Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

«Презирать суд людей нетрудно, презирать свой собственный – невозможно. » А. С. Пушкин. (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века). По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Личность Родиона Раскольникова.
  2. Чудовищный эксперимент.
  3. Духовное возрождение.

Высказывание Пушкина, на мой взгляд, можно отнести к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, преступает черту, отделяющую его от мира окружающих людей. Как бы люди ни были убоги и ничтожны, эта черта очень важна. Для Раскольникова оказывается не столь страшным суд окружающих, сколько суд собственной совести.

Главный герой романа, студент Родион Раскольников, безусловно, человек не-заурядный. Он напряженно размышляет о несправедливости жизни. Ему не дает покоя мысль, что удовольствия жизни доступны недостойным, неблагородным и неправедным. Между тем как самые лучшие люди терпят лишения и нужду. Мысли Раскольникова тяжелы и сумрачны, его личность сложна. В результате своих исканий Раскольников создает собственную теорию: желает разделить людей на сильных и слабых. Такая теория сама по себе антигуманна и бесчеловечна. Но Раскольников пока этого не понимает. Ему важно разобраться, к какой же категории относится он сам: «тварь ли он дрожащая» или «право имеет». Только те, кто «право имеют», могут презирать все законы, они стоят выше их. «Право имеющие» могут вершить суд, лишать кого-то жизни. Такие мысли рождаются в голове Раскольникова, в результате он относит себя к «право имеющим».

Преступление Раскольников совершает не только и не столько ради собственной выгоды. Ему хочется провести эксперимент, убедиться в своей избранности. Но юноша оказался недальновиден. Его мысли оказались слабой защитой перед • суровой действительностью. Раскольников только потом понял, что убийству противится его человеческая природа. Как бы несчастен и озлоблен он ни был, его душа еще не очерствела. И после убийства старухи-процентщицы и ее сестры Раскольников в этом убеждается. Страдания преступника, безусловно, тяжелы и мучительны. Идея, которая казалась ему такой совершенной, на поверку оказывается несостоятельной. Раскольников медленно, но верно сходит с ума. Его совесть протестует против совершенного. И даже инстинкт самосохранения не может помочь: совершенное преступление тяжким грузом лежит на плечах Раскольникова.

Внутренний мир Родиона Раскольникова сложен, неоднозначен. Мы понимаем это благодаря его снам. Перед убийством старухи студент видит сон, который позволяет нам лучше понять его характер. Во сне Раскольников видит себя маленьким мальчиком и становится свидетелем жестких побоев слабой, больной лошади. Наверное, во времена Достоевского такое событие было будничным и не вызывало у людей особых эмоций.

Однако то, что Раскольников очень страдает от увиденного, как нельзя лучше характеризует его внутренний мир. Студент после пробуждения вспоминает о задуманном преступлении. И ему становится страшно, возникает предчувствие, что совершенное окажется непосильным испытанием. Сердце протестует, но разум говорит свое. Раскольникову так хочется самоутвердиться. Ему кажется, что преступление возвысит его над окружающими, позволит почувствовать себя сверхчеловеком.

Раскольников считает, что только сверхчеловек может защитить и помочь не-счастным и обездоленным. Но, как это ни парадоксально, он вместе со старухой-процентщицей убивает и ее несчастную, обездоленную сестру Л изавету. А она даже не пытается защититься.

После совершенного преступления Раскольников не находит себе места. Теперь его собственная теория не кажется ему заслуживающей внимания. Студент страдает и мучается. Он боится полиции, суда. Но он подвергает себя еще более суровым испытаниям – мукам совести. Однажды переступив черту, он понимает, что обратно пути нет. Теперь Раскольников ощущает себя навсегда отделенным от всех остальных людей. Они живут по своим законам, он пытался жить как сверхчеловек. И у него не получилось. Он понял, что сверхчеловек так же уязвим, как и любой другой. Уязвим благодаря человеческой душе, которая страдает и не знает покоя. Моральные законы придуманы не зря, они не являются простой формальностью. Все общечеловеческие законы – это основа общества. Раскольников уже не так уверен в правильности своей идеи. Постепенно он приходит к выводу, что светлые человеческие чувства не могут сочетаться с преступлением.

Духовное возрождение Раскольникова становится возможным только после осознания необходимости соблюдения важной христианской заповеди – любви к Богу и людям. Именно поэтому роман «Преступление и наказание» в конце показывает появление у Раскольникова светлых мыслей и чувств. Мировоззрение главного героя меняется. Он начинает понимать, что никто не вправе посягать на человеческую жизнь, что все люди равны перед Богом.

Духовное возрождение Раскольникова было бы невозможно без Сонечки. Именно ее любовь, готовность к самопожертвованию, сострадание возвращают преступника к жизни. Совершенное преступление не забывается, оно навсегда наложило отпечаток на главного героя. Теперь уже он понимает, что не имеет права ставить себя выше других. Именно поэтому его ожидает новая жизнь, которая была невозможна без покаяния.

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно. ” (А.С. Пушкин). (По пьесе А.Н. Островского “Гроза” и роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Людской суд. Осуждение, непонимание, отчуждение… Как все это выдержать? Да, нелегко, но человек может многое пережить, через многое переступить. Через многое… но есть в человек неодолимое чувство. Имя ему — совесть.
Кант называл это чувство «нравственным императивом». И Ницше не отрицал его, но считал, что оно идет от христианства, и дал ему свое определение — «инквизиция совести». И что может быть мучительнее, чем суд собственной совести, не позволяющей тебе спокойно жить, терзающей твою душу?
Не может жить спокойно героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерина. Ее молодой женской душе, выросшей в атмосфере любви и заботы, понимания и согласия, душно и мрачно в семействе Кабановых. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но не способен заставить ее полюбить себя, принуждают Катерину оглянуться вокруг, выйти из поэтического мира детства. Постепенно в душе героини рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…»
Это смутное чувство — проснувшаяся в ней любовь, которая воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится противостоять этому чувству, но не находит опоры в этой борьбе. «А что, Варя, быть греху какому-нибудь. Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
Катерина чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся с любовью в ее сознании. Это стремление воспринимается как нечто гибельное, противоречащее всем ее представлениям о должном. В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в окружающем мире и дела нет до их подлинной сути. И Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм героини, и именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.
«Гроза» не трагедия любви. С известной долей условности ее можно скорее называть «трагедией совести». Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Да, ей не страшен людской суд, и кажется ей, что и через себя она переступила. Но это не так.
Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладевает ею, как только оно кончилось. Это как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. И даже кается героиня без надежды, в отчаянии, не в силах дольше скрывать свою неверность. Она не видит другого исхода, кроме смерти. И не отказ Бориса взять ее с собой, лишивший ее последней надежды на счастье, убивает Катерину, а ее безнадежное отчаяние примирить свою совесть с любовью к Борису и физическое отвращение к неволе. Что ж, «презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно».
Подтверждением этих слов может служить и история героя романа Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова. И не случайно в русской литературе часто сравнивают сцены всенародного покаяния двух персонажей: Катерины и Родиона Раскольникова.
Жизнь ставит героев романа Достоевского в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова, безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Если сделки с совестью — обычное и универсальное состояние жизни человечества, то, значит, это не подлость, а внутренняя неизбежность, предустановленная природой человеческого общежития. Тогда нужно считать вздором все нравственные принципы, отбросить их за ненадобностью, как обветшалый хлам, и взглянуть на жизнь с иной точки зрения, уже исключающей «устаревшее» деление человеческих поступков на добрые и злые. В свете этих мыслей и убийство старухи, никому не нужной и даже вредной, по мнению Раскольникова, не является преступлением. И преступление совершено, но ничего не изменилось в этом мире…
А что с Родионом? Страшное одиночество наваливается на него. Он не хочет никого видеть и находится на грани безумия. Оказывается, на вопрос: можно ли «разрешить своей совести перешагнуть себя?» — ответ прост. Нельзя. Все страдания Раскольникова после совершения преступления с мучительной остротой убеждают его в этом.
Да, страдание — неизбежный спутник человека. Для чего оно дается? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеке, за дисгармонию с миром. Страдания души, угрызения совести — самое страшное наказание. Его в полной мере испытал на себе Родион Раскольников. «Инквизиция совести» действует беспощадно.

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки, судящий самого себя («Я себя убил, а не старушонку»). Достоевский воплотил в Раскольникове черты «сильных личностей», с которыми познакомился на каторге, во время написания романа. Это люди, ставящие себя выше нравственных законов общества.

На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других? – автор и его герой отвечают по-разному. Н.Бердяев писал по этому поводу: «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать «человеческому».

Раскольников считает, что убийство одного человека ради счастья других возможно, так как это «простая арифметика». Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает и Лизавету с неродившимся ребенком). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Раскольникова терпит крах.

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством в обществе. Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. «Преступление и наказание» – роман, воспроизводящий картину социальных страданий городской бедноты, нищеты. Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести».

Родион решает уничтожить «ненужное меньшинство». Если герой и ему подобные берут на себя такую высокую миссию – защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все дозволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.

Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали. И выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечества. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе убивать людей? Он делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Он мечтает властвовать над людьми, так проявляется его суть. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы («Не убий!»), Достоевский вводит в роман образ Сони Мармеладовой. Длительная любовь к ближнему, способность отозваться на любую чужую боль, делает образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого грешника, как Раскольников.

Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании романа. В образе Раскольникова писатель казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Но мы знаем, Раскольников позволил себе не согласиться с этим, совершая убийство. В «Преступлении и наказании» в очередной раз доказываются слова Пушкина, так как в романе наглядно показано, как «собственный суд» Родиона вынес самый строгий выговор.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов)

Данная шпаргалка предназначена для школьников, абитуриентов. В шпаргалку входят готовые сочинения на свободные темы по произведениям литературы XIX и XX вв. Она позволит вам отлично сдать экзамен по литературе и вступительные экзамены в вуз.

Оглавление

  • 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 3. «Человек – целый мир. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека. » (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 7. «Человек – это. живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 8. «Жизнь скучна без нравственной цели. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 9. «Великие истины понятны и доступны каждому. » (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце. » (Ф. М. Достоевский)
  • 12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. » (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил. » (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 17. «Нет счастья в бездействии. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
  • 19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно. » (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться. » (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
  • 21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
  • 22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно. » (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

В чем вина Раскольникова? Если не очень задумываться над этими вопросами, то можно ответить однозначно: вина Раскольникова заключается в том, что он совершил преступление – убил человека. Что может быть страшнее убийства? Но давайте поглубже разберемся, что же побудило Раскольникова переступить последнюю черту. Начнем с самого начала, с того времени, когда Раскольников был вынужден оставить учебу в университете. Главной причиной этого было отсутствие средств. Раскольников понял, что продолжать учебу он не может: к этому времени он влез в долги, а вытягивать деньги у матери и сестры ему не позволяла совесть, так как он понимал, что они отдавали ему последнее. Когда с деньгами было особенно туго, он обращался к старухе-процентщице и закладывал ей разные мелочи за гроши. Алена Ивановна – «крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая», была обладательницей несметных капиталов. Раскольников знал, что она завещала огромные суммы своего состояния церкви на поминовение своей души, хотя у нее была сестра, которой не помешала бы хотя бы малая часть этих богатств. Раскольников чувствовал явное отвращение и неприязнь к старухе. Он всеми силами старался отогнать страшные мысли об убийстве, но они завладели всем его существом. И вот однажды, когда Раскольников в очередной раз пришел к старухе заложить отцовские серебряные часы, он поймал себя на мысли, что внимательно изучает, где старуха держит деньги, какими ключами она отпирает ящики. Но он еще не представлял себе, как он сможет убить человека, хотя мысленно уже давно все рассчитал и продумал до мельчайших подробностей. Однако обстоятельства складывались таким образом, что в нем с каждым днем все больше и больше росло убеждение в справедливости страшного намерения. Сначала встреча и разговор с Мармеладовым о его тяжелой беспросветной жизни, затем письмо матери, сильно взволновавшее Раскольникова. И еще одно, наиболее важное обстоятельство – разговор студента и офицера, услышанный Раскольниковым в кабаке: «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги». И Раскольников решился на убийство. Он осознанно пошел на это, полагая, что цель оправдывает средства. Совершая этот поступок, Раскольников думал, что те благородные цели, которые он преследовал, загладят его вину – преступление и позволят забыть о совершенном злодействе. Он считал себя «необыкновенным человеком», «маленьким Наполеоном», т. е. человеком, которому все дозволено, даже убийство. Но природа обыкновенного человека, каким был на самом деле Раскольников, берет верх. После убийства Раскольников, находясь в состоянии постоянного душевного напряжения, то ужасаясь тому, что совершил, то убеждая себя в правильности теории толпы и кучки властелинов, живет раздвоенной жизнью. Он понимает в душе, что совершил ошибку, убив старуху-процентщицу, сознает крах своей идеи, но боится признаться в этом даже самому себе. Истинная вина Раскольникова состоит в том, что он совершил преступление, – мотивы убийства бывают самые разные, его вина в том, что он противопоставил себя обществу, морали, религии, взяв на себя миссию «высшего судьи», который призван решать человеческие судьбы. Он сознательно идет на тяжкое преступление, сам становится жертвой своего преступления. Жизнь ввергла его в страшные мучения, такие, что даже каторга кажется ему лучшим избавлением от душевных терзаний.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

«Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно…» (По пьесе Островского «Гроза» и роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Людской суд. Осуждение, непонимание, отчуждение… Как все это выдержать? Да, нелегко, но человек может многое пережить, через многое переступить. Через многое… но есть в человек неодолимое чувство. Имя ему — совесть. Кант называл это чувство «нравственным императивом». И Ницше не отрицал его, но считал, что оно идет от христианства, и дал ему свое определение — «инквизиция совести». И что может быть мучительнее, чем суд собственной совести, не позволяющей тебе спокойно жить, терзающей твою душу?

Не может жить спокойно героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерина. Ее молодой женской душе, выросшей в атмосфере любви и заботы, понимания и согласия, душно и мрачно в семействе Кабановых. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но не способен заставить ее полюбить себя, принуждают Катерину оглянуться вокруг, выйти из поэтического мира детства. Постепенно в душе героини рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…»

Это смутное чувство — проснувшаяся в ней любовь, которая воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится противостоять этому чувству, но не находит опоры в этой борьбе. «А что, Варя, быть греху какому-нибудь. Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Катерина чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся с любовью в ее сознании. Это стремление воспринимается как нечто гибельное, противоречащее всем ее представлениям о должном. В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в окружающем мире и дела нет до их подлинной сути. И Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм героини, и именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

«Гроза» не трагедия любви. С известной долей условности ее можно скорее называть «трагедией совести». Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не

Подтверждением этих слов может служить и история героя романа Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова. И не случайно в русской литературе часто сравнивают сцены всенародного покаяния двух персонажей: Катерины и Родиона Раскольникова.

Жизнь ставит героев романа Достоевского в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова, безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Если сделки с совестью — обычное и универсальное состояние жизни человечества, то, значит, это не подлость, а внутренняя неизбежность, предустановленная природой человеческого общежития. Тогда нужно считать вздором все нравственные принципы, отбросить их за ненадобностью, как обветшалый хлам, и взглянуть на жизнь с иной точки зрения, уже исключающей «устаревшее» деление человеческих поступков на добрые и злые. В свете этих мыслей и убийство старухи, никому не нужной и даже вредной, по мнению Раскольникова, не является преступлением. И преступление совершено, но ничего не изменилось в этом мире…

А что с Родионом? Страшное одиночество наваливается на него. Он не хочет никого видеть и находится на грани безумия. Оказывается, на вопрос: можно ли «разрешить своей совести перешагнуть себя?» — ответ прост. Нельзя. Все страдания Раскольникова после совершения преступления с мучительной остротой убеждают его в этом.

Да, страдание — неизбежный спутник человека. Для чего оно дается? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеке, за дисгармонию с миром. Страдания души, угрызения совести — самое страшное наказание. Его в полной мере испытал на себе Родион Раскольников. «Инквизиция совести» действует беспощадно.

“Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” вполне соотносим с фразой А. С. Пушкина: “Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно”. Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником.

Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки, судящий самого себя (“Я себя убил, а не старушонку”). Достоевский воплотил в Раскольникове черты “сильных личностей”, с которыми познакомился на каторге, во время написания романа. Это люди, ставящие себя выше нравственных законов общества. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других? – автор и его герой отвечают по-разному.

Н. Бердяев писал по этому поводу: “Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества.

Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать “человеческому”. Раскольников считает, что убийство одного человека ради счастья других возможно, так как это “простая арифметика”. Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает и Лизавету с неродившимся ребенком). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством в обществе.

Достоевского волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. “Преступление и наказание” – роман, воспроизводящий картину социальных страданий городской бедноты, нищеты. Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения.

Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как “кровь по совести”. Родион решает уничтожить “ненужное меньшинство”.

Если герой и ему подобные берут на себя такую высокую миссию – защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все дозволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали. И выйдет, что людей можно резать”. Раскольников считает, что преступать закон могут только “настоящие люди”, так как они действуют на благо человечества. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе убивать людей? Он делит людей на “избранных” и “тварей дрожащих”. И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: “…вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…” Он мечтает властвовать над людьми, так проявляется его суть. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы (“Не убий!”), Достоевский вводит в роман образ Сони Мармеладовой.

Длительная любовь к ближнему, способность отозваться на любую чужую боль, делает образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого грешника, как Раскольников. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании романа.

В образе Раскольникова писатель казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Но мы знаем, Раскольников позволил себе не согласиться с этим, совершая убийство. В “Преступлении и наказании” в очередной раз доказываются слова Пушкина, так как в романе наглядно показано, как “собственный суд” Родиона вынес самый строгий выговор.

Читайте также:  Почему я выбрала Достоевского и Лескова: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×