Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

«Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»»

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвидетельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского романтизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на долгое время создала им репутацию художественного феномена, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»

Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распространившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в письме к матери. Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторженный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в творческом содружестве выразился прекрасный закон преемственности в художественном процессе. Белинский охарактеризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность.

В «Вечерах» — праздник народного духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издателя» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации которого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойством народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пестрота стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соединенных «Вечерами» в праздничный хоровод. Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время.

Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее». Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни. Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где открытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта. Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, бытовое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно естественно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Буруль- баша повесть претендует на вполне реалистическую трактовку темы. Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах. » и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком 84 литература изображении типов, представляющих ничтожный помещичий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ». Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвидетельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского романтизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на долгое время создала им репутацию художественного феномена, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»

Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распространившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в письме к матери. Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторженный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в творческом содружестве выразился прекрасный закон преемственности в художественном процессе. Белинский охарактеризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность.

В «Вечерах» — праздник народного духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издателя» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации которого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойством народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пестрота стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соединенных «Вечерами» в праздничный хоровод. Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время.

Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее». Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни. Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где открытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта. Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, бытовое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно естественно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Буруль- баша повесть претендует на вполне реалистическую трактовку темы. Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах. » и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком 84 литература изображении типов, представляющих ничтожный помещичий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ». Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

Следующее сочинение из данной рубрики: Книга про бойца «Василий Теркин»

Анализ «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Читайте также:  Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.

Год написания – 1829-1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над вторым томом. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашен на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил свою работу над вторым томом своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Композиция

Проводя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» анализ произведений, следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух томов, каждый из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – издатель Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести и направлении романтизма. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто легкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Тема Вечеров на хуторе близ Диканьки Гоголя (главная мысль)

Циклом своих произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь знакомит нас с множеством народных поверий, делает нас невольными участниками сказочных событий и фантастических историй. Сборник содержит два тома по четыре повести. Все они написаны в направлении романтизма.

Николай Васильевич искренне верил в то, что добро всегда одолевает зло. Поэтому в основу своих произведений положил борьбу белого и черного, используя все возможные художественные методы, чтобы наиболее полно это продемонстрировать.

Примером героев произведений автор показал, что материальные блага не всегда приносят счастье и удовлетворение, земные утехи делают из людей заложников темноты, а порядочность и настоящая вера и любовь всегда помогут даже в самой тяжелой ситуации.

Действующие лица повестей разделяются на хороших и плохих относительно. Но, в то же время, они своеобразные и смешные, волшебные и праздничные. Даже нечисть милая и скромная, управляемая обычной властной женщиной.

Основной мыслью сборника повестей автор провел линию между добром и злом, показав, что тайна всегда становится явью, и расплата за зло не заставит себя долго ждать. Автор высмеивает людей, которые потакают своим низким желаниям. С помощью юмора писатель доносит нам, что человек будет недосягаем для чертовщины, если станет жить в соответствии с законами совести, любить ближнего и сострадать людям.

Вечер является пограничным временем между днем и ночью, а ночь, особенно предпраздничная – это время волшебства. Вареники сами прыгают в рот, сидя верхом на черте можно собирать звезды в мешок, черт крадет месяц для своей женщины, два кума заблудились из-за происков беса. Очень четко просматривается борьба добра и зла. Но, так как в нашей повести добро побеждает зло, все заканчивается счастьем главного героя.

Описания украинских злачных мест имели точную конструкцию и поставленный порядок героев. Они в полной мере отображены в повести Гоголя: Солоха – женщина средних лет, хитрая и смекалистая. Вакула – казак, кузнец, сильный и трудолюбивый, как художник ценил красоту, отважный и самоотверженный. Дьяк – двуличный и слабовольный трус, потакающий своим желаниям. Голова – высокомерный, чувствующий свою важность, но боящийся за свою репутацию. Оксана – красивая девушка, вначале капризна и неприступна, а в конце добра, отзывчива и способна любить. Черт – вредный, глупый и хитрый. Казак Чуб – упрямый и чудаковатый, но всей душой любящий свою дочь. Пацюк – ленивый, но проницательный. Царица – щедрая и добрая. Из этого мы видим, что Гоголь наделил своих героев общепринятыми характеристиками.

Даже божественное присутствует в этой повести, когда крестная сила помогает кузнецу справиться с нечистью. Это еще одно подтверждение торжества добра над злом.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Вечеров на хуторе близ Диканьки

Популярные сегодня темы

Конечно, природа очень щедра и наградила нас, наслаждением и созерцанием дивными цветами и растениями, и каждый по-своему любим. Кому-то нравятся полевые цветы, кому-то специально выращенные в оранжереях. Большинству нравятся розы.

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

Рассказ идет от первого лица. В самом начале мы знакомимся с человеком, который отправился в путешествие по родным краям. С собой у него имеется только старая карта. Спустя время уже многое изменилось

Вначале своего сочинения по теме Доктор Живаго необходимо подчеркнуть, что помимо Пастернака упоминают тему личности и революции другие писатели. Эта проблематика тревожила всех литераторов двадцатого столетия.

Читайте также:  Плюшкин: сочинение

Александр Сергеевич Пушкин по сей день остается великим классиком русской литературы. Ведь темы, затронутые в его произведениях, актуальны сегодня, пусть и в другой интерпретации. И хотя нынешняя молодежь считает

Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Меню сайта

Сочинения по произведению “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголь Н.В.

Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” (“Вечера на хуторе близ Диканьки”)

Я с большим интересом прочитала повесть Н. В. Гоголя « Ночь перед рождеством ». В ней много сказочных событий, смешных приключений.
Из всех героев повести хочу выделить Оксану, её отношение с Вакулей. В начале повести Оксана – юная беззаботная . насмешливая и ветреная девушка. « Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе.

Историческая тема в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сочетание романтизма и реалистического подхода к жизни в «Вечерах» не было состоянием статической уравновешенности. Оно отражало то внутреннее движение, сущность которого заключалась в углублении связей с жизнью. Свое широкое развитие реалистические начала получили в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – самое народное, веселое и мистическое произведение Гоголя.
Одно из ведущих мест среди художественных приемов, использованных в нем, занимает мистика. Известно, что сам писатель увлекался мистикой, верил в существование нечистой силы, был очень суеверным. В «Вечерах» он отразил эти народные верования в полной мере.

Своеобразие сборника Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”

В 1831 году вышел первый сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Осо­бенностью русской, литературы этого времени стало обращение писателей и поэтов к жизни простого народа, его быту и нравам. Многие писатели в своих произ­ведениях описывали своеобразие русского нацио­нального характера.

Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки», написанные Н. В. Гоголем в 1831-1832 гг., стали, по словам А. И. Герцена, рядом «подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, — картин, полных веселости, изящества; живописи и любви». Взяв большую часть сюжетов из украинского фольклора, близкого и русскому человеку, Гоголь проник в самую суть народной жизни, его представлений о том, какова же должна быть эта жизнь.

Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию.

Торжество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (повествование ведется от лица человека из народа, пасечника Рудого Панька. Писатель не случайно выбрал именно такую форму построения цикла как серию небольших историй, которые рассказывает этот человек. Гоголь стремился подчеркнуть тесную связь своих повестей с устным народным творчеством.

Моё первое прочтение Гоголя

«Моим» первым произведением Н.В. Гоголя, которое я прочитала полностью, от начала до конца, стала повесть «Ночь перед Рождеством». До того, как познакомиться с этим произведением, я смотрела старый мультфильм, снятый по повести Гоголя. Он произвел на меня неоднозначное впечатление – вроде сказка и не совсем сказка, много юмора, но и много серьезного, даже страшного.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Творчество Николая Васильевича Гоголя — одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом.

Народный характер в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”

В этом произведении Н.В.Гоголя сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.

“Вечера на хуторе близ Диканьки”: краткое содержание и герои

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – это одно из самых известных произведений Гоголя, которое было напечатано в 1831-1832 годах. Эта проба пера молодого автора принесла ему огромную славу, и впоследствии по этой книге был снят не один фильм.

Николай Васильевич Гоголь

Гоголь был уроженцем Полтавской губернии, родился в деревне Сорочинцы. Отец его служил на почтамте и очень любил театр, поэтому и сына к нему приобщал. В десять лет Николай Гоголь начал учиться в Полтаве, и потом перешел в одну из нежинских гимназий. Уже тогда он начала мечтать об общественном поприще, на котором он мог бы приносить славу народу.

В 1828 году будущий писатель переехал в Санкт-Петербург, и там долгое время работал в Департаменте уделов. Тогда и появились его первые литературные произведения, и среди них «Вечера на хуторе близ Диканьки».

История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Во время жизни в Санкт-Петербурге Гоголь работал в Департаменте государственного хозяйства. Денег, которые он получал на государственной службе, ему не хватало, и поэтому он решил подработать написанием повестей.

Он заметил, что читающая публика в Петербурге очень интересуется Малороссией, поэтому решил заняться созданием произведений в украинском стиле. Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вскоре познакомился с главным редактором «Литературной газеты» Антоном Дельвигом, а вскоре и с Василием Андреевичем Жуковским. И вот он начала печататься: в одном из журналов появилась его повесть «Басаврюк», чуть позже опубликовали повесть «Страшный кабан».

Знакомые Гоголя в литературной среде нашли ему работу учителя истории, причем в очень уважаемом заведении – в Смольном институте. Здесь Гоголь был занят гораздо меньше, чем в департаменте. Работа с детьми занимала у него полдня, а в оставшееся время он мог заниматься литературным творчеством. И теперь по вечерам он писал «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сорочинская ярмарка

Это произведение открывает цикл художественных рассказов, составляющих основу повести. Место действия – село Сорочинцы в Полтавской губернии. Это один из самых веселых рассказов, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Житель одной из деревень Солопий Черевик отправляется на ярмарку, чтобы продать мешки с пшеницей и пеньку. На возу он везет свою жену Хавронью Никифировну и дочку Параску. Хавронья Никифоровна довольно уродлива, тогда как все восхищаются красотой Параски, ее падчерицы. Когда все они проезжают по мосту, то сталкиваются с группой парубков, и один из них, увидев Параску, влюбляется в нее. А вот жена Солопия Черевика вызывает у него насмешку.

Прибыв на ярмарку, Солопий узнает, что все в этом году складывается неудачно, так как ярмарка сейчас находится на «проклятом месте». Оказывается, что когда-то черт потерял здесь свою красную свитку, с тех пор ищет ее. В это время Солопий видит, что его дочь Параска обнимается с парубком, и вскоре парубок договаривается с ним о свадьбе. Но мачеха Параски против свадьбы.

Огорченный парубок обращается за помощью к друзьям-цыганам, и они организовывают мнимую кражу кобылы Солопия Черевика. Черевик, связанный по рукам и ногам, дает согласие на свадьбу дочери. Заканчивается этот рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки» описанием свадебного торжества.

Вечер накануне Ивана Купала

Дьячок Фома Григорьевич рассказывает историю о том, как за сто лет до существования Диканьки был на ее месте более бедный хутор и ходил по нему Басаврюк – дьявол в человеческом образе. Басаврюк любил погулять в компаниях и даже дарил девушкам украшения. Но украшения эти потом были крайне неудобны при носке.

Читайте также:  «Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

В том же селе жил козак Корж, у него была дочка Пидорка. По соседству жил бедняк Петр Безродный. Увидел Корж, что Пидорка и Петрусь любят друг друга, но не захотел отдавать дочку за бедняка. Ушел Петрусь в тоске, а Корж решил выдать Пидорку за богатого ляха.

Тогда к Петру подошел Басаврюк, предложил ему несметное богатство, но с тем условием, что тот должен будет зарезать младшего брата Пидорки Ивана. Разум у Петра помутился – и он убил безвинное дитя. Получил он богатство, женился на Пидорке, но не было ему счастья. В конце-концов он сошел с ума и сгорел в своем доме.

Майская ночь, или утопленница

Этот рассказ, украшающий собой цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», повествует о любви молодого козака Левка, сына сельского головы, к Ганне Петрыченковой. Суровый отец запрещает Левку жениться, но он сам втайне мечтает добиться любви Ганны. С горя Левко приходит на пруд, где вскоре будет строиться винница, видит старый дом с закрытыми ставнями. В полночь эти ставни открываются, из них выплывает русалка и просит Левка помочь ей (надо сказать, что русалки, лешие и водяные – это частые герои «Вечера на хуторе. »). Он должен найти среди других русалок ведьму. Левко помогает ей найти ведьму, русалка обещает отблагодарить его.

На утро Левко просыпается и находит у себя в руке письмо комиссара к его отцу, сельском голове. В этом письме приказывается женить Левка на Ганне Петрыченковой, а также провести ремонт дорог в селе. Сельский голова вынужден выполнить приказание комиссара.

Пропавшая грамота

Рассказ этот связан с именем дьячка Фомы Григорьевича, который повествует о приключениях своего деда, козака. Дед его состоял в запорожском войске, и однажды дал ему гетьман поручение отвезти к царице грамоту с указом. Грамоту дед зашил в шапку, и отправился в путь.

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» часто рассказывает о взаимоотношениях казаков с царицей. Запорожское казачество уважало власть Екатерины Второй, хотя не всегда было согласно с ней. Доставка грамоты царице была очень важным делом. Поэтому казак и спешит в пути, но по дороге он встречает давних приятелей, решает ненадолго зайти с ними выпить в шинок.

Выясняется, что один из приятелей, козак-запорожец, давно продал душу дьяволу, и в эту ночь ему срок уходить в пекло. Он просит друзей не спать, чтобы не дать его черту. Казак пытается оставаться без сна, но в итоге засыпает. Цикл “Вечера на хуторе. “, краткое содержание которого сводится к борьбе людей с нечистой силой, показывает, как мастерски владеют враждебные людям силы разными приемами, в частности, они умеют навевать сон.

Утром он обнаруживает, что пропала его шапка, в которую была зашита грамота. Выход предлагает шинкарь, правда, не бесплатно. Козак отправляется в пекло к чертям, там играет с ними в карты. Два раза проиграл, на третий раз догадался перекрестить карты – и выиграл. Дали ему коня сатанинского, и вынес его конь из пекла.

Казак доставил грамоту царице, но вот сразу освятить хату забыл, и поэтому раз в год его жена прыгала за прялкой во время сна.

Ночь перед Рождеством

Черт и ведьма воруют месяц в Рождественскую ночь, чтобы не дать людям выполнять их намерения, в частности, чтобы помешать кузнецу Вакуле прийти домой к дочери казака Чуба Оксане. Вакула любит Оксану и хочет жениться на ней, но она против. Оксана ставит условие: выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, которые сама царица носит.«Вечера на хуторе. », краткое содержание которых сводится к взаимоотношениям людей с потусторонними силами, всегда интересовали публику. Самым популярным рассказом в этом цикле можно считать «Ночь перед Рождеством».

Огорченный Вакула уходит из села, неся на плечах черта. Черт хочет, чтобы Вакула продал ему свою душу в обмен на блага земные, но Вакула принуждает черта к послушанию с помощью святого креста. Сев на черта верхом, он отправляется в Петербург, там попадает на прием к царице Екатерине Второй и выпрашивает у нее черевички.

Ужасная месть

Это устрашающее душу повествование о великом грешнике, который некогда сделал много преступлений и был наказан за это. Есаул Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном опасаются ляхов, поэтому едут в сопровождении охраны.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.

Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.

Заколдованное место

Быль эта продолжает главную тему цикла. «Вечера на хуторе близ Диканьки» посвящены взаимоотношениям человека с нечистой силой. Однажды отец с сыновьями поехал в Крым, чтобы заняться продажами, а на даче остался дед и внуки.

Вечером приехали в гости чумаки, которые знали деда. И начали все вместе плясать. Танцевал с ними и дед гопака, да только дошел до крайней грядки за огородом, как ноги у него свело судорогой. И не мог он танцевать. Это было заколдованное место.

Также дед пытался найти клад в огороде возле заколдованного места, но всякий раз что-то ему мешало. Добыв огромными усилиями котел, дед притащил его домой, но оказалось, что он набит всяким мусором. С тех пор он зарекся иметь дело с нечистой силой.

Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Повести Гоголя в двадцатом веке экранизировали, особенно популярна в этом плане «Ночь перед Рождеством». Кино «Вечера на хуторе близ Диканьки» было снято в советский период, в 1961 году. В начале 1990-х годов фильм был выпущен на видео, а потом попал и на DVD-диски.

Герои Гоголя

Уникальное свойство произведений состоит в том, что в них реалистичные, реальные герои пересекаются с мифологическими персонажами и образами. Обычные люди улаживают свои дела с помощью ведьм, чертей и русалок. Причем мифологические персонажи могут быть как друзьями, так и врагами человека. Фильм “Вечера на хуторе” ясно показывает облик как мифологических персонажей, так и людей – сельчан.

Экранизации «Вечеров на хуторе»

Произведения Гоголя пользовались такой популярностью, что в двадцатом веке по ним стали снимать фильмы. Кино «Вечера на хуторе» стало управлять людскими сердцами. В 1951 году по этому произведению был снят мультфильм, а в 1961 году – фильм. О том, как точно были подобраны герои, свидетельсвует фото. “Вечера на хуторе близ Диканьки” (и книга, и фильмы) стали очень популярными.

В 21 веке вышла очередная экранизация повести. Первый мюзикл по мотивам «Вечеров» появился на экранах телевизоров в новогоднюю ночь, 31 декабря 2001 года. Вскоре телекомпании 15 стран захотели приобрести этот фильм. Главные роли в мюзикле сыграли Ани Лорак, Филипп Киркоров, Олег Скрипка.

Ссылка на основную публикацию
×
×