Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова девушка вызывающая у читателей не только сочувствие и жалость, но и уважение. Совсем еще молодая, она старается прокормить свою семью: отца пьяницу, мачеху бесконечно хворающую и ее детей. Никто не может ее упрекнуть в том каким способом ей приходится зарабатывать деньги. Как и все девушка с малолетства приученная к труду она пыталась честно заработать занимаясь шитьем, но за это платили такие копейки, что разве только хватило бы денег на одну воду и то без хлеба. Вот и пришлось бедной девочке идти на грех. При этом Соня никого не обвиняет в своей судьбе, она молча переносит все обиды. Даже деньги девушка отдает все семье.

Соня белокурая, голубоглазая, несмотря на свои восемнадцать лет она выглядит моложе. Нельзя сказать, что она красивая, но она очаровывает своей наивностью и добротой. Одеваясь вечером в наряд достаточно яркий и безвкусный она вызывает к себе не презрение, а жалость.

Теперь занимаясь не совсем хорошим делом она старается даже свою семью посещать как можно реже. Соня снимает комнату, чтобы не позорить своих родственников своим ремеслом. Характер девушки не испортился она как была добрая и бескорыстная так и осталась такой. Как же такая на вид невинная и глубоко православная стала на путь пропащей женщины? В этом и заключается вся сущность нашего бытия. Есть люди которые согласны заработать на кусок хлеба практически любым путем. Она понимает, что поступает плохо, но изменить ничего не может. Она не раз говорит, что все за свои дела будут отвечать перед Богом и она тоже.

Встретившись с Раскольниковым Соня понимает, что он совершил преступление убив человека, она убила человека в себе. Редко можно встретить человека переживающего чужие ошибки как свои. Она понимает, что любое плохое дело наказывается. Вот и с ней так получилось за ее работу Бог наказал тем, что она теперь должна по собственной воле следовать за Раскольниковым. Несмотря на это ее чистая душа продолжает верить в добро. Она безвозмездно помогает каторжникам, читает Раскольникову святое писание и он мало помалу начинает раскаиваться. По другому и быть не может. И они уже вместе мечтают о счастливой жизни.

Иногда и в жизни встречаются такие люди, которые своей добротой могут заставить раскаяться, встать на путь исправления. Жаль только, что самим им приходится очень тяжело не каждый может оценить их стремление.

Вариант 2

Сонечка Мармеладова – один из самых сложных и противоречивых образов русской классической литературы, главная героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Впервые мы узнаем о Соне почти в самом начале произведения от ее отца – чиновника Мармеладова: он рассказывает Раскольникову всю свою и ее нелегкую судьбу. Сонечка – дочь Мармеладова от первого брака. Когда ей было четырнадцать лет, Мармеладов женился вторично на Катерине Ивановне, вдове с тремя малыми детьми. Мармеладов пил, денег не было. И в такой среде до определенного возраста жила Сонечка Мармеладова, пока Катерина Ивановна в один из приступов озлобленности не высказала ей прямо о дармоедстве. А Сонечка была девушка не очень образованная и воспитания должного не получила. И могла, к сожалению, заработать только одним способом.

Внешность у Сонечки приятная, даже симпатичная: это – хрупкая, тоненькая блондинка с нежным, «остреньким» и хорошеньким личиком. Выражение лица немного испуганное – Сонечка знает свое место: она живет по «желтому билету» и люди ее чураются. Она стесняется людей, стесняется себя и своей жизни. И первое впечатление таково, что это не очень умная и не очень далекая девушка.

Но у Сонечки есть масса положительных черт и достоинств. Она – добрая во всех смыслах этого слова: не злая и не жадная. Денег у нее в обрез, а она поит чаем детей портного Капернаумова, у которого нанимает комнату.

Читайте также:  Рогожин - характеристика литературного героя: сочинение

Сонечка – не злопамятная. Сколько она вытерпела от Катерины Ивановны – и крик, и битье, а не помнит зло, потому что не хочет помнить. Она пошла на панель, а ее папочка этому не препятствовал, потому что лежал пьяный. И она никогда не вспоминает об этом, потому что не хочет.

Она способна на жертвы – приносит в жертву для блага семьи и чужих детей свою молодую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у нее очень сильная воля – ведь чтобы терпеть все это, надо быть очень сильным человеком. И ей удается убедить Раскольникова принять страдание и искупить себя им, а он соглашается.

Сонечка может не только слушать, а слышать и понять, что является очень редким и ценным качеством. И поэтому Раскольников именно ей доверяет свою страшную тайну. Она видит, что действительно происходит с человеком, а не голые факты: убил, но какие страдания внутри.

У Сонечки внутри есть Бог, и она живет по Божьим заповедям: действительно любит ближних, как саму себя, никого не осуждает – ни отца, ни Катерину Ивановну. Когда Лужин обвиняет ее в краже денег, то даже Катерина Ивановна вступается за Сонечку, потому что она никогда не берет чужого. На первом месте у нее стоит душа – надо повиниться, а то замучаешься. А в душе – вера: Сонечка верит, что ее кипарисный крестик поможет Раскольникову.

Соне очень мало надо – она себя одну завсегда прокормит. Почти весь свой заработок она отдает отцу – пьянице и его семье, не спрашивая, куда уходят деньги.

Сонечка оказывается очень надежной и на нее можно положиться: она не бросает Раскольникова, а следует за ним в Сибирь. Там всегда находится рядом, регулярно пишет обо всем родным, потому что Раскольников относится ко всему равнодушно и отношений с родными не поддерживает. И ее, тоненькую и хрупкую, говорящую тихо и никогда не заискивающую, уважают арестанты за ее труд и любовь к ближнему.

Имя Сонечка Мармеладова давно стало именем нарицательным, примером сочетания в человеке огромной любви, терпения и жертвенности, которые в наше время, к сожалению, становятся все большей редкостью.

Сочинение 3

Есть такие герои классических произведений авторов прошлого века, которые ни при каких условиях не потеряют своей актуальности. Они уже обрели бессмертие и прочно заняли свое место в душах тех, кто не поленился и ознакомился с ними.

Яркий, невинный, но в тоже время порочный образ Сони Семеновны Мармеладовой, дочери обнищавшего пьянчуги Семена Мармеладова, занимает далеко не последнее место в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Сирота, вынужденная заниматься проституцией, чтобы прокормить отца, мачеху Катерину Ивановну и сводных братьев и сестер. Не возлагая ни на кого вину за свою несчастливую судьбу, она безропотно несет свой тяжкий крест, не требую благодарности взамен. Соня смиряется со своей участью. Будучи глубоко порядочной девушкой, ей очень стыдно за то, чем приходится заниматься. Ей тяжко находится в отчем доме, поэтому она лишь изредка наведывается туда и отдает заработанное мачехе, чтобы та могла купить своим детям еду. Она считает себя недостойной “высшего” общества, в котором ей иногда приходится оказываться.

Соня Мармеладова добрая и самоотверженная, доверчивая и истово верующая девушка. Весь ее облик говорит о том, что в выборе своих поступков она руководствуется лишь велением сердца и истинной верой в Бога.

Встреча Сони и Родиона Раскольникова, кажется, была предначертана кем-то свыше. Оба не чисты перед законом, он убил человека, она – свое тело и душу. Но они находят какое-то утешение друг в друге, хотя девушка не понимает и не принимает мыслей молодого человека. Как можно преступить “Закон Божий” и вознести себя до “необыкновенного человека”, вершащего “правосудие”? Жертвенность молодой Мармеладовой не знает границ. Не могла по-другому поступить она, как взвалить на себя еще и крест Раскольникова, скитаться с ним по городам и весям, а взамен довольствоваться прохладным отношением к себе. Но это Соня, такая тоненькая, маленькая, хрупкая с красивыми голубыми глазами, верная, не способная на лихие помыслы и поступки. Маленькая проститутка, пользующаяся любовью и уважением окружающих ее людей за все те блага, которые дарит им. И благодаря её стараниям, в душе преступника Раскольникова пробуждаются вера, любовь и раскаяние за содеянное. Он по-иному взглянул на жизнь, на её сущность.

Соня Мармеладова – это образ, за внешней оболочкой которого скрывается внутренняя красота, смиренность, всепрощение, бескорыстная любовь к людям и истинная вера в Бога. В этой героине Достоевский воплотил свои взгляды и идеалы.

Сочинение Образ Сони Мармеладовой (Преступление и наказание)

Образ Сони Мармеладовой стал поистине бессмертным. Он занимает особое место в классической литературе, являя собой образец доброты, сострадания и самопожертвования. Глядя на нее, читатель обретает драгоценное понимание таких чудесных явлений как преданная любовь и настоящая вера в Бога.

Знакомство с героиней происходит не сразу. Героиня появляется уже тогда, когда Раскольников уже совершил свой роковой поступок и погубил собственную душу. Кажется, что Родиона ждет неминуемая погибель, и ничего уже поделать с этим нельзя. Но однажды судьба дарит ему чудесное знакомство с необыкновенной девушкой, которая полностью меняет его жизнь.

Первое упоминание о Соне мы слышим из уст ее отца, когда тот рассказывает о своей тяжелой судьбе, бедности и глубокой нужде. Говоря о семье, Мармеладов с теплотой и благодарностью называет имя Сонечки, своей единственной дочери. Его жена Катерина Ивановна была несчастной больной женщиной, отдававшей последние силы на то, чтобы заработать хоть какие-то деньги, в то время как отец семейства пропивал заработок. Тяжелые жизненные обстоятельства негативно сказались на характере Катерины Ивановны, которая начала раздражаться по мелочам, скандалить, обвиняя падчерицу в финансовой нужде. И тогда Соня, чтобы хоть как-то помочь семье, решила пожертвовать собой и начала заниматься проституцией.

Услышанная история произвела на Раскольникова сильнейшее впечатление, оставив в его несчастной душе яркий след.

Раскрывать внешность героини автор отнюдь не спешит. Впервые описание внешнего облика Сони происходит, когда девушка возвращается домой в день смерти своего отца. Скромная и чувствительная по своей сути, она не решалась войти в комнату, считая себя недостойной, опороченной.

В первую очередь автор указывает на стиль одежды Сони – наряд дешевый и нелепый, но яркий и вызывающий, что характерно для подобного рода занятий. Лицо бледное и худое, кроткий взгляд, все в ней говорило о душевной боли и свидетельствовало о сильнейшем чувстве унижения. На вид ей было лет 17, невысокая, худенькая и довольно симпатичная девушка с красивыми голубыми глазами.

Образ Сони Мармеладовой полон противоречий: с одной стороны, она хрупкая и слабая, но с другой – считает себя ужасной грешницей, присутствие которой рядом с другими людьми оскорбляет их. Ее так легко обидеть, она беззащитна перед жестокостью других людей. В то же время физическая слабость и неуверенность соседствуют с большой внутренней силой, в основе которой лежит любовь – к отцу, к детям, к Раскольникову, – любовь преданная и бескорыстная. Доброта и сострадание этой девушки не знают границ. Никто не умеет прощать так же, как она. Она простила свою мачеху, не посмела осуждать отца за его слабость и бесконечную тягу к выпивке. Она сочувствует Раскольникову, искренне жалеет его. На такое способен только по-настоящему сильный человек, цельная личность.

Но откуда в такой хрупкой девушке взялась эта удивительная сила? Соню спасает, ведет к свету и помогает вести к нему других ее самозабвенная вера в Бога. Неудивительно, что именно к ней Раскольников идут с покаянием и просьбой о помощи. Вера Сонечки подталкивает главного героя к признанию в своем ужасном деянии, к раскаянию и к его собственной вере в Бога, которая в итоге возвращает Раскольникова к жизни.

Вариант 5

Соня Мармеладова – центральный персонаж романа «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Автор вложил в героиню образ девушки, умеющей сострадать, прощать и любить. Он создал полную противоположность главному герою произведения Раскольникову в лице Сони Мармеладовой.

Соня – молодая, кроткая, робкая и миловидная девушка. То, чем занимается, она всячески презирает и осуждает ввиду своей набожности и нравственности. Девушка вынуждена работать в сфере проституции, чтобы прокормить свою семью. Ведь ее отец, некогда занимавший приличную должность чиновника, разорился и стал сильно пить. А мачехе, болеющей чахоткой, была необходима материальная поддержка для поддержания жизни маленьких детей. Сонечка стала заниматься этим унизительным и скверным трудом во имя лучшей жизни родных, жертвуя своей честью и принципами. Она не осуждает отца, не винит его в горестях семьи. Напротив, она смиряется со своей участью ради спокойствия и счастья близких.

Героиня – добрый, отзывчивый и способный на сострадание человек. Все заработанные деньги, до последней копейки, она отдает мачехи и горе-отцу. Стыдясь своей жизни, она старается меньше времени проводить дома. Но все знающие и окружающие Соню, понимая ее тяжелое положение, не пытаются унизить и оскорбить. Ведь ее поступки достойны уважения. Терпя такой позор на сердце, Соня добывает средства на пропитание своей семьи. Пожалуй, только махеча притесняет бедную девушку.

Соня послушно верит в Бога, живет по христианским канонам. Она почитает человеческую жизнь за самое ценное, независимо от статуса и материального положения каждого отдельного человека. Девушка испытывает любовь к каждому живущему, пытаясь помочь.

В ее понимании все люди равны между собой и между Божьим судом. А потому она не соглашается с теорией Раскольникова о делении людей на высшие и низшие сорта. Девушка искренне верит, что только Богу возможно осудить того или иного человека. Она осуждает Родиона лишь за то, что он так бесчестно поступил по отношению к старухе-процентщице. Никто не может отнять жизни у другого. Тем не менее, она сострадает бедному студенту, принимает часть его страданий на себя и вместе с ним отправляется на каторгу. Она желает помочь искупить грехи молодого человека и «очиститься» самой.

Через Соню Мармеладова Достоевский раскрывает свои мысли и убеждения касательно ценности человеческой жизни. В девушке он воплощает идеи сострадания, глубокой душевной доброты и благородности.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Сони Мармеладовой

Популярные сегодня темы

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе.

Два друга: внук тринадцати лет и дед семидесяти трех, что же может связывать их дружбу? Оба больше всего любили смотреть кино. Не просто по телевизору, а именно в кинотеатре

Главная фабула поэмы «Мертвые души» представляет собой путешествие Павла Ивановича Чичикова по деревням, в которых он намерен любым путем выкупить души уже умерших крестьян.

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти

Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Соня Мармеладова – героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, занимающая центральное место в произведении. Соня предстаёт перед читателем доброй, робкой и смиренной девушкой. Об этом мы узнаём в самом начале из рассказа спившегося чиновника Семёна Мармеладова, отца Сонечки, во время разговора с Раскольниковым. Девушка имела

Такой тип внешности ассоциируется с чистотой и невинностью.

Какое же значение образа Сони в романе? Дело в том, что автор показывает читателю две правды: правду Раскольникова и правду Сони Мармеладовой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Раскольников делит всех людей на два типа: на тех, которые безропотно принимают существующий порядок вещей – “твари дрожащие” и тех, кто нарушает общественный порядок, принятый большинством – “сильные мира сего”. Однако Соня в противовес Раскольникову-теоретику, который предпочитает путь насилия, исповедует путь любви, веры и самоотвержения во имя близких людей. Девушка не считает, что жизненные тяготы и невзгоды могут оправдать преступление. Откуда же идут истоки той неизмеримой любви к человечеству, которую излучает Сонечка?

Читайте также:  Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Уже в детстве героиня подвергается испытаниям судьбы. У неё умирает мать. Пьяница-отец женится на другой женщине, взяв её с тремя детьми от первого брака. Ранее Соня работала швеёй, однако этот труд приносил ей мало денег. У девушки почти совсем не было образования. Из книг она читала только Евангелие; была очень набожной, поэтому находила спасение и успокоение во время общения с Богом путём чтения. Голод и нищета, пьянство отца и страдание мачехи с братом и сёстрами вынуждают девушку переступить через себя и пойти на панель. В условиях, казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный высоконравственного человека. Жизненные принципы Сони остаются неизменными. Она живёт, исходя из требований жизни, считает, что человека делает не сознание, а душа. Любовь, вера и сострадание к ближним- вот смысл жизни Сони.

Всё это доказывает, что в Соне заключена божественная правда. И Раскольников глубоко заблуждается, пытаясь сравнить своё преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою.”. Есть большое различие между убийством человека и самопожертвованием во имя любви. Соня, спасая людей, берёт на себя тяжесть греха, тем самым становясь великой мученицей. Раскольников же, пытаясь свою теорию, идёт на убийство человека. Так он становится преступником, хотя берёт на себя грех человечества, следовательно, он спаситель. Но может ли спаситель убить? Безусловно, нет. Всё это доказывает ложность и неправильность идеи Раскольникова. Таким образом, мы видим, что Сонечка духовно и выше, и чище.

Кем же Соня является для Раскольникова? Кто она: судья или спаситель? Глубину душевных мук Раскольников разделяет именно с Соней Мармеладовой. Ей, а не Порфирию Петровичу решает герой открыть свою страшную тайну, так как он больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.

Именно эта сцена показывает роль образа Сони в романе. Она, как ангел-спаситель, оказывается единственным человеком, готовым оказать помощь Раскольникову. Родион Раскольников принимает от Сонечки “простонародный крестик”. Путь его обновления – это путь признания народной веры, которую исповедует Соня. Спасти Раскольникова может только Сонечка Мармеладова, и слова её будут отличаться от суда Порфирия Петровича. Эти слова побуждают любить. Всё это высший свет, который удерживает человечность даже в бытии униженных и оскорблённых людей. Но сила Сонечки заключается не только в сострадательной любви к Раскольникову, кроме любви в душе девушки есть держава. Эта держава – и есть христианская вера героини. Достоевский в лице Сони изображает народное православие. Только любовь, одухотворяемая такой верой, помогает ей устоять и привлечь Раскольникова к спасению, к воскрешению того доброго и вечного, что томилось в нём. Ради Раскольникова Соня, не задумываясь, едет с ним в Сибирь. Зачем страдать ради человека, который холоден с тобой. И ответом на этот вопрос является опять же любовь. Бескорыстная, чистая любовь, с которой живёт Соня. И на каторге все заключённые, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, чувствуют эту всеобъемлющую любовь и уважают девушку за её доброту и помощь. Раскольников не может понять этого: “Неразрешим для него был ещё один вопрос: почему они все так полюбили Соню? Она у них не заискивала, встречали они её редко. А между тем все уже знали её, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живёт, где живёт.”.

И что же? Неужели все страдания, любовь к ближним, мучения и переступление через себя были напрасными? Нет. Взамен героиня получает любовь самого Раскольникова, полностью изменившегося человека, благодаря стараниям Сонечки вставшего на верный путь. И вот теперь Раскольников и Соня покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую счастливую жизнь: “. она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему даётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом. “

На протяжении всего произведения читатель может чувствовать близость мировоззрения автора и Сони. Именно в ней Достоевский отразил свою душу, ответил на многие вопросы, поставленные Раскольниковым. Автор также, как и Соня, считает, что надо жить по совести, вне теории. Соня Мармеладова выражает духовное начало. Она утверждает, что высший суд находится в самом человеке, и что за любое преступление последует неизбежное наказание. С помощью Сонечки автор отвечает на вопрос о всеобщем равенстве: все равны перед Богом. И поэтому теория Раскольникова о делении людей на “тварей дрожащих” и “сильных мира сего” не может существовать в нашем мире. Подводя итог сказанному, можно заключить, что с образом Сонечки Мармеладовой связана вера Достоевского в то, что мир спасёт христианская истина, с помощью которой и может произойти единение между людьми.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63489

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.

Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Читайте также:  Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера

Соня Мармеладова является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини – Софья Семеновна Мармеладова.

Возраст Сони Мармеладовой – около 18 лет:

“. белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. “

“. худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.”

“Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.”

“. этому маленькому и худенькому созданию.”

Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным “зеркалом” ее душевных качеств. Автор “наделил” Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

“Уличный” наряд Сони Мармеладовой выглядит следующим образом:

“Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.” “. забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико. “

“. много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши.

“. безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. “

“. обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. “

“Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более. “

“Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести. “

Соня – добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи:

“. стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, “о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании”. “

“. да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!”

“Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. ” (Катерина Ивановна о Соне)

“Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда!”

“Воспитания, как и представить можете, Соня не получила.”

“Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки. гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку – “Физиологию” Льюиса, изволите знать-с? – с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение.”

“От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал. ” (Соня – Раскольникову)

“. тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея. “

“. что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная. “

“Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, – изволили слышать? – не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком.”

“Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел. (ибо дочь моя по желтому билету живет-с. )..”

“. дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела. “

“И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет… Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает. Соня свою имеет особую, с перегородкой…”

“. Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. “

“Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с!”

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице. Мачеха Сони вскоре умирает от чахотки, а трое детей покойной попадают в детский дом.

После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью:

“. а она – она ведь и жила только одною его жизнью!”

“. наконец он с охотой принял от нее, Сони, несколько денег, чтобы завести у себя ежедневный чай; насчет всего же остального просил ее не беспокоиться, уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему.”

“. он очень даже тосковал, когда она несколько дней была больна и не могла посещать его.”

“Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее.”

“Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, – все снимали шапки, все кланялись: “Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” – говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась.”

“. она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. “

Это был цитатный образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера героини.

Ссылка на основную публикацию
×
×