Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Роман «Идиот» – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы – устремленность к подлинному братству, всеобщему примирению. В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно сейчас мы чувствуем отчужденность, разобщенность.

Главный герой романа «Идиот»– человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае – чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание – болезнь, то сам герой – воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В «Идиоте» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…». Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой – сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь».

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, – это образ Иисуса Христа. Само «явление» князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только «странным укоряющим взглядом» и «прерывающимся голосом». Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: «Я еще не знаю, в чем именно виноват». Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он – живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: «Убивать за убийство – несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье» – говорит князь.

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение – деятельность, сила, способ «преобразования и переделки мира».

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”

Роман “Идиот” – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы – устремленность к подлинному братству,

Главный герой романа “Идиот”- человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае – чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание – болезнь, то сам герой – воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В “Идиоте” есть “попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…”. Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой – сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: “Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь”.

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, – это образ Иисуса Христа. Само “явление” князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только “странным укоряющим взглядом” и “прерывающимся голосом”. Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: “Я еще не знаю, в чем именно виноват”. Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он – живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: “Убивать за убийство – несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье” – говорит князь.

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение – деятельность, сила, способ “преобразования и переделки мира”.

Похожие сочинения:

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Ф. М. Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что.

РОМАН О “ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ” (ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ИДИОТ”) I. Психологический роман о трагедии прекрасного человека. Достоевский о замысле романа “Идиот”. II. “Всего себя в поливу всех” – этический идеал автора и его героя. 1. Предыстория князя Мышкина. Его.

Роман о положительно прекрасном человеке Идиот Роман о “положительно прекрасном человеке” (по роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) I. Психологический роман о трагедии прекрасного человека. Достоевский о замысле романа “Идиот”. II. “Всего себя в пользу всех” –.

Пути правды в произведениях Достоевского Пути правды в произведениях Достоевского I. “Это вечное искание и называется жизнью” (Достоевский). II. Борьба идей в романах Достоевского. 1. Мастерство писателя в изображении социальных контрастов. 2. “Всего себя в.

Сочинение по роману Достоевского “Идиот” Именно “Идиот” у многих читателей является любимым произведением Ф. М. Достоевского. И на это есть множество причин. В этом романе описано очень много глубоких и проникновенных человеческих образов, которые просто.

“Мир денег” в романе достоевского “Идиот” С первых же страниц романа “Идиот” читатель попадает в мир, где основную роль играют миллионеры, капиталисты, дельцы, ростовщики и авантюристы. К сильным мира сего в первую очередь конечно же можно.

ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. “Гениальность Достоевского неоспорима, – писал Горький.

Читайте также:  Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) В романе Ф. М. Достоевского “Идиот” автор пытался создать образ положительного.

Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: “Преступление и наказание” или “Идиот”) Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это.

Г. А. Зябрева, М. А. Кустовская Понятие “живая жизнь” в истолковании Ф. М. Достоевского (на материале романа “Идиот”) История русской литературы Г. А. Зябрева, М. А. Кустовская Понятие “живая жизнь” в истолковании Ф. М. Достоевского (на материале романа “Идиот”) На рубеже веков в России в употреблении символистов-имп –.

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих. II. Образ города-спрута, в котором “человеку пойти некуда” (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову). 1.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: “Преступление и наказание” или “Идиот”) Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким.

Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и.

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в.

“ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК” (по роману “Идиот”) “ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК” (по роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) В своем романе “Идиот” Ф. М. Достоевский попытался представить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия. Поэтому, в соответствии с.

Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого.

Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский План I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры. II. Использование библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”.

ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче.

ОБЛИЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это Роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем.

Эпилог в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План I. Значение эпилога в романе. II. В чем причина бед человеческих? 1. Чувство собственной правоты и после осуждения. 2. Осознание ошибочности своей теории и раскаяние. III. Торжество пресвятой любви.

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевский в романе “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того.

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План I. Образ Петербурга в русской литературе XVII-XIX веков. II. Петербург Достоевского. 1. Идейно-художественный смысл образа города в романе. 2. Удушливость городского пейзажа. 3. Петербургские трущобы. III. Петербург – соучастник.

СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых глубоких и сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им.

ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. “Преступление и наказание” многие критики и писатели.

ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных.

Скафтымов А. П. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА “ИДИОТ” ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА “ИДИОТ” Князь радостно принимает мир… Ключи счастья в самом человеке. Нужно “уметь быть счастливым”. Есть какое-то состояние внутренней жизни человека, такая установка его духа, которую он должен.

Родион Раскольников и его двойники в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если.

Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и.

Рюриков Б. Ю. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ “Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не.

Страсти и пороки в романе Достоевского “Идиот”

Роман Идиот одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Его герой человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.
Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для. других целиком и полностью. Если сознание болезнь, то сам герой воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа.
Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: Главная мысль романа изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь.
В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.
Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, это образ Иисуса Христа. Само явление князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.
Князь, как и Христос, выступает с идеалами, принципами, чуждыми сильным мира сего. Он искренне хочет помочь людям, обращается к ним с проповедью, с призывом дарить милостыню, братскую помощь, а окружающие не понимают его душевных порывов и принимают за сумасшедшего.
В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкии отвечает только странным укоряющим взглядом и прерывающимся голосом. Его оклеветали газеты, но князь прощения просить собирается.
Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: Я еще не знаю, в чем именно виноват.
Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение деятельность, сила, способ преобразования и переделки мира.
Герой дорог автору, потому что он подает пример доброты, милосердия, искренне верит, что красота и любовь способны облагородить человека, сделать его лучше, приблизить его к совершенному идеалу.

Сочинение по литературе на тему: Страсти и пороки в романе Достоевского “Идиот”

Другие сочинения:

Образ главного героя в романе Достоевского “Идиот” Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. “Гениальность Достоевского неоспорима, – писал Горький, – по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру”. Произведения писателя – замечательного художника слова – неизменно задевают за живое, учат состраданию, Read More .

Читайте также:  Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Гуманистический идеал Ф. М. Достоевского в романе “Идиот” На афоризм Аристотеля: “Платон мой друг, но исти­на дороже”, – есть прекрасное ответное замечание: “Луч­ше уж заблуждаться с Платоном, чем быть правым с умниками”. С той же интонацией прочитывается и утверждение Достоевского о ценности заблуждения, осо­бенно, если это заблуждение высоконравственно: Read More .

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского “Идиот” “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют Read More .

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”, князь. Создавая образ, автор ставил целью “изобразить вполне прекрасного человека”. Возможным прототипом героя (хотя бы по части внешности) мог быть граф ГА. Кушелев-Беэбородко. В черновиках Достоевский несколько раз называет Read More .

Настасья Филипповна и Аглая – особенность женских характеров в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Я часто задаю себе вопрос: “Почему во многих романах русских писателей главные героини – красавицы? Случайно ли это?” Наверное, нет. Достоевский считал красоту тайной бытия. Она в системе философии (координатной) располагается на пересечении важных жизненных категорий – идеала, любви, духовности. Read More .

“Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием” (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского “Идиот” Многие русские писатели XIX века пытались раскрыть человеческую личность, со всеми ее чаяниями и метаниями. Наверное, лучше всего это удалось Федору Михайловичу Достоевскому. Он смог точно подметить мельчайшие движения и порывы человеческой души. Кажется, что не автор пишет книгу, а Read More .

Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского. (По роману “Преступление и наказание” или “Идиот”.) Библия принадлежит всем, атеистам и верующим. Это книга человечества. Ф. М. Достоевский Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы, связанные с библейскими мотивами Read More .

Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа “Идиот”) Первое впечатление, какое производит роман Достоевского “Идиот” на читателя, – смятение от предельно насыщенного эмоционального фона. Ос-таться равнодушным к роману с его бунтующими и страдающими героями невозможно. Равно как невозможно до конца понять истинную причину про-тивостояния героев друг другу, обществу Read More .

РАЗНОЛИКАЯ ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

студент, факультет русский язык и литература, БГУ им. И.Г. Петровского, г. Брянск

старший преподаватель, БГУ им. И.Г. Петровского,

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих», – писал Ф. М. Достоевский. Пожалуй, что в его романах о любви сказано даже слишком много. Достоевский считал, что именно любовь, самое сильное из всех человеческих чувств, способно изменить человека и раскрыть его с той стороны, которая ранее была сокрыта. В романе «Идиот» этой теме уделено большое внимание. Как отмечалось, в этом романе представлены и раскрыты «три любви: 1) страстно-непосредственная любовь – Рогожин; 2) любовь из тщеславия – Ганя; 3) любовь христианская – Князь» [2, с. 363]. При этом «высшей любовью, лишенной эгоизма и расчетливости» писатель называл любовь «Князя». В случае с князем Мышкиным любовь – это искушение. На своем жизненном пути князь встречает и влюбляется в двух женщин: Настасью Филипповну и Аглаю Епанчину. Отметим, что князь противопоставлялся и одновременно отождествлялся с Христом. Т.А. Касаткина отмечает: «И все-таки с самого начала образ Мышкина противопоставлен образу Христа по одному, но перевешивающему все остальные, признаку. То, с чего, собственно, начинает князь Мышкин свою деятельность в качестве спасителя мира,― это намерение и стремление жениться на Настасье Филипповне» [4]. Следовательно, это нарушение заповедей Христа: «Не женятся и не посягают, а живут, как ангелы Божий» [2; c. 173]. Князь Мышкин нарушил эту заповедь, полюбив.

Если мы обратимся к взаимоотношениям князя Мышкина и Настасьи Филипповны, то увидим, что они будто предначертаны друг другу. Герои неоднократно испытывают явление «дежа-вю», о чем постоянно упоминает Настасья Филипповна: «А как вы узнали, что это я? Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?» [2, c. 89]. «Право, где-то я видела его лицо! ― проговорила она вдруг уже серьезно, внезапно вспомнив опять давешний свой вопрос» [2, c. 99]. Исследователи отмечают, что самая большая ошибка князя была в характере любви к гордой красавице Настасье Филипповне. Это не была любовь в обычном ее понимании, это была любовь-жалость, любовь-сострадание. Именно заочная встреча князя Мышкина с Настасьей Филипповной через фотографию предопределила характер их отношений: «Это необыкновенное по своей красоте и еще почему-то лицо сильнее еще поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его» [2, c. 69]. «В этом лице. страдания много. ― проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая» [2, c. 69], – читаем мы в романе. Это ключевой момент для раскрытия главных образов романа. Э. Вахтель пишет: «Этот жест уподобляет фотографию Настасьи Филипповны еще одному типу визуального объекта, который целуют православные, а именно иконе» [1]. И, следовательно, автоматически идет соотношение образа Настасьи Филипповны с образом Мадонны. Любви Мышкина к Настасье Филипповне абсолютно чужда страсть, и Лев Николаевич честно в этом признается Рогожину: «Я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее “не любовью люблю, а жалостью”. Я думаю, что я это точно определяю» [2, c. 173]. Весь роман его с Настасьею Филипповною есть проявление любви-жалости. Ее отчаянным страдающим лицом у него «пронзено навсегда сердце». Предложение, сделанное им Настасье Филипповне, было поступком защитника страдающих рыцаря Дон–Кихота, и сравнение с Дон–Кихотом, несколько раз произведенное Аглаею, содержит в себе значительную долю правды [5]. Как добрый человек, он часто испытывает сострадание; но при этом он сам заражается чужим страданием [5]. Его любовь не страстная, его любовь к ней чистая, жертвенная, полная самопожертвования, христианская. Именно такой любовью обусловлено желание Мышкина умереть за предмет любви подобно тому, как Христос готов был отдать жизнь за людей. Мышкин говорит Настасье Филипповне: «Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много… Я вас… Настасья Филипповна… люблю. Я умру за вас…» [2, с. 138]. Но любовь князя к Настасье Филипповне исчерпывается не только жалостью и состраданием, но и уважением. «Серьезные разговоры о России, о жизни и никогда о любви. Настасья Филипповна наивно и бессознательно рада и видит новый мир и перевоспитание в том, что князь с ней так говорит. Гордится (хорошо)», – делает заметку в материалах к роману писатель [2].

Любовь же Настасьи Филипповны сочетает в себе много качеств. Она не лишена сладострастия. Так же она сочетает в себе эгоизм, которого она стыдится, именно потому она бежит из-под венца от князя Мышкина. Боится погубить его. Ее любовь к нему так же не лишена и сострадания. Не случайно говорит ему, мол, какая женитьба, князь, тебе самому нянька нужна… Она понимает, что Мышкин беззащитен в этом жестоком обществе, полном корысти и фальши. Есть в ее любви и материнские, платонические чувства. Для нее князь прежде всего не мужчина, а человек. Человек чистый чувствами и помыслами, невинный словно дитя. И потому отношение к нему соответствующее. И если мы обратимся к традиционным отождествлениям Настасьи Филипповны с Мадонной, а князя с Христом, то заметим, что она относится к нему как мать к своему ребенку, знающая его незавидную судьбу. Так же любовь Настасьи Филипповны полна самопожертвования. Именно из-за самопожертвования она отказывается от князя, бежит из-под венца и предпринимает попытки соединить князя с Аглаей, считая соперницу более достойной. Но отношения с этой гордой женщиной, бравирующей своей порочностью и стремящейся к чистой любви, изматывают князя. Он чувствует, что его любовь к мятущейся красавице иссякает. Горячую клятву исполнить все труднее. И трудность не столько физическая, сколько нравственная [6, с. 95]. И уже он признается Аглае, что отдал бы за Настасью Филипповну жизнь свою, но он уже любить ее не может, и она это знает; и он не может уже так пожертвовать собой, женившись на этой гордой, но несчастной женщине. Мы видим, любовь его иссякает, и он уже не может и не чувствует сил спасти Настасью Филипповну. И, как следствие, не спасает. Героиня погибает.

Любовь же к Аглае у князя озарена радостью. Девушка для него – «луч света». Аглая была нужна ему для победы в его душе света и гармонии, которые он начал обретать в Швейцарии и которые опять вытеснялись темнотой и диссонансами [6, с. 100]. Они родственные души, детскость Аглаи роднит ее с юродивостью князя. Но чувствам девушки присущ эгоизм и ревность. И потому Аглая, пошедшая навстречу «рыцарю бедному» после долгих насмешек и капризов, не вынесла и минутного колебания между нею и Настасьей Филипповной. Любовь Аглаи искренна и чиста, но не свободна от эгоизма. Это связано, прежде всего, с характером самой Аглаи. В ней бушует эгоизм, потому что она «своеобразный домашний идол» с детства. Даже любовь ее эгоистична, ведь чтобы уязвить соперницу, поставить ее в унизительную позицию проигравшей, Аглая тащит ослабленного после приступа князя за собой на эту мучительную для него встречу. Неужели любящий человек так поступит? Вряд ли. Ее любовь к Мышкину настоящая, не лишенная искренности, но эгоизм и гордыня его развращают до невозможности. Но несмотря на это князь доверяет Аглае и раскрывает перед ней свою душу. Борьба с Настасьей Филипповной заставляет ее страдать. И князь тоже страдает. Он страдает от того, что он невольно является причиной несчастья для любимых женщин.

Читайте также:  Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Чувства Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной чем-то схожи. Они обе любят князя сильной любовью, но любовью несколько эгоистичной. Но если Настасья Филипповна смиряет свой эгоизм, то Аглая наоборот его не сдерживает. Князь Мышкин здесь самый неэгоистичный. Обе женщины ревнуют, и, следовательно, ведут борьбу за предмет своей любви. Настасья Филипповна старается до последнего вести себя «по-мышкински», но все равно срывается в поединке с Аглаей [6, с. 99].

Мучительные отношения, бесконечные метания между двумя красавицами изматывают князя. Силы его иссякают. А смерть Настасьи Филипповны становится для него последним и страшным ударом, вернувшим его из реального мира в свой замкнутый мир…. Быть может, финал этого сложного любовного многоугольника, замыкающегося на образе главного героя, выражает мысль автора, записанную в черновике к роману – «…не Христос!», а человек. И какими бы светлыми не были его помыслы и желание изменить судьбы людей, это не в его власти, по тому, что на все воля Божья.

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”

Роман “Идиот” – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы – устремленность к подлинному братству, всеобщему примирению. В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно сейчас мы чувствуем отчужденность, разобщенность.

Главный герой романа “Идиот”- человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае – чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание – болезнь, то сам герой – воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В “Идиоте” есть “попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия. “. Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой – сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: “Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь”.

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, – это образ Иисуса Христа. Само “явление” князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только “странным укоряющим взглядом” и “прерывающимся голосом”. Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: “Я еще не знаю, в чем именно виноват”. Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он – живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: “Убивать за убийство – несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье” – говорит князь.

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение – деятельность, сила, способ “преобразования и переделки мира”.

Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе «Идиот» (Достоевский Ф. М.)

Однажды Достоевский увидел полотно немецкого художника “Мёртвый Христос”, на котором был изображён Иисус после снятия с креста. На его теле видны следы мук, и кроме названия картины ничто не говорит о том, что это Бог, а не просто казнённый человек. Это полотно стало поводом размышлений Достоевского над тайной воплощения бога в человеке. Как совмещается в человеке начало божественное и человеческое? Этому Достоевский и посвящает роман “Идиот” 1868 г.

Зачади, которые поставил писатель перед собой: создать образ положительно прекрасного человека и посмотреть, что с ним произойдёт в человеческом обществе.

В черновиках романа Лев Николаевич Мышкин назван князем Христом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Так Достоевский обозначил, что его главный герой насколько возможно схож с Христом, близок к Христу добротой, отсутствием эгоизма, кротостью.

Рано оставшись сиротой, князь заболел и был отправлен в швейцарскую клинику. Там он жил, мало общаясь с людьми. В 26 лет после долгого отсутствия, без средств к существованию, с маленьким узелком он приезжает в Петербург, “выходит в люди”.

Князь оказывается в доме у своих дальних родственников: генерала Епанчина и его семьи; знакомится с тремя дочерьми генерала, в младшую из которых, Аглаю, тайно влюблен помощник генерала — Ганя Иволгин. Попадая в водоворот земных страстей, Мышкин узнает о предстоящей свадьбе Гани с известной петербургской красавицей Настасьей Филипповной Барашковой. Её ещё девочкой сделал своей любовницей богатый помещик Афанасий Тоцкий. Он хочет удачно жениться, а Настасью Филипповну выдать замуж, пообещав большие деньги в качестве приданого (75 тысяч).

На Настасью Филипповну положил глаз генерал Епанчин (покупает колье). В Настасью Филипповну влюблен и купец Рогожин, который получил после смерти отца огромное состояние. Князь Мышкин тоже поражен красотой Настасьи Филипповны и тем, как несправедлива ней судьба. На званом вечере у Настасьи Филипповны Рогожин бросает к её ногам огромную пачку денег. Потрясённый Мышкин объявляет ей, что она ни перед кем ни в чем не виновата и предлагает ей руку и сердце. (“Я давеча Ваш портрет увидал, и точно я знакомое лицо увидал, мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня”).

Настасья Филипповна, считая себя грешной, не решается загубить столь чистое существо, как Мышкин. Она бросает в камин пачку денег, привезенных Рогожиным, и предлагает Гане вытащить эту пачку, для которого главное — деньги. Мышкин осознаёт, что с Рогожиным Настасья никогда не будет счастлива, поэтому отправляется за ними, но понимает, что не любит, а жалеет Н. Ф., а Н. Ф. не может отказаться от искреннего Мышкина, поэтому уходит от Рогожина, но возвращается. Постепенно вокруг князя собирается много разных людей (Ипполит, Келлер, Лебедев) и каждый идёт к князю с просьбой, заботой, обращается за помощью. Мышкин стремится помочь им всем, но каждый думает, что Бог послал князя в советчики именно ему. Конечно, князь может жалеть всех, но нужно, чтобы и его кто-то любил и жалел так же бескорыстно и глубоко, но Аглая не может ему простить заботу о Н. Ф., Рогожин ревнует его к Н. Ф., Епанчин относится к князю с подозрением, Иволгин сомневается в Мышкине.

Финальные страницы романа приводят к неутешительным выводам: положительно прекрасный человек не сумел никого спасти, даже самого себя, потому что спасти может только Бог, а человек, взявший на себя такую задачу, потерпит крах, у него силы человека, а не Бога. Фактически, князь действительно сделал немного, но у каждого, кто с ним соприкоснулся, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть бескорыстно отдающим себя и, может быть, кто-то из его петербургского окружения сохранит в себе князя Мышкина, может быть, это будет Коля Иволгин, больше всех любивший князя. Достоевский верил, что люди могут быть прекрасны и счастливы не только в иной загробной жизни, но и “не потеряв способности жить на земле”. Если люди поймут и увидят, как они прекрасны, наступит золотой век, но писатель понимает, что в одночасье это произойти не может. Необходима огромная духовная работа, глубокая вера, вера в Бога, вера в божеское в человеке.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71679

Ссылка на основную публикацию
×
×