“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Опасность идеи возвышения человека над обществом в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)
В 1866 году Фёдор Михайлович Достоевский написал одну из самых сложный и ключевых книг своего творчества – роман “Преступление и наказание”. Писатель работал над ней в трудные времена, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху глубокого социального и экономического кризиса, которому поспособствовала Крестьянская реформа 1861 года – отмена крепостного права. В данный период времени нарастал процесс распада вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В государство стали закрадываться сомнительные иностранные теории, которые особенно привлекали молодое поколение.
В произведении “преступление и наказание” автор затрагивает серьёзную и актуальную проблему возвышения человека над обществом.
“Твари дрожащие” или “сильные мира сего” – основная мысль теории “Бонапартизма”, которой лихорадочно был, одержим главный герой романа – Родион Романович Раскольников.
Следуя данной идее, бывший студент юридического факультета считал, великие личности не останавливаются перед слабыми жертвами для достижения своих целей, они добиваются успеха, проливая кровь своих противников. Но, поделив людей на две категории, Раскольников столкнулся с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Дабы проверить это Родион решился на убийство старухи-процентщицы, но, совершив преступление так и не нашёл ответа. ” Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! я просто убил: для себя одного” – прокралась мысль в его голове, ещё больше запутывавшая главного героя, а также заставившая испытывать колоссальное чувство страха, паники и душевной депрессии. Не замолкающий голос совести – вот, что звучало в его голове изо дня в день, постепенно склоняющейся к сумасшествию.
Не только с мировоззрением Родиона, но и с жизненными условиями была связана его идея. Бедный, живущий в каморке размером с клетки, студент едва сводил концы с концами. Та часть Петербурга, которая была отведена оборванному, скатившемуся на социальное дно обществу душила Раскольникова своей атмосферой. Но именно там, ему довелось увидеть детей лишённых детства и вынужденных зарабатывать себе на хлеб самостоятельно, а главное услышать трагичную историю семьи Мармеладовых. “Бедность не порок” – Утверждал Семен Захарович, рассказывая постыдную историю своей жизни, под пьяный хохот и насмешки посетителей грязной распивочной. Образ Мармеладова – образ нищеты и безысходности, “униженного и оскорбленного” человека, полной противоположности Родиона Раскольникова. Герой понимает, что причиной бремени, которое пало на плечи его семьи, является он сам, но при этом не стремиться покидать низший класс, коротая свою никчемную жизнь.
Трагедия Семёна Захаровича лишь подогрела интерес Родиона к теории “Бонапартизма”. Он пришёл к выводу, что не желает подобной судьбы. Но всё же, не определив для себя чёткой цели, Родион выбрал неверное направление, и, пережив множество мучений и угрызения совести за совершенное деяние, так и не сумел стать “сильным мира сего” окончательно загубив себе жизнь.
Данное явление остаётся актуальным, и по сей день. Множество людей, одержимых идеями “добиться прекрасной жизни, невзирая на способ” не оправдывают собственных ожиданий и постепенно опускаются на социальное дно. Теории, подобные “Бонапартистской” может оказаться серьёзным оружием в руках тех, кто не способен мыслить рационально, тем самым предоставит огромную опасность для общества в целом.
Гуманизм – вот о чём нельзя забывать, честолюбие и желание помогать людям мирным путём. Раскольников – человек, в чьей жизни произошло раздвоение личности: с одной стороны он желал стать великим человеком, используя все способы реализации своей цели, но с другой, это желание подавлял голос совести и здравомыслия, понимание того, что путь, который он выбрал, не приведёт его к высокой цели.
Таким образом, проблемы, поднятые в романе Достоевского “преступление и наказание” не теряют актуальности и в 21 веке. Автор уверяет нас, общество должно стремиться к гуманизму и гармонии во всех сферах жизнедеятельности. Произведения Фёдора Михайловича – это описание жизни “униженных и оскорблённых” людей, того, как, к сожалению, выглядит Россия, призыв к благоразумию и гуманности общества.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59695
Сочинение по роману Преступление и наказание Достоевского
Преступление и наказание сделало Достоевского популярным и известным писателем во всем мире.
Тема романа является шокирующей, открытой и настолько откровенной, что многие после прочтения главных моментов произведения испытывают неприятные ощущения. Но именно этим откровенным, жестоким и прозаичным повествованием автор и зацепил многих читателей.
Главный герой романа Родион Раскольников, обычный студент живет в тот период, когда все округ погибали от нищеты. Вот именно тогда он разработал теорию, согласно которой всех людей можно разделить на две половины одни это «твари дрожащие», вторые сильные и лучшие особи этого мира.
Согласно своей теории он решил совершить очищения рядов тварей дрожащих и убить злую процентщицу, которая столько крови попила с обычных людей. Но Родион не учел, что кроме своих высоких замыслов, он совершает убийство живого человека и это невозможно просто так забыть.
После осуществления своего плана, Родион понял, что зря он это сделал, теперь жить стало, сосем невозможно. До убийства, это были просто размышления, которые не приносили никаких действий, а после осуществления задуманного Раскольников готов был умереть, но ничего невозможно уже было исправить.
Только благодаря Соне Мармеладовой Родион смог покаяться, и признаться властям в содеянном противоправном действии. Теперь его отправили на каторгу, находясь там Раскольников, понял, зря он разделял людей на два слоя общества, что все люди одинаковы богатые и бедные.
У всех людей есть свой смысл жизни, обязанности и главное право человека, это право на жизнь и никто не имеет полномочий ее отнимать. Поэтому самым страшным преступлением является убийство. Это все понял Родион, общаясь с Соней, находясь в долгих одиноких раздумьях.
Но обрести покаяние, Родиону никак не получалось, он понял, что нельзя совершать таких действий, но уже стало поздно. Вот именно Соня Мармеладова и помогла ему разобраться во всех этих тонкостях.
Живя в семье, в которой мать не работала, отец стал выпивать, Соня поняла, что никто не сможет помочь. Ей нужно было еще кормить сестру и брата, вот эта нищета и безысходность толкнули девушку на путь продажных женщин.
Она продавала свои услуги за деньги, эти деньги приносила отцу и матери. Благодаря этому заработку, она смогла купить еду и одежду своим братьям и сестрам. Отец же умудрялся с этих денег покупать себе спиртные напитки.
Но Соня, работая на такой низкой работе не пала нравственно и духовно, она осталась верующей в Бога христианкой. При первой возможности бросила эту работу.
Главная мысль этого произведения, что человек из-за безысходности идет на преступление, но не стоит совершать убийство ближнего, ведь это самый страшный грех.
Сочинение №2
Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. В произведении поднято немало вопросов, касающихся морали, нравственности, наказания за содеянное и многие другие. Чего только стоит описание Петербурга, это мрачности и безысходности.
Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.
Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.
Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.
Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.
Основная причина преступления, совершенного главным героем, – это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.
Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.
Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России. Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.
Вариант 3
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.
Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.
Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.
А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.
Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.
Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.
Преступление и наказание (4 вариант сочинение)
Действия в романе разворачиваются в Санкт-Петербурге. Основной герой Родион Раскольников совершает главное преступление в своей жизни. На Родиона обрушивается наказание, которое является основной идеей романа. Парень учится в Петербурге и испытывает настоящую нищету. Родион очень восприимчив. Он много гулял и видел мучения и жизнь простого народа. Раскольников видел бедность, алкоголизм, унижения, смерть и проституцию. Роман писателя стал жестоким вердиктом обществу. Знакомство с Мармеладовым и Соней подтолкнуло студента к бунту. Бедный студент решает отомстить за обездоленного и поруганного народа.
На преступление Родион идет из-за своего безвыходной ситуации. Нищенство подтолкнуло Раскольникова оставить обучение на юридическом факультете. Поскольку у студента не было денег на обучение. У героя повышается озлобленность. Он хочет учиться и радоваться жизни. Унижения и бедность подталкивают героя на преступление. Студент убил старуху-процентщицу ради завладения ее драгоценностями и деньгами. Несмотря на свою цель, Раскольников так и не воспользовался богатством умершей старухи.
Также герой идет на преступление ради своих близких. Его родственники, а именно сестра и мать проживали вдали от Петербурга. Родион получил послание от матери, в котором говорилось, что младшая сестра Дуня собиралась выйти замуж за Лужина ради спасения Родиона и матери. Раскольников не может принять такую жертву. Еще одной причиной убийства считается теория и идея самого героя. Его идея проявляется при размышлениях и спорах с Порфирием Петровичем. Его идея была основана на сословных разрядах. Низкое сословие проживало в настоящей нищете. Люди из низкого слоя считались обыкновенными. Необыкновенные люди относились к высшему обществу и были разрушителями. Богатые люди вправе нарушать закон и оставаться безнаказанными.
Родион использовал теорию в своей жизни и пытался найти свое место в обществе. Раскольников как Наполеон не собирается сдаваться и самоутвердиться. Основываясь на теории, герой пошел на преступление. Потом начались его страдания и мучения. Трагичность героя основана на его ложной теории. Ложная идея завела героя в тупик. Родион отгородился от общества и мира и перестал радоваться жизни. В кульминации романа Раскольников ради искупления признается следователю в преступлении. Перед самым признанием Родиона мучают сомнения. Он решил признаться в совершенном убийстве по совету Сони.
По роману Преступление и наказание
Популярные сочинения
Автор картины под названием «Золотая осень» И. С. Остроухов разделяет свои положительные переживания как представитель искусства через воплощение на полотне своего взгляда на источник вдохновения – осень в лесу
Сегодня играем решающий матч. Я, конечно, на воротах. Мы пришли на наш пустырь сразу после уроков. Пришлось размести опавшие листья
Осень – невероятно красивое, живописное, бархатное, но в тоже время мрачное и прохладное время года. Природа меняет свой окрас и все вокруг становится разноцветным: желтым, оранжевым, багряным.
«Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»»
Достоевский, великий гуманист, конечно, осуждает эту теорию и теории, ей подобные. Тогда, когда у него перед глазами еще не было страшного примера фашизма, который, по сути, являлся доведенной до логической целостности теорией Раскольникова, он уже ясно представлял себе всю опасность и «заразность» этой теории. И, конечно же, заставляет своего героя в итоге в ней разувериться. Но сам прекрасно понимая всю тяжесть этого отказа, Достоевский сначала проводит Раскольникова через огромные душевные муки, зная, что в этом мире счастье покупается только страданием. Это находит отражение и в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании – в пяти. Теория для Раскольникова, как и для Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, становится источником трагедии. Многое предстоит пережить Раскольникову для того, чтобы прийти к осознанию крушения своей теории. И самое страшное для него – это чувство разъединенности с людьми.
Переступив моральные законы, он как бы отрезал себя от мира людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», – признается он Соне Мармеладовой. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Даже Раскольников, с его гордостью и холодностью, не может жить без общения с людьми. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений сразу, и каждое из них заводит Раскольникова в тупик. Он по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы.
По своей идее Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает, должен их презирать, ненавидеть, убивать без всяческих мук совести. Но он не может этого пережить, любовь к людям не исчезла в нем вместе с совершением преступления, а голос совести нельзя заглушить даже уверенностью в правильности теории. Громадные душевные муки, которые испытывает Раскольников, несравненно страшнее любого иного наказания, в них и заключается весь ужас положения Раскольникова. Достоевский в «Преступлении и наказании» изображает столкновение теории с логикой жизни. Точка зрения автора становится все более понятной по мере развития действия: живой жизненный процесс всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, революционную, и самую преступную, и созданную на благо человечеству. Даже самые тонкие расчеты, самые умные идеи и самые железные логические доводы в одночасье разрушаются мудростью настоящей жизни.
Власть идеи над человеком Достоевский не принимал, он считал, что человечность и доброта выше всяких идей и теорий. И в этом правда Достоевского, который о власти идеи знает не понаслышке. Итак, теория рушится. Измотанный страхом разоблачения и чувствами, разрывающим его между своей идей и любовью к людям, Раскольников еще не может признать ее несостоятельность. Он пересматривает лишь свое место в ней. «Я это должен был знать, и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться…», – спрашивает себя Раскольников. Он уже осознает, что он – отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, – «стыдное», неэстетичное. Позднее, в романе «Бесы», Достоевский развил тему «некрасивого преступления» – там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову.
Раскольников пытается определить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается». Принцип, через который пытался преступить Раскольников – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый зов добра.
Он не желает его слышать, ему горько осознавать крах своей теории, и даже когда идет донести на себя, все еще в нее верит, не верит лишь более в свою исключительность. Раскаяние и отказ от бесчеловечных идей, возвращение к людям происходит потом, по каким-то опять же недоступным логике законам: законам веры и любви, путем страдания и терпения. Очень ясно и тут прослеживается мысль Достоевского, что человеческая жизнь не может контролироваться законами разума. Ведь духовное «воскрешение» героя совершается не на путях рациональной логики, писатель специально подчеркивает, что даже Соня не говорила с Раскольниковым о религии, он пришел к этому сам. В этом еще одна из особенностей сюжета романа, который имеет зеркальный характер.
Настя из “Ворониных” уже как щепка (-26 кг за месяц)! Рецепт ее диеты тут>>>
Вечно молодая 52- летняя Андреева! Её секрет молодости, поражает всех! Читай.
Этот продукт избавит от жира! Скинете 8 кг за 3 дня, если перед сном .
У Достоевского герой сначала отрекается от христианских заповедей, а уже потом совершает преступление, – сначала признается в убийстве, а уж потом духовно очищается и возвращается к жизни. Еще один духовный опыт, важный для Достоевского – общение с каторжанами как возвращение к людям и приобщение к народной “почве”. Тем более этот мотив практически полностью автобиографичен: о своем похожем опыте Федор Михайлович рассказывает в книге “Записки из мертвого дома”, где описывает свою жизнь на каторге.
Ведь только в приобщении к народному духу, в понимании народной мудрости Достоевский видел путь к благоденствию России. Воскрешение, возврат к людям главного героя в романе происходят в точном соответствии с представлениями автора. Достоевскому принадлежат слова: «Покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты. Человек не родился для счастья, человек заслуживает счастья и всегда страданием».
Так и Раскольников заслуживает для себя счастье – взаимную любовь и обретение гармонии с окружающим миром – непомерными страданиями и муками. В этом заключается еще одна ключевая мысль романа. Здесь автор, человек глубоко верующий, полностью согласен с религиозными понятиями о постижении добра и зла. Да и через весь роман красной нитью проходит одна из десяти заповедей: «Не убий». Христианское смирение и доброта присущи Сонечке Мармеладовой, которая является проводником мыслей автора в «Преступлении и наказании». Поэтому, говоря об отношении Достоевского к своему герою, нельзя не затронуть еще одну важную тему, отраженную наряду с другими проблемами в произведении Федора Михайловича Достоевского – религию, которая предстает как верный способ разрешения нравственных проблем.
Судьбу Сони Мармеладовой Раскольников соотносит с судьбой всех «униженных и оскорбленных». В ней он увидел символ вселенского горя и страдания, и, целуя ей ноги, он «всему страданию человеческому поклонился». Раскольникову принадлежит восклицание: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Многие исследователи считают, что Соня – воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Своим примером она показывает путь Раскольникову – восстановить утраченные связи с людьми через обретение веры и любви. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению. Хотя начало любви для Сони мучительно, для Раскольникова же близко к садизму: страдая сам, он заставляет и ее страдать, тайно надеясь, что она откроет нечто приемлемое для обоих, предложит что угодно, кроме явки с повинной… Тщетно. «Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или ее дорога, или его». В эпилоге автор показывает читателю долгожданное рождение взаимной, все искупающей любви, которая должна поддерживать героев на каторге. Это чувство крепнет и делает их счастливыми. Однако полное восстановление Раскольникова не показано Достоевским, оно только объявлено; читателю дано большое пространство для размышления. Но это не главное, а главное то, что идеи автора в романе все-таки воплощаются в реальность, причем именно с помощью образа Сонечки Мармеладовой. Именно Соня является воплощением хороших сторон души Раскольникова.
И именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания приходит Родион Раскольников. Так освещается личность главного героя на фоне его взаимоотношений с Мармеладовыми. С другой стороны Раскольникову противостоят люди, которые были самыми близкими для него до того, как он пришел к мысли о разрешении самому себе права на убийство «ничтожной твари» ради пользы многих.
Это мать, Пульхерия Александровна, сестра Дуня, товарищ по университету Разумихин. Они олицетворяют для Раскольникова «отвергнутую им» совесть. Они ничем себя не запятнали, живя в преступном мире, и потому общение с ними почти невозможно для главного героя.
Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского
Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.
В этом романе рассказывается о Родионе Раскольникове, который совершил страшное преступление, а именно убийство. И главным смыслом произведения является, то что обязательно за преступлением должно следовать наказание. Пусть даже это наказание не в виде лишения свободы, но от собственной совести никогда не удастся уйти.
В данном произведении главный герой Родион Раскольников, убил старуху-процентщицу, а также ни в чем неповинную сестру старухи. Убив ее, он планировал отдать деньги талантливым и бедным людям. После убийства Родион не может воспользоваться этими деньгами. Он начинает жить словно в аду. Вся его дальнейшая жизнь превращается в сущий кошмар. Он мучается от угрызения совести, он постоянно живет в страхе. Он боится разоблачения, Раскольников находится в постоянном напряжении, он также вынужден обманывать и своих близких людей. Он находиться на грани сумашествия. Но такие страшные чувства он испытал больше не из- за содеянного страшного преступления, а в основном из за того, что не мог справиться с испытанием, которое подготовила ему судьба. И поэтому он не может называться «право имеющий». На это преступление подтолкнула его нищета, которая окружала его вокруг. Он не мог никогда признать своих ошибок.
В итоге он смог полностью раскаяться в этом чудовищном преступлении, рассказав обо всем не своим родным и близким, а Соне Мармеладовой-женщине, которая зарабатывает деньги на панели. Он не смог больше держать этот тяжелый груз у себя на душе и решил ей все рассказать. Когда он ей признавался в содеянном, то понял, что убил себя самого.
В этом романе описывается то, что чувствует человек, который переступил через свои морали, рассказывается то, насколько тяжело им потом живется после содеянного. На примере главного героя произведения, можно сделать вывод, что методом насилия и убийства нельзя достичь ничего. Люди, которые идут на такие преступления, наказывают в первую очередь себя. Это наказание приходит к нему в виде сердечных и душевных терзаний.
Ни один человек в мире, переступивший через нормы морали и нравственности, не может остаться не наказанным. И обычно самым страшным и тяжелым наказанием являются те муки, которые он испытывает, совершив эти преступления.
2 вариант
Роман, который носит название «Преступление и наказание» и по сей день пользуется широкой популярностью среди читателей всего мира. Написан он Федором Михайловичем Достоевским. Смысл, суть и идея данного произведения представлены в этой статье.
В центре повествования находится Родион Романович Раскольников – молодой бедный студент, проживающий в культурной столице России. Сюжет в настоящее время знаком почти каждому, кто тем или иным образом знаком с творчеством этого автора: Раскольников убивает старушку-процентщицу и на протяжении всего произведения представлен его внутренний мир и итог…
Господин М.Н. Катков, который являлся редактором «Русского вестника», вел переписку с Федором Михайловичем Достоевским. В одном сентябрьском письме были написаны некоторые факты из романа «Преступление и наказание».
Федор Михайлович описывал сюжет, как отчет с точки зрения психологии после совершения преступления. Событие данное произошло в настоящее время. Героем является молодой студент, который ввиду такой жизни проживает в бедности и нищенстве. Он совершает преступление. Причинами служат бедность, нигилизм, бонапартизм, легкомысленность. Он убивает старуху, дабы проверить идея сверхчеловека.
Также в этом послании Федор Михайлович делает пояснение, что протекает в душе главного героя. Убийца задается вопросами, которые решить нельзя. Он словно бы отломился от человечества. И замучился от этого.
Для того, чтобы оправдаться и заслужить вновь находиться среди людей, Родион придумывает себе утверждение, что преступник принимает муку для искупления своего свершения.
В финале произведения главный герой приходит той же тропой, которой начинал путь, к тому, откуда начинал. Он приходит к Творцу, человечности, которые запрограммированы в людях от самого их создания.
При этом автор имел такое мнение, что наказание с точки зрения закона является пугающим в меньшей мере, нежели наказание внутреннее. Считается, что самое тяжело выносимое наказание – это муки души, наказание совестью. В своем послании для Каткова Федор Михайлович объясняется, что преступление, которое назначено убийце по закону юристами меньше его устрашает, нежели нравственные терзания.
Получается ли у главного героя раскаяться? Это сразу его настигает или спустя несколько лет? Финал вселяет надежду, что это все же происходит.
Сочинение Смысл романа Преступление и наказание
Наверное, невозможно встретить сегодня человека, живущего в нашей стране и не читавшего романа великого Достоевского «Преступление и наказание». Эта книга доходит до сердца каждого, кто берет ее в руки. Однажды прочитав творение русского гения, уже никогда не сможешь забыть его. И это не удивительно: в нем поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют многие поколения людей.
В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?
Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное. Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими. Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей.
Он решает убить старуху-процентщицу, которая наживается за счет несчастных людей. В его сознании формируется теория, которая по своей опасности может сравниться с фашисткой теорией Гитлера. Раскольников мучительно ищет ответ на вопрос, не дающий ему покоя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По мнению героя, убийство, которое может принести благо многим людям, допустимо. Убив старуху, Раскольников мечтает избавить общество от скверны. Теория его опасна, так как узаконивает страшное преступление.
Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое. Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом. Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.
Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой. Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.
Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения
Произведение является циклом небольших лирических очерков, повествующих о жизни крымских рыбаков, представленных писателем в образе истинных детей природы, изображенных в постоянной борьбе с жизненными трудностями
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом
Данный роман я является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума стараются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.
Одним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
просмотреть сочинение |
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: “Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в действиях, нежели обыватели?” И по сей день не прекращаются споры и распри на этой почве: вспомним, хотя бы расизм, антисемитизм, фашизм и т. д. — ведь они подразумевают, что одни люди лучше других!
Герой романа “Преступление и наказание” также задумывался над вопросами устройства людских социумов. Родион Раскольников хочет заново для себя и всего человечества решить все вопросы жизни, где удел всех несчастных – страдания и смерть. И раз необходимо поломать этот порядок, остановить ежечасно совершающуюся несправедливость, необходим и Герой в истинном, древнем значении этого слова.
Итак, Герой призван изменить мир. Избрав роль спасителя человечества, Родион Романович создает новую систему ценностей, некую теорию, согласно которой существует сверхчеловек, власть имеющий и преступающий, проливающий “кровь по совести”. Это трагическое забвение христианских заповедей, эта подмена нравственных законов законами арифметики: “Одна смерть и сто жизней взамен- да ведь тут арифметика!” – воспитывается в человеке всем строем современной ему жизни, самой атмосферой города из серого камня.
Да и что такое Петербург, в котором происходит почти все действие? Это город, в котором человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение достоверности происходящего тут же покидает нас. Вместе с Родионом и мы уносимся, соприкасаясь с его лихорадочным сознанием, в бескрайние просторы духа, не обремененного телом. Раскольников перестает ощущать себя, и даже принятие пищи кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью, Сам Петербург, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух” провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет особое влияние на душу человека. Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность. Меня поразила настойчивость автора в подробном описании грязных улиц, их смрада и мерзости, пыльного городского камня, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая и человека стремится поработить, уподобить себе.
Петербург пересекает множество речушек, рек, каналов. Но в Петербурге Достоевского не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящим солнцем и духотой, бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на мертвый камень. Но как только кому-то захочется свести счеты с жизнью, немедленно возникает река, появляется высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой. Даже реки в этом городе – не явление природы, не прекрасное Божье творение, а лживое перевоплощение камня.
Но разве можно оправдать всем вышесказанным то, что человек убивает другого человека, чтобы узнать, тот ли он великий Герой, который впоследствии принесет им счастье. Вообразив себя “право имеющим”, Раскольников попирает святое, незыблемое для человеческого сознания -он посягает на человека.
“Не убий, не укради”, – написано в древней книге. Это заповеди человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников дерзнул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных вопросов и идей. И бездна муки себе и другим.
По замыслу герой совершал не преступление, а пробу; поднял руку не на человека, а на “вошь”. Но тогда почему он так боится, так замирает от любого чужого окрика, почему так невыносимо ему видеть родных – мать и Дуню?
Раскольников сознает, что не “старуху убил, а себя”. Он бежит от этой мысли, как Страшного Суда, — не мог, не смел это совершать. В какие-то моменты внешние события отвлекают Родиона от его внутреннего переживания, он забывает о содеянном и уже готов радостно и освобождение воскликнуть: “Есть жизнь! Не умерла она еще со старухой!”. Но это лишь мгновение. Жизнь умерла — осталась мука.
Преступление стоит между ним и миром. Убийство — акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. В гордом одиночестве создавал Раскольников свою теорию, готовился к “пробе”. В те дни и часы никто ему не был нужен. Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. И тогда появляется Соня Мармеладова. Ее появление, по-моему, довольно значимо в романе. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех.
Соня, поставленная в те же условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня — другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников. Именно Соня убеждает Родиона признаться в содеянном. И герой соглашается с ней, но в тот момент в его душе нет раскаяния. Он донес на себя лишь потому, что тайна давила его, мешая жить и дышать. Но, чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.
Покаяние – это не просто признание своей ошибки, но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз. Покаяние – это страдание, потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние – это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.
Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Он думает, что это только он виновен в произошедшем, но теория непогрешима. Все изменяется лишь во второй части эпилога. Раскольников видит сон о моровой язве: своеобразная реализация его теории. Все люди вообразили себя героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением мнит себя каждый. Разгораются споры, которые вскоре доходят до войн. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга – и все меньше и меньше в живых остается на планете. Пустынная земля, где люди перебили друг друга, – вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его путь к людям.
Удивительно, что и пейзаж эпилога резко отличается от картин природы в шести частях романа. Появляется простор, бескрайние виды, живая и мощная, не скованная набережными сибирская река. Это – знак перемены в судьбах героев, о которой мы уже не узнаем.
Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой.
Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.
19668 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Достоевский «Преступление и наказание» (обзор)
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение Ссылка на основную публикацию