«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

“Трилогия вочеловечения” как отражение этапов творческого пути А. А. Блока

Первый том — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: “я стар душой”, с другой — тяга к жизни: “я стремлюсь к роскошной воле”. Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провйдении “нового света”.

Центральное место в первом томе отводится “прекрасной даме”, образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта — воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной.

Он несколько мистически воспринимает любовь. Отсюда и рождаются такие строки:

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л. Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф.

Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение “Фабрика”:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Даже в этом раннем стихотворении слышится предчувствие больших перемен в жизни страны. У юного Блока уже появляются размышления о народной судьбе, которые позже привели к созданию поэмы “Двенадцать”. Хотя, по большому счету, он еще замкнут на мистицизме, но цикл “Распутья”, завершающий первый том, намечает перелом в творчестве Блока.

Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему “народ и интеллигенция”.

Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала образ женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: “и в тайне ты почиешь, Русь”. Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое.

Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — “равно великое”.

Третий том — вершина “трилогии вочеловечения”. Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.

Третий том открывается циклом “Страшный мир”. Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, “страшный мир” для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.

“Страшный мир” замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое “Ночь, улица, фонарь, аптека. “. Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке, — “аптека, улица, фонарь. ” Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни:

Все сущее — увековечить,

В этом стихотворении наконец прозвучало давно ожидаемое слово “вочеловечить”. Это мысль, к которой поэт шел долгие годы. Может быть, в том, чтобы вочеловечить безличное, и заключается высокая миссия поэта. Все три тома трилогии — это история души художника. В третьем томе — апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения “О, я хочу безумно жить. “

Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой “чистой поэзии”, то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.

Путь и автора, и его лирического героя к “вочеловечению” — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

9. Творческий путь а. Блока. «Трилогия вочеловечения».

Жизнь и творчество А. Блока.

А.А. Блок родился и воспитывался в высококультурной и дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине 18 века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа ещё до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском» доме (дед, Андрей Николаевич Бекетов, – профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после 2-го замужества матери, в доме отчима – офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово.

В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Литературной работой систематически занимались и её дочери – мать Блока и его тётки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Начал писать с пяти лет (матери), однако, серьёзное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (В 1901 году он перейдёт на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно его закончит в 1906 году).

В самом начале 1900-ых годов 2 важных события определили творческую судьбу поэта. Первое из них – глубокое чувство к Л.Д.Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 году. Второе – увлечение некоторыми философскими идеями Вл. Соловьёва. Результат взаимодействия этих событий – 1-ый поэтический сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905).

Выход 1-ой книги ввёл её автора в круг видных поэтов. Он общается с символистами старшего и младшего поколений – Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым, В.Ивановым и др. Имя Блока приобретает известность. Вместе с тем в его художественной позиции назревают существенные изменения. Они связаны с той общественной атмосферой, которая сложилась в России накануне и в годы 1-ой русской революции (1905-1907). Именно в это время поэт спускается с «небес» на «землю», с нарастающим вниманием вглядываясь в окружающую его повседневность, жизнь «униженных и оскорблённых», в дисгармоничный мир, где торжествует стихийное начало. Всё это нашло отражение в его новых книгах – «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911). В эти же годы Блок создаёт цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже ещё две драмы: «Песня Судьбы» и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей – «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию – цикл «Итальянские стихи» (1909). В 1910-1911 годах Блок подготавливает свое первое «Собрание стихотворений».

К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Причины и личные (драма с женой), и 1-ая мировая война 1914 года. В это время Блок усиленно работает над поэмой «Возмездие», но завершить её не удаётся: летом 1916 года он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной». После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия).

Перелом наступил после Октября 1917 года. Блок поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами, – вспоминает его тётка М.А.Бекетова, – и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Как истый романтик, верил, что революцией «задумано переделать всё», верил, что жизнь станет справедливой, чистой, прекрасной. Статью «Интеллигенция и революция» завершал призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию !»

Блок подвергнут травле со стороны бывших друзей («Продался большевикам»), но, убеждённый в своей правоте, стоически переносил несправедливые упрёки в свой адрес. Более того, он с охотой включается в практическую деятельность по культурному строительству: активно сотрудничает в Горьковском издании «Всемирная литература», становится председателем управления Большого драматического театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов и т.д. Однако со временем многочисленные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он в этих организациях и в окружающей жизни с отвращением обнаруживает не только не исчезнувшие, но, наоборот , торжествующие – бюрократизм, пошлость, мещанство, комчванство. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая…) – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и всё теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Наиболее убедительно трагедию Блока в послереволюционный период охарактеризовал Иванов-Разумник : «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился». Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.

Художественный мир поэта

Читайте также:  В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии её проблематики и художественных решений , при всём отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту её особенность указывал и сам Блок.

В 1910-1911 годах, подготавливая к изданию своё первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трём книгам. В окончательном виде (1918-1921) 3 тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта). В предисловии к 1-ому изданию Блок подчёркивал единство своего замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т.е. цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах…». И далее в письме к А.Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «… таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и…- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».

В 1-ый том (1898-1903) вошли 3 цикла: «До света» – как бы предварение будущего нелегкого пути. Романтическая приподнятость, двойственное отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе – мотивы мрачной разочарованности («Я стар душой. Какой-то жребий чёрный – Мой долгий путь».) Зато на другом – тяга к жизни, приятие её:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне-

И осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к цели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой…

Центральный цикл 1-ого тома – «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света». (Любовь к Л.Д.Менделеевой и увлечение философией Вл. Соловьёва, особенно близки его идеи о существовании Души Мира или Вечной женственности).

Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой». То же можно сказать и о герое цикла: «Я и молод, и свеж, и влюблён» – и «безрадостный и тёмный инок», или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые дали», «неведомые тени, звуки», «надежды нездешние», «красота неизречённая», «непостижимая тайна» и т.д. Таким образом, история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический, мистико-философский мир.

Драматическая напряженность присуща и завершающему 1-ый том циклу «Распутья». Тема Прекрасной Дамы звучит и здесь, но возникает и нечто новое: связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальной проблематике ( «Фабрика», «Из газет», «По берегу плёлся больной человек»). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта.

Лирика 2-ого тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Вл.Соловьёва, идеала мировой гармонии, но не потому, что в него более не верит. Просто он погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому – цикл «Пузыри земли», признаёт закономерность существования стихийного мира низменной природы.

Следующие 2 цикла – «Разные стихотворения» и «Город». Поэт погружается в тревожный, остро конфликтный мир, ощущая себя сопричастным ему.

События революции он воспринимал подобно другим символистам как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. («Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые», «Барка жизни стала…»). Одна из главных проблем – народ и интеллигенция.

Тема Родины – «Осенняя воля» , 1905 – лермонтовские традиции. «Русь», 1906. Русь – это тайна. Разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы её постичь, надо жить одной жизнью с народом.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создаёт и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом»: «Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке» и др. Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорблённых».

Два следующих цикла 2-ого тома – «Снежная маска» и «Фаина» отражают внезапно вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.Н.Волоховой. Стихия природы («Пузыри земли»), стихия повседневной жизни («Разные стихотворения», «Город») теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти («О весна, без конца и без края…»). Венчает 2-ой том цикл с многозначительным названием «Вольные мысли».

3-ий том (1907-1916) – завершающий, высший этап пройденного поэтом трудного, подчас мучительного пути. Он открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник»).

Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственное большинству стихотворений цикла, находят своё крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о её безысходности с удивительной простотой и силой выражена в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Тему «страшного мира» продолжает два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошённость, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла, начиная со знаменитого «О доблестях, о подвигах, о славе…» и кончая «Шагами командора» и «Как свершилось, как случилось?».

В «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. И звучит вера в добро и свет:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

1909 год – цикл «Итальянские стихи» кажется несколько чужеродным, но он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Раздел «Разные стихотворения» определяется знаменитым «Благословляю всё, что было». Цикл «Арфы и скрипки». Название связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы.

Следующий цикл – «Кармен»(1914) посвящён Л.А. Дельмас, оперной певице, тема всепоглощающей любви. Является своеобразным прологом к поэме «Соловьиный сад».Поэма эта – новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает широкий и суровый мир, заключающей в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только 3-его тома, но и всей поэзии Блока.

Тема Родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это всё – о России, – ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлющей. Однако наиболее целеустремленно он обратился к этой теме в период реакции. В письме к Станиславскому (1908 год, декабрь) Блок пишет: «Стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

Родина для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Дым от костра струёю сизой…», «Посещение»), и стихи прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»).

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых знаменитых – цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом» включает 5 стихотворений. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Стихотворение Блока «Россия» – самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство дюбви к родине вера в её будущее возрождение, выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви.

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетаскивание» образа женщины в образ Родины и наоборот. Его Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Её красота – «разбойная, непокорная», поэтому даже во власти «чародея» она не пропадёт, не сгинет. Только «забота затуманит» её «прекрасные черты». А дальше снова образ женщины незаметно перетекает в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле…

И опять женщины:

Да плат узорный до бровей.

Заключительная строфа – 6-тистишие. Она возвращает к началу стихотворения –теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно».

Казалось бы, цикл «Родина» мог бы достойно завершить последний том «трилогии вочеловечения». Однако поэт посчитал необходимым поместить в конце книги небольшой цикл «О чём поёт ветер», исполненный грустных, элегических настроений, раздумий. Заключительный цикл чем-то перекликается со «Страшным миром» и, таким образом, 3- ий том тяготеет к кольцевому построению, что соответствует спиралеобразному характеру пути поэта.

Путь Блока: трилогия вочеловечения

«Трилогия вочеловечения» – это собрание стихотворений А. Блока, состоящее из трех книг, которые включают в себя 18 циклов.

Художественный мир поэта. Первый том «Трилогии вочеловечения»

Творческую судьбу А. Блока в самом начале 1900-х годов определили два важнейших события. Первое – это глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, второе – увлечение идеями В. Соловьева.

Лирика А. Блока уникальна. При большом многообразии проблематики, художественных решений, при отличии от стихотворений раннего периода от последующих она является единым целым, выступает как одно произведение, развернутое во времени, является отражением пути, пройденного поэтом. На такую особенность своей поэзии указывал и сам А. Блок.

Читайте также:  Поэтический образ России в лирике А. А. Блока: сочинение

В 1910-1911 гг. А. Блок готовил к изданию свое первое собрание сочинений. Стихотворения поэт разместил по трем книгам. Три тома в окончательном виде включают в себя восемнадцать лирических циклов.

Первый том – предварение нелегкого пути. Сюда вошли три цикла:

  • «До света»
  • «Стихи о Прекрасной Даме»
  • «Распутье».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В первом томе трилогии «вочеловечения» нашли отражение одновременно и любовная, и пейзажная темы. Поэт воспевает красоту природы и поклоняется перед женщиной. В ранней лирике можно встретить множество символов состояния души поэта – «золотистые долины», «розовые утра», «ясные зори» и т.д. Лирический герой ищет собственный путь просветления и свою тему. Здесь Блок воспевает красоту и Вечную Женственность. Однако поиски идеала всегда трагичны, поэтому в лирике Блока появляются тревожные мотивы, ожидание приближающейся катастрофы. Для цикла «До света» характерна романтическая приподнятость и двойственное отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, а с другой – тяга к жизни и ее принятие.

Центральный цикл первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме». Образ героини цикла многопланов. С одной стороны, это «земная», вполне реальная женщина. Но с другой стороны – это мистический, небесный образ «Величавой Вечной жены», «Зари», «Девы», «Непостижимой», «Ясной», «Светлой». Герой цикла – молод, свеж, влюблен. Блок щедро применяет эпитеты «неведомые тени, звуки», «призрачные дали», «красота неизреченная», «надежды нездешние», «непостижимая тайна» и т.д., что усиливает мистическое впечатление.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, история реальной, земной любви преображается в мистико-философский, романтико-символический мир.

Завершающему первый том циклу «Распутья» присуща драматическая напряженность. Здесь тоже звучит тема Прекрасной Дамы, однако возникает и нечто совершенно новое, а именно внимание к человеческому горю, социальным проблемам, связь с обыденностью. Цикл намечает возможность последующих перемен в творчестве Блока.

Тема города и «страшного мира»

Исторические сдвиги, произошедшие в стране, революция 1905-1907 гг. вызвали изменение в мировоззрении Блока. Присущие ему юношеские иллюзии исчезли, и герой увидел реальный мир. Возникает тема города и «страшного мира». Блок отходит от идеала мировой гармонии, от мистицизма Соловьева, но не потому, что перестал в него верить, а потому, что погрузился в противоречивый, сложный мир человеческих страданий, борьбы и страстей. Цикл «Пузырь земли», в котором признается закономерность существования стихийного мира низменной природы, является своеобразным прологом ко второму тому. В следующих двух циклах «Город» и «Разные стихотворения» поэт погружается в конфликтный, тревожный мир, ощущает себя причастным к нему.

События революции Блок, как и другие символисты, воспринимал в качестве проявления народной разрушительной стихии, в качестве борьбы людей с ненавистным господством социального бесправия, пошлости, лжи и насилия. Герой второй книги пытается определиться в своем отношении к миру. Он бродит по городу, где среди пустых и словно «слепых» людей бродит Незнакомка. В сознании поэта прежние святыни превращаются в фарс, и он убеждается в том, что мир следует пути зла. Окружающее герой оценивает как позорище и балаган. В городе все выглядит неживым, иллюзорным, обреченным на смерть, так как в нем отсутствует душа.

Погруженный в стихию обыденности, Блок пишет ряд стихотворений, названных исследователями «чердачным циклом»:

  • «Окна во двор»
  • «Холодный день»
  • «На чердаке»
  • «В октябре» и т. д.

Лирическим героем цикла является представитель городских низов, из числа «униженных и оскорбленных».

В следующих циклах второго тома – «Фаина» и «Снежная маска» – отражаются внезапно вспыхнувшие чувства Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихия природы и повседневной жизни сменяются стихией испепеляющей, хмельной страсти. Завершает второй том цикл, имеющий многозначительное название – «Вольные мысли».

Тема третьего тома – борьба светлых и темных сил в душе героя.

Поэт находит силы выйти «из мрака» тяжелых мыслей и сомнений, позитивное начало берет в нем верх.

Третий том – завершающий этап трудного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. Тема «страшного мира» является сквозной в творчестве А. Блока.

В 1909 году выходит цикл «Итальянские стихи». Он кажется в какой-то степени чужеродным, однако именно он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Название цикла «Арфы и скрипки» связано с концепцией музыки как организующей силы, внутренней сущности мира.

Цикл «Кармен» 1914 г. поэт посвятил оперной певице Л. А. Дельмас. главной темой этого цикла является тема всепоглощающей любви. «Кармен» является своего рода прологом к поэме «Соловьиный сад». Эта поэма – новый шаг поэта в поисках места человека в жизни и в поисках смысла жизни вообще.

Цикл «Родина» – вершинный цикл третьего дома. Главной темой творчества Блока становится тема России, Родины. Родина – истинный Идеал для поэта. В ней стойкость и сила, светлая, чистая, поэтическая душа. Тема России является сквозной темой творчества Блока. Она была для него всеобъемлющей. Он писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает свою жизнь.

В конце третьего тома поэт поместил небольшой цикл «О чем поет ветер». Заключительный цикл, исполненный элегических раздумий, грустных настроений, чем-то перекликается с циклом «Страшный мир», и таким образом, третья книга тяготеет к кольцевому построению. Такое построение соответствует спиралеобразному характеру пути А. Блока.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Трилогия вочеловеченья» Блока: идейно-художественные истоки, образный мир, эволюция

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 ноября 1880, Санкт-Петербург,— 7 августа 1921,) — русский поэт. Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском доме» (дед, Андрей Николаевич Бекетов,— профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматове. В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии.

Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — “трилогия вочеловечения”. Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, “мужественно глядящего в лицо миру”. Таким художником был, конечно, он сам.

Первый том — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: “я стар душой”, с другой — тяга к жизни: “я стремлюсь к роскошной воле”. Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении “нового света”.

Центральное место в первом томе отводится “прекрасной даме”, образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта — воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной.

Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л. Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф.

Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение “Фабрика”: Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Даже в этом раннем стихотворении слышится предчувствие больших перемен в жизни страны. У юного Блока уже появляются размышления о народной судьбе, которые позже привели к созданию поэмы “Двенадцать”. Хотя, по большому счету, он еще замкнут на мистицизме, но цикл “Распутья”, завершающий первый том, намечает перелом в творчестве Блока.

Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему “народ и интеллигенция”.

Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала образ женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: “и в тай не ты почиешь, Русь”. Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое.

Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — “равно великое”.

Третий том — вершина “трилогии вочеловечения”. Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.

Третий том открывается циклом “Страшный мир”. Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, “страшный мир” для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.

“Страшный мир” замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое “Ночь, улица, фонарь, аптека. “. Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке, — “аптека, улица, фонарь. ” Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни:

В этом стихотворении наконец прозвучало давно ожидаемое слово “вочеловечить”. Это мысль, к которой поэт шел долгие годы. Может быть, в том, чтобы вочеловечить безличное, и заключается высокая миссия поэта. Все три тома трилогии — это история души художника. В третьем томе — апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения “О, я хочу безумно жить. “

Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой “чистой поэзии”, то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.

Читайте также:  Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Путь и автора, и его лирического героя к “вочеловечению” — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути Блока

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле —

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!

Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии. Он завершает собой изысканную поэзию девятнадцатого и начинает песню революции двадцатого века.

Трудным и тернистым был для поэта поиск своего творческого пути. Все было в его жизни: и яркий свет юности, и непроходимый «болотистый лес» взросления, и разочарования, с отчаянием и проклятием к «возмездию» и «рождению человека». Перед зрелым

Пусть светит месяц — ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, —

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Но Блок живет не среди небожителей, а в реальном мире, где постоянны трудности и потери. Он видит все, как через увеличительное стекло, сквозь призму своего таланта. Не повседневная суета интересует и влечет поэта. Он пророк и сквозь мглу времени чувствует «неслыханные перемены», «невиданные мятежи». Уже в раннем стихотворении

Взросление художника происходит на фоне революционных перемен. Поэт влюблен в реальную женщину, свою будущую жену, Любовь Дмитриевну Менделееву, и в вечную женственность. Он связывает с ней образ Родины, «Вечной жены» и «Прекрасной Дамы».

Твой образ чудится невольно

Среди знакомых пошлых лиц.

Порой легко, порою больно

Перед Тобой не падать ниц.

Любовь несет поэту возможность возвыситься до понимания высшего смысла бытия. Блок видит в своей возлюбленной идеал женственности и красоты. Иногда она принимает черты конкретного человека, но чаще — это символ прекрасного и божественного дара, полученного поэтом за его преклонение и любовь.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанъи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Позже поэт узнает разочарования и измены, потери и испытания. Переживаемые Родиной невзгоды Блок будет оплакивать как личную драму. Унижение России и ее возрождение — все найдет отражение в его поэзии.

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

В русской истории Блок увидит залог будущих успехов и подъема страны. Как бы ни унижали, ни старались распять Россию, она возрождалась, обновляясь и становясь еще краше.

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Такое трепетное и искреннее чувство к родине помогло поэту услышать музыку революции, понять ее значение для перерождения России. Поэт советовал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Именно такое восприятие действительности позволило Блоку создать одно из лучших произведений о революции — поэму «Двенадцать» и стать национальным поэтом, гордостью России и ее пророком. Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови! — Господи, благослови!

Сочинения по темам:

Тема пути в поэзии Блока Тема пути, разумеется, не есть прямое следствие брезжущих в душе Блока туманно очерченных целей, хотя бы тех, которые соответствовали его.

Анализ стихотворения Блока «Когда вы стоите на моем пути» Поэтический мир Александра Блока особо притягателен. Но каждый из нас может лишь стремиться к пониманию его стихов, ведь поэзия Блока.

«Россия в лирике блока» сочинение А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его.

С чем связан драматизм звучания стихов Блока о России Тема родины — одна из вечных тем поэзии. Однаж­ды на поэтическом вечере Александра Блока попросили почитать «что-нибудь о России». На.

Анализ стихотворения Блока «Россия» Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Тема Родины — тема.

Анализ стихотворения Блока «Когдато гордый и надменный» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою.

Анализ стихотворения Блока «Все ли спокойно в народе?» Не секрет, что, будучи студентом, Александр Блок увлекался не только поэзией, но и политикой. Он выступал за смену власти, считая.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. “ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ” А.А.БЛОКА
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Этот опорный конспект обобщает работу по поэзии А.А.Блока в 11 классе,

систематизируя знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. “ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ” А.А.БЛОКА57 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.БЛОК .«ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»

Это лирический дневник поэта, последовательное описание переживаний, событий, происходивших в его жизни: «Таков мой путь, я твердо уверен… что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души» .

В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”. В слове “вочеловечение” есть Библейский смысл. “Вочеловечением” называется земной путь Христа

1 КНИГА ( 1898-1904 )

“Ante Lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, “Распутья”

Вместо точных подлежащих — туманные: тяготение к неопределенным местоимениям и односоставным предложениям, чаще безличным (влияние Фета).

Стихотворная речь зашифрована. Слова: туманный, тайный,таинственный, тайна, сон – доминируют в ранней лирике 1 книги ( влияние символизма).

Антитеза света и тьмы условно разделяла в воображении лирического героя весь мир пополам: на черную половину и белую. В черной помещались окружающий мир, люди, реальность, а в светлой — неземное, т.е. Она (Прекрасная Дама)

Святость его возлюбленной была для него непререкаемым догматом. Он так и называл ее святая: «О, святая, как ласковы свечи»

Небесно-голубой, белый, золотой в антитезе с черным – любимая гамма цветов беспорочной любви без похоти и сладострастия. Похоть для героя – грех.

«Servus — Reginae» ( Раб –царице) название стихотворения, созвучное всей книге, потому что вся его книга – выражение этой коленопреклоненной любви.

Лирический герой полон предчувствиями, мечтами: «Предчувствую Тебя…»

Место действия многих стихотворений 1 книги – храм : « Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу…»

1 книга – мечта о встрече со Светом и Любовью, книга ожиданий и надежд

2 КНИГА (1904-1908)

“Вступление”,”Пузыри земли”, “Ночная фиалка”,

“Разные стихотворения”, “Снежная маска”,

“Город”, “Фаина”, “Вольные мысли”

Слово «кабак» стало повторяться у него столь же часто, как некогда слово «храм». Его потянуло к вину. Говорить от лица пьяных гуляк стало его постоянной потребностью: «И на щеке моей блеснула, сверкнула пьяная слеза….»

2 том – «пьяный, мутный, — не горние высоты, но низменности. Недаром в этом томе столько стихов о болоте» ( К.Чуковский), чертях, нечисти.

«Эта книга есть март его жизни, тот «весенний и тлетворный дух» , которым была тогда напоена его кровь» ( Чуковский ): «Это шутит над вами болото…»

В лирике появились люди, раздавленные непосильною ношею: женщина, которая заперла дома детей, а сама легла на рельсы, под поезд; больной человек, который надорвался под тяжестью, упал и умер в пути; уличная девушка, которая размозжила себе голову о стену. И поэт вопрошал в изумлении:

« Господь, ты слышишь? Господь, простишь ли?»

Лирический герой стал демонстративно издеваться над своими святынями.

«Бешенство объятий», «ночные желания» — эти слова появились у него только теперь. В 1904 г. в его стихах впервые появляется слово «блудница» и с тех пор уже не сходит со страниц:

«Здесь та изумительная двойственность , в которой было главное обаяние лирики Блока: пафос, разъедаемый иронией; ирония, побеждаемая лирикой; хула и хвала одновременно. Все двоилось у него в душе , и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя — не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами — мечтал» ( К.Чуковский), – таковы особенности 2 книги. ( «Незнакомка» – открытие двойственности в поэзии)

КНИГА ( 1907 – 1916 )

“Страшный мир” , “Возмездие” , “Ямбы”, “Итальянские стихи”,

“Разные стихотворения”, “Арфы и скрипки” , “Кармен” ,

поэма “Соловьиный сад”, “Родина”, “О чем поет ветер”

Если во втором томе был март, то в третьем – сентябрь ( мысль Чуковского)

Ощущение лирическим героем мировой пустоты:

( «Жизнь пуста, безумна и бездонна…» – «Шаги командора»)

В русской литературе еще никогда не звучал такой кощунственный страшный смех: Что делать! Изверившись в счастье, / От смеху мы сходим с ума,

И, пьяные, с улицы смотрим, / Как рушатся наши дома!

Об этом смехе в 1908 году, Блок написал статью «Ирония»: «Я знаю людей, которые готовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают с голоду, что изменила невеста. Человек хохочет, и не знаешь, выпьет ли он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? И мне самому смешно, что этот самый человек, терзаемый смехом, повествующий о том, что он всеми унижен и всеми оставлен, — как бы отсутствует; будто не с ним я говорю, будто и нет этого человека, только хохочет передо мною его рот…. Самого меня ломает бес смеха ; и меня самого уже нет. Нас обоих нет. Каждый из нас — только смех, оба мы — только нагло хохочущие рты».

Лирический герой потерял веру, любовь; смеясь над своей любовью и верой, он уничтожает себя, топя в этом разлагающем смехе «свою радость и свое отчаяние, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть».

Этот смех есть смерть . И все восемь лет, с 1908 до 1916 года, Блок неустанно твердил, что он мертвый : «Сердце — крашеный мертвец…»

Такие слова, как «гибель», «губительный», «гибельный», «смерть» , – особенно

полюбились ему: «Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…»

Восторг гибели был почти всегда связан у него с ощущением ветра,

вьюги, разгулявшейся стихии

«Любить для него значило чувствовать ветер. Иногда сама любовь казалась ему ветром, ворвавшимся в сердце» ( Чуковский) : « Как ветер, ты целуешь жадно».

Ссылка на основную публикацию
×
×