Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры“пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “ никто не придет назад “. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, которые ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче” .

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый” , оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре…” А. Блока

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.
Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы.
Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.
Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.
Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» – «светлой», «сладок» – «тонок»), корневые повторы («кораблях» – «корабли», «чужой» – «чужбине», «усталых» – «усталые», «на белом» – «белое»).
Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.
У стихотворения особый размер – четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.
В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость буд ет ,
Что в тихой гавани все корабли,
Что на чужбине усталые лю ди
Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.
Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: « и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной.
Во втором четверостишие наблюдается инверсия « пел ее голос , летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.
Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия.
Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа).
Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.
Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р , л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пе л а, хо р е, уста л ых, к р аю, ко р аб л ях, мо р е, р адость, пе л , го л ос, л етящий, в купо л , л уч сия л , на бе л ом, из м р ака смот р е л и с л ушал, бе л ое п л атье пе л о в л уче, каза л ось, ко р аб л и, уста л ые л юди, свет л ую, об р е л и, с л адок, то л ько). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (деву ш ка, ч у ж ом, у ш ед ш их, забыв ш их, летя щ ий, слу ш ал, лу ч , чу ж бине, ж изнь, При ч астный, ч то, ка ж дый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные ( г о л ос, с л а д ок, л уч, то н ок, у Царских Вр ат, П р ичаст н ый Тай н а м , п л ака л р е б ё н ок), что придает ощущение надрывности.
Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.
Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре». С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.
Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой заводи», «усталые люди», «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы.
Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.
Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.
Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу.
Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.
Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок».
Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад».
Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

Читайте также:  Дыхание революционной грозы: сочинение

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Скачать сочинение
Тип: Сочинение по картине

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.

Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.

56635 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Анализ стихотворения Блока Девушка пела

«Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”»

Стихотворение А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва – надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: “И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад”, – раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”.

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) – чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на “л” и “р”, на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

В стихотворении “девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Читайте также:  Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Здесь искали:
  • девушка пела в церковном хоре анализ
  • девушка пела в церковном хоре
  • анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре

Блок. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – лучшее сочинение

Стихотворение Александра Блока “Девушка пела в церковном хоре&#8230-” написано летом 1905 года. Поражение первой русской революции Блок воспринимал как личную трагедию.

Он был сознательным гражданином, события 1905 года затронули его знакомых и родственников, однако как поэт и творческая личность он чувствовал, что царизм изжил себя и ничего прогрессивного он обществу не дает, и кровавое подавление революционного движения угнетало автора.

Стихотворение построено на антитезе двух образов, первый – это прекрасная как ангел девушка, которая поэт в храме божественной красоты песню, второй – младенец как чистое божье творение интуитивно чувствуя, что случилось что-то нехорошее, плачет “у Царских Врат”. Эти два образа отождествляют веру в светлое будущее, надежду и всю правду, боль революции.

Первая часть стихотворения занимает его большую часть. Прихожане слушают в храме девушку, которая поет песню-молитву обо всех, кто покинут свою страну, избегая преследований, образ кораблей символизирует соотечественников, которые оказались в чужих краях.

Люди слушают эту прекрасную песню, смотрят на красивую девушку и кажется, будто ничего плохого в этом мире быть не может. Ее пение вселяет надежду, что все покинувшие родину найдут утешение на чужбине, обретут там покой, а здесь все образуется и жить станет легче, лучше. Нежная песня молодой девушки заставляла забыть обо всех мучениях и лишениях, которые испытали люди, все это забывалось, а сердце наполняла лишь всепоглощающая надежда.

Однако всему этому действу противопоставляется плачущий младенец. Его маленькое сердце испытывает боль, он не подвержен иллюзиям и интуитивно чувствуя, что произошло что-то ужасное, ребенок плачет о тех, кто уже никогда не вернется, о погибших.

Блок показывал скорее свое отношение к происходящему, нежели общественное мнение, это он очень хотел верить в светлое, в хорошее, но понимал все голую неприкрытую правду. А правда была ужасна – революция была жестоко подавлена, и рассчитывать на реформы или положительные изменения в жизни не приходилось.

  • Блок. Анализ стихотворения «В ресторане»

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно.

Блок. Анализ стихотворения «Осенняя воля»

Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.В.

Блок. Анализ стихотворения «Есть минуты, когда не тревожит…»

Страшные годы, суровые времена, тяжелейшие испытания силы воли и веры.

Блок. Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться…»

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился.

Блок. Анализ стихотворения «Ты в комнате один сидишь…»

Необходимо отметить, что Лирика великого русского поэта Александра.

Блок. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение Александра Блока “Вхожу я в темные храмы&#8230-” написано.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.

Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

«Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Читайте также:  Поэтический мир Александра Блока: сочинение

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Послушайте стихотворение Блока Девушка пела

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения “уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения ” Глаголет истину устами младенца”

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. “Девушка пела в церковном хоре. ” особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре №2

Александр Блок – знаменитый русский поэт-символист. Он вырос и воспитывался в интеллигентной семье. В своих ранних стихах поэт часто выражал свои патриотические и революционные мысли. Блок был восхищен идей равенства всех людей, идеалистично верил в нее. Во время юношеского максимализма он еще не осознавал что любые движения, революции не обходятся без тысяч жертв, а то и намного больше.

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови. Блок был свидетелем всего этого и был отрезвлен, начал задумываться, о том стоит ли какая-то даже благая идея многих человеческих жизней. Кроме революции на него также повлияли и события русско-японской войны, а именно Цусимское сражение.

Стихотворение, которое мы рассматриваем насквозь проникнуто антитезой. Грубости, жестокости и крови поэт приставляет прекрасную девушку, которая прекрасно поет и похожа на ангела. Условно стих можно разделить на две части. В первую входят три первых строфы. Они описают то прекрасное, что поэт увидел в храме. Пение девушки ассоциируется с молитвой. Корабль который ушел в море должен вернуться, это предполагается в мотиве. Пение девушки также символизирует силу искусства, которое дает надежду, веру в будущее. В церкви стоит мрак, поэт использовал этот символ чтоб показать что вся человеческая жизнь часто похожа на мрак. Но под воздействием музыки, прекрасного искусства мрак рассеивается. Тонки луч на плече девушке символизирует возрождающиеся веру в светлую жизнь.

Вторая часть стиха начинается с четвертой строфы. Блок показал как мечты, надежда, вера в прекрасное отличаются от реальной жизни. Плачущий ребенок есть тем, кто быстро отрезвляет нас, показывая реальную жестокую действительность.

Это был любимый стих Александра Блока. Он всегда, читая перед публикой заканчивал выступление именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре по плану

Девушка пела в церковном хоре

Возможно вам будет интересно

Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.

Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

Данное произведение Есенина очень динамично. Конечно, и сами представленные автором события бунта под предводительством Пугачева развивались довольно стремительно, но и слог Есениным выбран очень живой и яркий

Анализ стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Разные темы можно найти в работах Александра Александровича Блока. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» позволяет не только определить тему произведения, но и увидеть скрытый смысл. Поэт поделился эмоциями от кровавой расправы над рабочими и завуалировано поведал о Цусимском сражении.

История создания

«Девочка пела в церковном хоре» Блока была написана в 1905 году. Этот период для поэта пронизан революционной тематикой, поэтому его работы были наполнены мятежным духом. Очередная его работа не стала исключением.

Под простым сюжетом скрывается глубокий смысл — Александр Александрович поделился своими чувствами от того, как жестоко были убиты революционно настроенные рабочие.

Но еще одна история скрыта в работе Блока. Анализ «Девушка пела…» позволяет увидеть тяжелые переживания о Цусимском сражении. Поэт расстраивается не только из-за поражения, но и из-за гибели большого количества моряков. Александр Александрович был патриотом и поэтому поражение в русско-японской войне он воспринимал как личное горе.

Стих Блока можно условно разделить на 2 части. В первой поэт дает надежду на светлое и чистое будущее, но во второй уже чувствуется обреченность жизни, которая наполнена кровью и страданием. Избежать этого нельзя, ровно как и предотвратить. Остается только принять как неизбежное и оплакивать.

Краткое содержание

Текст начинается с описания того, как в храме девушка поет об ушедших кораблях, о тех, кто вынужден находиться на чужбине и о том, кто успел забыть радость. Во второй строфе поэт рассказывает, как ее чудесный голос разносился по всей церкви. Прихожане стояли во мраке церкви и внимали ее словам.

Проникновенная песнь заставляла людей верить, что все корабли достигли тихой заводи, усталые люди на чужбине получили покой и умиротворение. Эта надежда позволяла им верить в лучшее. В стихотворении луч солнца словно связывает земную и божественную часть мира. Он тонкий и хрупкий, словно символизирующий, что молитву услышал бог.

Но в четвертой строфе поэт рассказывает, что несмотря на сладкий голос девушки, все не так радужно. У Царских врат плакал ребенок, который прошел Причастие и находится у алтаря.

Ему открылись таинство божье, так как дети являются невинными душами. Он горько плачет, так как понимает: никто не вернется и многие погибнут в кровавом сражении.

Художественные приемы

В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.

Поэт использовал нетипичный размер для написания стихотворения — дольник. Для него характерно использование нетипичного чередования ударных и безударных слогов. В итоге получается создать особый ритм.

Блок использовал в работе следующие средства выразительности:

  • эпитеты — край предстает чужим, платье белое, заводь стала тихой;
  • метафоры — платье поет в солнечном луче, корабли уходят, а голос поет;
  • анафоры — несколько строк в стихотворении имеют одинаковое начало.

Поэт не зря использовал образ девушки, а не женщины. Пела в церковном хоре невинная особь, которая символизировала Ангела. В конце стихотворения ребенку становится ясным: никто не вернется, все погибнут и это заставляет его плакать от горя.

Если разбирать кратко работу Блока, можно выделить основную идею — обреченность молитвы. Как бы люди не старались, кому-то придется погибать и проливать кровь. Через ребенка словно сам Бог оплакивает трагедию.

Ссылка на основную публикацию
×
×