Старый и новый мир в поэме А. Блока Двенадцать.: сочинение

Противостояние «двух миров» в поэме «Двенадцать» (Блок Александр)

В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, итогом которой стал приход к власти большевиков во главе с В. И.Лениным. Это событие потрясло всю страну. Кто-то принял революцию, кто-то отказался принимать новую власть, но равнодушным к этому событию не остался никто.

События октября 1917 года нашли отклик во многих литературный произведениях, в том числе и в творчества А. А. Блока. В январе 1918 года поэт создал поэму «Двенадцать». Закончив работу над ней, Блок написал: «Сегодня – я гений!». Действительно, поэма стала одним из самых значительных произведений как в творчестве самого автора, так и в целом всей русской литературы 20 века.

Как мы знаем, Александр Александрович Блок принадлежал к таком литературному течению, как символизм.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

А для символистов характерна идея двоемирия, параллельного существования двух миров.

Основной конфликт произведения – это столкновение двух миров – старого и нового. Прошлый мир буржуазии и монархии противопоставлен новому, революционному настоящему.

С представителями старого мира автор знакомит нас с первых строчек произведения. Старушка, которая ругает большевиков и не понимает, на что им такой большой плакат, на котором написан один из лозунгов «вся власть учредительному собранию, товарищ поп, отчего-то «невесёлый», примечательно, что в этом сочетании слились два времени, «товарищ» – новое, настоящее время, а поп прошлое. Этим образом автор показывает полную несовместимость старого и нового, жесточайшую уродливость в случайных сочетаниях.

Во второй главе поэмы появляются ещё два образа -Ваньки и Катьки, они тоже являются представителями старого мира. Мы узнаем, что под влиянием буржуазного общества героиня стала падшей женщиной, изменила красноармейцу Петрухе с Ванькой.

Эта любовная линия имеет трагичный конец, Петруха застрелил Катьку, хотя изначально целился в солдата. Эта смерть не вызывает сочувствия у читателя, она не воспринимается как преступление, а наоборот, как поступок, направленный на укрепление нового мира. О Катьке автор пишет «падаль», а о Петрухе «бедный убийца». Усомнившийся в правильности своего поступка герой, под влиянием остальных красногравардейцев убеждается в правильности и верности намеченного пути. Они являются двенадцатью апостолами, но не Христа, а революции. Они должны защищать её, наказывать тех, кто не принимает новую власть, но, к сожалению, их путь лежит только через насилие и жестокость. Нравственный ценности, понятия потеряли свою цену и значимость. Двенадцать хором восклицают:

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!” Казалось бы, патруль должен наоборот следить за порядком и предотвращать грабежи, разбой, мародёрство. Но красногвардейцы сами стали теми, от кого надо охранять мирное население. Они начали разгул, считая, что им все дозволено. Вместо того, чтобы мирным путём строить новый мир, они начали безжалостно и кроваво разрушать старый.

В конце произведения появляется образ безродного, побитого пса, который олицетворяет весь буржуазный мир. Этим образом автор показывает нам, что величие дореволюционной России почти угасло.

Крушение старого мира неизбежно, он канул в вечность, возвратится к нему уже не получится. Остались лишь несколько его представителей, но они не представляют единое целое, и в скором времени исчезнут. А. Блок относится к «старой половине» с такой же недоброй насмешкой, как и красногвардейцы.

Я думаю, создавая данное произведение, автор стремился максимально подробно и чётко передать и описать то, что представляют два мира. Люди в то время находились перед выбором: остаться каплей в океане буржуазии и впоследствии исчезнуть или же стать искрой в горящем, кровавом, безжалостном огне революции.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61459

«Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Поэма Блока «Двенадцать» отражает во всей полноте отношение поэта к революции 1917 года. В этом произведении в лучших традициях символизма он описывает своё, во многом объективное, видение революционной эпохи, представленной двумя противоборствующими мирами – старым и новым. И новый мир неизменно должен победить.

Со старым миром поэт знакомит нас в первой главе поэмы, являющейся своеобразным прологом. Блок выводит на сцену старушку, ругающую большевиков. По её мнению, они потратили огромное количество ткани, из которой вышло бы много портянок для раздетых и разутых, на никчемный плакат: «Вся власть учредительному собранию!». Да и зачем ей этот плакат с лозунгом, ведь она его всё равно не поймёт.
Далее, вслед за старушкой, появляется «буржуй на перекрёстке», от мороза упрятавший в воротник нос. Затем мы слышим, что кто-то «говорит вполголоса»:

– Предатели!
– Погибла Россия!

Далее появляется «товарищ поп», отчего-то «невесёлый». Затем «барыня в каракуле», разговаривающая с другой, проститутки, обсуждающие на своём собрании, сколько с кого брать… И, наконец, бродяга, просящий хлеба. По сути дела, на этом описание старого мира заканчивается, но только внешне, так как за простым перечислением героев, во-первых, скрывается глубокий идейный смысл, во-вторых, отголоски этого же старого мира будут слышны на протяжении всей поэмы.

Итак, поэт не даёт нам обширного, пространного описания старого мира и его представителей в силу ограниченности объёма повествования, обусловленной стихотворным жанром. Но, в то же время, предельная сжатость образов позволяет ему подчеркнуть основную мысль – старый мир уже не существует как единое целое, его время прошло, на «обломках цивилизации» размещаются лишь отдельные её представители, да и те не самые яркие. Эту мысль поэт выделяет авторскими репликами: «А это кто?», «А вот и долгожданный…», «Вон барыня в каракуле».

Блок вносит в повествование о представителях старого мира черты иронии, используя сниженную просторечную лексику: «брюхо», «бац – растянулась», «курица». Поэт смеётся над прогнившим до основания обществом, потому что уверен, что за ним нет будущего. Символом старого мира в прологе выступает чёрный цвет, которому противопоставлен цвет белый – символ нового мира.

Уже во второй главе поэмы встречается упоминание о Катьке и Ваньке – ещё двух представителях старого мира. Причём девушка не была таковой изначально. Катька была возлюбленной красноармейца Петрухи, но, поддавшись искушениям буржуазного общества, стала падшей женщиной. Об этом мы узнаём из пятой главы, когда Петруха, ревнуя и злясь, рассказывает о её блудодеяниях с офицерами, юнкерами, а потом и с обычными солдатами.

Представителем отмирающего буржуазного общества, бесом-искусителем для Катьки является солдат Ванька. Но это опять-таки не лучший представитель старого мира. Его физиономия (даже не лицо) «дурацкая», он «плечист» и «речист», а это указывает на его развитость. Петруха это понимает, и поэтому обида его на Катьку из-за того, что она этого не разглядела, приводит к трагической развязке любовной линии повествования.

Итак, можно сделать вывод, что старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

И опять здесь поэт использует сниженную лексику, чтобы подчеркнуть падение былого авторитета «Святой Руси».
В девятой главе происходит окончательное развенчивание образа старого мира:

Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за тем, поджавши хвост.

Если в первой главе старое общество представляли человеческие образы, то теперь образ буржуя и вовсе сменяется образом безродного, побитого пса, который, как мы увидим в двенадцатой главе – эпилоге, плетётся позади двенадцати красноармейцев – представителей нового мира. Такая развязка, по мысли Блока, была неминуема, потому что впереди апостолов нового мира появился «в белом венчике из роз» Иисус Христос – символ гармонии, чистоты, обновления. Это образ той светлой жизни, к которой, пусть ещё только подсознательно, стремятся люди. А потому старый мир неизбежно рано или поздно изживёт себя, как «голодный пёс».

Старый мир в поэме Блока Двенадцать (сочинение)

Поэму А.А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствуясь своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное.

Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего:

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

– Ох, большевики загонят в гроб!

То, что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.

Далее представлен герой, авторское отношение к которому более жесткое, это чувствуется по подчеркнуто суровым образам природы, его сопровождающим:

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.

А вон и долгополый –

Сторонкой за – сугроб…

Что нынче невеселый,

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

– Ужь мы плакали, плакали…

И – бац – растянулась!

Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:

Наряду с сатирой на «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь – более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.

Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»). «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гётевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!»), и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой – звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»:

Их винтовочки стальные

На незримого врага…

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога…

И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянки», ожидание опасности не покидает героев:

И вьюга пылит им в очи

Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.

Читайте также:  Тема революции в поэме Блока “12”: сочинение

Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не вне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» – символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция – это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов – орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

Скачать:

ВложениеРазмер
a.blok_12.docx37.3 КБ
blok._dvenadtsat.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе.

Тема урока : «Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Цель урока : проанализировать поэму «Двенадцать» А.Блока.

– образовательные: познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, объяснить символичность образов, связать с поэму историко-культурным наследием;

– развивающие: совершенствовать навыки анализа лирического произведения;

– воспитательные: прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», презентация к уроку (в системе Power Point), рисунки Ю.Анненкова к поэме.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание.

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Мы наблюдали и обсуждали, как проходило становление личности Блока, познакомились с ним как поэтом-символистом. Читали “Стихи о прекрасной Даме”, “Незнакомку”. Обсудили тему России в творчестве поэта. Обратили внимание на то, что в стихотворении “На железной дороге” Блок в облике своей героини передал не только драматическую судьбу одной простой женщины, но и трагический удел всей России.

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», – вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Почему поэт-дворянин, эстет пишет поэму о революции? Ведь революция – это насилие, кровь, смерть.

Обратимся к воспоминаниям К.Чуковского: “ Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех её членов, которые из поколения в поколение труженнически служили наукам… Образование Блок получил тоже стародворянское. его дед был профессор и его тесть был профессор, а все его тётки и мать – все были писательницы, жили книгами, молились на книги…Его биография безмятежна, а в стихах – лихорадка ужаса. Даже в тишине чуял он катастрофу… Всю жизнь он ощущал себя обречённым на гибель, выброшенным из родного уюта… Если не в своей биографии, то в творчестве он отринул всё благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели…Всё его творчество было насыщено апокалипсическим чувством конца – конца неминуемого, находящегося уже “при дверях”…

С 1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся её, но чем дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей “острожной тоски”. Революцию он призывал громко и требовательно:

Эй, встань и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!

Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования и не сомневался, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет. Блок верил, что жизнь втайне прекрасна. Мы не видим её красоты, потому что она загажена всякой дрянью. Революция сожжёт эту дрянь, и жизнь предстанет пред нами красавицей. Меньшего Блок не хотел. Никаких половинных даров: всё или ничего. Что же он хотел от революции? Раньше всего он хотел, чтобы она преобразила людей. Чтобы люди сделались людьми. Поэт верил, что в огне революции чернь преобразится – в народ.

Беседа с учащимися.

– Революция свершилась. Как же она изменила людей? Что увидел поэт?

(18 февраля 1918 года поэма “Двенадцать” была опубликована в газете эсеров “Знамя труда”, а в мае вышла отдельной книжкой).

– Что такое поэма как жанр литературного произведения?

(Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему, т.е. это сюжетное произведение в отличие от лирического стихотворения)

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель читает поэму вслух и ведёт с классом беседу, в ходе которой составляется логико-смысловая схема.

– Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев-красногвардейцев, 12 глав произведения).

Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа двенадцати красногвардейцев закономерно. Блок хотел показать коллективное, “роевое” (по выражению Л.Толстого) сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуального начала. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Блок верит, что именно русская интеллигенция, а не буржуазия способна принять и понять революцию. И он противопоставляет интеллигенцию буржуазии: “Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась”. Именно эта позиция предопределила сатирическое изображение буржуазии, “уходящего мира” (мы обозначим его как “старый мир”).

V. Проблемный вопрос:

Как взаимосвязаны «старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать»? На чьей стороне А.Блок?

VI. Технология исследовательского обучения. Работа в группах:

1 группа работает над поиском авторского отношения к «старому миру», описания его в поэме,

2 группа представит нам «новый мир», описанный в произведении.

Сообщение 1 группы:

– Кого из героев можно отнести к старому миру?

В первой главе поэмы видим: старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней, символизирующей обывательское начало.

Кто еще относится к «старому миру»? Как его описывает А.Блок? Выделим ключевые слова и выражения:

На ногах не стоит человек…

Скользит — ах, бедняжка.

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат…

А всякий — раздет, разут.

Старушка, как курица..

— Ох, большевики загонят в гроб.

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Буржуй на перекрёстке…

А это кто?— Длинные волосы

И говорит в полголоса:

Должно быть, писатель —

Что нынче не веселый,

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

— Уж мы плакали, плакали.

«Вся власть Учредительному Собранию!»

. И у нас было собрание.

На время — десять, на ночь — двадцать пять.

. И меньше ни с кого не брать.

Злоба, грустная злоба

Черная злоба, святая злоба.

Общее настроение, которым проникнуто описание «старого мира»: грусть, холод, голод, злоба… Если посмотреть, сколько героев представляет этот мир, и еще к ним добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее число: двенадцать.

Итак, “старый мир”:

1) старушка,
2) буржуй на перекрёстке,
3) писатель – вития,
4) товарищ поп,
5) барыня в каракуле,
6) 5 проституток,
11) бродяга,
12) пёс безродный.

Сообщение 2 группы:

– А кто составляет “новый мир”?

Прежде всего, «Старому миру» противопоставлены двенадцать красногвардейцев, с которыми и связано представление о “новом” мире. Блок описывает их так:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни.

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Эх, эх, без креста!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивость составляют революционное сознание отряда. Поэтому в центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода “без креста”).

Работа с классом.

–А Катька и Ванька? Какое место они занимают в поэме?

Их нельзя отнести ни к одному, ни к другому миру. Они занимают как бы промежуточное положение между двумя мирами. Дело в том, что на фоне изображения революции Блок показывает историю любви, историю гибели героини. Поэта заботил облик Катьки: “Катька – здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая,– добрая – здорово ругается, проливает слёзы над романами, отчаянно целуется…”. “Толстомордость” очень важна, ведь она подчеркивает некую девственность ее натуры. В шестой главе Катька погибает, Петруха, “бедный убийца”, оплакивает её, но другие красногвардейцы одёргивают его, “стервеца”, и все вместе они идут на разбой.

Итак, Катька с Ванькой образуют свой мир, промежуточный, в котором самое главное – любовь, а не революция.

– Во вьюге “идут без имени святого…” двенадцать красноармейцев ( “новый мир”), позади них плетётся “голодный пёс”, олицетворяющий “старый мир”, а впереди – Христос.

Одни воспринимают Иисуса Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Блок сам удивился: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Иисуса Христа. В марте 1918 года поэт пишет в дневнике: “Разве я восхвалял?” (имеется в виду большевиков). Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь Иисуса Христа. Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ”.

Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы).

Схематически «миры» можно так изобразить (запись в тетрадях):

(старушка, буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп,

барыня в каракуле, 5 проституток, бродяга, пес безродный)

«промежуточный мир»

«новый мир» (12 красногвардейцев)

“Промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”.

Поэма заканчивается словами:

. Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс.

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

– Что хотел сказать этим поэт? Блок не ответил ничего на этот вопрос. Давайте попробуем разобраться.

Иисус Христос – символ добра и справедливости. Но сейчас этот образ утрачивает традиционное значение. Кроме того, Он «за вьюгой невидим», поэтому получается, что добро и справедливость – вечные спутники человечества и в «старом», и в «новом» мирах.

Слово учителя: Также нужно заметить, что с обоими мирами связано число 12. И что такое “новый” мир как не отражение “старого”? Но не о таком мире и не о таких людях грезил Блок. Революция, о которой мечтал поэт, не изменила людей, а разрушила традиционный порядок, разрушила веру и в Бога, и в смысл Бытия. Неслучайно в предсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь все до единого экземпляра поэмы “12”.

После создания поэмы в мировоззрении Блока произошли большие изменения. Это отразилось в его докладе “Крушение гуманизма”, который был прочитан в 1919г. в издательстве “Всемирная литература”. “Но покой и волю тоже отнимают…И поэт умирает, потому что дышать уже нечем”; жизнь потеряла смысл. Доклад был посвящён А.С.Пушкину и приурочен к “ ежегодным поминкам”. Блок писал не только о Пушкине, но и о себе: “Его убило отсутствие воздуха”.

VII. Использование кейс-технологий.

– Объясните, как связана идея поэмы с пейзажем?

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

На ногах не стоит человек.

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер — кровь, грязь, преступление; белый снег — та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только «черную» оболочку революции или только ее «белую» сущность — он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые тогда раскололась Россия. Но поэт одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов подчеркивает бескомпромиссность противостояния враждующих сил. И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом, «идут двенадцать человек. »

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат «Вся власть Учредительному собранию!», и «невеселый товарищ поп», и старушка, которая «никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут», и оплакивающая Россию «барыня в каракуле», и злобно шипящий «писатель, вития». И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что «злобу» против этого всего можно счесть «святой злобой». И все эти события разворачиваются на фоне метели – символе неразберихи, хаоса.

Сопоставьте иллюстрации Ю.Анненкова и текст поэмы.

Давайте вернемся к проблемному вопросу:

– Как представлен «старый» мир в поэме «Двенадцать» А.Блока»?

– Что символизируют 12 красногвардейцев»?

– На чьей стороне поэт?

– Какова роль пейзажа в произведении?

– Что нового вы узнали о личности А.Блока и о его лирике?

IX. Подведение итогов.

Итак, «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы, указывают на недостатки и пути их устранения.

XI. Объявление домашнего задания:

  1. Из текста поэмы выписать образы-символы.
  2. Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».

Старый и новый мир в поэме Александра Блока “Двенадцать”

“Окаянные дни” – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений – поэму “Двенадцать”, которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, “стороной – за сугроб”, который в прежние времена “брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ”. Теперь “товарищ поп” лишен и креста, и былого высокомерия.

Барыня в каракуле – символ светского дворянского общества:

Вот барыня в каракуле

К другой подвернулась:

– Уж мы плакали, плакали…

И – бац – растянулась!

Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии к новой жизни.

Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повержен, остались лишь жалкие тени от былого величия.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Совсем иное художественное воплощение в поэме получил новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряда, по моему мнению, – это отражение реального лица революции. “На спину б надо бубновый туз!”, “Запирайте этажи, нынче будут грабежи!”, “Уж я ножичком полосну, полосну!” – подобные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь.

В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: “Мы наш, мы новый мир построим!” Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему “старому”.

Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

И наконец, одним из основных в поэме “Двенадцать” является образ Христа. Существование данного образа в поэме можно трактовать поразному. Лично я считаю, что он символизирует “бога рабов”, ведущего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Иисуса Христа в поэме написано неверно.

На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.

В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жизни, дающую представление о событиях тех лет в революционной России и их идеологической направленности. Мастерски построенная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму “Двенадцать” одним из лучших произведений в творчестве Александра Блока.

Похожие сочинения:

Старый и новый мир в поэме А. Блока “Двенадцать” “Окаянные дни” – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет.

Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В.

Вопросы и ответы к поэме “Двенадцать” А. А. Блока 1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока “Двенадцать”? Поэма А. Блока “Двенадцать” сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета – черный вечер –.

Символизм личного переживания в поэме Александра Блока “Двенадцать” Говорят, история человечества – это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они.

Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая.

ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”;. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ “Двенадцать” – первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. В поэме постоянно присутствует образ бурной стихии. Ветер: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер! На всем божьем.

Прием контраста в поэме Блока “Двенадцать” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового.

РОЛЬ СИМВОЛОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового.

Поэма Александра Блока “Двенадцать” – гимн или реквием? Долгое время советские идеологи от литературы хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Не так давно воинствующие апологеты так называемых преобразований начали по этому же поводу злословить. И.

Изображение революции в поэме Александра Блока “Двенадцать” Александр Блок – одна из драматических фигур нашей истории. Он трагичен ролью ненасытного романтика революции, гения, видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”. Он трагичен пониманием своей цены, которую.

Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором.

Символика в поэме Александра Блока “Двенадцать” Символ – это один из методов тайного сопоставления. От остальных сходных литературных приемов – метафор, гипербол и прочих, их отличает многозначность. Любой человек воспринимает их настолько, насколько ему это приходится.

БОРЬБА ДВУХ МИРОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и.

Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока.

Борьба двух “миров” в поэме Блока “Двенадцать” Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и.

Тема революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Эта поэма стала самым первым произведением об Октябрьской революции – она была написана спустя всего лишь три месяца после событий Октября. За последовавшие после поэмы три года своей жизни Блок.

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать” Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и.

Символика образа вьюги в поэме Блока “Двенадцать” План I. Выразительная символика поэмы Блока “Двенадцать”. II. Образ вьюги, пронизывающий все произведение. 1. Ветер перемен. 2. Образ, несущий угрозу и ощущение нестабильности. 3. Настроение общества и неуправляемая стихия. 4.

ВПЕРЕДИ – ИИСУС ХРИСТОС (по поэме А. Блока “Двенадцать”) Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба.

Библейские аллюзии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после.

Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока “Двенадцать” – Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение – поэму “Двенадцать”.

Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с.

Цветовая символика поэмы А. Блока “Двенадцать” Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” – своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного.

Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних.

Сочинение на тему: “Образы-символы в поэме А. Блока ДВЕНАДЦАТЬ” Блок предчувствовал революцию в 1905 году. Она свершилась. Тем не менее, вершившие ее лишь частично получили требуемое. Революция 1905 года сегодня, по мнению историков, являлась лишь предтечей революции 1917 года.

Изображение “мирового пожара” – стихии революционного переустройства жизни в поэме Блока “Двенадцать” Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в прошлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год –.

“Вечные” вопросы и их решение в поэме Блока “Двенадцать” Блок писал в 1920 году: “…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь.

Композиция поэмы А. А. Блока “Двенадцать” И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок.

Христианские мотивы в поэме Блока “Двенадцать” Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто.

ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока – художника, прошедшего путь “среди революций”, чутко уловившего и противоречия.

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

Существуют люди, которые упиваются несчастьем и страданиями других. Действительно, кому-то доставляет радость, когда остальные счастливы, а другой ищет возможности посмотреть как кому-то плохо.

Н.В. Гоголь в произведении «Мертвые души», практически, не описывает по внешним характеристикам своего героя – Павла Чичикова.

Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много

Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы

Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день

Ссылка на основную публикацию
×
×