Алеша Карамазов: сочинение

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Алеша Карамазов. Произведение: Братья Карамазовы

АЛЁША КАРАМАЗОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор — последний и окончательный — между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все»Шв.

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. — открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, — житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, — писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. — Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова — персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» — двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского — А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

ОБРАЗ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” (Кн. 10. “Мальчики”)

(Кн. 10. “Мальчики”)

Алеша Карамазов – умный, мужественный и бла­городный юноша. Он, хотя и монах и, казалось бы, ото­рван от обычной человеческой жизни, легко вступает в контакт со школьниками. Алеше помогает в общении с детьми и то, что он сам недавно окончил школу. Ко­нечно, школьникам льстит, что взрослый на равных беседует с ними, обращается на “Вы” и без притворст­ва, на самом деле интересуется их взаимоотношения­ми. И ребята отвечают Алеше взаимностью. Хоть дети обычно не любят монахов, к Карамазову они относятся с уважением

и интересом. Дети очень тонко чувствуют фальшь в обращении взрослых и ценят откровенность и прямоту Алеши.

Карамазов в начале рассказа застает детей за та­ким некрасивым и опасным занятием, как бросание камней друг в друга. Он не испугался и, несмотря на полученные удары, попытался спокойно разобраться в ситуации. Дети ожесточенно забрасывают камнями одного худенького мальчика, а он с таким же ожесто­чением и ненавистью бросает камнями в своих обидчи­ков. Алеша стал между ними и попытался пристыдить ребят. Но его призывы к совести и справедливости ос­таются неуслышанными – школьники убеждают Але­шу, что

их противник сам виноват во всем. Алеша спрашивает, не доносчик ли мальчик. Вероятно, для него это самое неприятное в людях.

Алеша спокойно и просто разговаривает с ожесто­чившимся мальчиком. Несмотря на удары камнями и глубокий, болезненный укус пальца, он не бросается на мальчишку, а мужественно переносит боль и пыта­ется выяснить причину неприязни школьника. То, что Карамазов не поддался на провокации Илюши, вывело мальчика из состояния равновесия, и он от стыда за свое поведение убежал. Алеша с честью вышел из этой ситуации, за что заслужил безмерное уважение всех ребят.

Читайте также:  Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Карамазов объединил всех мальчиков, даже самых ярых противников Илюши. Он доходчиво и терпеливо объяснил им мотивы поведения этого затравленного ребенка, его внутреннее благородство и стремление любой ценой защитить честь отца. Смертельная бо­лезнь мальчика сделала ребят его ближайшими друзь­ями и скрасила последние дни Илюши. Благодаря Але­шиному уму и настойчивости проявились лучшие ка­чества детей – сострадание, душевная тонкость, стремление помогать попавшему в беду.

Глоссарий:

– образ алеши карамазова

– характеристика алеши карамазова

– сочинение на тему Алеша Карамазов

– в речи героя достоевского алеши карамазова были слова сочинение

Другие работы по этой теме:

Сочинение на тему: ДЕТИ В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” (Кн. 10. “Мальчики”) Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазо­ву, в чем.

“Братья Карамазовы”, анализ романа Достоевского Идея создать “психологическую драму” о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя Образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели.

Сюжет романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Действие романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. По широте охвата жизни, по значимости нарисованных образов и.

Анализ романа “Братья Карамазовы” Достоевского Ф. М Годы “братского общения” со всей Россией (так называл издание своего “Дневника” сам Достоевский) очень многое дали и читателям, и автору. Обогащенный этим опытом, он приступает.

Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” раскрывает идейный смысл романа? “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. Эта слова из.

Сочинение на тему Грушенька – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Грушенька – характеристика персонажа ГРУШЕНЬКА – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” . Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова , которую, как.

Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Главы “Мальчики” являются частью одного из самых великих романов Ф. М. Достоевского – “Братья Карамазовы”. Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков – Коли.

“Детская” тема в романе Достоевского “Братья Карамазовы” Горячая любовь к детям – важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их.

“Братья Карамазовы” краткое содержание по главам романа Достоевского Книга первая. История одной семейки Достоевский знакомит читателей с семьей Карамазовых. Ее глава Федор Павлович Карамазов – мелкий помещик. Автор характеризует его как человека “бестолкового”.

Моя любимая книга – “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского Самобытное, тонкое, ни на что не похожее видение мира, тесно сплетенное с идеями христианства, воплощает собой личность Федора Михайловича Достоевского, знатока человеческой души, максимально, на.

“Алеша Карамазов – герой на все времена” (урок литературы)

Тема: «Алеша Карамазов – герой на все времена» (по материалам фрагмента «Мальчики» романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

Класс: 7

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • Цель учителя: формировать умение характеризовать героя литературного произведения путем современной интерпретации образа.
  • Цель учащихся: научиться анализировать героя литературного прозаического произведения новым способом.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • усваивать гуманистические и традиционные ценности российского общества и культуры;
  • формировать осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, уважения к труду;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Метапредметные:

  • формулировать учебную тему;
  • определять основные действия, ориентированные на достижение учебной задачи;
  • осуществлять самостоятельную деятельность;
  • адекватно оценивать результат проделанной работы.
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • выполнять учебно-познавательные действия: операция анализа, синтеза, сравнения, классификации, выстраивать логическую цель рассуждения;
  • делать выводы на основе действий анализа, сравнения.
  • доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • организовывать учебное взаимодействие, работать в группах.

Предметные:

  • уметь характеризовать литературного героя с помощью различных методов (анализ, моделирование, наблюдение);
  • формулировать собственное мнение о герое, его качествах и поступках.

Оборудование:

  • Учебник литературы (7 класс, под ред. Г. И. Беленького).
  • Слайд-презентация.
  • Доска.

Методический комментарий: Урок является предпоследним в изучении данного произведения, так как для анализа героя путем современной интерпретации образа необходимо хорошо ориентироваться в сюжетном и идейном пространстве произведения. Особое внимание на уроке уделяется созданию проблемной беседы, в ходе которой ребята выражают свою точку зрения, видят различные мнения, а главное размышляют, думают над проблемой, вопросами.

Ученики до этого не работали в таком формате, т.е. анализ системы персонажей происходил традиционным образом: характеристика внешности героя, его социального положения, а затем рассмотрение поступков, черт характера персонажа. Так работали с героями мальчиками, но Алеша Карамазов – идейный персонаж, мыслитель, деятель, поэтому захотелось представить его в многоплановом анализе.

С понятием «благотворительность» на уроках литературы и русского языка до этого дети не знакомились (но на классных часах мы с ребятами поднимаем эту тему, неоднократно помогаем местным приютам для животных, собирая корм). Было интересно узнать, что дети понимают под этим словом и как смогут связать с героем XIX века. В дальнейшем планируются подобные уроки, связанные с этой темой, хотелось бы увидеть самостоятельную деятельность в данном вопросе (написание эссе, сочинения, разработка проектов, организация помощи).

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Образ Алеши Карамазова, его значение для понимания романа

Образом Алеши не определяется сюжет романа. Этот образ более земной, более реальный. Алеша не мистик, а реалист. Это антипод Ивана. Он достиг возрождения. Алеша – совесть героев романа. Он чист сердцем. Чистота сердца дает ему крепкую веру. Он любит людей, потому что они люди. В его душе нет себялюбия и гордости, поэтому он – воплощение христианского смирения. У него деятельный характер любви. Все покорены Алешей. Он испытывает то же искушение, что и его братья. Алеша всегда был под покровом Богородицы.

Алеша – единоутробный брат Ивана. Его мать, смиренная, «кроткая» Софья Ивановна, была кликушей (кликуша – одержимая родом падучей (болезнь); больная неистово истерически кричит; возможна потеря сознания). Он унаследовал от нее религиозный строй души.

Алеша, как обычный герой житийного повествования, уже в ранней юности обнаруживает стремление уйти из суетного мира, потому что земные страсти чужды ему. Старика Карамазова поразила причина его возвращения: Алеша приехал разыскать могилу своей матери. Вскоре он поступил послушником в монастырь к прославленному старцу и целителю Зосиме. Автор боится, что юный его герой покажется читателю чрезмерным чудаком и фанатиком. Он настаивает на моральном здоровье своего героя. У него особый дар возбуждать всеобщую любовь, он всех любит, обид не помнит, никогда не заботится, на чьи средства живет; ровен и ясен; у него «дикая, исступленная стыдливость и целомудренность», что тоже служит признаком житийного героя. Сложные взаимоотношения идеального житийного героя и окружающего его мира делают этого героя для обычного восприятия странным. Алеша, как обычный житийный герой, уже в детстве обнаруживает незаурядные свойства будущего религиозного подвижника.

Он реалист. В образе Алеши предначертан новый тип христианской духовности – иноческого служения в миру; он проходит через монашескую аскезу, но в монастыре не остается.

Затем начинаются «искушения», «соблазны» житийного героя. «Юный человеколюбец» сталкивается с братом-атеистом. Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит (или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же) и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл. Умирает старец Зосима; ученик ждал прославления учителя, а вместо этого присутствует при его бесславии, т.к. от гроба почившего праведника преждевременно исходит «тлетворный дух»; «соблазн» неверия охватывает и монахов и богомольцев; соблазняется и «твердый в вере» «реалист» Алеша.

«Бунт» Алеши – отзвук бунта Ивана. Он тоже восстает на Провидение и требует от него «справедливости». «Не чудес ему нужно было, – объясняет автор,– а лишь «высшей справедливости», т.е. Алёша сомневается, бунтует не из-за отсутствия чуда, а из-за Божьей несправедливости, постигнувшей старца.

Вопросы о «справедливости», о Провидении, о мировом зле, так трагически переживаемые Алешей – это вопросы Ивана. В роковую минуту послушник вдруг чувствует свою духовную близость к брату-атеисту. Он неустанно припоминает свой разговор с Иваном. «Какое-то смутное, по мучительное и злое впечатление от припоминания вчерашнего разговора с братом Иваном вдруг теперь зашевелилось в душе его, и все более и более просилось выйти на верх ее». Но «бунт» Ивана кончается богоборчеством и отрицанием Божьего мира; «бунт» Алеши завершается мистическим видением воскресения: он спасается подвигом личной любви.

Читайте также:  Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»): сочинение

Видение Алеши – символ воскресения, радость Царствия Божия. Он выходит из кельи; падает, как подкошенный на землю, обнимает и целует ее. Герой жития преодолевает «искушения». Мистический опыт послушника становится источником его духовной энергии. Она изливается на мир, просветляя его изнутри. В романе показано только начало этого служения. Алеша входит в жизнь школьников, дружит сними, примиряет их с умирающим в чахотке Илюшей и на могиле его кладет основание «всечеловеческому братству». Новая община, в противоположность социалистическому муравейнику, строится на личности и любви. Это – свободное объединение друзей покойного Илюши – личная любовь к одному становится общей любовью всех.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 811 ;

Речь Алеши Карамазова о доброте и любви человеческ

Лев Балашов: люди русские, вот какие мы были и должны быть!

РЕЧЬ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА О ДОБРОТЕ И ЛЮБВИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

Между тем все тихонько брели по тропинке, и вдруг Смуров воскликнул:
— Вот Илюшин камень, под которым его хотели похоронить!
Все молча остановились у большого камня. Алеша посмотрел, и целая картина того, что Снегирев рассказывал тогда об Илюшечке, как тот, плача и обнимая отца, восклицал: “Папочка, папочка, как он унизил тебя!” — разом представилась его воспоминанию. Что-то как бы сотряслось в его душе. Он с серьезным и важным видом обвел глазами все эти милые светлые лица школьников, Илюшиных товарищей, и вдруг сказал им:

— Господа, мне хотелось бы вам сказать здесь, на этом самом месте, одно слово.
Мальчики обступили его и тотчас устремили на него пристальные ожидающие взгляды.
— Господа, мы скоро расстанемся. Я теперь пока несколько времени с двумя братьями (. ) Но скоро я здешний город покину, может быть очень на долго. Вот мы и расстанемся, господа. Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать — во-первых Илюшечку, а во-вторых друг о друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, — всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? — а потом так все его полюбили. Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал.

Итак, во-первых, будем помнить его, господа, во всю нашу жизнь. И хотя бы мы были заняты самыми важными делами, достигли почестей или впали бы в какое великое несчастье, — всё равно не забывайте никогда, как нам было раз здесь хорошо, всем сообща, соединенным таким хорошим и добрым чувством, которое и нас сделало на это время любви нашей к бедному мальчику может быть лучшими, чем мы есть в самом деле. Голубчики мои, — дайте я вас так назову — голубчиками, потому что вы все очень похожи на них, на этих хорошеньких сизых птичек, теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, — милые мои деточки, может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы всё-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами.

Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.

Может быть мы станем даже злыми потом, даже пред дурным поступком устоять будем не в силах, над слезами человеческими будем смеяться, и над теми людьми, которые говорят, вот как давеча Коля воскликнул: “Хочу пострадать за всех людей”, — и над этими людьми может быть злобно издеваться будем. А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни, и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, всё-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту! Мало того, может быть именно это воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: “Да, я был тогда добр, смел и честен”. Пусть и усмехнется про себя, это ничего, человек часто смеется над добрым и хорошим; это лишь от легкомыслия; но уверяю вас, господа, что как усмехнется, так тотчас же в сердце скажет: “Нет, это я дурно сделал, что усмехнулся, потому что над этим нельзя смеяться !”

— Это непременно так будет, Карамазов, я вас понимаю, Карамазов! — воскликнул, сверкнув глазами, Коля. Мальчики заволновались и тоже хотели что-то воскликнуть, но сдержались, пристально и умиленно смотря на оратора.

— Это я говорю на тот страх, что мы дурными сделаемся, — продолжал Алеша, — но зачем нам делаться дурными, не правда ли, господа? Будем, во-первых, и прежде всего добры, потом честны, а потом — не будем никогда забывать друг о друге. Это я опять-таки повторяю. Я слово вам даю от себя, господа, что я ни одного из вас не забуду; каждое лицо, которое на меня теперь, сейчас, смотрит, припомню, хоть бы и через тридцать лет. Давеча вот Коля сказал Карташову, что мы будто бы не хотим знать “есть он или нет на свете?” Да разве я могу забыть, что Карташов есть на свете и что вот он не краснеет уж теперь как тогда, когда Трою открыл, а смотрит на меня своими славными, добрыми, веселыми глазками.

Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы как Илюшечка, умны, смелы и великодушны как Коля (но который будет гораздо умнее, когда подрастет), и будем такими же стыдливыми, но умненькими и милыми как Карташов. Да чего я говорю про них обоих: все вы, господа, милы мне отныне, всех вас заключу в мое сердце, а вас прошу заключить и меня в ваше сердце. Ну, а кто нас соединил в этом добром хорошем чувстве, о котором мы теперь всегда, всю жизнь вспоминать будем и вспоминать намерены, кто как не Илюшечка, добрый мальчик, милый мальчик, дорогой для нас мальчик на веки-веков! Не забудем же его никогда, вечная ему и хорошая память в наших сердцах, отныне и во веки веков!

— Так, так, вечная, вечная, — прокричали все мальчики, своими звонкими голосами, с умиленными лицами.
— Будем помнить и лицо его, и платье его, и бедненькие сапожки его, и гробик его, и несчастного грешного отца его, и о том, как он смело один восстал на весь класс за него!
— Будем, будем помнить! — прокричали опять мальчики, — он был храбрый, он был добрый!
— Ах как я любил его! — воскликнул Коля.
— Ах, деточки, ах милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!
— Да, да, — восторженно повторили мальчики.

— Карамазов, мы вас любим! — воскликнул неудержимо один голос, кажется Карташова.
— Мы вас любим, мы вас любим, — подхватили и все. У многих сверкали на глазах слезинки.
(Из романа Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы”)

Я ОЧЕНЬ УДИВИЛСЯ ТОМУ, ЧТО ОДИН ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ В ЖЖ ОСУДИЛ ЭТУ РЕЧЬ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА КАК РЕЧЬ ЛИЦЕМЕРА.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ: ЕСТЬ ТАКИЕ НОРМАЛЬНЫЕ, ПОРЯДОЧНЫЕ, СВЕТЛЫЕ ЛЮДИ. И ЕСТЬ ТАКИЕ СИТУАЦИИ, ПОДОБНЫЕ ОПИСАННОЙ Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ.
КТО НЕ ВЕРИТ В БЛАГОРОДСТВО, В ДОБРО, В ЛЮБОВЬ — НЕСЧАСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК!

В начале перед текстом: кадр из фильма “Мальчики”

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимании не обращал . Д.А.Гранин (сочинение)

(1)В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимании не обращал, а теперь задумался над ними:

Читайте также:  Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение

(2)«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. (3)Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть».

(4)Он призывает мальчиков помнить эту минуту, когда они чувствовали себя хорошими. (5)Потому что это воспоминание всегда будет помогать, как бы мир ни ожесточил, ни озлобил их. (6)Алёша Карамазов считает, что такое воспоминание может удержать человека от дурного.

(7)При этом Алёша ничего не требует, ничего не проповедует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность – занятие соблазнительное для некоторых умов и лёгкое, поскольку Алёша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умиленными, все так, но совершает он при всем при этом великое с точки зрения педагогики дело: он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чём-то приятном, а в нравственно сформулированное, определённое напоминание: вот каким ты был прекрасным…

(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своём прошлом лишь запреты и раскаяние. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного человека, и это ощущение хочется повторить, оно придаёт силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.

(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.

(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, насмотри на удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И всё же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять доброту, когда казалось это так невыгодно, когда всё было против? (19)Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20)И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесённое из детства? (21)Может, они посещали своё детство и оно прибавляло им силы? (22)Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее

*Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — современный русский писатель.

Сизый Александр (группа 3 уровня)

В раннем детстве многие из нас живут в мире любви и доброты, но, повзрослев, из-за различных обстоятельств мы сталкиваемся со злобой, агрессией, цинизмом.
В данном для анализа тексте Даниил Алексеевич Гранин поднимает проблему сохранения доброты во взрослой жизни.
Эта проблема актуальна в современном мире, так как именно сейчас у большинства людей меняются приоритеты, и материальное благополучие вместе с карьерным ростом становятся на первое место, а простая доброта уходит на второй план.
На примере рассуждений главного героя мы видим, что, взрослея, сложно сохранить доброту и оставаться человечным. Также в тексте раскрывается восхищение Д.А. Гранина людьми, которые не поддавались злу, несмотря на все сложные обстоятельства.
Автор считает, что очень важно сохранить доброту, ведь она поможет нам противостоять всем ударам взрослой жизни. Отмечает, что воспоминания из детства нам помогают в трудную минуту, потому что в них хранятся запасы радости, счастья и веры в будущее.
Я полностью согласен с автором, потому что доброта приносит радость не только окружающим людям, но и самому человеку. Без добра жизнь несчастна.
Среди художественных произведений проблема доброты встречается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни. И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.
Также в рассказе «Бедные родственники» Л. Улицкой говорится о добром поступке простой женщины. Ася, бедная и слабоумная женщина, деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Она относит деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; делает это тайно и получает удовольствие от того, что кому-то нужна.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты. А доброта, как известно, спасёт мир.

Тэн Виктория (группа 3 уровня)

Наша жизнь представляет собой череду событий. Ежедневно мы сталкиваемся с трудностями. Но, несмотря на все жизненные сложности и удары судьбы, мы должны оставаться человечными и не забывать о доброте.

В данном для анализа тексте автор поднимает проблему сохранения доброты во взрослой жизни.
Эта проблема особенно актуальна в наши дни, так как в современном обществе изменились ценности. На первый план выходят карьера и удовлетворение собственных потребностей. Именно поэтому люди стали черствее и жестче.

Рассуждая над проблемной, Д.А.Гранин в своем тексте показывает нам то, как важно “оставаться человечными, стойкими в своей доброте”. Герой считает, что люди “не поддались злобе, цинизму, унынию” благодаря воспоминаниям о детстве. Именно они дают нам силы и веру в будущее.

Заполни форму
и получи скидку 50% на видеокурс

по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике

от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов

Автор считает, что сохранить доброту, сострадание очень сложно, потому что часто человек сталкивается с такими жизненными ситуациями, после которых пропадает вера в хорошее и прекрасное. Также, по мнению автора, неисчерпаемым источником доброты и позитива является наше детство, воспоминания о нем.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, доброе отношение ко всему, что нас окружает очень важно для нас самих. Доброта помогает нам сохранить человечность, она спасает нашу душу.

В подтверждение слов автора и своей позиции приведу в пример произведение И.Р.Солженицына “Матрёнин двор”. Главная героиня Матрёна очень добрая, простая женщина. Она готова сделать все для блага других. Даже несмотря на то, что люди относятся к ней плохо, презрительно, она продолжает совершать добрые поступки. С малых лет и до самой зрелости она не забыла о доброте.

Также приведу в пример произведение Л.Н.Толстого “Война и мир”. Ростовых можно назвать эталоном семьи. Благодаря графу и графине дети выросли хорошими людьми. На протяжении всей жизни оставаться такими им помогала память о детстве.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на трудности, мы должны постараться сохранить в себе доброту и благородство. Это очень важно как для нас самим, так и для окружающих.

Зайнутдинов Адель (группа 3 уровня)

Детство играет очень важную роль в судьбе каждого человека. Оно является самым светлым ярким и незабываемым периодом жизни. Именно поэтому очень важно сохранять в памяти моменты детства.

В данном для анализа тексте автор поднимает проблему влияния детских воспоминаний на судьбу человека.

Д. А. Гранин с помощью главного героя размышляет над словами персонажа Достоевского, Алексея Карамзова. Алёша утверждает, что воспоминания из детства приносят только пользу человеку и предохраняют его от «дурного». Для главного героя это стало неожиданным открытием. Впоследствии он стал проверять это знание на себе и на судьбе своих близких. «И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесённое из детства?»

Автор считает, что памятные моменты из детства поддерживают человека и помогают ему пережить тяжёлые этапы жизни. Они пробуждают в нём такие чувства, как доброта и отзывчивость, которые предают людям человечность по отношению к другим.

Я полностью согласен с автором. Действительно, детские воспоминания оказывают огромное влияние на человека. Они вносят в его жизнь счастье, беззаботность и радость. Именно поэтому воспоминания о детстве – это самое дорогое, что есть у человека.

В качестве аргумента приведу произведение Л. Н. Толстого «Детство». Главный герой повести, вспоминая свое детство, пишет о том, как шутил со своим учителем, как бегал с друзьями по имению, играя в охотников. С печалью он рассказывает о том, как умерла его мать… Автор задается вопросом: « Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?

Таким образом, каждый человек должен хранить в себе детские воспоминания, так как они наполняют его душу особым теплом.

Ссылка на основную публикацию
×
×