Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Идейная борьба на страницах романа “Преступление и наказание”

Роман Достоевского “Преступление и наказание” — это произведение, посвященное тому, как продолжительно и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся личность человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический опыт, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только в теории “сильной личности”, айв социальных условиях жизни общества.

Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая верх финансов, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти любой стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.
Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: “При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, — весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами”. Теория “сильной личности”, теория жизни дельцов и карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явственно прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье через страдание, терпение, веру — вся пора со сложнейшей идейной борьбой, страстными спорами о будущем своей страны нашла отражение в “Преступлении и наказании”. Носителями этих идей стали яркие, удивительно отточенные образы Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. “Знамением времени”, выражением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинской среды, считал автор теорию “сильной личности”. В первых двух частях книги писатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная мысль. Особенно тонко написал Достоевский психологический портрет Раскольникова. Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и противоречива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово. Словом, была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей — “обыкновенными” и “необыкновенными”. Первые — абсолютное большинство — материал, “служащий единственно для зарождения себе подобных”, люди, живущие в послушании. Вторые — “собственно люди” — те, кто имеет дар или талант сообщить “новое слово”. Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике любой незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они “двигают мир и ведут к цели”. Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам призадуматься над вопросом: а кто я? “Тварь я дрожащая или право имею?” Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сообщить “да” или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.

За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой “по плану”, Раскольников убивает — “случайно” — Лизавету. “Случайно” его вину берет на себя Миколка — ещё одна чуть не загубленная жизнь. “Случайно” из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по “теории двух разрядов”? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.

В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории “людей можно резать”, но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания задолженности личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это опека о “личном интересе”, который должен стать гарантией “всеобщего преуспеяния”. Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — “хотел добра людям”. Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но “слабень-

кая” и “немудрая” Соня не понимает его “высокой идеи”, опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — “облитая солнцем необозримая степь”.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую верх над человеком может располагать мысль и какой страшной и преступной может быть эта мысль. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” постоянно опровергает идею, теорию; логика жизни постоянно победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и мысль Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, мысль Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же тревожит умы и сердца современных читателей?

Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные Достоевским в “Преступлении и наказании”, актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои “Преступления и наказания”. Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: передвигаться ли “по пути наименьшего сопротивления”, приняв за истину то, с чем легче всего существовать, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше час, когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На тот самый вопрос ещё в XIX веке ответил Достоевский: “Красота спасет мир!”

Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ

Похожие сочинения:

«Маленький человек» на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…велик долг художника «найти в человеке человека», Показать без всяких искусственных прикрас… Ф. М. Достоевский За Достоевским давно утвердилась слава.

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Главный герой романа «Преступление и наказание»-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории.

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из наиболее «проблемных» произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью.

Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные.

Смысл названия романа «Преступление и наказание»Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к.

В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Один из самых известных романов Ф. М. Достоевского носит.

Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)Из действующих лиц романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовал Петр Петрович Лужин — надворный советник. Ему сорок.

Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием «Преступление и наказание»? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник.

В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным.

Основные идеи романа «Преступление и наказание»Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно.

Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд.

Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге)«Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.

Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)В романе Достоевского «Преступление и наказание» эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы.

Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Не убий! Заповедь Христа Среди множества произведений Достоевского («Бесы», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Подросток», «Идиот» и другие) одним из первых.

Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»). В нем раскрылся.

Сюжет и проблематика романа «Преступление и наказание»Основой сюжета романа «Преступление и наказание» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников — «молодой человек, исключенный из студентов университета».

Читайте также:  Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Мои рассуждения после прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» заставил меня задуматься над проблемой человека, прошедшего через ошибки и душевные терзания и.

Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской.

«Преступление и наказание» — социально-психологический романРоман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени.

Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Ф. М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является.

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью.

Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это.

Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог — это «заключительная глава художественного произведения.

Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание»Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом — эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах.

Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины. Вечером.

Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Ф. М. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа — наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности.

Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа — Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным.

Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Роман Достоевского “Преступление и наказание” — это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только в теории “сильной личности”, а и в социальных условиях жизни общества.

Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.

Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: “При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, — весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами”. Теория “сильной личности”, теория жизни дельцов и карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явственно прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье через страдание, терпение, веру — вся эпоха со сложнейшей идейной борьбой, страстными спорами о будущем своей страны нашла отражение в “Преступлении и наказании”. Носителями этих идей стали яркие, удивительно отточенные образы Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. “Знамением времени”, выражением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинской среды, считал автор теорию “сильной личности”. В первых двух частях книги писатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная идея. Особенно тонко написал Достоевский психологический портрет Раскольникова. Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и противоречива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово. Словом, была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей — “обыкновенными” и “необыкновенными”. Первые — абсолютное большинство — материал, “служащий единственно для зарождения себе подобных”, люди, живущие в послушании. Вторые — “собственно люди” — те, кто имеет дар или талант сказать “новое слово”. Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они “двигают мир и ведут к цели”. Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? “Тварь я дрожащая или право имею?” Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать “да” или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.

За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой “по плану”, Раскольников убивает — “случайно” — Лизавету. “Случайно” его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. “Случайно” из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по “теории двух разрядов”? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.

В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории “людей можно резать”, но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о “личном интересе”, который должен стать гарантией “всеобщего преуспеяния”. Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — “хотел добра людям”. Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но “слабень-

кая” и “немудрая” Соня не понимает его “высокой идеи”, опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — “облитая солнцем необозримая степь”.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца современных читателей?

Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные Достоевским в “Преступлении и наказании”, актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои “Преступления и наказания”. Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли “по пути наименьшего сопротивления”, приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: “Красота спасет мир!”

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Читайте также:  Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. » Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что. уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказа­ние»

Идейно-тематическое содержание. Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал Достоевский. — Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Писатель-гуманист в «Преступлении и наказании», как и во всех других своих произведениях, отстаивает идею самоценности любой человеческой личности, даже самой ничтожной и гадкой, какой кажется Раскольникову старуха-процентщица. Только Бог может су­дить, кому жить, а кто достоин смерти. Для Сони, героини романа, несущей в себе идею христианских ценностей, невозможно даже представить, что ради счастья допустимо пролить кровь. Она не при­знает человека, даже самого заблудшего, «тварью дрожащей», как это делает Раскольников, — ведь все люди равны перед Богом. А по­тому никто из людей не вправе решать вопросы жизни и смерти. «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» — отвечает она на провокационный вопрос Раскольникова. В сцене признания Раскольникова Соне в содеянном преступлении автор заставляет ге­роя как бы второй раз увидеть психологическую изнанку совершен­ного им убийства: ведь Раскольников сознательно решил вмешаться в «промысел Божий». Достоевский-философ исследует, к каким по­следствиям это может привести.

Прежде всего, попытка человека нарушить этот непреложный закон приводит его к отпадению и от Бога, и от других людей, обре­кает его на мучительное одиночество. Именно так чувствует себя Раскольников сразу после убийства. Преступление непреодолимой чертой отгородило его от всех, кого он любил, к кому был привязан, от самых близких и дорогих людей — матери, сестры Дуни. Так пи­сатель показывает, что пролитие крови, нарушение всеобщего нравственного закона ведет человека к изоляции. Но может ли су­ществовать человек без тех связей, которые всегда существуют в его общественной и частной жизни? Достоевский убедительно показы­вает, что такая утрата грозит каждому страшными последствиями.

Ведь одиночество Раскольникова, столь резко почувствованное им после совершения убийства, возникло гораздо раньше: он сознательно отделил себя от остальных людей, вынашивая свою теорию. Так воз­никает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема ин­дивидуализма. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Ис­ходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество впе­ред. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: опреде­лить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Таким образом, Достоевский ставит в один ряд проблему инди­видуализма, с одной стороны, и проблему достижения прогресса, в том числе социального, за счет ограничения прав и свобод опреде­ленного слоя людей, включая и права на жизнь. Этот аспект идейно-тематического содержания не раз вызывал резкие возражения носителей революционно-социалистических идей. Гениальное предвидение Достоевского в начале XX века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним чело­вечество в счастье», — вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, появившие­ся уже в XIX веке в среде революционных террористических орга­низаций 1860-1870-х годов. Он не признавал социальной арифме­тики, которую в романе обосновывает Раскольников, видя подтверждение своих мыслей в случайно услышанном им разговоре офицера и студента: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Достоевский считал, что в основе спра­ведливого устройства общества не может лежать насилие — даже слеза одного ребенка, — цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Ведь социальная аргументация оказывается вторичной по отношению к главному — самоутверждению себя как сильной, исключительной личности, доказательству, что он, Родион Раскольников, принад­лежит к тем, кто «право имеет», подобно Наполеону. Ради этого он идет совершать свою гибельную «пробу»: убийство себе подобных, которых он презрительно называет «тварями дрожащими».

Читайте также:  Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его строй­ная теория сразу начинает ломаться. Он оказывается вынужден убить одну из тех несчастных, ради которых, якобы, пошел на пре­ступление, — Лизавету, сестру ростовщицы Алены Ивановны, к тому же беременную. «Арифметике» Раскольникова Достоевский противо­поставляет высшую математику жизни. Жизнь оказывается сложнее любых теорий, все в них предусмотреть невозможно, а потому они еще более опасны, поскольку их последствия непредсказуемы.

Но для Раскольникова гораздо важнее другое следствие его пре­ступления: об убийстве Лизаветы он даже как бы забывает на время, как и о своей «цели» помочь «униженным и оскорбленным»: ведь на­грабленным он так и не воспользовался. Все его мысли сосредоточе­ны на анализе своего внутреннего состояния. Раскольников вынуж­ден констатировать, что, совершив убийство, он так и не смог «переступить» — он оказался по другую сторону черты, которая, как он продолжает считать, отделяет великих людей от всех остальных. А значит, он тоже «тварь дрожащая» или, как самоуничижительно называет себя Раскольников, «вошь эстетическая». Только пройдя через нравственные терзания, испытав муки совести и приняв иску­пительные страдания, Раскольников избавляется от своей индиви­дуалистической идеи. Помочь ему в этом оказывается способна толь­ко идея христианского смирения, сострадания, любви и добра, которую несет в себе Соня Мармеладова. Недаром именно к ней так тянется Раскольников, ей признается в своем преступлении и от нее получает помощь и пример того, как вечные христианские ценности могут противостоять уродству и грязи окружающей жизни.

Это составляет другую важнейшую идейную основу романа, вместе с которой в него входит социальная тема: тема жизни большого города (образ Петербурга), его социальных контрастов, жизненных «тупиков», тема «униженных и оскорбленных». Внутренняя драма человеческой личности в романе Достоевского оказывается вынесена вовне: на ули­цы и площади Петербурга, с его роскошными богатыми кварталами, куда почти никогда не заходят те, о ком рассказывает писатель, и ни­щенскими трущобами с кабаками, трактирами, многоквартирными домами, где в тесных каморках в грязи и вони живут эти несчастные люди. Среди них оказывается и Раскольников, который не может смириться с такой жизнью. Он, как и другие персонажи романа — Мармеладов, Катерина Ивановна — бунтует, пытаясь отстоять себя, свою индивидуальность. Ведь этот мир устроен так, что человек здесь становится лишь цифрой статистических отчетов. Бесчеловечная ста­тистика списывает людей в «процент» — это воровство, нищета, бро­дяжничество, проституция. Ярким свидетельством несправедливости такой жизни для Раскольникова служит история Мармеладова и его семьи, страшная судьба Сони — дочери этого спившегося чиновника. Безусловно, Раскольникова, человека умного и гордого, гнетет и соб­ственная бедность, но он расширяет личную трагедию до вселенского масштаба. Так тема трагедии личности в романе прочно переплетает­ся с темой трагедии общества, где «некуда пойти» человеку. Такая жизнь искажает человеческую природу. «Бедность — не порок, нище­та — порок, ибо в бедности человек еще может сохранить свое врож­денное благородство, в нищете уж — нет», — говорит Мармеладов. Раскольников не желает смириться с такой жизнью, считая, что при­выкнуть к этому несправедливому миру — подлость. А подлости он не потерпит. Не может позволить Раскольников и того, чтобы ради него его сестра Дуня вышла замуж за нелюбимого человека — Лужина — и терпела унижения. В его сознании образ Дуни соединяется с обра­зом Сони Мармеладовой, вынужденной ради спасения семьи от го­лодной смерти совершить тяжкий грех — пойти на панель. Участь этой несчастной девушки становится для Раскольникова символом страданий и несовершенства мира: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Смириться с этим Раскольников не может, он поднима­ется на бунт, но смысл этого бунтарства состоит в том, чтобы отстоять только свою личность. Логика Раскольникова очевидна: раз невоз­можно изменить этот страшный мир, надо встать над ним; раз этот мир устроен неверно, значит в нем нет закона и возможно все — все дозволено. Так тема вседозволенности, которая затем пройдет через все великие романы Достоевского, начинает звучать уже в первом из них. Соглашаясь с героем в его критике окружающей действительно­сти, автор не может согласиться с тем выходом, который находит для себя Раскольников. Вот почему, пройдя через мучительные испыта­ния, Раскольников приходит к идее смирения. Значит ли это, что писатель тоже предлагает смириться с окружающей несправедливо­стью, отказаться от протеста? Безусловно нет: никто до него с такой потрясающей силой не возвысил свой голос против жизни, трагиче­ски отклонившейся от божественного предназначения. Но писатель верит, что нравственный закон незыблем, свидетельством чему яв­ляются муки совести человека, осмелившегося преступить его. А это значит, что Бог не покинул этот мир, есть в этой жизни «божьи лю­ди», подобные Сонечке, которые не утратили живой связи с христи­анским идеалом и несут его другим, указывая им верный путь. Та­кова роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова. Такова позиция писателя, беспощадно открывающего перед читателем не­разрешимые, «проклятые» вопросы и призывающего к одному: попы­таться найти ответ на них, не уклоняясь от истинно человеческого пути, освещенного верой в непоколебимость христианских истин, ка­ким бы испытаниям они не подвергались.

Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.

Основные темы сочинений по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Даны пять тем для сочинений с развернутыми планами сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_po_romanu_f.m.dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie._osnovnye_temy_sochineniy.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.

1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века

(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Мир насилия и грабителей в романе:

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.

2. Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. »

(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)

«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»

5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.

II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».

  1. Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:

– относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);

– неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);

– решение пожертвовать собой во имя семьи.

2. Характер героини:

– высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;

– беззащитность и сила в противостоянии судьбе.

3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:

– сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, – саму себя;

– несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);

– контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;

– героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.

4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:

– в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);

– в стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);

– в стремлении помочь (Свидригайлов).

5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:

– идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)

– единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;

– любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.

III. Героиня Сони – любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.

Ссылка на основную публикацию
×
×