Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

«Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают у Булгакова как конкретные события. В сюжете соединяются два временных пласта. Действие происходит и в современной автору Москве 20-х гг., и в древнем Ершалаиме. Сопоставляя события, которые разделяют почти два тысячелетия, читатель приходит к выводу, что человеческая природа за это время не изменилась. Воланд на представлении в Варьете говорит: «. люди как люди. любят деньги, но это и всегда так было. легкомысленны. но и милосердие стучится в их сердца». Особенно ясно мы понимаем это, сопоставляя поведение зрителей Варьете и толпы, собравшейся в Ершалаиме, чтобы посмотреть на казнь. В Ершалаиме толпа требует отпустить разбойника Вар-равана, в Москве — вернуть Бенгальскому голову: «Ради бога, не мучьте ею! — вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос. — Так что же, граждане, простить его, что ли? — спросил Фагот, обращаясь к залу. — Простить! Простить!»

Москва 20-х л: изображена сатирически. Особое внимание писатель обращает на творческую интеллигенцию. Кто же они, члены МАССОЛИТа, те, кто, по словам Пушкина, должны «чувства добрые.

лирой пробуждать», «глаголом жечь сердца людей»? Они озабочены только своим материальным благололучием. «Жить по-человечески» для них — это значит обедать в недорогом хорошем ресторане, иметь квартиру, дачу в Перелыгине. О творчестве здесь речи не идет. Никто из них не верит в то, о чем пишет. Слово «писатель» утратило свой высокий смысл, и поэтому Мастер говорит Ивану Бездомному: «Я не писатель, я мастер».

Судьба Мастера — это судьба художника, который не принял общих правил, который остался верен своим нравственным принципам. Его травят критики, арестовывают, лишают желания писать и жить. В его душе поселяется страх. И все же Булгаков уверен, что «рукописи не горят»: настоящее искусство обязательно придет к людям.

Параллельно с московским сюжетом развивается действие романа Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В этой истории, несомненно, много общего с библейской историей жизни и смерти Иисуса Христа. Однако Булгаков настойчиво подчеркивает различия. Для писателя важно было показать не Бога, а обычного человека, воплощающего в себе некий нравственный идеал. Таким человеком у Булгакова является Иешуа, бродячий философ, проповедующий истину и любовь.

На протяжении всего романа Булгаков предоставляет своим героям возможность нравственного выбора в пользу добра или зла. По Булгакову, жизнью человека управляет некая высшая сила, но свой путь он волен выбирать сам. Каждый получает по своей вере. Так, Берлиоз, не верящий в существование иной жизни, уходит в небытие. Мастер и Маргарита переходят в вечность, обретая покой и счастье, но не свет. Чтобы заслужить свет, нужно испить чашу страданий до дна и продолжать нести людям веру в добро, как это сделал Иешуа Га-Ноцри.

Проблема нравственного выбора поставлена перед многими героями романа. Иешуа не может солгать даже ради спасения своей жизни. Он отвечает прокуратору, намекающему ему, что нужно солгать: «Правду говорить легко и приятно». Он верит в то, что обязательно наступит царство истины, он верит в вечную жизнь души, он считает всех людей добрыми по своей сути, нет плохих — есть несчастные. И он не может отступить от своих нравственных принципов.

Понтий Пилат, испытывая расположение к Иешуа и в душе желая ему помочь, проявляет трусость, испугавшись, что может погибнуть его карьера, а он сам окажется на месте арестанта. Он отправляет на казнь ни в чем не виноватого философа. После казни он испытывает жгучее раскаяние, даже приказывает убить Иуду, который предал Иешуа, предлагает Левию Матвею пожить в его доме, чтобы хоть как-то искупить свой грех. Его нравственные страдания длятся почти два тысячелетия. Но своими муками и раскаянием он искупает вину и заслуживает прощение, чтобы пойти по лунной дороге вместе с философом, с которым «чего-то не договорил тогда».

Иван Бездомный после пережитых событий пересматривает свою жизнь, отказывается от сочинения бездарных стихов и становится историком.

Маргарите не нужно материальное благополучие, ей нужна любовь, ей нужен Мастер. Ради него она готова на все. Но интересно то, что после бала у Сатаны она просит в награду не возвращения Мастера, а чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она задушила своего ребенка. Она объясняет свой поступок тем, что подала Фриде надежду на балу, и если та будет обманута, Маргарита не сможет быть спокойна всю жизнь. Она не может жить в разладе Со своей совестью, не может обмануть чьих-то ожиданий.

Под влиянием событий, произошедших в Москве, многие герои не только сделали свой нравственный выбор, как уже говорилось, но и просто пересмотрели свое поведение, и это тоже перемена к лучшему. Так, например, Варенуха перестал грубить по телефону, Бенгальский утратил «значительную дозу своей веселости», Степа Лиходеев перестал пить и стал сторониться женщин.В душах людей, как и целом мире, сосуществуют добро и зло, как свет и тени. Зло лишь проверить человека, выявить его истинную суть. Зло в романе, как ни странно, выступает носителем справедливости. Невозможно наслаждаться «голым светом», лишив мир теней. «Ведь тени получаются от людей и предметов».

По Булгакову, добро и зло не ведут между собой яростную борьбу, и Воланд представляют разные «ведомства» единого мироустройства. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?» Но добро же несколько преобладает, поэтому все будет «как надо». Об этом говорят и Иешуа, и Воланд. В верит сам Булгаков, и вместе с ним — мы.

Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Скачать сочинение

Стать бесстрастно над
красными и белыми.
М. Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени Сатаны.
Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье “Грядущие перспективы”. Поневоле воспримешь всерьез признание писателя в мистицизме. Очень точно, с гражданской ответственностью, прямо Булгаков говорит, что ожидает Россию, погрязшую в гражданской войне. Автор с горечью отмечает, что “нам немыслимо сейчас созидать. Перед нами тяжкая задача — завоевать, отнять свою собственную землю. ”.
По мысли Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, так как безумство революции скоро не заканчивается, “нам нет остановки, нет передышки”.
Писатель с душевной болью предупреждает, что Россия катится к гибели, так как завоевывает “собственные столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских. ”. Это написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня, в двухтысячном году, и поражаемся гениальности Булгакова, вопрошающего: “Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и наши внуки. ” И как заклинание, наказ звучат последние слова:
— Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!
Великое предупреждение гениального художника, оставленного на десятки лет безгласным, не имеющим возможности говорить со своим народом, но Булгаков не бездействовал, он писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшее время. Слишком смелыми и откровенными они были. Художник не мог ни молчать, ни говорить, поверяя хотя бы бумаге о том хаосе и абсурде, которые начинали властвовать в России.
В повести “Собачье сердце” писатель ярко и талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков: “Кто был никем, тот станет всем”. Мы вслед за автором ужасаемся той неразберихе, которую сеет Полиграф Полиграфович Шариков, бывший Шарик. Вначале он устраивает мини-потоп, а затем и вовсе лишает умных и талантливых людей возможности работать. Этот “новый человек” настолько абсурден и агрессивен, что читатели вздыхают с облегчением, когда он вновь обретает облик Шарика — милый пес гораздо симпатичнее перерожденца Шарикова. И слава богу, что профессор Преображенский сумел “усмирить демона”.
В реальности писатель этого торжества справедливости не видел.
Наступило время Сатаны, который свободно разгуливает по Москве, верша суд над мещанами, хозяевами жизни, еще недавно бывшими “борцами” за новую и счастливую жизнь. Только вот для кого? Писатель откровенно говорит, что для самих себя.
Совсем иными видит Булгаков истинных героев, для которых собственное благополучие не является самоцелью, а лишь привычным образом жизни, как у героев его романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”.
Если же быт, даже очень устроенный, приходит в противоречие с внутренним миром героя, герой не боится покинуть удобства ради любви, как это делает Маргарита в романе “Мастер и Маргарита” или доктор Бомгард из повести “Записки юного врача”.
В лучших героях Булгакова воплотились черты прогрессивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда являлась цель — для чего жить? Этот извечный вопрос русской литературы ставит и Булгаков перед своими героями, заставляя их сделать собственный выбор, очень непростой, но решающий в их судьбах.

6224 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Разное / Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Смотрите также по разным произведениям Булгакова:

Русская литература 1920-1930гг. / 44. Философская проблематика романа М.Булгакова лМастер и Маргарита╗

44. Философская проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

М и М (1929-1940) – пик творчества Булгакова. Проблематики: психологическая, соц, но основные: нравственная и филсофская.

Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх.

Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло, Гелла). Воланд – князь тьмы, сатана, но для москвичей он иностранец, профессор чёрной магии. Испытывая людей в условиях новой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны и завистливы (об этом свидетельствует фокус, проведённый свитой Воланда в варьете, когда на сцену посыпались деньги, все за ними кинулись, а через некоторое время они превратились в прозрачные бумажки). В романе по прямому указанию Воланда никого не убивают. Ни один приличный человек от рук Воланда не пострадал. Барон Майгель (на балу) – штатный осведомитель, доносчик – единственный человек, который погибает по прямому указанию Воланда ≈ Иуда в романе Мастера. Кара следует даже за намерение донести (Варенуха).

Читайте также:  Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны: сочинение

Булгаков первым совершенно осознанно изобразил общество как патологическое, причем тогда, когда общество еще не имело критериев для своей оценки и потому считало себя здоровым. Общество было еще не готово осознавать современную им жизнь как нечто патологическое. Но Булгаков, понимая все происходящее, воспринимал все иначе: общество как абсурдное, иррациональное бытие, а это родная стихия дьявола. Фигура дьявола появляется не случайно. Мастер живет в насквозь порочном мире без будущего. Булгаковский Воланд попадает в странную ситуацию. Его дело – совращать с пути истинного, а эта работа уже произведена, и ему остается только раздавать наказания. Если возникает сложность, то только с Мастером и его возлюбленной.

Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в себе своё наказание(Так Понтий Пилат страдает, мучается угрызениями совести – это его наказание). Да, Воланд делает всё, что подобает сатане. Но он не всесилен, доброе ему неподвластно. То одна из основных мыслей романа.

Иешуа в романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с Христом: вера во всепобеждающую силу добра, в то, что настанет время, когда человечество перейдёт в царство истины и справедливости. Но Булгаков намеренно отходит и от исторической, и от евангельской версий. У него Иешуа не бог, а прежде всего человек, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком. В образе Иешуа воплощена традиционная христианская идея о милосердии. Перед лицом смерти Иешуа остался верен своим убеждениям, он выбирает смерть, в итоге заслуживает “свет”.

И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены прежде всего самими людьми.

Говоря о добре и зле, нельзя не вспомнить о Мастере. Мастер погружён в творчество и вовсе не думает о корысти, он пишет роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись с миром литераторов, который занят всем, чем угодно, но только не творчеством, не выдержал травли и возненавидел свой роман. Это вычеркнуло мастера из жизни, он престал бороться за свой роман. Отказ от творчества оказался губительным для него. Его пристанищем стала клиника для душевнобольных – только там он может найти покой, которого его лишили “добрые люди”. Мастер стремится к свету, стремится к добру. Но он отказался от борьбы за свой роман, проявил малодушие, поэтому ему отказано в “свете”. Встреча Мастера с Воландом происходит только благодаря Маргарите, а избавление от страданий – благодаря заступничеству Иешуа.

М. Чудакова: Мастер не заслужил света, только покой, потому что пользовался услугами дьявола. Согласиться нельзя. Мастер ничего не подписывал. Вопрос о грехе Мастера – один из главных вопросов романа. Булгаков отвечает однозначно: Мастер был грешен, но только до тех пор, пока в нем не проснулся творец. Его жизнь – его творчество. Мастер никак не мог слепо идти за Воландом хотя бы потому, что то, в чем проявляется божественное начало, для дьявола недоступно, а творчество – проявление божественного начала.

Булгаков демонстрирует идею справедливости, веру в закон милосердия на всех героях, кроме Мастера. Мастер испытывает на себе действие закона веры (получил то, что по этой вере было возможно). Вера Мастера, который устал от своего романа и боялся его и в конце концов сжег его. Уготованный Мастеру покой означает то, что мера усталости, безверия – это и был грех Мастера. Они должны были исчерпаться в покое, прежде чем покой сможет смениться светом. Трагедия Мастера – отраженная трагедия Булгакова, автора.

Диалектика добра и зла. Ход истории – вечное противостояние добра и зла, света и тьмы.

Важная для Булгакова мысль о механизме равновесия добра и зла, от которого зависит устойчивость миропорядка, – основная мысль романа. Вера в закон справедливости, в правый суд, который неизбежен, в то, что злу обязательно должно быть возмездие. Дьявол – своеобразный вершитель справедливости. Воланд выступает трубадуром закона справедливости, но в этом законе есть сторона, неприятная Воланду – идея милосердия. Воланд глух к этой идее. В романе милосердием занимается другое ведомство – ведомство милосердия (Маргарита жалеет Фриду). Понтий Пилат, как и Фрида, наконец получает прощение. Мастер может закончить роман одной фразой.

Свобода – несвобода. Понтий Пилат – не свободен, он человек тоталитарного государства. Иешуа обладает внутренней свободой, именно она дает ему силу. Понтий – трусость, она губит человека. Но ему дано прощение – он смог взять вину на себя. Б показывает, что вину надо искупать не кровью, а раскаянием. Только совесть и покяние может очистить и воскресить.

Роман Булгакова называют философским, философско-нравственным. Это глубоко философский роман, роман-трагедия. Романный мир Мастера полон чудес и построен на надежной основе. Все, кто находится внутри, спасаемы (Маргарита и крем). Мастер – не внутри, и он не спасаем. Мастер – единственный реально трагический образ в романе. Трагедия Мастера – отраженная трагедия автора.

Главная тема – власти и времени. Власть представлена в концентрированном виде, в форме диктатуры. Могут ли в таких условиях диктатор и художник не вступать в конфликт? Эта тема определила раздвоенность романа.

Кара настигает всех, даже за пределами физического существования человека.

Нравственно-философский смысл романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и сводит человека на уровень биологического существа. Это «страшный суд» над административной системой и ее создателями. Роман о Мастере и роман о Понтии Пилате – не один, а два романа.

Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.

Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.

Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.

Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.

Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу. Это и обостряет противоречия, описываемые автором.

В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения.

2 вариант

Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман “Мастер и Маргарита”, который по-настоящему можно назвать легендарным.

В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются “частью зла” только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые – рассудка, третьи – головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в “сумасшедшем доме”. Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.

Проблема любви также поднимается в “Мастере и Маргарите”. Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают “вечный дом”.

Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди.

Читайте также:  Фантастические образы в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Сочинение 3

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице. Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей

Денисов Василий Дмитриевич являлся гусарским офицером, азартным человеком. Денисов так же был командиром и хорошим другом Ростова. Его можно описать как храброго, способного на необдуманные поступки человека.

В изобразительном искусстве 19 века есть большое количество художников, которые преподнесли миру свои работу. Но хочется остановиться на Николае Михайловиче Ромадине. Он работал в жанре реалистичного пейзажа.

Время, в которое живёт человек, всегда оказывает влияние на формирование его характера, на его мировоззрение. Действие романа Отцы и дети описывает жизнь русского общества за два года до отмены крепостного права

В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Проблема творчества

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Стать бесстрастно над

красными и белыми.

Михаил Афанасьевич Булгаков – мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени Сатаны.

Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье “Грядущие перспективы”. Поневоле воспримешь всерьез признание писателя в мистицизме. Очень точно, с гражданской ответственностью, прямо Булгаков говорит,

Читайте также:  Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Автор с горечью отмечает, что “нам немыслимо сейчас созидать. Перед нами тяжкая задача – завоевать, отнять свою собственную землю…”.

По мысли Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, так как безумство революции скоро не заканчивается, “нам нет остановки, нет передышки”.

Писатель с душевной болью предупреждает, что Россия катится к гибели, так как завоевывает “собственные столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских…”. Это написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня,

О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и наши внуки…” И как заклинание, наказ звучат последние слова:

– Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!

Великое предупреждение гениального художника, оставленного на десятки лет безгласным, не имеющим возможности говорить со своим народом, но Булгаков не бездействовал, он писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшее время. Слишком смелыми и откровенными они были. Художник не мог ни молчать, ни говорить, поверяя хотя бы бумаге о том хаосе и абсурде, которые начинали властвовать в России.

В повести “Собачье сердце” писатель ярко и талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков: “Кто был никем, тот станет всем”. Мы вслед за автором ужасаемся той неразберихе, которую сеет Полиграф Полиграфович Шариков, бывший Шарик. Вначале он устраивает мини-потоп, а затем и вовсе лишает умных и талантливых людей возможности работать. Этот “новый человек” настолько абсурден и агрессивен, что читатели вздыхают с облегчением, когда он вновь обретает облик Шарика – милый пес гораздо симпатичнее перерожденца Шарикова.

И слава богу, что профессор Преображенский сумел “усмирить демона”.

В реальности писатель этого торжества справедливости не видел.

Наступило время Сатаны, который свободно разгуливает по Москве, верша суд над мещанами, хозяевами жизни, еще недавно бывшими “борцами” за новую и счастливую жизнь. Только вот для кого? Писатель откровенно говорит, что для самих себя.

Совсем иными видит Булгаков истинных героев, для которых собственное благополучие не является самоцелью, а лишь привычным образом жизни, как у героев его романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”.

Если же быт, даже очень устроенный, приходит в противоречие с внутренним миром героя, герой не боится покинуть удобства ради любви, как это делает Маргарита в романе “Мастер и Маргарита” или доктор Бомгард из повести “Записки юного врача”.

В лучших героях Булгакова воплотились черты прогрессивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда являлась цель – для чего жить? Этот извечный вопрос русской литературы ставит и Булгаков перед своими героями, заставляя их сделать собственный выбор, очень непростой, но решающий в их судьбах.

Похожие сочинения:

Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Блок 32 номер 6 Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть.

Бунин и Куприн. “Философская проблематика произведений Бунина и Куприна” “Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке” .

Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века Хотя мы и смертны, но должны не подчинятся тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель. Тысяча девятьсот пятнадцатый.

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то обидное и несправедливое в революции, наверное, потому, что она заставила бороться с особой силой и жестокостью. Она вышвырнула из своих фанатичных рядов наивного доктора по фамилии Живаго. “Маленьким.

Проблематика романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и.

Проблематика романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году.

Проблематика романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врага” и.

Проблематика романа Михаила Булгакова “Белая гвардия” В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, “Белая гвардия”.

История создания романа Булгакова “Белая гвардия” Роман “Белая гвардия” впервые опубликован в России, в 1924 году. Полностью – в Париже: том первый – 1927 год, том второй – 1929 год. “Белая гвардия” – во многом автобиографический.

Проблематика и художественное своеобразие повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… М. Булгаков Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы.

Философская проблематика “Стихотворений в прозе” И. С. Тургенева Кто хочет писать для всех времен, тот должен быть краток, сжат и ограничен существенным: он должен до скупости задумываться над каждой фразой и над каждым словом… Артур Шопенгауэр На протяжении.

Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова М. А. Булгаков (1891-1940) родился в Киеве (отец – профессор Киевской духовной академии); учился в Киевской гимназии. Уже в детстве страстно увлекался театром. В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского.

Философская проблематика в лирике И. Бродского Здесь на земле, где я впадал то в истовость, то в ересь, где жил, в чужих воспоминаньях греясь… И. Бродский Иосиф Бродский относится к тем русским поэтам, которые вынуждены были.

Сочинение на тему: “Дни Турбиных” – пьеса по роману “Белая гвардия” М. Булгакова” Михаил Булгаков хотел написать трилогию о гражданской войне. Сначала он создал пьесу “Братья Турбины”, которая, увы, не сохранилась. Потом написал роман “Белая гвардия” . Булгаков показал кризис в неожиданном ракурсе.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Пастернак Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики.

Нравственная проблематика повести Булгакова “Собачье сердце” Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки.

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Поэзия Бориса Пастернака – явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного.

Биография Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков – русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениального романа “Мастер и Маргарита”. Детство и образование Михаил Булгаков родился 3 мая.

Проблематика ранних произведений Достоевского Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как “Елка и свадьба”, “Белые ночи”, “Маленький герой”, “Мальчик у Христа на елке”. И хотя они составляют.

Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова.

Творчество М. А. Булгакова Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию.

Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого “Анна Каренина” Я человек, но так ли я велик, Но так ли безупречен, совершенен? В. Боков Сравнивая “Войну и мир” с “Анной Карениной”, Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил.

История создания романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” явился итогом всей жизни Булгакова, его лучшим творением. Роман принес писателю мировую известность, был и остается одним из самых читаемых произведений XX века. Прочитав роман в.

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина План I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина. II. Эволюция представлений о смысле жизни. 1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта. 2. Мысли.

История создания романа “Белая гвардия” М. А. Булгакова Творческая зрелость Булгакова связана с романом “Белая гвардия”. Первые две части романа были опубликованы в журнале “Россия” в 1925 г. Полностью роман вышел за границей, в Париже, первый том –.

Проблематика повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х гг. ХХ в. Тема.

Проблематика и художественные особенности произведений Антона Чехова Очень хотелось бы рассказать об Антоне Павловиче Чехове, одном из самых известнейших русских писателей. Удивительно светлый, образованный и умный, Чехов писал не только рассказы, преисполненные доброты, тепла, порой юмора, весьма.

Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова В наше время, когда “американизация” отечественной культуры идет полным ходом, когда голливудский ширпотреб вытесняет с экранов российские фильмы, а вместо “Пушкина и Гоголя” с базара несут “Плейбой” и “ножки Буша”.

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина Быть счастливым – значит наслаждаться, а не страдать. А. Шопенгауер План I. Рассказ “Антоновские яблоки” – вершина раннего творчества Бунина. II. Элегия старому уходящему миру. 1. Гармония сосуществования человека и.

Ссылка на основную публикацию
×
×