К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха)
Анализ лирического произведения.
Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным».(1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.
Произведение Бальмонта является элегией.
Тема стихотворения – повествование поэта о своих творческих достижениях.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)
Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».
Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.
Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).
В тексте стихотворения часто используются глаголы (входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые создают ощущение постоянного движения. Личное местоимение «я» встречается 11 раз . Поэтическое «я» является основой стихотворения.
При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает ее деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени – символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» – автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.
Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.
Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Такой синтаксический прием, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»
Ритмика стиха – силлабо – тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.
К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)
Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.
Художественные особенности стихотворения: музыкальность стиха, возвышенность тематики, наличие образов – символов позволяют сделать вывод о том, что данное произведение написано в духе символизма.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32406
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Откроется после 5 декабря. –>
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате
Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени..”
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы 11 класс | 49 КБ |
literatura_11_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».
Цели: 1) познавательные: – приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;
-формирование представления об особенностям стиля автора;
-подготовка к написанию мини-сочинения;
2) развивающие: -развитие образного мышления;
– приобщение к творчеству поэта;
3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;
– привитие любви к русской поэзии.
Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.
Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.
-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.
( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).
– Как можно охарактеризовать это время?
(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).
– В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.
Основные принципы символизма.
– Основная поэтическая категория – символ.
– Особая музыкальность стиха.
– «Я» – в центре всего (эгоцентризм).
– Поэзия символизма – выражение души поэта.
– Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.
( Ученик делает сообщение для класса).
– Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.
– Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.
– Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.
2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно спросмотреть прологом этого поэтического сборника.
Учитель читает стихотворение.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)
– Какие картины возникли в вашем воображении?
(Закат солнца. Высокая башня….)
-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?
-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).
– Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?
(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)
– В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.
– Ещё какие-то особенности вы заметили?
(Часто употребляется личное местоимение «я»).
– Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).
-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» – основа стихотворения.
– Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).
– Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).
– Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.
3. Лингвистический анализ текста.
– С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).
– А кто подразумевается под «Я»?
(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)
– Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?
( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).
– Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
– «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?
( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)
– Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?
(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
– Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).
– Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.
– А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?
(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали…
– В каком значении употребляют двойной союз?
(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).
– Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.
… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
– Прокомментируйте эти строки.
(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)
– Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.
Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?
4) Чтение стихотворения учащимся.
– Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?
(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.
– Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.
– Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.
– Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.
– Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».
5) Написание мини-сочинений.
Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.
- Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
- Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
- Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.
Предварительный просмотр:
Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».
Цели: 1) познавательные: – приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;
-формирование представления об особенностям стиля автора;
-подготовка к написанию мини-сочинения;
2) развивающие: -развитие образного мышления;
– приобщение к творчеству поэта;
3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;
– привитие любви к русской поэзии.
Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.
Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.
-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.
( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).
– Как можно охарактеризовать это время?
(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).
– В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.
Основные принципы символизма.
– Основная поэтическая категория – символ.
– Особая музыкальность стиха.
– «Я» – в центре всего (эгоцентризм).
– Поэзия символизма – выражение души поэта.
– Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.
( Ученик делает сообщение для класса).
– Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.
– Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.
– Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.
2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно спросмотреть прологом этого поэтического сборника.
Учитель читает стихотворение.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)
– Какие картины возникли в вашем воображении?
(Закат солнца. Высокая башня….)
-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?
-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).
– Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?
(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)
– В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.
– Ещё какие-то особенности вы заметили?
(Часто употребляется личное местоимение «я»).
– Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).
-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» – основа стихотворения.
– Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).
– Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).
– Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.
3. Лингвистический анализ текста.
– С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).
– А кто подразумевается под «Я»?
(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)
– Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?
( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).
– Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
– «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?
( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)
– Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?
(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
– Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).
– Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.
– А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?
(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали…
– В каком значении употребляют двойной союз?
(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).
– Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.
… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
– Прокомментируйте эти строки.
(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)
– Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.
Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?
4) Чтение стихотворения учащимся.
– Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?
(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.
– Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.
– Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.
– Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.
– Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».
5) Написание мини-сочинений.
Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.
- Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
- Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
- Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и.
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.
Представленная работа – конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.
P < margin-bottom: 0.21cm; >Технология проблемного обучения и воспитания.
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево.
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.
Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт.
Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.
Между тем, Речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно,
Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Тем не менее, Бальмонт признается,
Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.
Дайджест:
Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть» Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту. .
Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .
Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году. .
Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .
Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему. .
Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .
Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .
Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .
Анализ стихотворения «Дано мне тело…» Мандельштам «Дано мне тело…» Основная тема стихотворения соотношение времени и вечности. Время Вечности, которое дано поэту, осознается как высший дар: На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на. .
Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .
Анализ стихотворения Рубцова «Посвящение другу» Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как. .
Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .
Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .
Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…» Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .
Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .
Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» Пушкина А. С Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А. С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта. .
Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .
Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .
Анализ стихотворения Тютчева «Memento» Стихотворение «Memento» Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича. .
Анализ стихотворения Пушкина «Муза» Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом — временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки. .
Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .
Анализ стихотворения Пастернака «Сон» Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно. .
Анализ стихотворения Пастернака «Ты так играла эту роль!» Не секрет, что Борис Пастернак воспринимал человеческую жизнь, как игру, в которой присутствует множество ролей. Время от времени каждый из нас примеряет на себе новый образ, наиболее полно соответствующий тому. .
Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…» До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная. .
Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .
Анализ стихотворения Блока «Там — в улице стоял какой-то дом…» Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации. .
Анализ стихотворения Фета «Напрасно. » В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет. .
Анализ стихотворения Рубцова «Березы» Береза — исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным. .
Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .
Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .
Анализ стихотворения Пушкина «Что в имени тебе моем. » В жизни Александра Пушкина было достаточно много романтических увлечений, и каждой из своих избранниц поэт посвящал удивительные стихи, возвышенные и утонченные. Однако сам Пушкин признавался, что роковой страстью его жизни. .
Анализ стихотворения Лермонтова «Жалобы турка» Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем. .
Анализ стихотворения Фета «Все вокруг и пестро так и шумно…» Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и. .
Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а. .
Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный. .
Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .
Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Маяковского В. В «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произведений. .
Анализ стихотворения Фета «Бабочка» Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и. .
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский Послушайте! Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел. .
Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы – значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь – пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения – оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы – значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь – пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения – оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
18711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Стихотворение написано в 1894г.
При первом прочтении стихотворения возникает эффект медитации, словно поэт, постоянно повторяя окончания первой и третьей строк каждой строфы, хочет продлить миг наслаждения, открытия чего-то принципиально важного не только для самого себя, но и для всех людей на земле. Для стихотворения характерна круговая композиция. Лирический герой в первой строфе отличается от героя в последней строфе, как будто совершил это открытие, но уже не хочет делиться им. Однако он о показал процесс восхождения к этой истине, движение звукового и визуального планов. Слух и зрение будто борются за право первенства в этом открытии. Автор рассказывает в нем о себе, о своих чувствах и мыслях. Вечер, наступление сумерек, а затем темноты. Время растягивается до нескольких часов. С первых строк автор указывает на то, что время – еще день, что уходящие тени можно ловить только мечтой, потому что их не видно, но день погасает, а он всходит на башню, как будто летит, но только дрожанье ступень напоминает ему, что он идет и дрожат они от его веса (то есть он ещё материален и пока, к сожалению, не способен летать). Чем выше поднимается автор, тем лучше видит, что творится вокруг. Лучше слышит все звуки вечера. На середине башни ему показалось, что он не на земле и не на небе – он между ними.
И он говорит, что видел вершины гор, когда солнце садилось и его лучи освещали только лишь вершины величественных гор. И этот закат, эта красота природы словно нежно ласкают отуманенный взор. Но вот внизу уже не видно солнца, там уже ночь, а для него оно еще светило, оно не успело сесть до конца. Тени спустились и наверху, их было видно. И в конце идет повторение, дрожание ступень, напоминавшее ему, что он идет.
Автор в этом стихотворении использует повтор (аллитерация) звуков ч, ш, с, з – передающие полную успокоенность, умиротворенность. Многочисленные эпитеты и олицетворения доказывают одухотворённость природы, её деятельную натуру. Движение передается при помощи повторов, инверсий.
Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Авторизация
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.
Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию. Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля». Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.
В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное. Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь. Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.
Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету. Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую. Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.
В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.
Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.
Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.
«Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.
Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.
Послушайте стихотворение Бальмонта Я мечтою ловил
Черты символизма (на примере стихотворения К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени…”)
Изучение символизма как литературного течения, его особенностей. Анализ стихотворения К. Бальмонта. Ознакомление с учением о Душе мира. Описание мотива пути как одного из важнейших архетипических мотивов символизма. Исследование символа “уходящих теней”.
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.06.2015 |
Размер файла | 18,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Черты символизма (на примере стихотворения К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени…”)
Прежде, чем перейти к анализу стихотворения Бальмонта, нужно вспомнить о том, что несёт в себе символизм и какие черты ему присущи.
Символизмом принято называть литературное течение, в России, которое возникло в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С. Соловьева о Душе мира. Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание “тайных смыслов” – доступно только поэту-творцу. Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.
· Музыкальность стиха, разработка звукописи;
· Многозначность, расплывчатость образов;
· Недосказанность, иносказания, намеки;
· Наличие идеи о двух мирах;
· Отражение реальности посредствам символов;
· Идея о Мировой Душе.
Большинство этих черт символизма мы можем увидеть в стихотворении старшего представителя символического течения К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени…”.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Стихотворение Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени … ” было написано в 1895 году.
Оно наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. Ключевым мотивом в стихотворении является мотив пути. Известно, что мотив пути – один из важнейших архетипических мотивов символизма. Данное стихотворение неслучайно вынесено в начало книги “В Безбрежности” и выделено курсивом. Л.Е. Ляпин считает, что это стихотворения для Бальмонта является программным. Поэтому, по-моему мнению, черты символизма стоит раскрывать именно на примере данного стихотворения.
символизм стихотворение бальмонт душа
Черта символизма в русской литературе
Её раскрытие в стихотворении К. Бальмонта
1. Музыкальность стиха.
Данное стихотворение покоряет чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов. Особую значимость несет наличие в стихотворении шипящих и свистящих согласных, а так же сонорных ” р” и ” л “, которые и создают музыкальность стихотворения. Ритм стихотворения создает его размер: четырехстопный анапест, который в нечетных строках утяжелен цезурным наращиванием. В этом стихотворении поэт использовал приемы, свойственные музыке, – ритмические повторы, множество внутренних рифм:
v Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня….
v Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
2. Возвышенность тематики
Автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: “Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня”. Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой.
“И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали”. Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. “И внизу подо мною уж ночь наступила”, — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым.
Поэт признается, что “узнал, как ловить уходящие тени”, то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого.
3. Отражение реальности посредствам символов.
4. Многозначность, расплывчатость образов.
v Особую роль в образном строе данного поэтического произведения играет символ башни, по которой все “выше” поднимается лирический герой. Башня может предстать и символом перехода в иной мир.
v Символ “уходящих теней” помогает поэту, с одной стороны, выразить мечту, надежду лирического героя на будущее возрождение, а с другой — понять тоску героя по прошлому, которое безвозвратно потеряно. “Тени” – это прошлое, символ мистического созерцания сущности бытия. Может быть, тени-это люди, которые уходят. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.
v “От Небес и Земли” – оба слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается символическое значение. Небо, небеса – символ твердыни, высоты, света, выражение божества. Земля – символ плодовитости, радости, олицетворение материнства.
v Дрожащие ступени символизируют непрочную, неосязаемую (в символическом переосмыслении) лестницу пути, избранного лирическим героем. Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.
v Лестница как архитектурный элемент строений используется человеком с глубокой древности, когда мирское еще не отделялось от духовного и скрытый язык символов и их значение были чрезвычайно важны. Поэтому наряду с функциональным назначением лестницы – осуществлять переход по ступеням с одного уровня на другой – существует и ее символический смысл. Лестница символизирует связь человека с Божественным началом.
v “Уходящие тени погасавшего дня”… День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму.
5. Недосказанность, иносказания, намеки.
6. Религиозные искания.
Во время прочтения данного возникает мысль: не посмертный ли путь человека описывает поэт? Звуки долетающие до него неясны, они идут от Небес и Земли.
“И сияньем прощальным…” Вот слова, которые наводят нас на эту мысли о прохождении лирическим героем посмертного пути. Внизу наступила ночь, скрыв всё земное, но для лирического героя блистает Солнце, однако и оно догорает вдали.
Возможна и другая трактовка: лирический герой – одиночка, который бросает вызов земным установлениям. Он вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( “Я узнал, как ловить уходящие тени. “). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, “жреческом” предназначении поэта).
7. Наличие идеи о двух мирах
Стихотворение Бальмонта построено на антитезе: между верхом (“И чем выше я шел…”), и низом (“А в низу подо мною. “), небесами и землей, днем (светом) и тьмой (угасанием).
Сквозь мир фантазии и мечты героя просачивается реальный мир, над которым хочет возвыситься лирически герой. Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Поэт пытается познать какую-то истину. И в конце стихотворения мы видим, что он сумел это сделать, он нашел то, что искал.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История появления и развития русского символизма как нового литературного направления. Три течения символизма в начале 1900-х годов: декаданс, “младшие” и “старшие” символисты. Создание жанра религиозной поэмы, символически трактованной легенды.
презентация [3,4 M], добавлен 07.10.2015
Изучение творчества самого яркого выразителя импрессионистической стихии в раннем русском символизме К.Д. Бальмонта. Анализ воздействия его поэзии на русскую поэтическую культуру. Описание литературного дебюта. Сфера бессознательного в творчестве поэта.
реферат [23,7 K], добавлен 19.07.2013
Специфические черты поэзии течения символизма. Особенность изобразительной манеры Анненского, импрессионистический стиль и новаторство. Источники символизации для поэта. Мотивы страдания и смерти в его творчестве. Анализ стихотворения “Смычок и струны”.
реферат [22,8 K], добавлен 04.03.2010
Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия “Серебряного века”. Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.
курсовая работа [34,7 K], добавлен 30.10.2015
Своеобразие пути Серафимовича, его мировоззренческие, идейные устои, осмысление бурного развития жизни и изображение народной мощи. Символизм и двойственность Бальмонта. Безмолвие природы, несущее умиротворение душе, в стихотворении “Безглагольность”.
контрольная работа [39,7 K], добавлен 15.01.2010
Характеристика русской поэзии серебряного века, наиболее яркие представители которой, определили в значительной мере дальнейшие пути развития русской литературы XX в. Отличительные черты поэзии А.А. Блока. Анализ темы России в лирике К.Д. Бальмонта.
реферат [24,2 K], добавлен 20.06.2010
Роль мифа и символа в литературе рубежа XIX–XX веков. Место в творчестве К.Д. Бальмонта текстов фольклорной стилизации, мифологические образы в сборнике “Жар-птица” и поэтическом цикле “Фейные сказки”. Типы художественного мифологизма и сквозные мотивы.
дипломная работа [82,6 K], добавлен 27.10.2011
Д.С. Мережковский как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик.
реферат [19,5 K], добавлен 15.03.2011
Брюсов как русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Основные черты творчества литературоведа, значимый его вклад в совершенствование русского стиха, техники и композиции. Основные черты творчества лирики. Особенности поэзии Бальмонта.
презентация [84,4 K], добавлен 13.11.2014
Образ Кавказа в истории русской литературы и анализ своеобразия композиции стихотворения С. Есенина “На Кавказе”. Характеристика фатализма как отличительной черты русской литературы и анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Мы еще повоюем!”.
реферат [11,2 K], добавлен 05.01.2011
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем просмотреть работу.
Краткий анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”
В конце XIX века в России среди многих других поэтических течений, появившихся в контексте “Серебряного века”, стал популярен и символизм. Небольшой рассказ об одном из ключевых поэтов той эпохи Константине Бальмонте и краткий анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени” представляем в этой статье.
Константин Бальмонт: детство и юность
Будущий поэт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, недалеко от города Владимира. Там он провел свои детские годы, где под влиянием матери стал просмотреть первые книги и полюбил музыку. Когда мальчику было десять лет, семья Бальмонтов перебралась в городок Шуя. Там Константин начинает учиться, но несколько лет спустя переезжает во Владимир.
Во Владимире поэта выгоняют из учебного учреждения после участия его в студенческом движении. Чуть позже Бальмонт едет учиться в Москву, но и там учеба не задается – его снова исключают за участие в студенческих демонстрациях. Будучи студентом, Бальмонт начинает очень много просмотреть, расширяет круг знакомств, начинает активно общаться и симпатизировать революционным движениям.
Первые стихи Бальмонт написал в десятилетнем возрасте, за что получил “нагоняй” от матери.
В 1885 году в петербургском журнале «Живописное обозрение» появились первые публикации молодого поэта, сразу обратившие на себя внимание критиков и простых читателей.
В конце восьмидесятых годов XIX века Бальмонт переживает бедность, неудачный брак и депрессию. Совершает даже попытку самоубийства, выбрасываясь из окна. Остается жив, благодаря случаю. Это событие меняет мировоззрение поэта – он много пишет, старается публиковаться, занимается переводческой деятельностью.
Девяностые годы XIX века – это период расцвета Бальмонта как очень яркого и талантливого русского поэта. Изданы сборники “Под северным небом” (1894), “В безбрежности” (1895) и “Тишина” (1898).
Заграница и смерть
Со второй женой, с которой они повенчались в 1896 году, Бальмонт путешествует по Европе. Работает в английских университетах.
В период первой русской революции 1905 года Бальмонт принимает активное участие в забастовках: выступает перед студентами, строит баррикады. После того как свершился Октябрь 17-го, Бальмонт уезжает из России в 1920 г. и больше не возвращается уже никогда. После 1920 года публикует за границей еще несколько сборников, пишет автобиографичные книги “Под новым серпом” и “Воздушный путь”.
Умирает Бальмонт 23 декабря 1942 года.
“Серебряный век” в отечественной литературе
В России в конце XIX века начался очень мощный интеллектуальный подъем. Хорошо это просматривается в художественной литературе, поэзии, философии того периода. Русский философ Николай Бердяев назвал это время “русским культурным ренессансом”. Кстати, по одной из версий, первое употребление словосочетания “серебряный век” принадлежит именно ему.
Поэты, чувствующие ту эпоху всей душой, видели приближение перемен, которые просто раздирали страну на части. Первая революция, затем мировая война, а позже семнадцатый год – все это катком прошлось по духовной элите России, с одной стороны, просто уничтожив многих и физически, и духовно, а с другой, дав пищу для размышлений. Тема личности в то время – одна из главнейших, ведь именно личность совершала перевороты, начинала войны.
Самые выдающиеся имена той поры – это Федор Сологуб, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Александр Блок, Зинаида Гиппиус и многие другие. Принадлежал к ним и поэт-символист Константин Бальмонт.
Символизм в России
В переводе с греческого языка simbolon – это “символ, знак”. В Европе данное литературное течение появилось в семидесятых годах XIX века и было связано с такими именами, как Артюр Рембо или Поль Бодлер. Главная идея данного течения была в том, чтобы через символ выразить внутренний мир человека.
Для символизма очень характерны такие вещи, как:
- ритмичность, но плавность;
- изысканность выражений;
- иносказательность;
- недосказанность, обращение слова в шифр;
- элитарность искусства;
Русский символизм, как считается, начался со статьи одного из важнейших литераторов России того периода – Мережковского, которая называется «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», она была опубликована в 1892 году.
Расцвет русского символизма – это творчество Александра Блока, Белого, Иванова, Анненского и других поэтов начала XX века.
Стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”
Данное стихотворение было написано в 1895 году. Вошло в сборник поэта под названием “В безбрежности”.
Проводя полный анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”, критики отмечают, что данное произведение не просто одно из ключевых для Бальмонта, но для всего русского символизма в целом. Если просмотреть текст произведения, можно видеть все основные особенности символизма, а именно: иносказательность, возвышенность языка, четкий ритм, но при этом – плавность и тягучесть.
Также, проведя анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”, наблюдаем, что поэт прибегнул к одному из своих излюбленных приемов – повтору строк. С его помощью Бальмонт связывает четверостишия между собой. Конкретный анализ и текст произведения даны ниже.
Анализ стихотворения автора Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Как отмечают критики, данное стихотворение – рассказ поэта о своем появлении в поэтическом мире России. Восхождение на башню и дрожащие ступени под ногами – это метафора вхождения поэта в литературный мир России.
У Бальмонта изначально были ясные и четкие цели – о чем мы читаем в строках, где рисуются очертания вдали. У поэта просто дух захватывало от того, к каким вершинам он поднимался. И далее по тексту мы видим, насколько высоко находится автор, что уже ночь наступила под ним, а для него – сияло светило. И чем сильнее “наступала ночь внизу”, тем ярче и четче для поэта «блистало дневное светило».
Проводя анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”, можно также сказать, что данное произведение – не только о пути поэта к вершине, но и о творчестве Бальмонта в целом. Например, “Я узнал, как ловить уходящие тени» – это показатель того, что мастерство поэта росло постоянно. И если в начале стихотворения Бальмонт “ловил тени”, то в конце он уже “узнал”, то есть, этот этап “узнавания ” остается в прошлом и необходимо следовать дальше – навстречу новым достижениям и вершинам.
Также, проводя анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”, можно, отойдя от личности автора, сказать, что данное произведение – это описание пути человека или человечества в целом от тьмы к свету, от земли к небу.
Необходимо выделить и структуру стихотворения: постоянные повторы, которые создают впечатление замкнутости. Возможно, это символ того, что “все возвращается на круги своя”. Далее, проводя анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”, необходимо отметить контрасты «И чем выше я шел…» и «А внизу подо мною. », символизирующие день и ночь, землю и небо.
Критика и почитатели Бальмонта
В книге “Портреты современных поэтов” Илья Эренбург писал о Бальмонте, что он величественен, нелеп и трогателен, словно образцовый король, который порождает в сердцах преклонение, возмущение и жалость. Нельзя любить Бальмонта так, как Блока или Ахматову. Ибо Бальмонт – это осенние цветы, что очень яркие, но в яркости своей страшны и неуютны.
Александр Блок отмечал “шероховатость” лирики Бальмонта и холодность его как человека. В то же время Блок высоко ценил поэзию Бальмонта как “поэзию солнца”.
Константин Бальмонт как представитель “старшего символизма” в России оказал влияние на многих своих современников и поэтов более младшего возраста.
Заключение
Любое стихотворение, если оно искреннее, считается произведение искусства. Любой настоящий поэт – это Творец. В данной статье, проведя анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени” (К. Бальмонт), мы прикоснулись к очень сильной поэзии, которая зародилась в России перед наступлением страшного для страны периода. И то, что после многих испытаний, которые позже выпали на долю России и народа, такие стихи живут в памяти и остаются популярными – это и есть показатель настоящего, искреннего искусства. Именно таким Творцом был Константин Бальмонт, именно таким искренним искусством стали его стихи.
Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени: сочинение Ссылка на основную публикацию