Смысл названия романа Преступление и наказание — Достоевского
Гений мировой литературы — Федор Михайлович Достоевский хотел продемонстрировать возможные пути морального преобразования человечества. Причем сделать это путем концентрации именно на человеке — центре жизни. В романе «Преступление и наказание» поднимаются темы, которые больше века являются причиной для размышлений о жизни и ее ценности, о том, где кончаются границы проявления собственной воли, а также о Боге и дьяволе в душе каждого из нас.
Уже с самого начала прочтения на читателя обрушивается весь мрак и беспросветность жизни главного действующего лица — Родиона Раскольникова. Бывший студент живет в каморке у самой крыши в пятиэтажном доме. Главный прием, который использует автор в описании его быта — это ощущение тесноты. Оказавшись в таких условиях, главный герой чувствует свою неповоротливость, одиночество и пустоту. Он чувствует как узкое пространство будто бы ограничивает его, несмотря на то, что он сам сознательно отгораживает себя от людей. Эта тенденция к уединению поменяется только в конце — на перекрестке, куда Родион выйдет для того, чтобы просить прощения. Здесь и начнется его духовное перерождение.
Но до сих пор, будто одержимый, Раскольников слоняется по загрязненным Петербургским улицам, дурно пахнущим подъездам и темным кабакам. То действие, которое решил исполнить главный герой — полностью изменит его жизнь, разделит ее на до и после. Это стремление появилось у него в тот момент, когда он заложил у старухи-процентщицы подарок сестры — драгоценное кольцо. Тогда Родион преисполнился ненавистью к вредной и невыносимой, по его мнению, старухе, которая наживается на чужом горе. Она может поначалу произвести не самое приятное впечатление и на читателя, так она описана недоверчивой, кашляющей и кряхтящей. В этот момент у главного героя начинает зарождаться стремление, которое в итоге приведет его к совершению преступления.
В кабаке Родион выслушивает изрядного выпившего Мармеладова, который рассказывает о своей дочери — Сонечке. Она вынуждена торговать своим телом ради того, чтобы прокормить семью. Раскольников видит в ее судьбе аналогию со своей сестрой Дуней, которая выходит замуж за нелюбимого человека. Главный герой видит в этих судьбах великую и бессмысленную жертвенность.
Итак, непростые жизненные обстоятельства и идеологические стремления главного героя в итоге рождают новую философию права. В отличие от людей действия — тех, у которых стремления к определенным вещам перевешивают все остальные моральные установки, у Раскольникова навязчивым становится стремление к самой идее. Он начинает жить, отталкиваясь от этой идеи, а также постоянно совершенствуя ее, и в итоге совершает страшный поступок во имя нее. Но неправильная идея, которой начинает служить человек, являясь при этом цельной единицей, может привести к его расколу. Эта мысль является одной из главенствующих в романе и именно из нее вытекает выбор столь говорящей фамилии главного героя.
Родион Раскольников ведет двойное существование — одно привязано к реальному миру, а другое вытекает исключительно из своеобразной логики, которой герой сам наделил окружающие его вещи. Он не в силах отличить вымысел от реальности. Даже когда преступление еще не совершено, читатель видит человека с подорванными нравственными ориентирами, так как мысленно он убивает старуху-процентщицу множество раз. Родион приходит к выводу о том, что кровь должна быть на его совести, исходя из его философии — он имеет на это право. Главным ориентиром для главного героя является человек, обладающий властью и лишенный сомнений.
В итоге абстрактные мысли перетекают в реальность, приводя к страшному убийству. На моменте преступления теория Раскольникова начинает рушиться. На протяжении всего времени после убийства Родион борется с тяжелыми внутренними переживаниями. На этом моменте начинает раскрываться смысл названия романа Преступление и наказание — ведь вслед за преступлением Раскольникова настигает наказание в виде душевных терзаний. Всю тяжесть сделанного он осознает не сразу. Сначала главный герой стремится ответить на вопрос — получилось ли у него переступить черту, которая отделяет властного и бесстрашного властелина от «твари дрожащей». Одиночество давит на Родиона, поэтому он рассказывает обо всем Соне. Она в романе является ключом для начала духовного перерождения Родиона. Она отрицательно относится к идее о том, что Раскольников имеет право на власть над человеческой судьбой, жизнью и смертью. Он начинает понимать всю несовершенность своей идеи, а ведь он столько времени ее оттачивал и отдался ей.
Абстрактная идея главного герой разрушается на глазах. При его рассказе об убийстве другому персонажу — Свидригайлову, тот не понимает внутренних переживаний Родиона. Свидригайлов намекает на его общность с главным героем. По его мнению, Родион не подходит к тому, что совершать убийства по складу своей личности. Цинизм Свидригайлова приводит к дополнительным осмыслениям Раскольникова своей теории и здесь он окончательно осознает, что совершил тяжелую ошибку и преступление. Идея главного героя пришла к окончательному краху.
Федор Достоевский рассматривает в романе проблему губительных, ложных идей на душу человека. Выходит, на сознания и деяния людей могут влиять не только окружающая их действительность, а также мысль, которая зародилась и развилась изнутри. Главный герой столкнулся с многочисленными примерами социальной несправедливости и оказался не в силах правильно это осмыслить, что в итоге привело к неправильному решению. На все плохое, что есть в этом мире, Раскольников восстал путем бессмысленного бунта, направленным на утверждение его эгоистических побуждений.
Признание главного героя становится поворотным моментом, в результате которого ему открывается путь к спасению. Духовные переживания, через которые прошел Раскольников, приводят к его покаянию. В результате он отправляется на каторгу. Впереди долгий путь осознания и нравственного выздоровления, в ходе которого он поймет ценность человеческой жизни и идею всеобщей любви.
Смысл названия романа в том, что, пройдя через этот путь, главный герой проходит от преступления к наказанию. Писатель обозначает идеалы, которые по его мнению, должны присутствовать в обществе, а именно — гуманизм и любовь.
Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание (10 класс)
На самом деле, роман Достоевского имеет подобное название неслучайно. Родион Раскольников выдвигает теорию, которой сам же и следует – в его понимании люди делятся на большинство («дрожащих тварей») и меньшинство – сильных личностей, способных вершить любые деяния, не опасаясь за это кары.
Основным критерием здесь служит нравственность. Юноша полагает, что сильным личностям закон не писан. Однако он ошибается. Ведь за жестокое убийство старухи – процентщицы его настигает вполне реальное и объяснимое наказание.
В связи с этим некогда казавшаяся прочной, теория, «трещит по швам». Однако Раскольников слишком поздно понимает это. Единственным результатом его преступления стало отстранение от общества. Что же касается «идеалов», которые он стался отстоять – они канули в небытие.
Пребывая в разрыве с людьми и Богом, Родион считал, что убийство могло что-то изменить. И забывал о простой, но весьма действенной аксиоме «за каждым преступлением всегда следует наказание».
Несмотря на все старания, Раскольников был не в силах изменить мир, людей и существующий строй. Он лишь пустил под откос собственную жизнь ради неких призрачных и неверных ценностей.
Теория оказалась не такой уж действенной. Нравственным антиподом Раскольникова можно назвать Сонечку Мармеладову, которая смирилась с Богом и посмотрела на жизнь по – новому. К слову, она предлагала разделить свои убеждения и Родиону и отчасти повлияла на образ его мыслей. Тем не менее, и Соня, и Родион оставались одинокими – ведь каждый из них пожертвовал своими принципами, совершил преступление против своей души.
На протяжении всего творения автор открывает глаза на заблуждение героя, стараясь показать читателю тот факт, что подобные действия и доктрины неспособны принести каких-либо позитивных результатов.
Ведь как невозможно созидание путем разрушения, так и невозможна счастливая, лучшая жизнь, к которой человек старается прийти через преступление – преступление против себя, против общества, против морали, против этических ценностей.
Конечно, с одной стороны мотивы Родиона кажутся благими – но, возможно, борьбу с несовершенствами существующего уклада стоило вести иными средствами. Ведь, как показал опыт героя, ничего, кроме погубленной жизни, из этого не вышло.
Тем не менее, Родиона нельзя оправдывать – ведь какими бы ни были причины, преступник навек остается преступником. Хоть в определенный момент Достоевский выводит на передний план мотив некоего «воскрешения» – это означает, что герой осознал свою ошибку. Но, увы, было уже слишком поздно…
Вариант 2
В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез. Автор указал на неразрывную связь феноменов, который всегда действуют в паре.
Даже если какой-либо негативный поступок не отыскивает последствий, то возмездие приходит в человеческой душе в форме терзаний и взываний совести. Для Достоевского эта неразрывность связи является очень важной концепцией, так как указывает на одну из основных мыслей произведения.
Если есть нечто запретное, нечто неизбежно связанное с наказанием, то есть и высший закон, некие постулаты, которые не следует отрицать никому. Далее эта мысль может служить и доказательством бытия Господа. Ведь может ли кто-то иной вложить такую связь в человеческие сердца?
Вообще, в книге довольно много полярностей, между которыми автор пытается отыскать истину: практически святая Мармеладова, работающая проституткой, двойная классификация людей по Раскольникову и многое другое. Все эти противоположности неоднозначны они не дают точного и ясного понимания, где именно «хорошо и плохо». К примеру, Свидригайлов или Лужин являются коварными убийцами, но, по сути, они относятся к «необыкновенным людям», возникает противоречие в самой полярности.
Также и название включает нечто подобное, ведь, согласно рассуждениям самого главного героя, есть люди, которые могут преступать, но не нести при этом ответственности. Есть ли такие люди в действительности – вот, что хочет выяснить Достоевский. Возможно ли преступить тот самый принцип, некую черту, которая отделяет «тварей» в своеобразном загоне от людей более высокого порядка?
Сам автор в некоторой степени эту мысль опровергает, он самим названием указывает на неразрывную связь, где есть нарушение, там будут последствия, иначе не существует, остальное – только умствования, обуславливаемыми различными обстоятельствами различных людей. В этом смысле Достоевский старается придерживаться позитивного воззрения и, на мой взгляд, продвигает идею высшего закона и справедливости, своеобразной мировой гармонии, которая, так или иначе, проявляется всегда и во всем. Этот принцип, вероятно, также выражается и в простой народной мудрости, пословицах наподобие «Бог – не фраер» (простонародное, но довольно точное) или «Бог – не Тимошка, видит немножко».
Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание
Произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» причисляется к рангу известных «И» творений («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир» Л.Н.Толстого). В подавляющем большинстве, в их названии передаётся основная мысль всей литературной работы.
Поэтому, творческий труд Достоевского складывается из двух составляющих: преступление Раскольникова, после – расплата, в виде наказания. Проанализируем преступные деяния Родиона Романовича с различных направлений. В первую очередь, применительно к правовым нормам. Он убил два человека – пожилую женщину ростовщицу и Лизавету (которая ожидала ребенка). С нравственной позиции – он решился причислить себя к наивысшей публике (не стоит забывать, что на физическое устранение главный персонаж пошел для того чтобы узнать, к какой группе людей он имеет отношение – к «обыкновенным» или всё-таки «право имеющим»). Родион Романович перешагнул через высокую нравственность души, через милосердие, человечность, сострадание. В этом его можно сопоставить с Соней – она также очутилась по ту черту морали. Но в то же время они не лишились нравственных человеческих качеств, как Свидригайлов, который стал безразличным и к хорошему, и к плохому. Раскольников сам был согласен, что преступное деяние его заключается не в насильственной смерти двух людей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». В любовном произведении Достоевского преступное деяние воспринимается в общем плане – «преступление» через нравственные законы, через моральные права человека.
Расплата Раскольникова наступает после того как произошло преступление и выдерживается до заключительных строк. Первым делом оно выражается в сердечных страданиях. Раскольников страдает, кидается из крайности в крайность, даже падает в обморок, пребывая в офисе. Некоторое время его охватывала боязнь, нервное самочувствие персонажа проявлялось в сновидениях Родиона Романовича. Раскольников сам себя проучил – он не сумел хладно переступить через свершенное кровопролитие, не сумел хладнокровно принять содеянное. Соня Мармеладова знала, как мучился Родион. Она видела его несчастливым, сопереживала ему, хотела помочь ему в покаянии. Дальше началась «реальная» расплата – каторжные работы. Этот сложный крест на свои плечи вместе с Раскольниковым взяла на себя Соня. Тем не менее, даже на каторжных работах главный персонаж не стал каяться. Это случилось только после года нахождения на каторге. «Соня и любовь сломали» – сложено в рукописях Достоевского. Истинная любовь девушки, её содействие поспособствовали Раскольникову выбраться на правильный жизненный путь.
Таким образом, в любовном произведении Достоевского преступление и наказание основного действующего лица – главный базис всей литературной работы. Сквозь мучения писатель приводит собственного героя к раскаянию, к сожалению. Автор утверждает, что замыслы Раскольникова не могут быть осуществлены в жизни, так как они уничтожают в личности все человеческое, делают из него такого, как Свидригайлов.
Образец 4
Название это знает просто каждый в нашей, но и не только в нашей, стране. Сразу появляется много ассоциаций, даже если ты не читал этот роман, то невозможно, по-моему, уже не знать, о чём он. Как и должно быть, название кажется серьезным, таким тяжелым. Оно завершено в этих трех словах – за преступлением последует наказание и… всё.
Это название практически построено на противопоставлении, как и «Война и мир». Но часто за преступлением следует наказание, то есть это и последовательность… Конечно, речь идёт об ужасном в своей абсурдности преступлении Родиона. Он придумал себе, что имеет право, раз ему надо, убивать «простых» людей. Он решил, что относится к избранным, что ему всё сойдет с рук. Но за любым преступлением идет наказание, он оказался в итоге на каторге. Хотя дело не в том, что его вычислил следователь, а в том, что Родион сам болел, переживал, совестью мучился. Сам хотел наказания для себя.
Кроме того, в этом романе есть ещё преступления. Тот же Мармеладов вместо того, чтобы обеспечить семью с больной женой и тремя маленькими детьми, пьёт. Вот и приходится его старшей дочке Соне заняться постыдной профессией. Разве не преступление, что её отец практически толкнул на такое? Что не стесняется брать у нее денег, чтобы опохмелиться?
И Свидригайлов явно не святой! Он издевался над своим работником и над несовершеннолетней, был виновен, почти наверняка, в нескольких смертях. А его жена помогает «замять» дело против него, то есть тоже совершает преступление.
Если подумать, то каждый персонаж совершает преступление, хотя бы против себя. Вот Соня, например. Или та старуха-процентщица, которая и занималась не очень добрым делом, и над сестрой издевалась. Но их наказывает сама жизнь. Получается, что роман о глобально преступлениях людей и о наказаниях, которые не обязательно будут от правоохранительных органов. Люди и сами себя наказывают, и жизнь может повернуться к ним не лицом.
В общем, я думаю, что за частным преступлением Раскольникова скрывается много других – не таких заметных. То же самое с наказанием!
Всё равно название не очень мне нравится, но другое придумать уже было бы точно сложно.
Смысл названия Преступление и наказание
Несколько интересных сочинений
«Девочка со спичками» – знаменитый святочный рассказ Г.Х.Андерсена. Главная героиня рассказа – маленькая нищая девочка, вынужденная торговать в ночь накануне Нового года спичками. Семья её была крайне бедной
Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.
Комната, в которой я провожу большую часть своего времени, имеет для меня большое значение. В ней каждая вещь имеет свое место и радует своим присутствием. Именно здесь я могу хозяйничать
Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа
Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста.
В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд – большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй – меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос – принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление – он убивает старуху-процентщицу.
Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки «обычного» преступника, – герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «. Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. ».
Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
У духовных «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» – чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Смысл названия романа Преступление и наказание (анализ заглавия) сочинение 10 класс
По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.
Безысходность чувствуется уже с первых страниц и слов. Раскольников живёт бедно, его комната тесна и узка. В такой обстановке Родион чувствует себя ничтожным и одиноким. Вскоре он задумывает убийство процентщицы, испытывая ненависть к ней. Главный герой начинает спросмотреть, что преступление, которое совершит, будет благим делом, потому что старушонка, по его мнению, приносит лишь вред. Всё это сказывается на мировоззрении главного героя романа. Раскольников начинает спросмотреть себя великим человеком, Наполеоном, а сама эта идея становится настоящей страстью. Но, к сожалению, она вскоре лишь вводит Родиона в замешательство, мешает ему жить. Его мечты несопоставимы с реальностью, из-за этого внутренний мир бывшего студента начинает раскалываться на части. Когда же наступает момент убийства, вся теория Раскольникова начинает разрушаться, потому что из-за него умирает невиновный человек.
Наказанием для главного героя становится его совесть. Нравственные мучения – вот что ждало Родиона в дальнейшем. Он понимает, что сделал непростительную вещь, совершив убийство, но ничего не может исправить. То, во что верил Раскольников, рушится. “Зло во имя добра” становятся лишь пустыми словами, теряют всякий смысл. Настоящим наказанием для главного героя стала не каторга, а чувство вины. Разрушение идеалов также играет немалую роль в судьбе Родиона. Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину. Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.
Название романа “Преступление и наказание” было выбрано автором неслучайно. Первая часть произведения описывает преступление, вторая – наказание. Можно заметить, что большая часть принадлежит именно второй. Этим Ф.М.Достоевский хотел показать читателям, что каким бы не являлся проступок, наказание за него всё равно придёт. Спасение же наступит только тогда, когда он осознает всю тяжесть содеянного.
2 вариант
Достоевский в названии представляет причину и следствие, две части, которые не могут существовать отдельно. После того как человек преступает нечто, он получает наказание. Такова человеческая природа.
Однако Родион Раскольников выбрал для себя путь необыкновенного человека, он считал, что для таких людей возможно безнаказанно преступать любые законы, в том числе и нравственные. Он видел возможность через свои пагубные и антигуманные действия достигнуть чего-то действительно ценного.
Тем не менее, Достоевский ставит своего героя на место и открывает ему положение дел. Не представляется возможным создать нечто прочное на такой зыбкой почве как презрение к людям и человеконенавистничество. Там, где Раскольников видит сообщество достойных людей, на самом деле обитают Лужин и Свидригайлов.
Более того, с высокой вероятностью те необыкновенные люди, такие как Наполеон и другие идеалы, которых себе рисует Раскольников, тоже в действительности не более чем такие же Лужины и Свидригайловы. Оказывается, ничего необыкновенного там не наблюдается, только полный нравственный упадок и вредоносный цинизм, а преступать там нечего, так как души подобных людей давно проданы по выгодной цене и растоптаны в угоду личной выгоде. В себе же Раскольников обнаруживает отсутствие возможности распорядиться плодами своей преступной работы, более того, он видит, что ему просто элементарно не хватает сил для этого.
Конечно, Достоевский предполагает наказание и для главных негодяев своего романа, просто они получают его иным образом не так как Раскольников, да и они не имеют возможности к раскаянию, которою получает Родион благодаря любви Сони и своим собственным склонностям. Мне кажется, Достоевский хотел сказать о том, что в этом мире все взаимосвязано и противоположности, как минимум в силу того, что они являются противоположностями, не существуют друг без друга. Таким образом, Раскольников проходит через обе стадии и выходит из ссылки действительно преображенным, только иным способом, не так как он предполагал.
Помимо этого название просто указывает на две части романа, определяет его структуру. Так условно книга действительно делится на часть, которая говорит о том как Раскольников преступает закон и далее мучается от этого, пытается скрываться. Далее следует часть с наказанием Раскольникова, которое для него становится искупительным и преобразует его личность.
Сочинение Смысл названия Преступления и наказания
Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.
Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.
С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.
Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…
Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.
Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.
Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.
Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.
Образец №4
Одним из наиболее известных произведений Федора Михайловича Достоевского является психолого-социальный роман «Преступление и наказание». Почему писатель именно так назвал свое произведение?
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает читателям об идейном убийстве, совершенном Родионом Раскольниковым. С одной стороны название романа в прямом значении характеризует концепцию сюжета. Раскольников совершает преступление и несет за него наказание назначенное судом. Однако название романа, также как и все повествование, несет и более глубокий смысл.
Главной сюжетной линией произведения является преступление, совершенное бывшим студентом Раскольниковым: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Герой совершает преступление под влиянием своей нравственной теории о неравенстве людей в этом мире. Раскольников убежден, что люди делятся на две группы: первая группа людей, по мнению героя, материал история, а вторая ее вершители, сверхлюди, которые «право имеют». Ко второй группе людей Раскольников относит и себя.
Герой живет своей идей, она же разрушает его нравственные устои, опустошает душу. Чтобы утвердится в правоте своей нравственной теории, Раскольников совершает убийство. Однако сразу же после смерти двух женщин, герои начинает понимать, что его утверждения изначально были неверны. Весь месяц, от совершенного убийства до признания Раскольникова терзают муки совести. Отвергнув идею равенства людей, Раскольников совершает моральное преступление и тем самым порывает и с человечеством и с Богом.
Единственным человеком, с которым Раскольников смог общаться после совершенного преступления стала Соня Мармеладова. Хотя девушка является нравственным антиподом героя, у них много общего. Они оба одиноки, оба героя отсоединены от общества, и главная их схожесть заключается в том, что и Соня и Родион совершают нравственное преступление против себя. Именно Соне Раскольников признается в совершенном им преступлении.
Название романа полностью отражает смысл, который писатель вложил в свое произведение. Главный герой под влиянием своей безнравственной теории, которая сама по себе является моральным преступлением, совершает убийство. За свое преступление Раскольников несет наказание, назначенное судом. Однако, на мой взгляд, наиболее тяжелым наказанием для героя служит разрушение его души, разрыв с обществом и с Богом. Сможет ли герой когда-нибудь вернуться к прежней обыденной жизни? Я думаю, нет.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия романа Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Лесков Николай Семёнович – российский литературный критик и писатель, который очень долго публиковал свои произведения под псевдонимом. Он не показывал в них дворян, в отличие от многих других писателей, а отображал жизнь мещан и духовенства.
У каждого из нас есть любимый мультфильм, который привлёк наше внимание ещё в детстве. Даже будучи взрослыми, мы не отказываемся от просмотра анимационных картин, ведь это снова погружает нас в беззаботную пору
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
Дон Кихот, является главным персонажем произведения. Данный герой олицетворяется в роли рыцаря, он является образом человека умеющего мечтать, человека полного решимости, смелости, уверенности в своих силах.
Хорь – один из главных героев произведения. Он очень деловой человек, который всегда мыслит рассудительно. Находясь вдалеке имения и помещика
«В чем смысл названия романа «Преступление и наказание»?»
В чем смысл названия романа «Преступление и наказание»?
Один из самых известных романов носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд — большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй — меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
Главный критерий разграничения этих двух типов для героя — их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
Герой романа решает проверить себя — сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос — принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление — он убивает старуху-процентщицу.
Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «…Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя — это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
У духовных «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, — путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением — убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них — это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.
Сочинение: Смысл названия романа Преступление и наказание
Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Автор: Достоевский Ф.М.
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
“Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “. он был в раздражительном и напряженном состоянии. углубился в себя и уединился от всех. ” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-“Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.
Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради “бесценного Роди”. Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: “Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!”
Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.
Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит “взять кровь на себя”. Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”.
Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от “твари дрожащей”. Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. Не старуху, а самого себя губит Родион.
Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “. Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.
Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Смысл названия романа Преступление и наказание Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 03:22:04 07 марта 2011 Похожие работы Просмотров: 513 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно просмотреть |