Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощён в образе Сонечки Мармеладовой.
С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни. Общество, в котором живёт Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают жестокость, равнодушие, ненависть. Человек одинок в своих несчастьях. Он загнан в тупик и обречён на преступление, в том числе и против себя. Так совершает уголовное и одновременно нравственное преступление Раскольников.
Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведёт безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке «единомышленника» по преступлению («Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою»). Но преступление Раскольникова и Сони нельзя сравнивать. Каждый из них несёт свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления.
Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестёр, больной мачехи Катерины Ивановны. Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. «Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица» её, – замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идёт на позор и унижение, но духовно она чиста.
Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: «Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это». Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: «Лизавета! Странно. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Но в мире униженных и оскорблённых Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову.
При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной. Но разговор о Боге преобразил девушку: «Что же бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». На вопрос Раскольникова, что даёт ей взамен бог она «вскрикнула», «строго и гневно смотря на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите. ». Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живёт верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть. Он живёт разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью.
Соня живёт сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту. Потому её чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием.
В конце романа Раскольников принимает путь Сони. Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться. Теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести.
Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение
Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая — это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.
Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в ее душе: «Из-под этой. шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в ее жизни.
Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я. бесчестная. я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. » Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.
Соня — нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.
Сочинение Нравственный идеал в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил свой нравственный идеал в человеке. Как утверждал великий писатель, основой жизни является доброта и любовь.
В произведении описываются ужасающие картины: с одной стороны кричащая нищета, бедность, беззаконие, а с другой – богатство, великолепие, вседозволенность. По мнению Достоевского, в этом мире есть только один путь решения – это человеколюбие, готовность к бескорыстной жертве, доброта и милосердие. Автор использует образ Сони Мармеладовой, чтобы воплотить в ней идеал нравственности.
Соня – девушка восемнадцати лет, стройного телосложения, прекрасными голубыми глазами и добрым, простодушным выражением лица. Софья, несмотря на свой возраст, выглядела как ребенок, на что автор обращает особое внимание, ведь детский облик – признак кристально чистой души. Образу Сони противопоставляется образ Родиона Раскольникова, создавший бесчеловечную теорию, которая делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», первым присуща вседозволенность, а вторым – ничего, кроме раболепия. Чтобы узнать, как эта теория может применяться на практике, он принимает решение совершить жуткое злодеяние, возомнив себя судьей, который может решать, кого лишать жизни, а кому ее сохранить.
Однако, герою присущи такие качества, как душевность, сострадание, ненависть к жестокому обращению, которые он не учел, решая совершить убийство. После сна, который приснился ему накануне страшной казни, Раскольников хочет изменить свое решение, отказаться от этой идеи. Но ужасающая теория берет верх над ним, и Родион убивает старуху. По его мнению, она совершенно бесполезна и вредна. Но он не учел тот факт, что у его преступления будет свидетель в виде Лизаветы, которую он вынужден также убить.
После свершения жуткого злодеяния, Родион Раскольников заболевает, и это свидетельствует о его добродушии, чуткости. Ведь и до преступления герой испытывал сомнения, правильно ли он поступит, не нарушает ли одну из главных заповедей – возлюби ближнего своего, имеет ли он право лишать кого-то жизни. После убийства, герой понимает, что он совершил страшную ошибку, и теперь ему необходимо исповедаться и покаяться, каким-то образом искупить свою вину. В этом помогает ему Соня Мармеладова, которая наставляет его на путь истинный, нравственный, призывает его к признанию в своем преступлении, и понести за него наказание.
Ф.М. Достоевский в качестве нравственного идеала использует не только Софью, как пример для подражания, но и Родиона, как пример прохождения тяжелого пути от падшего и жесткого грешника до человечного, сострадающего человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Нравственный идеал в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь
Герасимов Александр Михайлович родился в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в МУЖВЗ и учился у лучших живописцев того времени
Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки
Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами
В осенний период 1830 года Александру Пушкину пришлось находиться в Болдино, ведь из-за того, что болезнь бушевала в тот период, он не мог выезжать за пределы того места, где он находился.
“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
«Нравственный идеал в произведениях (по роману «Преступление и наказание»).»
Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления, что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем стремлении к счастью. Проблема нравственности — главная, на мой взгляд, проблема, поставленная автором. Почему же?
В своем романе автор показывает гибель, падение Родиона Раскольникова, который, протестуя против страданий «униженных и оскорбленных» и их неспособности что-либо изменить в этом мире, создал теорию вседозволенности. Герой делит всех людей на два разряда. Одни не имеют никаких прав, другие дерзко нарушают нормы морали. Они достигают своих целей через преступления и насилие. Эти «сверхлюди» становятся героями истории и, в конечном счете, являются движущей силой прогресса.
Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию «справедливых убийств», «убийств по совести». Убить глупую, жадную старуху-процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство». Но его бесчеловечная теория не выдерживает проверки жизнью. Убив, герой не смог воспользоваться деньгами. Невинной жертвой Раскольникова стала Лизавета, которую он хотел освободить. Подняв руку на Лизавету, Родион тем самым поднимает ее и на всех «униженных и оскорбленных», к которым не может не отнести и сестру, и мать, и Сонечку, и себя. Автор наказывает Раскольникова, развенчивая его идею и заставляя мучиться сознанием собственной ничтожности и бесполезности в жизни.
Однако герой не увидел самой главной стороны своей теории — бесчеловечности и безнравственности. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты становятся для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто среди голода и бесконечных унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение ко злу, насилию и преступлению в любых формах. Воплощением нравственного идеала в произведении стала Сонечка Мармеладова.
Эта хрупкая, кроткая девушка — истинная мученица. Вид измученных голодом ребятишек заставляет Соню идти торговать собой. Описание того, как она вынуждена выйти на улицу, производит неизгладимо тяжелое впечатление. Здесь и боль за поруганную честь человека, и крик отчаяния, и глубокое сострадание к людям, обреченным на муки, и преклонение перед святостью самопожертвования во имя спасения других. На эти хрупкие плечи возложено слишком тяжелое бремя. Удивляешься, как эта стыдливая, чистая девушка смогла вынести это, и вынести кротко, покорно, без жалоб. Резко контрастирует с ней Катерина Ивановна, потерявшая веру в людей и Бога, проклинающая с горьким озлоблением всех и вся. И, хотя мы понимаем, что это — крик измученной до последней степени души, ее образ не производит такого тяжелого и щемящего впечатления, как образ Сони.
Многое пережив в свои юные семнадцать лет, отдав на поругание все самое чистое, нежное, нетронутое, эта девушка не озлобилась, не потеряла веру. И это ранит сильнее, чем вполне законное и объяснимое ожесточение. Невольно приходит на ум параллель с лошаденкой из сна Раскольникова, которую за то, что она не смогла сдвинуть с места телегу, полную пьяных людей, насмерть забили железным ломом.
Соня также из последних сил будет верить, и, когда на нее, беспомощную, смятую, обрушат очередной удар, она безропотно примет и его. И, как это ни парадоксально, в кротости и безропотности ее сила.
Сонечка Мармеладова воплощает поистине христианское смирение. С другой стороны, в образе Сони возвеличены добро, жизнестойкость. Ее душа открыта для каждого. Среди собственных страданий и тягот Сонечка находит силы для сострадания и помощи. Неслучайно то, что Раскольников ей первой признается в убийстве. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. И девушка, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, простила и поняла Раскольникова — она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали?» — мучается она. Однако Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья путем убийства. Героиню потрясает и ужасает то, что Раскольников взял на себя роль Бога, что душа его очерствела. Единственный путь к духовному возрождению, по мнению Сони, покаяние. И она готова пожертвовать собой, своей жизнью ради этого, потому что это долг каждого человека — помогать ближнему. В Соне это качество усилено. Она лучше, нежели кто-либо, может понять и простить, ибо сама испытала и пережила немало.
Соня видит, что нужна Раскольникову, и это сознание наполняет ее душу счастьем. Не в этом ли величайший смысл любви?
И она идет следом за ним в острог. Не сразу Раскольников понимает, что Соня права. В финале он бросается к ее ногам: «В первое мгновение она ужасно испугалась… Но тотчас же, в тот самый миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, что он любит, бесконечно любит ее. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего… Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный источник жизни для сердца другого».
Только такая чистая, нежная, самоотверженная, хрупкая, трогательная девушка могла спасти Раскольникова. Образ Сони можно считать ключевым в романе, потому что в нем воплотилась одна из самых заветных и любимых идей писателя: нужно жить по законам Божьим, нужно любить и прощать.
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.
Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.
Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.
Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.
Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там. о людях тоскуют, плачут, а не укоряют. »
Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.
Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.
В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.