“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Вина и трагедия Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и Наказание” был впервые опубликован в тяжелое для России время. Время, когда обострились социальные противоречия между имущими и неимущими, людьми высших и низших сословий. Главный герой романа, бедный молодой человек, решается совершить преступление, чтобы возвысить себя над другими, доказать, что он лучше, сильнее. В чём же заключалась вина и трагедия Родиона Раскольникова?
“Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”, – так описывает своего героя автор.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Родион был не только привлекателен внешне, но и очень умен. “Отличнейший человек”, – говорил о нем Разумихин, его приятель. Однако крайняя бедность заставила Раскольникова оставить обучение в институте. Почти все время Родион проводил в своей тесной съёмной комнате, “походившей больше на шкаф”, на оплату которой он также не всегда находил денег. Мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня старались помогать ему, присылали все, что у них было, но этого было не достаточно для приличной жизни в Санкт-Петербурге. Тогда Раскольников знакомится с “обратной стороной” культурной столицы: каждый день он наблюдает такие человеческие пороки как пьянство, воровство. Нельзя не отметить, что Родион был человеком очень чутким по отношению к другим людям, порой он воспринимал их боль сильнее, чем свою. Мы можем видеть, как он помогает пьяному Мармеладову добраться до дома, оставляет последние деньги, чтобы хоть как-то помочь Екатерине Ивановне и её детям, с которыми даже не знаком, спасает детей из огня горящего дома. Вместе с тем Раскольников горд и необщителен, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Он разработал свою теорию, суть которой в том, что всё человечество делится на два разряда: высший и низший. Первые продвигают мир к великой цели. Они имеют право переступать через жизни обычных людей, так как эти жертвы будут оправданы. В то время как низший разряд нужен для того, чтобы обеспечивать продолжение рода. Себя Раскольников относил к людям высшего разряда. Социальная несправедливость, нищета заставили Родиона серьезно задуматься о совершении преступления. Он решил убить старуху-процентщицу Алену Ивановну и проверить свою теорию, свою принадлежность к “сильнейшим мира сего”, способным переступать через человеческие жизни. Раскольников всерьез считал, что убив её, он сможет правильно воспользоваться ее деньгами: помочь не только сестре и матери, но и другим нуждающимся. Алену Ивановну герой считал злой обманщицей, наживающейся на чужом горе, поэтому ее убийство выглядело для Родиона подвигом, а не преступлением. Он не злодей, на это его подталкивает собственная нищета, безысходность и желание доказать свою принадлежность к высшему разряду.
Родион Раскольников не предугадал лишь появление беззащитной Лизаветы, сестры старухи. Ему пришлось убить и её, чтобы не оставить свидетелей. Ужас и страх охватывают героя после преступления, его руки “немеют и деревенеют”, у него кружится голова. Из-за этого Родион берет лишь малую часть всех денег и украшений, хранящихся у Алены Ивановны. По возвращении домой Раскольников впадает в беспамятное состояние, он очень плохо себя чувствует. Совершенное убийство становится причиной образования пропасти между героем и окружающими его людьми. Теперь, став убийцей, он не может спокойно находится даже рядом с родными.
Достоевский осуждает теорию Раскольникова, которая привела его к такой жизни. Я также не поддерживаю данную идею и считаю, что никто не имеет права лишать человека жизни, это большой грех. В этом и состоит вина главного героя. Он переступил нравственные границы, он пролил чужую кровь. Но Родион не признавал свою ошибку. Даже после преступления герой не отверг свою теорию. Он просто перестал относить себя к высшему разряду, начал называть себя “тварью дрожащей”. Его собственная теория завела его в тупик, отрезала от мира, заставила испытывать муки совести и страх. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» – так думает он.
Родион Раскольников не смог перешагнуть через совершенное убийство, забыть его и жить дальше. С самого начала он преследовал не самые плохие цели, такие как помощь бедным, но трагедия в том, что он выбрал неправильный путь, путь преступника. Он – человек, который не мог пройти мимо чужого горя, сам посеял его. Ведь Алена Ивановна все таки выдавала бедным деньги, а не обкрадывала их, а Лизавета была дружна со многими людьми, которые точно были опечалены известием о ее смерти. Родион переоценил свои возможности, а его теория потерепела крах. Он признался в преступлении и отправился отбывать наказание.
Таким образом, мы видим, что вина Раскольникова заключалась в том, что он думал решить свои проблемы через убийство и не видел в этом ничего плохого. Но пережить преступления у Родиона не получилось, и в итоге, послушав Соню, дочку Мармеладова, он сдался с повинной. В этом трагедия недопреступника. Мне искренне жаль Раскольникова, я не считаю его злым человеком. Надеюсь, что восьмилетняя каторга, на которую он обрел себя, сознавшись в убийстве, и любовь Сони помогут герою осознать свои ошибки и измениться в лучшую сторону.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65672
«В чем трагедия Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)»
В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.
Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости», – думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет». Трусость ли это? Для Раскольникова видимо — да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. «Не убий», — гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.
Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха — ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.»
«Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью». Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.
Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих “великих” людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.
“Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости”, – думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: “Убьешь ты сам старуху или нет?” другой говорящий отвечает: “Разумеется, нет”. Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле. Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. “Не убий”, – гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.
Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха – ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления “гениального” плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.”
“Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и “серостью”. Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло – Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями – по Достоевскому – нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.
Сочинение на тему «В чем трагедия Раскольникова?»
Творчество великого драматурга Федора Михайловича Достоевского высоко ценится не только в русской, но и в мировой литературе. Оно имеет огромное значение для всестороннего развития личности человека, познавшего богатство и многогранность художественного мира писателя. В своих произведениях великий мыслитель пытается проникнуть в самые потайные уголки человеческой души, раскрыть светлые и темные лабиринты. Являясь глубоким психологом, Достоевский размышляет о вечных проблемах бытия, вместе с главными героями переживает и проживает трагичные события мироздания. Тем самым, приобщает читателей к переживаниям персонажей, не оставляя их равнодушным к судьбе героев.
Одним из таких нравственных романов, в котором остро встает проблема ответственности человека за совершенное преступление не только перед нормами закона, но и перед собой, своей совестью, является произведение «Преступление и наказание». Роман занимает особое место в творчестве мастера, является ее вершиной. В своем произведении автор с удивительной тонкостью проникает в душу своих персонажей, разбирает каждый порыв, каждое чувство, обличает мысли и желания. Ф.М. Достоевский склонен спросмотреть, что изменить жестокий мир сможет лишь нравственное перерождение человека. Эта мысль гложет и не дает покоя центральному герою — Роде Раскольникову.
Родион Романович Раскольников — это бывший студент юридического факультета, которого жизнь обрекла на нищенское существование в своей мрачной петербургской комнатушке. Он чувствует себя угнетенным, никому не нужным, отверженным состоятельными дворянами с «карманами, набитыми золотом». Несправедливость и беднота подтолкнули Раскольникова на совершение убийства старухи-процентщицы. Ведь Родя был одержим одной очень важной теорией, что можно убить человека ради общего дела, совершить преступление «по совести».
Для этого нужно пожертвовать одной глупой, ничтожной, злой, вредной старушонкой, забрать ее имущество, и залатать это «маленькое преступленьице» хорошими поступками. Ведь Алена Ивановна вела нечестный, обманный образ, она зарабатывала отвратительным путем, наживалась на трагедии и горе несчастных бедняков, которых жизнь заставила закладывать свое имущество под проценты. Главный персонаж вынашивает эту идею, живет с ней, так как, по его мнению, человечество издавна разделяется на две категории: на людей низших, «тварей дрожащих», то есть материал, который служит для зарождения себе подобных и сверхлюдей, «право имеющих», то есть людей необыкновенных, не обделенных талантом замолвить в среде новое слово.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Им доступно все, они не остановятся ни перед чем, даже перед совершением преступления, каким был Наполеон. Поверив в свою обманчивую теорию, центральный персонаж стремится испытать себя: так кем же является он — «тварью дрожащей», либо «властелином судьбы»? Также герой книги стремится решить моральную проблему: можно ли прийти к счастью, переступив при этом враждебные законы человечества? Поэтому он идет на опасный и рискованный поступок — совершает убийство Алены Ивановны «по теории», но после, горько раскаивается в этом, мучается, ведь оказывается, что он не относится к разряду «существ высшего порядка», грех не осчастливил его. Главный герой осознает, что с убийством старухи умирает все человеческое, что было в нем: «Я себя убил, а не старушонку». Он пытается изменить в себе человеческую натуру. Но результатом становится лишь трагичное раздвоение личности персонажа.
Я считаю, что трагедия Родиона состоит в ошибочности теории «наполеонизма». Он осознал, что совершил непоправимый грех, ведь абсолютно все люди взаимосвязаны друг с другом, и жизнь отдельной личности представляет собой уникальную значимость, поэтому никто, даже он, не имеют права лишать существованию другого человека. Его трагизм еще больше усиливается тем, что теория «сверхчеловека» завела его в самый беспросветный тупик, он осознал несостоятельность идеи «сильного человека». После убийства, Родя не может прийти в себя, становится отрешенным от мира, что является расплатой за его грех, но вернуться к миру нормальных людей он уже не может и отбывает свое наказание в Далекой Сибири.
Таким образом, в сочинении раскрыты противоречивые мысли героя, его осознание, что с идеями шутить нельзя, иначе они могут привести к необратимым последствиям.
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение
Центральным героем романа Ф М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.
Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.
Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.
Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько “задавлен бедностью”, что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. “Я и сам жить хочу”, — говорит он.
Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из “Пиковой дамы” Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.
Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!” Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.
Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.
Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. “Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание “тварей дрожащих” Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.
Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: “Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал. “
Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?
Итак, герой совершил убийство “по теории”. И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”.
Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: “Сохрани тебя Бог!” Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.
Герой вспоминает совет Сони: “Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!” И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит “раз навсегда”.
Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение Ссылка на основную публикацию