Биография Джона Ролза

Джон Ролз: Теория справедливости

Здесь есть возможность читать онлайн «Джон Ролз: Теория справедливости» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Новосибирск, год выпуска: 1995, ISBN: 5-7615-0365-4, издательство: Изд-во Новосибирского ун-та, категория: Философия / sci_social_studies / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Здесь есть возможность читать онлайн «Джон Ролз: Теория справедливости» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Новосибирск, год выпуска: 1995, ISBN: 5-7615-0365-4, издательство: Изд-во Новосибирского ун-та, категория: Философия / sci_social_studies / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Джон Ролз – Теория справедливости

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Книга издается на средства, выделенные Комитетом РФ по печати, администрации которого я благодарен за поддержку.

Джон Ролз – Теория справедливости

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Выражаю признательность также и моему давнему другу профессору В. В. Петрову, во многом способствовавшему успешному завершению всего проекта.

Джон Ло
John Law of Lauriston

Шотландский экономист и финансист. Министр финансов Франции. Основатель первого частного акционерного банка Франции «Banque generale». Создатель так называемой «системы Ло». Его деятельность сыграла определенную роль в зарождении учения физиократов.

Джон Ло оф Лористон родился 21 апреля 1671 года в городе Эдинбург, Шотландия. Получил хорошее образование и очень рано стал вникать в финансовые операции отца, банкира Уильяма Ло. В возрасте четырнадцати лет после смерти главы семейства стал наследником огромного наследства. В двадцать лет переселился в Лондон, где окончательно прокутил свое состояние, и приобрел массу долгов. Чтобы рассчитаться с кредиторами, вынужден продать родовое имение Лористон. За убийство на дуэли дворянина Уилсона заключен в тюрьму, откуда бежал.

Сначала Джон переехал в Амстердам, где поступил секретарем к английскому регенту, чтобы ознакомиться с условиями торговли и кредита. Потом отправился в Италию, где изучал организацию банковского дела в Риме, Венеции, Флоренции и Неаполе. Везение в картах позволило ему вести роскошный образ жизни и сблизиться с первыми лицами европейских монархий. Эти связи использовал, чтобы продвигать свои финансовые проекты, но ему все отказывали.

Вернувшись в Шотландию в 1705 году Ло предложил местному парламенту два проекта: один посвящен реформированию торговли, а второй реформированию денежного обращения. Однако эти проекты также отвергнуты большинством членов парламента, хотя некоторые влиятельные лица государства, такие, как герцог Аргайл, поддерживали его инициативы.

В начале 1708 года Джон Ло отправился во Францию, где благодаря своему игровому таланту привлек к себе повышенное внимание первых лиц государства, в частности герцога Орлеанского. Но по настоянию генерал-лейтенанта полиции д’Арженсона оказался выселен за пределы Франции под предлогом, что тот слишком искусен в играх, приносящих ему большие деньги.

Покинув Париж, Ло посетил ряд итальянских и немецких городов, где выступал с теми же финансовыми инициативами, которые не заинтересовали князей. После заключения Утрехтского мира вернулся в Париж и через некоторое время получил французское подданство. Вскоре умер Людовик XIV, регентом Людовика XV стал Филипп Орлеанский, покровительствовавший Ло.

С этого момента, пользуясь его поддержкой, Джон приступил к реализации своих финансовых и торговых проектов. Предложил реформировать систему денежного обращения и заменить металлические деньги бумажными. Однако французский парламент не согласился устроить такой финансовый эксперимент. Тогда в 1716 году открыл в Париже частный акционерный банк «Banque generale» и стал выпускать собственные бумажные деньги, которые при предъявлении в банк в любой момент могли быть обращены в серебряные монеты.

Покровительство регента делало банк респектабельным в глазах потенциальных клиентов, и его дела быстро пошли в гору. Решение о том, стоит ли или не стоит принимать к оплате билеты Всеобщего банка, каждый торговец принимал на свой страх и риск. Все чаще такие решения были положительными, особенно после того, как по настоянию Ло в апреле 1717 года Регентский совет разрешил платить банковскими билетами налоги в казну. Через год Всеобщий банк национализирован и переименован в Королевский, но за оперативное управление по-прежнему отвечал Джон Ло. Билеты Всеобщего банка стали государственными билетами.

Деятельность Ло на ниве французских государственных финансов не ограничилась банком. Получил разрешение создать общество «Компания Запада», которое в 1717 году стало известно как Миссисипская компания. Это общество должно развивать Луизиану, французскую колонию в Северной Америке, дела в которой шли неважно. Компания получила в собственность все ее земли, все корабли и военное снаряжение, а также эксклюзивное двадцатипятилетнее право на торговые операции в провинции, включая закупку ценного бобрового меха.

Для привлечения акционеров Джон Ло развернул широкую рекламную кампанию. Желающих купить акции с каждым днем становилось все больше, и они росли в цене, что, в свою очередь, вело к появлению новых желающих. Через год началась настоящая лихорадка: акции покупали и бедные, и богатые. Состояния возникали на глазах «из воздуха». Парижская улица, на которой жил финансист, стала своего рода фондовой биржей.

Поскольку акции можно приобретать за государственные билеты, по сути Джон Ло объединил в финансовую схему два своих предприятия: банк выпускал новые банкноты, а Миссисипская компания продавала за них свои акции. Основная прибыль от этого финансового пузыря шла в государственную казну, которая пополнилась сотнями миллионов ливров. Оживились промышленность и торговля, выросла занятость населения, заработная плата увеличилась в четыре раза. На фоне такого успеха в 1720 году Ло утвердили на посту Министра финансов Франции.

Но за ростом количества выпущенных в обращение бумажных денег никак не следовало увеличение обменного фонда Королевского банка в серебряной монете. Иначе говоря, банковские билеты перестали быть обеспеченными, и при наплыве желающих разменять их на звонкую монету банк неминуемо должен столкнуться с трудностями, которые могли привести даже к банкротству. Неважно развивался и бизнес Индийской компании, которая не приносила реального дохода.

В начале 1720 года Ло столкнулся с проблемой одновременного поддержания стабильности и акций компании, и билетов банка. Экономист сумел пролоббировать запрет на использование золотых и серебряных монет для крупных платежей. За обмен билетов на монеты банк стал взимать комиссию в размере 5%, а территория их обращения расширялась на все королевство. Все эти меры замедлили, но не остановили снижение стоимости акций и курса банковских билетов к серебряной монете. Каждое очередное удешевление акций вело к массовой их продаже и предъявлению к размену на серебро новой массы билетов, а это: к новому снижению.

Ответная реакция властей лишь подливала масла в огонь. Французам запретили носить бриллианты, ограничивалось производство любых изделий из золота и серебра. Запрещалось хождение золотых монет, а сфера обращения серебряных ограничивалась мелкими платежами. В конце концов правительство вынуждено объявить, что к декабрю 1720 года цена акций будет поэтапно снижена до 5 тысяч ливров, а цена билета – наполовину. Фактически это означало признание банкротства: система, созданная Ло, рухнула так же быстро, как взлетела в гору. В мае 1720 года Королевский банк прекратил свое существование.

Читайте также:  Биография Алексин Анатолий Георгиевич

Многие французы потеряли все состояние. Во всем винили Ло и требовали его смерти. Спасаясь от разоренных и разъяренных вкладчиков, бросив в Париже жену, дочь и брата, 14 декабря 1720 года из французской столицы тайно бежал в Брюссель, а затем в Венецию. Финансист надеялся в скором времени вернуться во Францию, но в декабре 1723 года умер Филипп Орлеанский, а начавший самостоятельное правление Людовик XV не заинтересовался планами Ло и только назначил ему пенсию в двенадцать тысяч ливров.

Умер Джон Ло скончался 21 марта 1729 года в возрасте пятидесяти семи лет. Похоронен в церкви Сан-Джеминьяно на площади Сан Марко. После разрушения церкви его прах перенесен в церковь Сан-Моизе, где и нашел окончательное пристанище под одной из плит у входа в церковь.

В начале 1720 года Ло столкнулся с проблемой одновременного поддержания стабильности и акций компании, и билетов банка. Экономист сумел пролоббировать запрет на использование золотых и серебряных монет для крупных платежей. За обмен билетов на монеты банк стал взимать комиссию в размере 5%, а территория их обращения расширялась на все королевство. Все эти меры замедлили, но не остановили снижение стоимости акций и курса банковских билетов к серебряной монете. Каждое очередное удешевление акций вело к массовой их продаже и предъявлению к размену на серебро новой массы билетов, а это: к новому снижению.

Детство и ранние годы

Джон Ролз родился в Балтиморе, штат Мэриленд, США, в семье адвоката Уильяма Ли Ролза и его жены Анны Абель Стамп Ролз. Еще в раннем детстве мальчик переживает огромное эмоциональное потрясение, когда, один за другим, от смертельных болезней умирают два его брата.

Некоторое время Джон учится в одной из школ Балтимора, однако вскоре переводится в школу в Кенте, штат Коннектикут. В 1939 г. он поступает в Принстонский университет.

В 1943 г., вскоре после получения ученой степени в области гуманитарных наук, Ролза призывают на службу в армию Соединенных штатов. В ее рядах он пройдет Вторую мировую войну, однако оставит воинскую службу, став свидетелем бомбардировки Хиросимы.

После этого, в 1946 г., он возвращается в Принстонский университет, чтобы защитить степень доктора философии по этике.

В 1950 г. Ролз публикует свою диссертацию под названием «Исследования в области этических знания в свете суждений о моральных ценностях характера».

В том же 1950 г. доктор философии Джон Ролз начинает преподавать в Принстонском университете, где проработает последующие два года.

В 1974 г., в научном журнале «Quarterly Journal of Economics» публикуется его статья «Ответ Александру и Масгрейву». В этом же году, в «American Economic Review» появится «Несколько аргументов в пользу максиминного критерия».

Наукова діяльність

У 1951 р., в науковому журналі Корнельського університету “Philosophical Review” з’являється стаття Ролза “Нарис про моральних рішеннях”. У тому ж журналі будуть опубліковані його роботи «Справедливість як чесність» і «Почуття справедливості».

У 1952 р. він удостоюється честі стати стипендиантом Фулбрайтовской програми Оксфордського університету. Потім Ролз повертається в Сполучені штати Америки, де, почавши викладати в Корнельському університеті на посаді старшого викладача, незабаром стає доцентом.

До 1962 р. він вже є штатним професором університету, а незабаром отримує пропозицію з Массачусетського технологічного інституту. Але свій вибір Ролз зупиняє на Гарвардському університеті.

У 1963 р. в щорічне видання Американського суспільства з політичної та правової філософії «Номос VI: справедливість» входить голова «Конституційні свободи і концепції справедливості», автором якої є Ролз. В 1967 р. у збірнику «Філософія, політика та суспільство» Пітера Ласлетта і У. Дж. Рансимена з’являється його стаття «Розподільна справедливість». У наступному році буде написана стаття «Розподільна справедливість, з деякими доповненнями».

У 1971 р. Ролз закінчує свою роботу “Теорія справедливості”, яка буде видана “Belknap Press” при видавництві Гарвардського університету. Саме вона і вважається його основною працею з політичної філософії та етики.

У 1974 р., в науковому журналі “Quarterly Journal of Economics” публікується його стаття “Відповідь Олександру і Масгрейву”. У цьому ж році, в “American Economic Review” з’явиться “Кілька аргументів на користь максиминного критерію”.

У 1993 р. побачить світ доповнена версія його «Теорії справедливості» — «Політичний лібералізм». Видавцем книги виступив видавничий центр Колумбійського університету. У цьому ж році Роекс пише статтю “Закон народів”, опубліковану в журналі “Critical Inquiry”.

У 2001 р., у відповідь на критику «Теорії справедливості», Ролз публікує роботу «Справедливість як чесність: повторне заяву». Книга являє собою короткий підсумок всіх його філософських ідей під редакцією Еріна Келлі.

У 1952 р. він удостоюється честі стати стипендиантом Фулбрайтовской програми Оксфордського університету. Потім Ролз повертається в Сполучені штати Америки, де, почавши викладати в Корнельському університеті на посаді старшого викладача, незабаром стає доцентом.

Последние новости

В настоящее время Jony сотрудничает с продюсерским агентством «RAAVA MUSIC COMPANY». Эта компания продюсирует творчество таких артистов, как Andro и Elman. Вместе с другими азербайджанскими исполнителями певец гастролирует с концертами по России.

Джони считает себя сольным вокалистом, правда, не прочь спеть дуэтом. Вместе с певцом Elman он спел песню «Кроссы». Видео «Кроссы» в Ютубе посмотрело 943 тысячи зрителей. Совместно с российским рэп-дуэтом «HammAli & Navai» записал клип «Без тебя я не я». В Ютубе у этого видео 11 миллионов просмотров.

В 2019 году талантливый вокалист отправился в первый свой концертный тур. Информацию о концертах Джони можно найти в социальных сетях. Например, на его страничке в Инстаграме. Первый концерт состоялся в Москве на 9 мая. В июле артист выступил в Сочи и Казани, побывал в Турции и Азербайджане. В августе посетил с концертами Германию, Молдову, Украину. В сентябре у вокалиста состоялся ряд выступлений в разных городах России.

В октябре, ноябре и декабре Джони планирует выступить еще в нескольких десятках российских городов, а также отправиться на гастроли в Украину.

Певец продолжает писать песни и выкладывает их в интернет на суд зрителей. Его новый сингл «Ты меня пленила» за короткий срок набрал 12 миллионов просмотров. У размещенной в Ютубе песни «Love your voice» уже 15 миллионов прослушиваний всего за три месяца. Еще один новый сингл, «Лали», за этот же период послушало 35 миллионов человек. Его новый трек – «Комета», за 3 недели прослушало 6,2 миллиона слушателей.

Певец мечтает выпустить свой новый сольный альбом. Все свои треки Джони пишет самостоятельно, правда, сотрудничая с саунд-продюсером, который помогает ему делать биты. Вначале новую песню вокалист показывает своим близким друзьям. Именно с их мнением артист считается в первую очередь, прежде чем выложить новый сингл в Ютуб.

Еще Джони мечтает написать англоязычные песни и покорить западную аудиторию. Вокалист признался, что написать сингл на английском для него не проблема. Он может справиться с такой задачей за 10 минут. Ему важнее придумать такое произведение, которое бы «зацепило», то есть понравилось зарубежному слушателю.

В одном из интервью артист признался, что у него уже есть пару наработок на английском. Правда, он пока что не осмеливается их публиковать. Джони уверен, что его композиции обязательно понравятся западной аудитории. Правда, в России такую музыку могут и не понять.

Читайте также:  Биография Сэнди Куфакс


В одном из интервью артист признался, что у него уже есть пару наработок на английском. Правда, он пока что не осмеливается их публиковать. Джони уверен, что его композиции обязательно понравятся западной аудитории. Правда, в России такую музыку могут и не понять.

Биография Джон Ролз

В 1949 г. Ролз женился на выпускнице Брауновского университета Маргарет Фокс.

Справедливость как честность

Принципы справедливости являются результатом свободного соглашения, т.е. это такие принципы, которые индивиды примут в исходном положении равенства. Можно вообразить, что люди собрались и договорились об определяющих принципах, правах и обязанностях. “Одна существенная особенность этой ситуации в том, что никто не знает своего места в обществе, своего классового положения и своего социального статуса. А также того, что ему будет предназначено при распределении природных дарований, умственных способностей, сил и т.д. Важное положение этой теории, что принципы справедливости выбираются за занавесом неведения. Справедливость принята в исходной ситуации, которая честна. Например, два боксера борются за приз в 1 млн долл. Но они должны заранее договориться, как будут распределять эти деньги. Если оба не знают, кто одержит победу, тогда честным соотношением будет 600:400. Если же кто-то знает, что он одержит победу, тогда он захочет забрать все.

Эту последнюю ситуацию и хочет исключить Д. Ролз в понятии “завеса неведения”. Если исходить из принципа уравниловки, тогда надо разделить 500 : 500. В этом случае сам бой будет бессмысленным. Поэтому общий вывод заключается в необходимости сохранить социальную иерархию. Условием иерархии будет ее полезность для всех, в том числе для наименее преуспевших.

Неравенство должно быть выгодно всем, в том числе менее преуспевшим, поскольку наиболее преуспевшие могут заплатить более высокие налоги, которые общество может распределить в пользу менее преуспевших. Такие отношения являются справедливыми.

Люди в исходной ситуации выберут два принципа:

  • • равенство в отношении основных свобод, прав и обязанностей;
  • • распределение преимуществ (доходов, власти, ответственности), ведущее к компенсирующим преимуществам для каждого человека, в том числе для менее преуспевшего.

Распределение преимуществ должно быть таким, чтобы вызвать желание к сотрудничеству у каждого, включая тех, чье положение ниже. Таким образом понятая справедливость есть результат честного соглашения, на основе которого более удачливые могут рассчитывать на сотрудничество других людей, даже тех, чье положение ниже, и эта схема становится условием благосостояния всех.

Справедливость есть мера равенства и мера неравенства. Люди должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, если оно дает преимущества каждому.

  • 1. Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами других людей.
  • 2. Социальные и экономические неравенства следует организовать таким образом, чтобы:
    • • от них можно было бы ожидать преимуществ для всех;
    • • доступ к положениям и должностям был открыт всем.

Основные свободы: политическая (право голосовать и занимать официальную должность), свобода слова, свобода совести, свобода мысли, свобода личности, включающая свободу от психологического давления и физической угрозы, право иметь личную собственность и свобода от произвольного ареста или задержания — должны быть равными согласно первому принципу справедливости.

Второй принцип применяется к распределению доходов и богатства, власти и ответственности. Очевидно, что равенство не всегда является предпочтительным. Равенство в социально-экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом. Наоборот, неравенство в богатстве может быть источником компенсирующих преимуществ для каждого человека (например, благодаря высокому прогрессивному налогу, которым облагается богатство), и тогда оно, конечно, справедливо. Этот принцип лежит в основе системы социальной справедливости большинства стран Запада (Швеции, Канады, Нидерландов).

Распределение преимуществ должно быть таким, чтобы вызвать желание к сотрудничеству у каждого, включая тех, чье положение ниже. Таким образом понятая справедливость есть результат честного соглашения, на основе которого более удачливые могут рассчитывать на сотрудничество других людей, даже тех, чье положение ниже, и эта схема становится условием благосостояния всех.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и . бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. С самого начала он был окутан ореолом мистификации — формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией. Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это — я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене


Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.

Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.

Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.

Главные произведения

Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.

Музей Серебряного века. Дом Брюсова

Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.

Памятник на могиле Брюсова

Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы еще были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.

Читайте также:  Биография Эвелины Хромченко

Вечно властен, вечно молод,

Валерий Брюсов

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Брюсов Валерий Яковлевич

Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье купца. Его отец увлекался скачками и все свое состояние спустил на тотализаторе. Валера также увлекся скачками. В возрасте шестнадцати лет написал свою первую публикацию, статью в журнале «Русский спорт» о защите тотализатора.

Парень получил хорошее образование, окончив в 1893 году одну из частных московских гимназий, а затем продолжив образование на историко – филологическом факультете Московского Государственного Университета.

В юности Брюсов много читал, об идеях Дарвина и принципах материализма узнал раньше, «чем научился умножать». Среди его увлечений стали и литература по естествознанию, и «французские бульварные романы», и книги Жюль Верна и Майн Рида, и, конечно, научные статьи. Табу распространялось лишь на религиозную литературу. Родители воспитывали юношу по «принципам материализма и атеизма».

Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году, несколько позднее появились первые его рассказы. В 1890-х годах написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год издал под псевдонимом Валерий Маслов три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. Так Валерий Яковлевич заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе – пропагандисте этого движения.

Окончив в 1899 году университет, Брюсов полностью решает посвятить себя литературе. Несколько лет проработал в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», сотрудничал с другими журналами, а также занимался переводами.

Самой известной книгой стихов Брюсова дореволюционного периода стала книга «Венок», где славит революцию, веря в торжество идеалов свободы, равенства и братства. Однако главной задачей революции поэт считал лишь беспощадное уничтожение старого, поэтому многие действия большевиков вызывали у него критику и явное неодобрение, что нашло свое отражение и в поэзии: в книгах стихов «Все напевы», «Зеркало теней», «Семь цветов радуги».

Помимо поэзии в этот же период выходят и другие произведения Брюсова, в частности, исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы», сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось», «Ночи и дни», сборник статей «Далекие и близкие».

В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич служил на фронте военным репортером «Русских ведомостей». Тогда же сотрудничал с Максимом Горьким, а в 1917 году выступил с защитой Горького, раскритикованного Временным правительством.

После Октябрьской революции 1917 года, которую Брюсов принял безоговорочно, активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1920 году вступил в ряды Коммунистической партии.

В эти годы Брюсов работал в Народном комиссариате просвещения, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вел различные курсы в Московском университете и в организованном им же Высшем литературно-художественном институте, где до конца жизни являлся ректором и профессором, принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. Среди его литературного творчества этого периода книги стихов: «Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали».

Великий русский писатель и поэт, общественный деятель Валерий Яковлевич Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких 9 октября 1924 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

«Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893.
«Juvenilia» – «Юношеское», 1894.
«Chefs d’oeuvre» – «Шедевры», М., 1895-600 экз.; 2-е изд. М., 1896-600 экз.
«Me eum esse» – «Это я», М., т-во тип. Мамонтова, 1897-600 экз.
«Об искусстве», М., т-во тип. Мамонтова, 1899. – 500 экз.
«Tertia Vigilia» – «Третья стража», М., Скорпион, 1900-1200 экз.
«Urbi et Orbi» – «Граду и Миру», М., Скорпион, 1903-1200 экз.
«Stephanos» – «Венок», М., Скорпион, 1906-2000 экз.
«Земная ось», М., 1907; 2-е изд. – М., 1910; 3-е изд. М., 1911.
«Огненный ангел» (исторический роман), М., 1908, 1909.
«Испепеленный», М., 1909, 2-е изд. М., «Скорпион», 1910.
«Все напевы», («Пути и перепутья», т. 3) М., 1909-2000 экз.
«Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества», 1911.
«Далекие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней». – М.: «Скорпион», 1912., 2000 экз., 214 с.
«Зеркало теней», М., «Скорпион», 1912, 214 с.
«Алтарь победы», 1913.
«За моим окном» М., Скорпион, 1913.
«Ночи и дни» М., 1913.
«Семь цветов радуги», 1915.
«Обручение Даши» М., 1915.
«Избранные стихи. 1897-1915». М., 1915; 2-е изд. 1916; 3-е изд. 1918.
«Юпитер поверженный», 1916.
«Рея Сильвия», М., 1916, 1917.
«Египетские ночи» М., 1916.
«Девятая камена», 1917.
«Как прекратить войну». М., 1917.
«Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», М. 1918.
«Летопись исторических судеб армянского народа». М., 1918.
«Краткий курс науки о стихе». М., 1919.
«Последние мечты», М., Творчество, 1920.
«В такие дни», М., Госиздат, 1921.
«Дали», М., Госиздат, 1922.
«Кругозор», М., Госиздат, 1922.
«Миг», Берлин, изд. Гржебина, 1922.
«Mea» – «Спеши!», М., ГИЗ, 1924.
Автобиография // Русская литература XX века. 1890-1914 / Под ред. С. А. Венгерова. – М.: 1914. – Т. 1.
Основы стиховедения. М., ГИЗ, 1924.
Из моей жизни. Моя юность. Памяти. – М., 1927.
Дневники. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1927 (переизд.: М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.).
Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (1894-1896) (К истории раннего символизма). – М.: 1927.
Мой Пушкин. М., 1929.
Валерий Брюсов, Нина Петровская. Переписка (1904-1913). – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 776 с.,

Собрания

Полное собрание сочинений и переводов – увидели свет только т. 1-4, 12, 13, 15, 21 – вышло в Санкт-Петербурге в 1913-1914 (издательство «Сирин»).
Пути и перепутья. Т. 1-3. М., 1908-1909.
Избранные произведения в 3 т. – М.: Гослитиздат, 1926.
Избранные сочинения в 2 т. – М.: Гослитиздат, 1955.
Собрание сочинений в 7 т. – М., 1973-1975 (наиболее полное в данный момент).
Неизданные стихотворения. – М.: ГИХЛ, 1935.
Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1961.
Сочинения в 2 т. – М.: Художественная литература, 1987. – 400 000 экз.

Переводы

«Романсы без слов» (переводы стихотворений Верлена). – М., 1895.

В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич служил на фронте военным репортером «Русских ведомостей». Тогда же сотрудничал с Максимом Горьким, а в 1917 году выступил с защитой Горького, раскритикованного Временным правительством.

Основные достижения Брюсова

Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.

Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.

Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.

Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.

1914 год — военный корреспондент на фронте.

Ссылка на основную публикацию
×
×