Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…
Достоевский. Преступление и наказание.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты – философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи.
Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников – антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.
Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление – как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку. Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру.
Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки. Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.
Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся. Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным – освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее.
Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть. Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны (об убитой лошади, смеющейся над ним старухе-процентщице) взывала его душа, протестующая против преступления героя.
Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве. Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны?
Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова. Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона – это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое – это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.
Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи.
По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство – логичное завершение всей жизни этого героя.
Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.
И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое – свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов» для 10 класса.

Перед вами отличное сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Раскольников и Свидригайлов». Сочинение идеально подходит для подготовки учеников 10 класса к урокам по русской литературе.

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создает чудовищную теорию о праве сильной личности на преступление во имя всеобщего блага. Благоговейно веря в нее и желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается его наказание: мнительный путь к нравственному прозрению. Поначалу, не желая расстаться со своими ложными убеждениями. Раскольников ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. Его мучают сомнения и разногласия с собственной совестью и представлениями о добре и зле. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тяжелых преступлений, погубил свою жену, замучил слугу, надругался над девочкой, которая, не выдержав позора, утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который ненавистен Раскольникову, так как своими преследованиями оскорбил сестру Дуню. Для Родиона Свидригайлов становится символом насилия, притеснения слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку. Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек. Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.

Свидригайлов — это действительно человек, которому многое дано от природы. Он способен понимать красоту. В его словах о Сикстинской мадонне звучат мысли самого Достоевского. «Потенциально это человек большой совести и большой внутренней силы», — пишет о нем Кирпотин. Но в нем нет чего-то главного. Что же это? Сопоставляя Раскольникова и Аркадия Ивановича, мы сможем ответить на этот вопрос.

Читайте также:  Тема униженных и оскорбленных в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним. Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею. Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.

В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона «шиллеровские» представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Свидригайлову смешны понятия Раскольникова о чести и порядочности:

Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.

Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.

Главный герой совсем не таков. Он с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича. Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу.

Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.

Раскольников поражен известием о смерти Аркадия Ивановича. На каторге, где герой оказался после добровольного признания в содеянном, Раскольников часто задается вопросом: почему я не смог покончить с собой, как он? Ответ Родион находит в собственной слабости, бесхарактерности и «тупой тягости инстинкта” к сохранению жизни. Но возражая своему герою, автор говорит, что он «предчувствовал в своих убеждениях глубокую ложь”, и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь«. Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми. Он действительно воскресает к новой жизни, благодаря Соне и собственной натуре, в которую заложено стремление к добру и жажда веры. В представлении Порфирия Петровича Раскольников — человек, способный на все ради убеждений: и на преступление, и на страдание. «Если только веру или Бога найдет», такой человек вынесет все мучения и пытки. «Ну и найдите, и будете жить,” — прозорливо предсказывает следователь. Свидригайлов же не воскреснет. Даже такую богатую и сильную натуру может погубить дух сомнения и отрицания, отсутствие моральных устоев и безверие. Сопоставляя в своем романе эти два характера, Достоевский дает нам возможность убедиться в том, что без веры в добро и поиска истины невозможно жить.

«Свидригайлов и Раскольников в романе «Преступление и наказание»»

Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…

Достоевский. Преступление и наказание.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты — философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи.

Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.

Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление — как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку. Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру.

Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки. Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.

Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся. Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным — освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее.

Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть. Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны (об убитой лошади, смеющейся над ним старухе-процентщице) взывала его душа, протестующая против преступления героя.

Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве. Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны?

Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова. Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона — это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое — это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.

Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи.

По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство — логичное завершение всей жизни этого героя.

Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.

И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.

Читайте также:  Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Как известно, в романе “Преступление и наказание” встречается несколько так называемых двойников Раскольникова, то есть персонажей, схожих с главным героем по взглядам и поступкам.

Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Существует несколько причин, почему Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова. Этих героев сближают их теории, их преступления, а также личные качества.

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются “одного поля ягодами”:

“Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?” (Свидригайлов о себе и Раскольникове)

1. Теории Раскольникова и Свидригайлова

Читайте также:  Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика: сочинение

Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. Теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Поэтому теории героев по сути являются очень схожими.

Теория Раскольникова:

“. люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. “

“. я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. “


2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова

Как известно, в романе “Преступление и наказание” бедный студент Раскольников совершает страшное преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Свидригайлов, судя по всему, также совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником). Также о Свидригайлове ходят слухи, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.

Раскольников:

“. я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…”

“. скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне – это тотчас же было бы сделано. “

3. Имеют собственное мнение

И Раскольников, и Свидригайлов – это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.

“Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь” (о себе)

“. Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. ” (Свидригайлов о Раскольникове)

Раскольников называет Свидригайлова “странным человеком”. Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова “странным”. В этом смысле герои также могут считаться двойниками.

О Свидригайлове:

“. он мне очень странным показался. “, “. Он очень странный и на что‑то решился. “ (Раскольников о Свидригайлове)

“вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть” (Свидригайлов о Раскольникове)

Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его “не безнадежным подлецом”. Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют Свидригайлова подлецом. Таким образом Раскольников и Свидригайлов являются двойниками еще и по этой причине.

Раскольников:

“. я – подлец. “, “. я знал, что я подлец. “, “. нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!” (Раскольников о себе)

“Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. “

Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе “Преступление и наказание”.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Ссылка на основную публикацию
×
×