«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.)
Если говорить о том, кто из писателей начала 20 века произвел на меня наибольшее впечатление, то следует сказать, конечно, об А.И. Куприне. Принято считать, что это писатель скорее «второго эшелона», хороший беллетрист и не более. Однако повесть А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей, даже шокирующей.
Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды человеческие «машины», способные только на подчинение и убийство. А когда это наложилось еще и на российскую действительность, то армия превратилась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен – смерть, духовная или физическая.
Важно, что проблемы, затронутые в «Поединке», выходят за рамки просто осмысления существования русской армии и в русской армии. В произведении дана картина жизни всего русского общества в целом, показан кризис всей социальной системы. Куприн рассматривает здесь такие важнейшие вопросы, как отношения интеллигенции и народа, пробуждающегося самосознания русского человека, путей освобождения от духовного гнета и т.д.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Молодой человек не может принять, что здесь уже давно не осталось никаких идеалов. Все строится на кастовых условностях и карьерных стремлениях. Армейские будни уничтожают своим однообразием, материальной скудостью и духовной нищетой. Ромашов стремится в другой мир и в другую жизнь, где «живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно…»
Столкновение с сослуживцами, начальством, обилие тягостных впечатлений заставляет Ромашова задуматься не только о себе и своей судьбе, но и о судьбах других людей. Толчком к этому послужила встреча с солдатом Хлебниковым. Этот несчастный человек был доведен до отчаяния издевательствами офицеров. В итоге он почти решился на самоубийство.
Поражает система произвола и насилия, царящая в русской армии. Вышестоящие чины издеваются над своими подчиненными, зная о своей безнаказанности. Эта порочная система пронизывает все армейские сословия, ведь на каждого начальника и командира найдется свой вышестоящий чин.
Пораженный случаем с Хлебниковым, Ромашов начинает не только сострадать, но и осознавать, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
В итоге герой приходит к мысли, что армия не нужна совсем, но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что герой оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
В финале повести раскрываются и сводятся воедино все «поединки», которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальном поединке Ромашова с его «соперником» – полковником Николаевым.
Юный герой гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Ромашов проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн.
Писателю М. Пришвину принадлежат слова: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». Для меня одним из сильнейших импульсов к движению по этому пути стала именно повесть А.И. Куприна «Поединок». Просчитав ее, я уяснил, что всегда нужно и должно бороться с несправедливостью в этом мире; в любых ситуациях отстаивать свое доброе имя, вставать на защиту слабых, верить в любовь и порядочность.
Ser-Esenin.ru
В помощь школьнику и студенту!
Сочинение на тему: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX—XXI вв.)
Если говорить о том, кто из писателей начала 20 века произвел на меня наибольшее впечатление, то следует сказать, конечно, об А. И. Куприне. Принято считать, что это писатель скорее «второго эшелона», хороший беллетрист и не более. Однако повесть А. И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 — начала 20 века. И правда эта была ужасающей, даже шокирующей.
Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды человеческие «машины», способные только на подчинение и убийство. А когда это наложилось еще и на российскую действительность, то армия превратилась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен — смерть, духовная или физическая.
Важно, что проблемы, затронутые в «Поединке», выходят за рамки просто осмысления существования русской армии и в русской армии. В произведении дана картина жизни всего русского общества в целом, показан кризис всей социальной системы. Куприн рассматривает здесь такие важнейшие вопросы, как отношения интеллигенции и народа, пробуждающегося самосознания русского человека, путей освобождения от духовного гнета и т. д.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов — романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Молодой человек не может принять, что здесь уже давно не осталось никаких идеалов. Все строится на кастовых условностях и карьерных стремлениях. Армейские будни уничтожают своим однообразием, материальной скудостью и духовной нищетой. Ромашов стремится в другой мир и в другую жизнь, где «живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно…»
Столкновение с сослуживцами, начальством, обилие тягостных впечатлений заставляет Ромашова задуматься не только о себе и своей судьбе, но и о судьбах других людей. Толчком к этому послужила встреча с солдатом Хлебниковым. Этот несчастный человек был доведен до отчаяния издевательствами офицеров. В итоге он почти решился на самоубийство.
Поражает система произвола и насилия, царящая в русской армии. Вышестоящие чины издеваются над своими подчиненными, зная о своей безнаказанности. Эта порочная система пронизывает все армейские сословия, ведь на каждого начальника и командира найдется свой вышестоящий чин.
Пораженный случаем с Хлебниковым, Ромашов начинает не только сострадать, но и осознавать, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
В итоге герой приходит к мысли, что армия не нужна совсем, но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что герой оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
В финале повести раскрываются и сводятся воедино все «поединки», которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальном поединке Ромашова с его «соперником» — полковником Николаевым.
Юный герой гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Ромашов проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн.
Писателю М. Пришвину принадлежат слова: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». Для меня одним из сильнейших импульсов к движению по этому пути стала именно повесть А. И. Куприна «Поединок». Просчитав ее, я уяснил, что всегда нужно и должно бороться с несправедливостью в этом мире; в любых ситуациях отстаивать свое доброе имя, вставать на защиту слабых, верить в любовь и порядочность.
Литература языковедение : Сочинение: “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине”
“Книга для каждого освещает наше личное движение к истине”
Роман «Мастер и Маргарита» – самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества и свободы, истина и ложь, любовь и равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности.
У Булгакова нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не является воплощением лишь зла: он помогает Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее добро.
Таким образом Булгаков подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой окончится победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах, даже самых тяжелых, человек должен оставаться человеком и стремиться к познанию истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…». Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с ним и вечные истины.
Через века сначала нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы. Вечные символы природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день пребывания Воланда. Этим подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их отражается на нравственном состоянии общества.
Мысль о сосуществовании в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не только противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы в день казни Иешуа в Ершалаиме и на представлении в варьете в Москве. Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием.
В романе Булгакова каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее ярко проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности (Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея веры и чести, катятся в пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч). Неслучайно главным героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом в произведение вносится тема свободы и личной ответственности. «Двенадцать тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовную трусость, слабость.
Власть не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями людей, но свобода ему не ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив, полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои представления о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы. Тема творчества у Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине. Несмотря на то, что Мастер изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет.
Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят». Герою противопоставляется целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям неведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Герой не желает отождествлять себя с этими людьми: «Не писатель, а мастер».
Неслучайно Мастер завершает свой роман словами: «Свободы! Свободы», «отпуская» своего героя. Эта фраза не соответствует первоначально задуманной, но ею подчеркивается главный смысл произведения, и без неё оно было бы незавершённым.
В Ершалаимских главах заложены понятия о непроходящих ценностях. Главная опора человека, его богатство и защита – вера в истину. У разных героев разные понятия о ней: у одних вера во всемогущество денег; вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера в доброту, вера в человека – главное, определяющее качество Иешуа. Человек подвергается наказанию, как Берлиоз, за неимение веры.
Потеря веры сказывается на духовном облике человека. Мастер потерял веру в свое творение, а вместе с ней потерял и желание жить.
Тема любовь у Булгакова гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты.
Автор считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие, поддержка, забота. Любовь к людям и веру в них проповедует Иешуа: «Все люди добрые». Любовь несёт человеку свет, добро. По мнению Булгакова, каждый, в ком есть хоть частица человечности, достоин любви. Это подтверждает прощение Фриды и Понтия Пилата. Для Булгакова счастье заключалось в свободе, творчестве, любви, вере в истину добра и справедливости. Созданный писателем художественный мир сочетает в себе убедительную реальность и фантастику, быт и глубокую философию жизни.
Силами, способными спасти мир, избавить его от серости и застоя, Булгаков считал любовь, добро, справедливость, честь, творчество. «Книга для каждого освещает наше личное отношение к истине», – хочется сказать о романе Булгакова словами М. Пришвина. И это так.
Сочинение: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин.
Название: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 08:30:47 04 ноября 2004 Похожие работы Просмотров: 316 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |