Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

Скачать сочинение

Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой XIX века, которая выражает суть эпохи потрясений. Тема “сильной личности”, живущей только жаждой абсолютной власти над “тварью дрожащей”, была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося в России капитализма и поэтому приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своих произведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих литературных героев, например Евгения* Онегина, у которого в кабинете стоял “столбик с куклою чугунною под шляпой с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом”. Люди, и жившие на самом деле, и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах, подобных тем, какие он совершил.
В середине XIX века два гениальных русских писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, также обратились к этой теме. С одних и тех же высоких, гуманистических позиций они выступали с критикой индивидуализма, античеловечной морали “сверхчеловека”, не признающего за другими людьми право поступать свободно, подчиняющего их своей деспотической власти.
Герои романов “Преступление и наказание” и “Война и мир” — разночинец Родион Раскольников и князь Андрей Болконский — очень близки по своему нравственно-психологическому облику. В первую очередь их роднит сознание своего превосходства над окружающими, что явилось благоприятной психологической почвой для развития их индивидуалистических черт, притязаний на власть. Вот почему Наполеон как идеал сильной личности очень увлекал их.
Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию не без оглядки на Бонапарта. Все люди подразделяются на две категории: “твари дрожащие”, безропотно принимающие порядок вещей, и люди “необыкновенные” — творцы истории, сильные мира сего, нарушающие моральные нормы и общественный порядок; развитие же общества совершается за счет попрания первых последними. Идеалом “сверхчеловека” у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу “все дозволено”, человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной цели. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться судьбами мира, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.
Болконского восхищает другая сторона личности Наполеона. О пристрастии князя к этой исторической личности мы узнаем уже в начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, где герой говорит о величии своего кумира, когда тот подает руку заразившимся чумой, но упоминает и о других его поступках, которые нельзя оправдать. Князь восхищается блестящей карьерой Бонапарта, проделавшего путь от поручика до императора, и старается закрыть глаза на его жестокость. Он видит в нем бесстрашного, честолюбивого героя, который взял Тулон, предложив свой план, доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменем в руках. Андрей верит в силу единичной воли, в способность сильной личности по собственному усмотрению вершить судьбу народов. Как и многие другие юноши той эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможет показать на что способен: “Но где же? Как же выразится мой Тулон?”.
Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования. В отличие от него князь Андрей желает славы, известности, людской любви. Болконский завидует Наполеону, ведь тот добился самой главной из побед — победы над своими подданными: его обожают люди.
Но если, стремясь стать Наполеоном, Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совести, то для князя Андрея жизнь близких людей не более священна, чем жизнь миллионов. Размышляя о славе, он откровенно признается сам себе, что “как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за Минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать”. И он действительно преступил бы через эту святыню за минуту славы. Это сближает Болконского с Наполеоном. Славолюбие явилось для князя силой, готовой смести объективные начала нравственности.
Как для Наполеона, так и для обоих молодых людей наступает “Тулон”. Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал. Не является. “Тулон” Болконского поначалу очень похож на триумф Бонапарта: те же дрогнувшие солдаты, подхваченное знамя. Среди полного безумия, охватившего всех, он делает то, что задумал еще перед боем. Однако подвиг князя и подвиг императора совершаются в разных ситуациях: когда молодой Наполеон взбежал на Аркольский мост, за ним пошли солдаты, только на минуту заколебавшиеся, тогда как исход Аустерлицкого сражения был заранее предрешен.
Таким образом, и Раскольников, и Болконский потерпели неудачу. Их поступки приводят к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако оба они путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного пути, к горькому разочарованию в Наполеоне. Лежа на Аустерлицком поле, князь Андрей перед лицом “высокого неба” освобождается от своей веры в Бонапарта, раскаивается. Он вернулся к вечному — семье, дому. Любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям. Герои приходят к признанию нравственного закона как общеобязательного и объективно существующего, одновременно это приводит к разочарованию в кумире. Их спасла одна и та же сила — любовь и соединение с вечным.

33146 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

“Я хотел Наполеоном сделаться” (душа Раскольникова в романе “Преступление и наказание”)

Родион Раскольников принадлежит к особому типу героев. Раскольников – человек-мыслитель, занимающийся поисками истины. Это человек, смыслом жизни которого является поиск правды, борьба за справедливость. Чем не благородная цель?

Однако Раскольников, несмотря на благородство цели, выбирает неожиданные методы ее достижения. Герой живет в то время, когда уже существуют нигилизм и социалистические идеи. Однако он не хочет идти проторенной дорожкой и выбирает собственный путь. К середине романа читатель узнает, что у Раскольникова есть его собственная теория. Согласно ей,существует два типа людей: простые, для которых действуют моральные нормы и разного рода ограничения, и необыкновенные, выделяющиеся из толпы, которым позволено больше, чем серой массе людей.

Для Раскольникова является насущным вопрос – а к каким людям относится он сам? Его кумиры – Наполеон и Магомет. Они убивали людей, совершали грехи, однако не только не получили наказания, но и наоборот, – остались в памяти других великими. Их поступки – это то, на что не способен обыкновенный человек («вошь»).

Разделяет ли автор позицию героя? Однозначно нет. Достоевский – великий гуманист, и он считает, что ни одна цель не может стоить того, чтобы ради нее упала слезинка ребенка. Поэтому, несмотря на то, что убитая старуха отвратительна, приносит людям лишь неприятности, она тоже имеет право на жизнь, и никто не может отнять у нее это право, решать, жить ей, или умереть.

Герой идет по ложному пути. Его цель – спасти тех несчастных, которые обречены на страдания и нищету из-за чудовищной несправедливости. К преступлению толкает в том числе и знакомство с семьей Мармеладовых. Он слышит историю их жизни, их падения, узнает о судьбе Сони, которой пришлось стать проституткой, чтобы кормить семью. Познакомившись с Соней, Раскольников становится еще больше уверен в своем решении, потому что видит, насколько чиста ее душа.

К совершению преступления Раскольникова толкает и ситуация в семье: его сестра Дуня готова выйти замуж за отвратительного человека Лужина только для того, чтобы найти деньги для Родиона.

Достоевский не случайно подробно описывает жизнь Петербурга. Петербург предстает убогим, нищим городом, который является еще одной из причин, толкающих героя на преступление. Петербург – это город бедняков, тех самых бедняков, которых, по мнению Раскольникова, несправедливо унижают.

Все эти причины и толкают героя на убийство старухи. Раскольников хочет стать сверхчеловеком и спасти всех этих несчастных от нищеты ценой своего поступка.

Однако события, развивающиеся в романе после убийства, опровергают теорию героя и показывают, что важна не только цель, но и средства.

Наиболее наглядно увидеть заблуждение Раскольникова помогают двойники героя. Можно сказать, что двойничество – это принцип, лежащий в основе произведения.

Первым двойником Раскольникова является Лужин. Родион испытывает к нему неприязнь еще в процессе чтения письма от матери. Лужин гордится своим богатством и мечтает о том, чтобы «купить» бедную девушку, взяв ее в жены, и выглядеть при этом благодетелем. Когда Лужин рассказывает свою теорию «целого кафтана», становится понятно, что она перекликается с теорией Раскольникова. Это замечает и сам Родион, говоря, что если эту теорию развить, то, получается, можно и людей убивать.

Свидригайлов – второй двойник героя. Это совершенно безнравственный персонаж, который уже побывал по ту сторону черты и, более того, знает, что на этом пути нельзя найти чего-либо хорошего, там ждет лишь разочарование. Автор отмечает скрытое родство двух героев. Не случайно Свидригайлов толкает героя к раскаянию, способствует его возвращению с ложного пути.

Еще одним ударом для теории оказывается Соня. Она считает, что необходимо жертвовать собой ради других. Девушка не может не произвести впечатление на Раскольникова благодаря ужасающему контрасту: принадлежность к низшей категории людей и чистота души.

Проницательный следователь Порфирий Петрович отлично понимает, что происходит с молодым человеком. И его целью являются не страдания Раскольникова (как это может показаться на первый взгляд), а возрождение героя. Порфирий Петрович старается сделать так, чтобы он сам подошел к осознанию того, что теория нежизнеспособна.

«Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Его восприняли многие как один из величайших психологических романов мировой литературы. И со времени выхода в свет романа за Достоевским прочно утвердилась слава писателя-психолога.

Сердцевину романа составляет психологическая история преступления и его последствий. Но главный герой — необычный преступник. Убийство процентщицы Алены Ивановны Родион Раскольников совершает под влиянием своей теории.

Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть которого она посылает сыну. Сестра Родиона, Дуня, вынуждена, чтобы помогать матери и брату, поступить гувернанткой к помещику Свидригайлову, где ее обижают и унижают.

Раскольников — честный, умный и одаренный человек. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, он всегда страдал от голода и нищеты, болезненно воспринимал унижения матери и сестры. Наблюдая жизнь бедноты, Родион сознавал, что не только он, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Вместе с тем Раскольников горд, необщителен, одинок, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Но его гор дость уязвляется на каждом шагу. Уйдя от всех, герой романа старается решить вопросы, которые рождает в нем сознание несправедливости социальной жизни. Собственные лишения и горе близких — не главная причина его преступления. «Если б только я зарезал из того, что голоден был . — то я бы теперь . счастлив был», — говорит он после исполнения страшного замысла. Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что люди разделяются на два разряда: «на низший (обыкновенный), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Люди высшего разряда смело могут восставать против порядка, нарушать общепризнанные нормы морали и через некоторое время они все равно будут оправданы. Из этой системы вытекают вопросы, которые мучают Раскольникова: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Читайте также:  Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Раскольников не хочет, как большинство людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но тогда он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а подобен историческим личностям. Вот это и приводит героя романа к преступлению, в котором он видит испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к природе «необыкновенных» людей, или ему остается терпеть, как и остальным «обыкновенным».

Раскольников не может спокойно смотреть на чужие несчастья. Остро воспринимает он рассказ Мармеладова, переживает за опозоренную девушку, очень больно ему было читать письмо матери.

Герою хочется всем помочь, и мишенью для убийства он выбира ет старуху-процентщицу, которая сдирала со всех бедняков последние деньги. Пытаясь доказать свою исключительность, Раскольников в своем желании помочь всем забывает о тех людях, которым поможет, и не думает, какие мысли и чувства вызовет у них помощь, полученная ценой убийства. Это также является одной из ошибок его теории. Ненависть к старухе у Раскольникова родилась с самого первого посещения. Автор рисует ростовщицу «с вострыми и злыми» глазами, с шеей, «похожей на куриную ногу». Все в ней кажется Раскольникову противным. После убийства Достоевский уже по-другому показывает нам ее: «. Старуха, как всегда, была простоволосая. Светлые, с проседью, жиденькие волосы ее были заплетены в жиденькую косичку».

Таким художественным приемом автор выражает свое осуждение поступку героя романа. Пусть к убийству Раскольникова принудили обстоятельства, пусть старуха ничего хорошего не сделала людям, но ведь она — человек, и проводить «эксперимент» на ней нельзя.

Несмотря на свою теорию о праве сильной личности на преступление, Раскольников вызывает у меня чувство сострадания. Всю свою жизнь Ф.М. Достоевский искал пути к «широкому и вольному бытию свободных людей».

Поэтому он и оставляет своего героя на пороге «коварной жизни». Поистине идея всеобщей погибели, философия разрушения ради разрушения, своеобразный сатанизм сознания, бесовство. Если бы мы захотели отыскать корни такого сознания, то должны были бы прийти к двум его основаниям, к разделению человечества на две категории — господ и рабов по природе, с разными, свойственными каждой из них системами ценностей, в том числе и этических. “Есть мораль господ и мораль рабов”, — скажет Ницше, но скажет уже после Раскольникова, после бесов Достоевского, и скажет вовсе не потому, что прочитает их теории и будет следовать им. Нет. А потому, что Достоевский, рисуя своих бесов, уже предвидел и наступление ницшеанства, и более отдаленные идеи вполне реальных исторических беснований. В свое время Достоевский провозглашался едва ли не учителем или даже просто предшественником Ницше. На самом деле “властитель дум” буржуазного сознания конца XIX — начала XX века — лишь один из героев Достоевского, как бы вышедший из его романа “Бесы”, реализовавшийся в самой действительности.

Разделение человечества на две категории и признание лишь за одной из них права на господство прямо связано и со следующим шагом — с признанием себя самого, собственного “я” центром мира и мерой всех вещей, то есть опять-таки с бесовским сознанием эгоцентризма.

“Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?” — вопрошает герой “Записок из подполья” Достоевского и с демонизмом обывателя ответствует: “Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить”. Ибо, по убеждению подпольного демона,”человеку надо одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела”. Сознание героя “Записок”, разделяющего весь мир на две категории: “я” и “они”, — не его личное изобретение. Он скорее сам жертва этого сознания, нежели его создатель. Князь Валковский из “Униженных и оскорбленных” — отнюдь не униженный и не оскорбленный, в отличие от того же героя из подполья. Но его философия жизни, по сути, та же, что и у героя из подполья. Все для него вздор. Не вздор лишь единственное: “я сам. Все для меня, и весь мир для меня создан. Я, например, уже давно освободил себя от всех пут и даже обязанностей. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Угрызений совести у меня не было никогда. Я на все согласен, было бы мне хорошо”.

“Возлюби самого себя” — идеал и программа не только героя из подполья и Банковского, но и праздного Свидригайлова, и человека дела — Лужина. Но вот Раскольников живет страстной мечтой о благе для ближних, своих хотя бы, да и для всего человечества в идеале. Но и он во имя блага разделяет человечество на две категории (то же в основе своей разделение, что и у Великого инквизитора), и он берет за идеал своеволие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон), которая “право имеет” решать, кому жить, а кому умереть. Наиболее обаятельной в этом смысле была, конечно, личность Наполеона. Раскольников — нищий студент. Наполеон не был нищим. Но по природе своей преступления того и другого родственны, хотя и, естественно, разномасштабны.

Писарев в свое время утверждал, что корень преступления Раскольникова в его нищете, но сам Раскольников мог бы ответить ему словами, сказанными им Соне Мармеладовой: “Знаешь. что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, то и теперь бы счастлив был! Знай ты это!”

Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» – противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые, по его мнению, являются бесполезными и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели». Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство. Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета , влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности. Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления. Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету». Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Раскольников погряз в нищете, бедственность его положения, вечные долги, привели молодого человека к мысли о преступлении. Ему хочется помочь материально своей семье, но не находит способа. В Раскольникове рождается и крепнет мысль о мгновенном обогащении, он создает теорию, в которой убийство будет оправдано. Студент думает, что если он убьёт старуху-процентщицу, то принесёт пользу обществу. Обладая расчётливым, пытливым умом и холодным сердцем, сам себе Раскольников пытается доказать, что он смелый и решительный человек, а не «тварь дрожащая».

Читайте также:  Пророческое слово Достоевского: сочинение

Родион целый месяц вынашивает идею убийства, продумывает каждый шаг, обращая внимание на мельчайшие подробности преступления. Иногда в нём просыпается истинный разум, и он отрекается от своей теории, осознавая неправомерность своих действий. И всё-таки желание почувствовать себя вершителем судеб, преобладает над рассудком, и Раскольников совершает преступление.

В нём присутствует и трусливое начало, создав свою теорию, он идёт убивать не какого-нибудь сильного и богатого человека, а беспомощную старуху, о которой, может, никто и не вспомнит. Всё-таки его гложет мысль, что за содеянное нужно отвечать. Отставив в сторону сомнения, думая лишь о лёгкой и быстрой наживе, молодой человек отправляется к старухе.

При совершении убийства на него нападает страх и паника, Раскольников действует, забыв о мерах предосторожности, что приводит ко второму убийству.

Раскольников не раскаялся в убийстве, он признал своё преступление лишь в том, что не выдержал, и явился с повинной. Только чувства к Соне начали переламывать его душу, значит, Родион ещё не совсем конченый человек, и имеет право на духовное и нравственное воскрешение. Любовь Раскольникова к Сонечке затронула какие-то новые струны в душе молодого человека. Он ощутил Соню как единое целое с самим собой, и с этого момента началось перерождение человека, Раскольников понял всю жестокость и бессмысленность своей безумной теории.

Есть надежда, что через семь лет ссылки, на свободу возвратится чистый и разумный человек.

Вариант 4

В 60-х годах 19 века реформы произвели огромные изменения в стране. Началось резкое социальное расслоение. Особенно это было заметно в крупных городах. Одни богатели, стремительно поднимаясь вверх, а другие оказывались в бедственном положении. Началось время вседозволенности, денежных отношений. Для Достоевского необходимо было понять, к какому результату может привести человека нравственный нигилизм. Именно этой теме и посвятил писатель свое произведение «Преступление и наказание».

У теории главного героя были личные и социальные мотивы для того, чтобы совершить убийство. Человеком Раскольников был гордый, честолюбивый, и в то же время он болезненно относился к чужим страданиям. Бедный студент стал искать путь, который поможет ему избавиться от этой нищеты. Однако, он хочет найти выход из этого положения не только в свою пользу, но и помочь другим людям. Почему же такая дикая теория вдруг появилась в мыслях у воспитанного и умного студента? Неужели из-за нищеты, в которой он не может больше жить? Нет. Раскольников, совершая преступное действие, идет против законности, обретая себе свободу. Неспроста в романе возникает образ Наполеона. Ведь тот равнодушно относился к судьбам отдельных личностей, однако его путь помогал образованному человеку найти выход из сложившейся ситуации. Раскольников же, в отличие от императора, хочет сделать счастливым не только себя, но и остальных людей. Он думает, что совершив преступление, искупит этот грех множеством добрых поступков, ведь жизнь простой процентщицы не стоит и ломаного гроша по сравнению со многими счастливыми жизнями.

Однако холодный расчет и благородная душа не могут разом совмещаться в Родионе. Его доброта, сострадание к чужому горю конфликтуют с гордостью и тщеславием, что приводит нашего героя к таким нравственным переживаниям, что не дают ему превратиться в Наполеона. После того, как Раскольников убил старуху, его грызет чувство того, что он отдалился от родных людей. Ради них юноша пошел на это преступление и сейчас они стали чужими. И молодой человек, вместо того, чтобы гордиться содеянным, оказывается в полном одиночестве. Он как бы полон мечтами, повторить судьбу Наполеона, и в тоже время сомневается в своем выборе. Он не может сделать определенный выбор.

Вот эта сомнительность и нерешительность и привела его в полицейский участок. Достоевский здесь четко показал, что наказание персонажа состоит в его нравственных страданиях и пребывании в одиночестве. Лишь внимание и забота Сонечки Мармеладовой помогли вернуть его к жизни. Страдая сам, он мучает и девушку. Однако, через некоторое время Раскольников поймет, что только любовь поможет искупить все его душевные мучения. В конце концов, молодой человек обращается к вечной силе добра через библейские учения.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой. Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми. Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги. Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок. Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни. В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы. Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления. Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев. В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей. Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Характеристика и образ Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым

Уникальное племя М.Е. Салтыкова-Щедрина, которое прославилось разными выдумками и глупыми поступками – головотяпы. Народ желал создать государство в племени, но в результате они не могли достигнуть согласия

Без сумніву, найголовніше що є в людині – її душа. Саме вона є істинною сутністю людини, є нею самою. У всі часи, особливо, в теперішній люди зазвичай звертають увагу в першу чергу

Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва

Произведение является завершающей из новеллой, вошедшей в сборник писателя под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти повестей.

Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.

Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки – ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.

Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.

После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.

Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.

Читайте также:  Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.

Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Образ и характеристика

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения

На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова на Нерли», изображена белокаменная церковь 12-го века. Многие художники изображали эту церковь на своих картинах. Даже у данного автора написано

Любовь – это по-настоящему невероятные эмоции и чувства, которым подвергалось большинство персонажей классической литературы. Герои пьесы «Горе от ума», написанной А.С. Грибоедовым, также смогли испытать

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Ссылка на основную публикацию
×
×