«Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»)»
М, А Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого «руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта — ссадина с запекшейся кровью» Человек этот звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться «Добрый человек» Поверь мне «Но его «научили» соблюдать этикет «Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились «Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор «свирепое чудовище» Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину» незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» Более того этот «бродяга» смеет предлагать «Мне пришли, а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека» Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия «злых людей нет на свете есть люди несчастливые» Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция, Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумце» что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного «пророка» но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» «В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.» Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все «Преступник? Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне». Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который «окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина • это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу «Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их «. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей.
Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?
Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.
Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.
Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.
Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.
Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.
В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.
2 вариант
Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.
Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.
Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.
Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.
Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.
Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.
Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.
Уильям Шекспир – один из самых величайших, но в то же время, один из самых загадочных драматургов в мире. Наряду с всемирным признанием бытует мнение, что английскому драматургу было не подвластно самостоятельно сотворить все произведения
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году. За свою жизнь советский писатель несколько раз становился Героем Социалистического труда и получал Нобелевскую премию. Шолохов стал свидетелем
В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком. Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности
Часто слышу, как люди говорят другим: «Ты совсем неотзывчивый!» А что такое «отзывчивость», что значит «быть отзывчивым» и как стать отзывчивым человеком?
Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Проблема нравственного выбора — одна из центральных в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение настолько глубоко и необычно, что «не вписывается» в рамки известных жанров. «Мастер и Маргарита» — роман и сатирический, и любовно-лирический, и фантастический, и бытовой. Все совместилось в одном творении, но главное внимание Булгаков уделил не буту, не «квартирному вопросу» и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность романа заключается в том, что это роман философский. Это роман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: “каждому воздастся по его вере”.
Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.
«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает вечные противоречия между Добром и Злом, между временными ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мастер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон. Я вижу, что меня хотят убить».
При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощущается какая-то необыкновенная внутренняя сила, поражающая собеседников и заставляющая их поверить бродячему философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в торжество вечных истин, высших категорий бытия: добро, любовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с вином.
[sms]
Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в царство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.
Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пилат пытается «навести» его на мысль о необходимости компромисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри. ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил. Или. не. говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».
Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в романной реальности противостояние героев разрешается трагически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать скорее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храбрым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смертный приговор бродячему философу.
Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», — говорит Булгаков словами Афрания.
Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписания смертного приговора уничтожил себя самого.
Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время нового выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.
Так «роман в романе» — история казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного выбора.
Эта проблема является основной и в «московских» главах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот момент, когда решает написать роман об истине в мире, где правит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.
Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатление, что художников слова волнуют не темы и идеи творчества, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира. Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обращается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомному мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».
Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь покой.
Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор самого автора, который в трагическое и опасное время обратился к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.
Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: роман его будет жить вечно.[/sms]
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
- Пользователей: 24
- Гостей: 161
- Мобильных: 75
- Роботов: 15
Сочинение
Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.
Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.
Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».
Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».
Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.
М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.
Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.
Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
С17.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
С17.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
С17.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).
Комментарии к сочинением
17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
17.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрываетсяхудожественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.
В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.
17.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.
М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов двадцатого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время объединены одной идеей — поиском истины и борьбой за нее.В евангельской легенде о Понтие Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?
Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна — Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряю свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.
17.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).
В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): «В большинстве своем . люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные . механизмы . » Здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т. п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.
Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?
Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.
Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. Одна из важных черт поздних Стругацких — отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель.
Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мы вас испытывали,— сказал
Воланд,— никогда и ничего не
просите! Никогда и ничего, и в
особенности у тех, кто сильнее
вас. Сами предложат и сами все
В недавнем советском прошлом все у молодых людей было заранее предрешено: школа, получение специальности, работа до пенсии. Казалось бы, ни о каком нравственном выборе речи не было. Хотя случались из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смущение общественности. Таланты, конечно, всегда выделялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обывателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали ханжество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и смущающие покой выходки. Такой необъяснимой выходкой стало явление известного поэта Ивана Бездомного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездарности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но ненадолго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита явились из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.
Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выигравшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто тысяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бросил свою комнату. и нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. » Встретив свою любовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Мастера. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испытал на себе все гонения общественности, он стал врагом и будущее для него было определено. В него вселился страх, он возненавидел свой роман — он заболел.
Маргарита до встречи с Мастером ждала его, искала. Она сразу поняла, что встретила своего единственного, и мир перестал существовать без него. Теперь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу историю, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила ситуации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надежда на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мастер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчике. Опустошенные и раздавленные жизнью, они понимают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком роман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однажды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем самым доказывая себе, что все написанное — бред и абсурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.
Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совершена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало нестерпимую тоску. » Понтии Пилат старается исправить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обречен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».
Все герои романа М. Булгакова: жители и гости советского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно промелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызывают уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Каждому человеку рано или поздно приходится определиться с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение Ссылка на основную публикацию