Стихотворение Бунина «Последний Шмель»: сочинение

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Творческий путь И.А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности Бунина–художника. В его стихотворениях звучит мотив гармонии и оптимизма, приятия этой жизни и ее законов. Бунин уверен, что только в единении с природой, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с общей жизнью и понять замысел Божий.
Подтверждением тому служит стихотворение «Последний шмель». Уже название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти, которые затем, по ходу стихотворения, получат свое полное развитие.
Это произведение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью. Мне кажется, что первая строфа служит как бы введением – она рассказывает о психологическом состоянии лирического героя, намечает ход его размышлений:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти: «черный бархатный шмель», «заунывно гудящий». Мы видим, что лирический герой тоскует. О чем или о ком? Об этом мы узнаем лишь в конце стихотворения. А пока он призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
И, поймав и насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: «в засохшей татарке, на подушечке красной».
Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной.
Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Именно здесь нам открываются причины грусти лирического героя, его печальные размышления о быстротечности жизни, ее мимолетности и бренности. Совсем скоро яркость красок сменится угрюмой осенью с пронзительным и холодным ветром. И шмель, неотъемлемая часть яркого лета, радости и счастья, будет уничтожен суровыми и безжалостными силами природы.
Так и счастье, по мнению лирического героя, очень недолговечно и хрупко. Оно может исчезнуть в любую минуту, оставляя лишь горькое сожаление и сильную боль. Больше того, так и сама жизнь исчезает, едва успев начаться.
И самое грустное и страшное, что она начинает исчезать в самом своем расцвете – смерть подкрадывается неожиданно и разит точно в цель: «Безмятежны и жарки последние дни».
«Последний шмель» насыщен средствами художественной выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на метафоры. Само название стихотворения метафорично: последний шмель олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, – счастья, радости, тепла, света. Кроме того, и в описании этого насекомого используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье».
Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного числа.
Также в стихотворении используются и фонетические средства художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье…
А также помогают «услышать» свист осеннего ветра – «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» – с помощью свистящих и шипящих согласных.
Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» – образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Читайте также:  Русская деревня в изображении И. А.Бунина: сочинение

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Журнал Педагог

Авторы: Волкодав Алла Васильевна, Чуянова Маргарита Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г.Омска “СОШ80”, БОУ г.Омска “СОШ №86”
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: Анализ стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель”
Дата публикации: 31.03.2019
Раздел: среднее образование

Анализ стихотворения И.Бунина «Последний шмель».

Каждый человек в определенный период своей жизни приходит к

необходимости осмысления философских вопросов: что такое жизнь и

смерть, в чем заключается смысл жизни и тайны бытия.

И, конечно, нет такого поэта, который в своём творчестве не пытался

бы найти ответы на эти вопросы. Не стал исключением и И.А. Бунин.

Перед нами его стихотворение «Последний шмель». Читаешь раз,

другой, третий – от него трудно оторваться. Стихотворение притягивает

искренностью рассуждений, необычностью неожиданных открытий законов

жизни. Оно открывает под полупрозрачным покрывалом тайну бытия.

Известно, что бунинское восприятие окружающего мира было не совсем

обычным. В конце своей жизни он признался близкому человеку: «Меня

влекли все некрополи, кладбища мира! Это надо заметить и распутать!». И

вот в стихотворении «Последний шмель» Бунин как раз и пытается раскрыть

тайны времени, тайны жизни, переходящей в вечный сон.

Название «Последний шмель» тесно связано с темой лирического

произведения. Яркие, безмятежные дни солнечного лета безвозвратно

проходят, а олицетворением последних, наполненных светом, жизнью,

радостью дней является последний шмель. Живой, привлекающий внимание

своей расцветкой, он неизбежно погибает, подчиняясь законам природы. А

человека, наблюдающего за ним, он заставляет на какое-то мгновение

прочувствовать с особой остротой собственное одиночество.

Но лирический герой не желает мириться с мыслью, что все, к

сожалению, смертно, для каждого наступают последние дни. Вот в этом

заключается идея этого стихотворения.

Совсем простые слова: «шмель», «струна», «жильё», «зной»,

«подоконник» – в соединении с высокой лексикой: «оплечье», «думы» –

превращаются под пером Бунина в слова избранные, поэтические. Мы как

будто смотрим на картину, написанную тонкой кистью яркими красками:

«чёрный бархатный шмель, золотое оплечье…», «…подушечке красной,

Стихотворение отличается композиционной стройностью, простотой и

Мягкость звучания и яркость красок первого стиха первой строфы,

создаваемые Буниным с помощью таких изобразительно-выразительных

средств, как оценочные и метафорические эпитеты («бархатный шмель»,

«золотое оплечье», « угрюмый ветер»), выступают антитезой тревожно

звучащего второго стиха:

Заунывно гудящий певучей струной…

Преобладание протяжного звука [у] в данной строке в соединении с

эпитетом («заунывный», «певучей») создаёт ощущение монотонности,

тягучести и некоторой напряженности.

В третьем стихе этой же строфы появляется лирический герой и

возникает неясное предчувствие тревоги: что-то его мучает, томит, беспокоит.

Эта тревога прорывается в вопросе, а наличие сравнения («Ты зачем

залетаешь в жильё человечье/ И как будто тоскуешь со мной?») указывает на

робкую надежду – спасение от одиночества.

Во второй строфе едва уловимая антитеза набирает силу. Окно как

граница, разделяющая два мира. Яркий мир за окном противопоставлен

человеку, страдающему от одиночества. Слова второй строфы «полетай»,

«погуди» звучат как просьба: поживи (пока), а дальше – тире, как

решительный и неожиданный шаг, шаг к смерти, к неизбежному концу для

всего живого, хотя страшное слово «смерть» не произносится, а заменяется

легко звучащим «усни» лёгким романтическим флером, создаваемым

мягкими согласными и уменьшительно-ласкательным суффиксом: «…на

подушечке красной, усни».

Красивая и печальная картина: засохший куст сорняка,

ощетинившегося острыми иглами, а на красном соцветии (тоже засохшем,

неживом) – золотое пятнышко ещё недавно гудящее «певчей струной». Это

конец жизни, который символизирует слово «засохший». Оно и звучит сухо,

мертво, что опять же подчеркивается звукописью (аллитерация [с], [ш], [ж]).

Полет шмеля, его жизнь не исполнены страданий, радости, они

предопределены природой. А вот человеческая душа не бесстрастна, и третья

строфа вызывает ассоциацию с холодными и равнодушными, хотя и красиво

Читайте также:  Сочинение по творчеству: сочинение

мчащимися «жемчужной цепью» тучками Лермонтова.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается и строгостью

его ритмического рисунка, который ни разу не перебивается. Мерный

четырёхстопный анапест делает речь поэтичной, наделяет её сдержанно-

возвышенными эмоциями, а стих каждой строфы написан трёхстопным

анапестом, эта усечённая строка как бы ставит точку в размышлении о

Раскрытию идеи стихотворения способствуют типы и способы

Перекрёстная рифмовка с мерным чередованием мужской и женской

рифмы придает стихотворению чёткость и подчёркивает его идейный смысл:

жизнь полна противоречий, в ней сосуществует высокое и низкое,

мгновенное и вечное, живое и мёртвое.

Нарастающее внутреннее напряжение подчеркивается чередованием

последних звуков каждого стиха от йотированных мягких в первой строфе к

чередованию звонких и глухих мягких во второй строфе. А твердые сонорные

третьей строфы логически подчеркивают эмоциональный всплеск

внутреннего состояния человека, ощутившего, пусть даже на миг, вселенское

Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не

оставляет впечатления безысходности. Мы понимаем, что состояние острой

тоски – результат сиюминутного настроения.

Стихотворение заканчивается на пронзительной ноте и оставляет

в душе глубокий след. Из этого состояния нельзя выйти сразу, опять и опять

возвращаешься к прочитанным строкам, они не отпускаю от себя, потому что

Бунин – тонкий и мудрый художник, умеющий затронуть струны

человеческой души. Таков, как нам кажется, истинный, но не единственно

Анализ стихотворения И. Бунина “Последний шмель”: связь с историей

Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.

Русский поэт и писатель 20-ого века

Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.

1916 год в жизни И. Бунина

“Последний шмель” Ивана Бунина – одно из знаменитых стихотворений начала 20 века. Это стихотворение связано и с историческими событиями, и с жизнью автора. 1916 год – дата написания “Последнего шмеля” Бунина, который в это время уже был известным писателем и поэтом. Он жил и трудился в Петрограде, успел написать огромное количество произведений и стал почётным академиком. В это время встретил свою любовь, с которой объездил разные уголки планеты и которая через 6 лет стала его женой.

Общественная и политическая обстановка в 1916 году

История создания “Последнего шмеля” Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались. Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта. “Последний шмель” Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.

Смысл названия

Анализ стихотворения Бунина “Последний шмель” можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания – “шмель”. Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове “шмель” сразу же возникает ощущение жужжания, шума. Другой компонент названия – прилагательное “последний”. Последний – это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения. Без анализа стихотворения Бунина “Последний шмель”, только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.

Связь стихотворения с исторической обстановкой

Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина “Последний шмель”, начинающегося с обращения к шмелю и его описания. С этой целью упоминаются следующие эпитеты “чёрный шмель”, “бархатный шмель”, “золотое оплечье”, “заунывно гудящий”, “певучая струна”. В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.

Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе. Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку. То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное – зачем.

Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное “последний” – “Безмятежны и жарки последние дни”. Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится. Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке. Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.

В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: “угрюмый ветер” скоро сдует “сухого шмеля”, закончится его летание по людским домам.

Идея “Последнего шмеля”

Тема “Последнего шмеля” Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком. В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.

Анализ стихотворения Бунина “Последний шмель” показывает глубину внутренних переживаний автора и его веру в лучшее. Есть надежда, что угроза, которая повисла над страной, над народом, уйдёт, что найдётся и на неё нужное, действенное оружие.

Пейзажно-философская лирика И. Бунина (На примере стихотворения «Последний шмель»)

Свой путь И. А. Бунин начинал как поэт. На первых порах он явился учеником Никитина, Кольцова, отчасти также Некрасова. Молодой поэт следовал за ними в разработке крестьянской тематики, перенимал мотивы их лирики, подражал строю их стихов.

Однако с годами И. Бунин развивается в интересного, самобытного поэта, а его творчество приобретает несколько иную направленность. Он становится настоящим мастером живописания природы. Погружение в нее, в свою очередь, обостряет в поэте понимание вечных законов бытия — будь то жизнь природы или жизнь человека.

И. А. Бунину довелось жить в трудную, переломную эпоху. Не являясь сторонником революционных перемен, он с горечью наблюдал за тем, как рушится понятный ему быт и уходит в прошлое привычная жизнь. Именно поэтому многие произведения автора проникнуты чувством грусти по уходящему.

Воссоздавая картины русской природы, поэт не может освободиться от чувства печали. Он размышляет о том, что слишком быстро и незаметно проходят годы, постоянно думает о кратковременности счастья и самой жизни, остро ощущает собственное одиночество в рушащемся привычном мире.

Читайте также:  Мастер русской реалистической прозы: сочинение

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель» уже своим названием настраивает на грустный лад. Оно рождает чувство печали и, может быть, даже уныния. Оно словно пропитано грустью. Словосочетания: «заунывно гудящий», «как будто тоскуешь», «ветер угрюмый» — способствуют созданию такого настроения.

Автор не случайно описывает в стихотворении позднее лето — начало осени. Пока еще «безмятежны и жарки последние дни», природа расцвечена яркими красками, «за окном свет и зной». Все еще вокруг полно движения, но понятно, что вот-вот наступит осень, а за ней и зима, когда все уснет до весны.

Героем стихотворения становится «черный бархатный шмель», который летает и бьется в окно. Он олицетворяет собой осеннюю природу, у него и оплечье «золотое», словно цвет осенней травы и листвы.

Пока еще он жив. Его жизнь ассоциируется со струной. Рука музыканта коснулась ее, и она задрожала, загудела и запела. Но постепенно струна успокаивается, звук становится все тише и вскоре совсем пропадает. Так и «рука» природы коснулась своей частички — маленького шмеля — и он ожил и загудел. Но проходит время, и шмель, словно струна, замирает, уснув в «засохшей татарке».

Частое повторение звука «ж» и внутренние рифмы, связанные с этим звуком («жилье», «безмятежны и жарки»), создают звуковой образ жужжащего шмеля, в то время как звукоряд «ау-у-гу» («заунывно», «гудящий», «будто», «погуди») как бы предвещает появление осеннего ветра, который уже совсем близко. Этот гудящий звук струны, готовой вот-вот оборваться, который мы слышим вместе с лирическим героем и автором, наверное, услышал и Чехов, когда писал свой «Вишневый сад».

Тоскующие звуки скрипки, сливающиеся с жужжанием шмеля и звуком дрожащей струны, звучат в этих строках. О чем поет и плачет она?

Лирический герой стихотворения, глазами которого мы видим картину угасающей осенней природы и последнего шмеля, слышит эту печальную музыку природы. Он представляется не очень молодым человеком, философом по складу своего ума. Он задумывается о жизни и смерти и завидует шмелю, которому «не дано … знать человеческой думы», а, значит, жизнь его легка и приятна.

Последние дни уходящего лета и последний шмель настраивают лирического героя на печальный лад. Он видит, что «давно опустели поля», и знает, что «ветер угрюмый» скоро сдует в бурьян «золотого сухого шмеля».

Период, который Бунин рисует в стихотворении, — своеобразная граница между летом и осенью — воспринимается лирическим героем как граница между жизнью и смертью. Природа еще цветет и купается в лучах солнца, но вот-вот наступит ее гибель.

В стихотворении «Последний шмель» можно выделить несколько смысловых пластов. Печальная картина уходящего лета и уснувшего шмеля — это только первый пласт. Но автор не ограничивается лишь изображением картин природы. Именно поэтому стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Шмель, ассоциирующийся с самой жизнью человека, такой же быстротечной и мгновенно пролетающей, — это еще один смысловой пласт. Но автор здесь рассуждает и о жизни вообще. Он уверен, что глубинная суть человеческого бытия связана с миром природы, а человек — лишь часть ее. В жизни человека все устроено так же, как и в мире природы: детство — это весна, юность — лето, зрелые годы — осень и зима — смерть. Более того, автор убежден, что и само человеческое общество подчиняется всеобщим законам бытия.

Он с грустью ощущает перелом времени, неизбежность смены эпох, само изменение бытия. Скрипка плачет об уходящей жизни. Что готовит нам новый день? И не порвется ли та струна, которая символизирует связь времен?

В стихотворении «Последний шмель» мы видим печальную картину, но автор все же не выглядит здесь пессимистом. Он пишет о природе, для которой характерна цикличность: лето сменяется осенью, а осень — зимой, но затем вновь приходит весна. Начинается новая жизнь. Кроме того, Бунин называет смерть сном, а известно, что после сна наступает пробуждение.

“Последний шмель” стихотворный анализ И.А.Бунина.

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.

В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящей певучей струной.

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: “Ты зачем залетаешь в жилье человечье?”

Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди–и в засохшей татарке,

На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.

Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину — Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.

Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.

Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).

Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?

Ссылка на основную публикацию
×
×