Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма: сочинение

«Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма»

Символ — это некий код, который нельзя раскрыть с первого раза. Смысловые оттенки могут варьироваться, создавая тайну. Символ всегда многозначен, и многие его значения могут противопоставляться друг другу. Он может объединить в себе то, что на самом деле объединить невозможно. Андрей Белый называл это «соединение разнородного вместе».

Двойственное значение символа породило идею о двоемирии: мир реальный и мир запредельный. И миры эти не существуют обособленно друг от друга, а взаимопроникают. Многозначность символа основывается на религиозных и мифологических представлениях о другой реальности, другом мире. Именно такое понимание символа и легло в основу символизма. Как литературное направление он зародился в 1870-х гг. в Европе. Символизм сочетал в себе идеи христианства и идеи Платона, смешивая их с романтическими традициями. Таким образом, символизм берет истоки в романтической традиции, а значит, и в идеальном мире. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», — писал Ж. Мореас. Символизм поставил перед собой задачу — выковать «ключи тайн». В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! — эти слова А. Блока вполне применимы ко всем русским символистам.

Русский символизм в большей мере перенял эстетику западного, но был пересмотрен Вл. Соловьевым в его учении «О душе мира». Поэзия символистов отличается стремлением к иной реальности, где царят тишина, молчание, фантазия, красота и гармония. Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и одному из основоположников русского символизма. Бальмонт занимал видное место среди поэтов Серебряного века и, по словам В. Брюсова, «в течение десятилетия. нераздельно царил над русской поэзией».

Поэты-символисты, по словам самого же Бальмонта, «всегда овеяны дуновениями, идущими из области запредельного». Им было свойственно стремление к тому, чего нет. И это стремление возводилось в ранг философии. Подобные веяния исходили из философии А. Шопенгауэра, влияние которой испытывала вся Западная Европа последней трети XIX в. Задача философии Шопенгауэра заключалась в том, чтобы освободить человека от страстей, отречься от жизни. В поэзии Бальмонта все это находит отражение. Мотивы его лирики построены на противопоставлении некоторых вечных понятий: вечность-мгновение, смерть-бессмертие. Основные образы-символы его поэзии — Солнце, Луна, Время и т. д.

И в душе не возникнет упрек, Я постиг в мимолетном намек, Я услышал таинственный зов, Бесконечность немых голосов. Мне открылось, что Времени нет, Что недвижны узоры планет, Что Бессмертие к Смерти ведет, Что за Смертью Бессмертие ждет.

Большое влияние на поэзию Бальмонта оказало увлечение теософией, а именно учением Елены Блаватской. Большое впечатление на поэта произвела ее книга «Голос безмолвия», которую он называл «утренней звездой моего внутреннего расцвета». Многие идеи этой книги находят отражение в стихах поэта (сборник «Тишина»):
Между льдов затерты, спят в тиши морей Остовы немые мертвых кораблей. Ветер быстролетный, тронув паруса.
Прочь спешит в испуге, мчится в небеса. Мчится — и не смеет бить дыханьем твердь, Всюду видя только — бледность, холод, смерть. Точно саркофаги, глыбистые льды Длинною толпою встали из воды. Белый снег ложится, вьется над волной, Воздух заполняя мертвой белизной. Вьются хлопья, вьются, точно стаи птиц. Царству белой смерти нет нигде границ. Что ж вы здесь искали, выброски зыбей, Остовы немые мертвых кораблей?

Говоря о символах в лирике Бальмонта, следует сказать, что образ-символ Луны играет в его поэзии большое значение. Луна — символ тишины, она подчиняет себе все живое: Восхвалим, братья, царствие Луны, Ее лучом ниспосланные сны, Владычество великой тишины.
Луна — символ женственности. Неудивительно, что Бальмонт использовал его в своем творчестве, ведь одним из принципов символизма была идея вечной женственности. Мы подчиняемся, склоняемся Перед царицей тишины, И в сны свои светло влюбляемся По мановению Луны.

У Бальмонта есть еще несколько стихотворений, где луна возникает именно как символ тишины, например «Лунное безмолвие»: «В лесу безмолвие возникло от Луны».

Не менее значимым символом было для символистов зеркало. Это не просто символ, а «символ символов», так как способно отражать. Луна — это тоже зеркало, поскольку она отражает солнечным свет.

Четыре стихии — земля, вода, огонь и воздух — были не менее важны для символистов. Бальмонт в своей записной книжке писал: «Огонь, Вода, Земля и Воздух — четыре царственные Стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного из ощущений! я не могу отделить от них и помню об их Четверогласии всегда. Огонь — всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех. Вода — стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос — влажный поцелуй. Воздух — всеокружная колыбель-могила, саркофаг-альков, легчайшее дуновение Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля — черная оправа ослепительного бриллианта, и Земля — небесный Изумруд, драгоценный камень Жизни, весеннее Утро, нежный расцветный Сад. Я люблю все стихии равно, хоть по-разному. И знаю, что каждая стихия бывает ласкающей, как колыбельная песня, и страшной, как шум приближающихся вражеских дружин, как взрывы и раскаты дьявольского смеха. Все Стихии люблю я, и ими живет мое творчество».

Поэзия символистов наполнена скрытым смыслом, знаками. «Символ — окно в бесконечность», — говорил Ф. Сологуб. «Помимо конкретного содержания, есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными», — говорил Бальмонт.

Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма: сочинение

Русский символизм зарождался и оформлялся в 90-900-е годы. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров.

Поэт с легкостью отошел от своих ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и целиком перешел в лоно художников, считавших себя рожденными “для звуков сладких и молитв”:

В 1900 году появилась его книга “Горящие здания”, утвердившая имя поэта и прославившая его. Это был взлет Бальмонта, его творчества. Он был закреплен “книгой символом” – “Будем как солнце” (1903). Эпиграфом к книге выбраны строки из Анаксагора: “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце”.

Поэт декларировал свою полную свободу от предписаний. В его стихах бьет ключом радость бытия, звучат гимны весне. Во всем Бальмонту важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца:

Я не верю в черное начало,
Пусть праматерь нашей жизни ночь,
Только солнцу сердце отвечало
И всегда бежит от тени прочь.

Тема Солнца в его победе над Тьмой прошла через все творчество Бальмонта.

Резкие, солнечные блики лежат на стихах Бальмонта в канун 1905 г. И все же всего сильней Бальмонт в ином — в поэзии намеков. Символы, намеки, подчеркнутая звукопись — все это нашло живой отклик в сердцах любителей поэзии начала века.

Мы домчимся в мир чудесный,
К неизвестной Красоте!

Красота ему видится и целью, и смыслом, и пафосом его жизни. Красота как цель. Красота, царящая и над добром, и над злом. Красота и мечта — сущностная рифма для Бальмонта. Верность мечте, преданность мечте, самой далекой от реальности, были наиболее устойчивыми в поэте.

Он декларировал стихийность творчества, необузданность, произвольность, полную отрешенность от правил и предписаний, от классической меры. Мера поэта, полагал он, — безмерность. Его мысль — безумие. Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта отражается в его стихах о природных стихиях. Серию своих стихотворений он посвящает Земле, Воде, Огню, Воздуху.

Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!

Так начинается «Гимн огню». Поэт сравнивает мирное мерцание церковной свечи, полыханье пожара, огонь костра, сверканье молнии. Перед нами разные ипостаси, разные лики огненной стихии. Древняя тайна огня и связанные с ним ритуалы увлекают Бальмонта в глубины истории человечества.

Далее мы погружаемся в иную стихию. Вот перед нами «Воззвание к океану».

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты — как жизнь: и правда и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном. Вечность! Океан!

Бальмонт — натура в высшей степени впечатлительная, артистичная, ранимая. Он скитался, чтобы увидеть чужое, новое, но всюду видел себя, одного себя. Илья Эренбург верно отметил, что, исколесив моря и материки, Бальмонт “ничего в мире не заметил, кроме своей души”. Он был лириком во всем. В каждом своем движении, в каждом своем замысле. Такова его натура. Бальмонт жил, веря в свою исключительную многогранность и свое умение проникать во все окружающие миры.

Подзаголовок одной из лучших книг Бальмонта “Горящие здания” – “Лирика современной души”. Эта лирика запечатлевает беглые, подчас невнятные, дробные впечатления, мимолетности. Именно эта лирика характеризует зрелую манеру поэта. Все эти миги объединялись в Бальмонте чувством космической цельности. Разрозненные миги не пугали его своей несхожестью. Он верил в их единство.

Но при этом у поэта было стремление моментальное сочетать с целостным познанием мира. В книге “Будем как солнце” Бальмонт по справедливости ставит Солнце в центре мира. Это источник света и совести, в прямом и иносказательном смысле этого слова. Поэт выражает стремление служить главному источнику жизни. Солнце дарует жизнь, жизнь распадается на миги.

Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Человек существует только в данное мгновенье. В данный миг выявляется вся полнота его бытия. Слово, вещее слово, приходит только в этот миг и всего на миг. Большего не требуй. Живи этим мигом, ибо в нем истина, он — источник радости жизни и ее печали. О большем и не мечтай, художник, — только бы выхватить у вечности этот беглый миг и запечатлеть его в слове.

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Эту изменчивость, зыбкую радужность, игру запечатлевает поэт в своих произведениях. В этой связи одни называли его импрессионистом, другие — декадентом. А Бальмонт просто страстно желал увидеть вечность сквозь миг, охватить взором и исторический путь народов, и свою собственную жизнь.

Год 1912. Грандиозное кругосветное путешествие. Лондон, Плимут, Канарские острова, Южная Америка, Мадагаскар, Южная Австралия, Полинезия, Новая Гвинея, Цейлон и др. Это путешествие насытило любознательного поэта, в его творчестве появляются новые сюжеты, новые краски. Вот перед нами стихотворение «Индийский мотив».

Как красный цвет небес, которые не красны.
Как разногласье волн, что меж собой согласны,
Как сны, возникшие в прозрачном свете дня,
Как тени дымные вкруг яркого огня,
Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит,
Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит,
Как на поверхности потока белизна,
Как лотос в воздухе, растущий ото дна, —
Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья
Есть сновидение иного сновиденья.

Читайте также:  Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Но по-прежнему музыкальная речевая река увлекает Бальмонта за собой, он подчиняется ее течению в большей степени, чем смыслу высказывания. На стихах Бальмонта, как на нотах, можно проставить музыкальные знаки, которые обычно ставят композиторы. В этом смысле Бальмонт продолжает в русской поэзии линию, получившую свое классическое выражение у Фета. Бальмонт ставил в заслугу своему предшественнику именно то, что тот установил точное соответствие между мимолетным ощущением и прихотливыми ритмами.

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Аллитеративность русского слова была сильно увеличена Бальмонтом. Он и сам, со свойственным ему самомнением, писал: “Имею спокойную убежденность, что до меня, в целом, не умели в России писать звучные стихи”. В то же время Бальмонт признается в своей любви к самому русскому языку.

Язык, великолепный наш язык!
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Главенство музыкальной темы, сладкогласие, упоенность речью лежат в основе поэтики Бальмонта. Магия звуков — его стихия. Иннокентий Анненский писал: “В нем, Бальмонте, как бы осуществляется верленовский призыв: музыка прежде всего”.

Бальмонт был эвфонически высоко одарен.’Его называли “Паганини русского стиха”. Но аллитеративность Бальмонта подчас навязчива. В пору появления поэта, в конце прошлого века, эта стихотворная музыка казалась одкровением и высоким стихотворным мастерством. Однако уже Блок писал, что “Бальмонт и вслед за ним многие современники вульгаризировали аллитерацию”. Отчасти он был прав.

Музыка все захлестывает, все заливает у Бальмонта. Вслушаемся в звуки его стихов:

Между скал, под властью мглы,
Спят усталые орлы.
Ветер в пропасти уснул,
С моря слышен смутный гул.

Поэту удалось поставить своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Мясковский создали романсы на слова Бальмонта. От него в этом смысле сильно “отстают” и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова.

Разумеется, поэтическое слово важно и своим звучанием, и своим значением. Смысл нуждается в слове, слово нуждается в смысле. Романтика, возвышенная речь в лучших творениях Бальмонта проступают с убедительной силой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия звучат в стихах Бальмонта. Этим они более всего привлекали как тонких ценителей, так и всех воспринимающих стихи непосредственно, всей душой.

В основном принято говорить о Бальмонте-лирике, а вместе с тем он знаменит своими сатирическими произведениями. Годы литературного успеха Бальмонта — годы, предшествовавшие первой русской революции. Всем были известны антиправительственные выступления поэта. В качестве примера можно привести стихотворение “Маленький султан”. Оно имело общественный успех. Более того, это стихотворение — целая главка не только в биографии и творчестве Бальмонта, но и всей русской нелегальной печати.

Возникло оно как реакция на избиение демонстрантов 4 марта 1901 года у Казанского собора в Петербурге и последовавшие за этим репрессии. “Маленького султана” передавали из рук в руки, заучивали наизусть, переписывали, использовали в политических прокламациях.

То было в Турции, где совесть — вещь пустая.
Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
Два-три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан.

Так начинается это знаменитое стихотворение. На правящих нулей, негодяев и маленького султана “нахлынули толпой башибузуки”. Они рассеялись. И вот избранники спрашивают поэта: как выйти “из этих темных бед”?

И тот собравшимся, подумав, так сказал:
“Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,
И если кто не глух, пускай он слово слышит,
А если нет, — кинжал!”

Всем читателям, самым неподготовленным, ясно было, что речь идет не о Турции, а о России, Николае II. Впервые это стихотворение было опубликовано за рубежом, в Женеве. В России стихотворение распространялось в списках. Поэту запрещалось жительство в столицах, в столичных губерниях и университетских городах в течение трех лет после написания стихотворения.

Крушение царизма было воспринято Бальмонтом ликующе. Он декларировал свою причастность к общему делу — “могучему потоку”. Но это было в феврале 1917г.

Бальмонт отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как насилие, он возлагает-всю надежду на генерала Корнилова. Поэт не приемлет разрухуГ террор, решительные способы переустройства мира, он ратует за отделение литературы от политики.

В 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении ему поездки за границу. В 1921 году он уезжает с семьей в командировку сроком на год. Но этот год продлился двадцать один год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом.

Тоска Бальмонта по России бесконечна. Она выражена в письмах: “Я хочу России. Пусто, пусто. Духа нет в Европе”. О ней говорится в стихах:

Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня,
Святыня, счастье, звук — из всех желанный,
Заря и полночь, я твой раб, Россия!

Умер Константин Дмитриевич Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года,

В статье “О лирике” Александр Блок написал: “Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну”. Это верно. При всем многообразии тем и мотивов в его творчестве, при желании передать всю гамму чувств человека, Бальмонт по преимуществу все-таки поэт весны, пробуждения, начала жизни, первоцвета, духоподъемности. Вот одни из последних строк Бальмонта:

Потухли в бездне вод все головни заката,
На небе Зодчий тьмы вбивает гвозди звезд.
Зовет ли Млечный Путь в дорогу без возврата?
Иль к Солнцу новому уводит звездный мост?

Творческий путь Константина Бальмонта. Символизм. (Школьные сочинения)

«Поэтом с утренней душой» назвал Бальмонта Александр Блок в статье «О лирике» (1908). Он говорил о Константине Дмитриевиче, как о носителе светлого жизненного начала. Несмотря на все ужасы, которые он пережил, прекрасная душа поэта отражается в его творчестве. Бальмонту не было свойственно меняться под гнетом обстоятельств, во всех его стихотворениях явно читается духовная чистота и добро, которые были присущи этому человеку.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

«Золотой век», оставивший великое литературное наследие, сделал литературу неотъемлемой частью жизни общества. Семья Константина Дмитриевича не стала исключением для данного правила. Именно родители стали примером уважительного отношения к творчеству, любовь и уважение к литературе прививалась с нежностью.

Еще в будучи в гимназистом поэт присоединился к революционному кружку, это стало переломным моментом в его жизни. Страсти, кипевшие в сфере общественной жизни того времени, не могли обойти стороной открытую всему новому душу Константина Дмитриевича. Как в одной капле отражается вся природа воды как таковой, так и в творческой судьбе Бальмонта отразилась эпоха, в которую он жил и которую творил. Однако его поэтическая деятельность развивалась не в политическом ключе, его волновали менее насущные проблемы. Несмотря на это внешний мир, не всегда благожелательный, оставил отпечаток на личности поэта, хотя и не изменил его чистой души.

Не сразу Константин Дмитриевич нашел свое место в литературном движении той эпохи. Увлекшись в юности революционным течением, Бальмонт вскоре разочаровался в утопической идее социализма. Конфликт его стремлений, мечтаний и принципов с суровостью данного движения позволил Бальмонту стать полноправным членом советского общества. Первый сборник стихотворений вызвал гнев единомышленников поэта, они посчитали, что Бальмонт предал «идеалы общественной борьбы» и ограничил себя рамками «чистого искусства». Встреча с В. Г. Короленко, Н.М. Минским и Д. С. Мережковским, последователями нового литературного направления, предшествовало творческому становлению Бальмонта.

В отличие от футуризма, имажинизма и других литературных течений, появившихся в Серебряном веке, символизм определял своей целью – отображение пути становления личности. Символами служили не только предметы и образы, но и звуки как таковые. Большое влияние на данное течение оказало творчество Константина Дмитриевича. «Я, Ю, Ё, И — суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я — явное, ясное, яркое. Я — это Ярь. Ю — вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломанной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн… » – писал Бальмонт в очерке «Поэзия как волшебство» (1915) о смысле, который он вкладывает в сложение поэтических слов.

Большинство стихотворений Константина Дмитриевича тесно связаны с его собственным мироощущением. Окунаясь в мир творчества Бальмонта, читатель смотрит на события и героев глазами не стороннего персонажа, а самого автора. Например, в стихотворении «Как я пишу стихи», герой говорит:

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвертая смеется, набегая.

Бальмонт на самом деле ничего «не сочинял», в творчестве он оставался таким же открытым и честным, каким был в жизни.

О собственном творческом пути поэт отзывался с некой долей иронии. Так в стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени…» :

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Ступени и лестница – часто символ подъема на более высокий, находящийся ближе к небу уровень. Герой-рассказчик не ощущал поддержку соратников, редко был уверен, в каком направлении ему следует идти, он ощущал, что «дрожали ступени под ногой» у него, но продолжал путь и верил в лучшее.

Настоящим испытанием для Константина Дмитриевича стала вынужденная эмиграция в Европу, на протяжении которых он считал себя политическим беженцем. В одном из писем Бальмонта были строки: «Я хочу России… Пусто, пусто. Духа нет в Европе». Несмотря на оторванность от дорогой ему земли, поэт писал о России и для России, от которой был отдален и в которую уже не надеялся вернуться.

Конечно, есть поэзия актуальная в какой-то определенный период времени, есть поэзия актуальная во все времена, затрагивающая проблемы общества в разные временные отрезки, а есть поэзия «вечная». Бальмонт писал о том, что важнее политики, бытовых проблем и сиюминутных обстоятельств. Поэзия вне времени на самом деле оказалась поэзией на все времена.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id28132

Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма

Символ — это некий код, который нельзя раскрыть с первого раза. Смысловые оттенки могут варьироваться, создавая тайну. Символ всегда многозначен, и многие его значения могут противопоставляться друг другу. Он может объединить в себе то, что на самом деле объединить невозможно. Андрей Белый называл это «соединение разнородного вместе».

Двойственное значение символа породило идею о двоемирии: мир реальный и мир запредельный. И миры эти не существуют обособленно друг от друга, а взаимопроникают. Многозначность символа основывается на религиозных и мифологических представлениях о другой реальности, другом мире. Именно такое понимание символа и легло в основу символизма. Как литературное направление он зародился в 1870-х гг. в Европе. Символизм сочетал в себе идеи христианства и идеи Платона, смешивая их с романтическими традициями. Таким образом, символизм берет истоки в романтической традиции, а значит, и в идеальном мире. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», — писал Ж. Мореас. Символизм поставил перед собой задачу — выковать «ключи тайн». В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! — эти слова А. Блока вполне применимы ко всем русским символистам.

Русский символизм в большей мере перенял эстетику западного, но был пересмотрен Вл. Соловьевым в его учении «О душе мира». Поэзия символистов отличается стремлением к иной реальности, где царят тишина, молчание, фантазия, красота и гармония. Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и одному из основоположников русского символизма. Бальмонт занимал видное место среди поэтов Серебряного века и, по словам В. Брюсова, «в течение десятилетия. нераздельно царил над русской поэзией».

Поэты-символисты, по словам самого же Бальмонта, «всегда овеяны дуновениями, идущими из области запредельного». Им было свойственно стремление к тому, чего нет. И это стремление возводилось в ранг философии. Подобные веяния исходили из философии А. Шопенгауэра, влияние которой испытывала вся Западная Европа последней трети XIX в. Задача философии Шопенгауэра заключалась в том, чтобы освободить человека от страстей, отречься от жизни. В поэзии Бальмонта все это находит отражение. Мотивы его лирики построены на противопоставлении некоторых вечных понятий: вечность-мгновение, смерть-бессмертие. Основные образы-символы его поэзии — Солнце, Луна, Время и т. д.

И в душе не возникнет упрек, Я постиг в мимолетном намек, Я услышал таинственный зов, Бесконечность немых голосов. Мне открылось, что Времени нет, Что недвижны узоры планет, Что Бессмертие к Смерти ведет, Что за Смертью Бессмертие ждет.

Большое влияние на поэзию Бальмонта оказало увлечение теософией, а именно учением Елены Блаватской. Большое впечатление на поэта произвела ее книга «Голос безмолвия», которую он называл «утренней звездой моего внутреннего расцвета». Многие идеи этой книги находят отражение в стихах поэта (сборник «Тишина»):
Между льдов затерты, спят в тиши морей Остовы немые мертвых кораблей. Ветер быстролетный, тронув паруса.
Прочь спешит в испуге, мчится в небеса. Мчится — и не смеет бить дыханьем твердь, Всюду видя только — бледность, холод, смерть. Точно саркофаги, глыбистые льды Длинною толпою встали из воды. Белый снег ложится, вьется над волной, Воздух заполняя мертвой белизной. Вьются хлопья, вьются, точно стаи птиц. Царству белой смерти нет нигде границ. Что ж вы здесь искали, выброски зыбей, Остовы немые мертвых кораблей?

Говоря о символах в лирике Бальмонта, следует сказать, что образ-символ Луны играет в его поэзии большое значение. Луна — символ тишины, она подчиняет себе все живое: Восхвалим, братья, царствие Луны, Ее лучом ниспосланные сны, Владычество великой тишины.
Луна — символ женственности. Неудивительно, что Бальмонт использовал его в своем творчестве, ведь одним из принципов символизма была идея вечной женственности. Мы подчиняемся, склоняемся Перед царицей тишины, И в сны свои светло влюбляемся По мановению Луны.

У Бальмонта есть еще несколько стихотворений, где луна возникает именно как символ тишины, например «Лунное безмолвие»: «В лесу безмолвие возникло от Луны».

Не менее значимым символом было для символистов зеркало. Это не просто символ, а «символ символов», так как способно отражать. Луна — это тоже зеркало, поскольку она отражает солнечным свет.

Четыре стихии — земля, вода, огонь и воздух — были не менее важны для символистов. Бальмонт в своей записной книжке писал: «Огонь, Вода, Земля и Воздух — четыре царственные Стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного из ощущений! я не могу отделить от них и помню об их Четверогласии всегда. Огонь — всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех. Вода — стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос — влажный поцелуй. Воздух — всеокружная колыбель-могила, саркофаг-альков, легчайшее дуновение Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля — черная оправа ослепительного бриллианта, и Земля — небесный Изумруд, драгоценный камень Жизни, весеннее Утро, нежный расцветный Сад. Я люблю все стихии равно, хоть по-разному. И знаю, что каждая стихия бывает ласкающей, как колыбельная песня, и страшной, как шум приближающихся вражеских дружин, как взрывы и раскаты дьявольского смеха. Все Стихии люблю я, и ими живет мое творчество».

Поэзия символистов наполнена скрытым смыслом, знаками. «Символ — окно в бесконечность», — говорил Ф. Сологуб. «Помимо конкретного содержания, есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными», — говорил Бальмонт.

Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма: сочинение

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ — РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ , ПЕРЕВОДЧИК , ЭССЕИСТ

Константин Дмитриевич Бальмонт — русской поэт-символист и писатель , талантливый переводчик , эссеист , исследователь , яркий представитель Серебряного века , выпустивший 20 прозаических и 35 поэтических сборников, — появился на свет во Владимирской губернии , деревне Гумищи в 1867 г. Его отцом был земский деятель , матерью — генеральская дочь , очень образованная женщина , поклонница и знаток словесности. Её влияние на мировоззрение сына , его характер , темперамент оказалось весьма заметным.

Дом их семьи был открыт для лиц , которых считали неблагонадёжными , и юный Константин надолго проникся духом бунтарства , стремлением перекроить этот несовершенный мир. Участие в революционном кружке стоило ему исключения из гимназии; исключали его и из юридического факультета Московского университета , куда он поступил в 1886 г. Сильное нервное истощение , нелюбовь к юриспруденции и увлеченность литературой не позволили ему закончить учебу в университете , где его восстановили. Не сумел закончить он Ярославский Демидовский лицей юридических наук , откуда его в сентябре 1890 г. отчислили.
Литературный дебют Бальмонта состоялся еще в 1885 г.: журнал « Живописное обозрение» напечатал три его стихотворных опыта , которые остались незамеченными. На слог начинающего поэта позднее обратил внимание В.Г. Короленко , которого Бальмонт считал « крёстным отцом». 1887−1889 гг. стали самым началом его амплуа поэта-переводчика; начинал он с интерпретаций поэтических произведений французских и немецких авторов. В 1890 г. вышел первый сборник стихотворений , изданный на собственные средства. Когда Бальмонт увидел , что никто не проявил к его творчеству интереса , включая близких , собственноручно предал огню весь тираж.

Весной 1890 г. семейные проблемы ( к тому времени Константин был уже год как женат) привели его к острому нервному расстройству и попытке суицида. Однако прыжок из окна третьего этажа уложил его в постель на год. Немощь тела сочеталась с невероятно напряжённой работой духа; именно в это время к Бальмонту , по его признанию , пришло осознание себя как поэта , своего истинного предназначения.
В 1892 г. им было предпринято путешествие в скандинавские страны , что ещё больше стимулировало интерес к переводческой деятельности. Первое время после болезни было полно лишений , однако Бальмонт был непреклонен в выборе дальнейшего пути. Руку помощи ему вновь протянул Короленко , взял под свою опеку профессор Московского университета Н.И. Стороженко. Именно с его подачи Бальмонту доверили переводы « Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы», которые были изданы в 1895—1897 гг. 1892−1894 гг. были посвящены интенсивной работе над творчеством Э. По и П. Шелли. С этих пор Бальмонт достаточно громко заявил о себе как крупный переводчик , и последующая деятельность на этом поприще закрепила за ним репутацию крупнейшего поэта-переводчика рубежа еков , настоящего полиглота , ведь им были переведены произведения с 30 языков.

Новый этап в творчестве начался в 1894 г.: сборник « Под северным небом» свидетельствовал о конце периода становления и появлении в русской поэзии нового имени. В 1895 г. вышел его сборник « В безбрежности», в 1898 г. — «Тишина», в 1900 г. — «Горящие здания», написанные в русле символизма. В 1902 г. Бальмонт женился во второй раз , уехал путешествовать по Европе. Визиты в чужие края стали пламенной страстью , в его биографии был и такой факт , как кругосветное путешествие ( 1912); был поэт в Австралии , Южной Африке , Южной Америке , во многих странах мира. В 1903 г. опубликована « книга символов» «Будем как солнце», получившая наибольшую известность , за которой последовали « Только любовь» ( 1903), «Литургия красоты» ( 1905).

К революциям 1905 г. и Февральской революции 1917 г. Бальмонт отнёсся сочувственно и даже воодушевленно. Но от его революционного настроя ничего не осталось после Октября; большевики олицетворяли для него начало , разрушающее и подавляющее личность. Воспользовавшись разрешением на временный выезд в июне 1920 г., Бальмонт и его семья уезжают за границу , во Францию , навсегда.

Но бегство от большевиков не делает поэта счастливым , он ощущает одиночество , ностальгию , не вливается в сообщество эмигрантов , а , напротив , выбирает местом жительства небольшое местечко Капбретон вдалеке от столицы. Продолжает активно писать , переводить: за годы эмиграции из-под его пера вышло 22 тома сочинений из 50. Стихи этого периода , пронизанные мыслями о Родине , тоской по ней , внесли значительный вклад в поэзию русского зарубежья , однако не принесли автору ни славы , ни материальной обеспеченности.
В середине 30-ых все больше и больше давало о себе знать тяжелое нервное расстройство , усугубленное возрастом и сложностями финансового характера , и последний этап в биографии поэта прошёл под знаком этих удручающих обстоятельств. Смерть настигла его 24 декабря 1942 г. в расположенном недалеко от Парижа местечке Нуази-ле-Гран. Последним пристанищем Бальмонта стал приют « Русский дом», некогда основанный его матерью.

Систематического образования Бальмонт не получил: ни юридический факультет Московского университета , ни Демидовский юридический лицей не отвечали интересам юноши , живущего « истинно и напряженно , жизнью своего сердца « . Душевное смятение , вызванное неудачной женитьбой и бытовыми неурядицами , привело к серьезному нервному расстройству. В марте 1890 г. Бальмонт выбросился из окна третьего этажа , после чего последовали долгие месяцы неподвижности и длительное лечение.

Читайте также:  Основные настроения поэзии Константина Бальмонта: сочинение

Первым поэтическим опытом Бальмонта стал « Сборник стихотворений « , вышедший в 1890 г. Успеха он не имел. «Надсоновские « мотивы и перепевы эпигонов некрасовской школы не встретили понимания ни у читателей , ни у критики. Уничтожив весь тираж , в июне Бальмонт уезжает в заграничное путешествие в Скандинавию , увлекается современной скандинавской литературой.

Изучивший шестнадцать языков , впоследствии он познакомит русского читателя с литературой Англии , Америки , Франции , Испании , Польши , Болгарии , Армении , Грузии и др.
С середины 90-х гг. начинается период стремительного творческого взлета Бальмонта

Я жить не могу настоящим , Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим , Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны.

Итогом заграничного путешествия в страны Европы ( Франция , Англия , Голландия , Италия) стала вышедшая в 1898 г. «Книга Тишина « , отразившая впечатления от недавней поездки и увлечение ницшеанскими идеями. Три первых сборника позволили критике и читателям почувствовать новаторский характер поэзии Бальмонта и глубокую связь ее с русской классической традицией. Определили они и основное направление творческого пути Бальмонта — от эпигонства к символизму.

В1900 г. в творчестве Б. намечаются кардинальные сдвиги. Выходит в свет новая книга стихов « Горящие здания. ( Лирика современной души)». Герой ее лишь отдаленно напоминает уставшего от жизни персонажа прошлых лет. Теперь им владеет радостное жизнеутверждающее настроение , противоречащее былым тоскливым жалобам на несправедливость мироустройства. Активная , дерзкая , вольнолюбивая личность приходит в поэзию Бальмонта

Я хочу порвать лазурь Успокоенных мечтаний,

Я хочу горящих зданий , Я хочу кричащих бурь!

Два следующих сборника « Будем как солнце» ( 1903) и «Только любовь. Семицветник» ( 1903) имели большой успех. Они прославили имя Бальмонта и сделали его одним из самых популярных поэтов начала XX в. Особенно интересна первая книга с эпиграфом из Анаксагора ( «Я пришел в этот мир , чтобы видеть солнце»), в которой поэт создает космогоническую картину мира и , уподобив себя первобытному человеку , славит стихийные силы природы ( солнце , луну , огонь и др.) и человеческой души ( пожар чувств , горение страстей , «безумства ненасытной души « ). Поэт выражает стремление служить главному в жизни — свету:

Жизни податель,
Бог и создатель,
Мудро сжигающий — свет.
Рад я на пире
Звуком быть в лире, —
Лучшего в мире
Счастия нет!

Годы литературного успеха , предшествующие первой русской революции , совпали с антиправительственными выступлениями Бальмонта. Он откликнулся на события 4 марта 1901 г. стихотворением « Маленький султан», в котором современники увидели резкую сатиру на царя:

То было в Турции , где совесть — вещь пустая.

Там царствует кулак , нагайка , ятаган,

Два-три нуля , четыре негодяя.

И глупый маленький султан.

Бальмонт — мастер политической эпиграммы. Он создает в эти годы блестящие образцы этого жанра , полноправно вошедшие впоследствии в состав вольной русской поэзии
Во время революции 1905−1907 гг. он не только пишет циклы политических стихов , обличающих самодержавие и восславляющих восставших рабочих , но и сотрудничает в большевистских изданиях.

Первое десятилетие XX в. было для Бальмонта. временем его наивысшей популярности: в 1904—1905 гг. вышло собрание стихов в двух томах , его книги публиковались ежегодно , иногда по две-три в год. Новые сборники стихов были связаны с совершенным Бальмонтом в 1913 г. грандиозным кругосветным путешествием

Война 1914 г. застала поэта во Франции , в январе 1915 г. поэт возвращается в Россию. Февральскую революцию Бальмонт встретил с радостью и прославил ее восторженными стихами , но после октября 1917 г. настроение его резко меняется. В стихах и статьях появляется тема « хаоса « и «смутного времени « , Бальмонт пишет о своем разочаровании в большевиках , видя в них носителей разрушительного начала , подавляющего личность ( «Революционер я или нет?», 1918), его пугают разруха и террор. В1920 г. поэт подает прошение о поездке за границу сроком на один год , но эмигрантом ему пришлось быть до конца жизни: поэт прожил на чужбине двадцать один год. Разлуку с родиной поэт переживал болезненно. Он продолжал интенсивно работать , но в стихах и прозе эмигрантского периода господствует одно чувство — тоска.

« Я хочу России… Пусто , пусто Духа нет в Европе

пишет он друзьям. Депрессия , прогрессируя , переходит в душевное заболевание. Приют « Русский дом « в Нуази-ле-Гран становится последним земным прибежищем поэта.

Бальмонта называли « Паганини русского стиха « : он умел передать тончайшие оттенки любовного чувства и явления природы , «остановить мгновение» и запечатлеть его на чистом листе бумаги , очаровать читателя магией звуков , заворожить прихотливыми ритмами. В его поэзии — упоение красотой жизни. А. Блок говорил: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну». Это определение очень точно характеризует Бальмонта — одного из самых ярких символистов и неоромантиков начала XX в.

Константин Дмитриевич Бальмонт, как представитель русского символизма

Символ – это некий код, который нельзя раскрыть с первого раза. Смысловые оттенки могут варьироваться, создавая тайну. Символ всегда многозначен, и многие его значения могут противопоставляться друг другу. Он может объединить в себе то, что на самом деле объединить невозможно. Андрей Белый называл это “соединение разнородного вместе”.
Двойственное значение символа породило идею о двоемирии: мир реальный и мир запредельный. И миры эти не существуют обособленно друг от друга, а взаимопроникают. Многозначность символа основывается

Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма Автором этого стихотворения восторгались – “гений”. Его низвергали – “стихотворная болтовня”. Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта.

Основные настроения поэзии Константина Бальмонта Поэзия К. Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах.

Лирический герой Бальмонта Поэт серьезно обогащает семантику любимого образа. На первый план выступает “изменчивость” Луны: “царица пышная” то “бледная”, то “ясная”, то “бесстрастная”, то “пламенно-страстная”, она то “пугает беспредельной тишиной”, то “вздымает безграничность.

Анализ стихотворения Бальмонта “В безбрежности” Землю целую и неустанно, Ненасытно люби, всех Люби, ищи восторга И исступления сего. Ф. М. Достоевский. Этот эпиграф к своему стихотворению “В безбрежности” поэт взял далеко не случайно. Значит, разговор.

Бальмонт: общая характеристика лирики В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения – так называемого “старшего символизма”. Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в.

Художественный анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени” Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени.”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной.

Творчество К. Бальмонта – поэта серебряного века Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. во Владимирской губернии, деревне Гумнищи. Его отец был помещиком и председателем земской управы. Мать же много времени уделяла распространению культурных идей в провинции.

Константин Дмитриевич Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в поместье своего отца недалеко от Иваново-Вознесенска – “русского Манчестера”. Он считал, что его семья – выходцы из Шотландии. Сначала Бальмонта по политическим.

Пути и судьбы поэтов серебряного века в эпоху войн и революций И, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! И. Северянин Серебряный век русской литературы это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и семнадцатым годом, то.

Бальмонт жаждал изысканности русской медлительной речи Он научился “превращать тоску в напев” и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению Бальмонта, – культ.

Анализ стихотворения Бальмонта “Фантазия” Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за “тихими стонами”.

Основные мотивы лирики К. Д. Бальмонта Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт.

К. Бальмонт основные мотивы лирики Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце Борис Пастернак как-То писал: “Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами – гиганты”. И действительно, только по прошествии времени мы.

Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича Бальмонта В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения – так называемого “старшего символизма”. Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в.

Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение “Фантазия”, написанное в 1893 году. Поэт описывает в нем спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического.

Художественный анализ стихотворения Бальмонта “В безбрежности” Ненасытно люби, всех Люби, ищи восторга И исступления сего. Ф. М. Достоевский. Этот эпиграф к своему стихотворению “В безбрежности” поэт взял далеко не случайно. Значит, разговор пойдет о сверхлюбви, в.

Сочинение на тему символизм в торчестве Бальмонта Когда слушаешь Бальмонта – Всегда слушаешь весну. А. Блок Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас воли. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Автором этого стихотворения восторгались –.

Фетовские традиции в пейзажной лирике К. Бальмонта Поэтом-символистом серебряного века был Константин Бальмонт. Отличительной особенностью его поэзии явилась культурно-историческая преемственность. Поэт-символист не скрывает своих творческих корней и во многом продолжает и развивает традиции классической поэзии XIX века.

Анализ стихотворения Бальмонта Стихотворение Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени . ” было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В.

Изысканность русской речи в поэзии Константина Бальмонта Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое.

Сейчас вы читаете: Константин Дмитриевич Бальмонт, как представитель русского символизма

Ссылка на основную публикацию
×
×