Москва и москвичи в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Это сочинение ученицы 11 класса, в котором она отражает свое видение Москвы и москвичей в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Данная работа может быть использована в качестве методического материала при подготовке к урокам литературы.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_i_moskvichi_v_romane_m.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Москва и москвичи в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…»
Во все времена Москва считалась одним из красивейших городов России. Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и другие архитектурные сооружения привлекали и будут привлекать своей красотой. В столице всегда можно было получить качественное образование и работу. Это служило причиной для переезда многих людей из других городов и деревень. В том числе оказался Михаил Афанасьевич Булгаков. В 1921 году без денег, без вещей он переезжает из Киева в Москву.
Москва после революции оказалась не такой, как ее представлял Булгаков. В своем письме матери он говорил: «Очень жалею, что в маленьком письме не могу Вам передать подробно, что из себя представляет сейчас Москва. Коротко могу сказать, что идет бешеная борьба за существование и приспособление к новым условиям жизни…» Булгакову приходилось хвататься за любую работу, заниматься «журналистской поденщиной», «вариться в крутом столичном кипятке».
В своем романе «Мастер и Маргарита» автор изобразил Москву и ее жителей такими, какими они являются на самом деле.
Москву мы видим как большой город, наполненный суетой и беспокойством. Все жители относятся друг к другу с подозрением. Встретив Воланда на Патриарших прудах, Берлиоз и Бездомный сразу задаются вопросом: «Не иностранный ли это шпион?» Все друг другу завидуют. «Всякий посетитель, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам Массолита, и черная зависть начинала немедленно терзать его», – пишет автор. Действительно, «хорошая жизнь» в Москве зависела от везения. Члены Массолита, вместо того чтобы работать, устраивали себе праздники, танцевали, ели и пили. Среди москвичей не было друзей: устанавливались только деловые отношения, ошибочно считавшиеся дружбой. Жители Москвы не умели искренне сочувствовать. Так, когда во время очередного гуляния пришло известие о гибели Берлиоза, «волна горя взметнулась, но подержалась, подержалась и стала спадать». «Чем мы поможем Михаилу Александровичу? Тем, что голодные останемся? Да ведь мы-то живы!» – размышляют члены Массолита.
Так, Москва и жила, пока в ней не появилась «нечистая сила», а именно Воланд и его свита. Воланд хотел посмотреть, как изменилась Москва и ее жители.
Для того чтобы показать главные пороки москвичей, Воланд и его свита устраивают сеанс разоблачительной черной магии.
Когда с потолка посыпались червонцы, зрители начали их хватать, толкаться, ругаться. Когда женщин запустили в «дамский магазин», ситуация повторилась. Опоздавшие женщины рвались на сцену. Когда Коровьев-Фагот объявил, что через минуту магазин закроется, «поднялась неимоверная суета». Женщины без всякой примерки хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, – шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.
Мы видим, что москвичи жадные, везде ищут легкой наживы. Также весь зал узнает об изменах Семплеярова жене, что свидетельствует о неверности супругов друг другу. Воланд сказал о москвичах: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это было всегда… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Действительно, квартирный вопрос сильно волновал москвичей, отодвигая все человеческие качества на задний план. Поплавский, дядя покойного Берлиоза, приехал в Москву не на похороны племянника, а с целью завладеть квартирой номер 50. Также в течение двух часов председателю домкома поступило 32 заявления. В них заключались мольбы, угрозы, доносы, обещания покончить жизнь самоубийством и даже признание в тайной беременности.
Некоторые пороки Булгаков рассматривал конкретно на человеке, а не среди массы. Например, Никанор Иванович Босой оказался взяточником, Степа Лиходеев – лентяем и алкоголиком, Варенуха – доносчиком, Рюхин (хоть это и не порок) – бездарным писателем.
Кого нельзя было исправить, Воланд убивал. Так было с Берлиозом. Он был мертв в душе, Воланд лишь помог избавиться от тела, оболочки. У кого душаеще была, оказывались в больнице для душевнобольных. Там, в прямом смысле, излечивались души. Люди выходили оттуда другими.
Но были среди москвичей и непорочные, чистые люди – Мастер и Маргарита. В конце романа Воланд также убивает их во благо. Им тяжело жить среди порочных людей Поэтому, покинув тела, их души соединились в другом мире.
Таким образом, рассмотрев Москву и москвичей в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы видим, то жители мелочные, корыстные, ставят материальное благополучие выше духовных ценностей. Кого-то из них еще можно исправить. Но они должны сами прийти к этому, осознать свои пороки. Воланд и его свита лишь помогали людям в этом. Все остальное остается за человеком.
Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»
Введение
Москва в «Мастере и Маргарите» Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – «гастролирует» Воланд, сокрушаясь, «что люди совсем не изменились».
Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.
Москва как место действия
Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.
Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в «час небывало жаркого заката». Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.
А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, «грязную желтую стену», тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.
Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании «Грибоедова», как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку «на дверях первой же комнаты» рисунок – «карась, попавшийся на уду». Множество дверей со странными записями «Запись в очередь на бумагу к Поклевкиной» или «Квартирный вопрос» с большими очередями перед ними иронично обрисовывают дом творчества и бюрократию, царящую в нем. В доме литературы на самом деле нет литературы. Лишь формальности, бумаги, бланки да «квартирные вопросы». Становится ясно, почему таким ужасным показался мастеру этот мир пресловутого «творчества», в котором его встречает «девица со скошенными от постоянного вранья глазами», а провожает «смущенно хихикая и смотря, будто моя щека раздута флюсом» редактор.
Изображение представителей Массолита и варьете
Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.
Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.
Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».
Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.
Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.
Образы москвичей в романе
Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.
В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, «темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.
Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.
Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда. Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей. Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях Москвы сам автор.
В заключение
В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.
В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.
Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.
Образ Москвы и москвичей по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
Наверное, в России нет ни одного писателя, который бы ни разу не написал о Москве. Для каждого жителя нашей страны это слово всегда означало нечто большее, чем просто название города. Москву часто называют «сердцем России». Что же это означает? Очень многое. И в числе прочего то, что на ней, как на столице, в первую очередь отражается все, что происходит в стране. Именно поэтому особенно часто описывают московскую жизнь те писатели, которые хотят изобразить жизнь в России в конкретный промежуток времени, когда происходят какие-либо изменения в обществе.
Михаил Булгаков — не исключение. Его роман «Мастер и Маргарита» написан в первую очередь о Москве и москвичах, однако за их образами прослеживается жизнь всей большой страны, проблемы и ценности ее жителей.
Какой же предстает перед нами булгаковская Москва? Для того чтобы точнее описать город, автор показал его как бы со стороны.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Читатель видит столицу глазами Воланда, который появляется здесь в образе иностранного артиста. Рассуждая о Москве, он указывает на изменения, произошедшие с городом за последние пару десятков лет: «появились эти. как их. трамваи, автобусы», «о костюмах нечего уж и говорить». Однако не это интересует «артиста» больше всего. Он уделяет особое внимание людям и замечает, что «московское народонаселение значительно изменилось». Не являясь москвичом, Воланд удивляется многим вещам, естественным для жителей столицы того времени, которые, однако, автор находит смешными и нелепыми.
Далеко не человеческие возможности позволяют Воланду познакомиться с людьми так близко и заглянуть в их души так глубоко. Что же привлекает внимание «артиста»? Разумеется, что его, как сатану, в первую очередь интересуют пороки людей и недостатки, характерные для того времени, которое описывает Булгаков. И, разумеется, благодаря тем же сверхъестественным возможностям и с помощью своей свиты, он наказывает или награждает каждого, кто этого заслуживает.
Именно в разоблачении недостатков людей и общества заключается сатира в романе «Мастер и Маргарита». Москва в нем изображена не величественной, какой мы привыкли видеть ее в литературных произведениях, а смешной, а ее жители — не героическими, а карикатурными.
Один из пороков, которые замечает и наказывает Воланд, это жадность и жажда наживы. Однако большинство персонажей романа, замеченных в этом, не заслуживают слишком серьезного наказания. Ведь, по мнению «артиста», люди «любят деньги, но ведь это всегда было». Именно поэтому над зрителями, пришедшими на «сеанс черной магии с разоблачением», Воланд всего лишь шутит, хоть и не очень по-доброму: дармовые вещи исчезают, а деньги превращаются в обыкновенные бумажки.
Правда, если аппетиты у кого-либо слишком велики, к нему применяют индивидуальный подход. Так, Никанор Иванович Босой, за взятку прописавший неизвестно откуда взявшегося иностранца в квартире, опустевшей таинственным образом, попал в сумасшедший дом после того, как был уличен в хранении валюты, что являлось в описываемое время незаконным. Однако, как мы можем заключить из сна Босого, возможность наказания не останавливала людей и не заставляла их сдавать валюту. Разумеется, описанный Булгаковым способ разоблачения валютчиков придуман им самим, однако этот эпизод позволяет судить о масштабах явления.
Зачем же людям, не собирающимся за границу, иностранные деньги? Ответить на этот вопрос помогают Бегемот и Коровьев, которые отправляются «за покупками» в валютный магазин. И неудивительно: ведь иностранцам, даже мнимым, в Москве доступно гораздо больше качественных товаров, чем самим жителям столицы! Именно поэтому некоторые жители столицы предпочитают все покупать за валюту.
Никанор Иванович был арестован по подсказке Коровьева, который сначала обманул его, а потом вызвал милицию. Но сказать, что Босой пострадал невинно, нельзя: ведь он совершил преступление, приняв взятку и незаконно сдав квартиру.
Не меньше заинтересовал Воланда и квартирный вопрос, очень актуальный для москвичей. Жилье, столичная прописка для многих являются достаточным поводом, чтобы обмануть и предать другого. Так, Алоизий Могарыч прикинулся другом Мастера для того, чтобы избавиться от него и вселиться в освободившиеся две подвальные комнатки. А Поплавский, дядя редактора Берлиоза, поспешил на похороны племянника, хотя не так уж и сожалел о его смерти. «В чем же было дело?» – задается вопросом автор. И сам отвечает: «В одном — в квартире. Квартира в Москве? Это серьезно».
Жизнь учреждений и организаций столицы также заинтересовала Воланда. И неудивительно: ведь в них работают люди. Впрочем, слово «работают» не всегда верно. Например, сотрудники городского зрелищного филиала в рабочее время страдают от идей своего начальника, который увлекся созданием разнообразных кружков — «по изучению Лермонтова, шахматно-шашечный, пинг-понга и верховой езды». Конечно, само по себе это неплохо, но не тогда, когда людей записывают туда насильно, и даже «застенчивых вытаскивают из-за шкафов». И не тогда, когда все рабочее время «занято Лермонтовым и шашками», а в обеденный перерыв сотрудники должны петь в хоре. К тому же, если все это нужно только для того, чтобы «втирать очки» вышестоящему начальству. Неудивительно, что в свите Воланда нашлись желающие подшутить и над инициативным чиновником, и над сотрудниками, которые не решаются ему возразить.
Не меньшее внимание Булгаков уделяет московскому «народонаселению», которое очень изменилось за последнее время. Даже работники культуры, такие, как Варенуха, администратор Варьете, не только слабо разбираются в том, с чем работают, но и вообще плохо воспитаны. Отпуская Варенуху, перевоплощенного в вампира, Азазелло говорит ему на прощанье: «Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону!»
Председатель акустической комиссии Аркадий Аполлонович Семплеяров слабо разбирается в предмете, который является его профессией. Даже актрис на престижные роли он подбирает, руководствуясь совсем не их профессиональными качествами.
Удивляет Воланда с его свитой и московское общественное питание. Ресторан в «Грибоедове» с его качественной пищей, в который пускают только избранных, как бы противопоставляется буфету Варьете, где всем желающим предлагают осетрину «второй свежести». Причем даже сверхъестественных способностей «мага»-Воланда с трудом хватает, чтобы убедить буфетчика, что свежесть бывает только одна — «первая, она же последняя».
Такой предстает перед нами Москва, если смотреть на нее со стороны. Однако взгляд изнутри может добавить подробностей к характеристике столицы.
Все стремятся в Москву, однако жизнь там непроста. Хорошо живется жуликам, которые «без всякого пятого измерения» умеют увеличить свою жилплощадь, или пронырам вроде Аннушки по прозвищу «чума», которая сует нос во все на свете. Словом, всем тем, кто действует по известному принципу: «хочешь жить — умей вертеться».
Зато тем, кто не умеет устроиться в жизни, здесь тяжело. А между тем именно в таком положении оказалась в то время интеллигенция, такие люди, как Мастер. Этот талантливый писатель, историк, полиглот не может постичь простейших вещей — разбираться в людях, отличать подлецов от друзей, общаться с чиновниками, от которых зависит судьба его книги. Он вообще не понимает законов, по которым живет московская литературная среда. Между тем эти законы крайне просты. Существуют, с одной стороны, члены МАССОЛИТа — предшественника союза писателей — а с другой — те, кто хотел бы, но не может ими стать. Первые пишут идеологически выдержанные стихи и поэмы, и за это получают совершенно немыслимые материальные блага — членский билет организации и соответственно пропуск в «Грибоедов» с его дешевым, но хорошим рестораном. Кроме того, могут рассчитывать на квартиру в красивом здании с непонятным простым смертным названием «дом Драмлита», на творческую путевку и многое другое. Вторые, которых небо «не наградило при рождении литературным талантом», завидуют.
Как же быть тем, кто, как Мастер, не относится ни к одной из названных категорий? Они талантливы, но их произведения никому не нужны. И не потому, что относятся к плохой литературе — скорее даже к слишком хорошей для того, чтобы авторы могли стать членом МАССОЛИТа.
Такой описал Булгаков Москву. Неужели он не любил этот город? Неужели ненавидел москвичей? Ответ на этот вопрос он дал устами Воланда. Посмотрев на жителей столицы, «маг» не выразил восхищения ее обитателями, но и не назвал их отвратительными. «Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3162
История Москвы
Вы здесь
Сочинение “Булгаковская Москва”
(Оффорт Андрея Харшака на Москву Булгакова)
Словосочетание «Булгаковская Москва» неразрывно связано не столько с жизнью, сколько с творчеством М.Булгакова – романом «Мастер и Маргарита», судьбоносным для Михаила Афанасьевича, и сборниками рассказов и сценариев позднего творческого периода. На страницах этих книг читатель знакомится с «живыми», и отточенными до мелочей, образами москвичей, а происходящие с ними события накладываются на географическую карту жизни автора, так или иначе описывающего знакомые ему места и дома.
Отправляясь в удивительное историко-краеведческое путешествие «По Булгаковским местам», нужно приготовиться к неожиданностям – многие находятся в черте геологических разломов и несут на себе мощную энергетическую печать. Ее чувствуют люди, абсолютно не верящие в биоэнергетику, и это, наверное, объясняется харизмой самого Булгакова, который безумно интересовался мистикой на протяжении всей жизни.
Какая она, «Булгаковская Москва»? Это Старая Москва, начинающаяся с Арбатской площади, где, кстати, расположилось здание ресторана «У Грибоедова», куда регулярно заходили представители МАССОЛИТовской элиты, и то самое «Варьете», где произошел небывалый «сеанс массового гипноза».
Но, если вы очень-очень внимательно проанализируете творчество М.Булгакова, сверяя указанные автором географические координаты с картой Москвы, то заметите, что в этих произведениях, действие ограничивается территорией исторического Чертополья, местности, где уютно расположилась Старая Москва, отделенная радиусами Пречистенской набережной и Тверской улицы.
Как ни странно, но Кремль и Красная Площадь, несмотря на свое историческое значение, потрясающую архитектуру и культурное наследие, никогда не интересовали писателя с зональной точкой зрения и если они где-то упоминаются, то, скорее, вскользь.
(Булгаковская Москва в акварели Геннадия Калиновского)
Историки, изучающие творчество М.Булгакова, считают краеугольным этот «зональный парадокс», утверждая, что, при написании всех своих произведений, Михаил Афанасьевич пытался вникнуть в сакральный смысл географии Москвы, горячо верил в избранность и историческое предназначение этого города, сравнивал его с Третьим Римом.
В жизни самого писателя старомосковские дворики тоже сыграли определенную роль – на ул.Герцена, 46 писатель остановился впервые приехав в Москву, в переулке Южинском Вера Афанасьевна, сестра Булгакова, тяжело пережила личную драму, кстати, тут же неподалеку, на Малой Бронной, происходили события «Спиритического сеанса».
(Лестница ведущая к “Нехорошей квартире” по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, 5-й этаж, кв. № 50)
Но, вернемся к «Мастеру и Маргарите». Важнейшим местом действия романа, точнее, его «московской» части, является «нехорошая квартира на Большой Садовой №10 – 302 БИС, в стенах которой после смерти М.Берлиоза расположился Воланд со своей свитой, где состоялся бал, на котором блистала Маргарита, и где к ней вернулся ее Мастер. Красочность описания «штаб-квартиры нечистой силы» настолько поразила многих впечатлительных москвичей, что в свое время они толпами приходили сюда, пытаясь найти портал, соединяющий наш и потусторонний миры.
На самом деле такого адреса не существует, хотя дом №10 – вполне реален более того, в одной из коммунальных квартир Михаил Афанасьевич когда-то даже жил, и окна бывшего жилья писателя хорошо просматриваются зеваками с улицы. В честь этого бессмертного произведения и творческого наследия в целом, на этот дом после смерти драматурга прикрепили именную табличку, а чуть позже открыли Государственный музей писателя.
(Встреча на Патриарших прудах)
Следующее знаковое место романа, где собственно говоря, и завязывается сюжетная линия – Патриаршие пруды, некогда любимое место отдыха москвичей. Правда, в наши дни от паркового комплекса остался один пруд, по берегам которого открыто множество кафе с названиями, скопированными из романа.
Но Патриаршие пруды нужно рассматривать только в контексте со Спиридоновкой, по которой Иван Бездомный кинулся догонять Коровина, иначе все теряет смысл. Дело в том, что эта улочка, петляющая из стороны в сторону, некогда шла по берегу извилистой речушки Черторый, которая сегодня заключена в коллекторные, проложенные аод водой под Москвой.
Этот ручей москвичи издавна считают проклятым местом, а Козье болото, на котором вначале была возведена Патриархальная Слобода, потом церковь и Патриаршие пруды, наоборот, несла позитивную энергию. Двойственность места настолько впечатлила до глубины души верящего в потусторонние силы Булгакова, что он выбрал для погони за Сатаной именно этот участок Москвы где испокон веков противоборствует позитивное и негативное начало.
Но это даже не главное, секрет заключается в том, что в «Мастере и Маргарите» Москве отведена очень значительная роль – она предстает перед читателем в качестве духовного пространства, обуславливающего все дальнейшие события и поведение героев. В этом контексте становится понятно, почему действия романа разворачиваются не в Петербурге или Киеве, а здесь, кроме того, именно Москва выбирает для своих героев траекторию, по которой каждый из них двигается дальше – Берлиоз по пути гибели, Мастер и Бездомный – по крестному пути, Маргарита – по пути любви.
(Образ Москвы в “Мастер и Маргарите”)
А теперь хочется поговорить о целостном образе Москвы в произведениях писателя, ведь он очень изменился, утратив свое добродушие и купеческий размах, яркость красок и умение прощать. Облик города, который прославляли веками, был практически стерт, вместе с монастырями и соборами, уничтожен под коваными сапогами и сожжен в вечерних кострищах.
Да, эти события не описаны Булгаковым, читатель видит лишь к чему привела утрата Москвой своей жизненной мощи. Этот факт, кстати, четко прослеживается на протяжении всего романа, смотрите, как подчеркивает его слова Маргариты;
«Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов. «Э, какое месиво, – сердито подумала Маргарита, – тут повернуться нельзя».
(Москва начала XX века)
Жесткость и холодность Москвы передается в этом небольшом отрывке экспрессивными словами с негативным окрасом – «месиво, пасти, скопище», которые нельзя трактовать даже нейтрально. Да, эта Москва навязывается, создавая ощущение, что «сейчас навалится и охватит» москвичей. Она наглая и хамоватая, поэтому без стеснения утверждает правила игры, в которой нужно быть подлым и хитрым, бездушным и циничным. Булгаков проявляет суть героев «нового времени» в характерах Варенухи и Берлиоза, Лиходеева и Римского, гостей удивительного ваорьете, обвиняя их в мелочности, продажности. Но самое странное, что рядом с такими людьми, Зло теряет свою сущность и превращается в Справедливого судью, воздающего москвичам по заслугам.
(Москва 1920-х годов)
Итак, подытоживая наш рассказ о Москве Михаила Афанасьевича Булгакова, можно твердо сказать – так ее не описывал ни один другой литератор. Заключенная в бесконечные петли улочек, распластавшаяся под майским небом полотном жестяных крыш, наполненная преувеличенно бодрыми маршами о том, как «человек шагает, как хозяин необъятной родины своей», советская Москва не похожа на ту добродушную купчиху, которой она была еще лет 15 тому назад!
Она превратилась в сухую, фанатичную Вяземскую из повести «Собачье сердце», беспощадную и хладнокровную, способную перешагнуть через океаны человеческой крови. Но и в этой ипостаси Булгаков еле заметными штрихами декларирует свою любовь к Москве, которая преследовала автора всю его сознательную жизнь, и дарит читателям надежду, что это далеко не конец и Москва когда-то исполнит предначертанную ей свыше миссию…
«Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита»
«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века,
наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском
общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой
вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с
тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых –
«Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман
открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и
придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все,
кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот так, в
нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества
Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и
мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и
Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века.
Роман, называвшийся тогда “Черный маг” или “Копыто инженера”, Булгаков
задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки
в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти.
Он писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. Одновременно с
написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот
роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба,
роман-завещание.
Роман заключает в себе три вполне самостоятельных произведения: эпическое
повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Га-
Ноцри, романтическая история Мастере и Маргарите, а также сатирически-
фантастическое описание похождений Воланда и его свиты в Москве, о котором, в
основном, я и буду вести речь. Стоит еще раз напомнить, что работа над
романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение
действительности было в те годы делом более чем опасным. И хотя Булгаков не
рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может быть, невольно, а
может, и сознательно смягчил сатирические выпады против тех или иных явлений
этой действительности. Это уже не «Собачье сердце», где вся постреволюционная
действительность представлена аллегорически в виде ужасного эксперимента над
Шариком, во всех отношениях приятным псом, которого превратили в злое,
бездушное существо – Клима Чугункина. В «Мастере и Маргарите» автор только
сожалеет обо всех странностях и уродствах бытия своих современников.
Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим
условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и
очковтирателей. Для них писатель придумал разнообразные наказания, начиная от
обычного «спуска с лестницы» и заканчивая смертью, даже чем-то более страшным
– «небытием».
Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его
свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В тексте романа
Булгаков называет Воланда «дьявол», «сатана», «князь тьмы», «дух зла и
повелитель теней». Однако по сути Воланд никогда не проявляет себя как
«дьявол» классического толкования. Он не обращает людей во зло, а, скорее,
наоборот, открывает зло в людях. Зачастую он исцеляет людей от различных
пороков, к примеру, Варенуха, который хамил и лгал по телефону, приобрел
«всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных
администраторов, отзывчивость и вежливость». В то же время Воланд
олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других,
преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой
литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда
перебрасывают его из Москвы в Ялту, хотя «.вообще они, – докладывает
Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, – в последнее время жутко
свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение,
ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не
смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки». Даже «машину зря
гоняют казенную!» И за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без
чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику
Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской
квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам
и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни
за чем этим не замечен.
О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить
двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то
судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков
сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право
решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с
Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои
взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто
следствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, не
имея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога он отрицал
возможность существования чего-либо загадочного и таинственного, старался все
законы природы выстроить в собственную схему и навязать эту схему остальным.
Несмотря на свою эрудицию, он так и не смог опровергнуть «седьмое
доказательство» Воланда и ушел в небытие, на что и рассчитывал при жизни.
Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в споре с
сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования
и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает
диалог редактора и поэта. Перед Бездомным стояла задача написать
антирелигиозную поэму, в которой существование Христа как исторической
личности было бы поставлено под сомнение. Бездомный не справился с задачей: в
его поэме «Христос был совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе
персонаж». В принципе, Воланд не наказывает молодого поэта, а, скорее,
открывает ему путь к духовному выздоровлению. Одно из проявлений которого –
отказ от претензии на всезнание и всепонимание. Это выздоровление поэта
стало, на мой взгляд, надеждой на «возрождение» всей русской интеллигенции. В
эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике
скромного ученого, как будто заодно с фамилией изменился и весь его духовный
мир. Теперь он стал подлинным учеником Мастера, и , может быть, когда-нибудь
напишет продолжение романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделал памятную
надпись жене на своей фотографии: «Вот как может выглядеть человек,
возившийся несколько лет с Алозием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими.
В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена, карточку, целую и
обнимаю». Здесь речь не только о многолетней до изнеможения работе над
«Мастером и Маргаритой», но и намек на то, что жизнь писателя прошла в
общении с людьми, подобными Могарычу и Босому. Однако создается впечатление,
что отношение Булгакова к москвичам в целом выразил Воланд во время сеанса
черной магии в Варьете: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда
было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли,
из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны. ну что ж. и
милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем,
напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. »
Сочинение: Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Булгаковская Москва в романе “Мастер и Маргарита”
“Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал”. – Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших творений двадцатого века.
Роман, называвшийся тогда “Черный маг” или “Копыто инженера”, Булгаков задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание.
Роман заключает в себе три вполне самостоятельных произведения: эпическое повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Га-Ноцри, романтическая история Мастере и Маргарите, а также сатирически-фантастическое описание похождений Воланда и его свиты в Москве, о котором, в основном, я и буду вести речь. Стоит еще раз напомнить, что работа над романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение действительности было в те годы делом более чем опасным. И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может быть, невольно, а может, и сознательно смягчил сатирические выпады против тех или иных явлений этой действительности. Это уже не “Собачье сердце”, где вся постреволюционная действительность представлена аллегорически в виде ужасного эксперимента над Шариком, во всех отношениях приятным псом, которого превратили в злое, бездушное существо – Клима Чугункина. В “Мастере и Маргарите” автор только сожалеет обо всех странностях и уродствах бытия своих современников.
Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и очковтирателей. Для них писатель придумал разнообразные наказания, начиная от обычного “спуска с лестницы” и заканчивая смертью, даже чем-то более страшным – “небытием”.
Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В тексте романа Булгаков называет Воланда “дьявол”, “сатана”, “князь тьмы”, “дух зла и повелитель теней”. Однако по сути Воланд никогда не проявляет себя как “дьявол” классического толкования. Он не обращает людей во зло, а, скорее, наоборот, открывает зло в людях. Зачастую он исцеляет людей от различных пороков, к примеру, Варенуха, который хамил и лгал по телефону, приобрел “всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных администраторов, отзывчивость и вежливость”. В то же время Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда перебрасывают его из Москвы в Ялту, хотя “…вообще они, – докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, – в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки”. Даже “машину зря гоняют казенную!” И за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни за чем этим не замечен.
О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто следствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, не имея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога он отрицал возможность существования чего-либо загадочного и таинственного, старался все законы природы выстроить в собственную схему и навязать эту схему остальным. Несмотря на свою эрудицию, он так и не смог опровергнуть “седьмое доказательство” Воланда и ушел в небытие, на что и рассчитывал при жизни.
Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в споре с сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает диалог редактора и поэта. Перед Бездомным стояла задача написать антирелигиозную поэму, в которой существование Христа как исторической личности было бы поставлено под сомнение. Бездомный не справился с задачей: в его поэме “Христос был совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж”. В принципе, Воланд не наказывает молодого поэта, а, скорее, открывает ему путь к духовному выздоровлению. Одно из проявлений которого – отказ от претензии на всезнание и всепонимание. Это выздоровление поэта стало, на мой взгляд, надеждой на “возрождение” всей русской интеллигенции. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, как будто заодно с фамилией изменился и весь его духовный мир. Теперь он стал подлинным учеником Мастера, и , может быть, когда-нибудь напишет продолжение романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделал памятную надпись жене на своей фотографии: “Вот как может выглядеть человек, возившийся несколько лет с Алозием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими. В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена, карточку, целую и обнимаю”. Здесь речь не только о многолетней до изнеможения работе над “Мастером и Маргаритой”, но и намек на то, что жизнь писателя прошла в общении с людьми, подобными Могарычу и Босому. Однако создается впечатление, что отношение Булгакова к москвичам в целом выразил Воланд во время сеанса черной магии в Варьете: “Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны. ну что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ”
Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 06:44:54 30 мая 2001 Похожие работы Просмотров: 2596 Комментариев: 21 Оценило: 21 человек Средний балл: 3.1 Оценка: 3 просмотреть |