Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

«Город N – Царство чиновников» в поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Скачать сочинение

Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия – «Мертвые души» – и к городу: «Все… прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевы(знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси, все равно как фраза: заехать к Сонникову и Храповицкому, означающая всякие мертвецкие сны на боку, на спине и во всех иных положениях)».
Возвышение, и развенчание Чичикова свидетельствует о признании его в городе N лицом замечательным: «приобретатель» Чичиков сначала осчастливил, а потом привел в смятение весь губернский город.
Повесть о капитане Копейнике, участнике героической войны, инвалиде, рассказывает об обратном: простой и честный, наивный и страдающий человек не удостоен внимания в столице. «Подлеца» Чичикова славят – простака Копейника судят. Петербург «сказочная Шехерезада», для капитана Копейника оказывается бесконечной , как тысяча и одна ночь, историей, но не увлекательной, а унизительной. Равнодушие, презрение к бедняку для столицы столь же характерны, как внимание к благообразному авантюристу в провинции.
Связь сюжета городских глав и петербургской истории «от обратного». Но в тексте поэмы Гоголь не раз побуждает нас прямо сопоставлять провинциальную и столичную жизнь. Говоря и готовности чиновников признавать в Чичикове Наполеона, Гоголь замечает: «Может быть. некоторые из нас назовут все это невероятным… но, как на беду, все именно произошло так, как рассказывается, и тем еще изумительнее, что город был не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц». Описывая достоинства губернских дам, автор опять иронически напоминает о близости столицы и провинции.
Гоголь настойчиво пытался сохранить в составе поэмы «Повесть о капитане Копейнике», несмотря на протест цензуры: без «окна» в столицу картина была бы неполной. И Петербург тоже оказывается царством мертвых душ, быть может – самым холодным и законченным его проявлением.
История возникновения и распространения сплетен о Чичикове дана Гоголем подобно тому, как это происходит в «Горе от ума» Грибоедова. Слух оказывается властным не по логике вещей, не по убедительности аргументов, а по количеству распространителей. Чичиков, видя всеобщее отчуждение и не зная его причин, оказывается в положении Чацкого: «Как полусонный, бродил он без цели по городу, не будучи в состоянии решить, он ли сошел с ума, чиновники ли потеряли голову, во сне ли все это делается, или наяву заваривалась дурь почище сна». Разумеется, при сходстве ситуации разность героев Грибоедова и Гоголя оказывается еще более подчеркнутой. Чацкий действительно чужд обществу, которое нелепым слухом пытается расправиться с ним. Чичиков вбирает в себя все свойства этого общества и провинился перед ним не подлинным преступлением – покупкой мертвых душ, а жалким подобием любви, таким странным чувством в расчетливом подлеце.

11772 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

«Чиновник с виду и подлец душой» ( по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Город N – Царство чиновников» в поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов.

В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Например, вот один из них, губернатор, по описанию Гоголя, ни толст, ни тонок, и говорили даже, что он был представлен звезде. А представлен он к этой звезде не за заслуги перед Родиной. Автор иронизируя разоблачает все образы чиновников, так скажем высмеивает их.

Также, с иронией, Гоголь рассказывает и о почтмейстере – серьезном и молчаливом мужчине, описывает его, как низкого человека, но остряка. Низкий – он имеет ввиду рост. Еще почтмейстер очень любил играть в карты, и это одно из его самых любимых увлечений.

Из поэмы ясно, что чиновники не особо то и думают о делах государства. Они живут на широкую ногу, радуют себя вкусными обедами, развлекаются. Также Гоголь с сарказмом говорил об их умственных способностях, для него они были, как более ли менее просвещенные в своих делах.

Люди, которые властвовали, даже не думали о своем государстве и о людях, они только набивали свои карманы, обворовывали казну и простой народ.

Одним из главных персонажей в произведении был высокопоставленный чиновник по фамилии Чичиков. Павел Иванович был полноват, но приятной внешности. Этот персонаж неоднозначен. Нельзя про него сказать, что он отрицательный герой поэмы. В нем есть ряд и положительны качеств. Он весьма аккуратен, опрятен, следит за своим здоровьем, также может сострадать человеку и подать милостыню. Но тем не менее это лицемерный человек, он обманывает и берет взятки.

В своей поэме гоголь показывает чиновников, как лживых, корыстных людей, которые склоны к аферам, лишь бы с этого им была выгода. Они пустые люди, и их жажда набить свои карманы, одновременно и злит, и смешит. Их злоупотребление выглядит нелепо.

Чиновничество-это некое уродливо общество, и оно еще читается и основой, на котором оно держится. В тот момент, пока губернатор и его общество считает Чичикова богачем, то и остальные чиновники относятся к нему соответственно. И если губернатор дал добро, то и любой человек из чиновничества немедля оформит все необходимые документы товарищу Чичикову за определенную взятку, ведь рука чиновничья уже просто привыкла ее брать.

Также, в одном эпизоде появляется еще один чиновник по имени Иван Антонович, Гоголь назвал его даже не человеком, а винтиком механизма этой государственной машины, абсолютно бездушным.

Гоголь высмеивает это ничтожное общество, как они покрывают все махинации, чтобы не раскрылась правда, чтобы их не разоблачили. Это общество из одних бюрократов, которые полностью погружены в преступную деятельность.

Наверное, простому честному человеку не понятны и не приемлемы все грязные действия чиновников. Честный человек привык зарабатывать на все своим трудом, не погружаясь в эту грязь. Но, увы, среди чиновников таких людей нет и быть не может. Чиновникам нравится их «деятельность», их поведение. Ведь именно такое поведение помогает им набить свои карманы еще толще и сделать свои животы еще шире.

2 вариант

В своём произведении Гоголь сатирически изображает мир чиновников, их бездуховность. Именно людей, обличённых властью и богатством, автор называет «мёртвыми душами», а не ушедших из жизни крестьян. Чиновники занимают особое положение в обществе, но их мало волнуют государственные дела и нужды людей, они заботятся только о своём благополучии. Всех их объединяет продажность и взяточничество. Во всех государственных заведениях попираются законы, процветает кумовство, казнокрадство. Даже такому аферисту, как Чичикову, знакомому с закулисной жизнью бюрократического аппарата, приходится давать взятки. Все чиновники губернского города связаны единой преступной деятельностью, за которой следит полицмейстер. Сбор взяток – хорошо поставленное дело, местное чиновничество в нём преуспевает.

Собакевич всех городских чиновников называет «мошенниками». Они забыли о своих должностных обязанностях. Некоторые из них вообще не считают обязательным ходить на службу. Так, например, Собакевич нелестно отзывается о прокуроре, как о праздном человеке, который сидит дома, а работает за него стряпчий. Про инспектора врачебной управы, помещик говорит, что он во время работы играет где-нибудь в карты. Интересы у государственных служащих крайне ограниченные. Их любимыми занятиями являются балы, сплетни и застолья с разнообразной едой и алкогольными напитками на любой вкус. Провинциальные бюрократы в поэме показаны пустыми людьми, не блещущими умом и образованностью, почти ничего не читающими. Чиновники равнодушны к русской культуре, чураются родного языка, зато любят использовать в своей речи иностранные слова и выражения. Они представляют собой невежественное и морально убогое общество.

Чичиков, хорошо знающий мир чиновников, подкупает их своей лестью, умением говорить то, что они хотят от него услышать. Городские служители закона не смогли поначалу разглядеть в нём истинного лица, принимая мошенника за состоятельного господина, помещика, высокого государственного деятеля, даже – за Наполеона. Чичиков есть – один из них, представитель безнравственного общества. Он с детства усвоил уроки успешного человека в жизни. Для этого надо всего лишь уметь угождать нужным людям. Обладая такими качествами, Чичиков смог неплохо продвинуться по служебной лестнице, но его подвела чрезмерная жадность.

Деградация государственного устройства наблюдается не только в провинции, но и в высших эшелонах государственной власти. Автор показывает это на примере капитана Копейкина. Герой Отечественной войны 1812 года, ставший инвалидом в сражениях за Родину, обращается за помощью к государственным властям. Человека, приехавшего в столицу из провинции, удивляет её непомерная роскошь. Вместе с тем, судьба покалеченного войной капитана, настоящего патриота страны, глубоко безразлична бездушному миру чиновников. Они постоянно переносят рассмотрение его просьбы на более поздние сроки. В итоге, Копейкина увозят из государственного учреждения неизвестно куда. Дальнейшая участь капитана неизвестна.

Автор своим произведением показывает, что чрезмерная жажда к обогащению убивает в человеке все его лучшие качества. Свои потенциальные возможности он не может реализовать в жизни без нравственной основы. Развитие страны невозможно без понимания чиновничьим аппаратом своего предназначения в жизни, долга и ответственности перед народом.

Сочинение Образы чиновников в «Мёртвых душах»

В произведении «Мёртвые души» нет конкретных примеров служителей государства, но в нём отражены быт и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью.

Чичиков льстит людям, поэтому у него складываются с ними замечательные взаимоотношения, всё показано в обычном виде. В мире чиновников пышность граничит с роскошью, пошлостью, пафосом и фарсом. Жилище губернатора в обед был шикарно украшено, что ослепляло глаза людей, а представительницы прекрасного пола были одеты в замечательные наряды.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Чиновники в конкретном городе подразделялись на два типа: первые были тонкими и ходили за дамами, пытаясь заманить их плоскими ароматами. Служащие другого типа походили на самого Чичикова: плотного телосложения, с упитанными рябыми физиономиями и приглаженными волосами, они смотрели по сторонам, стараясь рассмотреть прибыльную работу.

Каждый мужчина старался доставить неприятности другому человеку. Порой такие события происходили из-за дам, но устраивать дуэли по этой причине никто не желал. При приёме пищи они не показывали эмоций, что всё события обыденны, рассматривали «Московские вести», собак, Карамзина, изысканные блюда, рассказы о служащих разных структур.

При обзоре прокурора автор объединяет разные черты: «был нормального телосложения, имел на шее Анну, рассказывали, что был удостоен высшей награды; он был добрый человек и занимался творчеством…». Отмечаем, что ничего не сказано, что служитель закона получил достойную награду – орден Святой Анны, который дают за «любовь к правде и чистоте» и заслуги в конкретной должности. Ведь о боях в эпизодах ничего не написано, где отмечали приличные качества.

В центре внимания отмечаем, что прокурор занимался творчеством, а не своей должностью. Собакевич плохо рассказывал о служителе закона, что он любит веселье, поэтому находится дома. Все обязанности за него выполняет стряпчий, который любит деньги. О порядке не приходится говорить, так как человек, компетентные в данном деле, занимает должность. Назначенное лицо занимается обычным рукоделием.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души».

Также читают:

Картинка к сочинению Чиновники в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

В басне Иван Андреевич рассказывает о диалоге двух животных, в котором медведь указал обезьяне о невежестве подчеркивать недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему-то видела минусы всех знакомых

Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто! Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает

Сочинение: «Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души»»

–>Просмотров : 433 | –>Добавил : аgent (28.02.2019) (Изменено: 28.02.2019)

Обсуждение вопроса:

В своих произведениях Н.В. Гоголь высмеивает нравственные пороки всех слоёв русского общества страдальческим смехом. Этим порокам действительно подвержены все изображаемые Гоголем персонажи. В своём романе “Мёртвые души” он представил читателям целую галерею сатирических портретов. В неё входят, безусловно, сам Чичиков, помещики и чиновники.

Но речь пойдёт именно о последних.

Губернские чиновники имеют минимальное понятие о просвещении и культуре. Как сам Гоголь писал, “Чиновники были более или менее людьми просвещёнными: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто и совсем ничего не читал”.

Один из помещиков, Собакевич, абсолютно точно характеризовал чиновников: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все эти факторы говорят о том, что чиновники не стремятся к самовоспитанию, крадут, мошенничают и бездельничают.

Автор злобно высмеивает одного из них, страшного взяточника, Ивана Антоновича “Кувшинное рыло”. Он опытный артист в своём деле, ведь нужно быть настоящим виртуозом, чтобы “не заметить” положенные перед ним деньги, однако тут же накрыть их книгой, в эпизоде с диалогом Чичикова и Ивана Антоновича. Сатира автора, по моему мнению, проявляется в том, что председатель палаты обо всём уже знал.

По словам Собакевича, среди всех чиновников прокурор – один порядочный человек, но и тот всё равно “свинья” . Само название “Мёртвые души” имеет второй смысл, то есть души людей, к сожалению, отсутствующие, или же мёртвые. Гоголь с сарказмом говорит о прокуроре: “Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал”. Ведь узнав об афере Чичикова, прокурор так переживал, что внезапно умер.

Все строки поэмы пропитаны сатирой Гоголя, он смеётся над низостью людей и тем, что они готовы на всё ради денег, что к сожалению, правда. Но смеётся он нерадостным смехом. Автор показал, чо городом управляют глупые, необразованные, бесчестные люди, а также подчеркнул в повести о капитане Копейкине, что такая ситуация характерна для всей страны.

Н.В. Гоголя возмущал тот факт, что чиновники ведут страну не к развитию, а к упадку. Именно поэтому он изобразил их именно такими, какими они являются на самом деле. За эту правду писатель подвергся критике.

Все чиновники как на подбор. Они ничем не отличаются друг от друга, разве лишь тем, что одни любят поболтать о пустяках, а другие – молчат, так как им нечего сказать. Все они духовно умерли, у них нет интересов, их не волнуют судьбы простых людей, которым они должны помогать согласно возложенным на них обязанностям.

Мир чиновников – это мир полный праздников, развлечений и взяток. Все без исключения ничего не делают, пока не получат вознаграждение. Их жены не работают и ничем не занимаются, из чего понимаешь, что чиновники отлично зарабатывают на взятках. Все вместе они ведут праздный образ жизни. Чиновники любят собираться вместе и играть в карты весь день и ночь.

Мир чиновников полон эгоизма, обмана, подлости и незаслуженных денег. Этот мир полон мертвых душ, именно такими были все чиновники. Здесь предательство и подлость расцениваются как обычное явление. Чиновники не понимают, что живут недостойной жизнью. В их понимании они многого добились и занимают высокую должность, поэтому их надо уважать.

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих пер­сонажей в поэме — это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, — замечает Собакевич, — он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки — обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города — гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы — эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» — такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… — традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

Сочинение: Чиновники города N (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

В сохранившихся заметках Гоголя к первому тому «Мертвых душ» есть такая запись: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Мертвая бесчувственность жизни». Мертвая бесчувственность города — это коллектив­ный образ чиновников.

Если помещики индивидуализированы, то чиновники, наоборот, обезличены. Они имеют только коллективный портрет, из которого незначительно выделяются губернатор, прокурор, полицеймейстер и почтмейстер. Обратите внима­ние, например, что у чиновников не обозначены фамилии, а имена приводятся часто в комических и гротескных контек­стах («Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч», «Иван Антонович кувшинное рыло»), иногда дублируются (Иван Андреевич, Иван Антонович). Некоторые из них лишь на короткое время выдвигаются на первый план, а затем исчезают в толпе им подобных. Предметом сатиры Гоголя были не личности и не должности, а социальные пороки, более того, социальная среда, которая становится главным объектом его сатиры.

Обратите внимание на гротескное начало в портрете Ива­на Антоновича и на его грубое комическое прозвище, отсы­лающее одновременно к миру неживых вещей и к миру жи­вотных (вспомним реплику Городничего из «Ревизора»: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц. »). Департамент иронически охарактеризован как «храм Фемиды». Это важ­ное место действия для Гоголя, департамент часто изобража­ется в петербургских повестях, где он выглядит как своего рода антимир, еще один ад в миниатюре.

Важнейшие эпизоды, по которым можно проследить раз­витие темы «Мирчиновников», это «домашняя вечеринка» у губернатора (глава 1), бал у губернатора (глава 8), завтрак у полицеймейстера (глава 10). В главах 7 — 10 на первый план выдвигается именно чиновничество как социальное и даже психологическое явление.
[sms]

В «чиновничьих» сюжетах Гоголя можно обнаружить не­мало традиционных мотивов русских сатирических коме­дий. Эти мотивы и приемы восходят еще к Фонвизину и Гри­боедову. Наконец, чиновники губернского города очень напоминают своих «коллег» из «Ревизора». Им свойственны бездеятельность, произвол, злоупотребления. Бюрократизм, чинопочитание, взяточничество и другие социальные поро­ки — традиционно высмеиваемое социальное зло. Достаточ­но вспомнить историю со «значительным лицом» в «Шине­ли», страх перед ревизором и желание подкупить его в «Ревизоре», взятку Ивану Антоновичу кувшинное рыло в 7-й главе «Мертвых душ». Характерны образы председателя гражданской палаты, освобождающего своих друзей не только от взяток, но и от платы за оформление документов; полицей­мейстера, «отца и благотворителя», который «в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую»; того же Ивана Антоновича, ничего не делающего без «благо­дарности».

Однако приемы изображения иные, они близки к сатири­ческим приемам Салтыкова-Щедрина. Например, один из видов языкового портрета у обоих писателей — речь, органи­зованная как механическое повторение слов, символ бюро­кратизма, казенности и тупоумия (тот же прием встречается и в других произведениях Гоголя, например словарь «значи­тельного лица» в повести «Шинель» имеет всего несколько слов и выражений: «Да вы понимаете, с кем вы говорите?» и т. п.). В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина этот прием, приобретает еще более гротескную окраску: Органчик изображается куклой (подчеркивается неживое, марионе­точное начало в человеке).

Имена персонажей-чиновников в поэме тоже не передают личностной индивидуальности, они повторяются: Иван Ива­нович, Иван Антонович. При этом выделяются некоторые фигуры (губернатор, прокурор, жалобщики), но они знаме­нательны только своей сюжетной функцией. Характеры этих героев так же усреднены, как и у всех чиновников. Примеча­тельна в этом отношении фигура прокурора, у которого «все­го-то» и были, что «густые брови», и о котором только после его смерти догадались, что у него была «душа». Разумеется, невозможно полностью сводить принципы изображения чи­новников у Гоголя к социальной сатире. Гоголевский гротеск и фантасмагория гораздо масштабней, поскольку язык, на котором говорит писатель, это и его взгляд на мир.

Гоголь назвал свое произведение поэмой 12 ноября 1836 го­да. Он писал Жуковскому о «Мертвых душах»: «Если совер­шу это творение так, как нужно его совершить, то. какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнооб­разная куча! Вся Русь явится в нем! Каждое утро, в при­бавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму. » О том же Гоголь писал Погодину в письме от 28 но­ября 1836 года: «Вещь, над которой я сижу и тружусь те­перь. не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная-длин­ная, в несколько томов, название ей «Мертвые души».

Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовет­ся в нем». Таким образом, замысел Гоголя заключался в пол­ном охвате жизни общества, всех сторон русской действи­тельности, в изображении всей громады России со всех сторон. Творчество Гоголя обращено к беспощадной критике николаевской помещичье-чиновничьей действительности. Писатель был убежден, что в условиях современной ему Рос­сии идеал и красоту жизни можно выразить только через от­рицание безобразной действительности. В «Мертвых душах» Гоголь усугубляет свою сатирическую критику. С ее помо­щью он хочет высмеять не отдельную часть русской общест­венной жизни, отнюдь не только чиновников и помещиков. «Мертвые души» призваны были перевернуть духовный об­лик всей России. Изображая нищих духом чиновников, Го­голь сохраняет чистоту и высоту своего идеала, веру в пре­красное.

Мир, в котором действуют гоголевские персонажи, невоз­можно признать нормальным. Здесь торгуют мертвыми ду­шами как обыкновенным товаром. Здесь первого встречного проходимца принимают за важного государственного санов­ника. В этом безумном мире все дышит обманом. Все челове­ческое придавлено, унижено, а чиновничья пошлость живет в почете и богатстве. Нет просвета в этом мире, где торгуют душами умерших людей.

В отличие от предыдущих произведений Гоголя, в «Мерт­вых душах» нет уже ни шумной пестроты, ни грозной су­мрачности, ни причуд, здесь все строже и проще. Однако при описании чиновников проявляется редкое писательское уме­ние Гоголя ставить слова в неожиданной позиции, сближать слова, дотоле не встречавшиеся, не знакомые между собой. В департаментах «донос сел верхом на доносе», «свинья гля­дела дворянином», встречается персонаж «с лицом, тоже по- хожим на то, как будто бы на нем происходила по ночам мо­лотьба гороху», а «воображение их уже чересчур рысисто». И эпитеты, и метафоры «Мертвых душ» предстают перед нами в двух планах. Во-первых, в плане полного до краев бы­товыми дрязгами и мелочами, социально острого, беспощад­но критикующего романа, во-вторых, в плане поэмы, мечта­тельной и философской.

Разоблачая провинциальное чиновничество, Гоголь пред­лагает читателю дальнейшие обобщения. Здесь властвуют взяточничество и казнокрадство. Чиновные круги подчини­ли государственные интересы личному своекорыстию и про­изволу. Они ведут паразитическую жизнь, без культурных и нравственных запросов. Искусно отображая индивиду” альные качества многих чиновников, Гоголь одновременно создал и великолепный собирательный образ бюрократии.[/sms]

Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души»

Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих пер­сонажей в поэме — это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, — замечает Собакевич, — он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки — обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города — гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы — эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» — такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… — традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

Общая характеристика чиновников в поэме “Мертвые души”: описание в цитатах

В “Мертвых душах” Гоголь дает описание как каждого чиновников в отдельности, так и их общее описание как коллектива.

Что общего у всех чиновников города N?

Характеристика чиновников города N в цитатах

“. Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. ” (Собакевич о чиновниках)

“. В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы! Эк штука: разрядились в бабьи тряпки! Невидаль, что иная навертела на себя тысячу рублей! А ведь на счет же крестьянских оброков или, что еще хуже, на счет совести нашего брата. ” (Чичиков о балах губернатора и других чиновников)

“. они всё были народ добрый, жили между собою в ладу, обращались совершенно по-приятельски, и беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и короткости, [. ] словом, все было очень семейственно. Многие были не без образования. “

“. более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Кто был то, что называют тюрюк, то есть человек, которого нужно было подымать пинком на что-нибудь; кто был просто байбак, лежавший, как говорится, весь век на боку, которого даже напрасно было подымать: не встанет ни в каком случае. Насчет благовидности уже известно, все они были люди надежные, чахоточного между ними никого не было. “

“. Но вообще они были народ добрый, полны гостеприимства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или просидевший вечер за вистом, уже становился чем-то близким. “

Характеристика внешности чиновников города N

Отношение чиновников города N к Чичикову

“. Чичиков [. ] Не успел совершенно выкарабкаться из объятий председателя, как очутился уже в объятиях полицеймейстера; полицеймейстер сдал его инспектору врачебной управы; инспектор врачебной управы – откупщику, откупщик – архитектору… Губернатор [. ] бросил на пол и билет и болонку, – только завизжала собачонка; словом, распространил он радость и веселье необыкновенное. “

Глупость чиновников города N

“. Но это, однако ж, несообразно! это несогласно ни с чем! это невозможно, чтобы чиновники так могли сами напугать себя; создать такой вздор, так отдалиться от истины, когда даже ребенку видно, в чем дело! Так скажут многие читатели и укорят автора в несообразностях или назовут бедных чиновников дур*ками, потому что щедр человек на слово «дур*к»..”

Реакция чиновников на аферу Чичикова

“. Они, сказать правду, боятся нового генерал-губернатора, чтобы из-за тебя чего-нибудь не вышло. ” (Собакевич объясняет Чичикову, что чиновники боятся нового начальника, который может узнать про аферу Чичикова)

“. чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог. В самом деле, назначение нового генерал-губернатора, и эти полученные бумаги такого сурьезного содержания, и эти бог знает какие слухи – все это оставило заметные следы в их лицах, и фраки на многих сделались заметно просторней.

Конечно, нашлись, как и везде бывает, кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа, но их было весьма немного. Почтмейстер один только. “

“. Все эти толки, мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого умер. “

Это была цитатная характеристика чиновников города N в поэме “Мертвые души” Гоголя: общее описание всех чиновников, их общих черт в характере и внешности.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 4