Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

Сочинение по творчеству Блока

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока

А. Блок — один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье «О назначении поэта» он пишет: «Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих — внести эту гармонию

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто «сын гармонии». Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности.

В раннем стихотворении «Сама судьба мне завещала…» задача поэта формулируется следующим образом: «светить в преддверьи Идеала туманным факелом своим». Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

…до Благого Стремлюсь своим земным умом И, полный

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

А. Блок считал, что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником «страшного мира», нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример — стихотворение «Поэт»:

…вон идет глупый поэт, Он вечно о чем-то плачет.

— О кем? — О розовом напоре. — Так у него нет мамы.? — Есть. Только ежу все нипочем Ему хочется за море, Где живет Прекрасная Дама.

Понятно, что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что «она не ездит на пароходе», — утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что «у него нет мамы «. Но точно так же-понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все «человеческие, слишком человеческие» потери просто нечувствительны, ему действительно «все нипочем». Поэт же пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства. Миссия поэта определяется так:

Но ты художник, твердо веруй начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты…

Поэт, следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

Сотри случайные черты И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Дайджест:

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой В 1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: «Вот у Бодлера поэт — это альбатрос… ну какой же я — альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от. .

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. А. Бунин В. В. Маяковский унаследовал из литературной традиции ответственное отношение. .

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: «Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно. .

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и. .

План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. II. Главная часть 1. Своеобразие постановки. .

На тему: Тема любви в поэзии Блока А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием. .

Тема родины в творчестве А. А. Блока В 1908 году Блок писал К. С. Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это —. .

Тема Родины в поэзии А. А. Блока Творческий путь Александра Александровича Блока был сложным и трудным, исполненным резких противоречий. Однако в конце концов этот путь привел его к духовному прозрению. Результат этого пути — 3 тома лирики. .

Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Понять поэта — это войти. .

На тему: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Тема поэта и общества — одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: «Сто томов. .

Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Тема предназначения поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Не стало исключением и творчество Н. А. Некрасова: он много писал о. .

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер. .

Читайте также:  Вечные вопросы и их решение в поэме А.А. Блока Двенадцать: сочинение

Тема предназначении поэта в творчестве Твардовского Глубокими размышлениями о предназначении поэта, о поэтическом долге наполнены стихи крупнейшего русского по­эта современности Твардовского. Будучи предельно требова­тельным к себе, он понимал искусство прежде всего как глубочайшую ответственность поэта за. .

Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы тема родины. Не вобрав в себя всю. .

Тема поэта и поэзии в ранней лирике А. С. Пушкина 1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности — эти мотивы встречаются в лирике. .

Современники о поэзии А. Блока «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Одним. .

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос» О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной. .

На тему: «Лики страшного мира» в поэзии А. А. Блока Поэт-символист «серебряного века» Александр Блок создал в своих стихотворениях особую, таинственную и мистическую реальность. И эта реальность полна противоречий и парадоксов. Мир, к которому стремится душа Блока, — это мир. .

На лирический герой в поэзии Блока Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую. .

Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт. .

Лирический герой в поэзии А. А. Блока Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Он вошел в русскую поэзию как сторонник этого течения, но он же и разрушил его реалистическим звучанием своей поэзии. .

Главные мотивы и ведущие символы поэзии Блока Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А. Блока. Как символист в раннем творчестве он рассматривает три темы. .

Роль поэта и поэзии Маяковский В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэта и поэзии? Вопрос о роли поэта и поэзии в жизни общества — один из важнейших в литературоведении. Оценка своей роли как поэта. .

Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять «хищного лица. .

Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю Все равно: принимаю тебя! У нашего отряда в пионерлагере был девиз: «И вечный бой. .

Круг великих творцов русской литературы в прозе Блока А. Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что «единственное оправдание для писателя» — не суждения литературной среды и критики, а «неподкупное. .

Символизм в творчестве А. А. Блока Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намеков, от В. Соловьева — религиозные идеи. Романтические переживания. .

Тема униженного обездоленного человека в лирике А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю. .

Родина Россия в поэзии и творчестве Вся поэзия Блока — напряженная, мучительная дума о России. Этой теме он посвятил и самостоятельный цикл стихов «Родина» . Важно, что поэт обратился к поэтическому воплощению образа народной, демократической, крестьянской. .

Образ Руси в поэзии А. А. Блока Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров — в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершив-: игам своим творчеством поэтические. .

Тема родины в лирике Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения — о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений. .

Философское осмысление предназначения поэта и поэзии в русской литературе XIX века 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной. .

Символизм в творчестве и поэзии Творчество Александра Александровича Блока явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции» он. .

Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Александра Сергеевича Пушкина называют «началом наших начал», но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее. .

Тема родины в лирике А. А. Блока 1. Вечная тема лирики А. С. Блока. 2. Образ Родины в стихотворениях разных лет. 3. Вера поэта в будущее России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь. .

Творческая оригинальность поэзии Александра Блока Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета, мать, а также тетки и бабушка — писательницами. Детство прошло в семье деда. .

«Женские лики» в творчестве Блока Лирика Блока представляет собой, в сущности, единое произведение. «Собрание стихотворений» в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой «Трилогии вочеловечения» нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход. .

Образ поэта в раннем творчестве В. В. Маяковского Среди литературных деятелей начала XX века резко выделялся начинающий поэт Владимир Маяковский. Несомненно, в первых его произведениях нашло отражение время, в которое он жил, — время глубоких социальных перемен, время. .

Сочинение: Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия» Вопрос экзаменационного билета Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия» Поэтическое творчество Александра Александровича Бло­ка принадлежит к числу замечательнейших явлений русской национальной художественной культуры. Блок по силе своего песенного. .

Тема России в лирике А. А. Блока Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Тема о России… Этой те­ме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос. .

Анализ творчества Александра Блока

Автор: Guru · Опубликовано 06.05.2017 · Обновлено 13.07.2017

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

    судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Читайте также:  Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант): сочинение

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

Классическая литература

Зарубежная литература

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова «поэт» в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэта­ми начала XX века.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы. Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока «Поэты» и пушкинское стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он.

Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где «за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой». Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения «Поэт». Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что «свой день посвящал вину и усердным работам», выше и чище духовно, чем «милый читатель» и «критик слепой», который «доволен собой и женой».

Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступ­ны «и косы, и тучки, и век золотой». Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены, принимает общую позицию интеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою «вину» перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Блок готов с радостью воспевать «сей мир ужасный», по­тому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

В этом отношении показательна поэма Блока «Соловьиный сад». В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой «Соловьиного сада», стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.

Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы «Двенадцать». После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что «мир иной, обетованный и прекрасный» не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении «Пушкинскому Дому» отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должна быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.

Поэзия Блока

Александр Александрович Блок
(1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства.
Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль.
Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Читайте также:  Старый и новый мир в поэме А. Блока Двенадцать.: сочинение

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.

Такие образы и понятия, как «звезда», «сон», «знак», «сумрак», «тьма», «свет», «берег», «круг», приобретают двойной смысл. Второй смысл — символический — закрепляется за ними, становится основным. Звезды — светлое будущее. Звезда — надежда. Постоянные символические значения закрепляются в стихах Блока и за цветами: синий — цвет романтической мечты, красный — цвет тревоги.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воспетая реальная девушка — «молодая, с золотой косой, с ясной, открытой душой». Но для Блока характерно перерастание живого образа возлюбленной в символ Прекрасной Даме как отвлеченное воплощение идеи женственности.

«Стихи о Прекрасной Даме» отличаются благородством, моральной чистотой, искренностью и свежестью чувств молодого поэта. Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям русской классической литературы XIX века с ее нравственными исканиями.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока

А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье “О назначении поэта” он пишет: “Поэт – сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих – внести эту гармонию

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто “сын гармонии”. Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности.

В раннем стихотворении “Сама судьба мне завещала…” задача поэта формулируется следующим образом: “светить в преддверьи Идеала туманным факелом своим”. Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

…до Благого Стремлюсь своим земным умом И, полный

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет. Покоя – нет.

А. Блок считал, что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником “страшного мира”, нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример – стихотворение “Поэт”:

…вон идет глупый поэт, Он вечно о чем-то плачет.

– О кем? – О розовом напоре. – Так у него нет мамы.? – Есть. Только ежу все нипочем Ему хочется за море, Где живет Прекрасная Дама.

Понятно, что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что “она не ездит на пароходе”, – утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что “у него нет мамы “. Но точно так же-понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все “человеческие, слишком человеческие” потери просто нечувствительны, ему действительно “все нипочем”. Поэт же пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства. Миссия поэта определяется так:

Но ты художник, твердо веруй начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты…

Поэт, следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

Сотри случайные черты И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Лорелея центральний персонаж романтичної поезії Лорелея – центральний персонаж романтичної поезії. Міфологічний прообраз: Л. – діва-чародійка, річкова фея, героїня німецьких народних легенд. Ім’я Л. походить від назви крутої кручі. Лурлей на Рейні поблизу Бахараха. Ця.

Герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в “углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого.

Тема урока: “Золотая Хохлома” 5 Класс – просмотреть бесплатно Тема урока: “Золотая Хохлома” Программа по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского 5 класс, Цель четверти: Формирование субъективной картины окружающего мира родной природы как источника художественных форм в народном.

Пугачев – разбойник или освободитель? Сочинение по повести А. С. Пушкина ” Капитанская дочка ” А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”.

Данил Заболотный Двадцатишестилетний врач-микробиолог, будущая звезда мировой медицинской науки и будущий президент Всеукраинской академии наук, Данил Заболотный провел на себе первый эксперимент: приняв только что изобретенную холерную вакцину, заразил себя холерным вибрионом.

Тест к роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкина 1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е.

Конспект урока “Круговая тренировка” МОУ “Лянторская СОШ №6” г. Лянтор, Сургутский район. Учитель физической культуры Калинин Алексей Владимирович. Урок физической культуры в 9-м классе по теме “Круговая тренировка” План – конспект урока физической культуры.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА по теме “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ” – просмотреть бесплатно ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА По теме “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ” Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Тепловые явления”. Задачи: Развивающие: – продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности.

Образ Платона Симиренко Среди людей преобладают те, без которых эпоха могла бы спокойно обойтись. Ничего важного она бы не потеряла. Но, к счастью, есть и такие, которые становятся ее творцами, ее сутью. Именно.

Сочинение по произведению Вересаева “Записки врача” С наибольшей выразительностью особенности прозы автора проявились в “Записках врача” – произведении, над которым Вересаев работал с 1892 по 1900 год. В литературе тех лет, пожалуй, ни одно произведение не.

Чему учат нас картины ада и рая в поэме “Энеида” Ивана Котляревского В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подав ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую “Энеиду” Вергилия, писатель дает ответ на два основных.

Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей . Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился.

Мобильный телефон друг или враг? XXI век – время современных технологий и стремительного развития человечества. Сегодня человек все больше осваивает новые просторы, осуществляет эффективные разработки и проекты в самых различных областях для удовлетворения собственных потребностей.

Тренажеры по математике для устной и письменной работы в 5 классе 1. Щитова Галина Владимировна. 2. МБОУ СОШ №7 , г. Колпашево, Томская область 3. Учитель математики Тренажеры для устной и письменной работы в 5 классе. 1. Сложение и вычитание натуральных.

Метафора в контексте Существование механизма метафоры позволяет с ее помощью создавать новые языковые значения, таким образом, метафора из фигуры речи переходит в языковой знак, что приводит к утрате словом или словосочетанием прежней и.

Живые силы в России в повести “Хор и Калиныч” Художественному раскрытию этой мысли посвящены многие рассказы. Достаточно указать хотя бы на рассказ “Певцы”, быть может, наиболее в этом смысле показательный. Начинается повествование с короткого сельского пейзажа, характерного именно для.

Литературный обзор творчества Чингиза Айтматова Чингиз Айтматов – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве.

Роль прийому протиставлення для вираження ідейного змісту твору “Патріоти” Особливу сторінку творчої спадщини В. Самійленка становлять сатиричні та гумористичні поезії, в яких митець висміює негативні вчинки своїх землякїв-українцїв, їх неробство та боягузство, псевдопатріотичне базікання про високі матери. До цієї.

Практическое значение методической работы Организационно-методические формы работы в детских образовательных учреждениях представляют собой главный путь к совершенствованию профессиональных навыков педагогов и развитию творческого начала в коллективе. Кроме того, методические Семинары для воспитателей доу являются.

Закон внутреннего единства “Записок охотника” Законы внутреннего единства “Записок охотника” можно обнаружить и в периодичности сменяющих друг друга тематических мотивов книги. Здесь композиция цикла во многом аналогична приемам построения музыкального произведения. ” Записки охотника ”.

Сейчас вы читаете: Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.