Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Скачать сочинение

Ф.М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский?
В центре романа «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные). Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся гордым и свободолюбивым нравом.
Главный герой романа – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. После этого новая идея, теория захватывает Раскольникова полностью, он становится буквально ее фанатиком. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. Они «имеют право» на все, даже на преступление. Страдания и беды отдельных людей не способны их остановить.
Для подтверждения своей «болезненной» теории Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Достоевский сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. Так автор начинает наказывать Раскольникова.
Если быть точнее, то стоит сказать, что сам герой начинает наказывать себя еще перед совершением преступления. Его внутренняя сущность протестует против самой мысли насилия и убийства. Об этом нам говорит сон Раскольникова про лошадь. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем невероятно жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Ее в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Раскольников очень жалеет бедную лошадь, пытается спасти ее, но не может. Тогда он бросается на ее убийц с кулаками. Этот сон очень многозначен. Здесь явно виден протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это говорит о тонкой, доброй душе героя.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве герой начинает осознавать, что он натворил. После этого страшного преступления Раскольников уже никому не может сделать никакого блага. Украденные деньги не приносят никому добра. Вся теория героя рушится на корню. Родион ни с кем не может видеться, разговаривать. Даже любимые мать и сестра становятся чужими Раскольникову. Единственный человек, с которым герой способен общаться, – это Соня Мармеладова. Ведь она тоже своеобразная грешница – блудница. Но проблема в том, что Соня преступница только в рамках общественной морали. Внутри это цельная и светлая личность. Именно ей Раскольников признается в своем преступлении.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
Безусловно, героя настигает и общественный суд. Раскольников признается Порфирию Петровичу в совершенном преступлении, и героя ссылают на каторгу. Там Раскольников замыкается в себе. Но к концу романа появляется просветление в душе героя. Он просит Соню принести ему Библию.
Слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

“Воскрешение души Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Разделы: Литература

Тема: “Воскрешение души Родиона Раскольникова”

1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

– Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

– По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

Р АС К О Л Ь Н И К О В

С О Н Я

Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. “Идея” и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости

Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение.

-Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Читайте также:  Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” – читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

– Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

– Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона ( я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Читайте также:  Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

«Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)»

— известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский?

В центре романа «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные). Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся гордым и свободолюбивым нравом.

Главный герой романа — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. После этого новая идея, теория захватывает Раскольникова полностью, он становится буквально ее фанатиком. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа — это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. Они «имеют право» на все, даже на преступление. Страдания и беды отдельных людей не способны их остановить.

Для подтверждения своей «болезненной» теории Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Достоевский сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. Так автор начинает наказывать Раскольникова.

Если быть точнее, то стоит сказать, что сам герой начинает наказывать себя еще перед совершением преступления. Его внутренняя сущность протестует против самой мысли насилия и убийства. Об этом нам говорит сон Раскольникова про лошадь. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем невероятно жестокого поступка — избиения загнанной лошади. Ее в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Раскольников очень жалеет бедную лошадь, пытается спасти ее, но не может. Тогда он бросается на ее убийц с кулаками. Этот сон очень многозначен. Здесь явно виден протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это говорит о тонкой, доброй душе героя.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве герой начинает осознавать, что он натворил. После этого страшного преступления Раскольников уже никому не может сделать никакого блага. Украденные деньги не приносят никому добра. Вся теория героя рушится на корню. Родион ни с кем не может видеться, разговаривать. Даже любимые мать и сестра становятся чужими Раскольникову. Единственный человек, с которым герой способен общаться, — это Соня Мармеладова. Ведь она тоже своеобразная грешница — блудница. Но проблема в том, что Соня преступница только в рамках общественной морали. Внутри это цельная и светлая личность. Именно ей Раскольников признается в своем преступлении.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание — великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Безусловно, героя настигает и общественный суд. Раскольников признается Порфирию Петровичу в совершенном преступлении, и героя ссылают на каторгу. Там Раскольников замыкается в себе. Но к концу романа появляется просветление в душе героя. Он просит Соню принести ему Библию.

Слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Сочинение Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский?
В центре романа «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные). Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся гордым и свободолюбивым нравом.
Главный герой романа – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. После этого новая идея, теория захватывает Раскольникова полностью, он становится буквально ее фанатиком. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. Они «имеют право» на все, даже на преступление. Страдания и беды отдельных людей не способны их остановить.
Для подтверждения своей «болезненной» теории Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Достоевский сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. Так автор начинает наказывать Раскольникова.
Если быть точнее, то стоит сказать, что сам герой начинает наказывать себя еще перед совершением преступления. Его внутренняя сущность протестует против самой мысли насилия и убийства. Об этом нам говорит сон Раскольникова про лошадь. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем невероятно жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Ее в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Раскольников очень жалеет бедную лошадь, пытается спасти ее, но не может. Тогда он бросается на ее убийц с кулаками. Этот сон очень многозначен. Здесь явно виден протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это говорит о тонкой, доброй душе героя.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве герой начинает осознавать, что он натворил. После этого страшного преступления Раскольников уже никому не может сделать никакого блага. Украденные деньги не приносят никому добра. Вся теория героя рушится на корню. Родион ни с кем не может видеться, разговаривать.

Читайте также:  Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Ф.М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский?

В центре романа «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные). Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся гордым и свободолюбивым нравом.

Главный герой романа – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. После этого новая идея, теория захватывает Раскольникова полностью, он становится буквально ее фанатиком. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. Они «имеют право» на все, даже на преступление. Страдания и беды отдельных людей не способны их остановить.

Для подтверждения своей «болезненной» теории Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Достоевский сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. Так автор начинает наказывать Раскольникова.

Если быть точнее, то стоит сказать, что сам герой начинает наказывать себя еще перед совершением преступления. Его внутренняя сущность протестует против самой мысли насилия и убийства. Об этом нам говорит сон Раскольникова про лошадь. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем невероятно жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Ее в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Раскольников очень жалеет бедную лошадь, пытается спасти ее, но не может. Тогда он бросается на ее убийц с кулаками. Этот сон очень многозначен. Здесь явно виден протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это говорит о тонкой, доброй душе героя.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве герой начинает осознавать, что он натворил. После этого страшного преступления Раскольников уже никому не может сделать никакого блага. Украденные деньги не приносят никому добра. Вся теория героя рушится на корню. Родион ни с кем не может видеться, разговаривать. Даже любимые мать и сестра становятся чужими Раскольникову. Единственный человек, с которым герой способен общаться, – это Соня Мармеладова. Ведь она тоже своеобразная грешница – блудница. Но проблема в том, что Соня преступница только в рамках общественной морали. Внутри это цельная и светлая личность. Именно ей Раскольников признается в своем преступлении.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Безусловно, героя настигает и общественный суд. Раскольников признается Порфирию Петровичу в совершенном преступлении, и героя ссылают на каторгу. Там Раскольников замыкается в себе. Но к концу романа появляется просветление в душе героя. Он просит Соню принести ему Библию.

Слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Ссылка на основную публикацию
×
×