Мировая слава Жюля Верна
У Жюля Верна стоял в библиотеке огромный глобус, испещренный вдоль и поперек разноцветными линиями маршрутов его героев. Каждый новый роман прибавлял новую извилистую линию. Эти линии скрещивались, переплетались, сходились вместе, расползались в разные стороны, пересекая наименее изученные области, куда не ступала нога человека. Когда Жюль Верн состарился, его глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что сам писатель с трудом выпутывался из этого лабиринта.
Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врывается пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах – планета Земля, и не только Земля, но и вселенная.
Впрочем, на это указывает и само заглавие серии – «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.
Принято спросмотреть научно-фантастическими только те романы Жюля Верна, в которых фигурируют фантастические машины. В действительности научная фантастика расправляет свои крылья также в географических и приключенческих романах. Еще не исследованную и воображаемую природу Жюль Верн раскрывает конкретно и образно даже и в тех случаях, когда ему приходится переступать границы доступной опытному изучению реальности.
Вымышленные герои встречаются со своими современниками знаменитыми исследователями и географами, прибегают к их советам, ссылаются на их авторитетные имена. Так, например, бушмен Мокум участвовал в одной из экспедиций Давида Ливингстона в качестве проводника («Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке»). Дику Сэнду удалось выяснить все подробности последней экспедиции Ливингстона и обстоятельства его смерти в экваториальной Африке сразу же после кончины великого путешественника («Пятнадцатилетний капитан»). Эрику Герсебому посчастливилось напасть на след отважного шведского полярника Норденшельда и обнаружить его «Вегу», скованную у мыса Сердце-Камень, в ста милях от Берингова пролива («Найденыш с погибшей «Цинтии»).
Эта неизменная особенность «Необыкновенных путешествий» не исключает их тематического и жанрового многообразия. В серию входят романы, которые могут быть названы научно-фантастическими, географическими, историческими, «морскими», социально-утопическими, детективными, философскими, робинзонадами или просто приключенческими. Однако чаще всего в одном произведении объединяется несколько жанровых и тематических признаков. И вместе с тем любой роман Жюля Верна, в большей или меньшей степени, всегда остается приключенческим географическим романом.
Жюль Верн неистощимо изобретателен и в выборе самих сюжетов, и способов их воплощения. Во всех случаях он проявляет себя как замечательный мастер сюжетного повествования. Его героев, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные природой местности и нравами обитателей. Поэтому описания природы, флоры и фауны, исторические и этнографические экскурсы не только создают представление о внешней обстановке действия, но и организуют действие, органически входят в самую ткань приключенческого сюжета. Отсюда – первостепенная роль географии в его романах, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.
Аэростат «Виктория» пролетает над необследованными частями африканского континента, которые описываются так же подробно, как изученные. Капитан Гаттерас достигает Северного полюса в то время, когда ни один исследователь Арктики еще не поднимался выше 82° северной широты. В приключенческом романе «Матиас Шандор» появляется электрическая подводная лодка, а в романе «Южная звезда» большую роль играет проблема искусственного получения алмазов и т. п.
«Необыкновенные путешествия», взятые в целом, представляют универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати – разные страны Европы, в восьми – Северная Америка, в восьми – Африка, в пяти – Азия, в четырех – Южная Америка, в четырех – Арктика, в трех – Австралия и Океания и в одном – Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» – действие в них развертывается на необитаемых островах. И, наконец, в двух романах действие происходит в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях – не только «кругосветного» цикла! – герои переезжают из страны в страну.
Замечательные географические открытия XIX и XX столетий совершались сначала на страницах «Необыкновенных путешествий», а потом уже в действительности.
Путешественники, созданные фантазией Жюля Верна, живут в его книгах наряду с реальными путешественниками, продолжая начатое ими дело.
Мировую славу Жюлю Верну создали прежде всего научно-фантастические романы, которые и определили его новаторскую роль в истории литературы. Но это далеко не единственный тип романа в серии «Необыкновенных путешествий».
Мировая слава Жюля Верна
Мировую славу Жюлю Верну создали прежде всего научно-фантастические романы, которые и определили его новаторскую роль в истории литературы. Но это далеко не единственный тип романа в серии «Необыкновенных путешествий».
Жюль Верн неистощимо изобретателен и в выборе самих сюжетов, и способов их воплощения. Во всех случаях он проявляет себя как замечательный мастер сюжетного повествования. Его героев, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные природой местности и нравами обитателей. Поэтому описания природы, флоры и фауны, исторические и этнографические экскурсы не только создают представление о внешней обстановке действия, но и организуют действие, органически входят в самую ткань приключенческого сюжета. Отсюда — первостепенная роль географии в его романах, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.
Впрочем, на это указывает и само заглавие серии — «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.
Эта неизменная особенность «Необыкновенных путешествий» не исключает их тематического и жанрового многообразия. В серию входят романы, которые могут быть названы научно-фантастическими, географическими, историческими, «морскими», социально-утопическими, детективными, философскими, робинзонадами или просто приключенческими. Однако чаще всего в одном произведении объединяется несколько жанровых и тематических признаков. И вместе с тем любой роман Жюля Верна, в большей или меньшей степени, всегда остается приключенческим географическим романом.
Принято спросмотреть научно-фантастическими только те романы Жюля Верна, в которых фигурируют фантастические машины. В действительности научная фантастика расправляет свои крылья также в географических и приключенческих романах. Еще не исследованную и воображаемую природу Жюль Верн раскрывает конкретно и образно даже и в тех случаях, когда ему приходится переступать границы доступной опытному изучению реальности.
Аэростат «Виктория» пролетает над необследованными частями африканского континента, которые описываются так же подробно, как изученные. Капитан Гаттерас достигает Северного полюса в то время, когда ни один исследователь Арктики еще не поднимался выше 82° северной широты. В приключенческом романе «Матиас Шандор» появляется электрическая подводная лодка, а в романе «Южная звезда» большую роль играет проблема искусственного получения алмазов и т. п.
У Жюля Верна стоял в библиотеке огромный глобус, испещренный вдоль и поперек разноцветными линиями маршрутов его героев. Каждый новый роман прибавлял новую извилистую линию. Эти линии скрещивались, переплетались, сходились вместе, расползались в разные стороны, пересекая наименее изученные области, куда не ступала нога человека. Когда Жюль Верн состарился, его глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что сам писатель с трудом выпутывался из этого лабиринта.
«Необыкновенные путешествия», взятые в целом, представляют универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — разные страны Европы, в восьми — Северная Америка, в восьми — Африка, в пяти — Азия, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания и в одном — Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» — действие в них развертывается на необитаемых островах. И, наконец, в двух романах действие происходит в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях — не только «кругосветного» цикла! — герои переезжают из страны в страну.
Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врывается пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах — планета Земля, и не только Земля, но и вселенная.
«Необыкновенные путешествия» — своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая не только о том, что было известно и изучено, но еще больше — что предстояло открыть и исследовать.
Замечательные географические открытия XIX и XX столетий совершались сначала на страницах «Необыкновенных путешествий», а потом уже в действительности.
Путешественники, созданные фантазией Жюля Верна, живут в его книгах наряду с реальными путешественниками, продолжая начатое ими дело.
Вымышленные герои встречаются со своими современниками знаменитыми исследователями и географами, прибегают к их советам, ссылаются на их авторитетные имена. Так, например, бушмен Мокум участвовал в одной из экспедиций Давида Ливингстона в качестве проводника («Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке»). Дику Сэнду удалось выяснить все подробности последней экспедиции Ливингстона и обстоятельства его смерти в экваториальной Африке сразу же после кончины великого путешественника («Пятнадцатилетний капитан»). Эрику Герсебому посчастливилось напасть на след отважного шведского полярника Норденшельда и обнаружить его «Вегу», скованную у мыса Сердце-Камень, в ста милях от Берингова пролива («Найденыш с погибшей «Цинтии»).
Мировая слава Жюля Верна
Другие сочинения по теме:
Почему меня увлекают путешествия Жюля Верна Со времени выхода первого романа каждое следующее произведение Жюля Верна было еще до печати обречено на успех. Его герои путешествуют.
Сочинение доклад Необыкновенные странствия Жюля Верна Со времени выхода первого романа, каждое следующее произведение Жюля Верна было обречено на успех. Его герои странствуют на воздушном шаре.
Герои фантастических романов Жюля Верна Герои Жюля Верна вписывают яркие страницы в историю географических открытий, пополняя труды предшественников новыми фактами, наблюдениями и выводами. Автор вносит.
Творчество французского писателя Жюля Верна Сочинение — доклад на тему биографии и описания романов Жюля Верна. Творчество французского писателя Жюля Верна составило целую эпоху в.
Новаторство в творчестве Жюля Верна Читатели не обратили внимания и на одновременно появившийся фантастический роман Ашиля Эйро «Путешествие на Венеру». Ирония судьбы заключается в том.
Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На.
Научно-фантастический жанр в творчестве Жюля Верна Жюль Верн великолепно знал историю географических открытий. Это был его конек. Он знал также, какие большие задачи предстояло решить путешественникам.
Литературное новаторство Жюля Верна Новому типу романа соответствовал и новый герой: неутомимый исследователь, инженер, изобретатель, ученый. Его стремления определяются не узко эгоистическими расчетами, как.
Победа справедливости над злом в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На.
Образ ученого Бенедикта в романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» Во многих своих приключенческих романах Жюль. Верн использовал образ чудаковатого ученого-всезнайки. В романе «Пятнадцатилетний капитан» — это кузен Бенедикт. Внешний.
Пафос познания мира в романах Жюля Верна Ученые — физики, химики, географы, астрономы, спелеологи, вулканологи, исследователи космоса и океанских глубин проявляют к Верну не только читательский, а.
Мировая слава Петрарки «Книга песен» («Канцоньере») Мировая слава Петрарки в веках связана не с поэмой «Африка», а с его «Книгой песен», посвященной любви к Лауре. Стихи.
Чем меня привлекают герои романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»? Жюль Верн по праву считается творцом жанра научной фантастики. Но при этом он умело продолжает традиции приключенческой литературы. Необычность ситуаций.
Сюжет романа «Дети капитана Гранта» Вершиной творчества Жюля Верна можно спросмотреть его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях.
Романы Ж. Верна Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете.
Испытания юного капитана за романом Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» Древний философ Вергилий говорил: «Отважным судьба помогает…». Примером этого является роман Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». В своей книге французский писатель.
Приключенческие романы второй половине XIX века Во второй половине XIX века юных читателей России покоряют приключенческие романы. Это было вызвано, с одной стороны, естественным тяготением подростков.
Литературная слава «Россияды» М. М. Хераскова Творчество М. М. Хераскова, одного из учеников Сумарокова, обширно и разнообразно. Он выступает и как продолжатель традиции классицизма, и как.
Мировая литература ХХ века Именно с начала ХІХ ст. культура и литература разных стран мира дают возможность уверенно говорить о них как о процессе.
Научно-фантастические идеи можно в сатирических романах просветителей Достаточно вспомнить роман Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» с его магнитным «летающим островом» и «академией прожектеров» в Лагадо или «Микро-мегас» Вольтера.
Мировая слава Жюля Верна – сочинение
У Жюля Верна стоял в библиотеке огромный глобус, испещренный вдоль и поперек разноцветными линиями маршрутов его героев. Каждый новый роман прибавлял новую извилистую линию. Эти линии скрещивались, переплетались, сходились вместе, расползались в разные стороны, пересекая наименее изученные области, куда не ступала нога человека. Когда Жюль Верн состарился, его глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что сам писатель с трудом выпутывался из этого лабиринта.
Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врывается пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах – планета Земля, и не только Земля, но и вселенная.
Впрочем, на это указывает и само заглавие серии – «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.
Принято спросмотреть научно-фантастическими только те романы Жюля Верна, в которых фигурируют фантастические машины. В действительности научная фантастика расправляет свои крылья также в географических и приключенческих романах. Еще не исследованную и воображаемую природу Жюль Верн раскрывает конкретно и образно даже и в тех случаях, когда ему приходится переступать границы доступной опытному изучению реальности.
Вымышленные герои встречаются со своими современниками знаменитыми исследователями и географами, прибегают к их советам, ссылаются на их авторитетные имена. Так, например, бушмен Мокум участвовал в одной из экспедиций Давида Ливингстона в качестве проводника («Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке»). Дику Сэнду удалось выяснить все подробности последней экспедиции Ливингстона и обстоятельства его смерти в экваториальной Африке сразу же после кончины великого путешественника («Пятнадцатилетний капитан»). Эрику Герсебому посчастливилось напасть на след отважного шведского полярника Норденшельда и обнаружить его «Вегу», скованную у мыса Сердце-Камень, в ста милях от Берингова пролива («Найденыш с погибшей «Цинтии»).
Эта неизменная особенность «Необыкновенных путешествий» не исключает их тематического и жанрового многообразия. В серию входят романы, которые могут быть названы научно-фантастическими, географическими, историческими, «морскими», социально-утопическими, детективными, философскими, робинзонадами или просто приключенческими. Однако чаще всего в одном произведении объединяется несколько жанровых и тематических признаков. И вместе с тем любой роман Жюля Верна, в большей или меньшей степени, всегда остается приключенческим географическим романом.
«Необыкновенные путешествия» – своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая не только о том, что было известно и изучено, но еще больше- что предстояло открыть и исследовать.
Жюль Верн неистощимо изобретателен и в выборе самих сюжетов, и способов их воплощения. Во всех случаях он проявляет себя как замечательный мастер сюжетного повествования. Его героев, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные природой местности и нравами обитателей. Поэтому описания природы, флоры и фауны, исторические и этнографические экскурсы не только создают представление о внешней обстановке действия, но и организуют действие, органически входят в самую ткань приключенческого сюжета. Отсюда – первостепенная роль географии в его романах, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.
Аэростат «Виктория» пролетает над необследованными частями африканского континента, которые описываются так же подробно, как изученные. Капитан Гаттерас достигает Северного полюса в то время, когда ни один исследователь Арктики еще не поднимался выше 82° северной широты. В приключенческом романе «Матиас Шандор» появляется электрическая подводная лодка, а в романе «Южная звезда» большую роль играет проблема искусственного получения алмазов и т. п.
«Необыкновенные путешествия», взятые в целом, представляют универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати – разные страны Европы, в восьми – Северная Америка, в восьми – Африка, в пяти – Азия, в четырех – Южная Америка, в четырех – Арктика, в трех – Австралия и Океания и в одном – Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» – действие в них развертывается на необитаемых островах. И, наконец, в двух романах действие происходит в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях – не только «кругосветного» цикла! – герои переезжают из страны в страну.
Замечательные географические открытия XIX и XX столетий совершались сначала на страницах «Необыкновенных путешествий», а потом уже в действительности.
Путешественники, созданные фантазией Жюля Верна, живут в его книгах наряду с реальными путешественниками, продолжая начатое ими дело.
Мировую славу Жюлю Верну создали прежде всего научно-фантастические романы, которые и определили его новаторскую роль в истории литературы. Но это далеко не единственный тип романа в серии «Необыкновенных путешествий».
Андреев К.: Три жизни Жюля Верна
Всемирная слава
Всемирная слава
Первые годы пребывания Жюля Верна в Амьене были для него временем подавленных настроений, разочарований и горестных раздумий. В его памяти вставал великий Сорок восьмой год, первые годы расцвета его творчества, полного, быть может и наивного, но такого радостного оптимизма, Коммуна, возникшая на черном фоне реакции как великолепная вспышка пламени…
Весь этот свет, огонь и радость ушли вместе с ветром, который, как холодный борей древних греков, оледенил мир вокруг писателя.
Где-то далеко были друзья писателя, унесенные этим ветром. Элизе Реклю, великий ученый, прославленный во всем мире, скитался где-то на чужбине; Луиза Мишель томилась в жестокой ссылке на Новой Каледонии; Паскаль Груссе, бежавший с каторги, поселился в Англии. Где-то далеко был Надар, еще дальше – юность, полная веры и прекрасного энтузиазма.
Что оставалось ему? Только работа, которая всегда была его борьбой, а с этого времени стала главным содержанием его жизни.
Весь нерастраченный жар души, все накопленное за многие годы, все мысли, которые он хотел передать будущим поколениям, писатель вкладывал в свои книги.
В эти годы Жюль Верн писал необыкновенно быстро, словно боясь утерять какой-то найденный секрет. Нередко он начинал сразу несколько романов, бросал их, переходил к новому, снова возвращался… Все это походило иногда на поиски утраченной молодости…
Параллельно с «Таинственным островом» Жюль Верн начал шутливый роман-путешествие «Вокруг света в восемьдесят дней». Главу за главой, по мере того как они появлялись из-под его пера, писатель печатал отдельными фельетонами в газете «Тан» с начала 1873 года. Писатель не придавал большого значения своему новому произведению: он не ставил и не решал в нем никаких новых проблем, не пытался создать необыкновенных героев, не покорял, хотя бы и в воображении, непобежденные стихии. Для него это был еще один роман-путешествие.
Неожиданный успех нарастал, словно снежная лавина. Парижане спорили о будущих приключениях Филеаса Фогга, а корреспонденты американских газет посылали на родину каблограммы с маршрутом путешественников. Эксцентричный Филеас Фогг – (Филеас – великий путешественник древней Греции, а Фогг – по-английски туман, атрибут этой страны), великолепный пройдоха Паспарту (по-французски – пройдет повсюду, пройдоха), глуповатый, но исполнительный сыщик Фикс стали всеобщими любимцами. Когда путешественников отделяла от цели только Атлантика, ажиотаж достиг апогея: американские пароходные компании засыпали автора романа телеграммами, предлагая огромные суммы только за то, что Филеас Фогг выберет для своего последнего рейса судно их компании. Это поставило Жюля Верна в такое затруднительное положение, что он вынужден был заставить своего героя купить корабль, чтобы не быть обязанным своим успехом никому!
Связанный контрактом с Этселем, писатель не мог мечтать о том, что успех принесет ему богатство – о, конечно, не настоящее богатство, но средства, достаточные для того, чтобы удовлетворить одно свое страстное желание! Даже феноменальный успех романа «Вокруг света в восемьдесят дней» был финансовой удачей лишь для отца и сына Этсель.
Быть может, пьеса?… На конторке Жюля уже лежали первые листки комедии «Американский племянник», когда неожиданное предложение отвлекло его от этой работы.
Господа Ритт и Ларошель, директора парижского театра «Порт Сен-Мартен» обратились к знаменитому писателю с любезным письмом. Некий Эдуард Кадоль сделал попытку драматизировать роман «Вокруг света в восемьдесят дней», но неудачно. Быть может, этим захочет заняться сам автор книги?
Жюль Верн колебался, но потом уступил. Вместе с драматургом Адольфом д’Эннери – под этим псевдонимом был известен врач Адольф Филипп, имевший прозвище «театральный доктор», – Жюль поселился в уединенной вилле на Лазурном берегу, близ мыса Антиб, утопающей в розах, работа по инсценировке романа была закончена очень скоро, но Жюль Верн чувствовал себя неуверенно: последняя его пьеса появилась на подмостках театра почти пятнадцать лет назад.
Занавес театра «Порт Сен-Мартен» взвился 8 ноября 1874 года. Взорам изумленных зрителей предстало феерическое зрелище – поистине постановщики не стеснялись расходами: по сцене шествовал настоящий слон, плясали на хвостах ядовитые кобры, бегали краснокожие, потрясая револьверами, и, наконец, – верх эффекта! – индийская красавица готовилась взойти на костер.
Правда, спектакль слишком богат был внешними эффектами, но зато какой успех! Любой капиталист мог быть уверенным в художественных достоинствах спектакля, давшего в первый день 8 037 франков, а за пятнадцать дней обеспечившего сбор в 254019 франков!
Отныне Жюль Верн сравнялся в славе с министрами и за него примялись карикатуристы. Художник Жилль в журнале «Эклипс» изобразил его в виде повара, вращающего земной шар на вертеле, наподобие цыпленка. В «Шаривари» Жюль Верн был превращен в акробата, жонглирующего глобусом.
– Между нами, скажи, это успех? – спросил Жюль своего друга Дюкенеля.
– успех? – гласил саркастический ответ. – Нет, это просто счастье!
Но наряду с этой бурей популярности можно проследить, как ширилось более глубокое всемирное признание замечательного писателя. Если бы Жюль Верн был полководцем, то мог бы на карте полушарий отмечать одну за другой завоеванные им страны:
Англия (Оксфордская серия классиков),
Французская Академия работает медленно, но и она, наконец, заметила роман «Двадцать тысяч лье под водой». В августе 1872 года Жюль Верн получил извещение, что его «Необыкновенные путешествия» удостоены Большой премии французской Академии. Это была высшая награда, за которой могло следовать только «бессмертие». Не то бессмертие, которое завоевал сам писатель, но избрание его в число «бессмертных» членов Академии. А ведь со дня выхода в свет первого романа серии «Необыкновенные путешествия» не прошло и десяти лет!
И, однако, Жюль Верн не чувствовал себя счастливым. «Моя жизнь заполнена, – писал он в одном письме, – для скуки не остается места. Это почти все, чего я желаю». Что означает это загадочное «почти»?
Это написано в разгар суматохи, последовавшей за постановкой пьесы «Вокруг света в восемьдесят дней». Видимо, не так легко давалось «амьенскому отшельнику» его вынужденное одиночество. И если Амьен был для него необитаемым островом, где он хотел укрыться от бушующего океана реакции, то рев этой свирепой бури все же все время стоял у него в ушах…
И снова, как и прежде, каждое лето он уходил в плавание – в бурях, в бушующих волнах ища покоя и свободы, которых так не хватало ему на земле.
На море рождались его лучшие морские романы – такие, как «Страна мехов», «Ченслор», «Пятнадцатилетний капитан».
Пятнадцатилетний капитан Дик Сенд появился на свет 12 апреля 1874 года.
В этот день телеграф разнес по всему миру известие, что великий путешественник-шотландец доктор Ливингстон, друг и защитник жителей Черной Африки и страстный противник работорговли, нашел свое последнее успокоение в родной земле.
Жюль Верн получил это известие в Ле Кротуа, в день выхода в море.
В это плавание команда «Сен-Мишеля Второго», заменившего первую яхту писателя, сожженную немцами во время войны, состояла, кроме капитана-судовладельца, из трех человек – двух матросов и одного юнги.
Это был коренастый, крепкий подросток с широким веснушчатым лицом и темными вьющимися волосами. В его синих глазах светилась неукротимая воля. Это была его восьмая навигация, и он вполне мог претендовать на почетное звание матроса первой статьи, но, увы, до заветного пятнадцатилетнего возраста, когда морское право разрешает юнге стать полноправным матросом, ему нужно было ждать еще два года.
Во всякую погоду мальчик находился на палубе, которую именовал «капитанским мостиком», и лишь изредка спускался в крохотную каюту, где капитан Жюль Верн читал юнге Мишелю Верну только что написанные главы своего нового романа «Пятнадцатилетний капитан».
Знаменитый писатель давал своему сыну суровое воспитание. Он считал, что трудная работа моряка лучше всего подготовит его к предстоящим житейским битвам. Он хотел воспитать в Мишеле не только смелость и способность дерзать, но и любовь к свободе.
Страстью мальчика была география. Затаив дыхание, он год за годом следил за путешествиями доктора Ливингстона, выписывал в особую тетрадку сведения о новых открытиях в Арктике и Тихом океане, следовал в своем воображении по всем путям открывателей Черного материка. Его любимой книгой была шеститомная «История великих путешествий и великих путешественников», которую написал Жюль Верн, его отец. Мальчик получил ее в подарок десяти лет, когда вступил на палубу «Сен-Мишеля» не как пассажир, но как полноправный член команды.
Ко дню пятнадцатилетия своего сына – дню «морского совершеннолетия» – писатель готовил новый необыкновенный подарок. Он хотел подарить Мишелю товарища – создать такого героя, который смог бы сделаться жизненным спутником молодого моряка, стать для него примером, достойным подражания.
Этим героем стал Дик Сенд.
Жюль Верн хотел, чтобы его сын вырос мужественным человеком, упорным в труде, бесстрашным в борьбе со всяким насилием и угнетением, верным Другом для своих товарищей, какого бы цвета ни была их кожа. Дик Сенд не портрет Мишеля Верна, но писатель думал о своем сыне, когда рисовал привлекательные черты своего героя.
«В пятнадцать лет он уже умел принимать решения и доводить до конца все то, на что решался. В отличие от большинства своих сверстников он был скуп на слова и жесты. В возрасте, когда дети еще редко задумываются о своем будущем, Дик пообещал себе «стать человеком».
Возвращаясь мысленно к дням своего детства, проведенного на острове Фейдо, похожем на каменный корабль, плывущий по Луаре, Жюль Верн не мог не вспоминать какой ценой было заплачено за чудесные дома-дворцы, словно по мановению вол» шебного жезла выросшие в 1721 году на пустынной отмели, где до этого стояла лишь полуразвалившаяся мельница.
И роман «Пятнадцатилетний капитан», посвященный сыну Жюля Верна, превратился в страстный протест против рабства и работорговли, в памфлет, направленный в защиту бесправных жителей Черной Африки.
Воспоминания о дорогом ему декрете от 2J апреля 1848 года, которым Вторая французская республика, по воле демократической общественности, отменила рабство во французских колониях, Жюль Верн не только протестует против рабства как гуманист, но обвиняет великие державы, по нашей современной терминологии – капитализм, выросший и окрепший на торговле людьми.
«Еще в середине XIX века, – пишет он в этом романе, – некоторые государства, именовавшие себя цивилизованными, отказались поставить свою подпись под актом о воспрещении торговли людьми…
Нельзя замалчивать постыдное снисхождение к торговле людьми, какое проявляют многие представители европейских держав в Африке. Однако это неоспоримый факт. В то время как патрульные суда крейсируют вдоль африканских берегов Атлантического и Индийского океанов, внутри страны, на глазах у европейских чиновников, широко развернулся, торг людьми. Здесь идут один за другим караваны захваченных невольников, и в заранее известные сроки происходят кровавые погромы, во время которых из каждого десятка девять негров убивают, чтобы десятого обратить в рабство.
Так обстоят дела в Африке и по сей день…»
Семидесятые годы были не менее мрачным периодом в истории Франции, чем наполеоновская империя. Версальский белый террор, поднявшийся против Парижской Коммуны, бушевал на улицах, в камерах военного суда, на страницах буржуазных газет. Провозглашенная после падения империи Третья республика была «республикой без республиканцев»; слово «республиканец» в ней стало почти бранным. Буржуазная реакция свирепствовала вовсю при мощной поддержке со стороны католической церкви, которая, в свою очередь, яростно обрушилась на побежденную Коммуну, призывала к «искупительным» молебствиям, организовывала церковные «чудеса», «видения», исцеления. В этой обстановке три монархические партии открыто рекламировали своих претендентов на французский престол, а президент республики, маршал Мак-Магон; подготовлял монархический переворот…
Зрелище этой жестокой и воинственной реакции возбуждало ярость Жюля Верна и призывало его к борьбе за свою мечту, за все то, что было ему дорого.
Реакция семидесятых годов породила бесконечный мутный поток «версальской литературы», с исступленной злобой извращавшей светлые цели Парижской Коммуны, реакция накрепко утвердилась в исторической науке, где маститые «ученые» и их молодые последователи на все лады старались дискредитировать благородные революционные традиции французского народа, создавали представление о революционере как о вырвавшейся на свободу горилле. В литературе развивался натурализм, стремившийся извратить гуманистические заветы реализма и подчеркивать в людях преобладание низменно-физического’ начала. Отсюда следовал вывод, что все духовные, в частности социальные, а тем более революционные, стремления человека якобы совершенно чужды его природе.
Для Жюля Верна эти годы были периодом освобождения еще от одной иллюзии, с которой дотоле он тесно сжился. С Сорок восьмого года он привык верить в то, что существует некая единая Наука с большой буквы, как и единая Культура, служащие всему человечеству. Теперь писатель теряет веру в то, что наука является универсальным ключом, открывающим человечеству дверь в будущее.
Но это освобождение от иллюзий не было разочарованием. Еще шире раскрылся перед писателем огромный мир, прекрасный, несмотря на раздирающие его противоречия. И еще смелее Жюль Верн, великий защитник свободы, ринулся на бой с силами тьмы, рабства и угнетения. И с прежней регулярностью продолжали выходить книги серии «Необыкновенные путешествия» – ведь они были его борьбой!
Тень великого тайпинского восстания проходит по страницам романа «Треволнения одного китайца». К теме войны индийского народа против английских поработителей писатель возвращается, после трилогии, в романе «Паровой дом»; о колониальном рабстве в Южной Америке, об охоте за людьми и нравах миссионеров, идущих впереди колонизаторов, писатель рассказал в книге «Жангада». Теме восстания греческого народа в двадцатых годах XIX века против турецкого гнета посвящен исторический роман «Архипелаг в огне». О восстании французских поселенцев в Канаде в 1837 году против английского владычества говорится в романе «Безымянное семейство».
В ответ на свирепую бурю реакции во Франции поднималась война протеста со стороны народа. Лагерь революционного движения, сильно пополнившийся в начале восьмидесятых годов, после амнистии коммунаров кипел яростью. Все громче звучали голоса, которые Жюль Верн воспринимал, как призыв к мести врагам французского народа, к отмщению за гибель Парижской Коммуны. В этой обстановке он пишет в 1885 году новый большой роман – «Матиас Сандорф».
Герой романа – венгерский патриот Матиас Сандорф, организатор заговора против австрийских поработителей своей родины. В центре романа – месть предателям, выдавшим заговорщиков правительству. Эта книга внешне повторяет схему романа Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» – это признавал сам Жюль Верн в посвящении романа, адресованном писателю Дюма-сыну. Но Жюль Верн вместо темы личной мести врагам героя поставил в центре романа тему социальной мести врагам революции…
Герой книги доктор Антекирт (он же Матиас Сандорф) совсем не похож на индивидуалиста и вельможу Монте-Кристо. Да, им движет месть предателям Саркани, Зирону и Торнталю – месть за позорную гибель друзей и порабощенную родину. Но высший пафос его жизни – спасение угнетенных от всех видов эксплуатации. Эта мысль выражена в романе не слишком отчетливо, да этому нечего и. удивляться: вспомним, каким жестоким редактором Жюля Верна умел быть, когда нужно, Этсель-старший, а тем более мог быть и Этсель-младший. Но для любого читателя ясно, что остров Антекрит, где нашли себе новую родину политические изгнанники многих стран, тоже похож на что-то вроде утопии и нисколько не схож с островом Монте-Кристо, где пресыщенный местью граф нашел себе уединенное убежище.
Герои Жюля Верна странствовали по всему земному шару, а слава их создателя шествовала за ними по пятам. Герои эти были не завоевателями, колонизаторами или торговцами, но смелыми открывателями, вдохновенными учеными, борцами против тирании и всяческого угнетения – национального, расового, социального – и фанатическими апостолами свободы. Они были близки простым людям всего мира.
Сейчас, по прошествии многих десятилетий, нам приходится с большим трудом расшифровывать намеки, разбросанные по страницам книг Жюля Верна, говорящие о его политических взглядах, о его мечтах о светлом будущем освобожденного от всех цепей человечества. Но современники писателя, близкие к революционному движению, мечтающие о социальном равенстве, принадлежащие к лагерю демократии, ненавидящие, как и сам Жюль Верн, корыстный и жестокий буржуазный строй, отлично понимали его с полуслова. Вот почему писательская слава Жюля Верна выросла так стремительно, подобно вспышке электрического света.
Мировая слава Жюля Верна — сочинение по творчеству Ж. Верна
У Жюля Верна стоял в библиотеке немалый глобус, испещренный вдоль и поперек разноцветными линиями маршрутов его героев. Любой новый роман прибавлял новую извилистую линию. Сии линии скрещивались, переплетались, сходились вместе, расползались в различные стороны, пересекая наименее изученные области, куда далеко не ступала нога человека. Когда Жюль Верн состарился, его глобус покрылся разэтакий густой сетью маршрутов, что сам писатель с трудом выпутывался изо этого лабиринта.
Можно сказать без преувеличения, а на страницы книг Жюля Верна врывается кипень волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая песок. Место действия в его романах – планета Земля, и приставки не- только Земля, но и вселенная. Впрочем, на сие указывает и само заглавие серии – «Необыкновенные путешествия».
В каждом романе за некоторое время до читателем развертывается пестрая географическая панорама. Принято рассчитывать научно-фантастическими только те романы Жюля Верна, в которых фигурируют фантастические механизмы. В действительности научная фантастика расправляет свои крылья и в географических и приключенческих романах.
Еще не исследованную и воображаемую природу Жюль Верн раскрывает однозначно и образно даже и в тех случаях, когда ему необходимо переступать границы доступной опытному изучению реальности. Вымышленные герои встречаются со своими современниками знаменитыми исследователями и географами, прибегают к их советам, ссылаются получай их авторитетные имена. Так, например, бушмен Мокум участвовал в одной изо экспедиций Давида Ливингстона в качестве проводника («Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке»). Дику Сэнду посчастливилось выяснить все подробности последней экспедиции Ливингстона и положение его смерти в экваториальной Африке сразу же после всего кончины великого путешественника («Пятнадцатилетний капитан»). Эрику Герсебому повезло напасть на след отважного шведского полярника Норденшельда и заявить его «Вегу», скованную у мыса Сердце-Камень, в ста милях через Берингова пролива («Найденыш с погибшей «Цинтии»).
Эта неизменная специфичность «Необыкновенных путешествий» не исключает их тематического и жанрового многообразия. В серию входят романы, которые могут находиться (в присуствии) названы научно-фантастическими, географическими, историческими, «морскими», социально-утопическими, детективными, философскими, робинзонадами или — или просто приключенческими. Однако чаще всего в одном произведении объединяется отчасти жанровых и тематических признаков.
И вместе с тем любой Рома Жюля Верна, в большей или меньшей степени, навеки остается приключенческим географическим романом. «Необыкновенные путешествия» – своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая малограмотный только о том, что было известно и изучено, так еще больше — что предстояло открыть и исследовать. Жюль Верн неистощимо изобретателен и в выборе самих сюжетов, и способов их воплощения. Умереть и не встать всех случаях он проявляет себя как видный мастер сюжетного повествования. Его героев, всегда находящихся в пути, в каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные природой местности и нравами обитателей.
Следовательно описания природы, флоры и фауны, исторические и этнографические экскурсы мало-: неграмотный только создают представление о внешней обстановке действия, однако и организуют действие, органически входят в самую ткань приключенческого сюжета. Отселе – первостепенная роль географии в его романах, которые являются маловыгодный просто приключенческими, а приключенческо-географическими. Аэростат «Виктория» пролетает по-над необследованными частями африканского континента, которые описываются в среднем же подробно, как изученные. Капитан Гаттерас достигает Северного полюса в в таком случае время, когда ни один исследователь Арктики покамест не поднимался выше 82° северной широты. В приключенческом романе «Матиас Шандор» появляется электрическая подводная байдарка, а в романе «Южная звезда» большую роль играет геморрой искусственного получения алмазов и т. п. «Необыкновенные путешествия», взятые в целом, представляют многофункционый географический очерк земного шара.
Если распределить романы ровно по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати – непохожие страны Европы, в восьми – Северная Америка, в восьми – Черный континент, в пяти – Азия, в четырех – Южная Америка, в четырех – Макушка земли, в трех – Австралия и Океания и в одном – Антарктика. Кроме того, в семи романах местом образ действий служат моря и океаны. Четыре романа составляют прогон «робинзонад» – действие в них развертывается на необитаемых островах. И, перед разлукой, в двух романах действие происходит в межпланетном пространстве. К тому а во многих произведениях – не только «кругосветного» цикла!
– герои переезжают с страны в страну. Замечательные географические открытия XIX и XX столетий совершались на первый взгляд на страницах «Необыкновенных путешествий», а потом уже в действительности. Путешественники, созданные фантазией Жюля Верна, живут в его книгах на равных правах с реальными путешественниками, продолжая начатое ими дело. Мировую славу Жюлю Верну создали сперва всего научно-фантастические романы, которые и определили его новаторскую круг обязанностей в истории литературы. Но это далеко не что тип романа в серии «Необыкновенных путешествий».
Сочинение: Жюль Верн
Жюль Верн – это мой любимый писатель. Я читала многие из его книг, но больше всех мне понравился роман «Таинственный остров». Он написан в жанре научной фантастики.
Действие романа происходит на острове Линкольна, куда ветер заносит беглецов. Этот остров поражает своими фантазиями, мыслями, загадками,. Главная мысль романа, по-моему, в том, что человек может выжить в любых условиях, если он вооружен знаниями.
На острове собраны все богатства природы, какие только могут понадобиться для труда. Конечно, это фантазия автора, ведь не могут на одном клочке земли в океане собраться многие виды животных и растений чуть ли не со всей планеты.
Благодаря знаниям инженера Смита и своему уму колонисты сумели поставить себе на службу животных, растений, минералов, то есть все три царства природы.
Роман очень увлекателен. Я очень волновалась, когда колонисты искали то сверхъестественное существо, которое столько раз протягивало им руку помощи. И нашли. Так они познакомились с капитаном Немо. Еще автор хочет показать, что как бы далеко не находился человек от Родины, в душе он постоянно с ней. Восхищает меня и трудолюбие колонистов, то упорство, с которым они добиваются своего.
В произведении есть и юмор. Пенкроф очень насмешил меня своими шутками: «Герберт, для меня существует один вид кенгуру – жареный кенгуру, и как раз его нам и надо поймать!»
Очень взволновала меня судьба Айртона, он столько раз жертвовал собой ради колонистов! Он был преступником, но в конце концов исправился, раскаялся в своих поступках! И это главное. Бен Джойс двенадцать лет жил на острове Табор в одиночестве, поэтому он одичал, но благодаря заботам колонистов, Айртон опять стал человеком!
Умирая, капитан Немо говорил Сайресу Смиту: «Одиночество, оторванность от людей – участь печальная, непосильная… Я вот, умираю потому, что вообразил, будто бы можно жить одному.» Люди сильны только в обществе, в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, пусть даже за правое дело, обречен на гибель. К таким выводам приводит читателей Жюль Верн в своем произведении.
Писатель родился восьмого февраля 1828 года в старинном приморском городе Нанте. Матерью Жюля была Софи Верн. Его отец Пьер Верн, был адвокатом. Когда Жулю ему исполнилось 11 лет, он попытался уехать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Коралли», но был возвращен домой через несколько часов. Вскоре он поступает учиться в Нантский лицей. После окончания лицея в 1848 году он поступает в Парижскую школу права. Кое-как он получил диплом правоведа. Но вместо того, чтобы вернуться в Нант и стать компаньоном отца, Жюль Верн остается в Париже. Здесь он работал сначала писцом в нотариальной конторе, затем секретарем маленького театра и, наконец, служителем парижской биржи. Именно тогда, за конторским столом, он начинает писать свои произведения – это были куплеты и песенки, водевили и комические оперы. Так продолжалось пятнадцать лет, Но, Жюль уже давно мечтает быть серьезным писателем и соединить науку с литературой. Он много и упорно работал; накапливал знания по географии, астрономии, навигации, истории техники и научных открытий. И вот, в середине 1850 года, Верн отказался от занимаемой им, должности. Летом 1851 года вышел его первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Он имел огромный успех. Писатель, наконец, нашел свою « золотую жилу» и стал ее тщательно разрабатывать. Герои его романов наделены страстью к исследованиям и открытиям. Смешные странности таких героев, как Паганель или Филеас Фогг, вносят шутку в фантастический мир произведений писателя.
С 1863 по 1870 годы он написал семь больших романов: « Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», « Путешествие капитана Гаттераса», « С земли на луну», «Вокруг луны». В 1867 году Жюль Верн всецело отдался осуществлению своего нового замысла – самого прекрасного и самого поэтического из всех, какие ему приходили в голову. В 1868 году первый из двух томов «Двадцать тысяч лье под водой» был закончен. В 1869 году его опубликовали. Успех романа превзошел все ожидания. Этот роман – жемчужина научной фантастики. Герой романа – капитан Немо. Его образ окутан таинственностью Кто он? Каково его настоящее имя? Где его родина? Тайна капитана Немо раскрывается в романе «Таинственный остров»
Однажды писатель решил вернуться к истории капитана Немо, а заодно связать сюжетные истории линии новой «робинзонады», с «Детьми капитана Гранта». Он немедленно принялся за работу. Жюль в течении полутора лет отдавал ему лучшие свои утренние часы. В 1875 году «Таинственный остров» вышел отдельным изданием. В нем рассказывается история нескольких человек, занесенных на воздушном шаре на необитаемый остров, затерянный в бескрайних просторах южной части Тихого океана. Герои романа во время полета выбросили в море, как балласт, все, вплоть до карманных ножей и спичек. Потерпевшие крушение, попав на остров, не приходят в уныние. Они принимаются за работу и неустанным трудом создают свое благополучие. Остров Линкольна, как называют его колонисты, действительно таинственный, необыкновенный остров. Он как бы специально приспособлен для романов о потерпевших крушение… В самом деле, на островах Тихого океана не живут – да и не могли жить человекообразные обезьяны, однокопытные онагры, кенгуру. Невероятно присутствие многих животных, описываемых в романе. На далеких от материка вулканических островах нет, и не может быть тетеревов, глухарей, жакамаров, куруку. Не могли расти в этой климатической зоне бамбуки, эвкалипты, саговая пальма.
Летом 1870 года началась французско-прусская война, и Жюль Верн был призван на военную службу во флот. Он участвовал в охране побережья Нормандии и бухты Соммы от набегов пруссов.
В 1872 году Верн навсегда покинул Париж, он переселился в Амьен. Там он вел строгий распорядок дня, который нарушался только один раз в год ради того, чтобы выйти на своей крохотной парусной шхуне в открытое море. Жюль Верн любил путешествовать. Много раз он плавал вдоль берегов Италии, Испании, Англии, Скандинавии, побывал в Африке, в Северной Америке.
В 1878 году писатель пишет роман «Пятнадцатилетний капитан», когда во Французских колониях отменили работорговлю, но в других странах продолжало оставаться все по-прежнему. В романе Жюль Верн протестует против работорговли, вступает в защиту негров. В своей книге «Жандага» (1881г.) Верн рассказывает о колониальном захвате, об охоте за людьми.
В 1886 году писатель был тяжело ранен в ногу умалишенным племянником. С путешествиями было покончено, но работа не прерывалась ни на один день. Он писал при помощи специальных увеличительных стекол, а внучки читали ему газеты, письма. Полуослепший, глухой, страдающий от диабета, он почти не спал, но продолжал писать. Но незаметно подкралась и старость. Жюль Верн скончался к семидесяти годам, 24 марта 1905 года.
Труд Жюля Верна поражает своим объемом. Он писал по три книги в год, работая ежедневно с пяти утра до семи вечера…Неутомимо, том за томом Жюль Верн писал все новые и новые произведения. Литературная деятельность Жюля Верна продолжалась около шестидесяти лет. Если собрать все его сочинения, составится библиотека, приблизительно, из ста двадцати томов. Он успевал написать за неделю 800 строк, почти полтора печатных листа. А задумал он ни больше, ни меньше, описать весь земной шар – природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. В своих произведениях Жюль Верн нередко предвосхищает будущие изобретения и открытия. Во вступлениях читатель сведения о различных явлениях природы, племенах и странах.
После смерти писателя прошло пол века… Над Землей стали летать огромные воздушные корабли, ввысь взлетать сверкающие вертолеты, в темные пучины океана, спускаться подводные лодки, но и теперь миллионы читателей все с тем же волнением раскрывают книги Жюля Верна, чтобы следовать по ледяной пустыне к полюсу за капитаном Гаттерасом, лететь вокруг земного шара на «Альбатросе» инженера Робура, бродить по подводным лесам вместе с капитаном Немо.
Что же привлекает читателей в творчестве французского писателя? Смелый полет фантазии! Но он уже превзойден нашей необычайной действительностью. Научные сведения. Но наука за последние сто лет прошла гигантский путь, раскрыв перед людьми целые миры, казавшиеся некогда непознаваемыми… Подсчитано, что из 108 идей Жюля Верна сбывались, или скоро сбудутся шестьдесят четыре, тридцать четыре идеи писателя уже осуществились, нереальных же всего десять. Верн сам говорил, что в его сбывшихся идеях не было никаких пророчеств, просто он внимательно следил за развитием науки и старался понять ее движение.
1. Жюль Верн. Роман «Таинственный остров»;
2. Кирилл Андреев. Введение к сборнику романов Жюля Верна;
3. Жюль Верн. Роман «Двадцать тысяч лье под водой»;
Мировая слава Жюля Верна: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Жюль Верн Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 23:25:41 30 декабря 2002 Похожие работы Просмотров: 5174 Комментариев: 19 Оценило: 21 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 просмотреть |