Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сочинение: Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание»

–>Просмотров : 1013 | –>Добавил : Kaif (06.03.2019) (Изменено: 06.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, — вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога — в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И — еще один важный для Достоевского момент — упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти — свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

Тема «маленького человека» является основной для всего творчества Ф.М. Достоевского. Кто такие «маленькие люди»? Это бедные, незаметные в обычной жизни персонажи. Они не имеют высокого звания, огромного состояния, зато сохранили духовное богатство, доброту и человечность.

В своем романе «Бедные люди» автор впервые использовал описание такого человеческого типажа. Главного героя этого произведения он наделил самыми душевными человеческими качествами – добротой, милосердием и благородством.

«Бедные люди» принесли автору известность и славу. В дальнейшем тему «маленького человека» он продолжил в других, не менее знаменитых произведениях, в том числе в романе «Преступление и наказание».

Родион Раскольников является ярким представителем «обиженных жизнью людей». Создание его теории неразрывно связано с условиями жизни. Он обречен прожить свою жизнь в бедности и лишениях. Автор умело подчеркивает убогие условия существования студента, описывая его жилье, быт и одежду. Родион живет в трущобах, в его грязном квартале всегда чувствуются нестерпимые запахи дешевых распивочных заведений. Каморка Родиона настолько мала, что ее можно сравнить со старым душным шкафом, со стен которого давно отклеились старые желтые обои.

Жилище главного героя – это символ безысходности.

Автор создает контраст между высоким, хорошо сложенным молодым человеком и его старым, потрепанным гардеробом. Родиону совестно носить такую одежду, но у него нет другого выбора. Отчисление из учебного заведения, отсутствие средств для существования, чувство несправедливости подавляют героя и толкают его на совершение преступления.

Чувство глубокого одиночества преследует героя, несмотря на то, что вокруг огромное количество людей. Ведь его окружают такие же бедные, жалкие и озлобленные на весь мир персонажи. Они уже давно не способны на сострадание и человечность. Этот факт доказывает реакция толпы на исповедь пьяного Мармеладова. Мелкий чиновник откровенно рассказывает о своем оскорбительном положении, в котором он не может больше существовать. Ежедневно ему приходиться молча наблюдать за унижением своей жены, голодом детей, а самое главное – за искалеченной судьбой любимой дочери Сонечки. Измученный душевными терзаниями Мармеладов ждет от своих слушателей сочувствия и понимания, но жестока толпа способна лишь обсмеять и унизить.

Описание страданий семьи Мармеладовых как нельзя лучше раскрывает тему «маленьких людей». Благодаря подробному описанию сложных условий жизни все вокруг окутывается мраком и холодом. Меняет свое обличие даже роскошная столица – Санкт-Петербург. В произведении она создает впечатление серого, равнодушного, мертвого и жестокого города. В романе демонстрируется обратная сторона этого города. Роскошные фасады заменяют старые полуразрушенные здания, в которых проживают оскорбленные жизнью люди.

Еще одной представительницей униженных и оскорбленных является Катерина Ивановна. Знаменитый автор описывает измученную женщину. Она каждый день старается навести порядок в доме и накормить голодных детей. Ее падчерица – Соня также всеми силами старается помочь семье, но, к сожалению, принимает единственно возможное решение – пойти на панель. Заслуживает сочувствия и сестра Родиона, Дуня. Ей, как и брату приходится сдерживать гордость и самолюбие, терпеть насмешки и издевательства.

Роман «Преступление и наказание» наполнен подобными образами, герои произведения постоянно испытывают нужду, находятся в условиях существования, непригодных для жизни нормальных людей. Эти нечеловеческие условия заставляют персонажей делать сложный выбор: терпеть и жить так дальше или умереть?

Чувство долга и ответственности не позволяет Сонечке Мармеладовой решиться на самоубийство. «А с ними-то что будет?» – говорит девушка, когда Родион размышляет о том, как достойно выйти из их положения. Она отказывается от телесной смерти из-за желания помочь своей семье, но тем самым выбирает полную душевную гибель. То же самое можно сказать про Дуню. Она решается на брак с нелюбимым человеком, обрекая себя на безрадостное существование. Образование брата и благополучие семьи для Дуни важнее, чем другие радости жизни.

Все это означает, что несмотря на тяжесть своего положения в этих людях остаются самые главные человеческие качества – сострадание, благородство и великодушие. Автор сочувствует своим героям и одновременно с этим восхищается их душевным богатством, которое они смогли сохранить в столь ужасных условиях.

Теория Родиона Раскольникова – это порождение жестокого мира. Она представляет собой протест против таких условий существования. Совершение преступления не восстановило справедливости и не сделало Родиона «право имеющим» человеком. Напротив, оно принесло чувство раскаяния и разочарования. Но в то же время даже в мире нищеты и лишений есть место светлым чувствам: любви, дружбе, состраданию. Это наполняет автора верой в то, что со временем общество все же может исправиться, стать менее жестоким. Любовь и уважение к окружающим людям – это единственный путь для создания цивилизованного, гуманного общества. Возможно, именно этот смысл пытался передать автор в своем знаменитом произведении.

В романе Достоеского “Преступление и наказание”, центральными персонажами являются “маленькие люди”. Кто же они такие? “Маленький человек” – представитель нисших слоев населения, незначительный по социальному статусу человек. Судьба “маленьких людей” не простая. Этим людям ежедневно приходится мириться с социальной несправедливостью и унижением со стороны других людей, выше стоящих по положению в обществе.

Главный герой романа, Родион Раскольников, так же относится к числу “маленких людей”. Юноша едва выживает в нищите. Семья главного героя- бедная, мать всю жизнь работает за гроши, чтобы помочь сыну закончить университет. Сестра Дуня вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайовых, где терпит унижения. Позже Дуня выходит замуж за господина Лужина, несмотря на отвращение к нему. Это пример самопожертвования, Дуня хочет помочь своему брату, попавшему в тяжелое положение.

Еще одним примером “маленьких людей” в романе, является семья Мармеладовых. Семен Захарович Мармеладов – бывший чиновник, своим пьянством он довел семью до глубокой нищеты.

Мармеладов понимает безысходность своего положения, но не в состоянии помочь своей семье, от этого ему становится только хуже. Соня Мармеладова – невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить свою несчастную семью. Но, занимаясь непристойным зароботком, Соня не ударилась в пьянство и разврат. В отличие от Раскольникова, она убеждена в том, что никакие жизненные трудности или якобы, гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление.

“Маленькие люди” являются одной из главных тем большинства произведений литературы. Во все времена им живется не легко. Судьба играет с ними в злую шутку. Шутку длинною в жизнь.

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение 10 класс

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Вариант 3

Эта тема-одна из важнейших в произведениях этого автора, поэтому неудивительно, что главные герои книги “Преступление и наказание” – “маленькие люди”.

Такой герой, по своей сути, беден скромен, у него нет значительного статуса, и он сталкивается с несправедливостью судьбы.

В данном произведении практически все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольниковых, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Это простая, небогатая семья, практические живущая за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живёт на пенсию, которую ей выплачивают за смертью супруга, а сестра устроилась гувернанткой к обеспеченным людям, которые относятся к ней с пренебрежением. Дуня, его сестра до беспамятство влюблена в Лужина, не очень нечестного человека.

Сам же Родион также маленький человек, у него вечно нет денег. Конечно же, его финансовое состояние не является достаточной причиной для совершения убийства и не оправдывает его ни в коем случае, тем не менее, герою присвоено клеймо “маленького человека”.

Ещё одна семья, ярко описывающая термин “маленьких” людей. Семён Захарович Мармеладов- чиновник, все чаще ищет утешение в своих бедах на дне стакана, мужчина упал под тяжестью ситуаций и обстоятельств, которые были в жизни и так и не смог восстановиться в обществе. Однако, по характеру этот человек добрый, тихий, не лишенный ума. Он очень глубоко переживает по поводу того, что сделал со своей жизнью, в том числе по поводу пьянства, но, однако, он понимает, что остановиться уже у него не хватит сил и эти мысли всё больше угнетают его.

Его супругу, Екатерину Ивановну также постигла очень печальная участь: женщина умирает от чахотки, не сумев справиться с потерей двух своих мужей в столь молодом возрасте (30 лет).

Их дочь, Соня Мармеладова не имеет никакого другого пути, кроме как зарабатывать себе на хлеб, занимаясь самым низким делом того времени. Девушка фактически жертвует собой ради своей семьи.

В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает, как в действительности живут бедные люди, сколько сил им приходится затрачивать на то, чтобы банально не умереть от голода, при этом они сохраняют все те качества, которые отличают настоящего человека: непрочность, доброта, вера в лучшее.

Сочинение 4

Тему «маленького человека» мы можем проследить в работах таких известных классиков, как А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н.В. Гоголь в «Шинели».

Достоевский не просто продолжил эту тему, а стал ведущим писателем, который затронул жизнь «униженных и оскорбленных». Федор Михайлович говорил своими произведениями о том, что каждый человек, каким бы он не был, имеет право на сострадание и милосердие. В своем первом труде «Бедные люди» он показывает одного из таких героев – Макара Девушкина, бедного чиновника, задавленного нынешним положением. Бедные люди проживают в маленьких и холодных комнатушках, которые практически не отапливаются из-за нехватки денег. Они часто голодают и ходят в потрепанной одежде. Поэтому бедняки постоянно болеют, всегда находятся в долгах и берут зарплату за работу вперед. Так, у Девушкина сапоги до того исхудали, что видны были пальцы на ногах. Это герой говорит про себя, что он привык к такому положению, потому что он смирный, и просто маленький человек. Внешние жизненные обстоятельства принуждают Девушкина взяться за перо и бумагу. Макар до того запуганный этой жизнью, что боясь сплетен и пересудов по поводу его свиданий с Варенькой, он признается в своих чувствах девушке в письмах. Даже присланные Варей книги «Повесть Белкина» и «Шинель» понравились Макару, так как в этих героях он увидел себя.

Белинский отметил творчество Достоевского, говоря про него, что Федор Михайлович первым отделился от толпы писателей созданием произведения «Бедные люди». Тема «маленького человека» прослеживается и в другом произведении «Униженные и оскорбленные». На фоне могущественного Петербурга показан контраст роскоши и нищеты. Бедных людей много, они все оказываются выброшенными на улицу. Так, например, прозябают в полной нищете герои Наташа Ихменева и ее отец. Озлобленные, они хотят бросить вызов, тем, кто их унижает, но этот бунт приводит к трагедии, заканчивающейся смертью. И если Наташа, которую бросает молодой человек, оказавшаяся на улице, смиряется с таким положением, то Нелли, гордая девочка, перенесшая множество мучений, мстит, но ее путь трагичен. Бедные люди не могут победить, так как этот мир для них жесток, и поэтому они просто сосуществуют. Как бы они не пытались изменить мир, у них не получалось. Особенно это четко показано в «Преступлении и наказании». Мы видим, что глава семейства Мармеладовых оказывается на улице, а его дочь Соня вынуждена заниматься проституцией. Да и главный герой Раскольников, прозябающий в каморке, страдающий от нищеты, вынашивает план убийства.

Эта тема будет продолжена в «Идиоте» и «Братьях Карамазовых». И надо отдать должное Достоевскому, так как Федор Михайлович раскрыл больные стороны русского общества и изобразил живые картины русской действительности.

Тема маленького человека

Разве может человек быть “маленьким”? Почему его унижают вышестоящие персоны? Достоин ли он сочувствия или сам виноват в своей жизни? Эти вопросы волновали русских писателей. Ф.М.Достоевский продолжает тему “маленького человека”, следуя традициям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но не повторяет их, а находит свою тональность.

“Маленьким человеком” в русской литературе принято называть чиновника, находящегося в самом низу социальной лестницы. “Сущий мученик 14-го класса”,- скажет о Самсоне Вырине Пушкин. “Зачем вы меня обижаете?” – будет вопрошать сослуживцев гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин. “. коли идти больше некуда!” – страдальчески произносит спившийся чиновник Мармеладов в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Для всех он “забавник”, посетители распивочной потешаются над его судьбой. А почему? Не задалась жизнь у человека. Вдовец, оставшийся со взрослой дочерью – Соней, женился второй раз , скорее из сострадания, на даме благородного происхождения с тремя детьми . Но по сокращению штатов лишился места – и покатилась жизнь под откос: семья оказалась в нищете безнадежной. Условия, в которых живет семья Мармеладовых, вызывают ужас. Пропиты последние чулки Катерины Ивановны, маленькие дети плачут от голода, Соня вынуждена жить по желтому билету, чтобы как-то помочь семье, чтобы Полечка не повторила ее судьбу. Понимает ли Семен Захарович всю подлость своего существования, когда он у Сонечки последние деньги забирает? Понимает! Пытался устроиться на службу, но оказался слаб – пристрастие к алкоголю сильнее его. Мармеладов корит себя:”Свинья!” Он не снимает с себя вину, но чувствует , что Катерина Ивановна от отчаяния вышла за него, а потому нет у нее истинной жалости к нему и понимания. И потому некуда нести ему свое страдание , не с кем поделиться своей болью. И только Сонечка не винит ни в чем, да Раскольников слушает внимательно исповедь пьяницы: он и ненавидит Мармеладова за слабость, и сопереживает униженному человеку.

Судьба Мармеладова закономерна: он погибает под копытами лошади. Окружающие равнодушны к его смерти, и только громко будет стенать потерявшая разум Катерина Ивановна и молча страдать Сонечка.

Позиция автора неоднозначна: с одной стороны, Ф.М.Достоевский обвиняет общество, в котором нет сочувствия к униженным и оскорбленным, которое выкинуло Человека на дно, с другой – писатель не снимает с героя ответственности за свою жизнь, за жизнь родных людей. Для Достоевского каждый человек достоин жалости и понимания. Человек не должен быть “маленьким”!

Также читают:

Картинка к сочинению Маленькие люди в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

В наше время жизнь невозможна без применения компьютерных технологий. Данная техника стала практически родным человеком, ячейкой общества. Многие люди, просыпаясь первым делом, проверяют свою почту.

Довольно часто человек в своей жизни сталкивается с ситуациями, когда нужно сделать определенный выбор. Причем этот выбор может зависеть или не зависеть от субъективных и объективных факторов.

На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.

Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма затруднительном материальном положении; они обижены судьбой и окружающими, терпят нужду и унижения.

В романе «Преступление и наказание» к числу «маленьких людей» относится и главный герой – Родион Раскольников, которого в начале повествования читатель находит в самом угнетенном состоянии не только в материальном, но и духовном плане: именно нужда толкает его на преступление, именно деньги он считает если не главной, но одной из главных движущих сил в господствующей системе устройства мира. Стремясь помочь нуждающимся, обиженным, оскорбленным, он решается на убийство, однако, как мы знаем, оно никому не приносит добра и счастья: Родион сносит богатство под камень, а тяжесть содеянного и вину за него принимает на себя – жертва, по бессмысленности способная тягаться с жертвой Сонечки. Конечная цель Раскольникова достигнута не была, и не может быть достигнута, но если это так – что же может оправдать средства?

Семья Раскольникова также причисляется к тем самым униженным и оскорбленным, за счастье и право на которое так яростно и самозабвенно борется главный герой: Пульхерия Александровна, приходящаяся Родиону родной матерью, живет на скромную пенсию и небольшой заработок с мелкой работы, а сестра Дуня терпит издевательства богатых баринов, будучи простой гувернанткой. Они смирились со своей участью и не смотрят в небо на журавлей, синица в руках для них – богатство, которое следует беречь и лелеять. Роль «маленьких людей» надежно укоренилась в их облике и манере поведения, маска смирения стала уже их истинным лицом – хорошо ли это, или напротив, достойно порицания, решению на самом деле едва ли принадлежит.

Несколько другую сторону человеческого отчаяния представляют Мармеладовы, несмотря на сахарную фамилию живущие далеко не сладкой жизнью. Глава семейства Семен Захарович сдается, проигрывает бой самой судьбе и становится одним из тех жалких обывателей, которые, по природе своей будучи людьми недурного и даже добродетельного характера, не пытаясь даже поднять руки в жесте защиты, безропотно принимают удары, подставляя при этом вторую щеку. В трясину отчаяния и безысходности он утягивает с собой и жену, Катерину Ивановну. Нужда толкает старшую дочь Мармеладова Сонечку на отчаянные поступки, жертвы, не оправданные в большей степени никем из тех, для кого предназначались.

Яркий пример бойца являет собой бывший студент Разумихин, друг Родиона, не прогнувшийся под ветром обстоятельств и сохранивший дух отчаянный и непокорный, не забывающий никогда о самом главном, единственном, что осталось у «маленьких людей» – надежде и простом человеческом сострадании.

Таким образом, главными действующими фигурами в романе «Преступление и наказание» являются люди обедневшие и отчаявшиеся, однако проявляющие свои качества при этом совершенно разным образом. Именно эта многогранность личностей в произведении и делает его столь значимым для самосознания русского народа и всего человечества в целом.

Вариант 2

Тема маленького человека была популярна в русской классической литературе, ей посвящались отдельные произведения («Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя), она косвенно фигурировала в сюжетах многих произведениях на другую тему. Не стал исключением и роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Для начала разберемся, кто же такой «маленький человек». Как правило, это тихий и всеми забытый, незаметный для общества человек. Зачастую он пуглив и боится общаться с людьми, часто к его образу добавляется невзрачный вид, низкий рост или худоба, он носит старую, изношенную одежду. Как правило, он ведет жалкое и бедное существование.

Персонажей, подходящих под описание типичного «меленького человека», в романе несколько. Первым таким персонажем можно назвать главного героя, студента Родиона Раскольникова. Начнем с внешнего описания – он высокий и худой, несмотря на то, что он был достаточно хорош собой, любого человека отталкивает в нём его внешний вид – он носит старые лохмотья, в которых многие люди «посовестились бы днём выходить на улицу». Живет Родион бедно, снимая жалкую маленькую комнатку на окраине Петербурга. Такая жизнь сделала его тихим и скромным, она сломила его энергичную натуру. Понимая, что он достоин большего, Родион в конце концов выводит свою теорию о «тварях дрожащих и право имеющих», которая приводит к ужасным для него последствием. Его преступление есть пример бунта «маленького человека» против своей жалкой и несчастной жизни.

Вторым «мельником человеком» «Преступления и наказания» можно назвать главу семейства Мармеладовых, Семена Захаровича. О нём нам известно немного – в отличие от Родиона, Мармеладов уже давно не молод, ему примерно пятьдесят лет. Он бывший титулярный советник, ныне в отставке.

Внешне он среднего роста, с большой лысиной и отёкшим от пьянства лицом. Женившись на вдове офицера, взвалив на себя большую ответственность обеспечивать семью, Мармеладов был уволен с должности и, не найдя в себе сил пережить такой сложный момент, стал пропивать итак бедное имущество семьи. В романе он предстаёт перед нами самым что ни на есть классическим «маленьким человеком» – он слаб и не может переживать удары судьбы, он тих и незаметен для большинства людей, он отвергнут обществом и живет вне его. Его жена, Катерина Ивановна, тоже подходит на роль «маленького человека» – она, так же как и муж, неспособна бороться с проблемами и трудностями, которые взвалились на их семейство.

Единственной надеждой их семьи остаётся только Соня – несмотря на внешний вид и образ жизни, типичный для «маленького человека», в течение романа она раскрывается как сильный и волевой человек, в неё проявляются черты, которые не позволяют называть её «маленькой», как её отчима Семена или родную мать Катерину.

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский, является величайшим автором русских произведений, а также представителем русского классицизма. Труды великого автора заслуживают большого уважения. Одним из самых важных произведений, созданных Фёдором Михайловичем, является произведение, преступление и наказание.

Несмотря на всю обширность произведения, в нём можно выделить основные темы, которые выделил автор, социальное неравенство, а также темы, касающиеся философии и психологии. На протяжении всего произведения, можно выделить определённых, так сказать маленьких людей. Выражение маленькие люди, впервые было употреблено в литературе, писателем Гоголем. Достоевский решил продолжить его дело и подчеркнул в своём произведении, всю значимость маленьких людей в жизни.

Главная особенность маленьких людей, является в том что, они не могут управлять своей жизнью, они являются людьми, которыми управляет всевышний, управляет судьба. Стоит назвать кого автор перечисляет к маленьким людям, это Мармеладовы, Авдотья Романовна, Лизавета, Пульхерия Александровна. Основная роль возложена на данных персонажей, это душевные мучения. Это люди, которые терпят всяческую обиду, унижение и никак не могут повлиять на свою жизнь.

Прочитав данное произведение, у читателя может возникнуть ощущение жалости к данным персонажам. К примеру персонаж Мармеладов, не способен вытерпеть нравственных мучений своей жены, её плач и крик. В тот же самый момент, он готов, даже терпеть побои от неё, лишь бы не причинять ей душевные мучения.

Главное что хочет показать автор, в своих маленьких людях, это их желание оказать всю возможную помощь другим людям, которые являются пострадавшими. В произведении задаётся вопрос, может ли быть человек счастлив, если решает чужие судьбы, ответ, совершенно точно нет. А если этот человек, всей своей душой желает помочь пострадавшему, это является самым благим делом. К это заслуживает уважения со стороны других людей.

Именно маленькие люди, по мнению автора, являются благодетелями и являются самыми большими надеждами всего мира.

Создание данного произведения, показывает автора, со стороны человека миролюбивого, который заслуживает большого уважения. Именно в данном произведении, показывается его настоящая гениальность и большая проницательность. Именно в этом человеке показывается вся его любовь к ближнему.

Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского

Несколько интересных сочинений

Уильям Шекспир — это популярный поэт и драматург Англии. Он писал великие произведения, в которых он любил затрагивать темы как: жизнь и смерть, любовь, верность и предательство, зло и добро

Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

В пьесе Максима Горького «На дне» есть персонаж, который играет второстепенную роль. Персонаж этот Актер пьяница, который даже не помнит своего имени. Актер всем рассказывает о том, что когда-то он играл на сцене

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

Произведение «Котлован» Платонов завершил в 1930 году. В книге же на титульном листе Платоновым были специально проставлены даты такие: декабрь 1929 по апрель 1930 года. Именно в это время в СССР

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» — в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «. Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», — говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,— обращается Мармеладов к Раскольникову, — что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня. В комнате было душно . с лестницы несло вонью. ». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао. На мне нет грехов! Бог и без того должен протить. Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Мимо меня по улице шел “маленький” человек. Не маленький ростом, а человек забитый, тихий, бедно одетый. Обращу ли я на него внимание? Вряд ли. “Что в нем интересного?” – подумаю я, и так подумает, возможно, каждый из нас.

А что же интересного нашел в “маленьком” человеке Достоевский? А до него – Пушкин (“Станционный смотритель”), Гоголь (“Шинель”). Ответить на этот вопрос легко, если прочитать роман “Преступление и наказание”, помогающий с пониманием и стремлением разобраться в этой проблеме.

Я открываю роман на первой странице: первая часть, первая глава, и с первых же строк знакомлюсь с главным героем Родионом Раскольниковым, бедным студентом, бросившим университет, живущим в жалкой и тесной каморке: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем в таких лохмотьях выходить на улицу”. Но у нашего героя не было выбора. Он заложил почти все вещи, которые можно было заложить, денег совсем не осталось, да и мать давно не присылала, ведь и ей было не на что жить, бедность, убожество, нищета окружают Родиона. Казалось бы, такая жизнь должна была сломить его, сделать таким же тихим и забитым, каким был пушкинский Вырин и гоголевский Башмачкин.

Но Родион Раскольников не такой. Он силен духом. Он не несчастное униженное и оскорбленное судьбой существо. Он “необыкновенный” человек. И пусть судьба бросает его в пучину нищеты, из которой он вряд ли выберется, Родион не намерен сидеть сложа руки. Он идет на преступление, которое по его теории оправдано. Он убил, убил беззащитную старуху-процентщицу и ни в чем неповинную ее сестру Лизавету. Он сделал для людей одолжение, избавил от воши, пьющей их кровь. Не так ли думает наш маленький Наполеон?

Но почему он пошел на это? Ведь какие мучения и страдания ждали его впереди?! Да, именно мучения и страдания, но не угрызения совести. Уверенность в своей правоте никогда не покидала Родиона, даже на каторге, куда он отправился после своего признания. Он оставался сильным, сильным духом, но не разумом. Ибо, уверяя себя в своей правоте, тем не менее был словно сумасшедший, жил словно в бреду, отказывался от помощи, но все-таки стремился доказать правомерность своей теории: о существовании людей обыкновенных и необыкновенных, о праве последних на убийство (не относил ли и себя Раскольников к людям необыкновенным?)

“Раскольников не “маленький” человек! – воскликните вы. – Он сильный, смелый, целеустремленный, решительный. Он никогда не покорится судьбе. Скорее, Мармеладов – “маленький” человек”.

Да, действительно, Мармеладов – “маленький” человек. Я соглашусь с вами. Сколько счастье играло с ним в прятки?! И ведь так и не нашел Мармеладов своего счастья. Женившись на вдове офицера Катерине Ивановне, взяв под опеку ее троих детей, да продолжая заботиться о Соне, дочери от первого брака, Мармеладов не смог подарить им счастливую жизнь. В какой-то мере, он сделал их жизнь тяжелее, несчастнее: пьянки, отлучки из дома, возвращение на службу и очередной загул, голодание детей, Сонино решение выйти на панель (к чему ее подтолкнула мачеха) – и, тем не менее, Мармеладов не ропщет. Он принимает это все как должное. И даже когда Катерина Ивановна его бьет, он приговаривает: “И это все мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в наслаждение. “

Честный, забитый, тихий человек – Мармеладов – не смог вынести все тяготы такой жизни, и ушел в тот мир, где можно все забыть. “Маленький” человек оказался слабее этого жестокого общества. Слабее оказалась и Катерина Ивановна, которая несла на своих плечах все тяготы и заботы семьи. Сильная русская женщина не смогла жить даже ради детей. Она кончает жизнь самоубийством. А ведь остались дочери и сын, да Соня, которая и была единственной надеждой и лучиком света.

Как убога и печальна судьба этих “маленьких” людей, обыкновенных, низших, по теории Раскольникова. Они жили настоящим и умерли, так и не узнав, что ждет их в будущем. Бедные, заброшенные, никому не нужные “твари Божии”.

Такая ли жизнь и смерть ждет Родиона? Нет! Пусть многие со мной не согласятся, приведут массу причин для опровержения моих слов и будут правы. Но я вижу Родиона Раскольникова по-другому: не только решительным, целеустремленным, но и несчастным, забытым и забитым современным ему обществом “маленьким” человеком.

Да, он совершил преступление. Потом нашел в себе смелость сознаться. Но сколько мучения принесли ему эти преступление и признание, сколько боли и унижения, злобы и страха вызвал в нем его поступок! Он сделал одолжение этому обществу. Но счастлив ли он? Нет. Принят ли он этим обществом? Нет! Вспомните хотя бы Лужина, Свидригайлова, их отношение к Раскольникову. Он такой же “маленький” человек, просто Родион пошел против законов этого общества, захотел вырваться из бедности. Он боролся, когда Мармеладовы покорились, он боролся и упорствовал, противостоял и победил!

Победил вместе с Сонечкой, которую я тоже с полным правом могу назвать “маленьким” человеком. Тихое, нежное создание, также покорившееся обстоятельствам и обществу. Она оказалась на панели, дабы заработать деньги на еду, хоть как-то выжить в этом мире.

“Маленький” человек Соня покорилась, но не смирилась – она ищет спасения. Как? Где? В служении Богу! Это ее тихая гавань, это ее маленький мирок, который помогает ей не сломаться, как это сделали Мармеладовы. В отличие от отца и мачехи, Соня и Родион – эти большие “маленькие” люди – не обречены автором на гибель и прозябание в этом обществе. Родившись “маленькими” людьми, пройдя путь “маленького” человека, покорившись ему, они смогли подняться над всей окружающей их действительностью. И смогли подняться благодаря, прежде всего, Соне, ее вере в Бога и в Родиона. Именно благодаря ей Раскольников наконец-то смог поверить в новую жизнь, именно с ее помощью понял, что есть не только настоящее, но и будущее: “Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. “

Сам Достоевский указывает на возвышение наших “маленьких” людей над этим миром: “Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его. “

Если Гоголь писал о сословном бесправии “маленького” человека А. А. Башмачкина, Пушкин писал о несчастливой личной судьбе героя – Самсона Вырина, то, кажется, Ф. М. Достоевский писал о нравственном перерождении “маленького” человека, о том, что возможно его возвышение над этим миром, противостояние ему и надежда на победу. Это спасение “маленького” человека Достоевский видел в вере, вере в Бога, его справедливый суд и в надежде на будущее.

Не должны ли и мы последовать примеру героев Достоевского: поверить в свою силу, научиться надеяться на будущее, а проходя мимо “маленького” человека, прошептать: “Боже, спаси и сохрани его”

Читайте также:  Бог и Дьявол в душе Родиона Раскольникова: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 6