Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение


Сочинение по роману Достоевского «Идиот»

В конце 60-х — начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма, к революционному движению и одновременно ненависть к деградирующему дворянству и капиталистическому миру. В новых произведениях писателя центральное место занимает показ кризиса буржуазного индивидуалистического сознания, всеобщего разложения, отчуждения и раздвоенности, своеволия личности. Вместе с тем Достоевский по-прежнему не оставляет мечты о гармоническом, цельном человеке, о красоте, которая призвана спасти мир. Весь этот сложный комплекс идей отразился в романе «Идиот».

В романе «Идиот» (1868) два главных действующих лица — князь Мышкин и Настасья Филипповна. С Мышкиным связана постоянно владевшая Достоевским проблема изображения в литературе «положительно-прекрасного человека», пытающегося спасти мир. Литературными аналогиями при изображении Мышкина для писателя были Дон-Кихот, Пиквик, противостоящие окружающей их среде как носители простого, естественного сознания.

Князь Мышкин — кроткий, совестливый, наивный и мудрый одновременно — проходит через все сложные конфликты романа. Убежденный, что сострадание может переродить любого человека, а в конечном счете и человечество, он стремится всем помочь, хочет стать нужным и полезным для всякого, кто встречается на его пути. Его неожиданное появление в этом мире хищников, готовых пожрать друг друга за богатство, за владение женской красотой, в обществе финансистов, дельцов, мелких и крупных чиновников похоже на легендарное появление Христа. Мышкин настолько необычен, настолько хорош и идеален по сравнению с окружающими, что он кажется идиотом (отсюда и название романа).

Сердце Мышкина открыто людям, но он так и не может никого спасти, никому помочь — ни Настасье Филипповне, ни Рогожину. И сам он не в состоянии сделать выбор между двумя любящими его женщинами. Глубокое сострадание к Настасье Филипповне у героя романа столь же сильно, как и его любовь к Аглае. В этом и заключается трагическая вина Мышкина: жизнь настойчиво заставляет его сделать выбор, который для него оказывается невозможным. Парадоксальное сочетание силы и слабости героя, духовной мощи и в то же время невозможности исправить несовершенство мира отражено в его имени и фамилии: Лев Мышкин.

Герой романа с его изначальной добротой, нравственной чистотой и благородством — одно из наиболее ярких воплощений идеала , «естественного человека» в литературе. И то, что Мышкин воспитывался в Швейцарии и именно оттуда приезжает в Россию, должно было дополнительно напомнить читателям о Руссо и его идеях. Столкновение «естественного человека», готового, как Христос, принять на себя все грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует контраст, являющийся трагическим в силу его неразрешимости. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность. В этом мире не может найти места и Настасья Филипповна — гордая, благородная и страдающая женщина, наделенная замечательной красотой. «С этакой красотой можно мир перевернуть»,— сказано о ней в романе. В действительности ее красота становится лишь предметом гнусного торга. Этот мир оказывается враждебным всему прекрасному и благородному.

В Настасье Филипповне также сочетаются черты трагедии социальной и трагедии личностной. Конечно, она является жертвой развращенного и циничного общества, действительности, уродующей и деформирующей человеческую личность. Но есть в ней и нечто демоническое («инфернальное»). Образ роковой женщины, которая губит и себя, и всех, опаленных любовью к ней, вообще занимал большое место в творчестве Достоевского. Желая отомстить своим обидчикам, Настасья Филипповна пользуется средствами, принятыми в этом же обществе, ее погубившем: интригами, хитрой расчетливостью. Все это соединяется с огромным душевным надрывом и самоистязанием. Она болезненно остро переживает свое падение, с жестокостью мучает других, но с не меньшей силой мучается и сама, буквально разрываясь между Мышкиным и Рогожиным, иными словами, между добром и злом, светом и тьмой, «раем» и «адом». Тут дают себя знать и мотивы жертвенности, и стремление унизить себя, утвердиться в мыслях о собственной греховности, в том, что она «рогожинская».

Идейно-художественная структура «Идиота» оказалась внутренне противоречивой. Появление в романе «антинигилистических» сцен было неорганично и искусственно. Это обстоятельство специально отмечал Салтыков-Щедрин в рецензии на роман.

  • «По глубине замысла,— писал он,— по широте задач нравственного мира… этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества… И что же? Несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, г. Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется заветнейшая мысль автора».

Подобного рода противоречие порою ощущается в романе «Бесы».

Понравилось сочинение » Сочинение по роману Достоевского «Идиот», тогда жми кнопку of your page –>

«Сочинение по роману Достоевского «Идиот»»

В конце 60-х — начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма, к революционному движению и одновременно ненависть к деградирующему дворянству и капиталистическому миру. В новых произведениях писателя центральное место занимает показ кризиса буржуазного индивидуалистического сознания, всеобщего разложения, отчуждения и раздвоенности, своеволия личности. Вместе с тем Достоевский по-прежнему не оставляет мечты о гармоническом, цельном человеке, о красоте, которая призвана спасти мир. Весь этот сложный комплекс идей отразился в романе «Идиот».

В романе «Идиот» (1868) два главных действующих лица — князь Мышкин и Настасья Филипповна. С Мышкиным связана постоянно владевшая Достоевским проблема изображения в литературе «положительно-прекрасного человека», пытающегося спасти мир. Литературными аналогиями при изображении Мышкина для писателя были Дон-Кихот, Пиквик, противостоящие окружающей их среде как носители простого, естественного сознания.

Князь Мышкин — кроткий, совестливый, наивный и мудрый одновременно — проходит через все сложные конфликты романа. Убежденный, что сострадание может переродить любого человека, а в конечном счете и человечество, он стремится всем помочь, хочет стать нужным и полезным для всякого, кто встречается на его пути. Его неожиданное появление в этом мире хищников, готовых пожрать друг друга за богатство, за владение женской красотой, в обществе финансистов, дельцов, мелких и крупных чиновников похоже на легендарное появление Христа. Мышкин настолько необычен, настолько хорош и идеален по сравнению с окружающими, что он кажется идиотом (отсюда и название романа).

Сердце Мышкина открыто людям, но он так и не может никого спасти, никому помочь — ни Настасье Филипповне, ни Рогожину. И сам он не в состоянии сделать выбор между двумя любящими его женщинами. Глубокое сострадание к Настасье Филипповне у героя романа столь же сильно, как и его любовь к Аглае. В этом и заключается трагическая вина Мышкина: жизнь настойчиво заставляет его сделать выбор, который для него оказывается невозможным. Парадоксальное сочетание силы и слабости героя, духовной мощи и в то же время невозможности исправить несовершенство мира отражено в его имени и фамилии: Лев Мышкин.

Герой романа с его изначальной добротой, нравственной чистотой и благородством — одно из наиболее ярких воплощений идеала , «естественного человека» в литературе. И то, что Мышкин воспитывался в Швейцарии и именно оттуда приезжает в Россию, должно было дополнительно напомнить читателям о Руссо и его идеях. Столкновение «естественного человека», готового, как Христос, принять на себя все грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует контраст, являющийся трагическим в силу его неразрешимости. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность. В этом мире не может найти места и Настасья Филипповна — гордая, благородная и страдающая женщина, наделенная замечательной красотой. «С этакой красотой можно мир перевернуть»,— сказано о ней в романе. В действительности ее красота становится лишь предметом гнусного торга. Этот мир оказывается враждебным всему прекрасному и благородному.

В Настасье Филипповне также сочетаются черты трагедии социальной и трагедии личностной. Конечно, она является жертвой развращенного и циничного общества, действительности, уродующей и деформирующей человеческую личность. Но есть в ней и нечто демоническое («инфернальное»). Образ роковой женщины, которая губит и себя, и всех, опаленных любовью к ней, вообще занимал большое место в творчестве Достоевского. Желая отомстить своим обидчикам, Настасья Филипповна пользуется средствами, принятыми в этом же обществе, ее погубившем: интригами, хитрой расчетливостью. Все это соединяется с огромным душевным надрывом и самоистязанием. Она болезненно остро переживает свое падение, с жестокостью мучает других, но с не меньшей силой мучается и сама, буквально разрываясь между Мышкиным и Рогожиным, иными словами, между добром и злом, светом и тьмой, «раем» и «адом». Тут дают себя знать и мотивы жертвенности, и стремление унизить себя, утвердиться в мыслях о собственной греховности, в том, что она «рогожинская».

Идейно-художественная структура «Идиота» оказалась внутренне противоречивой. Появление в романе «антинигилистических» сцен было неорганично и искусственно. Это обстоятельство специально отмечал Салтыков-Щедрин в рецензии на роман.

* «По глубине замысла,— писал он,— по широте задач нравственного мира… этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества… И что же? Несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, г. Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется заветнейшая мысль автора».

Подобного рода противоречие порою ощущается в романе «Бесы».

Сочинение: Образ князя Мышкина по роману Федора Достоевского Идиот

Образ князя Мышкина по роману Федора Достоевского 8220 Идиот 8221

Самый симпатичный и привлекательный персонаж романа Ф.М. Достоевского “Идиот” — князь Лев Николаевич Мышкин, главный герой. Федор Михайлович писал, что “главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался”. Достоевский не спасовал перед сложнейшей проблемой и блестяще раскрыл тему прекрасного человека.

Его князь Мышкин вырос вдали от России, и для него новы и неожиданны “больные вопросы” русской пореформенной действительности. Главное устремление своего героя писатель определяет как “восстановить и воскресить человека”. Князь противостоит умственной и нравственной ординарности окружающих, находящихся во власти золотого тельца. Он навсегда сохранил мироощущение ребенка, не знающего фальши и живущего в тесном единстве с природой. Князь Мышкин чуток к страданиям других людей, поскольку с детства познал одиночество и болезнь. Достоевский не раз повторял, что высшим идеалом человеческой личности он считает Иисуса Христа, и в черновиках к роману писатель называл Мышкина “Князем Христом”. Герой “Идиота” убежден, что человека нельзя казнить смертью, поскольку самое страшное здесь даже не казнь, а ожидание казни: “Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: “Ступай, тебя прощают”. Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!” Здесь Достоевский вложил в уста князя Мышкина собственные переживания, когда ему самому, осужденному по делу петрашевцев, пришлось ожидать смертной казни, не зная, что она заменена каторгой. В данном эпизоде князь как бы уподобляется Иисусу Христу. Писатель был горячо убежден, что государство не имеет права отнимать жизнь у своих подданных, какие бы ужасные преступления те ни совершили (здесь он, кстати сказать, был солидарен со знаменитым маркизом де Садом, во многом другом осуждаемым им). Федор Михайлович как раз и был тем человеком, кто мог рассказать, что переживает осужденный в мгновения, которые считает последними в своей жизни. И он сам говорит с нами, когда восклицает: “Нет, с человеком так нельзя поступать!”

Трагична любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне. Последняя, наделенная необыкновенным умом и красотой, стремится к нравственному возрождению, чувствуя в князе высший, христианский идеал. Однако князь — не тот человек, который может навязать другому свою волю. Он, как и Христос, способен только убеждать, а не принуждать. Настасью Филипповну же привлекает еще и сильная личность, купец Парфен Семенович Рогожин. Ее раздвоенность ведет к трагедии. Настасья Филипповна гибнет от рук обезумевшего от ревности Рогожина. Князь Мышкин в результате действительно сходит с ума. Христу невозможно нормально существовать в современном обществе — таков неутешительный вывод Достоевского.

Князь Мышкин — в чем-то образ фантастический, не от мира сего. Однако писатель отнюдь не считал это обстоятельство недостатком. “Неужели фантастичный мой Идиот не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности становятся фантастичными… Я не за роман, а за идею мою стою”, — восклицал Достоевский в одном из писем. Главный герой романа не только олицетворял для автора христианский идеал, но и был носителем важнейшей идеи Федора Михайловича — о необходимости возвращения образованных классов общества на почву христианской нравственности, в наибольшей мере присущей, по его мнению, тесно связанным с землей и с природой в целом крестьянам. Князь доказывает, что европейское общество давно уже потеряло нравственную связь с религией и потому не может служить образцом для России. Сам же герой, по точному определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет собой “тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия”. Князь Мышкин в страстном монологе выражает мысли Достоевского об особенностях русского пути к Богу и русской веры вообще: “…У нас, коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! “Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет”. Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: “Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался”. Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались… Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска. откройте русскому человеку русский “Свет”, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства”.

Главный герой романа Ф.М.Достоевского “Идиот” доносит до нас мысль самого писателя о “русском Боге”, умеющем духовно оздоравливать все мировое сообщество. Этот “русский Бог”, новый Христос, повернет человечество к земле, к родной почве, к настоящим нравственным идеалам всеединства. Итак, князь Мышкин — это олицетворение будущего русского Христа, а не современный неидеальный представитель человечества.

Сочинение по роману Идиот Достоевского

«Идиот» Ф.М. Достоевского показывает читателям поистине идеального героя. Князь Мышкин предстает настолько невинным и добрым персонажем, что один служит противовесом прогнившему и эгоистичному обществу, в которое попадает.

Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.

В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.

Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.

Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.

В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.

Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.

2 вариант

Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.

По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.

Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.

А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.

Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.

Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.

Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.

Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.

Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Идиот

Популярные сегодня темы

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Пьеса имела большой успех и вызвала интерес у зрителей и критиков, причиной которого стала острая социальная направленность произведения, реализм в изображении низов общества.

Шолохов в своем романе «Тихий Дон» подробно описал каждого героя. В романе особая роль отводится Дарье Мелеховой.

Удивительное чувство любовь. Это чувство охватывает весь роман – эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».В этом романе раскрывается тема любовного треугольника. Но, как известно – третий лишний. И этим лишним была Наталья.

Сочинение по роману Достоевского, “Идиот”

Действие романа происходит в Петербурге и Павловске в конце 1867г. и начале 1868 г.
Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечен Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери – старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаенного страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать – сорок. Нет, не сорок – сто тысяч.

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна – продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она – надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущенная сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, тот собирается ударить её, но за нее неожиданно вступается князь и получает пощечину от взбешенного Гани, “О, как вы будете стыдиться своего поступка!” – в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: “Разве вы такая, какою теперь представлялись”, станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покоренный красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношерстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до шута Фердышенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тонкого. В половине двенадцатого раздается удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед своей избранницей завернутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, “честную”, а не “рогожинскую”, в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тетки довольно солидное наследство. Однако решение принято – Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой сверток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю. Некоторое время оставалась с ним, но потом убежала и от него.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зеленом мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не дает покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении вскрикивает, что “. от этой картины у иного ещё вера может пропасть”, и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю “рыцарем бедным”, явно намекая на её симпатию к князю. Это вызывает болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны. Дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы “сыном Павлищева”. Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, “дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с”. Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он, как благородный и честный человек, вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остается лишь один из них – чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает “ораторствовать”. Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалеку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казенную сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что “тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!”, в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им “Мое необходимое объяснение” – потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода “смотрины” князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое- впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. “Гордая барышня” строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну – любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шепотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.
Источник http://mysoch.ru/resume/dostoevskii/idiot/

ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Князь Мышкин был человеком, который постоянно стремился к знаниям. Он много читал и размышлял. Он прочитал Библию и принял учение Иисуса Христа в своё сердце.

Характер человека состоит из злых и добрых качеств. К злым качествам относятся страсти. Это чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыня. Страсти приводят человека к нарушению законов. Людей, которые нарушают правовые и моральные законы называют грешниками. Эти люди после смерти попадают в Ад для перевоспитания своего характера.

К добрым качествам души относятся добродетели. Это вера, сострадание, послушание, терпение, долготерпение, мужество и смирение. Эти добродетели толкают человека к совершению добрых дел. Бывают случаю, когда человек совершает доброе дело, но в его характере добродетели отсутствуют. В этом случае оно совершенно не искренними порывами, а под воздействием другой причины. Например: человек участвует в благотворительных организациях не из-за чувства сострадания к бедным и больным людям, а из-за боязни осуждения его обществом.

Князь Мышкин обладал почти всеми добродетелями. В нём не было долготерпения и смирения. А сгубили его страсти «уныние» и «блуд».

Мышкин воспылал любовной страстью к Настасье Филипповны, посмотрев на её фотографию. Он был неравнодушен к женской красоте. В разговоре с Епанчиными, Мышкин сказал, что Аглая не уступает в красоте лица Настасье Филипповне. Ему было всего 26 лет. Жизненный опыт его был невелик, поэтому он не мог увидеть в женщине её недостатки в характере. Он судил о людях по своему первому впечатлению о них. Он сразу создал в своей душе ошибочные образы Настасьи Филипповны и Аглаи. Он наделил их теми качествами характера, которых у них не было. Он хотел, чтобы внешняя красота этих женщин, передалась их внутренней красоте. Он создал в своей душе ошибочные образы этим двум женщинам.
Он понимал, что обладать Настасьей Филипповной он сможет только тогда, когда женится на ней. При людях Мышкин отзывался о ней положительно и говорил, что она требует к себе не насмешек, а сочувствия. Так говорил он для успокоения своей совести. Мышкина сжигала любовная страсть к падшей женщине.

Настасья Филипповна была переполнена всеми страстями. Добродетели в ней не жили.

Она считала себя лучше всех людей. Она хотела власти и восхищения собой. Это она могла получить лишь, при наличии больших денег. Она хотела выйти замуж за богатого и кроткого человека. Настасья Филипповна убежала к Мышкину и прожила у него полгода. Он был не богат. Поэтому она вернулась к Рогожину. Замуж за него она идти боялась из-за его неуравновешенного характера. Она понимала, что став его женой, он скоро привыкнет к её красоте. Рогожин был мстительным, поэтому стал бы её бить за её издевательства над ним. Настасья Филипповна постоянно находилась в унынии. Она понимала, что никогда не станет богатой и властной светской дамой. Она не хотела себя смирить и попытаться стать бедной, но честной женщиной. Для этого ей нужно было работать, чего она делать не умела и не хотела. Она сильно ревновала Мышкина к Аглае. Чтобы её унизить, стала писать ей письма с пожеланиями им счастья. Она ревновала всех своих поклонников и устраивала им публичные скандалы, когда видела их в присутствии женщин. Настасья Филипповна могла выйти замуж два раза за людей, которые были из высшего сословия. И Ганя, и Мышкин её любили. Она могла бы сделать их счастливыми. Они не стали бы ей вспоминать её прошлое. Но она предпочла остаться гулящей женщиной. В ней не было жалости к людям.

Мышкин пытался вырваться из под власти чар Настасьи Филипповны. Он пишет письмо другой красавице, Аглае. Он её завораживает словами «свет, которым она светит ему». Аглая много читала художественной литературы. Она создала себе образ идеального мужчины. Мышкин с первого раза поразил её воображение. Она не встречала таких людей на своём пути. Ей очень понравились слова Мышкина в свой адрес. Когда он приехал в Павловск, то она приложила все свои силы и поймала его в свои сети. Мышкин не противился этому потому, что пытался забыть Настасью Филипповну. Он не любил Аглаю. Она ему нравилась. Справиться со своей любовной страстью он не смог. Настасья Филипповна его опять одурачила и разлучила с Аглаей. Она старалась своих любовников придерживать возле себя. Она второй раз обманула Мышкина, убежав от него из под венца с Рогожиным.

Рогожин любил Настасью Филипповну страстной любовью. Она постоянно над ним насмехалась и два раза убегала из под венца. Она была переполнена злобой ко всем людям. Она ничего не давала, а только брала. Рогожин её сильно ревновал к Мышкину. Он понимал, что проигрывает перед ним в образовании и доброте. Мышкин нравился Рогожину. Когда он был с ним рядом, то ревность его уходила. Они могли мирно разговаривать. Когда Мышкина рядом не было, то ревность возвращалась и он хотел его убить. Рогожин сильно страдал от измен Настасьи Филипповны. Он находился в постоянном унынии. Привезя её домой из под венца, он решил её убить потому, что она продолжила свои издевательства над ним.
Мышкин был болен эпилепсией. Его нервная система была ослаблена. Ему нужно было жить в спокойствии. Но по приезду в Россию, он постоянно находился в напряжении. Увидев Настасью Филипповну мёртвой, он сошёл с ума. Рогожин тоже сошёл с ума, но быстро поправился потому, что обладал крепким здоровьем.

Сочинение по роману Достоевского “Идиот”

В конце 60-х – начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма, к революционному движению и одновременно ненависть к деградирующему дворянству и капиталистическому миру. В новых произведениях писателя центральное место занимает показ кризиса буржуазного индивидуалистического сознания, всеобщего разложения, отчуждения и раздвоенности, своеволия личности. Вместе с тем Достоевский по-прежнему не оставляет мечты о гармоническом, цельном человеке, о красоте, которая призвана спасти мир. Весь этот сложный комплекс идей отразился в романе “Идиот”.
В романе “Идиот” (1868) два главных действующих лица – князь Мышкин и Настасья Филипповна. С Мышкиным связана постоянно владевшая Достоевским проблема изображения в литературе “положительно-прекрасного человека”, пытающегося спасти мир. Литературными аналогиями при изображении Мышкина для писателя были Дон-Кихот, Пиквик, противостоящие окружающей их среде как носители простого, естественного сознания.
Князь Мышкин – кроткий, совестливый, наивный и мудрый одновременно – проходит через все сложные конфликты романа. Убежденный, что сострадание может переродить любого человека, а в конечном счете и человечество, он стремится всем помочь, хочет стать нужным и полезным для всякого, кто встречается на его пути. Его неожиданное появление в этом мире хищников, готовых пожрать друг друга за богатство, за владение женской красотой, в обществе финансистов, дельцов, мелких и крупных чиновников похоже на легендарное появление Христа. Мышкин настолько необычен, настолько хорош и идеален по сравнению с окружающими, что он кажется идиотом (отсюда и название романа).
Сердце Мышкина открыто людям, но он так и не может никого спасти, никому помочь – ни Настасье Филипповне, ни Рогожину. И сам он не в состоянии сделать выбор между двумя любящими его женщинами. Глубокое сострадание к Настасье Филипповне у героя романа столь же сильно, как и его любовь к Аглае. В этом и заключается трагическая вина Мышкина: жизнь настойчиво заставляет его сделать выбор, который для него оказывается невозможным. Парадоксальное сочетание силы и слабости героя, духовной мощи и в то же время невозможности исправить несовершенство мира отражено в его имени и фамилии: Лев Мышкин.
Герой романа с его изначальной добротой, нравственной чистотой и благородством – одно из наиболее ярких воплощений идеала, “естественного человека” в литературе. И то, что Мышкин воспитывался в Швейцарии и именно оттуда приезжает в Россию, должно было дополнительно напомнить читателям о Руссо и его идеях. Столкновение “естественного человека”, готового, как Христос, принять на себя все грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует контраст, являющийся трагическим в силу его неразрешимости. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность. В этом мире не может найти места и Настасья Филипповна – гордая, благородная и страдающая женщина, наделенная замечательной красотой. “С этакой красотой можно мир перевернуть”,- сказано о ней в романе. В действительности ее красота становится лишь предметом гнусного торга. Этот мир оказывается враждебным всему прекрасному и благородному.
В Настасье Филипповне также сочетаются черты трагедии социальной и трагедии личностной. Конечно, она является жертвой развращенного и циничного общества, действительности, уродующей и деформирующей человеческую личность. Но есть в ней и нечто демоническое (“инфернальное”). Образ роковой женщины, которая губит и себя, и всех, опаленных любовью к ней, вообще занимал большое место в творчестве Достоевского. Желая отомстить своим обидчикам, Настасья Филипповна пользуется средствами, принятыми в этом же обществе, ее погубившем: интригами, хитрой расчетливостью. Все это соединяется с огромным душевным надрывом и самоистязанием. Она болезненно остро переживает свое падение, с жестокостью мучает других, но с не меньшей силой мучается и сама, буквально разрываясь между Мышкиным и Рогожиным, иными словами, между добром и злом, светом и тьмой, “раем” и “адом”. Тут дают себя знать и мотивы жертвенности, и стремление унизить себя, утвердиться в мыслях о собственной греховности, в том, что она “рогожинская”.
Идейно-художественная структура “Идиота” оказалась внутренне противоречивой. Появление в романе “антинигилистических” сцен было неорганично и искусственно. Это обстоятельство специально отмечал Салтыков-Щедрин в рецензии на роман.
– “По глубине замысла,- писал он,- по широте задач нравственного мира… этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества… И что же? Несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, г. Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется заветнейшая мысль автора”.
Подобного рода противоречие порою ощущается в романе “Бесы”.

Сочинение по литературе на тему: Сочинение по роману Достоевского “Идиот”

Другие сочинения:

Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) В 1860-е годы Достоевский испытывает желание воплотить в слове задачу, которую он считает “бесконечно трудной, почти непосильной для художника”, потому что это вопрос об идеале. Тем не менее, он все-таки приступает к ней в романе “Идиот”, где и пытается создать Read More .

“Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием” (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского “Идиот” Многие русские писатели XIX века пытались раскрыть человеческую личность, со всеми ее чаяниями и метаниями. Наверное, лучше всего это удалось Федору Михайловичу Достоевскому. Он смог точно подметить мельчайшие движения и порывы человеческой души. Кажется, что не автор пишет книгу, а Read More .

Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей – реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля – не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что Read More .

Обзор романа Достоевского “Идиот” Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе “Идиот”. Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867-1868 Read More .

Главная цель и смысл романа Достоевского “Идиот” Главной целью романа “Идиот” (1868) было создание образа “положительно прекрасного человека”. В образе князя Мышкина черты Христа получили бытовое преломление. Он не знает внутренней борьбы между добром и злом, он чист, бескорыстен, добр, искренен, отзывчив и готов на любую жертву, Read More .

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского. (По роману “Преступление и наказание” или “Идиот”.) С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о “низах” и “верхах” общества. Сначала я прочитал роман “Идиот” меня поразила его какая – то душевность и понимание мыслей людей, Read More .

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”, князь. Создавая образ, автор ставил целью “изобразить вполне прекрасного человека”. Возможным прототипом героя (хотя бы по части внешности) мог быть граф ГА. Кушелев-Беэбородко. В черновиках Достоевский несколько раз называет Read More .

В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского “Идиот” В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить “вполне прекрасного человека”. В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного – это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, Read More .

Читайте также:  Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: Образ князя Мышкина по роману Федора Достоевского Идиот
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 20:39:06 07 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 144 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *