Сочинение по творчеству: сочинение

Как написать сочинение по творчеству О. Э. Мандельштама? Темы и план для сочинения, о творчестве поэта и «Тема Петербурга в лирике поэта». (Литература XX века)

Как написать сочинение по творчеству О. Э. Мандельштама? Темы и план для сочинения, о творчестве поэта и «Тема Петербурга в лирике поэта».

Осип Эмильевич Мандельштам, при рождении имел совсем другое имя – Иосиф. Будущий литературный критик и поэт родился третьего (пятнадцатого) января, тысяча восемьсот девяносто первого года, в Варшаве.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Скончался писатель в возрасте сорока семи лет, двадцать седьмого декабря, в тысяча девятьсот тридцать восьмого года, будучи в ссылке, место смерти – Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя.

Мандельштам является одним из самых значимых поэтов и эссеистов русской литературы двадцатого века!

Если задали написать сочинение, то для начала необходимо продумать тему. Предлагаем семнадцать тем для будущего сочинения.

1. Гражданская поэзия Осипа Эмильевича Мандельштама.

2. Поэзия О. Э. Мандельштама и античность.

3. Петербург в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама.

4. Тема иллюзорности мира в раннем творчестве О. Э. Мандельштама.

5. Предчувствие трагического будущего в лирике О. Э. Мандельштама революционных лет.

6. Тема революции в лирике О. Э. Мандельштама.

7. Образ космической музыки в стихотворении О. Э. Мандельштама «Шум времени».

8. Тема страха в поэтическом творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама.

9. Тема творчества в «Грифельной оде» О. Э. Мандельштама.

10. Образ века в стихотворении О. Э. Мандельштама «Век».

11. Многозначность образа хребта в стихотворении О. Э. Мандельштама «Век».

12. Ностальгия по прошлому в поэтическом творчестве О. Э. Мандельштама.

13. Философское осмысление темы человека в «Стихах о неизвестном солдате» О. Э. Мандельштама.

14. Римские мотивы в творчестве О. Э. Мандельштама.

15. Диалектика неба и земли в оде О. Э. Мандельштама «Сумерки свободы».

16. Образ воска в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама.

17. Сквозные образы в лирическом творчестве О. Э. Мандельштама.

Образ века в поэтическом творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

1. Среди русских поэтов двадцатого века О. Э. Мандельштам, одним из первых, сумел рассмотреть опасность, угрожающую человеку, которого без остатка подчиняет себе время.

2. Революцию поэт принял безоговорочно, связывая с ней представления о начале новой эры – эры утверждения социальной справедливости, подлинного обновления жизни:

«Ну что ж, попробуем, огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывёт. Мужайтесь, мужи.

Как плугом, океан деля,

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля».

3. Осознавая величие времени, поэт с надеждой и тревогой всматривается в будущее. И скоро понимает, что для торжества идей справедливости завтра, сегодня уничтожается достоинство человеческой личности. Отсюда неприкрыто резкая характеристика эпохи:

«Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своей кровью склеит

Двух столетий позвонки».

4. Так закрепляется разлад с эпохой. Мир в глазах Осипа Мандельштама теряет устойчивость; основания, на которых он держался ранее, рушатся. Появляются слова:

«Два сонных яблока у века-властелина

И глиняный прекрасный рот»,

«О, глиняная жизнь! О, умиранье века!»

5. Тема века повторяется в поэзии Мандельштама многократно:

«И меня срезает время, как скосило твой каблук»,

«Время срезает меня, как монету,

И мне уже не хватает самого»,

«Нельзя дышать, и твердь кишит червями …»

«Мне с каждым днём дышать всё тяжелее,

А между тем нельзя повременить …»

6. Но с ролью жертвы Осип Мандельштам не мог согласиться. Поэтому и заявил тем, кто надеялся увидеть его сломленным:

«И не ограблен я, и не надломлен,

Но только что всегда переогромлен –

Как Слово о полку, струна моя туга …»

И веку-волкодаву он не собирался уступать, будучи уверенным:

« …и не волк я по крови своей,

И меня только равный убьёт».

«Петербург в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама»

Петербург был для О. Мандельштама городом, в котором прошли его детство и молодость. Его образ по-особому преломляется в поэтическом творчестве Мандельштама. С одной стороны, перед нами конкретный бытовой облик города. Так, в ряде стихотворений поэт упоминает Адмиралтейство, Дворцовую площадь, Казанский собор. С другой стороны, мы видим, что у Осипа Эмильевича Мандельштама, в отличие, например, от Пушкина Петербург – это город-омут, город-призрак, торжественно-державный и угрожающе гибельный.

В изображении Петербурга у Мандельштама обнаруживается перевернутость обычных представлений и ориентиров, некий космизм пространственного видения. Иногда поэт смотрит на город с высоты птичьего полёта («И распластался храм господень, Как крестовик-паук»). Иногда наблюдает его снизу, восхищаясь совершенством зданий, как будто преодолевающих земное тяготение:

«И храм маленькое тело

Гиганта, что скалою целой

К земле беспомощно прижат!»

Иной принцип пространственного видения находим в «Петербургских строфах», где взгляд скользит по панораме, вбирая широкий образ державного Петербурга. Интересно, что у Мандельштама конкретная бытовая деталь является ступенью к другому, более ёмкому и насыщенному образу. Так, например, в здании Адмиралтейства Осип Мандельштам видит сходство с фрегатом или акрополем, благодаря чему он оказывается не просто обычным строением, а явлением природного и даже стихийного порядка:

«И в тёмной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали, воде или небу брат».

В ряде произведений атрибутами петербургской темы становятся мотивы гибели и холода, войны и смерти. В частности, в стихотворении «В Петербурге мы сойдёмся снова …» мотив гибели приобретает черты космической катастрофы: гибнет источник жизни – солнце, а северная столица превращается в могилу, гробницу ушедшего в прошлое солнечного мира, на смену которому приходят траурная «январская ночь» и всепоглощающая «всемирная пустота». Осип Эмильевич Мандельштам мастерски вводит в эту картину реальные исторические приметы обезлюдевшего Петрограда двадцатых годов:

«Дикой кошкой горбится столица,

На мосту патруль стоит.

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит».

Здесь Петербург уже сам по себе «тот свет», стылая и страшная преисподняя, но, с точки зрения автора, рядом с ней всё ещё продолжает существовать хрупкий и незыблемый мир духовности.

Осип Мандельштам сумел запечатлеть Петербург в монументальном слиянии природы и дел человеческих рук. Этот город, где стёрты границы между призрачностью и явью, станет в творчестве Осипа Эмильевича тридцатых годов городом ностальгии и тоски. Именно в это время в стихах Мандельштама звучат трогательные воспоминания об уютном, обжитом, сказочном Петербурге. Поэт любуется зимним городом, но слышится щемящая душу трещинка: нет пристанища скитальцу в этом благополучном городе:

«После басни, после оперы, – всё равно, куда ни шло,

Бестолковое, последнее трамвайное тепло …»

В творчестве последних лет Петербург – это жалкий и страшный мир, который словно надвигается на человека, подавляет его духовно. Здесь, видимо, сказались быт и атмосфера неблагополучного времени.

И всё же, несмотря на это, Осип Эмильевич Мандельштам будет, снова и снова, обращаться в своих стихах к городу своего детства, вести с ним свой особый сокровенный разговор.

Кратко о творчестве О. Э. Мандельштама.

Советский литературовед, Лидия Яковлевна Гинзбург, весь период творчества поэта делит условно на три «группы».

Период первый – «Камень».

Стихи Мандельштама сочетают в себе «суровость Тютчева» и «ребячество Верлена». Темы глубокие и поэтические, и в то же время – лёгкие и непосредственные. Слово в стихах поэта – это «камень», а сам Мандельштам – строитель и архитектор.

Второй период – «Время Тристий».

Это период длился до конца двадцатых годов и творчество можно описать, как – время ассоциаций. Каждое слово в стихах – это душа, плоть, кровь. Они парят свободно и сами выбирают своё предназначение. Стихи Мандельштама, в это же время, имеют и другой лик – парадокс и фрагментарность.

Немного позже, сам эссеист писал так: «Любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку».

Порой, во время работы, поэт мог быстро сменить исходную тему и закончить стихотворение по-иному, а порой мог и вовсе выбросить начальные строчки, которые, казалось бы, раскрывают суть произведения. Были стихотворения у Мандельштама со сложной «конструкцией» и очень сложной, для восприятия, концовкой.

Третий период – «Культ Творчества».

Этот период длился до конца тридцатых годов, двадцатого века. Это время прорыва, и время метаморфического шифра.

Как-то Осип Эмильевич сказал: «Я один пишу с голоса». Что это значит? Сначала он, как бы проборматывал про себя стих, то есть, было только «движение губ», и только потом, на лист бумаги ложились строчки, выстраивались «двойчатки», плавно переходящие в «тройчатки». В конце концов, выстраивался зрелый стих со смыслом!

Это можно наблюдать по замечательным примерам. Где заметен этот стиль написания.

Амфибрахии тысяча девятьсот тридцать третьего года: «У нашей святой молодёжи», «В игольчатых чумных бокалах», «Люблю появление ткани», «Квартира тиха, как бумага», «И я выходу из пространства»…

Вот эти три периода выделяет в творчества Мандельштама Л. Гинзбург, а вот Н. Струве, полагает, что этих периодов было шесть. А именно:

Первый: с тысяча девятьсот восьмого по тысяча девятьсот одиннадцатый год, у поэта был «Запоздалый символизм»;

Второй: с тысяча девятьсот двенадцатого по тысяча девятьсот пятнадцатый, длился период «воинствующего акмеиста»;

Третий: период «глубинного акмеиста» длился с тысяча девятьсот шестнадцатого по тысяча девятьсот двадцать первый год;

Четвёртый: поэт был на «распутье» с тысяча девятьсот двадцать второго по тысяча девятьсот двадцать пятого года;

Пятый: «возврат дыхания» Мандельштам испытывал в период с тысяча девятьсот тридцатого по тысяча девятьсот тридцать четвёртый год;

Шестой: в этот период Осип Эмильевич пишет свои «Воронежские тетради», а это тысяча девятьсот тридцать пятый год по тысяча девятьсот тридцать седьмой.

Те, кто изучал творчество Мандельштама, уверяют, что поэт предвидел свою скорую кончину и этим предвидением пронизаны стихотворения Осипа Эмильевича. И это видно по стихотворению, который Мандельштам перевёл с грузинского языка:

«Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,

И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –

Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.

И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.

Не будет процессии. Меня не украсят фиалки,

И девы цветов не рассыплют над черной могилой…»

Автор – Н. Мицишвили

До сих пор неизвестно, где находится могила Мандельштама. Есть предположения, что могила находится там, где старый крепостной ров, что проходит вдоль речки Саперки, которая спрятана в трубу. На данный момент – это аллея, по улице Вострецова, Моргородок, Владивосток.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36399

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Сочинения по творчеству Н. Гумилева, А. Блока, М. Горького

Сочинения по темам. Мой любимый поэт “серебряного века”. Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”. Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать”

Скачать:

ВложениеРазмер
sochineniya_uchenitsy.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мой любимый поэт «серебряного века»

Красивое название «серебряный век» заставило меня обратиться к русской поэзии конца 19 – начала 20 столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогатившей поэзию новыми именами. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Я считаю, что поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Ведь она пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзия учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир «серебряного века» стал К. Бальмонт. За удивительную музыкальность своих творений его называли «Паганини русского стиха». Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.

Влажная пропасть сольется

С бездной эфирных высот.

Таинство – небом дается,

Слитность – зеркальность вод.

Моим самым любимым поэтом серебряного века является Николай Гумилев. Я не просто так заговорила о великом К. Бальмонте, чье творчество всегда вызывает у меня интерес. Дело в том, что этот необыкновенный человек является настоящим учителем для Гумилева, ведь раннее творчество Гумилева тяготеет к поэзии старших символистов – К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова. Я считаю, что именно романтизм мировосприятия характерен для Гумилева. Сам же поэт относился к акмеистам. Это течение возникло на отрицании мистических устремлений символистов, когда символическая школа была на взлете. Но своим происхождением акмеизм был обязан символистам. Акмеисты провозглашали высокую ценность земного здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности, своей задачей они ставили вернуть слову изначальный, простой смысл, освободив его от символистских толкований. Для меня Гумилев является человеком с богатым внутренним миром, создателем замечательных произведений. Он внес огромный вклад в развитие русской поэзии, прошел удивительный жизненный путь, его биография представляет много интересного и уникального. Творчество поэта не перестает волновать миллионы умов и на сегодняшний день, ведь поэзия открывает неповторимый мир красоты, добра, гармонии, заставляет прислушиваться к себе и к людям, наполняет жизнь красками, делая ее богаче и одухотворённее. В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за «маской конквистадора». Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он – певец отваги, риска, смелости. Его «Капитаны» – гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны –

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мал стремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками:

Еще один ненужный день,

Великолепный и ненужный!

Приди, ласкающая тень,

И душу смутную одень

Своею ризою жемчужной.

Стихотворение «Вечер» проникнуто настроением спокойной печали, сожаления о том, что только во сне является поэту «обетованная страна – давно оплаканное счастье»… но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает, прежде всего, таинственное озеро Чад, на котором «изысканный бродит жираф». Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное, поверить в реальность. Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить красоту. Когда я читаю стихи Гумилева, мне кажется, будто передо мной раскрывается удивительный мир, целая Вселенная его души. Поэт жил в нелегкое для страны время. Привычные общечеловеческие ценности были забыты. И именно поэтому к творчеству Николая Степановича относились настороженно. Буквально каждое его произведение переворачивает все привычные представления о мире, заставляет иначе взглянуть на окружающую жизнь. Он был одним из самых ярких поэтов своего времени. Несмотря на слабость своего здоровья, Гумилев пускался в рискованные предприятия: три поездки в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком. Путешествия поэта в Африку наложили отпечаток на его произведения. В них появляются легендарные мотивы, фантастические превращения. «Творческое воображение побудило в Гумилеве неутомимую жажду познания мира», – писал один из критиков. Эта «жажда познания» отразилась в двух других сборниках: «Капитаны» и «Жемчуга». Жизнь Николая Степановича привлекает меня мужеством и силой духа. С годами к поэту приходит мудрость, и темы несколько меняются. Гумилев начинает больше задумываться о своей смерти. Это вызывает уважение к нему. Уже в последних сборниках «Костер» и «Огненный Столп» заметно пристрастие автора к философским темам. В это время Гумилев жил в Петрограде и заслужил признание молодых поэтов, был их наставником. Его поздние стихи наполнены раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта. Гумилев необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян. Его творческий путь был прерван, когда ему 35 лет! После всего написанного я хочу сказать, что все произведения Н.С. Гумилева мне очень понравились своей яркостью, многоцветием, романтической исключительностью и причудливостью душевных процессов. Я считаю, что по силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы 19 века. Но поэты «серебряного века» не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима. Она открыла мне замечательный мир красоты, добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где царит «союз волшебных звуков, чувств и дум». Думаю, что интерес к замечательной поэзии «серебряного века» никогда не угаснет, она всегда волновала, и будет волновать многие умы человечества.

Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»

Максим Горький является одним из выдающихся писателей 20 века. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы, создал множество замечательных произведений. Писатель был необыкновенно талантлив, имел богатый внутренний мир. Именно поэтому каждое его творение, на мой взгляд, близко и дорого народу, ведь каждый в них может найти много созвучного со своей душой, интересного и познавательного. Одним из самых главных произведений Горького является пьеса «На дне», которая была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Пьеса «На дне» явилась наиболее сильным произведением о «бывших людях», ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Суть социально-философской пьесы М. Горького «На дне» состоит в противоположности жизненных позиций и взглядов разных людей. Самая важная и мучительная проблема для обитателей ночлежки – это проблема правды и лжи. Прочитав произведение, мы прекрасно осознали, что у людей отняты будущее, стремление к чему-то новому, надежды. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением уличают других во лжи. Перед нами как будто – не просто «дно», а ад человеческой цивилизации, в котором жертвы помимо лишений должны еще испытать адские мучения. Но не только бывшие люди страдают в ночлежке, сюда попадают осколки основных идей, верований, идеалов – вокруг них постоянно ведутся споры среди обитателей «дна». Не случайно Сатин задумчиво произносит умные слова, значения которых он уже и сам забыл, а Актер цитирует Шекспира и Беранже. Мы слышим в ночлежке отзвуки культуры, ставшей бессмысленной, которая является слабым воспоминанием. Неужели слова «бывшее», «прошлое», «безнадежное» и есть правда «дна»? Как будто затем, чтобы сразиться с ней, в ночлежке появляется Лука – странник, мудрец и утешитель, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Именно доброго отношения к себе так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел бы и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретает уверенность в себе и своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, мудрый странник исчезает. Разбуженные им люди вступают в конфликт с внешним миром, но изменить свое плачевное положение не могут: Актер – повесился, Пепел – в тюрьме, Наташа – пропала, Анна – умерла. Этим трагичным финалом, я считаю, Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы он лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле такая ложь только губит их. Но является ли победа «дна» полной? Нет. Действия Луки прояснили важнейшую, главную правду: старый мир обречен на гибель, и человечество обязательно придет к новому миру. Из ночлежки нет спасения потому, что вообще нет спасения в условиях старого мира – мира богатых и бедных, сытых и голодных, хозяев и рабов. Но вечный инстинкт, побуждающий человека стремиться к лучшему, непременно переменит старые порядки, устроит все по-новому. Так сцена ночлежки приобретает символический характер: это дно цивилизации, откуда исходит предупреждение, что вскоре вся цивилизация рабов и хозяев пойдет ко дну. И в то же время из этого общества звучит голос свободного человека, пророчествующий о лучшем, о том, что о «праведной земле» не надо мечтать, а нужно строить ее своими руками. Таким образом, мы видим, насколько опасна «ложь во имя спасения», и к какому результату она приводит. Я считаю, что нашему современному обществу необходима только чистая, правда, со всеми вытекающими из нее последствиями. Ведь только осознав происходящее в действительности, люди, оценив свои силы, смогут справиться со всеми проблемами и преодолеть различные трудности. Произведение М. Горького «На дне» мне очень понравилось. Я считаю, что эта пьеса очень полезна для современной молодежи. В ней можно найти много поучительного, то, что обязательно пригодится в жизни.

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» (мини-сочинение)

А.А. Блок принадлежит к числу замечательных поэтов серебряного века. Это был весьма одаренный и очень талантливый человек. Он жил и творил на рубеже двух эпох – периода подготовки и осуществления революции. Самым знаменитым и загадочным творением Блока является поэма «Двенадцать», которая была создана в 1918 году. Это одно из самых неоднозначных произведений поэта. Ничего подобного в русской поэзии еще не бывало. В поэме «Двенадцать» воплотилось во всей полноте блоковское восприятие и понимание Октябрьской революции. В основе этого произведения лежит конфликт старого и нового, борьба двух «миров». Поэма построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!». Контрасты по своему изображению «буржуй на перекрестке» и идущие «двенадцать»:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир… стоит,

Я считаю, что в данном произведении ничто не может противостоять стихии народной революции, которая, по мнению Блока, несет добро и справедливость: «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос». В каждой строчке поэмы мы слышим музыку революции, которую поэт призывал слушать «всем телом, всем сердцем, всем сознанием». Он показал революцию, как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови

В этом произведении автором было создано огромное количество символических образов. На мой взгляд, этот плакат «вся власть Учредительному Собранию», который отвлекает внимание людей от ключевых событий и действий правительства. «Старый пес» – прогнивший мир, представителями которого становятся «буржуй на перекрестке», «долгополый поп». Двенадцать красногвардейцев – сила, которая разрушит мир до основания. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, служившей символом всеобщего обновления жизни. Поэма «Двенадцать» – замечательное произведение русской поэзии. Она довольно сложна для восприятия и носит достаточно противоречивый характер. Прочитав эту поэму, у меня сложилось весьма четкое изображение революции. Думаю, что подобные произведения необходимо перечитывать всякий раз, чтобы глубже понять исторические события нашего прошлого. Блок необыкновенно полно изобразил картину Октябрьской революции. Ему с точностью удалось запечатлеть мельчайшие подробности того времени. Он показал революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэма «Двенадцать» мне очень понравилась. После прочтения этого произведения я призадумалась над поиском ответов на многие вопросы. Я считаю, что творение Блока очень интересное и познавательное.

Сочинение 1

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.


Одной из главных составляющих нашей жизни является творчество – в него человек воплощает все то, что находится на уровень выше обывательской реальности. Все самые сокровенные мысли и чувства, все то, что находится внутри каждого из нас, обрамляется форму картин, мелодий и стихотворений. Однако создать такой предмет творчества способен не каждый, в своем тексте Е.А. Евтушенко поднимает проблему определения качеств настоящего поэта.

Подводя нас к рассуждению о проблеме, автор делает акцент на том, что труд писателя в принципе является важнейшей частью жизни человека – книги совершенствуют нас изнутри, а мы совершенствуем изнутри книги, даже не принимая прямого участия в их создании. Таким образом, Евгений Евтушенко подводит нас к мысли о том, что любой настоящий поэт и писатель, создавая своё творчество, всегда должен быть тесно связан с обществом, с простыми людьми, для которых, благодаря которым и ради которых он и трудится. Исходя из этого и вытекают те качества, которые и отличают настоящего поэта от любителя.

Мысль, которую доносит до нас Е.А. Евтушенко, мне ясна: он считает, что, чтобы стать поэтом, нужно обладать тесной совокупностью сразу нескольких качеств. Нужно иметь совесть, обладать умом и смелостью, уметь понимать и ценить чужие стихотворения, и, конечно, уметь самому писать «вкусные» строчки. И при всем этом каждое из качеств должно быть проникнуто любовью к народу, для которого и работает писатель.

Трудно не согласиться с мнением автора. Конечно, настоящий поэт должен с совестью относиться к тем мыслям, которые он хочет донести до людей, но при этом они должны быть интересными и должны обладать смыслом, чтобы суметь заинтересовать. Смелость настоящего поэта, с одной стороны, подвергает его риску, но, с другой, показывает его самоотверженность ради собственного творчества. И чтобы понимать, как нужно писать, чтобы выявить свой стиль, нужно уметь ценить и анализировать творчество своих коллег и учиться писать самому, совершенствуя свой навык. Также тому, что хочет быть настоящим писателем, не стоит забывать о том, что его творчество должно быть направлено не внутрь, а наружу, для других людей, ведь человек пишет для человека, им же ценится и от него же получает отдачу и вдохновение для дальнейшей работы.

Например, настоящим поэтом является главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий обладает всеми нужными для этого качествами: он является талантливым врачом, и потому заведомо направляет всю свою, в том числе и творческую, деятельность для людей, и его аналитические способности помогают ему в процессе написания стихотворений. Герой имеет совесть и выполняет свой долг как перед ранеными партизанами, так и перед добровольцем-колчаковцем, и смело бросается на помощь пострадавшим. В относительно спокойные времена, будучи обычным гражданином, Юрий читает книги и пишет свои очень красивые стихотворения, полные любви к обществу и провозглашающие идею самоценности личности человека как исключительной единицы.

Никто не будет спорить со мной в том, что настоящим, по-настоящему талантливым поэтом являлся А.С. Пушкин. Его лирика всегда была проникнута теплой и нежной любовью к женщинам, к товарищам, к отечеству и к жизни в целом. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» писал: «…Восстал он [А.С. Пушкин] против мнений света один, как прежде…», что показывает смелость и самоотверженность великого поэта по отношению к своему творчеству. Талант А.С. Пушкина и его вклад в русскую литературу неоспоримы, он знал, с кого брать пример и что доносить своим творчеством. Именно благодаря этому писатель остался достоянием нашего отечества и примером для всех последующих поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинного поэта определяет его незаурядный ум и талант, смелость и умение понимать и оценивать творчество своих коллег, а также, безусловно, талант с первой же строчки провалиться в душу человека и остаться в ней светлым, теплым огоньком, освещающим дорогу в будущее.

Сочинение по творчеству Гоголя Н. В.

Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радищева, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепостному строю, калечащему и уничтожающему человеческое достоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.

В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.

Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборотней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для любимой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая грамота» перехитрил ведьм.

В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.

В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свободолюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изменил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время истязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может утешиться слабостью русского человека.
В своем выступлении перед казаками Тарас Бульба говорит: «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется так умирать. Никому, никому!» И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыхания он был вместе с товарищами по борьбе. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» — восклицает восторженно писатель.

Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».

В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие человеческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. Примером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талантов в крепостной России посвящена повесть «Портрет».

В «Шинели», одном из самых замечательных произведений Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», тему «маленького человека» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины переписывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он, наконец, надел новую шинель! Но случилось несчастье — грабители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холодное равнодушие, презрение и непонимание.

В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».

В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатляющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и ненависть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых современников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением.

Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил Белинский, — только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов.

2 вариант

Творчество великого писателя Н. В. Гоголя выходит далеко за исторические и национальные рамки. Читателю открывается светлый и сказочный мир повестей в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», вольнолюбивые и смелые герои «Тараса Бульбы», загадочность русского человека в поэме «Мертвые души».

Гоголь был далек от революционных идей декабристов, Грибоедова, Радищева, однако всем своим творчеством выразил резкое неприятие самодержавно-крепостного строя, который уничтожал человеческую личность, достоинство, и, в конце концов, жизнь подневольных людей. Используя силу слова, Гоголь заставил миллионы сердец биться в унисон, зажигая в душах огонь милосердия.

К примеру, образ Тараса Бульбы воплощает в себе лучшие черты украинского народа, жаждущего свободы. Всю жизнь он борется за освобождение родины от угнетателей. Пройдя множество кровавых схваток с врагами, Тарас личным примером учит молодых, как нужно служить своему делу. И даже когда его родной сын Андрий стал предателем, у старого казака не дрогнула рука и он убил его. Тарас не побоялся пробраться сквозь все опасности и преграды в самое сердце вражеского стана, чтобы спасти второго сына, плененного врагами. Но, увидев страшные истязания, которые приходится перенести Остапу, беспокоится о том, чтобы тот не проявил малодушия и не дал врагу утешиться своей слабостью. А когда сам Тарас оказывается на вражеском костре, то не о своей жизни думает он, а до последнего вздоха переживает о товарищах по борьбе.

Повесть «Невский проспект» показывает, как в Петербурге все пропитано ложью, а сила денег попирает самые светлые человеческие чувства. Печальная судьба художника Пискарева служит тому примером. Еще одна повесть «Портрет» показывает незавидную участь народного таланта в крепостной России.

Значение творчества Николая Васильевича сложно переоценить. Много поколений выросло на нем и много еще вырастет. Оно не поддается времени и остается актуальным по сегодняшний день.

Сочинение о творчестве Есенина

Сергей Александрович Есенин – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Сергей Александрович родился в семье крестьянина в селе Константиново Рязанской области. Поэтому его творчество отличается самобытностью и какой-то родной теплотой.

Публиковаться в различных журналах молодой Сергей начинает в 1914 году, а через год начинает хорошо общаться с Александром Блоком и компанией других русских поэтов. Эти поэты старались придать Есенину имидж крестьянского поэта. «Радуница» – вот так называлась первая книга стихов Сергея Александровича. Она увидела свет в 1916 году и получила достаточно хорошие отзывы от современников.

Поэт положительно ставился к Октябрьской революции и считал ее очень хорошим способом крестьянам получить свободу и зажить, как в раю. Когда началась гражданская война, то Сергей Александрович переехал в столицу России. Его творчество начало относиться к имажинизму.

Есенин находился некоторое время в другой стране, неудачно женился, пьянствовал, находился долгое время в состоянии депрессии, апатии и непринятии действительности – все в лучших традициях знаменитого поэта.

Через некоторое время после выхода его поэмы, высмеивающей власть под названием «Страна негодяев», Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице. Есть много версий его смерти, причин этого. Но одной из них также является то, что он был убит людьми, нанятыми советской властью, за написание той самой поэмы.

Во время своей жизни Есенин был очень популярным. Но потом он стал резко высказываться в отношении партии. Это убрало его сборники стихов с прилавок. Только в 1955 году его вновь начали печатать.

Поэт был действительно талантливым. В его творчестве прослеживается много тем. Это темы любви к женщине, родной земле, тема природы и многие другие. Также у Сергея Александровича имеется немало проникновенных стихотворений о животных и их судьбе в этом мире, которые вызывают слезы у читателя.

Так как поэт вырос в семье староверов, то неудивительно, что в его творчестве есть место религиозной тематике, которые очень биполярны. В некоторых стихах он критикует религию, а некоторых имеет нормальное отношение к ней.

Также лирика Есенина насыщена стихами о пьянстве, разврате и неподобающем поведении, который тоже играли в его жизни важные роли.

Сочинение 2

В 1895 году на свет появился великий поэт России Сергей Есенин. Его семья жила в селе Константиново. Семья была крестьянской, он был первым ребенком в семье, потом у его родителей родилось ещё двое детей. Будущего писателя воспитывал дед. Он был предприимчивым и зажиточным. В 1904 году будущий поэт поступил в Константиновское земское училище. Он учился четыре года. Учился он хорошо, а поведение было неудовлетворительным. Зато выпускные экзамены сдал на «отлично». Затем пошел учиться в церковно — учительскую школу в селе Спас-Клепики. В это время он написал свои первые стихи.

В 1912 году Есенин переезжает жить в Москву. Он идет работать в типографию.

В 1914 году он печатает свои первые стихотворения во всех журналах Москвы. В 1915 году он переезжает в Петроград, где заводит много полезных знакомств. В этом городе выходит первый сборник стихотворений, который приносит ему известность.Свое самое известное стихотворение он написал вдохновившись работами А.Фета. Он выпустил его под псевдонимом Аристон. Его напечатали в 1914 году в журнале «Мирок».

1919 по 1921 годы Есенин много путешествует. В поездках по стране он пишет поэму «Пугачев».

Он был влюблен в танцовщицу Айседору Дункан, которая стала его женой. Вместе с ней они путешествуют по Германии, Франции, США. А когда был в Грузии, Азербайджане он пишет «Персидские молитвы», «Анна Снегина».

Его произведения передают красоту русского народа и природы. Он любил родную природу и передавал всю её красоту словами. В личной жизни был не постоянен, у него было четыре жены, которые родили ему пятерых детей.

Последние годы жизни поэт часто попадал на первые полосы газет, потому что антисоциальное поведение писателя возмущало общественность. Есенин попадает на скамью подсудимых.

В 1925 году 28 декабря не его стало. До сих пор нет ответа на вопрос, что это было суицид или убийство. Уголовное дело возбуждено не было, хотя на теле имелись признаки насильственной смерти. Придерживались одной версии самоубийство. Оно объясняется депрессией, в которой был последние месяцы жизни.

Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение о творчестве Есенина

Популярные сегодня темы

Трилли – один из второстепенных персонажей произведения «Белый пудель», написанного Александром Куприным. Ему недавно исполнилось восемь лет, мальчику повезло родиться в богатом сословии

В мире существует много разных профессий и каждая из них важна. Но самой особенной профессией по праву считается защита Родины. Это тяжёлая и ответственная работа, но это работа для настоящих мужчин

В качестве примеров целеустремленности в жизни, мне хотелось бы привести примеры некоторых известных теннисистов. Эти примеры действительно воодушевляют и выглядят достойно на фоне многих других людей

Каждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных

Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Перед вами сочинение-рассуждение по творчеству великого поэта А.С Пушкина. Сочинение озаглавлено словами литературного критика В.Г. Белинского.

«ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА» (В. Г. Белинский)

Сочинение-рассуждение по творчеству А.С. Пушкина. «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Более ста восьмидесяти лет прошло со дня гибели поэта, а его творения находят все новых и новых поклонников в нашей стране и за рубежом. В чем же сила творений поэта?

Большая часть современников поэта не принимала его, ведь вместо популярных тогда назиданий и нравоучений, как следует жить и как не следует, стихи Пушкина заставляли думать, чувствовать. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — мечтал поэт. Он «жег сердца людей», «не позволял душе лениться».

Жизнь и поэзия для Пушкина слились в одно целое. Его творения не имели бы такой силы и значимости, если бы были в изоляции от жизни. А. С. Пушкин воспевал свободу, но считал, что честные правители и справедливый закон, это то, что необходимо стране для обеспечения свободы, равенства и братства.

Под сень надежного закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Пушкин был дружен с декабристами, и если бы не стечение ряда обстоятельств: ссылка, желание его друзей-декабристов защитить его бесценный дар, возможно он встал бы в рады на Сенатской площади.

После событий на Сенацкой площади, когда даже имена декабристов было запрещено произносить, Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Его муза — «гроза царей, свободы гордая певица».

«Его стихи пронизаны глубоким уважением к тем, кто борется -с деспотизмом, за свободу ума и сердца, за утверждение правды и справедливости ка земле», — писал В. Г. Белинский.

Стремление к жизни, свободной от зла, насилия, жестокости возникает при чтении вольнолюбивых стихотворений Пушкина. Один из декабристов — Рылеев так сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин». Пушкин же предстает перед читателем как поэт- гражданин. Размышления о назначении поэта, его долге, волнуют Пушкина еще с лицейских лет. Он спорил с Дельвигом и Кюхельбекером о том, что нельзя воспевать «цветочки и лепесточки», когда народ бесправный и угнетенный.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по мановении царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Пушкин мечтает об отмене крепостничества, что находит отражение в его стихотворении «Деревня». Своими произведениями он подводит читателя к необходимости бороться за счастье окружающих людей, как бы ни было трудно.

Гражданственность Пушкина проявляется и в его произведениях о войне 1812 года. Он искренне жалеет, что не мог внести личного вклада в борьбу за освобождение для Родины.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал.

Поэт прославляет русский народ в стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», понимая, что именно народ одержал победу над врагом. Пушкин сравнивает русских воинов с богатырями. Лирика Пушкина народна, она заставляет задуматься о силе простого человека, о его значении в исторических событиях.

Пушкин в своем творчестве выделяет огромное место любви и дружбе. Белинский так описывал черты, свойственные Пушкину:

«…живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствиям и тревогам. Пушкин — это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека».

У Пушкина было много друзей, он считал дружбу — идейным сплочением людей. Необыкновенное чувство дружбы объединяло Пушкина и Чаадаева. Поэт уважал этого человека за необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце.

Пушкин доносит до нашего понимания, что дружба познается и проверяется в беде, когда плечо и помощь друга особенно необходимы, дороги. Поэт пытается поднять дух друзей, сосланных в Сибирь, после неудачного восстания декабристов, рискуя навлечь на себя гнев власть имущих. Он верит, что их дело не пропадет, что его продолжат другие поколения.

Через всю жизнь Пушкина проходит тема любви. Он воспевает в своих стихах духовную и физическую красоту человека. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» пронизано грустью, воспоминанием, горестным сознанием утраты, счастьем встречи. Слова:

И жизнь, и слезы, и любовь —

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит. Стихотворение «Я вас любил…» поражает силой человеческих чувств, достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Пушкин — тонкий художник, с какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину.

Пушкин любил не только своих героев, но и все, что их окружало — Родину, русскую природу.

Пред ним пестрели и цвели

Луга а нивы золотые,

Творчество Пушкина было, есть и будет близко людям, т.к. оно затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия современна и сейчас в пору духовной черствости. Его размышления о роли общества и человека в нем, проблемы нравственности в отношениях между людьми, истинных ценностей, отношение к Родине — все это делает творчество Пушкина живым и жизненно необходимым и в наше время.

Читайте также:  Поэзия и трагедия любви в рассказе: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×