Сочинение: “Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любви” (В. Соловьев) (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
“Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любви” (В. Соловьев) (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
Основная тема романа “Мастер и Маргарита” – борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т.д. – все эти качества в большей или меньшей степени являются злом и именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, символизирует добро. Именно о ней и пойдет речь в моем сочинении.
В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительны-ми, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скоку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.
Маргарита – одна из немногих персонажей романа (если не единственная), кто не потерял сострадания. Она, узнав о такой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему: “. ее лицо подернулось дымкой сострадания”. Она полна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. “В жизни” так и могло быть, но эта жестокость не соответствует тому Пилату, который изображен пером Мастера. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда она могла бы просить за мастера, а тем самым и за себя.
Для Маргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. А счастливой она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа.
Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер – писатель. Причем он не является одним из членов МАССОЛИТа, которые пишут на заказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе). У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он – истинный писатель, которому важно не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
Мастер появляется только в 13-ой главе, которая называется “явление героя”, это достаточно ироничное название, т.к. его героем никто не считает, и он сам тоже. Само слово “явление” как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг “на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем”. Вот его портретные данные: “с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”. Таинственный посетитель был одет во все больничное, “на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат”. Он выглядит беспокойным.
С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное – он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.
“Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я любил именно эту женщину”. Она была в черном пальто и несла “отвратительные, тревожные, желтые цветы”. Черный и желтый – цвета Мастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой “М”, которую вышила Маргарита), они символизи-руют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый – цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем , он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представ-ляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или обществен-ного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвен-ного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл сто тысяч рублей. Теперь-то он может не беспоко-иться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал работать над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. Для Мастера – это прежде всего обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в этой квартире занимают книги. Для Маргариты – это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера.
В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность “выходить на общий балкон. и таким образом навещать соседа”. Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. “У меня не больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость. – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней”. Почему? Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, “вдруг” отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача с романом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила “стадия психиче-ского заболевания”. Он стал бояться темноты и ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого он признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода.
Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимать Маргариту дот тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она узнала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. “Вот как приходится платить за ложь. и больше я не хочу лгать” – вот к чему приходит она в результате драматических событий, связанных с болезнью Мастера. Она решительно готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: “Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною”. Он знал, что она сдержит свое слово, видел “ее полные решимости глаза”: “Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя”.Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца? Не имеет никакого значения.
Только “в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговица-ми” он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты – но “в комнатах играл патефон. Это вес, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог. Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда”. Он готов был даже броситься под трамвай, но “страх владел каждой клеточкой” его тела.
Но даже в таком состоянии он не мог подумать о ней, как не мог известить ее о том, где он находится. “Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес. Душевнобольной. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной? Нет, на это я не способен”.
В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни?
Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помогло им стать наконец счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой – это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой. Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
Все, кружась, исчезает во мгле
Основная тема роман “Мастер и Маргарита” – борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т. д. – все эти качества в большей или меньшей степени являются злом, именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, олицетворяет добро.
О любви и пойдет речь в моем сочинении. В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительными, достойными персонажами. В
образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Маргарита – одна из немногих
персонажей романа, если не единственная, кто не потерял сострадания. Она сочувствует Лонтию Пилату. Она полна решимости изменить его судьбу.
Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда могла бы просить за Мастера, а тем самым и за себя. Для Маргариты не важны материальные ценности.
Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. Счастливой же она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа. Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле.
В романе Мастер – писатель. Причем он не является одним из членов Массолита, которые пишут на заказ . У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он – истинный писатель, для которого главное не получить дачу, а донести что-то важное до людей. Мастер появляется только в 13-й главе, которая называется “Явление героя”. Это достаточно ироничное название, поскольку героем его никто не считает, и сам он тоже.
Само слово “явление” как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг “на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем”. Вот портрет Мастера: “…с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”. Таинственный посетитель был одет во все больничное, “на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат”. Он выглядит беспокойным.
С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное – он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой. “Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я любил именно эту женщину”.
Она была в черном пальто и несла “отвратительные, тревожные желтые цветы”. Черный и желтый – цвета Мастера и Маргариты , они символизируют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый – цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным.
Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или общественного мнения.
Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвенного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл 100 тысяч рублей. Теперь-то он может не беспокоиться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал трудиться над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты.
Для Мастера – это, прежде всего, обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в квартире занимают книги. Для Маргариты – это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение.
Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера. В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность “выходить на общий балкон… и таким образом навещать соседа”. Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. “У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость. – Я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней”.
Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, вдруг отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача с романом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила “стадия психического заболевания”. Он стал бояться темноты и ждать смерти.
Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода. Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимал Маргариту до тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И, поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы.
Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она услышала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. “Вот как приходится платить за ложь… и больше я не хочу лгать” – к такому результату приходит она в связи с драматическими событиями, связанными с болезнью Мастера.
Она готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: “Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною”. Мастер знал, что она сдержит свое слово, видел “ее полные решимости глаза”: “Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя”.
Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца? Не имеет никакого значения.
Только “в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами” он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты, но “в комнатах играл патефон. Это все, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог… Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда”.
Он готов был даже броситься под трамвай… Но даже в таком состоянии Мастер не мог подумать о Маргарите, как не мог известить ее о том, где он находится. “Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес…
Душевнобольной. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной?
Нет, на это я не способен”. В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни? Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство.
Именно оно помогло им стать, наконец, счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой – это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой.
Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любви – По роману «Мастер и Маргарита»
В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительны-ми, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скоку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.
Маргарита – одна из немногих персонажей романа (если не единственная), кто не потерял сострадания. Она, узнав о такой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему: «…ее лицо подернулось дымкой сострадания». Она полна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. «В жизни» так и могло быть, но эта жестокость не соответствует тому Пилату, который изображен пером Мастера. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда она могла бы просить за мастера, а тем самым и за себя.
Для Маргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. А счастливой она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа.
Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер – писатель. Причем он не является одним из членов МАССОЛИТа, которые пишут на заказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе). У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он – истинный писатель, которому важно не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
Мастер появляется только в 13-ой главе, которая называется «явление героя», это достаточно ироничное название, т. к. его героем никто не считает, и он сам тоже. Само слово «явление» как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг «на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем». Вот его портретные данные: «с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Таинственный посетитель был одет во все больничное, «на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат». Он выглядит беспокойным.
С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное – он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.
«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я любил именно эту женщину». Она была в черном пальто и несла «отвратительные, тревожные, желтые цветы». Черный и желтый – цвета Мастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой «М», которую вышила Маргарита), они символизи-руют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый – цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представ-ляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или обществен-ного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвен-ного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл сто тысяч рублей. Теперь-то он может не беспоко-иться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал работать над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. Для Мастера – это прежде всего обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в этой квартире занимают книги. Для Маргариты – это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера.
В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность «выходить на общий балкон… и таким образом навещать соседа». Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. «У меня не больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость. – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней». Почему. Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, «вдруг» отказывается от всего в жизниНеужели только неудача с романом так подействовала на него. Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила «стадия психического заболевания». Он стал бояться темноты и ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого он признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода.
Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимать Маргариту дот тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она узнала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. «Вот как приходится платить за ложь…и больше я не хочу лгать» – вот к чему приходит она в результате драматических событий, связанных с болезнью Мастера. Она решительно готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: «Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною». Он знал, что она сдержит свое слово, видел «ее полные решимости глаза»: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца. Не имеет никакого значения.
Только «в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговица-ми» он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты – но «в комнатах играл патефон. Это вес, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог… Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда». Он готов был даже броситься под трамвай, но «страх владел каждой клеточкой» его тела.
Но даже в таком состоянии он не мог подумать о ней, как не мог известить ее о том, где он находится. «Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес… Душевнобольной.. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной. Нет, на это я не способен».
В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни. Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помогло им стать наконец счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой – это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой. Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Школьное сочинение
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.
И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
«Все, кружась, исчезает во мгле»
Основная тема роман «Мастер и Маргарита» — борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство — все эти качества в большей или меньшей степени являются злом, именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, олицетворяет добро. О любви и пойдет речь в моем сочинении.
В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительными, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга — это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.
Маргарита — одна из немногих персонажей романа, если не единственная, кто не потерял сострадания. Она сочувствует Лонтию Пилату. Она полна решимости изменить его судьбу. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда могла бы просить за Мастера, а тем самым и за себя.
Для Маргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. Счастливой же она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа.
Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер — писатель. Причем он не является одним из членов Массолита, которые пишут на заказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе). У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он — истинный писатель, для которого главное не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
Мастер появляется только в 13-й главе, которая называется «Явление героя». Это достаточно ироничное название, поскольку героем его никто не считает, и сам он тоже. Само слово «явление» как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг «на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем». Вот портрет Мастера: «…с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Таинственный посетитель был одет во все больничное, «на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат». Он выглядит беспокойным.
С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное — он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.
«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я любил именно эту женщину». Она была в черном пальто и несла «отвратительные, тревожные желтые цветы». Черный и желтый — цвета Мастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой «М», которую вышила Маргарита), они символизируют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый — цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или общественного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвенного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл 100 тысяч рублей. Теперь-то он может не беспокоиться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал трудиться над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. Для Мастера — это, прежде всего, обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в квартире занимают книги. Для Маргариты — это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера.
В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность «выходить на общий балкон… и таким образом навещать соседа». Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. «У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость. — Я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней». Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, вдруг отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача с романом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила «стадия психического заболевания». Он стал бояться темноты и ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода.
Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимал Маргариту до тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И, поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она услышала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. «Вот как приходится платить за ложь… и больше я не хочу лгать» — к такому результату приходит она в связи с драматическими событиями, связанными с болезнью Мастера. Она готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: «Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною». Мастер знал, что она сдержит свое слово, видел «ее полные решимости глаза»: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца? Не имеет никакого значения.
Только «в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами» он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты, но «в комнатах играл патефон. Это все, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог… Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда». Он готов был даже броситься под трамвай…
Но даже в таком состоянии Мастер не мог подумать о Маргарите, как не мог известить ее о том, где он находится. «Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес… Душевнобольной. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной? Нет, на это я не способен».
В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни?
Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помогло им стать, наконец, счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой — это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой. Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
“Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любви”
“Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любви”
(В. Соловьев) по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Основная тема романа “Мастер и Маргарита” – борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т.д. – все эти качества в большей или меньшей степени являются злом и именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, символизирует добро. Именно о ней и пойдет речь в моем сочинении.
В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительны-ми, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скоку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.
Маргарита – одна из немногих персонажей романа (если не единственная), кто не потерял сострадания. Она, узнав о такой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему: “. ее лицо подернулось дымкой сострадания”. Она полна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. “В жизни” так и могло быть, но эта жестокость не соответствует тому Пилату, который изображен пером Мастера. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда она могла бы просить за мастера, а тем самым и за себя.
Для Маргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. А счастливой она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа.
Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер – писатель. Причем он не является одним из членов МАССОЛИТа, которые пишут на заказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе). У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он – истинный писатель, которому важно не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
Мастер появляется только в 13-ой главе, которая называется “явление героя”, это достаточно ироничное название, т.к. его героем никто не считает, и он сам тоже. Само слово “явление” как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг “на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем”. Вот его портретные данные: “с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”. Таинственный посетитель был одет во все больничное, “на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат”. Он выглядит беспокойным.
С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное – он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.
“Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я любил именно эту женщину”. Она была в черном пальто и несла “отвратительные, тревожные, желтые цветы”. Черный и желтый – цвета Мастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой “М”, которую вышила Маргарита), они символизи-руют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый – цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем , он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представ-ляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или обществен-ного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвен-ного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл сто тысяч рублей. Теперь-то он может не беспоко-иться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал работать над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. Для Мастера – это прежде всего обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в этой квартире занимают книги. Для Маргариты – это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера.
В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность “выходить на общий балкон. и таким образом навещать соседа”. Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. “У меня не больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость. – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней”. Почему? Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, “вдруг” отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача с романом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила “стадия психиче-ского заболевания”. Он стал бояться темноты и ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого он признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода.
Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимать Маргариту дот тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она узнала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. “Вот как приходится платить за ложь. и больше я не хочу лгать” – вот к чему приходит она в результате драматических событий, связанных с болезнью Мастера. Она решительно готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: “Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною”. Он знал, что она сдержит свое слово, видел “ее полные решимости глаза”: “Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя”.Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца? Не имеет никакого значения. Только “в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговица-ми” он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты – но “в комнатах играл патефон. Это вес, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог. Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда”. Он готов был даже броситься под трамвай, но “страх владел каждой клеточкой” его тела.
Но даже в таком состоянии он не мог подумать о ней, как не мог известить ее о том, где он находится. “Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес. Душевнобольной. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной? Нет, на это я не способен”. В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни?
Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помогло им стать наконец счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой – это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой. Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение Ссылка на основную публикацию