Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Характеристика и образ Профессора Преображенского в повести Булгакова Собачье сердце сочинение

Филипп Филиппович Преображенский является одним из основных и главных героев произведения «Собачье сердце». Его можно описать как одаренного гения и способного ученого. Профессор является сыном епископа, аристократом, одиноким и трудолюбивым человеком, раньше работал на кафедре в университете. Он считает, для того, чтобы не было разрухи в мире. людям необходимо заниматься своими делами по профессии. Преображенский не может принять новый уклад жизни, поэтому он лечит людей из новой власти, получая независимость и деньги.

Филипп Филиппович предпочитает носить черные костюмы из английского кастора, цепи из золота, шубу из меха черно-бурой лисы. У него имеется служащие, с которыми у него добродушные и гуманные отношения. Он человек не молодых лет. Преображенский живет в семи комнатах в широких уютных апартаментах. Он очень умен, остроумен, эрудирован, в его речи присутствуют множество изречений.

Ему ненавистны грубость, излишняя самоуверенность, наглость простых людей. Считает, что они должны чистить сараи, а не управлять страной.

Преображенский занимается редкими дорогими омолаживающими операциями для стареющих мужчин и женщин, которые не хотят смириться с законами природы. Решив провести эксперимент на бездомной собаке, по кличке Шарик, поменяв его сердце на сердце человека, он получает алкоголика и тунеядца Шарикова. Через время после операции, он понимает, что изменил законы природы, что делает ни в коем случае нельзя. Шариков, дорвавшись до власти, чуть не выкидывает своего создателя на улицу. Однако благодаря связям профессор спасается от власти Шарикова.

Преображенский, увлекшись своим экспериментом, не заметил, что создал представителя той власти, которую не мог терпеть. В итоге шариковы выдвинулись в высшие слои власти и стали решать судьбу людей, заниматься внешней политикой страны. Поняв свою ужасную ошибку, Преображенский вместе с Борменталем решают усыпить Шарикова путем обратной операции, вернув Шарику свой первоначальный облик.

Сочинение про Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный, ироничный человек, волею судьбы вынужденный жить в постреволюционной Москве в начале двадцатых годов прошлого века.

В то время жизнь в стране определялась одним ёмким словом «разруха». На неё было принято списывать все трудности и неурядицы. В отличие от остальных, профессор Преображенский не считает разруху внешним фактором. Он утверждает, что разруха находится в головах людей. Что разруха наступает там, где люди перестают заниматься своими прямыми обязанностями. Там, где гадят в собственном жилище и воруют у себя же. Филипп Филиппович, мягко говоря, не одобряет революцию, принесшую разруху в головы людей. Он откровенно признаёт, что не любит пролетариата. И советует своему коллеге доктору Борменталю не читать советских газет, чтобы чувствовать себя хорошо.

Профессор Преображенский живёт в квартире из семи комнат и хотел бы иметь восьмую, поскольку считает, что человеку нужны нормальные условия для жизни и для работы. Он держит служанку и не понимает, почему с приходом к власти пролетариата из квартир исчезло отопление, а из подъезда – цветы и ковры. И обязательно ли пачкать грязными ногами мраморную лестницу.

Но главной проблемой Филиппа Филипповича стало порождение его собственного научного эксперимента – пёс Шарик, превратившийся в человека в результате операции профессора. Решая проблемы омоложения организма и продления человеческой жизни, он пересаживает бродячему псу гипофиз человека. То, что он получил в результате этого эксперимента, сделало жизнь профессора воистину невыносимой. «Новый человек» оказался на поверку хамом, алкоголиком, демагогом и негодяем. Сможет ли умный, воспитанный, интеллигентный человек ужиться под одной крышей с этим чудовищем? Конечно, нет. В книге всё заканчивается хорошо – профессор удаляет Шарикову человеческий гипофиз, и тот снова превращается в симпатичного пса. В жизни всё случается иначе.

Образ профессора Преображенского – символ русской интеллигенции, которая первой жаждет обновлений, кричит везде и всюду «Так жить нельзя!», а когда революционные перемены наступают, первая попадает под этот «каток» и страдает от вызванных ею же демонов. Осознавал ли это Булгаков умом или чувствовал интуитивно – но в образе профессора Преображенского он сумел создать самый точный символ русского интеллигента и воплотить в нём весь трагизм умного человека, вынужденного жить в обществе, которым правят «швондеры»

Образец 3

Вот этим образом я восхищаюсь. Конечно, я постараюсь быть объективным, но профессор, по-моему, просто не может не вызывать хотя бы уважения.

Это образ мудреца и творца. Понятно, что он считает Шарикова своей ошибкой, но с блеском её исправляет. Преображенский, ясно, человек в возрасте, с опытом. Он настолько интеллигентен, мудр! Он будто противопоставляется всему, что происходит в стране. Да так и есть! У него хватает мужества прямо отвечать большевикам (обычно необразованным и грубым), что ему нужно больше комнат, что сдавать на «голодающих детей» он не собирается. У него свои взгляды, он точно не поддаётся влиянию масс. Толпу, я думаю, он презирает. Об этом говорит его поведение, рассуждения. Преображенский сохраняет старый порядок, но не от старческого страха перемен, а именно из-за мудрости, из того, что он соблюдает свои интересы. И вообще, он человек дела! И работает – помогает людям, и ведёт научную работу, и умеет приятно отдохнуть (в опере), даже обедает он со вкусом – не на бегу.

Контрастирует он просто со всеми. Тот же Берлиоз ещё молод и слишком горяч. Хорошо, что ученик внимательно слушает своего учителя.

Нужно найти в образе недостатки… Профессор не очень эмоционален. В минуту ужаса и разочарования в своём творении он падает в обморок – уходит от реальности, считай. Но он же не девушка, чтобы эмоции показывать… Но тут дело в том, что раз он их скрывает немного, то это может привести к проблемам с сердцем. Ещё у него нет никакой личной жизни! Нет семьи, детей-внуков. Но он выбрал науку, это ясно. Хотя, может быть, иногда он жалеет, что, кроме того самого Ивана Арнольдовича, близких нет. Возможно, вспоминает какую-то влюбленность молодости. Но Булгаков не особенно развивает эту тему.

Это вполне простительные недостатки… Одним из главных плюсов Филиппа Преображенского является, как я считаю, гуманизм. Филипп Филиппович смело говорит о недопустимости физических наказаний ни для людей, ни для животных. Со всеми он старается найти общий язык, даже с Полиграфом! Хотя в итоге к нему приходится применить более суровые методы, так как другого он не понимает. Думаю, многие разделяют моё мнение.

Сочинение 4

В произведении «Собачье сердце» все происходит в Москве. Здесь ярко и лаконично описана жизнь того времени когда только-только начал зарождаться пролетариат, власть находится у народа, но вот как правильно ее применить еще мало кому известна. Главным героем является настоящий профессионал своего дела, кандидат медицинских наук Преображенский Филипп. Недавно ему исполнилось шестьдесят лет. И хотя за это время его могли заменить другими врачами, но пока этого не произошло, он будет работать дальше. Да и не родились еще такие врачи, как наш главный герой.

Живет он вместе с прислугой в доме, где находится семь комнат. Больше всего на свете ему хочется выстроить или купить дом, где будет находиться восемь комнат, но пока он этого сделать не может, а все, потому что постоянно занят на работе. И это вполне нормальное желание. Ведь здесь он не только живет, но и работает. Днем Филипп старается принять как можно больше пациентов и помочь им. А вот ночью он читает медицинские учебники и изучает всегда что-то новое и ранее неизвестное. Он всегда больше времени уделяет своим пациентам и совсем не обращает на себя. Лучше он примет как можно больше пациентов, а потом уже покушает или отдохнет, ведь для него главное пациенты. Кроме этого он совсем не привык к хорошим условиям и вполне может остаться ночевать прямо в больнице. Порой ему приходится проводить очень сложные операции, за которые возьмется не каждый хирург.

Также ему хочется как можно больше узнать про долголетие и он старается придумать что-то новое для того чтобы люди перестали умирать и жили долго и счастливо. И все свое изучение он переносит на операцию, которую проводит на собаке по имени Шарик. Он решает ему пересадить гипофиз человека и потом проконтролировать, что будет дальше. Оказывается, данный гипофиз был получен от пьющего и бродячего человека. И вскоре опыт был провален. А все, потому что пациент стал пьющим, неконтролирующим человеком, и у врача появилось очень много проблем с ним. И тогда он решил опять превратить его в собаку.

Автору не нравится революция и это он показывает на главных героях. Также ему не нравятся люди, которые действуют только иррациональными способами.

Образ и характеристика Профессора Преображенского

Несколько интересных сочинений

Роман-эпопея поднимает темы, актуальные во все времена. Люди привыкают к мирному времени. Всё идёт своим чередом: работа, семья, дом.

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.

Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце Булгаков

Действие произведения происходит в 1924 году, в городе Москва. Главный герой повести – светило медицины, 60-летний врач-хирург, профессор с мировым именем Преображенский Филипп Филиппович.

Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович – практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы. Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.

Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.

Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни. Следуя своей цели, Преображенский делает операцию бродячей собаке Шарику. Он пересаживает «пациенту» гипофиз человека. То ли потому, что гипофиз принадлежал никчёмному существу, страдающему алкоголизмом, то ли потому что природа не терпит вмешательств, опыт имел плачевный результат.

Читайте также:  Образ Маргариты в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом. Доведённый до отчаяния, Филипп Филиппович вынужден был вместе со своим помощником доктором Борменталем сделать новую операцию. Невыносимый «квартирант» Шариков снова стал собакой Шариком.

Через образы Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера и «домкома» Булгаков хочет донести до читателя свою точку зрения. Он так же, как и профессор не понимает и не принимает революцию. Не любит пролетариат и не скрывает этого. Ему не понятны и неприятны люди из домкома, действующие по его мнению иррационально.

Разруха по мнению доктора, прежде всего «сидит» в головах тех, кто, пытаясь построить новую жизнь, разрушают всё вокруг. Невозможно создать новое адекватное общество, разрушая культуру и быт. Вместо созидания «шариковы» и «швондеры», ставшие именами нарицательными, кроме разрушений и хаоса ни на что не способны.

Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, величина мирового масштаба. Филипп Филиппович живёт в квартире из семи комнат, и ему хотелось бы иметь ещё одну. В этом он прав, он в своей квартире не только живет, но и работает. Это нормальное желание нормального человека, иметь квартиру, удовлетворяющую своим запросам. Преображенский правильно делает, когда выгоняет представителей домкома, желающих отобрать квартиру. Они же даже не могут войти по-человечески, ни разуться, ни поздороваться. Профессор просто поставил их на место.

Доктор занимается врачебной практикой, зарабатывая себе на жизнь, и на содержание квартиры с прислугой. Филипп Филиппович считает, что человек должен нормально жить и питаться, иметь хорошие вещи и возможность культурного развития.

Если он профессор, значит, он получил достойное образование, к тому же он выходец из интеллигентной среды, и у него отличное воспитание. Его мастерство как врача позволяет ему совершать сложнейшие операции. Путём многих проб и опытов, Преображенский приходит к тому, что делает операцию на собаке, вживляя ей человеческий гипофиз. Операция проходит успешно, и собака постепенно превращается в человека. Единственное, чего не предусмотрел доктор, что новый человек, получившийся из собаки, вберет в себя все отрицательные качества донора. Не имея никакого педагогического опыта, профессор понимает, что Шарикова ему не перевоспитать. Доктор идет к обратному, снова делает операцию, возвращая Шарикова к начальному образу. Преображенский прав, что «говорить— это еще не значит стать человеком».

Но профессор очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Трезвый и здравомыслящий человек, Преображенский прежде всего стремится к порядку, не только внешнему, но и порядку в мыслях. Представитель аристократии, доктор воплощает в себе символ русской культуры, над которой нависла угроза уничтожения.

Как обычно, в произведениях Булгакова, реальность сливается с фантастикой.

Вариант 3

Прочитав повесть «Собачье сердце» я решил осветить образ профессора Преображенского, которого автор представляет Московским Виктором Франкенштейном. Замахнувшись на поиск омоложения, а возможно, и вечной жизни профессор сталкивается с некоторыми проблемами.

Филипп Филиппович Преображенский профессор медицинских наук, практикующий хирург и представитель аристократии. Привык жить комфортно и в достатке, в связи с чем постоянно спорит и ругается с представителями домкома. Швондер и компания пытаются отобрать у профессора квартиру, в которой он не только живёт, но и работает. Именно поэтому имея в своей квартире 7 комнат, он хочет ещё одну.

За свои заслуги в медицине имеет некоторые привилегии и неприкосновенность. Он не любит пролетариат и не скрывает этого. Разруха по мнению профессора, прежде всего в головах тех, кто, пытаясь построить новый мир, разрушает старый.

Профессор занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, пытается понять возможно ли омоложение. Для ответа на этот вопрос приводит домой бродячего пса Шарика. Лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий. В результате операции Шарик очеловечился и стал Шариковым, но достойным человеком стать не смог. Он научился ходить на двух ногах, начал говорить и носить одежду, словом выглядел, как человек. Однако возможность говорить и передвижение на двух ногах не сделало его достойным представителем общества. Ведь без воспитания, манер и желания познавать новое человек становится неполноценным.

Шарик же став человеком начал пить, ругаться и не желал учиться. Профессор столкнувшись с педагогической проблемой и неспособностью к перевоспитанию, решил провести обратную операцию. После неудачной попытки провести омоложение организма профессор понимает, что лучше с природой не спорить. Он признаётся общественности, что его опыты потерпели «фиаско». Таким образом, потеряв часть своей выдающейся репутации, скрывает свое самое великое достижение перед человечеством.

Профессор Преображенский трезвый и здравомыслящий человек. Поэтому стремится к порядку не только в квартире и жизни, но и в душе и мыслях. Филипп Филиппович Преображенский в повести «Собачье сердце» олицетворяет собой всю аристократию, над которой в тот период времени нависла гроза уничтожения.

Сочинение 4

Булгаковская повесть «Собачье сердце» стала последним сатирическим произведением автора. Долгих шестьдесят лет она была под запретом в Советском Союзе. В настоящее время пожалуй не найдется человека, который не прочитал или не видел одноименного фильма режиссера Бортко. Роль профессора Преображенского сыграл талантливейший актер Евгений Евстигнеев.

По жанру — это фантастика, основанная на реальных событиях. Москва двадцатых годов прошлого столетия. Вокруг разруха, голод, грязь. Внешнее и внутренне состояние людей под стать событиям. Новая власть кроме депрессии ничего не может предложить своему народу. И вот параллельно, автор описывает совершенно другую жизнь.

Филипп Филиппович Преображенский — профессор медицины, знаменитый в Европе ученый, интеллигент не первого поколения, человек, привыкший всю жизнь трудиться — это главный герой произведения. Профессор одержим идеей омоложения и достаточно преуспел в этом. Помогает ему талантливый молодой доктор Борменталь.

На протяжении повести Филипп Филиппович преподает уроки нравственности помощнику. Сам профессор не приветствует советский образ жизни и принципиально не интересуется политикой. Он лечит тех, кто стоит у руля, взамен они разрешают ему вести тот образ жизни, к которому он привык. Живет профессор в семикомнатной квартире со всеми удобствами, кушает здоровую, качественную пищу, содержит прислугу и не пропускает ни одной премьеры в театре. Его жизни можно позавидовать, ведь он искренне уверен, что труд и знания делают человека счастливым, несмотря на обстоятельства.

Но по сути профессор еще не до конца понял советскую власть, он не видел, как разрушались семьи, человеческие судьбы. Городовой, по мнению Филиппа Филипповича, мог враз навести порядок, если бы захотел.

Одно событие перевернуло сознание профессора. Подобрав на улице бездомную собаку, профессор решил провести над ней свой опыт по «улучшению человеческой природы». В итоге вместо доброго пса, появилось чудовище с человеческим сердцем Клима Чугункина. В ужасе от собственного эксперимента, Филипп Филиппович ругая себя на чем свет стоит, зарекается от подобной деятельности. Он понимает, что нельзя вмешивать в человеческую природу. Ведь гения «может родить любая баба».

Михаил Булгаков в повести «Собачье сердце» затронул нравственные вопросы, которые всегда вставали перед человеком в любую эпоху. Он писал о прогрессе в эпоху террора и морального падения. Сегодня мы с интересом читаем «Собачье сердце», потому что вопросы, поднятые автором актуальны для современного человека, пытающегося жить в гармонии и счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

В этой комедии один из самых интересных моментов это сцена вранья, Хлестакова.

«Только благодаря смеху, мы можем увидеть все недостатки как личные, так и общественные» – считал Н.В. Гоголь. Поэтому, при написании комедии «Ревизор», он преследовал цель заставить всех зрителей смеяться над своими же пороками

Лирика Ахматовой – это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Познакомившись с судьбой русского писателя и поэта, невольно задумываешься о том, насколько Александр Сергеевич был замечательным человеком. Помимо создания новых произведений

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Повесть «Собачье сердце» воспроизводит революционную действительность 20-х годов 20-го века. Перед читателем встают образы интеллигенции и нарождающегося пролетариата. Также показано общественное положение людей, их жизнь, наполненная гнилой солониной, грязными улицами и вывесками с обещанием светлого будущего. Гнетущее впечатление от происходящего усиливается с помощью ненастной погоды и образа бездомной собаки, которая все понимает и живет почти так же, как и большинство советских людей того времени – в унижении и постоянном поиске еды и тепла.

И вот в этом хаосе и разрухе читателю является профессор Преображенский. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт», – так оценивает этого героя пес Шарик. Профессор – островок стабильности и благополучия в море советской действительности послевоенных лет. К нему нельзя не испытать симпатии: вот человек, у которого все хорошо. И конечно, квартира: «Я один живу и работаю в семи комнатах… И желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку…» У Преображенского эту квартиру еще только хотят отобрать. И читатель искренне поддерживает профессора в борьбе против домкома. Когда домкомовцы с позором покидают квартиру профессора, «пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз». Такой же «намаз» творят читатели повести.

Однако если попробовать увидеть подноготную этого благополучия, то мы увидим, если можно так выразиться, мало привлекательную картину. Благосостояние Преображенского базируется не на какой-нибудь научной или производительной деятельности. Он не буржуй, которому по наследству досталось богатство рода. Его богатство наживное. Он обслуживает тех самых людей, которые неожиданно пришли к власти и решили, что пришло их время.

Вспомним, что говорит один из пациентов профессора Преображенского: «сколько не накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». Вот оно, ворованное богатство, и Преображенский об этом знает. Но, несмотря на всю свою нравственность, профессор не выказывает неудовольствия и не пытается вразумить своего пациента. Ведь Преображенскому необходимы деньги, чтобы поддерживать тот образ жизни, к которому он привык (хорошая водка в запотевшем графине, дорогая колбаса, не из Массельпрома, икра, намазанная на хрустящий хлеб).

И вот Преображенский на украденные деньги обеспечивает высоким чиновникам «вечную молодость». И что это, как не паразитирование на воровстве власти? «Похабная квартирка, – думал пес, – но до чего хорошо!»

Читайте также:  Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.: сочинение

И вот этот обеспеченный, сытый господин подбирает на улице пса. Вы думаете, из любви к животным? Нет, не обогреть бедное животное захотелось профессору, он выбрал самого жалкого именно потому, чтобы было не жалко… Над собакой совершается чудовищный эксперимент ради евгеники… Ради человечества? Далее следуют три страницы текста с описанием хода операции. Читать это без мурашек по коже невозможно. Но вместо омоложения Преображенский получает народившегося человека. Вот отсюда и говорящая фамилия профессора.

Этот человек оказывается не Спинозой, а Климкой – вором-рецедевистом, чей мозжечок попал собаке. И вот тут у Филиппа Филипповича начались проблемы…

Сам Преображенский отмечает, что воспитание, возможно, сделало бы из Шарикова «хоть сколько-нибудь приемлемого члена социального общества». Но этого шанса, однако, Шарику не предоставили. У профессора нет своих детей, и даже азы педагогики он не знает. Можно оправдать его тем, что он и не подозревал, какими последствиями обернется его эксперимент… Но это не совсем так.

Подойдем к делу с другой стороны. Человек подобрал с улицы пса, кормил его, ухаживал за ним, а когда подошло время – хладнокровно убил. Вся духовная традиция, все рассуждения о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили», забыты. Когда потом чудом выживший Шариков косноязычно говорит: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить!» – он прав. Однако ни Преображенский, ни читатели этой правоты за ним, обычно, не ощущают.

Сам Преображенский, поняв, в какую ситуацию он попал, заметно мучается. Он воспитан в старое время и свою ответственность за созданное им существо отлично понимает, чем и терзается. Профессор просто возвращает Шарикова с помощью еще одной операции к исходному состоянию, подчеркивая, что «говорить – это еще не значит стать человеком».

Как бы все не было исправлено, но неприятный осадок от Преображенского все равно остается. Не выдержал он испытания на совесть и человеколюбие…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Смотрите также по произведению “Собачье сердце”:

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Сочинение на тему “Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов.

Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе и уважения можно только трудом и знаниями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждения, по мнению профессора, нельзя внедрить в сознание силой: «Террором ничего поделать нельзя».

Читайте также:  Рассуждения над страницами повести: сочинение

Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни. Научный поиск, любимая работа для него важнее всего, поэтому ему приходится идти на компромисс с новой властью: он лечит ее представителей, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость.

Открытое противостояние властям означало бы лишение квартиры, возможности работать, а может быть, и самой жизни. Профессор сделал свой выбор, к нему обращается много пациентов. Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха. Как воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской. Своему ученику и помощнику Борменталю он дает наказ-предостережение: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками». Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером.

В политических взглядах профессора много противоречий. Он, занимаясь наукой, живет замкнуто, интересуется театром, сознательно отгораживается от проблем. Революционные потрясения его раздражают, мешают работать. Воюя со Швондером, профессор еще не вполне понял, какую страшную, разрушительную силу в его лице допустили к власти, насколько опасны шариковы всех мастей. Ученый наивно считает, что городовой, приставленный к каждому человеку, может враз навести порядок в стране. Но у новой власти роль городовых выполняют швондеры и шариковы, готовые уничтожить и культуру, и неугодных людей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Булгаков предостерегает человечество от безответственных экспериментов, подводит к осознанию опасности форсирования законов эволюции. Этим повесть актуальна и в наши дни. Писатель называет главную причину всех человеческих бед: уверенность в знании абсолютной истины и в собственной непогрешимости.

Заметим, что ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, – страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно. К чести профессора, он раньше доктора Борменталя понял весь ужас подобных

«побочных эффектов». Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. Профессор же говорит, что у Шарикова

«человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно имя Шарикова после опубликования повести превратилось в нарицательное.

Профессор Преображенский раскаялся в своих действиях: «Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, – я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов. Так вот вам как другу, сообщу, по секрету, конечно, я знаю, вы не будете срамить меня – старый осел Преображенский нарвался на этой операции, как третьекурсник… Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу!»

Страшные результаты опыта заставляют профессора сделать вывод о недопустимости экспериментов по «улучшению» человеческой природы: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!»;

«человечество само заботится и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

В эпилоге доведенные до нервного истощения ученые, спасая свои жизни от покушавшегося на них Шарикова, делают повторную операцию, превращая созданного ими монстра опять в собаку. Все возвращается на круги своя. Булгаков заканчивает свою пронзительную повесть словами:

«В отдалении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой. Седой волшебник сидел и напевал:

  • К берегам священным Нила…

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел:

  • К берегам священным Нила…»

Исследования профессора, как и других ученых по всему миру, продолжаются. Финал повести остается открытым.

Полифоническое звучание повести придает смена повествователей: внутренний монолог Шарика сменяется речью повествователя, а как вставка дан дневник Борменталя. Это позволяет придать повести многомерность смысла, а читателям – ознакомиться с позицией нескольких действующих лиц, чтобы составить свое мнение о событиях. Становится понятным, что позиция автора-повествователя близка позиции Шарика, доктора и профессора, но полного совпадения в оценке нет. За сатирой, юмором и гротеском Булгаков прятал важные нравственные и философские проблемы. Он писал о соотношении эволюции и революции, нравственном выборе человека и особенно ученого, о судьбе интеллигенции, о новой власти. Писатель считал, что мир противоречив, меняется ежесекундно, человек еще слишком мало знает, чтобы позволять себе безответственно вмешиваться в законы природы, тем более менять их по своей прихоти.

«Собачье сердце» стало последней сатирической повестью в творчестве Булгакова. Она была под запретом в течение шестидесяти лет. Позже повесть неоднократно переиздавалась и была талантливо экранизирована известным режиссером А. Бортко. Она по сей день вызывает интерес у читателей разных внутренних устремлений. Проблемы, поднятые в повести, актуальны и для людей ХХI века. Писатель с горечью пишет о несовершенстве человека, сожалеет о том, что общество счастья и гармонии пока только мечта.

Образ профессора Преображенского пример по повести Собачье сердце (Булгаков Михайл)

На это указывает фамилия главного героя, профессора Преображенского. Для Булгакова операция Преображенского, социальная революция, “вся эта социальная кутерьма” – вещи одного порядка, они похожи в своём стремлении искусственно, на основе теории усовершенствовать человеческое общество и природу.

Автор использует приём “остранения”. когда основные события показаны через необычный “странный” взгляд. Это позволяет читателю взглянуть на Россию того времени глазами собаки. Она не принимает революцию, не выступает против неё, пёс может лишь отметить реальные изменения окружающей его действительности, это будто взгляд со стороны, отмечающий все детали.

Удивительно, но произведение, написанное в 1925 году опубликовали лишь после смерти писателя в 1987 году в журнале «Знамя».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В центре внимания Булгакова лежит проблема отношений между новой большевистской властью и старой интеллигенцией, драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского.

Прототипом Филиппа Филипповича был родной дядя писателя, известный в то время в Москве врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский.

Итак, для того, чтобы поближе познакомиться с профессором Преображенским, я выделила следующие основные способы создания образа данного реалистического персонажа:

* мировоззрение, принципы профессора.

* положение Филиппа Филипповича в обществе, род деятельности

* отношение к новой власти, революции

1). Имя Филипп Филиппович, подчеркивающее идею преемственности, перенятия обычаев предков, старых устоев, будто намеренно противопоставляется имени Полиграф Полиграфович, которое было выбрано наиглупейшим образом: с помощью календаря, и является олицетворением новых порядков. Фамилия “Преображенский” может быть связана с религиозным праздником “преображение” и как-бы намекает на желание героя внешне “преображать”.

Интересно то, как называет Преображенского Шарик, будучи собакой, способной на благодарность: “Божество, седой волшебник, Мой властитель” Пёс относится к нему с невероятным почтением, уважением и благодарностью:

“Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки”

Впервые мы встречаем профессора Преображенского, когда он спасает Шарика от смерти, давая ему кусок краковской колбасы. Собака, пытаясь выжить, отдаёт свою любовь и преданность «умственного труда господину».

2). Портрет Филиппа Филипповича динамичен, он показан глазами разных персонажей.

3). Произведение представляет нам 2 типа поведения человека, главными выразителями которых являются Швондер и профессор Преображенский.

Революционеры-романтики, изначально предложившие романтическую идею равенства всех людей, “сотворившие” революцию со временем ушли “на задний план”, предоставляя возможность таким, как Швондер и Шариков, использовать революцию ради собственного обогащения, искажая её неправильным пониманием столь великих идей.

“Все должно идти своим чередом, каждый должен заниматься своим делом. ” – такова точка зрения пр. Преображенского. “Разруха не в клозетах, а в головах” – говорит профессор. Современны замечания о том, что разруха – в головах; что лишь когда каждый займётся своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать, тогда «разруха исчезнет сама собой».

Для того, чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, учёный с мировым именем, вынужден заниматься практикой, хотя и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов.

В доме на Причистенке у профессора Преображенского сохраняются культурные традиции, порядки.

5). Преображенский принимает революцию, он не принимает отсутствие порядка в новом обществе, не принимает путей формирования этого самого “нового общества”: ” Так я говорю, никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них лишь здравый смысл и жизненная опытность.”

” Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый!”

Булгаков на протяжении произведения никогда не был полностью согласен с Преображенским: он то посмеивался над героем и его высказываниями, то показывал его страшным, то выявлял его человеческие слабости. Несмотря на то, что профессор понимал опасность нарушения законов природы, но от опытов над человеческим мозгом не отказался. Просчёт, который не учёл профессор во время операции, привёл к негативным последствиям («Перемена гипофиза дала не омоложение, а полное очеловечивание»).

Таким образом, мы можем сказать, что Преображенский, отрицающий революционные преобразования в социальной жизни, сам того не замечая, проводит революционный эксперимент. Он, пытаясь вернуть молодость, нарушает законы природы; по сути, берёт на себя миссию Бога, искусственно сотворив “нового человека”. Однако профессор вовремя осознаёт бесполезность своего эксперимента и возвращает все “на круги своя”. У него есть своя позиция, он весьма категоричен, но видит свои ошибки и умеет их исправить:

“Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе.”

Нарушение законов – как природных, так и нравственных может привести к катастрофе. Но, в отличие от литературного произведения, в реальной жизни проделать “обратный путь” окажется невозможным.

Как писал Сахаров Всеволод Иванович, российский литературовед, литературный критик, член союза писателей СССР, “Собачье сердце” – шедевр булгаковской сатиры”.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51294

Ссылка на основную публикацию
×
×