Человек целый мир Достоевский
Человек целый мир 8230 Достоевский
Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность. Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и ,наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» — старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он — индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни — принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников — человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.
Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части — на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре — смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона — проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.
В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное — доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, — вот нравственный смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд — личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников — человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.
“Человек — это целый мир. ”
(Ф.М. Достоевский)
По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Ф.М. Достоевский — один из самых известных русских писателей и философов. Его афоризмы всегда глубоки и ёмки. Понимание человека как отдельного мира, таинственного и загадочного, характерно для творчества этого писателя, но не только его одного. Эта формула поистине универсальна и применима ко многим писателям-реалистам, известным мастерам психологизма. Так рассматривает своих героев Л.Н. Толстой. Мне хотелось бы продемонстрировать это на примере его романа «Война и мир».
Тематика произведения чрезвычайно разнообразна, но одним из самых главных объектов для изучения является человек во всём многообразии своих чувств и мыслей. Толстой проникает во все закоулки человеческой души, стремясь раскрыть внутренний мир героев наиболее полно и ясно. Конечно, нельзя сказать, что все персонажи из многочисленного “населения” романа раскрываются на его страницах как своеобразные миры со своими идеями и взглядами. В живом мире, по Толстому, всегда должно происходить движение. Но с первых же глав появляются герои, которые, несмотря на свою внешнюю изменчивость и суетливую подвижность, застыли раз и навсегда в духовном развитии. В первую очередь здесь надо упомянуть светское общество, которое наиболее лживо в своем псевдодвижении. Здесь всё работает, “как заведённые часы”, “по привычке”. Всё определено, у каждого есть своё “общественное положение”, которому он должен соответствовать. Неслучайно сравнение этого мира с машиной в первой главе первого тома на вечере у Анны Павловны Шерер. И так на протяжении всего произведения эти вечера фрейлины, а потом и Элен остаются одинаковыми, независимо от живого течения событий: “Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому. ” Нельзя исключить, конечно, что у этих людей есть внутренний мир, но в нём давно исчезли все признаки истинной жизни. В их душах уже ничего не проснётся и не воскреснет, а значит, они останутся мёртвыми.
Толстого интересуют все люди, но такие типы легко распознаются и не требуют пристального изучения. Гораздо более значимы для него герои, которых не очень много в произведении, но внутренний мир которых сложен и противоречив, потому им посвящено не меньше глав, чем глобальным историческим процессам начала XIX века. Для писателя-гуманиста внутренний мир таких людей, как Пьер, князь Андрей, Наташа Ростова, Николай, княжна Марья, не менее важен, чем мир, который включает всё человечество и в котором в описываемое время происходят важные процессы, победоносное движение Наполеона на восток, его столкновение с русской армией, затем Тильзитский мирный договор и, наконец, война 1812 года. Часто все эти события исторического масштаба интересуют писателя в том плане, какое воздействие они производят на его главных героев: так, во время Аустерлицкого сражения он концентрирует особое внимание на поведении и мыслях Николая Ростова и князя Андрея, в Бородинском сражении автор в первую очередь наблюдает за Пьером и Андреем. И объясняет это Толстой в одном из своих философских отступлений (том 2, ч. 3, гл. 1): “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха. любви, дружбы. шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте. ” По Толстому, все люди, которые занимаются политикой, государственными преобразованиями и видят в этом цель и смысл жизни, заблуждаются. Настоящая жизнь сосредоточена в человеке, а не вне его, она в обогащении и взаимодействии людей между собой, как отдельных миров, и их общении с окружающим миром природы, то есть с миром Бога. Все же политические деятели, как и военачальники, овеществляют людей, превращая их в объекты, в цифры и считая их сотнями и миллионами. Таким он видит Наполеона, духовное “я” которого окостенело в лжевеличественной позе и который принёс в мир людей только войну и смерть, провозгласив себя за то великим. Раздор, который он породил в людях, разрушил мир во всём его окружающем так же, как и мир в его душе. И так произошло не только с одним Наполеоном. Наполеоновский дух глубоко проник в русское общество, проявившись в многочисленных подражаниях (Долохов, Сперанский, Александр I).
Слово “мир” в произведении Толстого имеет множество значений, которые тесно связаны между собой. Ключевую антитезу романа хорошо выражает название «Война и мир». С образом войны у Толстого связано всё наполеоновское, разрушающее по своей сути. Война не только уничтожает физически людей, но и разрушает их души, то есть их внутренние миры. В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года: “. и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга. бесчисленное количество злодеяний. и убийств. на которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления”. Это, по Толстому, совершенное нарушение всех нравственных норм, которые есть внутри человека и которые говорят о присутствии в нём Бога. “Мир” же в романе есть именно божественное начало, созидающее и творящее. Это вечная основа жизни природы и человечества, как целого, так и каждого человека в отдельности. В этом понятии писателю видится то объемлющее начало, на котором основана истинная жизнь. Здесь как бы точка соприкосновения: если мир в душе человека и мир и гармония вокруг, то происходит взаимопроникновение внутреннего мира человека и мира Бога. В этом смысл жизни по Толстому, и к этому приходят его главные герои в процессе сложных поисков, через многочисленные ошибки и заблуждения.
Любимые герои Толстого все очень различны и разными путями приходят к истине. И, конечно, спросмотреть, что их путь духовного развития на этом закончен, тоже нельзя. Остаётся ещё множество нерешённых вопросов и противоречий, и, пока человек жив, он продолжает совершенствовать свой внутренний мир. Мне кажется, что наиболее интересно посмотреть, как изменялся взгляд на мир и себя у Пьера Безухова.
С первого появления Пьера перед читателем легко понять, почему он занимает Толстого больше, чем многие другие в гостиной: его отличает умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд. У Толстого глаза всегда играют первостепенную роль в портрете и хорошо демонстрируют отношение автора к герою. Его толстый и неуклюжий Пьер сразу привлекает читателей своей естественностью, искренностью и добротой. Конечно, Толстой, как писатель-реалист, не рисует перед нами идеал. Пороки Пьера не менее многочисленны, чем достоинства, но для автора очень важно, что он — ищущая натура, он стремится к истине и самоусовершенствованию, хотя это ему не очень легко даётся вследствие его слабохарактерности и безволия. Но для таких людей, как Андрей и Пьер, остановка в духовном развитии равносильна смерти. Все события их жизни и окружающие люди так или иначе включаются в их внутренний мир и изменяют его, чего, например, не происходит с большинством светских людей в романе: все изменения мира вокруг отражаются на них лишь внешне, не потрясая глубин их души, если она у них вообще есть. На Пьера же огромное влияние оказывают все встречи и происшествия, причём часто одна случайная встреча равнозначна такому значительному событию, как война, по действию на героя. Пьер в начале романа представляет собой юношу с большими надеждами на будущее. Сознание его окутано неопределенными мечтами. Он стоит на перепутье и в совершенной растерянности не может выбрать нужного направления. Жизнь сама решает за него эту проблему и предоставляет ему проторённую дорожку, дающую богатство, блестящую карьеру и высокое положение в обществе. Для таких, как Анатоль, она вполне приемлема, но это совсем не может устроить Пьера. Кажется, чего же проще для таких характеров, как граф Безухов: поддаться чужому влиянию, окунуться в праздную и беззаботную жизнь. И Пьер сначала поддаётся, так как нравственные правила в его душе ещё очень зыбки, но он интуитивно чувствует ложь в своих поступках и всё же продолжает двигаться в неправильном направлении, пока, наконец, не приходит к логическому следствию своего нравственного падения — дуэли с Долоховым. Здесь в первый раз весь мир как бы рушится на его глазах, как и его внутренний мир. Добро и зло, правда и ложь мешаются, становятся относительными. Так и жизнь становится относительно вечности мигом. Всё теряет смысл и связь.
С разрушением внутреннего мира всё окружающее также превращается в непонятную игру случайностей. В таком состоянии Пьер даже готов избить Элен, хотя только несколько часов назад не мог понять, как решился убить на дуэли человека. Для Толстого человек, который готов убить, — это человек, в котором исчезла совесть, то есть всё человеческое. Но Пьер не мог остановиться на этом, для него невозможно пребывать долго в таком состоянии. Надо отметить, что при всей своей разрушительной силе кризис у любимых героев Толстого позволяет душе раскрыться настолько, что образовавшуюся пустоту может заполнить любой человек, который встретится в этот момент на их жизненной дороге. В этот момент герой у Толстого, при всей сосредоточенности на себе, наиболее открыт для других людей. Потому случайные встречи в такой период приобретают решающее значение для героя. Особенно это хорошо видно у Пьера: встретив в Торжке Осипа Алексеевича Баздеева, он обретает почти новую религию; потом, после очередного кризиса в Москве, Наташа Ростова благотворно влияет на становление его внутреннего мира; на войне чуть ли не каждый солдат, пересекаясь на своём пути с Пьером, добавляет что-то новое в его богатый внутренний мир; так происходит и в момент самого болезненного и страшного для героя надлома после казни поджигателей: Каратаев восстанавливает внутреннюю гармонию в душе Пьера из пепла и праха. Таким образом, кризисы во многом благоприятны для героя, так как способствуют его продвижению к истине. Каждый раз разрушаясь почти до основания, внутренний мир, со всей силой жизни, восстанавливался и снова двигался к блистающей впереди истине. Иногда в героях эта способность к обновлению удивляет. В этой особенности своих любимых героев Толстой видит естественную закономерность душевной жизни человека: как лес зимой застывает и почти умирает, а весной оживает с новой силой, так человек то падает до пошлости и безобразия, то поднимается до высот любви и простоты. Человеку свойственно ошибаться, и одно то, что он осознаёт свою ошибку, уже свидетельствует, что он стремится к правде и ищет нужный путь. Так Пьеру, как и князю Андрею, суждено было не раз ошибаться: сначала его увлекла блестящая жизнь света, потом масонская деятельность, затем праздная жизнь московского камергера и, наконец, желание индивидуального подвига во имя всего человечества. Но не то чтобы каждый раз его идеи были в корне не верны. Основы своего мировоззрения он сформировал во многом в масонский период, уже тогда он чисто интуитивно почувствовал их верность, но деятельность масонских лож его не устраивала так же, как потом не устраивала и собственная бездеятельность. Восприняв самое главное в масонстве — твёрдую веру в Бога, которую сохранил до момента казни в 1812 году, Пьер не принял формы. С момента встречи с Баздеевым и до войны 1812 года для него непреложно, что всё окружающее имеет смысл, что есть на свете царство добра и что только его пороки мешают ему достичь этого мира гармонии. Масонство обратило духовный взгляд Пьера внутрь себя, и это было, несомненно, важно для него. И после в жизни, теряясь и сбиваясь иногда с верной дороги, он твёрдо был убеждён, что это его внутренний мир несовершенен. В окружающем же мире есть справедливость. Но вот настала война, это безумство человечества, по Толстому. Пьер смог впитать как все положительные стороны объединённого народного противостояния, так и отрицательные стороны всего наполеоновского. С одной стороны, Пьер мог так же хорошо, как и Наташа, понять, что значит для русского человека в такой момент “миром Господу помолимся”, что значат слова солдата: “. Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. ” Он познаёт истинное влияние этих простых людей, готовых постоять за собственную землю. Но это истинное начало вступает в борьбу с другим, не менее сильным и уничтожающим, наполеоновским. Впрочем, последнее столь несвойственно и чуждо Пьеру, что “скрытая теплота” патриотизма легко одерживает верх. Но не все противоречия ещё разрешены. Война, даже народная, — уничтожающая сила, совершенно осмысленная в своей жестокости. И она начинает уничтожать уже мир вокруг героя. Для Пьера очевидно, что это не может делаться по воле людей: “На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто же это делает наконец. »” Здесь произошло самое страшное, что может произойти с человеком: “В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и в благоустройство мира, в человеческую, и в свою душу, и в Бога. теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. ” Теперь восстановление мира уже очень сложно. Разрушился внешний мир по отношению к герою и, как следствие, внутренний мир. и Потерян стержень жизни, её смысл, и кажется, найти замену негде. Это тупик, из которого не видно выхода. Здесь может наступить смерть, если не физическая, то духовная. Но Пьер, к счастью своему, повстречал человека, который смог каким-то чудесным образом сделать так, что прежде разрушенный мир теперь “с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его [Пьера] душе”. Чем же так поразил Платон Каратаев Пьера? Наверное, в первую очередь, верой, что всё в мире благообразно, и эта вера проистекала из веры в Бога. Пьер даже не столько разумом, сколько чувством постиг значение единства мира вокруг и своего внутреннего мира. Он понял, что сила духа в Каратаеве основывается на ощущении своей сопричастности общему движению жизни. Истинную гармонию он почувствовал в сопряжении своего внутреннего и окружающего мира. Это ощущение было так сильно и необычно, что Пьер во время стоянки пленных вдруг рассмеялся. Истина в жизни оказалась такой простой, а люди ищут её так далеко. Самое главное в этот момент постигается им, он наблюдает окружающую природу, и странная мысль вертится в его сознании: “И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я. ” Здесь внутренний мир расширяется настолько, что почти сливается с окружающим. И с этого момента, несмотря на все возникающие противоречия, он твёрдо убеждён, что “есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека”. Нашего героя теперь даже не занимают вопросы, что он будет делать дальше: “Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру. веру в живого, всегда ощущаемого Бога”. По Толстому, он в этот момент постиг смысл жизни. Он увидел, что самая истинная цель — это жизнь, которая есть общение его внутреннего мира с Богом, частичка которого есть в каждом человеке. И эта жизнь есть любовь, но не любовь ко всем людям, так как в такой абсолютной любви нет жизни, а любовь к Богу, который есть в каждом, любовь к творению божьему — миру, частью которого он является.
Итак, у Толстого “человек — целый мир”. Его внутреннее “я” бесконечно и разнообразно в своих проявлениях. Но это “мир” ещё и потому, что человек — подобие Бога, как и всё созданное высшим разумом. И потому, что внутренний “мир” по сути своей должен основываться на тех же понятиях добра, простоты и правды, что и божественный мир.
Сочинение: Человек целый мир Достоевский
Человек целый мир 8230 Достоевский
Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность. Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и ,наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» — старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он — индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни — принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников — человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.
Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части — на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре — смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона — проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.
В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное — доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, — вот нравственный смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд — личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников — человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.
Человек – целый мир: сочинение
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Сочинение. “Человек – целый мир. ” (Ф.М. Достоевский). (По повести Л.Н. Толстого “Детство”)
Море зовет меня
Бушующее море моего детства.
Тогда корабли, ныне сожженные солнцем,
На плаву держала вода.
Один упавший с вершины камешек
Может сравнять с землей города.
Сатынбай Ибрагимов.
Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.
Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.
Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.
Подобно природе устроен и сам человек. В нем есть то, что лежит на поверхности, и то, что скрыто от посторонних глаз. В нашей жизни бывает и безудержная «дневная» радость, и угнетающее «ночное» страдание. В душе нашей постоянно вспыхивают молнии, а после обильного дождя расцветает радуга.
Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточно сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пытались многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир человека, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд, показать мир героя, когда тот совсем еще маленький. Подумаешь, какие войны могут происходить в его душе, какие противоречия раздирать? Понять мир ребенка — задача нелегкая. На мой взгляд, в литературе XIX века это наиболее удалось Льву Толстому в повести «Детство».
В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.
Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.
Читая произведение Толстого, можно подумать, что автор идеализирует детство, видя в герое только светлые стороны. Но это не так. Характер Николеньки дан нам в постоянном движении. Поэтому в его душе происходит такая быстрая смена чувств: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько! Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне сделать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»
В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.
Маленькому мальчику часто кажется, что его никто не любит и не жалеет, что все его нарочно обижают, пользуясь тем, что он еще ребенок. Николенька — чувствительный мальчик, он может растрогаться от умиления и любви, от стыда и раздражения. Мальчик всем сердцем привязан к Наталье Савишне, и когда эта женщина хлещет ребенка по лицу мокрой скатертью, в его детской душе происходит смятение. Злые слезы обиды обжигают лицо, и в то же время появляется чувство вины перед бывшей крепостной: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!». В детской головке уже созревает план отмщения. Но когда Наталья Савишна приходит к своему любимцу, чтобы успокоить его, мальчик не может посмотреть в глаза доброй старушке, и опять, слезы жгут его лицо, но они теперь уже текут не от злости, а от любви и стыда.
Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.
Наиболее ярко проявляется образ Николеньки в главе «Ивины».
Герой едет в гости, безудержное веселье охватывает его. В компании его кумир — Сережа Ивин, красивый мальчик, подражающий взрослым, вытравивший в своей душе все человеческое: доброту, чуткость, нежность, сострадание. Дети издеваются над слабым — Иленькой Грапом, доведя его до слез. Николенька в первый раз издевается над человеком, не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Сначала детям очень весело, а потом наступает прозрение: «Случилось так, что после шумного смеха мы все вдруг замолчали и в комнате стало так тихо, что слышно было тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело… Мы все молчали и старались непринужденно улыбаться». И здесь Николенька делает слабую попытку возразить своему кумиру: «Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?». Ребенок не может понять, почему плачет Иленька. Но впечатление произведено сильное. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка… Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?»
В своих мыслях мальчик все время возвращается к анализу собственного поступка, пытается понять, оценить его. На протяжении всей книги Николеньку волнуют вопросы: почему его никто не любит и почему он так некрасив. Мальчик постоянно находит у себя недостатки, пытается проанализировать их. Он максималист, как и все дети. Вот он поссорился со старшим братом. Ссора была из-за ерунды, пустяковая. Но для Николеньки ссора — настоящее несчастье: «Все кончено между нами», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться». Он очень любит своего старшего брата, больше всего на свете желает помириться с ним, но не знает, как это сделать.
Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.
Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.
Так через образ ребенка автор представил нам мир человеческой души.
Сочинение на тему “Человек – целый мир” – Ф.М. Достоевский”
Почти все герои Достоевского – люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни.
Родион Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание» – человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище – темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» – старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он – индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни – принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников – человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.
Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части – на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре – смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона – проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.
В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное – доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, – вот нравственный великий смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд – личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников – человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.
Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов)
Данная шпаргалка предназначена для школьников, абитуриентов. В шпаргалку входят готовые сочинения на свободные темы по произведениям литературы XIX и XX вв. Она позволит вам отлично сдать экзамен по литературе и вступительные экзамены в вуз.
Оглавление
- 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 3. «Человек – целый мир. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека. » (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 7. «Человек – это. живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 8. «Жизнь скучна без нравственной цели. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 9. «Великие истины понятны и доступны каждому. » (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце. » (Ф. М. Достоевский)
- 12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. » (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил. » (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 17. «Нет счастья в бездействии. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
- 19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно. » (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться. » (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
- 21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
- 22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. «Человек – целый мир. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
Почти все герои Достоевского – люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание» – человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище – темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» – старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он – индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни – принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников – человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.
Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части – на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре – смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона – проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.
В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное – доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, – вот нравственный великий смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд – личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников – человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.
Оглавление
- 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 3. «Человек – целый мир. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. » (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека. » (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 7. «Человек – это. живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 8. «Жизнь скучна без нравственной цели. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 9. «Великие истины понятны и доступны каждому. » (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце. » (Ф. М. Достоевский)
- 12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. » (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил. » (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 17. «Нет счастья в бездействии. » (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
- 19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно. » (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
- 20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться. » (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
- 21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
- 22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Человек – целый мир: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Человек целый мир Достоевский Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 11:31:03 19 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 210 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно просмотреть |