Основные настроения поэзии Константина Бальмонта: сочинение

Сочинение «Основные настроения поэзии Константина Бальмонта»

Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники “Горящие здания” (1900 г.) и “Будем как Солнце” (1902 г.) вместе с книгой “Только любовь” (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта. Они были созданы на творческом взлете поэта, в пору расцвета его таланта. Образ “горящих зданий” – это знак носившейся в воздухе тревоги, знаком порыва, движения. Какие-то предчувствия будущих грозных событий и битв выразил поэт в стихотворении “Крик часового”.

Настроения тоски напрочь преодолены. Бальмонт в этих новых книгах упивается жизнью, стремясь ухватить и выразить ее во всем многообразии, испытывая “жажду безгранного, безбрежного”. Он возлюбил теперь решительность и энергию, подчеркнутую, броскую красочность, “кинжальные слова”. “Я хочу горящих зданий. Я хочу кричащих бурь”, – пишет Бальмонт. Он воспевает стихии природы – Океан и Солнце, Огонь и Ветер. Поставив в эпиграф сборника “Будем как Солнце” строку древнегреческого философа Анаксагора, он развернул ее в целое стихотворение:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо, что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль.

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Поэт Бальмонт отстаивал свое право как поэта на перевоплощение и изменчивость, главное, чтобы поэт был “самотождественен”. Поэту ведомы и равно близки высокое и низменное, красивое и безобразное. Такое раздвоение, такая контрастность были как бы законом у художников-декадентов. Неудивительно, что Бальмонт создает сонет, посвященный скорпиону, и любуется его гордостью и упорным желанием свободы, а другом сонете он благословляет искалеченных людей, и “кривые кактусы”, и “змей и ящериц отверженные роды”.

Когда Бальмонт появился на литературной арене, больше всего поразила читателей музыкальность его стихов. Уж очень сильно они отличались от журнальной поэзии конца века. В них была давно не слыханная в русской поэзии звонкость, певучесть, было богатство свежих рифм – в том числе и внутренних, – была щедрая звукопись. Он очаровывал читателя вкрадчивыми и плавными – возвратными повторами, в которых лилась мелодия:

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Бальмонт активно участвовал и в политической жизни страны. В марте 1901 г. в Петербурге была разогнана огромная студенческая демонстрация, требовавшая отмены указа о сдаче студентов, замешанных в “беспорядках”, в солдаты. Среди участников демонстрации были и писатели, например, М. Горький, был и Бальмонт. Вскоре он выступил со стихотворением “Маленький султан”, изобличавшим в завуалированной форме режим террора в России и даже самого царя Николая II.

То было в Турции, где совесть – вещь пустая,

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

Естественно, поэту пришлось поплатиться за дерзкую сатиру, он был выслан из Петербурга.

Свержение самодержавия в России в феврале 1917 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. Однако перспективы революции были ему неясны, основ революционной большевистской программы он не понимал. Октябрь же был воспринят им враждебно, и он тяготел скорее к контрреволюции.

Поздние стихи Бальмонта обнаженнее, проще, человечнее и доступнее того, что он писал раньше. Они чаще всего о России, и в них яснее проступает та бальмонтовская “славянская позолота”, о которой упоминал когда-то И. Анненский.

Хочу густого духа

Сосны, берез и елей.

Хочу, чтоб пели глухо

Пастух пространств небесных,

О, ветер далей русских,

Как здесь устал я в тесных

Чертах запашек узких.

Особенность Бальмонта – бросать как бы небрежно какие-то вдохновенные, редкостно прекрасные отдельные строки – проявляется теперь даже ярче.

Поэзия Бальмонта – живое звено истории нашей литературы. Историки литературы не раз писали, что из всех многочисленных книг Бальмонта можно выбрать и скомпоновать один великолепный сборник. Поэзию Бальмонта необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала XX в. – Брюсова, Блока, А. Белого, Ахматовой.

Творчество К. Бальмонта в контексте поэтики символизма

Школьное сочинение

Когда слушаешь Бальмонта —

всегда слушаешь весну.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас воли.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

Автором этого стихотворения восторгались — “гений”. Его низвергали — “стихотворная болтовня”. Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: “Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну”. Первые его книги вышли в ту пору, когда зарождался русский символизм. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров, считавших себя рожденными “для звуков сладких и молитв”. Сборники “Горящие здания” и “Тишина” прославили поэта. Бальмонта швыряло от бунта к примирению, от согласия к протесту. Например, стихотворение, принесшее ему широкую известность, — “Маленький султан”, написанное по следам мартовских событий 1901 года. Яростное чувство гнева вызвали в его сердце репрессии царского правительства против студенческой манифестации:

То было в Турции, где совесть — вещь пустая,

Где царствует кулак, нагайка, ятаган.

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький Султан…

В Султане без труда распознали Николая II — и молодого поэта выслали из Петербурга, на него завели досье. В предисловии ко второму изданию сборника “Горящие здания” Бальмонт заявил: “В предшествующих книгах я показал, что может сделать с русским языком поэт, любящий музыку…”. Бальмонт как символист искал прямые соответствия между звуком и смыслом: “Чуждый чарам черный челн”. Он был музыкально одарен. Музыка все захлестывает, заливает у Бальмонта. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около пятисот романсов создано на его стихи. В. Маяковский в свойственной ему манере говорил: “Стихи Бальмонта кажутся мне плавными и мерными, как качалки и турецкие диваны”.

Бальмонту во всем важно было чувствовать явное или скрытое присутствие солнца. В 1903 году появилась книга, являющаяся взлетом поэта, — “Будем как солнце”:

Я не верю в черное начало,

Пусть праматерь нашей жизни Ночь,

Только Солнцу сердце отвечало,

И всегда бежит от тени прочь.

Тема солнца прошла через все творчество Бальмонта. Солнце как бы стало знаком раздела: одни — за, другие — против. Вместе с Бальмонтом был А. Белый: “За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в простор голубой!”. Против была З. Гиппиус: “Не будем как солнце”. Поэзия Бальмонта — это поэзия намеков, символов, звукопись, музыкальность. Образу придается загадачно-мистический оттенок. У Бальмонта видна сосредоточенность на своем Я, своем душевном мире, не ищущем ни с кем контакта. Он был верен принципу, сформулированному Гете: “Я пою, как птица поет”. Поэтому этюдность, мимолетность — одно из свойств поэзии:

Читайте также:  Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Его творческим методом был импрессионизм. Поэта так и называли: одни — импрессионистом, другие — декадентом, третьи… Бальмонт всю жизнь балансировал между крайностями:

Я — внезапный излом.

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей,

Я — для всех и ничей.

Он декларирует стихийность творчества:

Не для меня законы, раз я гений. Тебя я видел, так на что мне ты? Для творчества не нужно впечатлений…

Еще одна особенность поэзии Бальмонта — цвет. Он любил цветовые эпитеты: “Красный парус в синем море, в море голубом. ” Особое внимание поэт обращал на рифму и не ограничивал себя известными стихотворными формами, придумывал новые рифмы, сверхдлинные размеры:

Я изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи…

Годы эмиграции стали тяжелым испытанием для поэта. Ностальгия разъедала душу, подтачивала духовные и физические силы, выливалась в наполненные болью и смятением стихи:

…Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, —

Мне не поют заветные слова,

И мне в Париже ничего не надо.

Одно лишь слово нужно мне: Москва.

С этим стихотворением перекликается очерк-размышление “Москва в Париже”. И в нем возникает, словно сказочный Китеж, “безмерный город из белого камня. Москва…” И в нем тоскует душа поэта, прислушивается к “отзвуку гармоники”, раздавшемуся “где-то за дальним холмом”, “к бронзовым струнам”, звенящим “в некой подземности”, к каждому шороху, шелесту… В каждом звуке чудится ему родная и далекая Россия… Именно в годы тоски по России он создал сильные стихи, жизнь сорвала с поэта фрак с орхидеей в петлице, которых не было в его творчестве:

Прилив ушел, и я, как приведенье,

Средь раковин морских иду по дну.

А в стихотворении “Кто?” он пишет:

Я не умер. Нет. Я жив. Тоскую…

В 1926 году признавался, думая о России:

Я ею жил. И ей живу.

Люблю, как лучший звук, Москву!

Говоря о Бальмонте, нельзя не упомянуть о том, что он, пожалуй, единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души. Его лучшие стихотворения зачаровывают своей музыкальностью, искренностью и свежестью лирического чувства, неподдельной грустью и почти женственной нежностью. Прощаясь с жизнью, солнцем, поэзией, больной нищий поэт (он умер в 1942 году в оккупированном гитлеровцами Париже) говорил, что с земли он поднимется по Млечному Пути и его поглотит вечность:

Достаточно я был на этом берегу,

И быть на нем еще — как рок могу принять я.

Но, солнечный певец, как солнце, на бегу,

Свершив заветное, час ночи стерегу,

Чтоб в Млечном быть Пути, где новых звезд зачатье.

Мечта о космосе, о вечности была для него и мечтой о бессмертии.

Творческий путь Константина Бальмонта. Символизм. (Школьные сочинения)

«Поэтом с утренней душой» назвал Бальмонта Александр Блок в статье «О лирике» (1908). Он говорил о Константине Дмитриевиче, как о носителе светлого жизненного начала. Несмотря на все ужасы, которые он пережил, прекрасная душа поэта отражается в его творчестве. Бальмонту не было свойственно меняться под гнетом обстоятельств, во всех его стихотворениях явно читается духовная чистота и добро, которые были присущи этому человеку.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

«Золотой век», оставивший великое литературное наследие, сделал литературу неотъемлемой частью жизни общества. Семья Константина Дмитриевича не стала исключением для данного правила. Именно родители стали примером уважительного отношения к творчеству, любовь и уважение к литературе прививалась с нежностью.

Еще в будучи в гимназистом поэт присоединился к революционному кружку, это стало переломным моментом в его жизни. Страсти, кипевшие в сфере общественной жизни того времени, не могли обойти стороной открытую всему новому душу Константина Дмитриевича. Как в одной капле отражается вся природа воды как таковой, так и в творческой судьбе Бальмонта отразилась эпоха, в которую он жил и которую творил. Однако его поэтическая деятельность развивалась не в политическом ключе, его волновали менее насущные проблемы. Несмотря на это внешний мир, не всегда благожелательный, оставил отпечаток на личности поэта, хотя и не изменил его чистой души.

Не сразу Константин Дмитриевич нашел свое место в литературном движении той эпохи. Увлекшись в юности революционным течением, Бальмонт вскоре разочаровался в утопической идее социализма. Конфликт его стремлений, мечтаний и принципов с суровостью данного движения позволил Бальмонту стать полноправным членом советского общества. Первый сборник стихотворений вызвал гнев единомышленников поэта, они посчитали, что Бальмонт предал «идеалы общественной борьбы» и ограничил себя рамками «чистого искусства». Встреча с В. Г. Короленко, Н.М. Минским и Д. С. Мережковским, последователями нового литературного направления, предшествовало творческому становлению Бальмонта.

В отличие от футуризма, имажинизма и других литературных течений, появившихся в Серебряном веке, символизм определял своей целью – отображение пути становления личности. Символами служили не только предметы и образы, но и звуки как таковые. Большое влияние на данное течение оказало творчество Константина Дмитриевича. «Я, Ю, Ё, И — суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я — явное, ясное, яркое. Я — это Ярь. Ю — вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломанной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн… » – писал Бальмонт в очерке «Поэзия как волшебство» (1915) о смысле, который он вкладывает в сложение поэтических слов.

Большинство стихотворений Константина Дмитриевича тесно связаны с его собственным мироощущением. Окунаясь в мир творчества Бальмонта, читатель смотрит на события и героев глазами не стороннего персонажа, а самого автора. Например, в стихотворении «Как я пишу стихи», герой говорит:

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвертая смеется, набегая.

Бальмонт на самом деле ничего «не сочинял», в творчестве он оставался таким же открытым и честным, каким был в жизни.

О собственном творческом пути поэт отзывался с некой долей иронии. Так в стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени…» :

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Ступени и лестница – часто символ подъема на более высокий, находящийся ближе к небу уровень. Герой-рассказчик не ощущал поддержку соратников, редко был уверен, в каком направлении ему следует идти, он ощущал, что «дрожали ступени под ногой» у него, но продолжал путь и верил в лучшее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени: сочинение

Настоящим испытанием для Константина Дмитриевича стала вынужденная эмиграция в Европу, на протяжении которых он считал себя политическим беженцем. В одном из писем Бальмонта были строки: «Я хочу России… Пусто, пусто. Духа нет в Европе». Несмотря на оторванность от дорогой ему земли, поэт писал о России и для России, от которой был отдален и в которую уже не надеялся вернуться.

Конечно, есть поэзия актуальная в какой-то определенный период времени, есть поэзия актуальная во все времена, затрагивающая проблемы общества в разные временные отрезки, а есть поэзия «вечная». Бальмонт писал о том, что важнее политики, бытовых проблем и сиюминутных обстоятельств. Поэзия вне времени на самом деле оказалась поэзией на все времена.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id28132

Сочинение: Основные настроения поэзии Константина Бальмонта

Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники “Горящие здания” (1900 г.) и “Будем как Солнце” (1902 г.) вместе с книгой “Только любовь” (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта. Они были созданы на творческом взлете поэта, в пору расцвета его таланта. Образ “горящих зданий” – это знак носившейся в воздухе тревоги, знаком порыва, движения. Какие-то предчувствия будущих грозных событий и битв выразил поэт в стихотворении “Крик часового”.

Настроения тоски напрочь преодолены. Бальмонт в этих новых книгах упивается жизнью, стремясь ухватить и выразить ее во всем многообразии, испытывая “жажду безгранного, безбрежного”. Он возлюбил теперь решительность и энергию, подчеркнутую, броскую красочность, “кинжальные слова”. “Я хочу горящих зданий. Я хочу кричащих бурь”, – пишет Бальмонт. Он воспевает стихии природы – Океан и Солнце, Огонь и Ветер. Поставив в эпиграф сборника “Будем как Солнце” строку древнегреческого философа Анаксагора, он развернул ее в целое стихотворение:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо, что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль.

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Поэт Бальмонт отстаивал свое право как поэта на перевоплощение и изменчивость, главное, чтобы поэт был “самотождественен”. Поэту ведомы и равно близки высокое и низменное, красивое и безобразное. Такое раздвоение, такая контрастность были как бы законом у художников-декадентов. Неудивительно, что Бальмонт создает сонет, посвященный скорпиону, и любуется его гордостью и упорным желанием свободы, а другом сонете он благословляет искалеченных людей, и “кривые кактусы”, и “змей и ящериц отверженные роды”.

Когда Бальмонт появился на литературной арене, больше всего поразила читателей музыкальность его стихов. Уж очень сильно они отличались от журнальной поэзии конца века. В них была давно не слыханная в русской поэзии звонкость, певучесть, было богатство свежих рифм – в том числе и внутренних, – была щедрая звукопись. Он очаровывал читателя вкрадчивыми и плавными – возвратными повторами, в которых лилась мелодия:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Бальмонт активно участвовал и в политической жизни страны. В марте 1901 г. в Петербурге была разогнана огромная студенческая демонстрация, требовавшая отмены указа о сдаче студентов, замешанных в “беспорядках”, в солдаты. Среди участников демонстрации были и писатели, например, М. Горький, был и Бальмонт. Вскоре он выступил со стихотворением “Маленький султан”, изобличавшим в завуалированной форме режим террора в России и даже самого царя Николая II.

То было в Турции, где совесть – вещь пустая,

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

Естественно, поэту пришлось поплатиться за дерзкую сатиру, он был выслан из Петербурга.

Свержение самодержавия в России в феврале 1917 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. Однако перспективы революции были ему неясны, основ революционной большевистской программы он не понимал. Октябрь же был воспринят им враждебно, и он тяготел скорее к контрреволюции.

Поздние стихи Бальмонта обнаженнее, проще, человечнее и доступнее того, что он писал раньше. Они чаще всего о России, и в них яснее проступает та бальмонтовская “славянская позолота”, о которой упоминал когда-то И. Анненский.

Хочу густого духа

Сосны, берез и елей.

Хочу, чтоб пели глухо

Пастух пространств небесных,

О, ветер далей русских,

Как здесь устал я в тесных

Чертах запашек узких.

Особенность Бальмонта – бросать как бы небрежно какие-то вдохновенные, редкостно прекрасные отдельные строки – проявляется теперь даже ярче.

Поэзия Бальмонта – живое звено истории нашей литературы. Историки литературы не раз писали, что из всех многочисленных книг Бальмонта можно выбрать и скомпоновать один великолепный сборник. Поэзию Бальмонта необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала XX в. – Брюсова, Блока, А. Белого, Ахматовой.

Основные темы и мотивы лирики Бальмонта сочинение

В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.

Важны и философские мотивы, рассуждения о религии, жизни и смерти. В стихотворении «Моя душа» он сравнивает её с оазисом, где цветут его мечты, а мир вокруг – пустыня. В стихотворении уже «Великое ничто» поэт сравнивает душу свою с храмом многих богов. В «Скажите, вы, которые…» он обращается к влюбленным. Поэт понимает любовь как нечто слишком прекрасное, чтобы с этим можно было строить быт. С любовью Бальмонта можно лишь сгореть, как в последней строчке этого стихотворения: «Горю. Молюсь. Люблю…» Но этот священный огонь того стоит.

Заметным направлением в поэзии Константина Дмитриевич являются цветы. Они постоянно появляются в его стихах, часто им посвящены целые стихотворения. И цветы для Бальмонта – это не просто красота, но это нечто более важное, духовное, совершенное. К примеру, в стихотворении «Каждый цветок…» речь не просто о каждом цветочке, но и хвала каждому. Например, роза – просто совершенство. Или стихотворение «Цветок» показывает, что он возрождается как звезда – вечно. И никто не может разгадать секрет лепестков, но он и не нужен, главное, что цветы людей переносят в мир совершенства. А ведь, на самом деле, стоит лишь присмотреться к цветам, поймёшь, что они, на самом деле, какие-то неземные, удивительные. Есть у Бальмонта и «Снежные цветы» (поэт слышит их чудесные голоса), и «Горячий цветок» (хотя это рецензия Куприну).

Как цветы среди людей, женщины. Константин Бальмонт воспевает и душу женскую, и тело. Известно стихотворение «Женщина с нами», где показана её вечная роль Музы рядом с мужчиной. Воспета, опять же, и любовь к женщине (стихотворение «Опять»).

Основным мотивом творчества является некая сказочность. Много стихов с названиями из легенд, например, «Эльф». И в стихотворении «Моя душа – глухой…» есть и единорог, и дракон, и чудовища…

Известно, что Константин Бальмонт много путешествовал, любил этот мир во всех его проявлениях. И сам о себе поэт говорит в стихах, например: «Я в этот мир…». Он пришел сюда, чтобы любоваться солнцем, морем, лугами… Ощущается, что он чувствует себя властелином мира, хотя бы потому, что он всё мироздание «заключил» в одном своём взгляде.

Конечно, тем и мотивов ещё достаточно, но я выделил именно философскую, эстетическую и романтическую темы. Сказочные существа, женщины, цветы и разные страны – основные мотивы его лирики. Нет особенно тут социальных вопросов, быта, политики, здесь всё возвышенно. Стихи очень образны, мелодичны, очень приятны для чтения и на слух.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Бальмонта

Популярные сегодня темы

Практически каждому из нас приходилось слышать о человеческом характере, его свойствах и влиянии на поведение человека. Давайте же поподробнее разберёмся, что это за понятие.

«Уроки французского» – это одно из самых известных и запоминающихся произведений советского писателя Валентина Распутина. С присущей ему живостью и искренностью автор рассказывает нам историю обычного деревенского мальчика

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.

Основные настроения поэзии Константина Бальмонта

Название: Основные настроения поэзии Константина Бальмонта
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 00:52:43 12 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 8 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Раздел:Литература и русский язык
Тип:сочинение
Дата добавления:16.01.2014
Размер:3 кб
Короткая ссылка:
Оценить работу:
Просмотров:218

Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники “Горящие здания” (1900 г.) и “Будем как Солнце” (1902 г.) вместе с книгой “Только любовь” (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта. Они были созданы на творческом взлете поэта, в пору расцвета его таланта. Образ “горящих зданий” – это знак носившейся в воздухе тревоги, знаком порыва, движения. Какие-то предчувствия будущих грозных событий и битв выразил поэт в стихотворении “Крик часового”.

Настроения тоски напрочь преодолены. Бальмонт в этих новых книгах упивается жизнью, стремясь ухватить и выразить ее во всем многообразии, испытывая “жажду безгранного, безбрежного”. Он возлюбил теперь решительность и энергию, подчеркнутую, броскую красочность, “кинжальные слова”. “Я хочу горящих зданий. Я хочу кричащих бурь”, – пишет Бальмонт. Он воспевает стихии природы – Океан и Солнце, Огонь и Ветер. Поставив в эпиграф сборника “Будем как Солнце” строку древнегреческого философа Анаксагора, он развернул ее в целое стихотворение:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо, что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль.

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Поэт Бальмонт отстаивал свое право как поэта на перевоплощение и изменчивость, главное, чтобы поэт был “самотождественен”. Поэту ведомы и равно близки высокое и низменное, красивое и безобразное. Такое раздвоение, такая контрастность были как бы законом у художников-декадентов. Неудивительно, что Бальмонт создает сонет, посвященный скорпиону, и любуется его гордостью и упорным желанием свободы, а другом сонете он благословляет искалеченных людей, и “кривые кактусы”, и “змей и ящериц отверженные роды”.

Когда Бальмонт появился на литературной арене, больше всего поразила читателей музыкальность его стихов. Уж очень сильно они отличались от журнальной поэзии конца века. В них была давно не слыханная в русской поэзии звонкость, певучесть, было богатство свежих рифм – в том числе и внутренних, – была щедрая звукопись. Он очаровывал читателя вкрадчивыми и плавными – возвратными повторами, в которых лилась мелодия:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Бальмонт активно участвовал и в политической жизни страны. В марте 1901 г. в Петербурге была разогнана огромная студенческая демонстрация, требовавшая отмены указа о сдаче студентов, замешанных в “беспорядках”, в солдаты. Среди участников демонстрации были и писатели, например, М. Горький, был и Бальмонт. Вскоре он выступил со стихотворением “Маленький султан”, изобличавшим в завуалированной форме режим террора в России и даже самого царя Николая II.

То было в Турции, где совесть – вещь пустая,

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

Естественно, поэту пришлось поплатиться за дерзкую сатиру, он был выслан из Петербурга.

Свержение самодержавия в России в феврале 1917 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. Однако перспективы революции были ему неясны, основ революционной большевистской программы он не понимал. Октябрь же был воспринят им враждебно, и он тяготел скорее к контрреволюции.

Поздние стихи Бальмонта обнаженнее, проще, человечнее и доступнее того, что он писал раньше. Они чаще всего о России, и в них яснее проступает та бальмонтовская “славянская позолота”, о которой упоминал когда-то И. Анненский.

Хочу густого духа

Сосны, берез и елей.

Хочу, чтоб пели глухо

Пастух пространств небесных,

О, ветер далей русских,

Как здесь устал я в тесных

Чертах запашек узких.

Особенность Бальмонта – бросать как бы небрежно какие-то вдохновенные, редкостно прекрасные отдельные строки – проявляется теперь даже ярче.

Поэзия Бальмонта – живое звено истории нашей литературы. Историки литературы не раз писали, что из всех многочисленных книг Бальмонта можно выбрать и скомпоновать один великолепный сборник. Поэзию Бальмонта необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала XX в. – Брюсова, Блока, А. Белого, Ахматовой.

Ссылка на основную публикацию
×
×