Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского

Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие.

Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь.

Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные, но все сходились в одном: читать Достоевского тяжело. Я убедилась в правильности этих слов.

Чтение романов Достоевского требует постоянной напряженной работы мысли – в этом вся трудность. Поэтому

Но я не знаю писателя более глубокого, чем Достоевский. Иногда кажется, что для него не существует тайников в человеческой душе, даже в душе женщины.

Герои Достоевского всегда идут через нравственные мучения, ища ответы на свои вопросы о смысле жизни, о счастье и предназначении человека, порою ошибаясь и вместе с его героями проходит через все это читатель. И пусть я не найду своего ответа, пусть я не найду своего ответа, пусть я в чем-то не соглашусь с Достоевским, но ведь истина рождается

Еще древние говорили :”Познай самого себя”. Настоящий смысл этих слов можно понять, прочитав хотя бы один из романов Достоевского, основой каждого из которых является углубление во внутренний мир героев.

Достоевский – великий гуманист. Его романы никого не оставляют равнодушными, долго не дают покоя читателю, заставляя задуматься над такими, казалось бы, простыми понятиями, как добро и зло, душевная щедрость и равнодушие. Человечество стоит сейчас на грани самоуничтожения, и от того, как люди решат эти “простые” вопросы, зависит будущее нашей планеты.

Глубоко волнуют острые социальные проблемы, поставленные в романе Достоевского: страшные картины нищеты, бедствий, голода – встают перед глазами ясно и неотвратимо. Достоевский мечтал о переустройстве жизни, о всеобщем счастье. Путем же к всеобщему благоденствию он ошибочно считал смирение и покорность, прощение зла каждому и непротивление злу насилием.

Но, не смотря на это, произведения Достоевского не утратили своей обличительной силы.

На страницах своего романа “Преступление и наказание” Достоевский разоблачает теорию “бонопартизма” ,теорию “сильной личности”. Каждый человек немножко или много считает себя особенным. И это закономерно –

для каждого человека в жизни существует свое особенное предназначение, своя судьба, наконец. Но есть люди, которые в силу каких-то обстоятельств или воспитания, решают, что они вдруг избранные, “сверхчеловеки”, что великая цель в жизни, поставленная ими в жизни, может оправдать любые средства ее достижения. Но Достоевский опровергает эту идею властелинов и подвластных, убеждая, что зло, пусть и вынужденное, принесет только зло и страдание всем, повлечет за собой новые кровавые преступления.

Титан мысли – так иногда называют Достоевского. Многие знаменитые, признанные писатели мира считают Достоевского своим учителем. Ведь даже чуть-чуть сближаясь с творчеством великого гения, нельзя не найти для себя хоть немного полезного.

А если попытаться понять, проникнуть глубже в это творчество, то можно взять неизмеримо больше.

Похожие сочинения:

Знакомство Раскольникова со Свидригайловым Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила.

Является ли Базаров сильной личностью? Роман “Отцы и дети” по праву играет ведущую роль в творчестве И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе. После политической реакции 50-х.

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих. II. Образ города-спрута, в котором “человеку пойти некуда” (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову). 1.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди и живем среди людей. Да, у всех разные профессии, занятия.

ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче.

“Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие.

Мертвый дом Федора Достоевского Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский “Записки из Мертвого дома”, вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и.

Пути правды в произведениях Достоевского Пути правды в произведениях Достоевского I. “Это вечное искание и называется жизнью” (Достоевский). II. Борьба идей в романах Достоевского. 1. Мастерство писателя в изображении социальных контрастов. 2. “Всего себя в.

Анализ картины Перова “Портрет Ф. М. Достоевского” Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения.

Сочинение на тему: “Смысл названия романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Роман “Идиот” – одно из величайших творений Ф. М. Достоевского. Разрабатывая сюжет этого романа, Достоевский отмечал: “Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете.

Сочинение по роману “Братья Карамазовы” Достоевского По замыслу Достоевского, его последний Роман “Братья Карамазовы”, должен был состоять из двух частей, которые посвящены жизни Алеши Карамазова. Но Достоевский успел написать только первую часть, которая была лишь предысторией.

Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина , Н. В. Гоголя ,М. Ю. Лермонтова . Герои произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим.

Знакомство Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” “Мастер и Маргарита” – это два произведения в одном: внутри романа Булгакова находится самостоятельная история о Понтии Пилате, таким образом, мы попадаем и в Москву 30-х годов, и в древний.

Женские образы в романах Ф. М. Достоевского С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому.

Знакомство Чичикова с городом NN “В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать.

Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание.

В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского? Все творчество Ф. М. Достоевского – это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского – это человек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении с.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке.

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Михаил Булгаков – один из наиболее своеобразных писателей первой половины XX века. Его творчество очень оригинально в содержательном отношении. Не исключение роман “Мастер и Маргарита”. Один из главных героев романа.

Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский План I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры. II. Использование библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”.

Знакомство Паратова и Карандышева Драма А. Н. Островского “Бесприданница”, написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства.

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в.

О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознает своей неправоты, санкционированной его собственной теорией, а элементарные принципы правосудия требуют осознания этого, то писатель.

ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 1) Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей –.

Две морали в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание –.

Мои впечатления от прочитанного романа Достоевского “Преступление и наказание” Литература – один из немногих школьных предметов, который требует не только триумфа эрудированного ума, образного, логического мышления, понимание глубинной основы литературного сознания. Она нуждается в авторских увлечениях, переживаниях. По моему.

Читая Достоевского Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали – определенный набор правил и норм поведения, он во многом определяется той эпохой, в которую выпало жить. Все мы живем.

Авторская позиция в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” и способы ее выявления Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в.

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в.

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) “Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

Читайте также:  Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»): сочинение

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Ф.М. Достоевский – явление всемирной литературы – открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже “малое” сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий “индивид” и “нация”, а Достоевский поставил перед русской литературой реальности – “личность” и “народ”.

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского – это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда – острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены – и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые “Божественная комедия” Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Н.А. Добролюбов в статье “Забитые люди” сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:

Трагический пафос, связанный с болью о человеке;

Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;

Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал “Иностранная литература”, 1981; N 1. с. 179-214.

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Читайте также:  Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»: сочинение

Что повлияло на формирование Достоевского как писателя

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Ф. М. Достоевский – великий русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог, сострадающий бедным и угнетённым, гуманист, страстный обличитель лжи и лицемерия. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятным и неоценённым.
Во всех произведениях на первом плане у него – сама «личность». Прототипом своих героев чаще всего служил сам писатель. Из глубины своего сердца он черпал самые потрясающие откровения. Отсюда глубокий психологизм романов Достоевского.
Будущий писатель родился в дворянской семье. Отец Михаил Андреевич был лекарем Мариинской больницы для бедных. Фёдор Михайлович окончил Главное инженерное училище и был зачислен в Петербургскую инженерную команду, но вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.
Между родителями отношения строились на полном подчинении воле и капризам мужа. Все члены большой семьи Достоевских жили заурядной жизнью, и никто не понял выбора сына стать писателем.
Для Достоевского вопрос семейных отношений очень важен: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной семьи. Конечно, эта тема почерпнута писателем из его личной жизни.
Повлияли на развитие писательского таланта Достоевского и обилие прочитанных им книг разных авторов: Данте, Бальзака, Гофмана, Диккенса, Жорж Санд. Но на первом месте для него были Пушкин и Гоголь. Пушкин учил с детства быть самим собой и дерзать смело, безгранично. Этот поэт стал для Достоевского символом народного гения.
Но великое служение России пером художника особенно поразило его в Гоголе. Гоголь заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил так взглянуть на самих себя, что жизнь показалась ещё совсем не изведанной бездной. Конечно, первая повесть Достоевского – «Бедные люди», – в которой остро звучит тема «маленького человека», была бы невозможна без Гоголя. Повесть была напечатана в альманахе Некрасова «Петербургский сборник» в 1846 году и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг великого критика Белинского, который сулил тогда ещё начинающему художнику слова блестящее творческое будущее.
Назначение писателя – отражать действительность художественным языком, показывать все её пороки и прекрасные моменты. Достоевский видел все общественные противоречия современности и давал на них свой отклик. С тревогой он наблюдал распад семейных отношений, торжество денежной морали. Писатель изобразил много сцен из жизни семей, где нет добродетели, почитания родителей, где умерли заботливое отношение к детям, чистота любви и привязанности.
Отчуждение человека, его обособление, замыкание в самом себе протекали в буржуазном обществе всё сильнее. Равнодушие власти к простому народу, кризисы, войны – всё это поселило в сознании простого труженика недоверие к закону, страх за себя. Но человек с ущемлённым чувством собственного достоинства, как почувствовал Достоевский, существо далеко не простое, противоречивое. Едкое, жгучее чувство унижения, испытанное им, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда мирный «маленький человек» может превратиться в тирана и деспота.
Членство в кружке Петрашевского повлияло на личную и творческую судьбу Достоевского Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Оно состояло из дворян и разночинцев. За участие в этом кружке писатель был арестован 23 апреля 1849 года и приговорён к смертной казни, которая была заменена каторжными работами на четыре года и последующей службе в армии.
Годы каторги и солдатской службы прервали литературную деятельность Достоевского. На каторге он встретил множество солдат и крестьян. После пребывания в детские годы в деревне писатель впервые вновь широко столкнулся здесь с людьми из народа. Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского-художника и мыслителя громадное значение. Здесь он поменял своё мировоззрение. По его мнению, современное состояние общества является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, влечёт за собой создание кумиров, которым начинает поклоняться человек. А это может привести к катастрофе. Но у человечества есть вечный идеал, воплощённый в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться.
Общественный кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освящённые религией, изображает Достоевский в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».
Но о чём бы Достоевский ни писал, всегда пишет о своих духовных исканиях, ищет разрешения проблем, лично его волнующих, но до конца не разрешённых. Все его герои, будь они антиподами его по своему нравственному облику, всё-таки бьются над проблемами, над которыми всю жизнь бился сам писатель.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Разное / Что повлияло на формирование Достоевского как писателя

Смотрите также по разным произведениям Достоевского:

Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского

Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие.
Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь.
Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные, но все сходились в одном: читать Достоевского тяжело. Я убедилась в правильности этих слов.
Чтение романов Достоевского требует постоянной напряженной работы мысли – в этом вся трудность. Поэтому человеку, не привыкшему работать с серьезной литературой, Достоевский может показаться скучным и неинтересным.
Но я не знаю писателя более глубокого, чем Достоевский. Иногда кажется, что для него не существует тайников в человеческой душе, даже в душе женщины.
Герои Достоевского всегда идут через нравственные мучения, ища ответы на свои вопросы о смысле жизни, о счастье и предназначении человека, порою ошибаясь и вместе с его героями проходит через все это читатель. И пусть я не найду своего ответа, пусть я не найду своего ответа, пусть я в чем-то не соглашусь с Достоевским, но ведь истина рождается в спорах, и именно сложность и противоречия Достоевского лишний раз натолкнет меня на раздумье.
Еще древние говорили :”Познай самого себя”. Настоящий смысл этих слов можно понять, прочитав хотя бы один из романов Достоевского, основой каждого из которых является углубление во внутренний мир героев.
Достоевский – великий гуманист. Его романы никого не оставляют равнодушными, долго не дают покоя читателю, заставляя задуматься над такими, казалось бы, простыми понятиями, как добро и зло, душевная щедрость и равнодушие. Человечество стоит сейчас на грани самоуничтожения, и от того, как люди решат эти “простые” вопросы, зависит будущее нашей планеты.
Глубоко волнуют острые социальные проблемы, поставленные в романе Достоевского: страшные картины нищеты, бедствий, голода – встают перед глазами ясно и неотвратимо. Достоевский мечтал о переустройстве жизни, о всеобщем счастье. Путем же к всеобщему благоденствию он ошибочно считал смирение и покорность, прощение зла каждому и непротивление злу насилием. Но, не смотря на это, произведения Достоевского не утратили своей обличительной силы.
На страницах своего романа “Преступление и наказание” Достоевский разоблачает теорию “бонопартизма” ,теорию “сильной личности”. Каждый человек немножко или много считает себя особенным. И это закономерно –
Для каждого человека в жизни существует свое особенное предназначение, своя судьба, наконец. Но есть люди, которые в силу каких-то обстоятельств или воспитания, решают, что они вдруг избранные, “сверхчеловеки”, что великая цель в жизни, поставленная ими в жизни, может оправдать любые средства ее достижения. Но Достоевский опровергает эту идею властелинов и подвластных, убеждая, что зло, пусть и вынужденное, принесет только зло и страдание всем, повлечет за собой новые кровавые преступления.
Титан мысли – так иногда называют Достоевского. Многие знаменитые, признанные писатели мира считают Достоевского своим учителем. Ведь даже чуть-чуть сближаясь с творчеством великого гения, нельзя не найти для себя хоть немного полезного. А если попытаться понять, проникнуть глубже в это творчество, то можно взять неизмеримо больше.

Сочинение по литературе на тему: Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского

Другие сочинения:

Знакомство с творчеством Высоцкого Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэтов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из отечественных – Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков, Read More .

Знакомство с творчеством Владимира Маяковского Первое знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит бурно, с возникновением множества вопросов, с каким-то негодованием даже. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная позиция борца, занятая поэтом, вступает в Read More .

Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”. В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит Read More .

Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.) Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный Read More .

Анализ эпизода из романа: Знакомство Раскольникова со Свидригайловым Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный Read More .

О социально гуманитарной линии творчества Достоевского Говоря о социально-гуманитарной линии творчества Достоевского, следует отметить, что образы униженных, “маленьких” людей широко представлены в его произведениях разных периодов. Образы эти ярко обрисованы в “Записках из Мертвого дома”, “Униженных и оскорбленных”, “Преступлении и наказании” и др. Достоевский и тут Read More .

Что дало мне чтение романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Если бы по каким-то причинам надо было Назвать величайший роман XIX века, Я бы назвал “Войну и мир” Толстого. Джон Голсуорси Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным Read More .

Трагедия между личностью и обществом в романе “Анна Каренина” После окончания работы над “Войной и миром” Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно. Толстой все больше и больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную Read More .

Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ “Обозник”. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

Фёдор Михайлович Достоевский – личность уникальная и, безусловно, значимая. Он внёс большой вклад в литературу. Его творчество многое открыло для читателя, в частности, его личную жизнь, которую тоже нельзя оставлять без внимания, поскольку её эпизоды нашли отражение в творчестве писателя, а Достоевский являлся ярким представителем своей эпохи.

Читайте также:  Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

Цель данной работы – реконструировать личность Ф.М. Достоевского в героях его произведений. Источники, которые были привлечены к исследованию, представлены произведениями Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы» [2; 3], «Подросток» [7], «Записки из мёртвого дома» [4], «Игрок» [5], «Идиот» [6], «Преступление и наказание» [8]). Также в ходе исследования темы мы опирались на публикации биографов Ф.М. Достоевского – А. Бороздина [1], И.Л. Волгина [11], Е.А. Соловьёва [10]. Ф.М. Достоевский родился в семье небогатой и трудящейся.

Мать, Мария Фёдоровна, с ранних лет привила ему любовь к религии. Отец, Михаил Андреевич, был строг к нему и требователен, так как хотел таким образом уберечь его от жизненных невзгод. Детство для него считалось самой счастливой порою: несмотря на то, что в городе ему со своими братьями приходилось учиться и скрывать свои шалости от строгого отца, жизнь в деревне казалась Достоевскому – мальчику привлекательной, от того часто всплывала в памяти после.

Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…» [11, c. 98].

Это отношение впоследствии передавалось в его произведениях. В романе «Подросток» его главный герой относился к своему отцу с уважением, и в то же время ненавидел его [7, глава 1, с. 5–15]. В «Братьях Карамазовых» отец Карамазовых слыл пьяницей и сладострастником, что вызывало неоднозначную реакцию у детей. Так, Дмитрий желал убить его. Фёдор Михайлович следующим образом описал это: «Зачем живёт такой человек!» [2, часть 1, кн. 1, глава 6, с. 79], «А не убил, так ещё приду убить…» [2, часть 1, кн. 3, глава 9, с. 149]. Другой из братьев, Иван, презирал отца [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 142], а Алёша же относился к нему с пониманием и всегда прощал его шалости: «…Нет, не сержусь. Я ваши мысли знаю. Сердце у вас лучше головы…» [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 144].

Существуют две версии смерти отца Федора Михайловича. По документам он умер от апоплексического удара, но, согласно слухам, Михаила Андреевича убили собственные крестьяне. Этой версии придерживались его родственники, которые сообщали: «Мой дед Михаил всегда был строг с крепостными. Чем больше он пил, тем более жестоким он становился, пока, в конце концов, они его не убили… Мне всегда казалось, что Достоевский, создавая образ старика Карамазова, думал о своём отце» [11, с. 100–101]. Так же, стоит упомянуть, что у Достоевского-младшего была неуравновешенная, буйная душа, которая из-за строгого воспитания деформировалась в недоверчивую, истеричную.

Биограф Достоевского отмечал: «Жизнь Достоевского – это полная трагизма борьба гения с рынком… Достоевский был несомненным психопатом, не помешанным, что не то же самое. В детстве он страдал галлюцинациями, потом падучей. Но и, кроме этого, у него ярко были выраженные признаки мнительности и истеричности характера… это неустойчивое равновесие психических отравлений, чрезмерно лёгкая возбудимость, необыкновенно сильная реакция психического механизма и быстрая смена его возбуждений. В характере такого рода больных бросается в глаза пёстрая смесь построений и аффектов, симпатий и антипатий, представлений то весёлых, то грозных, то серьёзных, то низменных, то с философским пошибом; стремлений полных энергией, но скоро пропадающих…

У этих больных есть и другая замечательная черта – самолюбие! Они самые наивные эгоисты, говорят только о себе и постоянно, с самым живым интересом, стараются обратить на себя всеобщее внимание, возбудить участие, заинтересовать всех своей личностью, своею болезнью и даже пороками…» [10, глава 1]. На протяжении всего жизненного пути Достоевский слыл человеком нервным, импульсивным. Ему трудно было сходиться с людьми, в молодости он считался гордым и себялюбивым, очень распалялся при критике.

Эти качества очень часто встречаются в его персонажах, им передаётся нервозность, постоянное возбуждение от чего-либо, необузданность и страстность. В романе «Преступление и наказание» его главный герой, Раскольников, противопоставлял себя всему миру, сам вершил своё правосудие. В результате его действий пострадал, по его мнению, совсем невинный человек – Лизавета [8, часть 1, глава 7]. Вся тяжесть его поступка проступала в его облике – нервозность, горячка [8, часть 1, глава 6; часть 2, глава 3].

В романе «Братья Карамазовы» старик Карамазов из вредности устраивал каламбуры, кутил и желал, чтобы его принимали таким, какой он есть [2, часть 1, кн. 1–3, с. 7–163], Дмитрий Карамазов страдал врождённой «карамазовщиной», метался между грехом и правильным поступком [2, часть 1, кн. 3, главы 3–5, с. 108–130]. В «Подростке» главный герой всё стремился доказать свою зрелость, но своими действиями убеждал всех вокруг и себя лишь в обратном [7, с. 3–480]. В произведениях Федора Михайловича всплывает и такой аспект – он слыл человеком азартным. В качестве примера приведём следующий. Проиграв все свои деньги и наличность своей подруги, Полины Сусловой, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок» [9]. Суслова считается прототипом героини романа – Полины Александровны.

Мучительные отношения главного героя с Полиной являются интерпретацией непростых отношений Достоевского с Сусловой: «Полине ужасно не нравились мои вопросы, и я видел, что ей хотелось разозлить меня тоном и дикостию своего ответа; я об этом ей тотчас же сказал. – Что ж, меня действительно развлекает, как вы беситесь. Уж за одно то, что я позволяю вам делать такие вопросы и догадки, следует вам расплатиться. – Я действительно считаю себя вправе делать вам всякие вопросы, – отвечал я спокойно, – именно потому, что готов как угодно за них расплатиться, и свою жизнь считаю теперь ни во что… – Вы мне в последний раз, на Шлангенберге, сказали, что готовы по первому моему слову броситься вниз головою, а там, кажется, до тысячи футов.

Я когда-нибудь произнесу это слово единственно затем, чтоб посмотреть, как вы будете расплачиваться, и уж будьте уверены, что выдержу характер. Вы мне ненавистны, -– именно тем, что я так много вам позволила, и еще ненавистнее тем, что так мне нужны. Но покамест вы мне нужны – мне надо вас беречь» [5, глава 1]. Первая жена Ф.М. Достоевского – Мария Дмитриевна – была женщина «души самой возвышенной и восторженной», как отмечается в «Хронике рода Достоевских», она «Сгорала, можно сказать, в огне от этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова – да! И чиста, и наивна притом была совсем как ребёнок» [11, с. 393]. Она являлась прототипом главных героинь в романах писателя: Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых», женщина, полюбившая старшего брата Дмитрия только из собственной гордости, находящая в своей любви благородство, так ей угождающее [2, часть 1, кн. 3, глава 10, с. 153–163; часть 2, кн. 4, глава 5, с. 196–207]; Агата из «Идиота» [6, с. 105-106].

Фёдор Михайлович участвовал в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. За это его арестовали и приговорили к смертной казни, но впоследствии её отменили. Один из приговорённых к казни сошёл с ума [10], и, основываясь на этом, Достоевский после передал его ощущения словами князя Мышкина в романе «Идиот»: «…ему всё хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот как это так: он теперь есть и живёт, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то…» [6, глава 5, с. 80]. После разоблачения деятельности участников кружка Петрашевского Достоевского отправили на каторгу [1], после которой спустя десять лет он поделился своими вынесенными из данного злоключения впечатлениями в повести «Записки из мёртвого дома». В них Достоевский писал: «…Помню ясно, что с первого шагу в этой жизни поразило меня то, что я как будто и не нашёл в ней ничего поражающего…» [4, с. 21]; «С самого первого дня моей жизни в остроге я уже начал мечтать о свободе…» [4, с. 95]. Каторга не изменила в нём нервозности, но научила его смирению.

Среди арестантов, которые относились к нему с недоверием, сторонились, в условиях, где дозволено немного, он осознал свою незначительность. Каторга стала уроком народной правды Достоевского. После каторги для Достоевского истинная жизнь – это борьба с внутренним, нравственным злом, которое пребывает в каждом из нас. И в своих произведениях он наказывал бесчинствующих страданием: Раскольникова отправил на каторгу [8, часть 6, глава 8; Эпилог], Федор Павлович Карамазов умер насильственной смертью [3, часть 3, кн. 8, главы 4, 8], Дмитрий Карамазов отправился под арест [3, часть 3, кн. 9, глава 9, с. 191]. В своём последнем романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович отразил три последовательных этапа эволюции своей личности – Достоевский ранний, романтический (Дмитрий, который всегда идёт на поводу своих чувств, действует наперекор здравому смыслу), атеистический (Иван, которому присущи скрытность, неопределённость в идеях, надменность), поздний (Алёша, которому свойственны всепрощение, легкость и искренность, осознание своих пороков и активная борьба с ними). Я считаю, что «Братья Карамазовы» – самое значительное произведение Достоевского, в котором он словно подвёл итоги своей жизни, объединил полученный опыт и передал его читателю.

Список источников и литературы

1. Бороздин А. Достоевский Федор Михайлович // Русский биографический словарь: в 25 тт. Т. VI. Дабелов – Дядьковский. СПб.: Тип. Товарищество «Общественная польза». С. 608–669. Доступ из локальной сети Электронной библиотеки Руниверс. URL: http://www.runivers.ru/lib/book7666/436250/ (дата обращения: 25.03.2015). 2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 1 (Книга 1, 2, 3), 2 (Книга 4, 5, 6). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 343 с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 3 (Книга 7, 8, 9), 4 (Книга 10, 11, 12, Эпилог). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 471 с.

4. Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. 292 с.

5. Достоевский Ф.М. Игрок Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL:http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/ text_0050.shtml (дата обращения: 10.03.2015).

6. Достоевский Ф.М. Идиот. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1982. 672 с.

7. Достоевский Ф.М. Подросток. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1983. 480 с.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения: 18.03.2015).

9. Игрок (роман). История создания. Сюжет. Культурное влияние. URL: http://www.cultin.ru/books-igrok-roman (дата обращения: 23.03.2015).

10. Соловьев Е.А. Достоевский. Его жизнь и литературная деятельность. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/s/ solowxewandreewich_e_a/text_0080.shtml (дата обращения: 20.03.2015).

11. Хроники рода Достоевских / под ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с. URL: http://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/volgin_chronicle.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

Самарский государственный технический университет, Самара Научный руководитель: д.и.н., доцент, профессор Семенова Е.Ю.

Другие новости и статьи

Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:00 и находится в рубриках Новости.

Ссылка на основную публикацию
×
×