи, но от чистого сердца. Во всем чувствуется связь с внешностью и характером Манилова: «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Нагромождая целые ряды деталей, Гоголь часто прибегает к приему алогизма — неожиданному отклонению, нарушению логики перечисления

Например, алогизм встречается в описании интерьера Собакевича:

Между крепкими греками неизвестно каким образом и для чего поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

4. Детали-лейтмотивы помогают раскрыть образы помещиков.

— Манилов – сахар: . сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только

сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую

ловкий светский доктор засластил немилосердно.

5. Зоологические мотивы сопутствуют почти всем персонажам.

. присовокупил Манилов с улыбкою, и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотализа ушами пальцем.

IV. Композиционная роль детали.

1. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, то есть события даны во временной последовательности, поэтому композиция деталей приобретает особое значение. В главах Гоголь использует одну и ту же последовательность деталей:

пейзажная деталь; дом; интерьер; предметно-бытовая деталь; портреты помещиков, членов их семейств; еда; речь.

2. Детали одного типа, характеризующие разных помещиков, даны по принципу последовательной антитезы. Самым ярким примером может служить стол помещиков:

— у Манилова обед небольшой и не слишком питательный.

— у Собакевича блюда подаются большие и сытные.

— у Плюшкина обеда нет вообще.

V. Особенности разных типов деталей:

1. Вещные детали.

Их очень много; появляется даже ощущение их нагромождения. Гоголь особенно внимателен к миру вещей; представители «натуральной школы» считали его своим учителем.

1)в «Мёртвых душах» вещи олицетворяются.

2) Происходит также обратный процесс: человек становится как бы подобием вещи. Вещей так много, что человек оказывается в ряду этих вещей, «мертвой душой»:

Читайте также:  Историко-бытовой и нравственный элемент: сочинение

2. Портретные детали.

— Портрет связан с общей проблемой поэмы — проблемой омертвения человеческой души. О глазах героя либо не упоминается вовсе, либо подчеркивается их пустота.

— Гоголь обычно не дает подробного описания внешности. Появляются только детали, которые объединены общим лейтмотивом (например, Манилов – сахар)

3. Речевая деталь.

Речь каждого из гоголевских героев всегда очень своеобразнаНо вот на что надо обратить внимание, когда мы пытаемся осмыслить своеобразие языка «Мёртвых душ»: вся поэма объединена единством тона. Гоголь постоянно экспериментирует со словом: поворачивает его так и этак, извлекая из него всякий раз неожиданный художественный эффект.

4. Пейзажная деталь.

В «Мертвых душах» два типа пейзажа: лирический и эпический. Последний является средством раскрытия характеров: пейзаж, в основном, социальный.

VI. Подчеркнутая статика характеров.

— Все возможные проявления характера заранее очерчены.

Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать или в двадцать: охотник погулять.

Исключения — Коробочка, которая, не выдержав сомнений, приезжает в город, и Плюшкин, о котором сам автор отзывался, что не знает, чего ждать от этого героя.

«Мертвые души» — лиро-эпическое произведение, где изображены два лика России. Лирическое постоянно противопоставляется эпическому. Антитеза мертвого и живого чаще всего обнаруживается в авторских отступлениях и вставных эпизодах.

VIII. «Говорящие фамилии».

Гоголевские «говорящие фамилии» отличаются от классицистических. Прямо они ничего не говорят о персонаже, не содержат в себе прямой оценки. Тем не менее, они характеризуют персонажа.

— В фамилии Ноздрев сочетание [здр], напротив, создает эффект взрыва.

— Фамилия Коробочки напоминает о многочисленных ящичках, коробочках, мешочках, среди которых проходит вся ее жизнь.

X. Средства создания комического эффекта:

Одна из причин широкого использования Гоголем фарса — влияние на его творчество украинской народной кукольной комедии.

Иным современным Гоголю критикам его юмор казался каким-то странным, вступающим в явное противоречие с канонами теории словесности.

Гротеск используется при изображении всех помещиков. Целиком гротескный образ Плюшкина. Гротеск Гоголя специфичен: Плюшкин одновременно типический и фантастический образ. Создание гротескного образа идет через накопление деталей: деревня, дом, портрет самого хозяина и, наконец, куча старья

XI. Средства создания образов чиновников

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации.

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому

уподоблению: сравнивает помещика с медведем.

Таким образом, художественная деталь – это подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Если бы не было мелочей в поэме, то образы были бы неполными, схематичными. Герои Гоголя в поэме “Мертвые души” предстают перед читателем с удивительной живостью благодаря именно художественным деталям.

Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля в поэме «Мертвые души»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Московский Ленинского района Московской области

Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля в поэме «Мертвые души»

Цели урока: 1. Выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять принципы типизации социальных явлений.

2. Раскрыть значение авторского присутствия, приобщить учащихся к исследовательской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений.

3. Научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы.

4. Формировать исследовательские навыки работы над текстом, внимание к авторскому слову.

Методы: лекция учителя по теории литературы, самостоятельная групповая работа, беседа по самостоятельно прочитанному тексту с элементами исследовательской работы, творческое осмысление полученной информации, выразительное чтение.

Словарная работа: система персонажей, художественная деталь, градация.

Урок основан на групповой работе учащихся с предварительной домашней подготовкой.

Предварительная подготовка к уроку. Класс делится на группы (5 групп). Учениками было задано домашнее задание: прочитать 2-6 главы поэмы «Мертвые души», дать характеристику помещику по плану, обращая внимание на художественные детали, характеризующие героев поэмы.

План характеристики образа помещиков:

1. Описание деревни помещика.

2. Описание помещичьей усадьбы.

3. Встреча Чичикова с помещиками

4. Интерьер внутри дома.

5. Диалог Чичикова с помещиком.

6. Заключение сделки (купля-продажа мертвых душ).

Организационный момент урока. Слово учителя.

Каждый художественный образ, созданный поэтом или писателем, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания эти самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. (Запись в тетрадь определения)

Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

Чичиков посещает помещиков в определенной последовательности. В этом определенный замысел автора. Он создает систему персонажей, используя такой прием как градация.

Система персонажей художественного произведения – это порядок расположения образов в произведении.

Градация – стилистический прием, состоящий в последовательном нагнетании или наоборот ослаблении каких-либо признаков.

Гоголь использует эти приемы для того, чтобы обозначить свою позицию по отношению к описываемым образам. Давайте проследим по тексту, как используются эти приемы.

Первая группа. Образ Манилова.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Цитаты: «Помещик Манилов….имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку», «приятность лица», «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…» «…от удовольствия почти совсем зажмурил глаза…» «…явя , но даже приторное…» и другие.

Дополнительные вопросы к образу Манилова:

1. С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

2. Какая нравственная позиция автора по отношению к Манилову?

3. К каким выводам приводит Гоголь читателя?

Наблюдая над текстом, делаем вывод, что тема сахара и сладости превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Гоголь нарочито преследует читателя упоминаниями о сладком, успешно добиваясь того, чтобы сладость эта вызывала отвращение. Почему Манилов все время сладко улыбается? Да потому что вечная улыбка – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, страх, настоящую человеческую радость. И своей характеристикой гоголь выносит Манилову приговор: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную»

В ходе наблюдений учащиеся приходят к мысли, что составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются позы, жесты, движения, мимика, одежда, речь. Именно с помощью этого писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Сатирические удары автора, один больнее другого, на Манилова обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый поступок оборачивается против него. Манилов фантазирует о строительстве мостов и замков – автор поэмы указывает на два кресла, которые фантазер не удосужился за два года обшить. В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это не просто насмешка – это беспощадный суд, который вершит Гоголь.

Далее работа над образами помещиков идет по такой же схеме. Учащиеся зачитывают цитаты, характеризующие помещика, отмечая характерные детали, с помощью которых создается образ. Учитель дает дополнительные вопросы к образу. Делается вывод о позиции автора и читателя к помещику.

Вторая группа. Образ Ноздрева.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Ноздрева.

1.Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?

2. Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной мысли поэмы?

3. Что роднит Манилова и Ноздрева?

4. Как выражена позиция автора?

Отметим, что Гоголь использует такой прием, как саморазоблачение героя. Авторская характеристика Ноздрева состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах его жизни, манерах поведения в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера : пьяный разгул: « я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского», страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры и. т.д. Манилов и Ноздрев похожи: оба ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никакого нравственного критерия.

Третья группа. Образ Коробочки.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради(реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Коробочки.

1. С помощью каких приемов раскрывается образ Коробочки? Почему гоголь в 3 главе «заставил» Чичикова заблудиться?

2. Найдите в описании быта и окружении Коробочки детали, с помощью которых Гоголь раскрывает сущность персонажа.

3. Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

4. Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

Обращаем внимание учащихся, что сущность Коробочки особо видна через диалогическую речь – важный элемент создания образа. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Это так называемый «разговор глухих».

Чтение диалога Коробочки и Чичикова в лицах. Обратите внимание, как Гоголь приводит читателя к пониманию, что Коробочка «дубинноголовая». ( Многократные повторения Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «Да не найдешь слов с вами!»)

Коробочка – типичный образ застойной крепостной помещицы.

Четвертая группа. Образ Собакевича.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради(реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Собакевича.

1. Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

2. Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1 и 5 главах?

Читайте также:  “Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

3. В чем выражаются грубость и топорная прямолинейность помещика?

4. Какие приемы автор использует для создания образа помещика?

Помогаем увидеть ученикам, что при раскрытии образа Собакевича Гоголь использует тот же прием, что и при раскрытии образа Коробочки. Это диалогическая речь. С какой целью? Беседа с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Вся жизнь Собакевича – жадное накопительство ради накопительства. Герои эти умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.

Пятая группа. Образ Плюшкина.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Плюшкина.

1.Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

2. Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина с людьми?

3. С какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Отметим, что образ Плюшкина – воплощение полнейшего застоя и загнивания, крайней ветхости и заплесневелости. Таковы и предметы, находящиеся рядом с ним. «Ветхость на всех строениях», «бревно на избах было темно и старо», крыши «сквозили, как решето», клади хлеба – «застоявшиеся», ограда – «изломанная», замок глядел «изломанным инвалидом», «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах»

В этой главе детали – это уже символы. Плесень, пыль, гниль, смерть – ключевые детали. Это духовная смерть. Отношение Гоголя: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И это похоже на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком!»

1. Деталь – важнейшее художественное средство, помогающее писателю раскрыть сущность образа изображаемого персонажа.

2. В поэме постоянно присутствует ирония, замаскированная усмешка, выражающая позицию автора поэмы.

3. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода тоже становятся орудием сатирического обличения.

4. С помощью градации читатель глубже постигает идею произведения. Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков.

Творческое домашнее задание: на основании детального анализа создать герб помещика.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Изображение помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Сочинение по литературе по теме: «Изображение помещиков в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»».

«Мертвые души» – одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В нем автор мастерски отобразил пороки и недостатки русского народа, проблемы России. Он хотел показать деградацию человеческой души, ее затухание, умертвение. Для этого Николай Васильевич решил использовать дворянство, а то есть его представителей – помещиков. В поэме каждый из них имеет свою историю жизни, свой быт и свой характер, но при всем их внешнем разнообразии, они имеют одно существенное сходство: владея живыми душами крестьян, сами они являются душами мертвыми.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее каждого из помещиков.

Свои похождения Чичиков начинает с поместья сладкого романтика Манилова. Он из рода людей «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Все его мысли заняты глупыми мечтами о лучшей жизни и о процветании человечества, но на деле ничего не происходит. Хозяйством он не занимается и не хочет, даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне или нет. Вся его жизнь основана на заискивании и подхалимстве перед высокопоставленными людьми, а то есть она бессмысленна, пуста. Душа Манилова мертва.

Далее на своем пути Чичиков попадает к Настасье Коробочке. Уже по говорящей фамилии мы можем назвать главную черту ее характера – ограниченность мышления, то есть помещица как бы заключена в «коробочку» своего сознания. Настасья Филипповна очень хозяйственная, знает всех своих крестьян по именам. Она не имеет большого состояния, но очень сильно боится продешевить и потерять хоть часть из своего «богатства». Смысл всей ее жизни – накопить как можно больше денег и не отдать никому лишнюю копейку. Душа Коробочки тоже мертва.

Следующим в галерее помещиков появляется Ноздрёв. Он игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Он проиграл всё своё состояние, поэтому живет полностью в долгах. Постоянно ругается, бранится, ведет себя грубо и агрессивно. Ноздрёвым управляет стихия. Он любит себя, эгоистичен. В 35 лет он такой же, как и в 18. Он не развивается, просто стоит на месте. Цель его жизни – весело проводить время. Его душа также мертва.

После посещения имения Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. «Чертов кулак», – называет его гость. Корыстный, циничный, узкий в интересах человек. Он очень расчетливый хозяин, все крестьяне в его поместье живут в хороших условиях. Но душа его также не является живой. У нее требования лишь гастрономического характера: как бы побольше съесть за обедом или за ужином.

Последний представитель в галерее помещиков – Плюшкин. Его фамилия сразу же говорит нам о «сплющенности» его души. Плюшкин – настоящая скряга, он не поддерживает общение с его семьёй, а вместо этого копит весь мусор у себя в доме, носит оборванный халат и питается одними сухарями. Гоголь называет его «прорехой на человечество». На самом деле, Плюшкин находится на самой крайней стадии деградации человеческого существа. И его душа, конечно же, тоже мертва.

Таким образом, рассмотрев всех помещиков, которых посетил Павел Иванович, можно сделать вывод о смысле названия поэмы. Мертвыми душами являются не умершие люди, которых хотел скупить Чичиков, а сами помещики, которые ими обладали. Но в поэме есть все же и «живые» души, которые представлены в образе народа. Таким противопоставлением Николай Васильевич Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно и что все можно изменить, поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую боятся «другие народы и государства».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id39576

Ссылка на основную публикацию
×
×