Сочинение Помещики в Мертвых душах Гоголя
Манилов
Одним из помещиков является Манилов, который мечтал создать что-то наподобие заграницы. Он живет мечтами, придумывает проекты. Которые невозможно реализовать. Манилов беззаботный человек. Он хоть и внешне приятен, на первый взгляд, но очень скучен. Его не интересовало хозяйство.
Коробочка
Героиня коробочка занимается торговлей. Она вдова, про детей ничего не известно, также глупая и недоверчивая старуха. Зовут ее Настасья Петровна. Она копит свои сбережения, и не понятно для чего ей нужно столько накопленных денег. Настасья торгует абсолютно всем. Будь это просто мед или же мертвые души. Она черствая и бездушная. У нее только одна цель-это продажа. А деньги с продаж складывать в мешочек. Самое поганое, что она никогда не угомонится. Хочет продать мертвые души Чичикову выгодно.
Ноздрев
Подлый тридцатипятилетний помещик, который любит злоупотребить алкоголем, также он игрок и хулиган. Он очень пакостный человек, готовить нагадить хоть кому. У него нет цели в жизни, живет он беспорядочно. Он не следит за своим хозяйством, для него это не главное. Он предпочитает курить трубку. А также его интерес-это собаки. У себя на поместье он держит псарню. Ноздрев наглый, бесчестный, и к тому же лгун. Его супруга умерла, оставив двоих детей, о которых заботиться няня. Ноздрев любить играть в карты, порой проигрывает очень много денег. А если выигрывает, то тратит на всякие развлечения.
Собакевич
Помещик крепкого телосложения, пошел в отца. Женат, есть дети. Его душа давно стала черствой. Он очень грубый, считает всех обманщиками. Называет людей свиньями, даже порядочными. Хотя на деле сам является настоящей свиньей.
Плюшкин
Самый ужасный помещик из всех вышеперечисленных. Очень жадный, даже себя может морить голодом. Он собирает весь хлам и сам не понимает для чего это ему нужно. Плюшкин-неряха и жестокий человек. У него имеется около тысячи крепостных крестьян, но сам он может питаться сухарями. Даже внешне он не приятен, лицо худое, нет зубов, ходит в лохмотьях. Его внешний вид вызывает брезгливость. Плюшкин лицемер, любит поспорить, поругаться. Он очень алчный, постоянно хочет нажиться. Он очень скупой, это проявляется во всем, в еде, одежде. Он копит деньги, не тратив ни копейки ни на себя ни на родных. Он ничтожный и гадкий, хоть и богатый человек, но довел себя до такого постыдного состояния. Он словно самый нищий человек.
Образы помещиков
Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять. И за это дело берется Николай Васильевич Гоголь, который сказал, что его произведение вызвало огромный шум и беспокойство.
Сюжет поэмы наипростейший и заключается в том, что обыкновенный аферист Чичиков приезжает в небольшой городок, чтобы купить у помещиков мертвых крестьян. Ряд провинциальных господ открывает Манилов, где автор сравнивает его с котом, показывая его доброту, гостеприимность и вежливость. Смешным представлен эпизод, когда герой не желая войти в комнату первым, протискивается с Чичиковым вместе. Однако, Манилов в этой жизни бесполезен, так как он не сделал ничего полезного. Это видно даже в описании писателем поместья, где царит полная бесхозность. А вся умственная деятельность героя ограничивается лишь фантазиями. Он считает, что отношения между людьми должны быть праздничными без столкновений и противоречий. Совершенно не зная жизнь, Манилов смотрит на окружающий мир сквозь розовые очки.
Очередным потенциальным помещиком представлена Коробочка, поражающая читателя скупостью и хитростью. Можно понять, откуда у героини такая фамилия. Коробочка была одной из тех людей, которые жалуются на неурожая, а сами тем самым откладывают некоторую сумму.
Но не все помещики кажутся тихими и безобидными. Беззаботная жизнь привела к разгильдяйству и полной деградации Ноздрева. По отношению к людям он держится нагло. И хотя Ноздрев авантюрист по натуре, то по достоинству оценивает мошенничество Чичикова.
У Собакевича в хозяйстве все сделано добротно и прочно. Но все равно это не производит благоприятного впечатления. Этот помещик является яростным крепостником, не упустившим своей выгоды даже в продаже покойных крестьян. Когда идет его торговля с Чичиковым, то отчетливо видно, как проявляется стремление к наживе и жадность. Внешний облик Ноздрева подчеркивается интерьером поместья. Мы видим, что на картинах нарисованы богатыри, мебель же похожа на самого хозяина. Все блюда подаются в большом количестве и очень сытные.
Ряд помещиков замыкает Плюшкин, один из самых страшных и комичных героев. Мы видим, как этот герой постепенно деградировал, потеряв свой человеческий облик. Этот человек никому не верит, думает, что окружающие ему хотят навредить. Он отказался от родной дочери и послал проклятья сыновьям. Гостей он не принимает, да и сам никуда не ходит. Когда-то он был образцовым помещиком с процветающим имением. Но его скупость переросла в скаредность. Писатель показывает огромную жадность Плюшкина, рисуя большие запасы разного добра в его доме. Чрезмерная скупость довела помещика до полного упадка. Перед нами он предстает даже не как человек, а просто «бесполое существо». Он вызывает у читателей лишь горькое сочувствие.
В произведении Гоголь не зря высмеивает местное дворянство. Образы Плюшкиных и Маниловых созданы настолько ярко, что их фамилии стали нарицательными. Сегодня мы также используем понятие маниловщины и сравниваем людей с ноздревыми и собакевичами.
Образы помещиков в поэме Мертвые души
Популярные сочинения
Война – одно из самых страшных проклятий человечества. Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч лет.
И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
Перечитывая эпохальное произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», я часто задаюсь вопросом, ставшим для меня в какой-то мере наболевшим и до жути парадоксальным. Что такое вообще этот Базаров?
Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)
Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.
Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.
Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.
Вариант 2
Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.
Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.
Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.
Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.
Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.
Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.
Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.
Образы помещиков в поэме Мертвые души
Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.
Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян – это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.
В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.
Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.
Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.
Помещики в поэме Мертвые души Гоголя
Несколько интересных сочинений
Новогодняя сказка «Морозко» рассказывает о непростой судьбе девушки, у которой в один из трагичных дней жизни всё меняется в лучшую сторону.
В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета
С рассказом Льва Николаевича Толстова читатели смогли ознакомиться только после смерти писателя в 1911 году. Его основой стала реальная история, произошедшая с братом писателя. Все внимание в рассказе обращено на одно событие
Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».
Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием «Море»
Сочинение: Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
(536 слов) Всем знаком сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души». Ее название является «говорящим»: оно отражает не только основную завязку сюжета произведения (то, как Чичиков ездит по поместьям, скупая души мертвых крестьян), но и главную проблему, волнующую автора – проблему, безусловно, нравственную, соединяющую в себе мир человеческого сердца и мир, окружающий человека, общество, в котором живая и отзывчивая с рождения душа растет и развивается, набирается опыта, взрослеет.
Но автор рассказывает нам о каком-то другом мире, населенном не живыми, а мертвыми душами. Помещичья Россия в поэме Гоголя – это Россия «мертвых душ». Каковы же первые признаки мертвенного оцепенения души, по мнению писателя? Обратимся к тем образам помещиков, которые предстают перед читателями в произведении.
Первым Чичиков встречает помещика Манилова. Манилов – человек еще не преклонных лет, с глазами «сладкими, как сахар» и заманчивой улыбкой; он обходителен и учтив. Таких, как Манилов, замечает автор, много на свете, и все они, кажется, похожи между собой до сличения. «Люди так себе, ни то ни се», — пишет Гоголь. Яркая отличительная черта помещика – его мечтательность; он строит планы по совершенствованию своего поместья, но не может который год купить мебель в дом и кое-как следит за поместьем, ленясь и отвергая всякие житейские заботы. В образе Манилова подчеркнуты те черты характера, которые несложно было заметить, общаясь с русскими дворянами-помещиками девятнадцатого века, грезящими о преобразованиях, но не желающими действовать и нарушать покой своего существования.
Следующий любопытный персонаж поэмы – помещица Коробочка – пожилая одинокая женщина, вдова. Она зажиточная и рачительная хозяйка. Помещица пытается как-нибудь повыгоднее продать «мертвые души» Чичикову, боясь прогадать в цене. Она, кажется, до того упряма и глупа, что автор сомневается, «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?».
Разнузданное веселье в поэму вносит помещик Ноздрев, любитель выпить и поиграть в карты, «историческая личность» — вечно попадает в истории и любит их создавать. Ноздрев «скверный барин» и не следит за хозяйством; невозможно для него уследить даже за самим собой. Он впадает в пьяное веселье так же легко, как изливает свой «праведный» гнев на любого встречного. Хамство, глупость и наглость Ноздрева встречают нескрываемое осуждение читателей и открыто высмеиваются автором.
Образ помещика Собакевича, один из финальных образов, начинает терять свою «очеловеченность»; герой больше напоминает «средней величины медведя». Собакевич владеет большой усадьбой и всячески заботится о ее «прочности» (сам Чичиков называет Собакевича «кулаком»). Нрав помещика груб и безыскусен. Кажется, ничто не может пробраться сквозь его «толстую» кожу.
Финальный образ – помещик Плюшкин, скряга и «изношенная развалина». Плюшкин – последняя стадия развития создаваемого гоголем характера помещика. В нем с каждым днем все слабее горит огонек жизни, дом его больше похож на склеп. В усадьбе Плюшкина все живое умирает и тлеет от избытка жадности, от мертвенной хватки пустой страсти к наживе. О Плюшкине мы узнаем достаточно много, в том числе, историю его жизни. Он становится трагическим персонажем и, несмотря на свой отталкивающий характер, вызывает жалость.
В «Мертвых душах» Гоголь рассказал читателям повесть о душе человеческой, в которой «живое» и «мертвое» постоянно борются. Гоголевские помещики застыли, окаменели, отделились от мира; от одного образа к другому – в них все меньше жизни. Зараженные пороком своего времени, дети крепостничества, они вянут, не оставляя после себя плодородной почвы. «Выжженная земля» помещичьей России, чтобы вновь обернуться в цветение, должна сбросить бремя «мертвых душ», отказаться от рабства и угнетения. К этому, как всегда, с иронией и любовью к своим героям, призывает Николай Васильевич Гоголь.
Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова. Обладает индивидуальными особенностями и речь каждого из них.
Сначала главный герой решил посетить Манилова. Этот помещик – мужчина видный. Внешность у него привлекательная, а вот характер – неопределённый. Он хочет, чтобы его считали за человека культурного и образованного. Говорит мало, поскольку большую часть времени погружён в несбыточные мечты. Имеет слащавую речь. Хозяйством совершенно не интересуется. Во всех комнатах его дома чего-нибудь не достаёт. Например, в гостиной стоит шикарная мебель, обтянутая шёлковой тканью. Однако там же находятся и кресла, обитые рогожкой, поскольку красивой материи на них не хватило.
Заблудившись, П. И. Чичиков заезжает к помещице Коробочке. Её крестьяне приучены к порядку. Она бережлива, умеет хозяйничать, готова торговать всем подряд и знает цену деньгам. Но страдает жаждой накопительства. Продавая мёртвые души, Настасья Петровна боится продешевить.
С Ноздрёвым Павел Иванович встречается в трактире. Это – искатель приключений, драчун, игрок и пьяница. Говорит быстро, отрывисто. Часто перескакивает с одной темы на другую. Злоупотребляет бранными выражениями.
Он нагл, лжив, подл и бесчестен. По-хамски относится к людям. О псах заботится сильнее, чем о близких.
Потом Чичиков оказывается у Собакевича. Это тип злобного, жестокого и бездушного помещика-крепостника, стремящегося к наживе и не привыкшего упускать собственную выгоду. В его усадьбе всё добротное, однако несуразное. А самого хозяина писатель сравнивает с медведем.
Особенно хорошо Гоголю удался образ Плюшкина. Знакомству с данным персонажем предшествует описание пейзажа, полуразвалившихся изб и хозяйственных построек. Интерьер дома только подтверждает мысль о деградации этого помещика, о превращении его в «прореху на человечестве». Он, как Кощей, чахнет над своим «златом», сваленным в пыльную кучу в углу комнаты. Его скупость и жадность просто феноменальны. Плюшкин не только не помогает финансово ни дочери, ни внукам, но и себе отказывает во многом. Ходит в таких рваных обносках, что Чичикову даже трудно определить, личностью какого пола он является. Для угощения гостей хранит чёрствый кулич и настойку, в которой плавают дохлые мухи.
2 вариант
Поэма «Мёртвые души» – уникальное произведение Николая Гоголя. В нём автор показал недостатки российского общества. В произведении показана деградация человека, уничтожение его души. Для наглядного примера автор использовал дворянство: помещиков. В произведении каждый представитель этого класса сформировал свой быт, обладает неповторимыми чертами, имеет свою историю. Учитывая внешнее разнообразие, эти представители обладают одной общей чертой: владея душами живых людей, их души являются мертвыми.
Постараемся рассмотреть характер всех помещиков.
Первым делом Чичиков отправляется в поместье Манилова. Про таких людей говорят: «ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса». Все мысли человека занимают мечты о прекрасной жизни и пустые разговоры, которые не приносят пользы. Он не занимается практическими делами, не знает, что происходит у него дома. Этот человек постоянно заискивает перед высокопоставленными чиновниками, поэтому его душа мертва.
Следующим представителем является Настасья Коробочка. Исходя из говорящей фамилии помещицы, стоит отметить основную черту её характера – ограниченность мышления: помещица находится в «коробочке» своего создания. Настасья Филипповна хорошо ведёт своё хозяйство. Она не обладает значительными деньгами, но в любом деле она боится потерять потенциальную выгоду. Смысл жизни у помещицы заключается в накоплении денег, поэтому душа её мертва.
Ярким представителем среди помещиков Чичиков считал Ноздрёва. Он любит шумные компании, пьяные вечеринки, игры в карты, злачные места. Он проиграл своё имение, поэтому живёт в долгах. Постоянные скандалы и ругательства доставляют крепостным серьёзные неприятности. Он любит себя. Главной целью в жизни этого человека – постоянные гулянки, игра в карты и посещение злачных мест. Душа помещика мертва.
От помещика Ноздрёва, Чичиков прибывает к Собакевичу. Чичиков отмечает: «Чёртов кулак». Корыстный и зацикленный на материальных благах человек. Он замечательный хозяин, а его крестьяне проживают в комфортабельных условиях. Однако, душа этого человека тоже мертва. У неё потребности ограничиваются, съеденным количеством пищи.
Плюшкин – последний представитель в списке помещиков, которых посещал Чичиков. Его фамилия обозначает «сплющенность» его души. Плюшкин – скупой человек, он не поддерживает контакты с семьёй, а пытается накопить мусор в своём доме, носит оборванный халат и употребляет сухари. Автор называет такого представителя помещиков «прорехой на человечество».
Рассмотрев разных помещиков, у которых был Чичиков Павел Иванович, делаем вывод о значении поэмы «Мертвые души». Мертвыми душами считаются не физически умершие люди, которых хотел приобрести Чичиков, а помещики, владеющие этими людьми. В произведении отражены «живые» души, которые представлены простыми людьми. Подобными примерами Николай Васильевич Гоголь показал, что не всё потеряно. Ещё есть время для изменений, поэтому он показывает Русь в качестве «необгоняемой тройкой».
Также читают:
Картинка к сочинению Изображение помещиков в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
В современном мире люди часто путают понятия мечта и цель. Отсюда возникают проблемы. Чем различаются эти понятия? Где же конец мечты и начало цели? Разберемся с этим.
Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.
Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать
Известное произведение под названием «Сотников» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится по своему жанру к повести. Данное творение стало популярно не только на Родине автора
Екатерина Ивановна является одной из главных героинь рассказа знаменитого и популярного писателя Чехова, а вот называется рассказ «Ионыч».
Сочинение: Помещики в поэме Гоголя Мертвые души
Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души»
Автор: Гоголь Н.В.
Пятеро помещиков – первые в ряду «мертвых душ».Они не способны ни к какому высокому движению души. Они ограничены и примитивны в стремлениях. Они пошлые люди, потому что их интересы так же пошлы в своей материальности. Духовный мир помещиков мелок и ничтожен. Вещи выражают их внутреннюю сущность. Почему же так опустились люди? Не только личная жизнь тому причиной, но и социальные условия привели к этому.
Помещики не конкретные люди, они еще и типы, характеризующие целые группы подобных себе. Гоголь горько рассуждает о человеке, о его судьбе в современном мире, о нелепости государства, где хозяева – «Собакевичи» и «Плюшкины».
Одним из представителей этого слоя является Манилов. Характеристика Манилова – отрицательная. Понять это помогает детализация и ирония автора. Он «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал…» Считая себя образованнейшим человеком, он хочет «следить этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…» Гоголь дает понять, что размышления Манилова не имеют никакого основания: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки этого героя ясно говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Коробочка тоже представитель помещиков. Гоголь не любит Коробочку. Его раздражает и «старое платье», прибранное на всякий случай; и шипящие как змеи часы, старые обои и обилие мух. Время в доме Коробочки замерло навсегда. Здесь тянет в сон и окна выходят на скотный двор. Хозяйка срослась со своим хозяйством и превратилась в часть его. «Коробочка» – это не просто фамилия, это – образ жизни и мыслей. Не зря из уст Чичикова, деятельного и активного человека, звучит слово «дубинноголовая». Коробочка не умеет мыслить иначе, чем привыкла. Она боится этого. Ей «дубинноголовость» – страх перед необычным и глупость.
В повести автор иронически говорит о всех помещиках. Среди них и Ноздрев – бойкий и неугомонный человек. Так почему же и он – мертвая душа? В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность чем-нибудь заняться: «…он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, так как все начинания его бесцельны. Этот лихач просто, без всякого стыда хвастается и обманывает всех, кто встретится с ним. По его словам, в его конюшне стоит гнедой жеребец, «за которого Ноздрев боится, что заплатил десять тысяч». Но поле «русаков такая гибель, что земли не видно», одного он даже поймал сам «за задние ноги». Ноздрев – человек без принципов. Его появление всегда говорит о грядущем скандале: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет». Автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком».
Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Таков и Собакевич. Он груб и неуклюж. Его внешность пугает: когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочные строения. Хозяин не заботится о красоте, не зато все в доме устойчиво. Каждая вещь неуклюжа и как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» В разговоре с Чичиковым он высказывает озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, мошенники: «За копейку убьют». Автору противны оба героя. Каждый из них хочет надуть другого и боится, как бы не надурили его. Собакевич в отличие от предыдущих героев связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрец, но Гоголь постоянно разоблачает его, уделяя особое внимание его ценностям. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни – материальное обогащение и сытный обед. При всем этом Собакевич – неплохой хозяин, его мужикам живется неплохо. Рожден ли он медведем или «омедведила» его жизнь – это скоре беда, чем вина героя.
Каждый помещик, встречающийся в поэме, благодаря какому-либо своему недостатку бросается в глаза читателю. Так помещик Степан Плюшкин удивляет нас ведением своего хозяйства. В шестой главе Гоголь описывает смерть его души. Все владения этого героя проникнуты тоской. Чичиков сразу заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строениях». Описание имения подчеркивает запустение души помещика. Здесь все безжизненно. Пространство Плюшкина невозможно разглядеть одним взором. Все открывается для главного героя и читателей постепенно, даже дом «местами в один этаж, местами в два… глядел каким-то дряхлым инвалидом…длинный, длинный непомерно». Комната помещика так же подчеркивает его натуру: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». А ведь когда-то Плюшкин «был бережливым хозяином». У него была жена, дети. Так что же с ним случилось? Дело в том, что жена его умерла, старшая дочь и сын уехали, а вскоре умерла и младшая дочь. И человек, оставшийся один, потерял контроль над собой. Им овладела жажда обогащения. Теперь уже не вещи принадлежат ему, а он принадлежит им и зависит от них. Он отстранился навсегда от своих детей друзей, и даже окружающих его крестьян. Плюшкин считает их мошенниками, лентяями: «Ведь у меня что год, то бегут, – жалуется Плюшкин – Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». И в конечном итоге Гоголь говорит наш, что этот помещик «обратился…в какую-то прореху на человечестве». Итак, в Плюшкине мы видим жадного, скупого человека, но в то же время нам становится жаль его. Вся жизнь героя сложилась благодаря произошедшим некогда несчастным событиям. Через образ Плюшкина читатель понимает, что жажда накопительства приводит только к нищете. Плюшкин превратился в скупого зверя, животного и даже утратил внешние признаки пола.
Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс
Николай Васильевич Гоголь является создателем известного произведения «Мертвые души». Творчество Гоголя выражено в его книгах, которые заняли достойное место в классической русской литературе.
Автор дал представление о жизни чиновников и помещиков в уездах России. Представители класса наделены определенными качествами и культурой, отражающимися в общении с крепостными и ведении дел. Рассказывается о существовании простого народа и их трудностях во взаимодействии с помещиками. Аппарат чиновничьей власти представлен некомпетентными и бездумными людьми. Помещики живут для себя, не заботясь о народе. Период ознаменован отмиранием феодальных отношений, так что представители народа остаются бесправными существами без поддержки.
Первый том посвящен представителям помещичьего населения России. Героями являются Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Ноздрев. Данные образы представлены, как деградирующие слои населения, паразитирующие в обществе. Они живут бездейственно и праздно. Не хотят работать. Гоголь посвятил героям главы в особой последовательности, опираясь на критерий их бездеятельности и отрицательного воздействия на население.
Манилов представлен приятным человеком средних лет, но скучным. Он не любит трудиться, не облагораживает усадьбу, в которой проживает, проявляет леность в действиях. Манилов является собственником деревни с 200 избами, в которых проживает крестьянское сословие. Крестьяне подобно хозяину не хотят работать, не стремятся проявлять инициативу. Манилова не пугает такая обстановка, он проводит большую часть времени в своей усадьбе в кресле с трубкой в руках. Он превратил себя и своих крестьян в бездумные души. Помещик доверил решение дел усадьбы приказчику Чичикову. Манилов любит лживых и несправедливых людей.
Следующим героем является Коробочка, проявляющая активный интерес к делам хозяйства. В ее владении находится процветающая деревня. В поместье есть птицы, огороды, сады. Она заботиться о деревне и крестьянах. Коробочка не обладает умом, суеверна. Имеет поверхностные суждения о жизни. Помещик неопытный, ведет хозяйство, но не умеет обращаться с людьми. Целью существования является получение прибыли.
Далее рассматривается Собакевич. Хитрый, властный герой, любящий деньги. Он ищет способы наживы и легких денег. Собакевич вменил денежный оброк. Продает и покупает несуществующих людей «мертвые души», не задумываясь о деянии, а рассчитывая на сумму со сделки.
Помещик Ноздрев противоположен по характеру Манилову и Коробочке. Непоседлив, любит посещать ярмарки, играет в карты, выпивает. Рассказывает выдуманные истории, проявляет резкость характера и напор. Люди боятся Ноздрева. У него нет времени на содержание хозяйства. Ноздрев занимается воспитанием и содержанием псов. Кроме прибыли от хозяйства его ничто не интересует, жизнь крестьян удела не представляет для него ценности. Ноздрев проматывает полученные деньги. Не занимается развитием деревни.
Отрицательным героем представлен Плюшкин. Опущенный, моральный облик не представляет ценности, не обладает нормальными человеческими качествами. В его лице представлена несправедливость к народу, неуважение, мелочность, тщедушие. Гоголь говорит, что Плюшкин измучил своих людей страшным голодом. Крестьяне умирали у него в поместье. Владелец винит людей в лени и непрактичности. Истиной является жестокое отношение хозяина к крестьянам и нечеловеческие условия содержания. Люди бегут из ненавистных мест.
Описанные представители помещичьей власти тормозят развитие России. В поместьях у жадного хозяина находились 1 000 душ. При наличии огромной территории хозяйственные работы не велись, не работали мельница, фабрики с сукном, станки, прядильни. Хлеб гнил на полях. Оброк собирался с крестьян регулярно. Выручка складывалась в кладовках и не реализовывалась. Имущество с каждым днем превращалось в прах.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс» читают:
Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Помещики в поэме Гоголя Мертвые души Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 21:26:39 21 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 1631 Комментариев: 15 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.6 Оценка: неизвестно просмотреть |