«Морально — этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание»»
Автор статьи: Джордаш Д.
Термин «компьютерные вирусы» прочно вошел в нашу жизнь. Любой человек, хотя бы немного знакомый с современными компьютерами, слышал это словосочетание, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными воздействиями. Итак, что же такое «компьютерные вирусы»? Это программы, которые своими действиями нарушают работу других программ, разрушают данные, не дают возможности пользователям компьютера нормально работать. Такие же вирусы могут властвовать и над сознанием людей, которые действуют в силу своей запрограммированности. Поэтому человек может отождествляться с программой, которая в свою очередь не застрахована от различных повреждений.
Не мне судить, поступок действует,
У человека; не управлять нам им.
Во многом панагенезис роль играет
И обстоятельства, в которых мы состоим. (Daniel Jordache)
Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. (Лев Толстой)
И ежели существуют какие-то повреждения либо в характере человека, либо неполадки в окружающей обстановке, то естественно, что человеческая запрограммированность не сможет нормально действовать. Поступки человека будут неадекватными, то есть не будут соответствовать морально-этическим нормам общества, следовательно, такой человек представляет опасность для социальной среды.
Одним из основных вопросов может являться его следующая формулировка. Как бороться с этими трихинами, овладевающими нашим сознанием? Может ли человек избавиться от этой тяжелой болезни? Ответить на эти вопросы, а также частично разобраться в сути этой проблемы нам поможет анализ некоторых эпизодов из произведения «Преступление и наказание».
Начнем с произведения , главным героем которого является Родион Романович Раскольников. Студент Петербургского университета, погружен в болезненное и раздражительное состояние. Его терзала и мучила одна мысль, которая не оставляла его в покое и которая в последствии осуществилась. Идея Раскольникова прямым образом связана с жизненными условиями, которые окружали студента. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Таким образом, мы видим, что один фактор необходимый для начала разрушительного процесса выполнен, стоит отметить, что он является необходимым, но не достаточным условием. Вторым основополагающим фактором является прирожденный характер, который является сложным и противоречивым у Раскольникова. Его теория, позволяющая кровь по совести полностью завладела сознанием Родиона Раскольникова. Он никак не мог понять и, впоследствии это казалось ему предопределением, а именно: почему он усталый и измученный сделал очевидный и совершенно ненужный крюк. Случайная встреча, произошедшая во время этого крюка, имела определяющее и окончательное воздействие на судьбу его. Он совершил убийство. После совершенного преступления Раскольников мог только через посредство истинного раскаяния осознать свою вину и избавить себя от насаждающей мысли, которая не давала ему покоя. Будучи на каторге, он вспоминал свои сны, когда еще лежал в бреду и в жару. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Эти сны олицетворяются с компьютерными вирусами, которые не дают программам работать, нарушают их привычный ритм. Выйти из этого состояния Раскольникову помогла любовь, которая предзнаменовала зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. В данном аспекте любовь предстает как антивирус, который вылечивает негативно запрограммированное состояние Родиона, устраняет неполадки и восстанавливает нормальное состояние.
В компьютерной жизни вирусы создаются людьми, которые склонны к разрушениям, поэтому они и создают такие программы, которые нарушают развитие других. Зачастую эти процессы являются выгодными в материальном плане. Например, взлом базы данных различных банков с целью перечислить крупную сумму денег на свой счет. Стоит отметить, что такие махинации не являются законными. В определенном количестве стран принят закон, который за умышленную порчу компьютерных данных предусматривает наказание, вплоть до уголовного. Конечно, и специалисты по программированию могут создать программы-вирусы. Но они ценят свой труд и, прежде чем взяться за дело, постараются найти более простой и менее рискованный способ достижения свой цели. А компьютерная программа — это воплощение своего создателя, его мыслей и разума. Здесь возникает известная проблема, если взять пример Раскольникова. Топор не убивает, убивает человек. Так и компьютерный вирус, созданный человеком, несет в своем теле злой умысел программиста. Ежели программист или любой другой человек определенной профессии будет делать то, что доставит радость другим людям, а в конечном итоге, и себе самому, то он добьется успеха в своем деле. Только из этих людей, занимающиеся программированием выходят высококлассные программисты, которые стремятся к созиданию, а не разрушению, которые посвящают всю свою жизнь этому благородному делу. Только такие программисты будут выделяться из среды обычных ремесленников, только они смогут оставить после себя след в мировой истории, если они обладают определенными навыками, которые необходимы для внесения «нового слова».
Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и наказание” (Преступление и наказание Достоевский Ф. М.)
moralno-eticheskie-problemy-programmirovaniya-v-proizvedenii-fedora-dostoevskogo-quot-prestuplenie-i-nakazanie-quot-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij-f-m Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и наказание” Автор статьи: Джордаш Д. Термин “компьютерные вирусы” прочно вошел в нашу жизнь. Любой человек, хотя бы немного знакомый с современными компьютерами, слышал это словосочетание, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными воздействиями. Итак, что же такое “компьютерные вирусы”? Это программы, которые своими действиями нарушают работу других программ, разрушают данные, не дают возможности пользователям компьютера нормально работать.
Такие же вирусы могут властвовать и над сознанием людей, которые действуют в силу своей запрограммированности. Поэтому человек может отождествляться с программой, которая в свою очередь не застрахована от различных повреждений. Не мне судить, поступок действует, У человека; не управлять нам им.
Во многом панагенезис роль играет И обстоятельства, в которых мы состоим. (Daniel Jordache) Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. (Лев Толстой) И ежели существуют какие-то повреждения либо в характере человека, либо неполадки в окружающей обстановке, то естественно, что человеческая запрограммированность не сможет нормально действовать. Поступки человека будут неадекватными, то есть не будут соответствовать морально-этическим нормам общества, следовательно, такой человек представляет опасность для социальной среды.
Одним из основных вопросов может являться его следующая формулировка. Как бороться с этими трихинами, овладевающими нашим сознанием? Может ли человек избавиться от этой тяжелой болезни? Ответить на эти вопросы, а также частично разобраться в сути этой проблемы нам поможет анализ некоторых эпизодов из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Начнем с произведения Ф. М. Достоевского, главным героем которого является Родион Романович Раскольников. Студент Петербургского университета, погружен в болезненное и раздражительное состояние. Его терзала и мучила одна мысль, которая не оставляла его в покое и которая в последствии осуществилась. Идея Раскольникова прямым образом связана с жизненными условиями, которые окружали студента.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Таким образом, мы видим, что один фактор необходимый для начала разрушительного процесса выполнен, стоит отметить, что он является необходимым, но не достаточным условием. Вторым основополагающим фактором является прирожденный характер, который является сложным и противоречивым у Раскольникова. Его теория, позволяющая кровь по совести полностью завладела сознанием Родиона Раскольникова.
Он никак не мог понять и, впоследствии это казалось ему предопределением, а именно: почему он усталый и измученный сделал очевидный и совершенно ненужный крюк. Случайная встреча, произошедшая во время этого крюка, имела определяющее и окончательное воздействие на судьбу его. Он совершил убийство. После совершенного преступления Раскольников мог только через посредство истинного раскаяния осознать свою вину и избавить себя от насаждающей мысли, которая не давала ему покоя. Будучи на каторге, он вспоминал свои сны, когда еще лежал в бреду и в жару.
Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими.
Эти сны олицетворяются с компьютерными вирусами, которые не дают программам работать, нарушают их привычный ритм. Выйти из этого состояния Раскольникову помогла любовь, которая предзнаменовала зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. В данном аспекте любовь предстает как антивирус, который вылечивает негативно запрограммированное состояние Родиона, устраняет неполадки и восстанавливает нормальное состояние.
В компьютерной жизни вирусы создаются людьми, которые склонны к разрушениям, поэтому они и создают такие программы, которые нарушают развитие других. Зачастую эти процессы являются выгодными в материальном плане. Например, взлом базы данных различных банков с целью перечислить крупную сумму денег на свой счет. Стоит отметить, что такие махинации не являются законными. В определенном количестве стран принят закон, который за умышленную порчу компьютерных данных предусматривает наказание, вплоть до уголовного.
Конечно, и специалисты по программированию могут создать программы-вирусы. Но они ценят свой труд и, прежде чем взяться за дело, постараются найти более простой и менее рискованный способ достижения свой цели. А компьютерная программа – это воплощение своего создателя, его мыслей и разума. Здесь возникает известная проблема, если взять пример Раскольникова.
Топор не убивает, убивает человек. Так и компьютерный вирус, созданный человеком, несет в своем теле злой умысел программиста. Ежели программист или любой другой человек определенной профессии будет делать то, что доставит радость другим людям, а в конечном итоге, и себе самому, то он добьется успеха в своем деле. Только из этих людей, занимающиеся программированием выходят высококлассные программисты, которые стремятся к созиданию, а не разрушению, которые посвящают всю свою жизнь этому благородному делу. Только такие программисты будут выделяться из среды обычных ремесленников, только они смогут оставить после себя след в мировой истории, если они обладают определенными навыками, которые необходимы для внесения «нового слова».
Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и наказание”
просмотреть критическую статью |
Автор статьи: Джордаш Д.
Термин “компьютерные вирусы” прочно вошел в нашу жизнь. Любой человек, хотя бы немного знакомый с современными компьютерами, слышал это словосочетание, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными воздействиями. Итак, что же такое “компьютерные вирусы”? Это программы, которые своими действиями нарушают работу других программ, разрушают данные, не дают возможности пользователям компьютера нормально работать. Такие же вирусы могут властвовать и над сознанием людей, которые действуют в силу своей запрограммированности. Поэтому человек может отождествляться с программой, которая в свою очередь не застрахована от различных повреждений.
Не мне судить, поступок действует,
У человека; не управлять нам им.
Во многом панагенезис роль играет
И обстоятельства, в которых мы состоим. (Daniel Jordache)
Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. (Лев Толстой)
И ежели существуют какие-то повреждения либо в характере человека, либо неполадки в окружающей обстановке, то естественно, что человеческая запрограммированность не сможет нормально действовать. Поступки человека будут неадекватными, то есть не будут соответствовать морально-этическим нормам общества, следовательно, такой человек представляет опасность для социальной среды.
Одним из основных вопросов может являться его следующая формулировка. Как бороться с этими трихинами, овладевающими нашим сознанием? Может ли человек избавиться от этой тяжелой болезни? Ответить на эти вопросы, а также частично разобраться в сути этой проблемы нам поможет анализ некоторых эпизодов из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Начнем с произведения Ф. М. Достоевского, главным героем которого является Родион Романович Раскольников. Студент Петербургского университета, погружен в болезненное и раздражительное состояние. Его терзала и мучила одна мысль, которая не оставляла его в покое и которая в последствии осуществилась. Идея Раскольникова прямым образом связана с жизненными условиями, которые окружали студента. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Таким образом, мы видим, что один фактор необходимый для начала разрушительного процесса выполнен, стоит отметить, что он является необходимым, но не достаточным условием. Вторым основополагающим фактором является прирожденный характер, который является сложным и противоречивым у Раскольникова. Его теория, позволяющая кровь по совести полностью завладела сознанием Родиона Раскольникова. Он никак не мог понять и, впоследствии это казалось ему предопределением, а именно: почему он усталый и измученный сделал очевидный и совершенно ненужный крюк. Случайная встреча, произошедшая во время этого крюка, имела определяющее и окончательное воздействие на судьбу его. Он совершил убийство. После совершенного преступления Раскольников мог только через посредство истинного раскаяния осознать свою вину и избавить себя от насаждающей мысли, которая не давала ему покоя. Будучи на каторге, он вспоминал свои сны, когда еще лежал в бреду и в жару. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Эти сны олицетворяются с компьютерными вирусами, которые не дают программам работать, нарушают их привычный ритм. Выйти из этого состояния Раскольникову помогла любовь, которая предзнаменовала зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. В данном аспекте любовь предстает как антивирус, который вылечивает негативно запрограммированное состояние Родиона, устраняет неполадки и восстанавливает нормальное состояние.
В компьютерной жизни вирусы создаются людьми, которые склонны к разрушениям, поэтому они и создают такие программы, которые нарушают развитие других. Зачастую эти процессы являются выгодными в материальном плане. Например, взлом базы данных различных банков с целью перечислить крупную сумму денег на свой счет. Стоит отметить, что такие махинации не являются законными. В определенном количестве стран принят закон, который за умышленную порчу компьютерных данных предусматривает наказание, вплоть до уголовного. Конечно, и специалисты по программированию могут создать программы-вирусы. Но они ценят свой труд и, прежде чем взяться за дело, постараются найти более простой и менее рискованный способ достижения свой цели. А компьютерная программа – это воплощение своего создателя, его мыслей и разума. Здесь возникает известная проблема, если взять пример Раскольникова. Топор не убивает, убивает человек. Так и компьютерный вирус, созданный человеком, несет в своем теле злой умысел программиста. Ежели программист или любой другой человек определенной профессии будет делать то, что доставит радость другим людям, а в конечном итоге, и себе самому, то он добьется успеха в своем деле. Только из этих людей, занимающиеся программированием выходят высококлассные программисты, которые стремятся к созиданию, а не разрушению, которые посвящают всю свою жизнь этому благородному делу. Только такие программисты будут выделяться из среды обычных ремесленников, только они смогут оставить после себя след в мировой истории, если они обладают определенными навыками, которые необходимы для внесения «нового слова».
/ Критика / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и наказание”
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Морально этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского Преступление и наказание: сочинение
Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?
Прочитан роман. Перевернута последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, потому что проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут оставить равнодушным ни одного человека. «Преступление и наказание» – одно из выдающихся произведений мировой литературы и вместе с тем – один из самых сложных.
Писатель начал работу над романом в очень сложное время конца 60-х годов, когда Россия вступила в переходную эпоху. Общественное движение шестидесятников шел на спад. В стране поднялась волна правительственной реакции. Лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские восстания подавлены. Старые идеалы исчезли, а новые еще не родились. Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить. Положение становилось все хуже и осложнялось тем, что социальные противоречия, которые раздирали дореформену Россию, еще больше обострились. А крестьянская реформа толкнула страну в мучительную ситуацию двойного кризиса. Неизлечимые крепостные язвы осложнились новыми, буржуазными. Рос расписание духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Вот в такой душной атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появились первые симптомы общественной болезни, которая позже принесет огромные беды и страдания человечеству в XX веке. И огромной заслугой Достоевского было то, что он одним из первых в мировой литературе поставил социальный диагноз этой болезни и вынес ей суровый нравственный приговор.
Писатель видел, что пореформенная ломка разрушает вековые достояния общества, освобождая человеческую индивидуальность от культурных традиций, исторической памяти, привычных авторитетов. Личность будто выпадала из системы культуры, теряла самоорієнтацію и попадала в зависимость от новейших идей, которые охватывали общество. Федор Михайлович понял, что за внешнюю привлекательность математически проверенных идей приходится иногда расплачиваться кровью, еще и чужой. И можно только удивляться, как автор романа сумел предвидеть конфликты, которые позже постигших человечество. То, что казалось современникам писателя «фантастическим», подтвердилось последующими судьбами человечества.
Читая роман «Преступление и наказание», нельзя не задуматься над серьезными нравственными проблемами, поставленными автором в произведении.
Что представляет собой человеческая жизнь? В чем заключается его ценность? Что такое счастье и благосостояние? Правомерно ли его получить путем преступления? Может принести такое благополучие, пусть не только для себя, но и для других обездоленных, спокойствие и моральное удовлетворение, счастье? Или можно пойти на компромисс с собственной совестью? Могут быть люди «высшими» и «низшими»? А могут ли «лучшие из людей» распоряжаться жизнью других? Или может быть оправданным «убийство по совести»?
Такие вопросы можно задавать и задавать, но ответ на них есть в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Человеческая жизнь – самая большая на земле ценность. И ни один из людей не способен распоряжаться жизнью – своим и тем более чужим. «Не убий!» – утверждает одна из известных христианских заповедей. «Убийство – это страшное преступление», – доказывают юридические законы.
И никто не должен преступать эти законы. Перед кем угодно можно оправдаться, совершив преступление, но только не перед своей совестью, что станет перед тобой вечным укором, а жизнь превратится в муку, навсегда потеряв смысл. И один небольшой преступление не загладиться тысячами добрых поступков.
Но этого сначала не понимает главный герой произведения – студент Родион Раскольников. И его теория потерпит поражение. Наблюдая российскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический процесс и всякое развитие осуществляются за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови, что все человечество делится на две категории. Есть люди, которые праздно принимающие любой порядок вещей, – «твари дрожащие», и есть люди, которые могут нарушать моральные принципы и общественный порядок, принятый большинством, – «сильные мира сего». Великие личности, творцы истории, Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Развитие общества осуществляется за счет «тварей дрожащих» наполеонами. А поделив людей на две категории, Раскольников задается вопросом, к Какому же разряду принадлежит он сам? «Тварь я дрожащая или право имею?»
Убийство старухи процентщицы – это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона и спасителя (Христа)) одновременно – раздвоение личности героя. В то же время его привлекает идея «сверхчеловека», которому все позволено. Но совершив убийство, он превращается в обычного уголовника, которому потом не дает покоя совесть, совесть. Он понимает, что не может жить среди людей, и в то же время человеческого общения ему не хватает: своим преступлением он будто отрезал себя от людей. Изо всех сил он теперь пытается вернуть утраченные духовные связи. И его теория «сильной личности», которая оправдывает право убивать, терпит полный крах. Убийство человека не могут оправдать, по моему мнению, никакие философские или психологические основы. Счастье в самом только достатке, комфорте тоже нет: его можно достичь только верой, упорным трудом. Счастье в том, чтобы все отдав, ничего не требовать для себя. Достоевский же считал, что счастье может прийти к человеку через страдания.
Роман Ф. Достоевского «Наказание и преступление» был написан в 1866 году, но актуальным он остается и сегодня, ибо касается важных морально-этических проблем, которые волнуют нас и сейчас и обойти которые невозможно. Мы живем сейчас в достаточно сложном мире. Преступность в стране, к сожалению, растет – об этом свидетельствует статистика. Нарушением законов юридических и моральных некоторые дельцы и сейчас пытаются улучшить свое благосостояние. Мир корысти и расчета затмевает им разум. И забывают они, что деньги и власть – это только временное. Это не настоящие человеческие ценности. В наше время также вновь начинает приобретать широкое распространение и теория «сверхчеловека», созданная Ницше. Но давайте посмотрим в наше недалекое прошлое – годы гитлеризма, сталинизма. Я бы никогда не хотела, чтобы эти годы вернулись обратно. И как хорошо, что в мировой литературе есть произведение Достоевского «Преступление и наказание», который доказывает нам необходимость соблюдения нравственных законов, хоть и не все это произведение воспринимают одинаково.
Давайте же будем более человечными, добрыми. Пусть сердце наше станет открытым радости, добру, взаимопониманию. «Красота спасет мир», – писал Ф. М. Достоевский. Пусть же в нашей жизни этой красоты будет больше. В жизни, в человеческих отношениях.
Нравственная и социальная проблема в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание»
Великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич — штаб-лекарь московской Мариинской больницы для бедных; в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. Мать — Мария Федоровна (урожденная Нечаева). В семье Достоевских было еще шестеро детей.
В мае 1837 г. будущий писатель едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844 г. , решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика. Закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В мае 1845 г. после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди», который имел исключительный успех.
С марта-апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Восемь месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. 22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
С января 1850 по 1854 гг. Достоевский отбывал каторгу, но смог возобновить переписку с братом Михаилом и другом А. Майковым. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после — в прапорщики; весной 1857г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься. Полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.
В 1857 г. Достоевский женился на овдовевшей М. Д. Исаевой. Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. Создает две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В декабре 1859 г. он приехал жить в Петербург.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей. Выходит в свет роман «Униженные и оскорбленные», огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».
В июне 1862 г. Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 г. писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой получили отражение в романах «Игрок», «Идиот» и других произведениях.
В октябре 1863 г. он возвратился в Россию. 1864 г. принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот») 10 июня умер М. М. Достоевский.
В 1866 г. истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». В октябре 1866 г. к нему приходит стенографистка А. Г. Сниткина, которая зимой 1867 г. становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. До июля 1871 г. Достоевский с женой живет за границей (Берлин; Дрезден; Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция).
В 1867–1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот».
По предложению Некрасова писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток».
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук. В1878 г. после смерти любимого сына Алеши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Пишет «Братья Карамазовы» — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. В ночь с 25 на 26 января 1881 г. у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января писатель попрощался с детьми, вечером он скончался.
31 января 1881 г. при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
В свой роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский вложил гуманистическую идею, коснулся глубоких нравственных проблем, волновавших его. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же острых социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского губительно общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — «униженным и оскорбленным», — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и убийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, как уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаве- ты для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что «спасти» Раскольнико- ва способен лишь человек, который сам много страдал и чья нравственность выше нравственности Раскольникова. В романе таким проводником — спасителем души человеческой — является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой внешне. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: «. . . голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка бескорыстно отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила.
В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — «существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, позволяли себе издеваться, насмехаться и унижать ее невинность и непорочную чистоту. «Приниженной» Сонечка стала в обществе, в котором живет, из-за людей, которые постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся нагло обвинить ни в чем не виновного человека. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она сострадает ему и страдает за него. Ее богатая любовью душа и понимание помогли Раскольникову. Казалось, он вот-вот погибнет во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Сильная (по своей вере) девушка оказалась способной помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой зеленый платок — символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить ее другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Она спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от «уничтожения» нашего героя. Сонечка — это как луч света в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий путь страданий прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она решает пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения и вместе с ним добиться радости и счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство — чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к зарождению нравственного начала в его душе.
Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, выразил свое отношение к поставленной проблеме: нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников и поплатился за это. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — чистый свет высокой нравственной идеи.
Морально этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского Преступление и наказание: сочинение
Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и на
Автор статьи: Джордаш Д.
Термин “компьютерные вирусы” прочно вошел в нашу жизнь. Любой человек, хотя бы немного знакомый с современными компьютерами, слышал это словосочетание, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными воздействиями. Итак, что же такое “компьютерные вирусы”? Это программы, которые своими действиями нарушают работу других программ, разрушают данные, не дают возможности пользователям компьютера нормально работать. Такие же вирусы могут властвовать и над сознанием людей, которые действуют в силу своей запрограммированности. Поэтому человек может отождествляться с программой, которая в свою очередь не застрахована от различных повреждений.
Не мне судить, поступок действует,
У человека; не управлять нам им.
Во многом панагенезис роль играет
И обстоятельства, в которых мы состоим. (Daniel Jordache)
Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. (Лев Толстой)
И ежели существуют какие-то повреждения либо в характере человека, либо неполадки в окружающей обстановке, то естественно, что человеческая запрограммированность не сможет нормально действовать. Поступки человека будут неадекватными, то есть не будут соответствовать морально-этическим нормам общества, следовательно, такой человек представляет опасность для социальной среды.
Одним из основных вопросов может являться его следующая формулировка. Как бороться с этими трихинами, овладевающими нашим сознанием? Может ли человек избавиться от этой тяжелой болезни? Ответить на эти вопросы, а также частично разобраться в сути этой проблемы нам поможет анализ некоторых эпизодов из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Начнем с произведения Ф. М. Достоевского, главным героем которого является Родион Романович Раскольников. Студент Петербургского университета, погружен в болезненное и раздражительное состояние. Его терзала и мучила одна мысль, которая не оставляла его в покое и которая в последствии осуществилась. Идея Раскольникова прямым образом связана с жизненными условиями, которые окружали студента. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Таким образом, мы видим, что один фактор необходимый для начала разрушительного процесса выполнен, стоит отметить, что он является необходимым, но не достаточным условием. Вторым основополагающим фактором является прирожденный характер, который является сложным и противоречивым у Раскольникова. Его теория, позволяющая кровь по совести полностью завладела сознанием Родиона Раскольникова. Он никак не мог понять и, впоследствии это казалось ему предопределением, а именно: почему он усталый и измученный сделал очевидный и совершенно ненужный крюк. Случайная встреча, произошедшая во время этого крюка, имела определяющее и окончательное воздействие на судьбу его. Он совершил убийство. После совершенного преступления Раскольников мог только через посредство истинного раскаяния осознать свою вину и избавить себя от насаждающей мысли, которая не давала ему покоя. Будучи на каторге, он вспоминал свои сны, когда еще лежал в бреду и в жару. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Эти сны олицетворяются с компьютерными вирусами, которые не дают программам работать, нарушают их привычный ритм. Выйти из этого состояния Раскольникову помогла любовь, которая предзнаменовала зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. В данном аспекте любовь предстает как антивирус, который вылечивает негативно запрограммированное состояние Родиона, устраняет неполадки и восстанавливает нормальное состояние.
В компьютерной жизни вирусы создаются людьми, которые склонны к разрушениям, поэтому они и создают такие программы, которые нарушают развитие других. Зачастую эти процессы являются выгодными в материальном плане. Например, взлом базы данных различных банков с целью перечислить крупную сумму денег на свой счет. Стоит отметить, что такие махинации не являются законными. В определенном количестве стран принят закон, который за умышленную порчу компьютерных данных предусматривает наказание, вплоть до уголовного. Конечно, и специалисты по программированию могут создать программы-вирусы. Но они ценят свой труд и, прежде чем взяться за дело, постараются найти более простой и менее рискованный способ достижения свой цели. А компьютерная программа – это воплощение своего создателя, его мыслей и разума. Здесь возникает известная проблема, если взять пример Раскольникова. Топор не убивает, убивает человек. Так и компьютерный вирус, созданный человеком, несет в своем теле злой умысел программиста. Ежели программист или любой другой человек определенной профессии будет делать то, что доставит радость другим людям, а в конечном итоге, и себе самому, то он добьется успеха в своем деле. Только из этих людей, занимающиеся программированием выходят высококлассные программисты, которые стремятся к созиданию, а не разрушению, которые посвящают всю свою жизнь этому благородному делу. Только такие программисты будут выделяться из среды обычных ремесленников, только они смогут оставить после себя след в мировой истории, если они обладают определенными навыками, которые необходимы для внесения «нового слова».
Морально этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского Преступление и наказание: сочинение Ссылка на основную публикацию