Сочинение «Герои романа «Преступление и наказание»»
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.
Родион Раскольников – главный герой романа
Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств расспросмотреться с квартирной хозяйкой.
Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.
Второстепенные персонажи
Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.
Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.
Софья Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой.
Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.
Семён Мармеладов
Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.
Авдотья Раскольникова
Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.
Дмитрий Вразумихин
Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.
Пётр Лужин
Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.
Аркадий Свидригайлов
Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».
Пульхерия Раскольникова
Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.
Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.
Значение эпизодических лиц в произведении
На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.
Главные герои «Преступление и наказание» – список и характеристика | источник
Диалоги главных героев романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского
Я намеренно не называю его моим любимым произведением, потому что на чтение книг Достоевского сердце любого нормального человека отзывается болью и состраданием, а любить боль как-то не совсем естественно.
Но я хотел бы отметить другую особенность романа “Преступление и наказание”, а именно то, что это философский, “идеологический” роман. В центре его два основных героя: человек и идея. О том, как они могут взаимодействовать, изменяться, влиять друг на друга, какой взрывоопасной может порой оказаться эта связь-смесь, я и прочитал
“Некрасов – поэт страдания” (Ф. М. Достоевский) “Некрасов – поэт страдания” (Ф. М. Достоевский). Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая-“страдания народа”, И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А.
Моральная атмосфера Петербурга в романе “Преступление и наказание” При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи. Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.
Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова.
Правда Сони Мармеладовой “Преступление и наказание” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности.
История семейства Карамазовых Последний роман Достоевского “Братья Карамазовы” (1879 – 1880) по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности “жизнеописанию” Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над.
“Достоевский – художник. бездны человеческой человеческой бездонности” В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском “талант необыкновенный и самобытный”, который “резко отделился от всей толпы наших писателей”. Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том.
Символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” .Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность символа состоит именно в том, что.
Сочинение по роману Достоевского “Подросток” В романе “Подросток” (1875) повествование ведется от имени Аркадия Долгорукого, рассказывающего о первых своих самостоятельных шагах, о нравственной сумятице, путанице, которую ему с трудом приходится преодолевать в сложном процессе самопознания.
Отзыв о романе Ф. Достоевского “Идиот” Роман Федора Михайловича Достоевского “Идиот” является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен.
“Справедливость требует вступаться за людей страдающих” (По роману Достоевского “Бедные люди”) Русская литература XIX века всегда отличалась пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам, стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей во всей ее сложности и противоречивости, но.
Размышления по роману Достоевского “Записки из Мертвого дома” Литературным и общественным событием стала публикация “Записок из Мертвого дома” (1860-1862), созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких.
Средства создания характера Раскольникова Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” мастерски использует новаторские приемы раскрытия характера, умело сочетая их с уже известными средствами (портрет, пейзаж, речь). Роман “Преступление и наказание” –.
Тема падения и духовного возрождения Роман Ф. М.Достоевского был создан в 1866 году. В “Преступлении и наказании” отразилась страшная действительность России середины XIX века. В стране обострились социальные противоречия, революционные организации были разгромлены, крестьянские бунты.
Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в.
“Бедные люди” Достоевского: дебют писателя Тарасов Ф. Б. “Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом. И вот, тридцать.
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознает своей неправоты, санкционированной его собственной теорией, а элементарные принципы правосудия требуют осознания этого, то писатель.
Этика добра и любви к людям в романе “Преступление и наказание” В романе “Преступление и наказание” отображено два мира. Один мир – город богатый, второй – бедный, о котором и пойдет язык в произведении. Именно там страдают люди. Достоевский показывает, что.
Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: “Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в “Бесах”: стремительный.
Герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человек Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам.
В мире Достоевского Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги. Ф. Достоевский Он так и говорил с читателем.
Сейчас вы читаете: Диалоги главных героев романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского
«Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»
Я намеренно не называю его моим любимым произведением, потому что на чтение книг Достоевского сердце любого нормального человека отзывается болью и состраданием, а любить боль как-то не совсем естественно.
Но я хотел бы отметить другую особенность романа «Преступление и наказание», а именно то, что это философский, «идеологический» роман. В центре его два основных героя: человек и идея. О том, как они могут взаимодействовать, изменяться, влиять друг на друга, какой взрывоопасной может порой оказаться эта связь-смесь, я и прочитал у Ф.М. Достоевского.
Итак, человек. Раскольников Роман Родионович. Студент. Привлекательной наружности. Добр, отзывчив, чувствителен к чужому несчастью, чему имеется немало подтверждений в романе. Обладает острым, пытливым умом и сильным характером.
Идея. Я подчеркнуто говорю: «Идея», потому что имею в виду в данном случае не теорию Раскольникова о двух разрядах людей, рожденную в темной комнате, похожей на гроб. Я имею в виду идею, пришедшую к нему в результате осмысления действительности, уменьшить зло на земле, осчастливить человечество.
Потребность в этом, по мнению Родиона Романовича, назрела давно, а жизнь ее как бы подгоняет и торопит нашего героя. Он узнает историю Сони Мармеладовой: чистейшая душой восемнадцатилетняя девушка становится проституткой, чтобы прокормить мачеху и ее детей; Дуня, сестра Родиона, собирается «продать себя» в жены богатею Лужину, чтобы иметь средства, в том числе и на его, Родиона, учебу.
В такой ситуации надо что-то делать, что-то придумать, бездействие становиться для Раскольникова душевной подлостью. «Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» — возмущается он позицией Мармеладова, плачущего о своей дочери, но в то же время находящего в себе силы принимать от нее деньги, добытые такой страшной ценой. Идея «мелких дел», конкретной посильной помощи уже не удовлетворяет нашего героя.
Но годится ли для этой роли сам Родион Романович, входит ли он сам в число тех избранных, о которых говорится в его теории. Проверкой должен стать поступок, который и покажет, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет». А «право имеет» тот, кто может «переступить» через чужую кровь и совести своей при этом не «обеспокоить». И герой решается на преступление. Выбор жертвы диктует ему его человеколюбие: «из всех вшей — наибесполезнейшая», зловредная старуха-процентщица. Автор, как бы в поддержку героя, и внешность ей дает соответствующую, вызывающую какое-то брезгливое чувство. Но, скорее всего, это проверка, испытание для нас, читателей: пожалеем Алену Ивановну или «переступим» вместе с Раскольниковым.
И вот все уже продумано и решено. Топор занесен над головой злосчастной старухи и … «Результат» эксперимента Раскольникова таков: убита та, что была им приговорена; убита ее сестра Лизавета, что была из числа «униженных и оскобленных», то есть тех, для кого, по идее, и старался герой, о ком и болел душой; убита горем мать Раскольникова, узнавшая, что натворил ее Родя; умирает душевно и сам герой, оказавшийся неспособным вынести содеянное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил…»
Как же так? Как же из гуманнейшей идеи — спасти человечество — вызрели такие плоды? Где произошло перерождение? Оно произошло там, в квартире старухи, где великий альтруист превращается в великого эгоиста, испугавшегося разоблачения и убившего свидетеля.
Такова воля и ловушка автора, который показывает нам, что не любое действие — доблесть, иное действие может стать страшной виной, что максималист — «нетерпеливец», который по «наполеоновским» правилам хочет навязать жизни свое «хотение», уподобляется пьяному хозяину лошади из сна Раскольникова: «Хочу, чтоб беспременно вскачь пошла. » Цель-то хороша, да средство, вспомните какое.
И это даже не нуждается в доказательствах. В доказательствах и определенном душевном усилии читателя нуждается другое — то, что роман «Преступление и наказание» о каждом из нас. И если нет у тебя в голове раскольниковской идеи, а в руках топора, это еще не значит, что не приходилось тебе переступать через другого человека, попирая его достоинство, пригвождая грубым словом или зачеркивая равнодушием. «У каждого из нас своя старуха, даже если не убивал ее. У каждого своя Лизавета, только она иначе называется». И поэтому все изменения в жизни начинать, по-моему, надо не с человечества, а с себя. Именно так я прочел роман «Преступление и наказание».
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
17.1. Кто из внесценических персонажей пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» Вам запомнился и почему (с опорой на анализ произведения)?
17.2.Роль диалогов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
17.3. Своеобразие характера главного героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
17.4. Образ эпохи в литературе ХХ–ХХI вв.
Комментарии к сочинениям.
17.1. Кто из внесценических персонажей пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» Вам запомнился и почему (с опорой на анализ произведения)?
В комедии «Горе от ума», нарушая классицистическое правило трех единств, А.С. Грибоедов выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать «картину нравов» грибоедовской Москвы в полном объеме. Среди внесценических персонажей можно назвать двоюродного брата Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал просмотреть…» Далее — племянник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор». Это внесценические персонажи «века нынешнего».
«Век минувший» также представлен внесценическими персонажами. Это Татьяна Юрьевна, которая даёт шикарные балы, Кузьма Петрович, почтенный камергер, и Максим Петрович:
…Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение «картины нравов» Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.
17.2.Роль диалогов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание» – произведение новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. Что это значит? В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В произведении о себе рассказывают сами герои. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Особо выделяются три диалога Раскольникова и Порфирия Петровича. О теории Раскольникова мы также узнаём из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион. Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Вот почему диалоги в «Преступлении и наказании» играют важную идейно-художественную роль.
17.3. Своеобразие характера главного героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
В самый разгар Великой Отечественной войны в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».
Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе – сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких – брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.
17.4. Образ эпохи в литературе ХХ–ХХI вв.
Тема может быть раскрыта на примере следующих произведений: роман «Мы» Евгения Замятина, роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», повести Андрея Платонова «Котлован» и «Чевенгур», серия рассказов Варлама Шаламова «Колымские рассказы» и другие.
В романе «Мы» Е. Замятина перед нами предстаёт образ Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, лишён имени, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Есть в этом государстве и Благодетель, которому все должны слепо верить и повиноваться. В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели». Роман был написан в период становления военного коммунизма в стране, в которой такое государство было построено. «Мы» – предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность «винтиков».
Судьба человека в эпоху тоталитаризма трагична – к такому выводу приходят писатели, обращаясь к теме тоталитарного государства.
TESTSOCH.RU
Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Сочинение на тему: Честь и бесчестие по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
«Береги честь смолоду» — учит народная поговорка. Богатство, имущество и т. п. — это все можно терять и вновь приобретать, но однажды потерянную честь…
Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Когда говорят о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», то сразу вспоминают его главного героя – студента Родиона Раскольникова, анализируют…
Сочинение по роману «Преступление и наказание»
Произведения Федора Михайловича Достоевского отличаются глубоким психологизмом и философской направленностью тем. Его известный роман «Преступление и наказание»…
Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «построен», как считают многие читатели, на теории и ее разоблачении главного героя Родиона Раскольникова.…
Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Литературоведы и исследователи романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» ведут разговор о том, что у главного героя романа Родиона…
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считают очень сложным, психологически глубоким произведением. И «помогает» ему быть таковым…
Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Выдающееся произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» называют и социально-психологическим, и социально-философским романом.
Сочинение на тему: Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Глубокий по своей психологии и философии роман Достоевского раскрывает женские образы своеобразно и полноценно, буквально погружая нас в тончайшую материю…
Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – произведение, изобразившее угасание души человека, совершившего убийство. Раскольников после совершенного…
Сочинение на тему: Что несет миру теория Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Писатель задумал роман «Преступление и наказание», будучи на каторге. В основу преступления, совершенного Раскольниковым, была положена идея о различии…
Сочинение на тему: Образ Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Невозможно представить роман Ф.М. Достоевского без Сонечки Мармеладовой. Она принадлежит к категории “кротких”, это невысокого роста, лет 18-ти, худенькая…
Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников – бедный, мыслящий студент, который вынужден жить в маленькой комнатке,…
Сочинение на тему: «Преступление и наказание» – социально-психологический роман.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – это социально-психологический роман. В нем затронуты те социальные проблемы, которые волновали передовое…
Сочинение на тему: «Наказание» Раскольникова.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» заставляет нас задуматься над человеческой сущностью, да и над жизнью вообще. Справедлива ли теория, разделяющая…
Сочинение на тему: В чем опасность теории Раскольникова.
Федор Михайлович Достоевский задумал роман «Преступление и наказание», когда был на каторге. Там он понял, что нужно жить по нравственным законам, и это…
Сочинение на тему: Цифры в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Число 4 На четвертом этаже живет старуха, на этом же этаже живет и Соня, также на 4 этаже находится полиция. В романе четыре сна Раскольникова, после…
Сочинение на тему: Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».
К униженным и оскорбленным героям романа относится Раскольников, он мыслящий и очень способный, но из-за бедности он вынужден оставить институт. Раскольников…
Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание».
Трагедия Мармеладовых заключается в том, что в их семье не было милосердия. Никто не помогал друг другу переживать трудности, не поддерживал в трудную…
Сочинение на тему: Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Первый сон снится Раскольникову до убийства. В нем он видит себе в возрасте семи лет. На его глазах пьяный хозяин лошади Миколка ради забавы бьет ее, он…
Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу,…
Сочинение на тему: Имена в романе Достоевского «Преступление и наказание».
1.Раскольников Родион Романович Раскольников. Фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него…
Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Жена Мармеладова воспитывалась в благородном дворянском институте, закончила его с золотой медалью и похвальным листом. Медаль они продали уже давно, похвальный…
Сочинение на тему: Их воскресила любовь по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Соня – молодая девушка, вынужденная торговать своим телом, для того чтобы прокормить семью. Ее отец – Мармеладов слабохарактерный человек, страдающий алкоголизмом,…
Сочинение на тему: Теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В сознании Раскольникова сложилась такая теория, по которой он делил всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить по закону…
Сочинение на тему: Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского.
Раскольников месяц морально готовился к убийству, он почти не выходил из своей каморки и думал о мелочах. Он знал, сколько шагов от его дома до квартиры…
Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Значение фамилии Эта фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него отклоняющееся от принятых…
Сочинение на тему: Женский вопрос в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог», – писал Генрик Ибсен.
Герои романа «Преступление и наказание»
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.
Родион Раскольников – главный герой романа
Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств расспросмотреться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.
Второстепенные персонажи
Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.
Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.
Софья Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Семён Мармеладов
Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.
Авдотья Раскольникова
Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.
Дмитрий Вразумихин
Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.
Пётр Лужин
Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.
Аркадий Свидригайлов
Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».
Пульхерия Раскольникова
Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.
Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.
Значение эпизодических лиц в произведении
На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение Ссылка на основную публикацию