Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

Роман «Братья Карамазовы» — вершина мистического реализма Достоевского

Роман «Братья Карамазовы» задуманный писателем как произведение, которое должно было бы открывать серию романов о жизни Алексея Карамазова — мужа Божьего, который будет воплощать в жизнь священные завещания. Однако этот первое из серии произведений о праведнике-человеколюбе, так и осталось единственным романом, в котором герой пока что не является активным деятелем, а фигурирует лишь как земной идеал человека, постигающий полноту учения Христа.

Роман «Братья Карамазовы» — вершина теологично-мистического реализма Достоевского,

Собственно, свобода без Христа, по Достоевскому, мнимая свобода: она ведет к гибели, как и воплощение земного благополучия путем покорения личности, путем несвободы, поскольку сама несвобода, духовная и социальная, порождает только зло.

Мораль же, которая основывается на вере, на

Старания же изменить мир на лучший насильно, по человеческим критериям, на которые лежит печать греховности, непременно приведет к гибели всю земную цивилизацию.

Поэтому человек должен взять на себя ответственность за все и за вся, возрождаясь и укрепляясь в вере. В этом и заключается идейный пафос философского романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», который является одним из сильнейших пророческих произведений в мировой литературе. Трагическое XX столетие да и современная эпоха глобализма с разрушением духовно-этических основ общества, с десакрализацией традиций рода и народа, исторической памяти и социальных факторов — подтверждение актуальности идей Достоевского, его гениальности.

Произведения великого русского мастера романа идей имели и имеют большую популярность в Украине. Отголосок мотивов Достоевского в той или иной мере ощутим в художественных интерпретациях многих украинских писателей, в частности И. Франко, О. Кобылянской, Леси Украинки, М. Коцюбинского, В. Винниченко, М. Волнового и др.

Дайджест:

По роману Достоевского «Братья Карамазовы» Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в. .

Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Достоевского » Братья Карамазовы » , помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских. .

Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому. .

Анализ романа «Братья Карамазовы» Достоевского Ф. М Годы «братского общения» со всей Россией очень многое дали и читателям, и автору. Обогащенный этим опытом, он приступает к созданию своего последнего и самого великого романа — «Братья Карамазовы» . .

На тему: ДЕТИ В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазо­ву, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они. .

Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Исследователи давно установили многоплановость романа, где «текущая действительность выступает в сложном сплаве с исторической и философской символикой». Если существо всякого искусства заключается в символической многозначности его образов, впервые сообщающей им. .

Краткое содержание Братья Карамазовы в сокращении События разворачиваются в небольшом городке Скотопригоньевске., в монастыре, где проживает старец Зосима, широко известный благодаря своей целительской и подвижнической деятельности. Главные действующие лица — члены семьи Карамазовых. Отец с двумя. .

Роман «Всадники» — это вершина творчества Ю. Яновского Герои восьми романтических новелл, которые составляют роман, — самоотверженные борцы за новую жизнь. Столкновение старого и нового, и вдобавок в одной семье, приводит к трагедии, которая ломает судьбу всей семьи. .

Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»? Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, так как проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут. .

Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые. .

«Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как философско-психологический роман I. Вступление Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность. II. Главная часть Философско-психологический роман. .

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом. .

РОМАН Ф. Г. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор. .

Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологический Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. .

Литература реализма и натурализма Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия «погоду» во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера. .

В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает. .

По роману «Преступление и наказание»; Достоевского Когда великий русский писатель отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжелые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишенный. .

План сочинения — Многообразие тематики Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» План. I Раскрыть тайну бога и человека. II «Корчи совести» 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема. .

Жанровые особенности романов Достоевского Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского — свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и. .

Утопический идеал в романах Достоевского «Идиот» — это последняя попытка Достоевского воплотить социально-утопический идеал: князь Мышкин призван преодолеть окружающее зло и насилие, жестокие страсти и корыстолюбие одной лишь проповедью самосовершенствования и личным примером. Он верит. .

Теория литературы: Роман Роман — эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную. .

Раскольников роман Преступление и наказание и Лунев роман Трое Есть определенное сходство в тематике и проблематике первых романов Горького — «Фома Гордеев» и «Трое». Каждый из этих романов, если воспользоваться философско-литературным термином позднего Горького, представляет собой «историю молодого человека». .

Размышление по рассказу Бунина «Братья» Обличение устоев бесчеловечного, уродливого строя сочетается здесь с острым предчувствием неизбежной катастрофы общества, основанного на насилии и порабощении, с ожиданием грозных социальных потрясений. Нищета и страдания порабощенного народа, попираемого пятой. .

Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание» Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его обра­зов. .

Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского «Записки из Мертвого дома» Литературным И общественным событием стала публикация «Записок из Мертвого дома» , созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких. .

Художественное время и пространство литературы реализма Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности. Куда же этот герой «удирал»? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у. .

«Типичный герой в типичных условиях» в эпоху реализма Эпоха реализма — это пора XIX столетия. Наиболее выдающимися писателями реалистической школы являются ее основатели — Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский. Думаю, нельзя резко разграничивать литературные эпохи — они не имели. .

«Евгений Онегин» — вершина творчества А. С. Пушкина » Евгений Онегин » — уникальное произведение. Уникальным его делает Широта охвата действительности, многосюжетность, описание Отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало Основание В. Г. Белинскому в своей статье. .

План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание» Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени дей­ствия, композиции, пейзажу и т. д. .

По роману Достоевского «Бесы» Роман «Бесы» принадлежит к числу наиболее сложных и спорных произведений Достоевского. В романе, несомненно, отражены реальные проблемы русской жизни 70-х годов, но дают себя знать и памфлетность, прямая недоброжелательность к. .

Библейские мотивы в произведениях Достоевского Подвига в любви будет искать и герой романа Ф. Достоевского «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин — князь Христос, который появляется в мир нигилизма, в мир антикрасоты. Именно такую «красоту» использует. .

По Достоевскому: Отзыв о романе Достоевского «Идиот» «Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и постой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой». А. С. Пушкин Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых. .

Краткая характеристика произведения «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М «Преступление и наказание» — идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов — действуют по этому принципу. .

На тему: Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Библия — книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и. .

Элементы реализма в творчестве Лермонтова Литературный процесс находится в движении, в постоянных изменениях. В нем отмирают какие-то устаревшие моменты и зарождаются новые, предвещающие иные тенденции. Всегда при этом возникают смежные, промежуточные явления, отражающие эти новые. .

По роману Достоевского «Бедные люди» Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман «Бедные люди» , восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число. .

Можно ли считать Ф. Достоевского современным писателем? Первая заповедь христианства гласит: «И пусть не будет у тебя других богов, кроме меня». Но история человечества насчитывает немало примеров, когда через эту заповедь горделиво переступали некоторые личности, которые декларировали. .

Формирование просветительского реализма Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются «Разбойники», «Коварство и любовь», » Мария. .

Истоки Французского реализма В литературе, живописи и музыке «реализм» в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь — представление о том, что человек зависит от. .

«Простота взгляда» Достоевского часть II Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни. .

Анализ романа «Братья Карамазовы» (Ф.М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.02.2020 · Обновлено 07.02.2020

Девятнадцатый век стал Золотым веком русской литературы, когда русскими писателями был создан огромный пласт всей русской культуры. Созданные в то время литературные произведения и в наши дни остаются всемирно признанными шедеврами. Именно Фёдор Михайлович Достоевский является одной из центральных фигур этого Золотого века, наряду с Толстым, Гоголем, Чеховым и многими другими. Глубокий психологизм, свойственный всем его произведениям, стал всемирной известной особенностью русской литературы. Одним из самых популярных его творений стал роман «Братья Карамазовы». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

История написания романа «Братья Карамазовы» поможет читателю разобраться в замыслах Ф.М. Достоевского:

  1. В основу романа легла личная трагедия Достоевского, который в 1849 году был отправлен на каторгу, за участие в тайном кружке Петрашевского. Там то он и встретил некого Дмитрия Ильинского, который, по его словам, был несправедливо осуждён за отцеубийство. Каторга стала суровым, но крайне познавательным уроком жизни для автора, который помог ему в его становлении, как писателя.
  2. Еще одним прототипом Дмитрия Карамазова критики считают Аполлона Григорьева — рецензента, поэта и друга Достоевского. Он отличался буйным нравом и был известен своими громкими похождениями: там фигурировали и цыгане, и женщины, и огромные суммы.
  3. Прототипом Скотопригоньевска стал город Старая Русса — там до сих пор сохранились дома, которые фигурировали в тексте: жилище самого автора стало музеем, а дом Аграфены (в действительности он принадлежал ее прототипу — Агриппине Меньшовой) стал одним из пунктов для паломничества фанатов Достоевского.
  4. Однако к работе над произведением Достоевский приступил только в 1878 году. Роман был закончен за три года, а публиковался два года — в «Русском вестнике» по частям.
  5. «Братья Карамазовы» стали последним большим творением Достоевского. Писатель планировал написать второй том, в котором хотел затронуть тему революционного террора, который очень волновал его, но смерть помешала осуществлению этого замысла.
  6. Изначально автор планировал продолжить роман и после заточения Мити: Иван должен был жить под гнетом вины, а потом признаться в содеянном и занять место Дмитрия в заключении, в то время как Дмитрий должен был взять на себя заботу о его семье.
  7. Автор планировал создать роман-эпопею о воскрешении погибшего и нравственно задавленного человека, которая могла бы встать в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Однако нужда в деньгах и кабальные условия издательства вынудили писателя ускорить работу над книгами и выпускать их по отдельности.

Жанр и направление

«Братья Карамазовы» были созданы в рамках реалистического направления в русской литературе. Достоевский старается достоверно отобразить реальную жизнь. Созданные им образы максимально реалистичны, их действия соответствуют внутренней логике. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Братья Карамазовы» можно определить, как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц и событий. Но, в отличие от простого романа, основное внимание уделяется не явным изменениям окружающей действительности, а внутреннему состоянию героев, их душевным переживаниям и метаморфозам.

Композиция и конфликт

Роман делится на четыре части, каждая из которых в свою очередь делится на несколько книг.

  1. Первая часть, включающая в себя собрание в ските у старца и ужин в доме Карамазовых – экспозиция, в которой нам представляют героев и рассказывают их предысторию.
  2. Вторая часть – завязка, во время которой напряжение начинает постепенно нарастать, а образы героев углубляются.
  3. В третьей части происходит кульминация, когда конфликт достигает своего пика.
  4. Четвёртая часть объединяет развязку и финал, приводя все сюжетные линии к логичному завершению.

Традиционная особенность конфликта в произведении Достоевского заключается в том, что главное противостояние проходит на уровне человеческой души. Герои противостоят не столько друг другу, сколько собственным недостаткам, сомнениям и порокам.

Суть: о чём роман?

Действие романа «Братья Карамазовы» разворачивается в провинциальном городке с говорящим названием Скотопригоньевск. Мелкий помещик Фёдор Карамазов со своими сыновьями — поручиком Дмитрием, интеллигентом Иваном и молодым послушником Алексеем – собираются в ските мудрого старца Зосимы, чтобы решить денежные разногласия между Фёдором Павловичем и Дмитрием. От матери Дмитрий должен был получить наследство, но отец попросту «надул» его в расчетах. К сожалению, встреча практически сразу перерастает в ссору, старец Зосима чувствует своё бессилие перед надвигающимися на семейство Карамазовых бедами.

Так и не решив своих проблем, Карамазовы расходятся по своим делам. Связующим звеном между членами семьи становится Алексей, глазами которого читатель может наблюдать бездну, в которую погружается всё семейство.

Дмитрий, будучи при этом помолвленным с Катериной Верховцевой, влюблён в местную красавицу Аграфену Светлову, которую совращает своим богатством Фёдор Павлович. Поручик прячется близь дома своего отца, выслеживая Светлову, если та всё-таки соблазнится деньгами старика, Дмитрий готовится даже к тому, что ему придётся убить родного отца.

В дальнейшем Алексей посещает самого Фёдора Павловича, который ужинает вместе Иваном. Вместе с Иваном и лакеем Смердяковым старый Карамазов предаётся настолько богохульным рассуждениям, что Алексей не выдерживает и начинает плакать. Видя слёзы сына, Карамазов смягчается и начинает просить прощения, в этот момент в дом врывается Дмитрий, подумав, что к Фёдору Павловичу приехала Светлова. Он избивает отца, но, поняв, что ошибся, убегает.

Читайте также:  Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном): сочинение

В дальнейшем Алексей становится невольным участником драмы, разворачивающейся между Дмитрием, Иваном, Светловой и Верховцевой.

Алексей и Иван встречаются в трактире, где разговор заходит о Боге и человеке. Иван признаётся брату, не может переносить несправедливость мира и хочет как-то изменить его.

По пути домой Иван встречает Смердякова, который под благовидным предлогом рекомендует ему покинуть город на некоторое время. Иван чувствует, что лакей задумал нечто ужасное, но всё равно соглашается и уезжает из города.

Тем временем Дмитрий продолжает наблюдать за домом Фёдора Павловича. Убедившись, что Аграфена так и не пришла, он уходит, но за ним гонится камердинер Григорий. Дмитрий бьёт преследователя пестиком по голове и убегает.

Через некоторое время Дмитрия арестовывают по обвинению в отцеубийстве. В преддверии суда в город возвращается Иван и допрашивает умирающего Смердякова. Тот чистосердечно признаётся Ивану в убийстве Фёдора Павловича, но виновным себя не считает, утверждая, что он просто исполнил желание Дмитрия и Ивана. После этого Смердяков кончает жизнь самоубийством. Растерянный Иван намеревается выступить с этой информацией на суде, чтобы спасти брата, в самый ответственный момент он начинает бредить, но всё-таки предъявляет доказательства вины Смердякова. К сожалению, Верховцева предъявляет суду письмо Дмитрия, в котором тот прямо говорит о своём намерении убить отца. Суд выносит жестокий приговор, Дмитрию предстоит отправиться на каторгу.

Несмотря на всю несправедливость ситуации, Дмитрий воспринимает всё произошедшее как начало новой жизни, возможность для искупления. За ним на каторгу отправляется Аграфена.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в романе «Братья Карамазовы» охарактеризованы Многомудрым Литреконом и перечислены в таблице:

Фёдор Павлович Карамазовмелкий помещик. Грубый, циничный и жестокий человек, склонный ко всем возможным порокам. Равнодушен к судьбе родных детей. На публике ведёт себя подчёркнуто отвратительно. Но слёзы сына всё ещё трогают его. В глубине души он стыдится самого себя, но уже не способен измениться. Таким его сделала бедность: он вынужден был пресмыкаться перед богачами, чтобы добыть капитал.
Дмитрий Фёдорович Карамазовстарший сын Фёдора Павловича от первой жены. Дворянин, военный человек. Несдержанный, необразованный и эмоциональный. Картёжник, пьяница и гуляка. В своих пороках не знает удержу, и это роднит его с отцом. Несмотря на всю низость своего падения, Дмитрий жаждет вернуться к свету, но не может. Каторга позволяет ему наконец-то разорвать порочный круг и начать новую жизнь.
Иван Фёдорович Карамазовсредний сын Фёдора Павловича от второй жены. Интеллигент. Старается строить из себя рационалиста и циника, которого не волнует ничего, кроме себя, но на деле несправедливость мира и страдания людей глубоко трогают его. Ему кажется, что мир нуждается в спасении любой ценой, пусть и самой кровавой, но, столкнувшись с убийством отца, он теряет уверенность в своей правоте.
Алексей Фёдорович КарамазовМладший сын Фёдора Павловича от второй жены. Послушник при монастыре. Богобоязненный, чувствительный, отзывчивый, терпеливый и добрый юноша, который хочет преодолеть семейные разногласия. Алексей видит насквозь любую ложь и простодушно говорит правду людям прямо в лицо. Он увидел и гордыню Верховцевой, которая просто хотела потешить своё самолюбие за счёт Дмитрия, и страдания Ивана.
Катерина Ивановна Верховцевасимпатичная, гордая и сильная духом девушка. Невеста Дмитрия Карамазова. Кажется благовоспитанной и самоотверженной особой, которая готова по любви выйти за Дмитрия, несмотря на все его недостатки. Однако на самом деле ненавидит своего жениха и просто хочет самоутвердиться, помогая такому пропащему человеку, как Дмитрий. В конце романа ненависть перевешивает, и Катерина играет ключевую роль в судебном процессе, обрекая Дмитрия на каторгу.
Старец Зосимастарый монах, который помогает людям мудрыми советами. В прошлом вёл бурную жизнь офицера. Но однажды, поняв греховность и безнравственность своего существования, ушёл в монастырь. Проповедует идеи всеобщей любви, братства и счастья, но тайно признаётся Алексею, что, любя всё человечество в отдалении, сталкиваясь с людьми лицом к лицу, он с трудом сдерживает свои чувства к ним.
Аграфена СветловаГрушеньку в юности соблазнил и обманул офицер, после чего ее выкинул из дома отец-священник. Чтобы хоть как-то выжить, она становится содержанкой богатого купца, многому учится у него и ожесточается. Мужчинам она мстит за свое унижение, поэтому играет чувствами Дмитрия и Федора. Но после ареста Мити и разочарования в своем соблазнителе она понимает, что все это время любила только Карамазова-младшего. Она соглашается идти с ним на каторгу и обвенчаться.

Многомудрый Литрекон понимает, что тематика романа «Братья Карамазовы» может быть раскрыта подробнее, но он не хочет раздувать статью до немыслимых пределов. Если ее нужно дополнить — напишите об этом в комментариях.

  1. Любовь – настоящая любовь, по мнению Достоевского, стоит гораздо выше банальной плотской близости или уз брака. Настоящие чувства возникают только из искреннего сострадания и самопожертвования, именно такую любовь и демонстрирует Алексей Карамазов, проявляющий доброту и терпение даже, казалось бы, к самым безнадёжным людям. Именно такой любви учатся Аграфена и Дмитрий.
  2. Семья – на примере семьи Карамазовых писатель показывает, как нездоровые отношения в семье, в которой нет никакого согласия между родичами, в итоге приводят к ужасной трагедии. Отец Карамазовых унижал жен и изменял им, а к детям был безразличен, поэтому его убийство не вызвало однозначного осуждения у горожан: все понимали, что он сам виноват в таком исходе. Люди больше сочувствовали убийце, чем жертве.
  3. Быт и нравы провинции – на примере жителей злачного провинциального городка Скотопригоньевска Достоевский показывает, какие отвратительные нравы царят как в провинции, так и во всём российском обществе, поражённым тяжелейшим духовным кризисом.
  4. Вера – именно православная вера, по мнению писателя, становится спасительной соломинкой, выводящей человека из мрака невежества и бездуховности. В то же время характерен тот факт, что самый положительный герой романа – послушник Алексей, в конце романа не удаляется в монастырь, а идёт проповедовать любовь и согласие в миру, среди простых людей.
  5. Красота. Автор отмечает роковую красоту своих героинь, которая отнюдь не делает их счастливыми. Миловидность дам становится товаром и услугой, в то время как их истинные добродетели и качества характера остаются в тени.
  6. Благородство. Писатель показывает истинное и мнимое благородство: Катерина всего лишь хочет самоутвердиться, совершая благие дела, ей важно то, что о ней скажут после этого. А вот Алексей идет по пути добродетели и сострадания даже тогда, когда в ответ слышит брань и упреки.

Проблемы

Проблематика романа «Братья Карамазовы» может занять не одну статью, так что лучше сократить ее. Если Вам чего-то не хватило, уточните ответ на вопрос в комментариях.

  1. Безнравственность – человеческая безнравственность на страницах романа достигает чудовищных размахов. Кажется, что во всём городе найдётся лишь несколько по-настоящему нравственных людей. Однако Достоевский верит, что даже самые страшные грехи не убивают до конца человеческую душу, и у всех грешников может быть шанс на исправление.
  2. Атеизм – как глубоко верующий человек, Достоевский отрицает саму возможность жизни без Бога. На примере Ивана он показывает читателю, что за цинизм, нигилизм и атеизм являются всего лишь жестом отчаяния человека, который не может смириться с ужасами бытия.
  3. Бунт против морали – и Фёдор Павлович, и Дмитрий, и Иван предаются порокам и нигилизму поскольку испытывают отвращение к миру и самим себе. По мнению Достоевского, человек поддаётся греху из-за своей собственной слабости, а принципиально злых людей не бывает.
  4. Борьба добра и зла – на протяжении всего романа герои борются сами с собой, пытаясь спасти в себе остатки человечности. В итоге, несмотря на трагичность ситуации и многочисленные ошибки, совершённые героями, можно сказать, что добро одерживает победу, когда Дмитрий и Иван становятся на путь искупления.

Основная идея

В своём романе Достоевский отобразил атмосферу морального упадка и разложения, которую он чувствовал вокруг себя. Писатель показал, как озлобленность, жадность и лицемерие пожирает человеческие души, толкая их в самую тёмную пропасть. Но смысл романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что противостоит всему этому мракобесию — в необходимости веры в разумное, доброе, вечное, отражением которого является Бог. Именно вера помогает героям пересилить пороки и найти силы жить дальше.

Достоевский до конца жизни остался верен себе и не утратил веры в человечество. Он показывает нам, что, несмотря на всю порочность и несправедливость мира, человек может вернуться к свету, с помощью любви и веры. Такова главная мысль «Братья Карамазовы».

Чему учит?

Роман «Братья Карамазовы» осуждает распущенность, порочность, корысть, двуличность и ненависть между людьми. Показывает нам, к чему могут привести жадность и эгоизм. Автор заставляет задуматься о том, что исправить мир можно, но только начав с себя и своей души, далекой от идеала, за отсутствие которого мы так виним мир вокруг.

В то же время Достоевский преподает нам нравственные уроки: не существует абсолютного зла, и в душе каждого плохого человека можно найти что-то хорошее. Даже бездушная и продажная женщина Аграфена в финале становится доброй и честной спутницей для Дмитрия, готовой к самопожертвованию. С помощью своего романа Достоевский в очередной раз превозносит целомудрие, сострадание и доброту. Такова мораль произведения.

Критика

После публикации роман был крайне благоприятно встречен читателями и критиками.

В современной писателю критике роман не получил должной оценки. Демократическая и народническая критика с ходу осудила его. Н.К. Михайловский в «Записках современника» увидел в новом романе Достоевского проявление «жестокого таланта»; мысль о жестокости писателя он затем разовьет в специальной статье, посвященной всему его творчеству (Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10). М.А. Антонович в статье «Мистико-аскетический роман» усмотрел в религиозной проповеди Достоевского отход от гуманизма, от защиты духовной свободы человека: по мысли критика, и Инквизитор, и Зосима проповедуют порабощение воли, подчинение личности авторитету; Антонович упрекал автора за «совершенную неестественность его лиц и их действий».

Его хвалил сам Лев Толстой, которому была крайне близка философия Достоевского и понятны созданные им персонажи.

Истинную масштабность романа из критиков 1880-х гг. подметил лишь Л.Е. Оболенский, усмотревший в нем постановку общеевропейских проблем, связь с бунтарством Байрона и пессимизмом Шопенгауэра и вместе с тем «русское решение вопроса» — генетическую связь Ивана Карамазова с тургеневским Базаровым.

Но настоящее изучение романа началось лишь на рубеже XIX—XX вв. с фундаментальной работы В.В. Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария», опубликованной в 1891 г. Розанов в одной из центральных глав романа нашел ключ к пониманию всего творчества Достоевского как художественно-философского, мистического и символического, обратившегося к коренным загадкам бытия и человеческого духа. Вслед за В. Розановым другие критики религиозно-философского направления — С. Булгаков, Д. Мережковский, Вяч. Иванов, Н. Бердяев, Л. Карсавин, С. Гессен, Н. Лосский, С. Франк и другие — интерпретировали страницы романа как открытие трансцендентной природы человека и трагедию религиозного сознания, стоящего перед выбором между «бытием в Боге» и «бегством от Бога».

«Братья Карамазовы» были тепло встречены за границей. Роман вдохновлял таких великий людей, как Кафка, Эйнштейн, Фрейд, и многих других.

Анализ романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”

Действие романа Ф.М.Достоевского «Братья Карама­зовы» (1878-1879) происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. По широте охвата жизни, по значимости нарисованных обра­зов и глубине поставленных вопросов этот роман принад­лежит к наиболее выдающимся произведениям писателя. «Братья Карамазовы» были задуманы как серия романов; написан же был только первый, который «почти даже не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя» (Достоевский) — «раннего человеколюбца» Алеши Карама­зова, призванного осуществить в жизни заветы своего монастырского наставника отца Зосимы.

У Достоевского семья Карамазовых — это Россия в миниатюре. Каждый из героев воплощает собой определен­ную «идею». Столкновение этих жизненных установок и определяет действие романа.

Отвратительный в своем цинизме и разврате старик Федор Павлович Карамазов как бы символ смерти и раз­ложения русского общества 60-х годов, которое должно все-таки породить что-то новое. Старший сын, Дмит­рий, — натура стихийная, «широкая», в нем добро переме­шано со злом. Он запутывается в своих страстях, заходит в нравственный тупик, но прекрасный «новый человек», обитающий в его душе, — залог будущего воскресения к иной, праведной жизни. Дмитрия влечет к Алеше, который воплощает в себе подлинную «живую жизнь». А с Иваном, который воплощает в себе мощь отрицания, обаяние зла, у него нет ничего общего, их отношения чисто внешние. Именно Иван — настоящий, «по идее», убийца отца. Смердяков — жалкая фигура — лишь исполнитель его злой воли.

В предисловии к роману Достоевский сразу же выде­ляет Алешу из всех действующих лиц. Он называет его своим героем. Во вступительном рассказе об Алеше Досто­евский дает «жизнеописание» третьего сына Федора Пав­ловича Карамазова. Автор отмечает те черты своего героя, которые отличают его от других, привлекают внимание и симпатии всех, кому приходилось сталкиваться с Алешей.

После смерти матери «Алеша вдруг объявил. что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Алеша ушел в монастырь, но пробыл там недолго. После смерти старца Зосимы и по его воле вер­нулся Алеша к мирской жизни, к ее радостям и тревогам. Старец понял, что в семье младший сын нужнее, там он может принести много пользы. Алексей и сам чувствует, что нужен братьям. Да не только братьям — он нужен отцу, Грушеньке, Катерине Ивановне, детям — всем. Потому что такое доброе, любящее и прощающее сердце есть только у Алеши. В трудную минуту все обращаются к нему за помощью, и он охотно помогает людям найти себя в этом сложном и запутанном мире.

Самый страстный, самый невыдержанный и самый вспыльчивый из Карамазовых — Митя — искренне раду­ется, когда встречает Алешу, и рассказывает ему свою тайну, «потому что срок пришел». Алексей много думает о братьях, и думает о них с любовью. И мучается, потому что не может понять ничего во «всей этой путанице». Он не может понять, кого ему нужно жалеть, что пожелать каж­дому из братьев. О Мите он уже немного знал и старался по возможности помочь ему. А Иван для Алеши был загадкой. Но благодаря «знакомству» братьев за обедом в трактире Алеша понял, что нужен и Ивану, нужен, чтобы помочь ему. Загадка стала постепенно разгадываться. Иван откровенно говорил с Алешей, он «хотел сойтись» с ним, потому что у него не было друзей. Иван доверил свои сокровенные мысли и теории, которые долго и мучительно вынашивал в сердце.

Иван не принимает созданного богом мира, потому что этот мир несправедлив и жесток. Он не говорит о страда­ниях взрослых, потому что взрослые не безгрешны. Но почему должны страдать дети, чистые, не виновные ни в чем? Ведь слезы ребенка говорят о несовершенстве этого мира. И Иван не принимает утверждения, что дети страда­ют за свои будущие грехи. Ему также непонятна мысль о том, что зло на земле необходимо для того, чтобы лучше показать добро. Иван сомневается во всемогуществе бога. В ответ Алеше, что простить всех и за всех может Христос, Иван рассказывает легенду о Великом инквизиторе. А сам идет дальше инквизитора. Он не верит в человека, отрицает не только мир. Иван отрицает нравственность и провозгла­шает принцип «все позволено». И здесь он приходит к противоречию. Он отрицал бога, создающего гармонию, за «слезинку» ребенка. А пришел к принципу «все позволено», который влечет за собой только слезы и кровь.

Иван говорит, что от «все позволено» он не откажется. Алеша целует его, на что Иван замечает ему, что это литературное воровство. Алексей действительно повторяет поступок Христа. Да и разговор двух братьев похож на сцену беседы Христа и инквизитора. И тут и там говорили «инквизиторы», «христы» молчали. «И лишь в конце давали ответ в своем духе: мне тебя жаль, я тебя прощаю и тем подаю тебе пример. Я тебе показал, что твоя исходная попытка ложная, не таков человек, он сложнее и лучше. Инквизиторы не поняли, что бог должен быть внутри, а не вовне. Отрицая бога, они тем самым показывали не то, что бога нет вообще, а лишь то, что бога нет в них».

Читайте также:  Морально этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Иван отца не убивал. Но мысль о допустимости, до­зволенности отцеубийства впервые сформулировал он. Дмитрий тоже не убивал Федора Павловича, но в порыве ненависти к отцу стоял на грани преступления. Убил отца Смердяков, но лишь доведя до логического конца мысли, брошенные Иваном.

В карамазовском мире нельзя восстановить четкие моральные границы преступления: все виноваты в случив­шемся, в атмосфере взаимной ненависти и ожесточения царит преступность. Виноват каждый человек в отдельнос­ти и все вместе.

«Карамазовщина», по Достоевскому, — это русский вариант болезни европейского человечества, болезни ци­вилизации. Причины ее заключаются в том, что цивилизо­ванное человечество утратило нравственные ценности. На­ступает кризис гуманизма, который в России принимает формы откровенные и вызывающие. Отречение от высших духовных ценностей ведет человека к равнодушию, одино­честву и ненависти к жизни. Поэтому недаром Достоевский сделал Алешу Карамазова человеком, необходимым для всех. Помогая людям в их бедах и облегчая их мучения и страдания, Алеша проходит великолепную школу, он все больше и больше убеждается в мысли, что самое главное в жизни — это чувство любви и прощения. Перед Достоев­ским всегда стояла проблема преодоления гордости, как главного источника разобщения людей. Эту тему он пыта­ется разрешить в каждом романе. «Братья Карамазовы» — не исключение. Алексей отказался от гордости, а значит, и простил гордость другим, простил «свое горе и свою беду» и сам принял прощение.

Ф.М.Достоевский считал, что личность человека бессмертна, потому что она живет в других. Но для того, чтобы стать личностью, нужно самостоятельно подходить к дей­ствительности, иметь смысл жизни и ориентироваться при этом не на «иметь», а на «быть», обладать высокой нравст­венной ответственностью. Это трудно, но без этого нет личности.

Проблематика и основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского. Уже с начала 1860-х гг., после прочтения и осмысления романов Виктора Гюго, в первую очередь «Отверженных» (1862), русского писателя занимала мысль о создании романа-эпопеи, построенного на материале текущей действительности, энциклопедического по охвату материала.

Многие темы, поднятые и исследованные Достоевским в Дневнике Писателя (разложение дворянской семьи, экономический кризис в России, истребление лесов, обнищание русской деревни, кризис православной веры и размах сектантства, состояние суда и адвокатуры, в более широком плане — прошлое, настоящее и будущее России. ), нашли впоследствии отражение в его последнем произведении. Сам писатель подчеркивал в одном из писем: «. готовясь написать один очень большой роман, я и задумал погрузиться специально в изучение — не действительности, собственно, я с нею и без того знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем, для меня, например, молодое поколение, а вместе с тем — современная русская семья, которая, я предчувствую это, далеко не такова, как всего еще двадцать лет назад. Но есть и еще многое кроме того. » (X. Д. Алчевской, 9 апр. 1876 г.). – проблема разложения русской семьи и продолжение проблемы случайных семеств.

Достоевский наполнил роман животрепещущими проблемами текущего времени — в нем много откликов на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемики с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время. Но при всей злободневности, «фельетонности» содержания в «Братьях Карамазовых» с наибольшей силой проявилось и непревзойденное мастерство Достоевского-романиста в соединении сиюминутного и вечного, быта и философии, материи и духа. Главная и глобальная тема романа, как уже упоминалось, — прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима. ) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева. ), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров. )

Глобальность темы, глубина поставленных в романе «мировых» вопросов способствовали тому, что в нем еще шире, чем в предыдущих произведениях Достоевского отразился контекст русской и мировой истории, литературы, философии. На страницах романа упоминаются и в комментариях к нему перечислены сотни имен и названий произведений. Необыкновенно широк диапазон философских источников «Братьев Карамазовых» — от Платона и Плотина до Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. Но особо следует выделить в этом плане про изведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) провозглашавших идеал цельного человека у которого различные духовные силы и способности находятся в единстве, a не противоречат друг другу, у которого нет борьбы между мыслью и сердцем, теоретическим разумом и нравственным началом что, по мнению Достоевского, как раз противоположно западному рационализму, ведущему человечество в тупик. И, конечно особенно важную роль в идейно-нравственном содержании «Братьев Карамазовых: играет Евангелие — эпиграф, в которое заключена надежда на возрождение России после периода упадка и разложения, обильное цитирование евангельских текстов постоянные разговоры и споры героев об евангельских притчах.

В центре писательского внимания — события, развернувшиеся в городке с говорящим именем Скотопригоньевск, где очевидней (по сравнению со столицей) противоречия, раздирающие русскую натуру, да и сам национальный дух. Семья Карамазовых, вариант «случайного семейства», становится художественной моделью общероссийских антиномий. Это, с одной стороны, разрушение патриархальных начал, утрата православных основ жизни, духовный нигилизм и имморализм, с другой, — христианское подвижничество, центростремительные духовные силы, обуславливающие прочность кровного и религиозного братства, наконец — соборность.

Во время судебного процесса Митя пришел к идее страдания, искупления. Невинно осужденный, он принимает приговор — каторгу! — со смирением. – проблема искупления чрез страдания сродни Раскольникову, хотя Дмитрий не виновен, в отличие от последнего.

Проблема метания людей между верой в бессмертие и атеизмом, поиск Бога в повседневных мировых событиях, будет ли гармония после страданий, стоит ли эта гармония таких страданий? Если нет бессмертия – то значит можно творить все, не оборачиваясь. Рассуждения Ивана таковы: если бог допускает страдания ни в чем не повинных, абсолютно безгрешных существ, значит или Бог несправедлив, неблагостен, или не всемогущ. И от установленной в мировом финале высшей гармонии он отказывается: «Не стоит она слезинки хотя бы одного только . замученного ребенка». Но, «возвращая билет» в Царствие небесное, разочаровавшись в высшей справедливости, Иван делает роковое, алогичное по сути умозаключение: «Все позволено».

И вновь, как и в прежних романах писателя, не укорененная в нравственности и вере свобода мысли превращается в своеволие слова и поступка. Иван подает преступную идею — Смердяков ее осуществляет. Оба в равной степени отцеубийцы.

Жизненный материал, исследуемый автором берется в состоянии брожения, хаоса, на грани распада. Что он взят именно таким, определялось как эстетическим заданием художника, так и действительным хаосом и катастрофичностью мира.

В таком состоянии предстает жизнь в «Братьях Карамазовых». Плотские инстинкты, цинизм и юродство Федора Павловича, карамазовский «безудерж» Митеньки, идеологический бунт Ивана, «инфернальная» красота Грушеньки — все вышло из обыкновенных границ, драматически напряглось, обнажая в себе возможность и необходимость возмездия за грех, очищающего страдания, веры в разумность бытия.

Но чтобы возможность лучшего осуществилась, наличная действительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчеркивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, связывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины.

За литературными приемами, за психологическими гротесками «Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырождением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уголовных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом.

Смердяков убивает породившего его Карамазова-отца: круг разложения, таким образом, замкнулся. Но образ Смердякова этим в романе не исчерпывается. В нем Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу «выморочных» людей, оторванных от национальных и общечеловеческих корней, лишенных уже не только веры, убеждений, сердечных привязанностей, но и самой способности и потребности их иметь. Смердяковы примут и исполнят любые идеи и лозунги, дающие ход их низкой и злой натуре, они станут «передовым мясом» (как называет его Иван) во всяком деле общественной смуты и разрушения, предпринятом каким-нибудь очередным Верховенским (или Лениным).

Проблема восприятия красоты, какая роль у нее в жизни? В старшем сыне, Дмитрии, дух и плоть безудержно устремлены к красоте — к венцу и главной тайне мироздания. Но красота здесь, в отличие от «Идиота», предстает героям глубоко двойственным явлением. И Дмитрий поражен этой двойственностью и переживает ее как внутренний разлом, как мучительный душевный «надрыв». Его жизнь — метание между двумя идеалами наконец выбор одного, обретение «нравственного Центра», без которого могучие стихии жизни превращаются в карамазовщину. Обе стороны красоты заключает в себе человек: «Начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны». «Слишком даже широк» человек, чья природа вмещает оба идеала, и в этой «широкости», без единственной и абсолютной меры истинно прекрасного, он обречен на трагическую двойственность, на внутренний хаос — как Свидригайлов, Ставрогин, Версилов, Дмитрий Карамазов. Но карамазовский избыток сил хочет обнять и пережить все. Дмитрий в бешеных порывах чувств и влечений переступает все границы —лишь чудо, «дух светлый» спас его в последний момент от убийства отца.

Проблема судопроизводства, бездушного и фактологического. Обстоятельства преступления приводят суд к убеждению, что убийца — Дмитрий. Следствие и судебный процесс, изображенные писателем в критических тонах, способны воссоздать лишь грубую механику материальных фактов, а правда человеческой души, в последнем боренье одолевшей в себе зло, им недоступна.

Проблема искупления грехов целых поколений. Митя осужден на каторгу, перед ним открывается путь страданий; уже начатый «хождением души по мытарствам» дознания и суда. Отнюдь не покорностью и смирением проникнут он на пороге новой жизни: в нем воскресает человек, во всей полноте прежних сил восставший на «идеал содомский», на зло не только в себе, но и в мире. Перед арестом Мите снится вещий, многозначительный сон: он едет по печальной степи и видит среди погорельцев мать с плачущим «дитем» и чувствует, «что хочет он всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, не плакала бы и черная иссохшая мать дитя, чтоб не было вовсе слез от сей минуты ни у кого и чтобы сейчас же, сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что, со всем безудержем карамазовским» .

Митя жаждет избавить мир от этих слез, ибо сознает, что в них виновен и он — дворянин Карамазов, унижавший и оскорблявший, поднявший руку на отца. Принять кару за несовершенное убийство — значит искупить эту вину, остановить падение дошедшей «до краю» личности, предотвратить окончательное разложение.

Карамазовская натура в Мите исступленно рвется жить и принимает страдание, чтобы очиститься и возродиться к иной жизни. В Грушеньке Митя видит теперь «новый зовущий свет», видит красоту не «инфернальную», а благую и спасительную.

Библейский Текст в романе Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штепа С.С.

В статье анализируется христианский контекст романа Достоевского «Братья Карамазовы». Определяются основные темы романа, которые отражают духовный поиск Достоевского: тема исторического пути христианства, тема веры и безверия, тема борьбы человекобога и богочеловека. Автор прослеживает развитие темы веры и безверия в судьбах героев романа «Братья Карамазовы». Особое внимание уделено поэме «Великий инквизитор».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Штепа С.С.

The article analyzes the Christian context of Dostoevsky’s novel “The Brothers Karamazov”. It identifies the main themes of the novel, which reflect the spiritual search of Dostoevsky: the theme of the historical path of Christianity , the theme of faith and unbelief, the theme of the struggle between man-god and God-man. The author traces the development of the theme of faith and unbelief in the fate of the heroes of the novel “The Brothers Karamazov”. Particular attention is paid to the poem “Grand Inquisitor.”

Текст научной работы на тему «Библейский Текст в романе Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”»

Библейский текст в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

В статье анализируется христианский контекст романа Достоевского «Братья Карамазовы». Определяются основные темы романа, которые отражают духовный поиск Достоевского: тема исторического пути христианства, тема веры и безверия, тема борьбы человекобога и богочеловека. Автор прослеживает развитие темы веры и безверия в судьбах героев романа «Братья Карамазовы». Особое внимание уделено поэме «Великий инквизитор».

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Братья Карамазовы», библейские темы, христианство.

The Biblical Text in the Novel “The Brothers of Karamazov”

by F. M. Dostoevsky

The article analyzes the Christian context of Dostoevsky’s novel “The Brothers Karamazov”. It identifies the main themes of the novel, which reflect the spiritual search of Dostoevsky: the theme of the historical path of Christianity, the theme of faith and unbelief, the theme of the struggle between man-god and God-man. The author traces the development of the theme of faith and unbelief in the fate of the heroes of the novel “The Brothers Karamazov”. Particular attention is paid to the poem “Grand Inquisitor.”

Key words: F. M. Dostoevsky, the novel “The Brothers Karamazov”, biblical themes, Christianity.

Для рассмотрения литературного наследия Ф. М. Достоевского необходимо иметь представление о религиозных воззрениях писателя, основных чертах его характера, т.к. личное авторское суждение находит отражение в творчестве. Достоевского всегда увлекал идеал абсолютного совершенства, все прекрасное затрагивало его до глубины души, а идея об абсолютном добре проросла из Царства Божия.

© Штепа C. C., 2019 © Shtepa S., 2019

Главная тема творчества Достоевского – человек и его судьба. По мнению Достоевского, человек – загадка, решив которую познаешь Бога. Именно христианство обращает нас к постижению человеческой души, его микрокосмоса.

В число первых воспоминаний писателя входит молитва с няней и посещение церкви, а детскую книжку по Священной истории Достоевский хранил как святыню всю жизнь. Чтение Евангелия производило на писателя большое впечатление, а особенно рассказы о христианских мучениках. Немалую роль в развитии религиозных соображений Достоевского сыграло искусство. «Христос во гробе» Ганса Гольбейна, «Кесарево кесареви» Тициана, «Голова молодого Христа» Аннибала Карраччи, «Мадонна» Рафаэля – эти картины были спутниками жизни писателя, а также некоторые из них появляются в контексте его произведений. Со времен каторги Достоевского увлекала и религиозная литература: сочинения Дмитрия Ростовского и св. Тихона Задонского.

Силу русского народа Ф. М. Достоевский видел в православии, которое являлось сущностью будущего бытия. Работая над «Атеизмом» – произведением, которое в дальнейшем перерастет в «Братьев Карамазовых», -автор размышляет над главным вопросом – Божиим существованием. Одним из героев произведения он задумывает сделать Тихона Задонского, в дальнейшем ставшим героем «Братьев Карамазовых» – Зосимой. Также Достоевский хотел написать книгу об Иисусе Христе, но не успел реализовать свой замысел. Испытав на себе исцеляющую силу страдания, автор так же, как и герой его романа Дмитрий Карамазов, ведет длительные и мучительные размышления о Христе. Подобно тому, как сам писатель сознавал Христа и ощущал Его присутствие в своей жизни, так и практически судьбы всех героев так или иначе связаны с Сыном Божьим – эти параллели и составляют христианский контекст.

Внерелигиозные герои практически отсутствуют, а тема веры и безверия проходит через все литературное наследие великого писателя.

В центре миропонимания Ф. М. Достоевского стоит Бог, как и для любого религиозного человека. Писатель считал, что только христианство может спасти человека и сохранить его образ, а убить Бога означало бы убить человека. Человекобог привел бы к гибели всего человечества, а Богочеловек – единственное его спасение. В основе диалектики Достоевского лежит противоположность Богочеловека и человекобога, Христа и антихриста.

Один из исследователей творчества Достоевского Ф. Б. Тарасов обратил внимание на тот факт, что в черновых набросках романа главная тема произведения указана как евангельская традиция. Он увидел указание на особое призвание русского человека: духовное сопротивление злу. В «Дневнике писателя» от октября 1876 года Достоевский пишет: «. любитель жертв и ищущий правды и знающий, где она, народ кроткий, но сильный, честный и чистый сердцем» [2, с. 150], а в черновиках за февраль этого же года он размышлял о лучших русских литературных героях, которые хранят в себе духовные идеалы: «Кроткий человек. примириться со злом и сделать хоть малейшую нравственную уступку ему в душе своей он не может» [3, с. 189].

Читайте также:  Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Одной из доминирующих идей в творчестве писателя является рассуждение об историческом пути христианства, о возникновении католичества и православия, их судьбе, которая прослеживается в очерке «Две половинки» (выпуск «Дневника» за август 1880 г.) В нем Достоевский говорит о расхождении идей церкви и роли государства. Эта же тема находит отражение в «Братьях Карамазовых»: в беседе между о. Иосифом, о. Паи-сеем, Миусовым и Иваном. В данном случае, Иван – человек, чуждый самому писателю, – становится носителем его собственных мыслей. Размышления об этом столкновении можно найти и в статьях 18761877-х гг.

По мере написания великого пятикнижия Ф. М. Достоевский все больше и ближе приближался к Церкви, выходя на истинный путь религии. В. С. Соловьев говорил на могиле писателя: «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением . Изведав божественную силу в душе, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека» [7, с. 4].

«Братья Карамазовы» – это синтез душевного анализа, борьба веры и безверия. Одним из главных элементов романа является поэма «Великий инквизитор», сочиненная Иваном. Смысл ее очень глубок: Иван, страдающий вопросами веры и безверия, сочиняет поэму, где выводит на первый план Христа и великого инквизитора, который в сущности своей оказывается атеистом. Если христианскую веру исказить, то утратится и весь смысл христианства, его предназначение, ум обязательно впадет в безверие, а вместо Христова идеала появится лишь новая Вавилонская башня. Человечество рассматривается инквизитором как стадо, которым управля-

ет церковь. Именно в этом разговоре Ивана и Алеши выражается одна из главных идей романа.

«В «легенде» Христос предстает утопистом, предлагающим главным образом духовные ценности и способным увлечь всерьез только немногих. Ему противостоит представитель католической иерархии, который воображает, что делает людей счастливыми, поманив их «земным хлебом», предложив им «чудо, тайну и авторитет», а на деле предавшись дьяволу, с тем чтобы «вести людей уже сознательно к смерти и разрушению». Мелькнувшая возможность убийства Бога-Христа, может быть, символически связана (правда, достаточно отдаленно) с общей темой отцеубийства» [4, с. 180].

В этой легенде явно проглядываются евангельские мотивы: искушение чудом, тайной и авторитетом. В поэме же позднейшие духовные и светские власти Западной Европы отвергли завет Христа, утвердив свое господство на том, чем пренебрег Христос (чудо, тайна, авторитет). Инквизитор Достоевского признает себя в «легенде» слугой дьявола, который его искусил. Одним из главных упреков, сказанных в адрес Христа, таков: он не только не облегчает судьбу человека, а возлагает на плечи его тяжелое бремя, с которым человеку не дано справиться.

Кардинал – лицо трагическое. Он отдал свою жизнь служению Христу, но утратил веру в него. Инквизитор выступает против Христа, но ради его завета: во имя любви к ближнему. Его монолог – дело всей жизни писателя. Дары, которые принес Христос на землю, слишком высоки, поэтому не могут быть вмещены человеком, следовательно, человек не в силах принять их. Из-за несоответствия идеала и действительности человек должен быть несчастным. Христос переоценил возможности людей. Отнесшись с высоким уважением к ним, он поступил как бы не любя человека. Католицизм выступил в качестве урегулирования небесного учения, понизив его до земного понимания. Народ, следуя за католицизмом, считает, что следует Христу. Религия здесь выступает как иллюзия, необходимая для обмана, чтобы как-то устроиться на земле.

Почему же Христос молчит и только лишь целует Инквизитора? По мнению Н. Бердяева, положительная религиозная идея не может быть выражена в слове, так как истина о свободе – неизреченна. Кроткое молчание Христа заражает сильнее, чем весь монолог Великого Инквизитора.

В поэме сливается горячая любовь к человеку и презрение к нему, скептицизм и вера, сомнение в человеческих силах и вера в достаточность сил для того, чтобы совершить подвиг, величайшее преступление и пони-

мание о праведном. Вера в человека тесно связана с верой в Бога, без свободы человечество представляет собой стадо, но одновременно свобода непостижима. Инквизитор не верит не только в Бога, но и в человека, он видишь лишь низкую сторону его личности, так как считает, что человек ищет больше чудес, нежели Бога.

Поэма является вставной конструкцией, но в то же время она занимает центральное место во всей композиции романа «Братья Карамазовы». «Между романом и «Легендою» есть связь внутренняя: именно «Легенда» составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы; в ней схоронена заветная мысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многие другие произведения его: по крайней мере не было бы в них всех самых лучших и высоких мест» [5, с. 211].

В поэме о «Великом инквизиторе» Достоевский изобличает антихристианскую тенденцию католичества, которое заменило свободу авторитетом. Идея земного рая является основной для понимания программы Великого Инквизитора. Ф. М. Достоевский приходит к выводу, что этот идеал неосуществим. Истинный путь познается путем страдания, постоянной духовной борьбы.

Евангельские мотивы можно найти и в эпиграфе романа «Братья Карамазовы». Ф. М. Достоевский выносит слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» [6; от Иоанна, 12:24]. Для Достоевского значение данного эпиграфа в контексте романа важно. Евангелие от Иоанна играло большую роль в судьбе самого писателя. Исследователи считают, что Евангелие от Иоанна более соответствует духу Православной церкви. Писатель избрал эпиграфом к роману цитату, которая наиболее отвечает его «Я верую». Таким образом, уже эпиграфом Достоевский определяет основную тему «Братьев Карамазовых». Главное -процесс отречения от плотского «я» для принесения высшего плода. Исследователи обращают внимание и на следующий аспект эпиграфа – идея жертвенности детализируется далее в Евангелии и трактуется в альтруистическом плане: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» [6, от Иоанна, 12:25]. Диалектика жертвенности высказана в крайней форме. Чтобы сохранить свою душу, надо пренебречь личным, победить эгоизм, и, жертвуя собой, страдать, принять вину всех на себя.

Библейские мотивы находят свое отражение на каждой странице итогового произведения писателя. Три брата составляют единство: Дмитрий -чувственное начало, Иван – разум, а Алеша – представитель воли как идеала. Братья, каждый по-своему, переживают общую трагедию, имеют общую вину и общее искупление. Явно или подсознательно все желали смерти отца: Иван, вынашивающий идею «все позволено», Дмитрий со своей безудержной страстью, а Алеша не смог спасти отца, хотя и знал о возможности преступления. Дмитрий наказан ссылкой на каторгу, Иван -распадением личности и явлениями черта, а Алеша – духовными терзаниями. Все братья тесно связаны между собой, поэтому грех Дмитрия является и грехом Алеши. Четвертый брат, незаконный сын Федора Павловича Смердяков – олицетворенный грех, воплощенный соблазн. Этот герой иного происхождения и социального положения. Духовное единство семьи разрывается его отъединением от братьев. Но все же подсознательно Смердяков чувствует все мысли и намерения братьев, воплощая их в реальной жизни.

Повествование в романе опирается на житийную традицию: в начале романа повествователь объясняет читателю причину написания, а также выражает свое беспокойство. Взволнованный тон, учитывающий неизбежную катастрофу, продолжает житийную традицию, т. к. агиографические произведения носят отчетливую эмоциональную окраску. Несмотря на близость повествователя к героям он отдален от них, не «спускается» к ним. Ф. М. Достоевский старался воспроизвести дидактико-повествовательный слог, использовал архаизмы и церковнославянизмы, чтобы максимально приблизиться к жанру жития. Таким образом, не только проблематика говорит о христианской основе романа, но и стиль повествования.

Двойственной натурой обладают все герои, проявляя ее в ходе развития действия. Ветхозаветные цитаты и аллюзии помогают читателям раскрыть главную идею произведения и в полной мере постичь образы главных героев. Вертикальная плоскость романа отсылает нас к святым и к носителям идеи абсолютного зла. Именно их черты несут в себе действующие персонажи, соединяя в себе как положительное, так и отрицательное, добро и зло. Таким образом, сложность человеческой натуры максимально раскрывается в заключительном романе Ф. М. Достоевского.

Библейский пласт занимает важное значение в поэтике романа. Наиболее важным источником для Достоевского являлась Библия. Произ-

ведение буквально наполняют тематические, структурные и вербальные параллели со Священным Писанием. Например:

«Что-то было в нем (Алеше), что говорило и внушало, что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит» [1, с. 20].

«Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» [6, Лк 6:37].

Писателя привлекали живые люди, внутри которых бушуют эмоции и соединяются добро и зло. Благодаря сопоставлению романа с религиозными текстами, можно рассмотреть концептуальный уровень романа, который представляет собой сложную структуру, а также приблизиться к пониманию глубинной идеи Ф. М. Достоевского.

1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2014. 800 с.

2. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 23. 423 с.

3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 22. 407 с.

4. Лосский В. Н. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: изд-во имени А. П. Чехова, 1953.

5. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: АСТ, 2016.

7. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского: (1881-1883 гг.) // Сочинения Владимира. Соловьева. М.: Университетская типография, 1884. 55 с.

1. Dostoevskij F. M. Brat’ya Karamazovy [The Brothers Karamazov]. Moscow: EHks-mo Publ., 2014. 800 p.

2. Dostoevskij F. M. Dnevnikpisatelya [Writer’s diary] Dostoevskij F. M. Sobranie so-chinenij v 30 t. [Collected Works in 30 t.] Leningrad: Nauka Publ., 1981. T. 23. 423 p.

3. Dostoevskij F. M. Dnevnik pisatelya [Writer’s diary]. Dostoevskij F. M. Sobranie so-chinenij v 30 t. [Collected Works in 30 t.]. Leningrad: Nauka Publ., 1981. T. 22. 407 p.

4. Losskij V. N. Dostoevskij i ego hristianskoe miroponimanie [Dostoevsky and his Christian understanding of the world]. N’yu-Jork: izd-vo imeni A. P. CHekhova, 1953.

5. Mochul’skij K. Gogol’. Solov’ev. Dostoevskij [Gogol. Solovyov. Dostoevsky]. Moscow: Respublika Publ., 1995.

6. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta [he Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Moscow: AST Publ., 2016.

7. Solov’ev V. S. Tri rechi v pamyat’ Dostoevskogo: (1881-1883 gg.) [Three speeches in memory of Dostoevsky: (1881-1883)] Sochineniya Vladimira Solov’eva. Moscow: Univer-sitetskaya tipografiya, 1884. 55 p.

Роман «Братья Карамазовы» – вершина «духовного реализма»

Творчества Ф.М. Достоевского

Вопросы и задания:

1. История создания романа.

2. Карамазовская сила и безумие. Семья и братство.

3. Своеобразие художественного целого романа. Сюжетно-композиционные особенности.

4. Роль библейских аллюзий и реминисценций в романе.

5. Духовный путь Алёши.

6. Чёрт Ивана Карамазова.

7. Диалогизм как ключевой принцип изображения. «Легенда о Великом инквизиторе» – философский и мистический центр романа.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (любое полное издание).

1. Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1. Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. – М., 1998.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. – М., 1963.

3. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. – М., 1993.

4. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. См.: http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html.

5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.

6. Волкова Т.Н. Сны в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996.

7. Ефимова Н. Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа «Братья Карамазовы» // Русская литература XIX в. и христианство. – М., 1997.

8. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. – М., 1983.

9. Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». – М., 1996.

10. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41-157.

11. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века. – М., 1996.

12. Тарасов Ф.Б. К вопросу о евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Вып. 3. – М., 1994.

13. Щукина Н.Е. Библейские реминисценции в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994.

14. См. также работы о творчестве Достоевского на портале Library.ru: http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=2.

Практическое занятие № 8-9

Народный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Вопросы и задания:

1. Житийные мотивы и библейские аллюзии в повести.

2. Образ народного героя и проблема национального характера.

3. Жанрово-стилистическое своеобразие произведения. Роль приема «рассказ в рассказе».

Лесков Н.С. Очарованный странник (любое полное издание).

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской культуре. – М., 1990.

2. Видуэцкая И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 80-93.

3. В мире Лескова: сб. ст. – М., 1983.

4. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.

5. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

6. Новикова Е.Г. Софийность русской прозы второй половины XIX в. – Томск, 1999.

7. Озеров Л. Очарованный странник // Литературная учёба. – 1981. – № 1. – С. 164–173.

8. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.

9. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст-1981. – М., 1982.

Практическое занятие № 10–12

Идейно-художественное своеобразие эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Вопросы и задания:

1. Эпопейная и романная концепции человеческой жизни.

2. Творческая история произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Особенности названия.

3. Своеобразие композиции.

4. Личное и родовое, свобода и необходимость в судьбе главных героев. Духовная эволюция князя Андрея. Естественное и искусственное в художественном мире Толстого.

5. Истинное и мнимое величие человеческой личности.

6. Бородинская битва как эпопейный центр произведения.

7. Смысл эпилога.

Толстой Л.Н. Война и мир (любое полное издание).

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1.Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. – Л., 1959.

2.Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М.. 1985. – С. 229-248.

3.Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1963.

4.Виноградов И.И.По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1987.

5.Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.

6.Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

7.Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1958.

8.Эйхенбаум Б.М. Л. Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1960.

Практическое занятие № 13-14

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 47 ;

Ссылка на основную публикацию
×
×