Мастер русской реалистической прозы: сочинение

Сочинение «Мастер русской реалистической прозы»

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С. Я. Надсо-на» (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян («Два странника», «Нефед-ка»). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства («Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», «На Донце» и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танька» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание её последних обитателей («Байбаки», «В поле»). В рассказе «На край света» (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

«Мастер русской реалистической прозы»

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С. Я. Надсо-на» (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян («Два странника», «Нефед-ка»). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства («Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», «На Донце» и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танька» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание её последних обитателей («Байбаки», «В поле»). В рассказе «На край света» (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Читайте также:  Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина): сочинение

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Мастер русской реалистической прозы

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Бунин Иван Алексеевич: мастер русской реалистической прозы

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

Читайте также:  Тема любви в прозе И.А. Бунина 2: сочинение

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С. Я. Надсо-на» (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян («Два странника», «Нефед-ка»). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства («Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», «На Донце» и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танька» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание её последних обитателей («Байбаки», «В поле»). В рассказе «На край света» (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Мастер русской реалистической прозы

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях “Братья” и “Господин из Сан-Франциско”.
Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло “немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский – один из корифеев русской литературы” ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.
Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе “Казацким ходом” (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился “увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни”.
В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. “Я в те годы был влюблен в Малороссию, в ее села и степи,- говорит Бунин,- жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью”.
Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических (“На край света”, “Лирник Родион”, “Суходол”, “Лика”) и стихотворных произведениях.
В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение “Над могилой С. Я. Надсо-на” (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян (“Два странника”, “Нефед-ка”). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства (“Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе”, “На Донце” и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах “Танька” (1893), “Вести с родины” (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание ее последних обитателей (“Байбаки”, “В поле”). В рассказе “На край света” (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.
Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация “простоты и воли” деревенской жизни). В рассказе “На даче” отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.
В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как “Учитель” и “На хуторе”; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение “Среда” и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя “красивый, как матовое серебро”, но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и “барскую неврастению”. Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму “Листопад” и вскоре стал печататься в сборниках “Знания”.
Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Читайте также:  Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Мастер русской реалистической прозы

Другие сочинения:

Жанры исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Read More .

Живописность и строгость бунинской прозы И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью, живописностью и в то же время строгостью. Как и Read More .

Женские образы поздней прозы И. Бунина Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения людских судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More .

Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении Read More .

Женские образы прозы Бунина Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More .

Особенности современной русской прозы Литературный процесс 1970 – 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В центре современных книг оказываются проблемы нравственные и философские. Художественная литература Read More .

Лиризм прозы и поэзии Бунина Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и Read More .

Особенности бунинской прозы (по рассказам “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный удар”) В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал картину своего времени (рабство одних, непомерное господство других), а с другой – раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных людей и показывая положительные – негодяев и безнадежных с точки зрения Read More .

Бунин Иван Алексеевич: мастер русской реалистической прозы

И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню.

Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях “Братья” и “Господин

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло “немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства,

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии , затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе.

О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе “Казацким ходом” , в частности о том, с каким нетерпением он стремился “увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни”.

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. “Я в те годы был влюблен в Малороссию, в ее села и степи,- говорит Бунин,- жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его.

Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью”.

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение “Над могилой С. Я. Надсо-на” . Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян . В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства . Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах “Танька” , “Вести с родины” . Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание ее последних обитателей . В рассказе “На край света” Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков.

Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы . В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии . В рассказе “На даче” отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова.

Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как “Учитель” и “На хуторе”; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение “Среда” и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя “красивый, как матовое серебро”, но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и “барскую неврастению”.

Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму “Листопад” и вскоре стал печататься в сборниках “Знания”.

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Ссылка на основную публикацию
×
×