Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях Невский проспект и Портрет.: сочинение

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях “Невский проспект” и “Портрет”

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время – столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей… Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды. Петербург ненавидели, клеймили и проклинали…

Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок. Н. В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием – “Петербургские повести”. Известно, что писатель

Петербург ломает жизни, он безразличен к “маленькому человеку”, использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал. Рассмотрим две повести из данного цикла – “Портрет” и “Невский проспект”. Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого. Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской силы, убивающей человека.

Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души. Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает. Осознание этого убивает Пискарева.

Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный. Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно. Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти.

Жизнь “маленького человека” в Петербурге и ломаного гроша не стоит: “Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря”. Тему жизни, а вернее, существования в большом городе продолжает повесть “Невский проспект”. Несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности.

Единственное, что объединяет их, – место встречи, Невский проспект. Как будто “какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”. И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и “молодой человек во фраке и плаще” – Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с “рулеткой” величественного города.

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его “гневом и негодованием”, причем происходит это не без влияния Невского проспекта: “Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…”. А вот другой персонаж – герой в плаще и фраке – следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него – одинокого и чужого в северной столице – этот проигрыш становится роковым. “Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя”, художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева – жизнь.

Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект. Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь “он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…”.

Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя – город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…

“Незваные гости” и самозванцы в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина Елена Юрьевна ПОЛТАВЕЦ – литературовед; автор учебно-методических пособий. Восьмая глава “Капитанской дочки” называется “Незваный гость”. “Незваный гость хуже татарина”, как гласит пословица, и смысл эпиграфа понятен: незваными гостями для защитников.

Анализ стихотворения И. Анненского “Среди миров” Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. “Это наш Чехов в стихах”.

Н. Г. Чернышевский. “Что делать?” Подлинный герой эпохи, перед которым “преклоняется” автор романа “Что делать?”, – это Рахметов, революционер с его “пламенной любовью к добру и свободе”. Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера.

В походе Каждое путешествие – прикосновение к чему-то значительному и прекрасному. Так говорил еще писатель Константин Паустовский. Начинать приобщаться к путешествиям лучше всего через походы. Мои родители уже давно ходят в походы.

Вопросы и ответы к новелле Д. Олдриджа “Последний дюйм” Как случилось, что Бен – опытный летчик, вынужден был заниматься “нелетным делом”? Нефтяная компания, в которой служил Бен, отказалась от дорогих нефтяных разработок на берегу Индийского океана, и большая группа.

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и.

Почему Андрей Штольц не смог изменить образ жизни Обломова? И. А. Гончаров в 1859 году написал роман особой злободневности, в котором он отразил основную черту сугубо русского характера и даже дал ей свое название: “обломовщина”. Автор является для нас.

Философия в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” Итогом творческих поисков Б. Л. Пастернака стал роман “Доктор Живаго”. Это произведение было написано в сложное для автора время. Поэтому он насыщен философскими раздумьями и обобщениями о смысле жизни, о.

Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не обратить внимания на то, как подробно Гоголь описывает просторы Петербурга.

“Берегите в себе человека!” В человеке все должно Быть прекрасно… А. П. Чехов Есть писатели – художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки слова, когда.

Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет” Имя А. И. Куприна прославили такие произведения, как “Олеся”, “Суламифь”, “Поединок”, “Белый пудель”, “Гранатовый браслет”. Рассказ “Гранатовый браслет” является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает.

Что было непонятно Базарову Б Азаров, герой романа И. С. Тургенева ” Отцы и дети”, выглядит очень современным. Его насмешливое отношение ко всем “сентиментальностям”, его убежденность, что каждый человек должен заниматься “серьезным” делом и.

Человек в огне революции и гражданской войны Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, “нужно” правдиво и понятно объяснить “время.

Конспект урока “Семейство Астровые или Сложноцветные” Учитель биологии Загария Ирина Владимировна СОШ № 34 г. Енакиево Донецая область Украина Тема: Семейство Астровые или Сложноцветные Цель: сформировать у учащихся понятие о семействе Астровые. Задачи : Образовательные: Расширить.

Печорин Лермонтовский роман – произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об.

Печорин как представитель “лишних людей” А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” -.первый русский.

Образ Андрея Штольца Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался.

Сочинение на тему Жилин и Дина Рассказ Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить.

Тема любви в поэзии А. А. Блока О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. А. Блок Любовная тема всегда занимает одно из.

Сочинение на тему Защита человеческой личности в повести Дубровский Идея защиты личности в романе “Дубровский” красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Сейчас вы читаете: Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях “Невский проспект” и “Портрет”

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет»

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время — столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей…
Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды. Петербург ненавидели, клеймили и проклинали… Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок.
Н. В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием — «Петербургские повести». Известно, что

Похожие сочинения:

Характеристика героя Пискарев (Невский проспект Гоголь Н. В.)Один из главных героев произведения Гоголя Пискарев — скромный, застенчивый художник. Он живет в своем небольшом мирке, и нечасто вылазиет.

Невский проспект — это «исчадие ада» или украшение столицы?Прочитав повесть Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», я обратила внимание на противоречивое описание Невского проспекта. Восхищаясь его красотой в начале.

Краткое содержание Невский проспект Гоголь Н. ВДва молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник.

Тема города в «Петербургских повестях» Н. В. ГоголяВ «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие. В отличие.

Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме «Мертвые души»)Во 2-6 главах «Мертвых душ» Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты.

Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу?Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не.

Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Портрет».)Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «это есть неудачная попытка г.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Ревизор».)Казалось бы, Хлестаков — человек ничтожный и мелкий — меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более.

Краткое содержание Портрет Гоголь Н. ВПовесть Н. В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии.

Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Мертвые души».)Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — одно.

«Портрет» Н. В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда (сопоставительный анализ)Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная.

Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл «Петербургские повести»)В 1830-х годах Н. В. Гоголь пишет «Петербургские повести». В «Петербургских повестях» сюжеты состредоточены вокруг одного места — столицы Российской.

Портрет российского чиновничестваПроизведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого.

«Город N — Царство чиновников» в поэме Н. В. Гоголь «Мертвые души»Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести.

Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором писатель.

Романтизм и ирония в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель»» «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Пушкин взял для повести самые.

«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях») (Разное Горький М.)«Нижегородский текст» образует один из важнейших пространственно-временных планов на всем протяжении творчества М. Горького — от ранних рассказов и газетных.

Читайте также:  Тарас Бульба настоящий боевой товарищ: сочинение

Тема города в одном из произведений русской литературы (Н. В. Гоголь. «Ревизор»)Некоторые современники Н. Гоголя считали, что драматург, по цензурным соображениям, написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица.

Значение и анализ произведений Гоголя «Арабески»Содержание сборника «Арабески» разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, по истории, по живописи и архитектуре и три художественных произведения: «Невский.

Два художника(по повести Н. В. Гоголя Портрет)Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу.

Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»Всемирно известная комедия Гоголя «Ревизор» была написана «с подачи» А. С. Пушкина. Считается, что именно он рассказал великому Гоголю историю.

Проблема искусства в повести Н. В. Гоголя «Портрет»Повесть Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком.

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. В. Гоголя («Портрет»)Гоголя всегда интересно просмотреть. Даже давно известные произведения начинаешь просмотреть и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный.

Гоголь Н. В. «Ревизор»Россия при Николае не была бедной или слабой страной, однако действие комедии «Ревизор» происходит в то время. Даже при поверхностном.

Характеристика героя Платон Кузьмич Ковалев (Нос Гоголь Н. В.)МАЙОР КОВАЛЕВ — герой повести Н. В. Гоголя «Нос» (1833-1836). Имя М. К. заключает в себе двойную семантику образа: с.

Многоликость внутреннего мира ЧичиковаН. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — одно.

Гоголь-сатирик(«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» )Работая над «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни.

Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»«Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя «творением, выхваченным из тайника народной.

Н. В. Гоголь РевизорНиколая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только.

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях “Невский проспект” и “Портрет”

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время – столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей… Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды.

Петербург ненавидели, клеймили и проклинали… Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок. Н. В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием – “Петербургские повести”.

Известно, что писатель отрицательно относился к этому городу, видел в ней скорее минусы, чем плюсы. По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана, жестокости и одиночества. Петербург ломает жизни, он безразличен к “маленькому человеку”, использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал. Рассмотрим две повести из данного цикла – “Портрет” и “Невский проспект”. Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого.

Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской силы, убивающей человека. Два героя повести противопоставлены друг другу. Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку. Ее внешность – образец чистоты, невинности, свежей прелести, образец прекрасного: “… рука ее (создатель, какая чудесная рука!) упала на колени,… и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки”.

Но это прелестное создание оказывается…продажной женщиной. Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души, убивает в них человеческое: “Боже! в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник.

Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души. Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает. Осознание этого убивает Пискарева.

Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный. Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно. Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти. Жизнь “маленького человека” в Петербурге и ломаного гроша не стоит: “Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря”. Тему жизни, а вернее, существования в большом городе продолжает повесть “Невский проспект”.

Несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, – место встречи, Невский проспект. Как будто “какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и “молодой человек во фраке и плаще” – Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с “рулеткой” величественного города. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его “гневом и негодованием”, причем происходит это не без влияния Невского проспекта: “Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…”.

А вот другой персонаж – герой в плаще и фраке – следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него – одинокого и чужого в северной столице – этот проигрыш становится роковым. “Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя”, художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева – жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект. Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта.

Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь “он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…”. Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя – город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет»

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время — столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей… Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды.

Петербург ненавидели, клеймили и проклинали… Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок. Н. В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием — «Петербургские повести».

Известно, что писатель отрицательно относился к этому городу, видел в ней скорее минусы, чем плюсы. По Гоголю, Петербург — город разрушения, обмана, жестокости и одиночества. Петербург ломает жизни, он безразличен к «маленькому человеку», использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал. Рассмотрим две повести из данного цикла — «Портрет» и «Невский проспект». Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого.

Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской силы, убивающей человека. Два героя повести противопоставлены друг другу. Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку. Ее внешность — образец чистоты, невинности, свежей прелести, образец прекрасного: «… рука ее упала на колени,… и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки». Но это прелестное создание оказывается…продажной женщиной.

Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души, убивает в них человеческое: «Боже! в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, — жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата». Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души.

Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает. Осознание этого убивает Пискарева. Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный.

Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно. Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти. Жизнь «маленького человека» в Петербурге и ломаного гроша не стоит: «Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря». Тему жизни, а вернее, существования в большом городе продолжает повесть «Невский проспект».

Несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» — Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…».

А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…».

Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя — город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет»

Другие сочинения по теме:

Краткое содержание «Невский проспект» Гоголь Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с 2-х часов дня.

Изучение повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе Рабочие материалы для учителя Из истории создания повести «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» , получившем высокую оценку.

Анализ повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», план Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга — города контрастов. Поэтому автор.

Использование фантастики в петербургских повестях Гоголя Отличительную черту петербургских повестей составляет использование фантастики в целях реалистического анализа жизни. С особым блеском писатель осуществил это в «Носе».

Языковые средства изображения «города-обмана» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести «Невский проспект». Сегодня нам предстоит, надеюсь.

Читайте также:  Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Тема города в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие. В отличие.

Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Молодым парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и.

Аналіз повести «Невський проспект» Невський проспект Гоголь Н. В Аналіз повести «Невський проспект» Аналіз повести «Невський проспект» Тема Петербурга у творчості письменників XIX століття займає аж ніяк не останнє.

«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя.

Краткое содержание повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя Повествование начинается с описания Невского проспекта, его красот, которые ни один житель «не променяет на все блага». Описывается проспект утром.

Невский проспект краткое содержание Гоголь Н. В. Произведение Гоголя «Невский проспект» начинается с описания самого Невского проспекта. Это — место встречи разных типажей людей.

«Невский проспект» краткое содержание повести Гоголя Невский проспект — жизненная артерия Петербурга: главная улица города, протяженная через весь ее центр. Связующее звено всех улиц и то.

Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект» Для Пирогова главное в жизни — преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы.

Тема «маленьких» людей в петербургских повестях Гоголя Если в «Тарасе Бульбе» писатель воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в повестях «Арабесок», в «Шинели», обращаясь.

Анализ «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербургской жизни, которые полностью вошли в сборник под названием «Петербургские.

Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не.

Н. В. Гоголь. «Портрет». Часть I Урок в 8-м классе Эпиграфом к уроку служит изречение Т. Драйзера: «Искусство — это нектар души, собранный в трудах и.

Знищення природи, цивілізації і культури як наслідок бездуховного науково-технічного прогресу (за новелою р. Бредбері «Посмішка») Мета: з’ясувати причини знищення цивілізації в новелі «Посмішка»; розкрити нищівний вплив бездуховності на життя людини; працювати над переказом твору; розвивати.

Гоголь открыл читателю мир «маленьких людей» Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в.

Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором писатель.

Петербургские повести Гоголя.

Петербургские повести Гоголя.

В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого, наряду с историческими и публицистическими статьями, вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор». По мере переноса места действия от овеянной народными преданиями южной окраины Российской империи к ее современному административному и культурному центру – Петербургу все более укрепляется общерусский масштаб проблематики художественного творчества писателя. Сквозная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. «О, не верьте этому Невскому проспекту!… Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» – эти слова из повести «Невский проспект» можно поставить эпиграфом ко всему петербургскому циклу.

Вместо людей по Невскому проспекту движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумление», и т. п. Торжествует гоголевское «овеществление» человека. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, на вещи. Человека замещает предмет его туалета.

Когда высокий дух покидает мир, в нем нарушается иерархия ценностей – и все рассыпается и сваливается в бесформенную кучу, Человек уже не может отличить добро от зла, высокое от низкого. Он теряет целостность восприятия, лишается ориентации. Петербургскому мечтателю-романтику художнику Пискареву кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе. Сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывающий из-за перил великолепных хоров, – все было для него блистательно». Но это блеск хаоса, отражающий абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль.

«Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз». В богооставленном мире наступает ситуация, напоминающая «Египетские тьмы». Только в «цивилизованном мире» эти «Египетские тьмы» оборачиваются ощущением абсурдности, призрачности, лживости окружающего человека бездуховного мира – мира, утратившего вседержительство образа Божия.

В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается все. Мечты человека, лишенные прочной духовной основы, превращаются в болезненный призрак. Извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарев находит ангельскую красоту там, где она и не ночевала, – в наглости и пошлости продажной женщины. Его влечет к себе «красота, проникнутая тлетворным влиянием разврата». Пискарев – жертва лживого идеала красоты, порожденного абсурдной жизнью. Не выдерживая разрыва идеала и реальности, он кончает жизнь самоубийством. Такой итог подводит Гоголь романтическому идеализму повестей о драматическом положении творческой личности в современном мире.

«Романтику» Пискареву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Это человек, стремящийся к успеху и умеющий его добиваться. Его «мечта» – женитьба на богатой купеческой дочери. С таким «мечтателем» в повести происходит казус противоположный. На том же Невском проспекте он принял за женщину легкого поведения добродетельную мещаночку-немку и пошел за ней. Как и Пискарева, Пирогова ожидает «разочарование» – муж красавицы Шиллер с помощью приятелей высек поручика и выгнал его со словами и жестами, «вовсе неприличными его званию». Пирогов разочарован, оскорблен. Но прогулка по Невскому, а потом вечер в гостях у приятелей примиряют Пирогова с «крушением» его «мечты». Сама антитеза двух героев – Пирогова и Пискарева – оказывается до известной степени мнимой.

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к разрушению образа Божия в человеке. Коллежский асессор Ковалев в повести «Нос» мнит себя майором. «Функция», место в чиновной иерархии, заменяет и вытесняет в человеке его духовную первооснову. Воображая себя майором, Ковалев постоянно «задирает нос» перед окружающими и становится жертвой «чиномании». «Нос» отделяется от Ковалева в виде значительного лица и покидает своего «хозяина». Поиски своего «носа», погоня за ним и, наконец, чудесное его возвращение являются основой фантастического сюжета повести. Фантастика Гоголя при всем бытовом ее неправдоподобии имеет глубокий смысл. В лживом мире значимость человека определяется не его внутренними достоинствами, а предметами модного туалета или его положением в «табели о рангах», в чиновной иерархии.

В «Записках сумасшедшего» Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек». И одновременно он презрителен к людям, стоящим по чину и званию ниже его. Фамилия этого чиновника Поприщин, и он уверен, что его ожидает великое поприще: «Что ж, и я могу дослужиться… Погоди, приятель! – думает он о своем начальнике, – будем и мы полковником, а может быть, если Бог даст, то чем-нибудь и побольше. Заведем и мы себе репутацию еще и получше твоей». На почве уязвленного самолюбия в «маленьком человеке» развивается болезненная гордыня. Он и презирает тех, кто стоит выше, и завидует им; Стремление быть, как они, усиливается мечтательной любовью Поприщина к дочери директора департамента. А когда она отдает предпочтение камер-юнкеру, героя охватывает буря противоречивых чувств. «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?… Я несколько раз уже хотел добраться, отчего происходят все эти разности… Что ж из того, что он камер-юнкер… Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого».

Болезненное сознание героя, нацеленное на ниспровержение всего, что «не я», что выше меня, что на меня не похоже, приводит его к полному внутреннему расстройству и сумасшествию. «Поприщин становится жертвой раздвоения своей собственной личности, отравленной ядом жгучей зависти к тем, кто его унижает, и маниакальной мечтой стать таким же, как и они, обладатели незаслуженных прав и привилегий» (Е. Н. Купреянова). Своим Поприщиным Гоголь открывает дорогу Достоевскому с его «Бедными людьми», повестью «Двойник», «Записками из подполья» и другими произведениями, в которых бунт одинокой личности против несправедливого порядка вещей сопровождается внутренним признанием этой несправедливости, тайным сочувствием ей.

В повести «Портрет» Гоголя волнует судьба искусства в современном мире. Тема эта была очень актуальна для собственного творчества писателя периода создания петербургских повестей. Как уберечь искусство художнику и писателю, обращающемуся к темным сторонам жизни человека и общества? В каком случае искусство, изображающее мирское зло, способно оказать очищающее влияние на души людей?

Молодой художник Чартков пытается сберечь свой талант от соблазна коммерческого успеха. Он терпит нужду и лишения, но не злоупотребляет ни бойкостью кисти, ни яркостью красок, прислушиваясь к совету своего учителя: «Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство».

Однажды художник покупает в картинной лавке незаконченное полотно старого мастера. Особенно поражают Чарткова в купленном портрете глаза изображенного на нем старика: «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда». Причем излучали эти глаза что-то недоброе.

Художник, писавший этот портрет, попал в зависимость от демонической натуры старика и злоупотребил искусством в достоверной ее передаче. Рассматривая портрет, Чартков задумался о тайнах искусства: «Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а, между прочим, он так же был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего».

Выходит, что высокий талант может злоупотребить искусством во зло, а может использовать искусство во благо, хотя и в том и в другом случае «правда жизни будет соблюдена»? На этот вопрос, возникающий в первой части повести, Чарткову не суждено найти ответа. Таинственный источник, одухотворяющий в высоком искусстве даже низменную сторону жизни, для Чарткова будет закрыт.

Художник попадает в страшную зависимость от демонического соблазна, который излучают изображенные на портрете живые глаза. В тонком сне Чартков с ужасом видит, как оживший старик выпрыгивает из рамы портрета, достает мешок из-под складок широкого платья и начинает пересчитывать золотые червонцы. Их блеск пленит сонное воображение Чарткова. «Боже мой, если бы хотя часть этих денег!» – думает он, проснувшись. И что же далее происходит?

Демоническая сила, заключенная в портрете, немедленно отвечает на искушение Чарткова. Из рамы портрета выпадает сверток с надписью: «1000 червонных». Казалось бы, случайное богатство дает возможность Чарткову без всякой нужды употребить во благо данный ему от Бога талант. Сперва он так и хочет сделать. Но соблазн не проходит бесследно: искусительные глаза старика и золотые червонцы делают свое злое дело. Чарткова тянет к модной одежде, к роскоши – он начинает писать картины для денег, потакать вкусам светской толпы. В конце первой части повести он губит свой талант, сходит с ума и умирает как великий грешник в страшных мучениях.

Кто виноват в гибели Чарткова? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Виноват сам художник, не устоявший перед искусом продажи таланта за деньги. Но виновата и картина, а точнее, тот старый мастер, который ввел предрасположенного к соблазну Чарткова в искушение.

Во второй части повести Гоголь ставит проблему ответственности художника за свой талант. Действие переносится в XVIII век, когда в Петербурге появился заезжий ростовщик. Но деньги, бравшиеся в рост у этого человека, никому не приносили добра. Искушающие людей демонические силы явились в новый мир не в образе безобидных чертей, с которыми легко справлялись козаки в «Вечерах…», а в образе ростовщика и банкира, соблазняющего мир блеском золота, избытком материальных благ.

Читайте также:  Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя Ревизор: сочинение

Талантливый художник, расписывающий храмы, обратил внимание на этого ростовщика. Ему показалось, что недобрые глаза такого человека могли бы послужить хорошей натурой для изображения дьявола на церковной фреске. Едва художник впал в эту искусительную мысль, как тотчас же он получил от ростовщика заказ на изготовление портрета. Дав необдуманное согласие, художник сам пришел в ужас от «вонзившихся в его душу» и уже изображенных на портрете глаз. Он бросил портрет, не дописав его, но от соблазна все-таки так и не избавился: демонический образ овладел его помыслами и проник в его сердце.

Художник почувствовал зависть к своему ученику, вступил с ним в состязание, создавая картину для вновь отстроенной богатой церкви, В картину свою он вкладывал все умение, все мастерство, но результат вышел печальным. На конкурсе она получила такую оценку: «В картине художника, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто рукою художника водило нечистое чувство». Вслед за этим художника поразили одно за другим три несчастья; посчитав их наказанием Божиим, «он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтоб быть совершенно одному. Там из древесных ветвей выстроил он себе келью, питался одними сырыми кореньями, таскал на себе камни с места на место, стоял от восхода до заката солнечного на одном и том же месте с поднятыми к небу руками, читая беспрерывно молитвы… Таким образом долго, в продолжение нескольких лет, изнурял он свое тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы. Наконец в один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: „Теперь я готов. Если Богу угодно, я совершу свой труд“».

Это описание, по замечанию М. М. Дунаева, можно сравнить с размышлениями Гоголя о художнике А. Иванове, о работе его над грандиозным полотном «Явление Мессии»: «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины, – представить в лицах весь ход человеческого обращения ко Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображеньем? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображенье… Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращенья, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…» Отголоски гоголевского впечатления от картины А. Иванова обнаруживаются в «Портрете»: «Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью».

В заключение повести Гоголь приводит напутствие, которое пострадавший мастер дает своему сыну, пошедшему по стопам отца: «…Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею… в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о Божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по одному тому оно уже выше всего».

Гоголь считает, что в минуты поэтического вдохновения поэт, художник, проникаясь благодатной энергией Творца, прозревает в видимых вещах невидимый Божий замысел о мире, образ Божий, запечатленный в нем. Он искажен и помрачен грехами и нестроениями, царящими в повседневной жизни, он незаметен «слепым», «помутненным» глазам обыкновенного человека. Бог для того и наделяет избранников талантом, чтобы они приоткрывали «слепым» Божественную тайну мира.

Художник признается, что, работая над портретом ростовщика, он изменил своему Божественному призванию: «Я знаю, свет отвергает существование дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было создание искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, – не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и рассевает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя Всевышний от сих страстей! Нет их страшнее… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».

Таким образом, в повести «Портрет» Гоголь не только изображает трагедию художника в современном больном и бездушном мире, но и трагические последствия больного искусства, попавшего под обаяние злых, демонических соблазнов и оказывающего разрушительное влияние на судьбы людей.

Сочинение по произведения Гоголя «Невский проспект»

«Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…»

Петербург 19 века — квинтэссенция светской жизни. Люди из провинции мечтали побывать в северной столице, чтобы почувствовать «настоящую» жизнь.

Но такая ли она настоящая? Завсегдатая светского общества — поэты, писатели того времени видели в Петербурге и нечто зловещее, надевающее на людей маски и делающее их пустыми.

К таким авторам относится и Николая Васильевич Гоголь. Он создал цикл «Петербургские повести», одна из которых — «Невский проспект».

Главная «артерия» Петербурга

Невский проспект — самая известная улица Петербурга, но одновременно и «вершитель судеб» жителей города и всех, кто приезжает, прельстившись огнями этого города. В представлении Гоголя это практически живое существо, «спрут», опутывающий своими щупальцами Петербург. Автор показывает Невский проспект от начала дня до его конца.

Ранним утром на работу выходят чиновники, русские мужики и другой «нужный народ». К полудню улица становится педагогической, а после обеда — прогуливаются представители аристократии и чиновники «по особым делам». Кажется, что Невский проспект объединяет людей.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё…

Но это только видимость. Все здесь ищут только развлечений.Люди хотят забыться в праздности и внимание их начинает привлекать все внешнее, то, как они одеты: шляпка, бакенбарды, туфли, или яркие черты лица, а истинное содержание отходит на второй план. Невский проспект только подчеркивает социальное неравенство.

В центре сюжета — противопоставление двух героев — поручика Пирогова и художника Пискарева.

Первый чувствует себя «как рыба в воде» на Невском, это его мир,он играет по его правилам и он полностью его устраивает. А Пискарев — натура мечтательная, тонкая, исполненная чувств.

Таких ранит Невский проспект.

По иронии судьбы, оба главных героя влюбляются в двух хорошеньких женщин, и обоих постигает разочарование. «Муза» Пискарева сразу полностью завладела его сердцем:

«Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами…»

И какое горе постигает художника, когда он понимает, что его «ангел» всего лишь продажная женщина.

А Пирогов следует за «интересным созданьицем», замужней молоденькой женщиной, которая производила впечатление легкомысленной и пустой. Но он просто шокирован, когда она неожиданно отвергает его ухаживания и остается верна мужу.

Таков Невский проспект, он меняет жизнь людей, превращая их лица в нелепые маски, губя в них все светлое и чистое. И талантливая рука Гоголя умело изобличает их пороки.

Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет».

Петербург часто становился главным героем произведений русских писателей. Это неудивительно. Долгое время – столица России, один из красивейших городов мира, обладающий уникальной, во многом трагической и завораживающей историей…

Петербургом восхищались, им любовались и пели ему оды. Петербург ненавидели, клеймили и проклинали… Это город контрастов, противоречий, огромных возможностей и роковых ошибок.

Н.В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием – «Петербургские повести». Известно, что писатель отрицательно относился к этому городу, видел в ней скорее минусы, чем плюсы. По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана, жестокости и одиночества. Петербург ломает жизни, он безразличен к «маленькому человеку», использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал.

Рассмотрим две повести из данного цикла – «Портрет» и «Невский проспект». Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого. Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской силы, убивающей человека.

Два героя повести противопоставлены друг другу. Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку. Ее внешность – образец чистоты, невинности, свежей прелести, образец прекрасного: «… рука ее (создатель, какая чудесная рука!) упала на колени,… и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки».

Но это прелестное создание оказывается…продажной женщиной. Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души, убивает в них человеческое: «Боже! в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата».

Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души. Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает.

Осознание этого убивает Пискарева. Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный. Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно.

Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти. Жизнь «маленького человека» в Петербурге и ломаного гроша не стоит: «Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря».

Тему жизни, а вернее, существования в большом городе продолжает повесть «Невский проспект». Несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» – Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился. ».

А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него. ».

Таким предстает перед нами Петербург Н.В. Гоголя – город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет».

Смотрите также по произведению “Портрет”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.